Евреями уплачивались налоги, что надежно пополняло казну. В 1794-м году произошло увеличение в два раза подушного налога.
В 1795-м году Михель Янкелевич Бурда открыл шляпочную фабрику, ставшую одним из старейших гродненских предприятий. В 1799-м году в Гродно открылась типография Боруха Ромма.
В конце 18-го столетия в Гродно жили весьма состоятельные евреи – Фрумкины, Броуды и Ашкинозы (Ашкенази).
В Гродно 18-м столетии жил известный каббалист и раввин Зискинд (Александр) бен Моше, который в 1794-м году ушел из жизни.
2.3 Еврейский Гродно 19-го столетия и начала столетия 20-го. О Занеманском форштадте
Еврейский Гродно 19-го столетия
Фото из источника: По улицам старого Гродно http://vogs.by/po-ulicam-starogo-grodno.html
В 1816-м году в Гродно вновь были отмечены факты «кровавого навета».
В 19-м столетии имело место введение чисто еврейских налогов: коробочного, свечного, рекрутского (замененного в 1827-м году на отбывание евреями воинской повинности).
Главными занятиями гродненских евреев в 19-м столетии стали разные ремесла и торговля лесом и сельхозпродукцией.
Двадцатого октября 1803-го года произошло открытие в Гродно первой еврейской типографии. Это осуществил Зимель Нозимович (типограф). Здесь происходило издание на языке иврите текстов религиозного характера (Книг двенадцати пророков, Давидовых Псалмов), хозяйственного календаря (печатался на русском), а также литературы на польском языке и т. д.
В Гродно в 1816-м году проживало всего 9873 жителя, евреев среди них было 8422 (или 85,3 процента). После этого количественно еврейское гродненское население росло, но доля его падала из-за наплыва из разных мест пришлого «разношерстного» народа.
В городе были пустившие глубокие корни движения – сионистов и палестинофилов. 1872-й год явился годом основания в Гродно общества, преследовавшего цель переселения евреев в Палестину. Обществом Ховевей Цион в 1890-м году была оказана щедрая поддержка в строительстве в Яффе женской еврейской школы. К гродненским активистам сионистского движения возможно причисление Лейба Яффе и братьев Бецалель.
Источник: https://picturehistory.livejournal.com/803436.html
В 1898-м году в городе имело место основание одной из первых в тогдашней России кооперативных ссудо-сберегательных касс. В 1875-м – 1876-м годах наблюдалась деятельность одного из первых социалистических еврейских кружков. С конца 1890-х годов наблюдалось существование различных группировок рабочего еврейского движения, особо выделялось по активности движение Бунд. Участникам рабочего движения принадлежала важная роль в организации еврейской самообороны.
Гродненские евреи во второй половине 19-го столетия начали осваивать такую отрасль как промышленность. Хотя торговлей и ремеслами они также занимались (продолжали заниматься).
В 1887-м году во владении евреев было 65,2 процента недвижимого имущества, 88 процентов коммерческих предприятий, 76 процентов мастерских и фабрик.
В 1849-м году произошло открытие казенного еврейского училища, несколько позднее – школы для девочек и приюта. В 1879-м году в иешиве обучалось примерно 120 человек. В 1886-м году функционировали сорок пять хедеров и начальных еврейских школ, а также три женских школы.
Гродно в начале 20-го столетия
Фото из источника: Синагога. Нач. 20 века. http://oldgrodno.by/main.php?g2_itemId=599
В 19-м столетии – начале столетия 20-го имело место продолжение количественного увеличения еврейского населения Гродно и одновременного сокращения его доли.
Рассмотрим статистику [12]:
«Так, в 1816 г. в Гродно жили 8422 еврея (85% от всего населения), в 1859 г. – 10 300 евреев (53%), в 1887 г. – 27 343 еврея (68,7%), в 1897 г. – 22 684 еврея (48,4%), в 1910 г. – 31 055 евреев».
Перед 1939-м годом проживавшие в Гродно евреи составляли 42,6 процента от всего количества его населения.
В 1906-м году в городе было сто действовавших хедеров (в них обучалась одна тысяча двести чел.), семь мужских начальных школ (с числом учащихся равном 566-ти) и пять школ женских (учащихся в них было 527).
В 1907-м году в городе произошло открытие педагогических гродненских курсов – единственного в империи учебного заведения для подготовки учителей-евреев. Учреждало курсы Общество, призванное распространять просвещение между евреями в империи. Была при этих курсах и библиотека.
В 1915-м году (в начале) российскими казаками в городе был устроен погром. Весной 1915-го года (в апреле месяце) главнокомандующий князь Николай Николаевич распорядился, чтоб из Гродно были высланы все евреи. Но этого не произошло.
2 сентября 1915 года немцы захватили Гродно и оккупировали город на три года. Война резко повернула к экономическому упадку города, и евреи и неевреи оказались погружены в кризисную ситуацию. Тем не менее евреи продолжали поддерживать активную культурную деятельность. Особенно важным было идиш-возрождение: были созданы школы на идишском языке и театр на идише, и многие культурные мероприятия проводились на этом языке.
С октября месяца 1920-го года по сентябрь месяц 1939-го года Гродно был городом Польским. Численность евреев в нем совсем не росла, а доля снижалась. Евреям приходилось сталкиваться с вытеснением их с занимаемых ими позиций. Начиная с 1930-х годов гродненским евреям пришлось пережить бойкот экономического плана со стороны польских шовинистов Тем не менее положение евреев оставалось доминирующим.
В период с 1920-го по 1039-й год возