Когда Корнилий начал молиться на иных языках, это убедило и Петра и других апостолов в истинности его покаяния и возрождения: «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (11:18).
Язык, на котором молился Корнилий, не был понятен окружающим, однако, это был тот же дар, который получили апостолы в день Пятидесятницы. Об этом сказал ап. Петр (см. Деян. 11:15-17). Таким образом, верующие, получающие дар Святого Духа сегодня, могут отождествить себя с Корнилием, иной язык которого не был понятен окружающим.
5)
Создание первой церкви из язычников в Антиохии.
До этого уверовала только семья Корнилия, а теперь происходит массовое обращение язычников: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана… придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (11:19-21).
Антиохия – первый город, где появилось много людей, обращенных ко Христу сразу из язычества. Позднее эта церковь стала первой миссионерской базой. «Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу» (11:22-24).
В культурном плане евреям сложно было обращаться с язычниками, но Варнава смог переступить эту проблему. Именно Варнава был первым, кто поддержал новообращенного Савла.
12-я глава говорит о казни Иакова, брата Иоанна и о чудесном освобождении Петра. После этого Лука уже мало говорит о церкви в Иерусалиме.
3. Расширение церкви через три путешествия ап. Павла (гл. 13-28)
1) Первое путешествие (45-49 гг.) началось через 13 лет после призвания Павла (см. Приложение 3). Какое-то время после уверования он был в Антиохии, потом в Аравии, потом в Тарсе, потом опять в Антиохии. Господь довольно долго готовил апостола к служению.
«В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (13:1-3).
Варнава и Савл были частью команды служителей. Они служили Господу и постились. Фокусом их служения были не собственные нужды, а прославление и благодарение. Миссия началась по прямому откровению Духа, причём поехали служить не худшие, но лучшие!
Маршрут был такой (см. Приложение 3): порт Селевкия, Кипр, Антиохия писидийская, Икония, Листра, Дервия. Потом миссионеры вернулись и отчитались перед церковью в Антиохии.
В 13-й главе Лука больше не называет апостола Савлом, но переходит к греческому имени Павел. Теперь Павел – апостол язычников. Его служение имело определенную схему. Апостол сначала приходил в синагогу, где проповедовал о Христе из Ветхого Завета. Это всегда заканчивалось гонением. Пример: «Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (13:45,46).
Здесь Павел упомянут первым, а Варнава за ним. После иудеев, они обращались к язычникам. Миссия завершилась в Антиохии: «а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили» (14:26). Здесь Лука делает акцент на том, что Павел и Варнава исполнили дело, которое им поручила церковь. То есть, они были подотчетны. В этом пример для всех миссионеров – они должны иметь домашнюю церковь и быть ей подотчетными.
2) Собор в Иерусалиме. Из Иерусалима в Антиохию пришли люди, которые учили, что сначала надо обращать язычников в иудаизм, а уже потом ко Христу: «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (15:1,2).
Надо было решить важнейший вопрос, от которого зависела судьба молодой церкви. Собор вынес такое решение: «Сердцеведец Бог дал им (язычникам) свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (15:8-11).
Язычникам было сказано воздерживаться от крови и удавленины, чтобы с ними могли общаться те верующие из иудеев, которые продолжали соблюдать Закон. Позднее Павел писал в церковь, состоявшую практически полностью из язычников, что верующие могут покупать на торгу всё и есть без всякого исследования (см. 1Кор. 10:25-26).
3) Второе миссионерское путешествие (50-52 гг.). «По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут» (15:36).
У Павла произошло разделение с Варнавой, поскольку Павел не хотел брать с собой Марка. В тоге Павел пошел на миссию с Силой (Силуаном). Через Тарс они пошли в Листру, потом в Троаду, потом переправились в Грецию (Филиппы, Афины, Коринф).
К команде апостолов присоединяются Тимофей (16:1-3) и Лука: «после сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деян.16:10). Здесь впервые Лука использует личное местоимение «мы».
Гонения становятся намного сильнее, но усиливается также благодать Духа. В Филиппах Павел изгнал прорицающего беса из одной служанки, приносившей большой доход её господам. Они были людьми влиятельными, поэтому «народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (16:22,23).
В этой ситуации сила Божья явилась столь мощно, что «Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. (16:26). В результате обратился к Господу темничный страж со всей его семьей (16:27-34).
В Фессалонике произошло большое пробуждение, но потом иудеи возмутили народ и апостолам пришлось уходить (17:1-10). Затем в Афинах Павел ждал Силу и Тимофея и проповедовал в ареопаге.
Потом Павел пошел в Коринф, насадил сильную церковь и жил там 1,5 года. Эта церковь стала очень дорогой для апостола. В Коринф он написал не менее 4-х посланий. Затем через Ефес, где апостол провел совсем мало времени, он отплыл в Кесарию и по суше отправились в Антиохию, зайдя по пути в Иерусалим.
4)
Третье миссионерское путешествие (52-58 гг.).
Его начало описано очень буднично:
«И, проведя [в Антиохии] несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников»
(18:23).
Через Галатию Павел пришел в Ефес, где в целом провел около трех лет. Позднее ефесская церковь стала миссионерской базой для всей Малой Азии. Эта церковь стала самой влиятельной из тех, что насадил великий апостол и поэтому Лука для её описания уделяет больше внимания (19:1-20). В Ефесе произошло мощное пробуждение, но было и очень сильное гонение, поскольку многие уверовавшие перестали поклоняться Артемиде Ефесской. Апостол чудом избежал смерти (см. 2Кор. 1:8-10).
Потом через Македонию Павел пошёл в Коринф, а через три месяца обратно в Македонию, потом в Троаду, где юноша Евтих заснул и выпал из окна (20:9-12). История с этим юношей служит напоминанием о том, что не стоит проповедовать слишком долго!
Дальше апостол направился в Иерусалим, но по пути остановился в Милите, где он последний раз общался с пресвитерами из Ефеса. По пути звучали многочисленные пророчества о том, что апостола ждут скорби и узы. Апостол всё равно шёл дальше, зная, что такова для него воля Божья. В Иерусалиме он действовал согласно со своим учением – с иудеями был как иудей (см. 1Кор.9:19-23).
Как и было предсказано, Павла схватили иудеи и он оказался на волосок от смерти. Спасли его римские власти, поскольку апостол был римским гражданином. Потом ап. Павел два года провел в заключении в Кесарии, где свидетельствовал проконсулам Феликсу и Фесту, а также царю Ироду Агриппе.
Все эти события были предсказаны – он должен был свидетельствовать не только обычным людям, но и царям (см. 9:15). Путешествие было очень опасным. Павел предупреждал римского сотника об этом, но тот более доверял кормчему. В результате благодаря содействию Ангела Божьего никто из плывших не погиб, а только был потерян корабль (см. 27:22). На острове Мальта произошло много чудесных исцелений и обращений к Богу.
Наконец, апостол оказался в Риме, где был в положении «домашнего заключения». Он снимал квартиру, но к нему был приставлен воин: «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (28:30,31). Это время было использовано для активной проповеди, хотя апостол не мог покидать свою тюрьму-квартиру.
Историки ранней церкви писали, что позднее ап. Павел был отпущен из этого заключения и сумел еще проповедовать в Испании, где он очень хотел послужить (см. Рим. 15:24). В этом четвертом путешествии он написал 1-е послание к Тимофею и к Титу. Потом он вторично был заключен в Риме, где написал 2-е послание к Тимофею и стал мучеником при императоре Нероне в 67-м или 68-м годах.
Итак, Деяния – это богодухновенная историческая книга о рождении и распространении Церкви и о торжестве Евангелия в силе Духа Святого. Это описание «истока» Церкви Иисуса Христа.
III. Вопросы перед молитвой:
Принял ли я силу Божью, чтобы быть свидетелем Иисусу Христу?
Имею ли я опыт проповеди в Иерусалиме (родным и близким), Самарии (незнакомым людям) и до края земли?
Участвую ли я в созидании своей поместной церкви? Насколько активно?
Вижу ли я, как Господь работал с моим сердцем еще до моего сознательного обращения к Богу? Благодарю ли я Его за это?
Имею ли я близкие отношения с Духом Святым, подобные Его отношениям с героями книги Деяний?
Чего мне не хватает для более успешной проповеди Евангелия?
Имею ли я опыт миссионерских поездок? Такой опыт надо иметь и развивать – это угодно Господу.
Послание ап. Иакова
Автор и адресаты
Автором не мог быть Иаков брат Иоанна, одним из первых ставший мучеником. Большинство библеистов считают, что автор – это Иаков, брат Господа (Иаков Младший).
Именно ему было особое откровение Воскресшего: «потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кр.15:6-8). Ещё до откровения Савлу по дороге в Дамаск, Христос лично открылся Иакову.
Ап. Павел называет его одним из столпов церкви наряду с Петром и Иоанном (см. Гал. 1:19). Именно ему принадлежало решающее слово на первом Соборе в Иерусалиме, описанном в Деян. 15 гл. Он умер как мученик в Иерусалиме, где служил старшим апостолом. Иосиф Флавий писал, что в 62 году Иаков был побит камнями по обвинению в нарушении Закона Моисея. Этот факт – самое яркое свидетельство его глубочайшей веры во Христа Спасителя.
Адресаты – христиане из евреев, жившие вне Палестины. Они испытывали сильные гонения и страдали. Многие из них были беженцами из Иерусалима и других мест. Таких людей не интересует теология, им нужны ответы на практические вопросы.
Особенности, датировка, стиль
Семь посланий с глубокой древности называются соборными – 1-3 Ин., 1-2 Пет., Иакова и Иуды Причина в том, что они были предназначены сразу для многих церквей.
В книге много образности. Мы видим яркие картины жизни древнего мира: корабли, лошадей, зеркала и другие. Это в высшей степени практическое послание. Апостол говорит о таких важнейших вещах как отношение к гонениям и страданиям, сохранение веры, физическое исцеление и др.
Важная особенность этой книги – это самая ранняя книга Нового Завета. Большая часть НЗ написана в 60-х годах, а ап. Иоанн писал позже. Иаков же писал после 44-го года, когда уже начались иудейские гонения на церковь, но до 49-го года, когда состоялся первый Собор, поскольку в послании нет следов тех споров, которые привели к созыву этого Собора.
Таким образом, даты написания – 44-49 годы. Безусловно, это послание иудейского автора для иудеев, но при этом чисто христианское. Ветхий Завет цитируется 40 раз, а также около 20-ти раз цитируется Нагорная Проповедь Христа.
Стиль написания и жанр. Некоторые толкователи считают его типичным библейским посланием, другие – притчами, литературой мудрости Нового Завета. Действительно, книгу Притч и послание Иакова можно отнести к литературе мудрости. Однако, если в книге Притч каждые 2-3 стиха говорят о новой теме, то у Иакова есть вполне определенная главная тема, связанная с верой и её практическим выражением.
Интересно, что Мартин Лютер сомневался в правомочности включения послания в канон Нового Завета в связи с тем, что по его мнению оно противоречило учению ап. Павла об оправдании верой. На самом деле, противоречия конечно нет. Путь спасения начинается с принятия верой прощения грехов и вмененной праведности (см. Рим. 4), но продолжается практическим выражением этой веры в повседневной жизни. Ап. Иаков делает ударение именно на действенности веры.
Главная тема послания – вера
В иврите нет абстрактного слова «вера», а есть понятие верности, ответственности. Поэтому не удивительно, что Иаков не мыслит веры без её практического выражения, тем более, что его адресатами тоже были иудеи.
Книга также касается того, что угрожает вере – лицеприятию, самоуверенности, гордости. Тема веры роднит его с Евангелиями, особенно с Ев. от Иоанна.
Испытания веры (1:1-16)
«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (1:1-4).
Люди, к которым обращается апостол, гонимы, но призыв к ним парадоксален – радоваться. Практически никогда люди не радуются в страданиях. Как же можно радоваться? Можно, если посредством живой веры они приближаются к Господу: «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» (Пса.93:19). Здесь есть параллель с блаженствами Нагорной Проповеди (Мат. 5:1-12). Кроме того, через испытания укрепляется терпение – способность стойко стоять в вере длительное время, несмотря на давление. Конечная цель испытаний – совершенный характер. Совершенство во всей полноте.
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (1:12). Венец жизни – это прежде всего жизнь вечная (см. Мат. 5:10), но также и полноценная жизнь на земле.
Одну и ту же трудность Бог использует, чтобы испытать и укрепить веру, а враг – чтобы попытаться искусить и соблазнить. От нашего выбора зависит, приведет ли испытание к добру или ко злу.
Причём чаще всего не дьявол нас искушает, но наша плоть: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (1:13-15).
С чего начинается вера (1:17-27)?
«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (1:17). Иаков говорит о важнейшем откровении, что Бог добр. Он велик и свят, а также благ. Он неизменен в благости. Приходя к Богу, мы можем всегда полагаться на Его благость, милость и любовь! Таким образом, вера начинается с откровения. Откровения о великом, неизменном и любящем Небесном Отце. Такое откровение производит в человеке сокрушение гордыни и благоговение (см. Еккл. 3:14, Ос. 3:5, Мал. 4:2, Евр. 12:28).
«Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (1:18). Далее вера ведёт человека к благодатному опыту рождения свыше. Каким образом это чудо происходит? Через принятие слова истины!
«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (1:19,20). Здесь апостол быстро идет дальше и говорит о необходимости проявления веры, которая мертва без дел. Вера должна выразиться в умении слушать Слово и быть медленным на слова и на гнев.
Рожденный свыше человек не должен оставаться духовным младенцем, ему надо расти: «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (1:21-22).
Как укреплять веру? Вера приходит через Слово истины, которое также является духовным питанием. Необходимо отложить нечистоту и злобу и принимать Слово в кротости. Как молоко портится при попадании в него кислоты, так духовное молоко надо принимать, прежде отложив нечистоту и злобу.
«Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (1:23-24). Образ зеркала. Человек увидел в зеркале, что его волосы не в порядке, но ничего не сделал, отошёл и сразу забыл. Что мы помним после чтения Библии или после проповеди? Делаем ли мы выводы? Преображаемся ли мы?
«Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (1:25). Закон свободы – это не закон Ветхого Завета, который наоборот вёл к рабству. Это закон духа жизни во Христе (см. Рим. 8).
Вера и лицеприятие (2:1-13)
Обычно мы по-разному относимся к богатым и бедным: «Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, – то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (2:2-4).
Мы часто считаем – чем богаче человек, тем он важнее, но Бог так не считает. «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (2:8,9). Закон царский – это закон свободы. Речь не идёт о законе Моисея, но о законе Любви, изложенном в Нагорной Проповеди.
Стройте отношения с людьми, думая, как послужить душе человека, его вере, а не о том, что можно от него получить. Первая церковь в Иерусалиме, где служил Иаков, жила общиной и в ней не было разделения людей по уровню материального достатка, но в дальнейшем церковь уже не жила общиной и такое разделение появилось.
Центральная часть – вера и дела (2:14-26)
Знаменитое утверждение «вера без дел мертва» повторяется здесь три раза. Апостол приводит четыре аргумента:
1)
Если сказано слово, но нет дальнейших дел, ценность сказанного минимальна:
«Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе»
(2:15-17).
2)
Бесы тоже веруют:
«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?»
(2:19,20). Бесы знают многое о Боге, но продолжают быть Ему непокорными. Если человек непокорен Богу, его вера мертва, как и у бесов. Без покорности господству Христа, нет спасения (см. Рим. 10:9-10).
3)
Пример Авраама, вера которого достигла совершенства через его дела:
«Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?»
(2:21,22). Вера не родилась из дел. Она была до них. Все начинается с дара веры, но без дел она не развивается, а умирает. Если же вера действует, она растёт и достигает совершенства.
4)
Оправдание дает только действенная вера:
«Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»
(2:24-26). У Раав вначале появилась вера в то, что Бог отдал их землю Израилю. Проявляя эту веру, она пошла против того, что мы называем патриотизмом. Она доказала, что для неё вера стала важнее собственного народа. Апостол 3-й раз повторяет: вера без дел мертва!
Вера и язык (3-я глава)
«Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (3:1). Не надо спешить давать указания другим людям. Сначала Слово должно поработать со мной.
«Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их» (3:3). С помощью языка можно управлять направлением жизни.
Другой образ – руль корабля (3:4). Важная деталь: руль может изменить направление корабля только при условии, что он двигается. Опять напоминание о том, что вера без дел мертва. Человек должен двигаться к Божьей цели, а исповедание истины ему в помощь. Вспомним знаменитые слова ап. Павла: «…сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10).
«Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?» (3:10,11). Здесь хорошо видна дихотомия внутреннего мира верующего человека, который, являясь единой личностью, имеет две природы, называемые плотью и духом. Жить по духу можно только при помощи веры. Об этом подробнее пишет ап. Павел (Рим. 7-8, Гал. 5).
«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (3:13-15). Добрый источник «воды» несет мудрость свыше и кротость. Горький источник – зависть и сварливость (ссоры, интриги, соперничество, самоутверждение). Опять всё проверяется делами.
«ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (3:16). Апостол особенно выделяет здесь два греха, тесно связанных с языком. Зависть, ссоры и манипуляции выражаются при помощи языка. Плотской, завистливый, сварливый человек, открыт для всего худого, включая болезни и бесовскую активность. Следует бояться жить по плоти!
Есть мудрость земная, душевная, бесовская, но есть также мудрость, сходящая свыше: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (3:17).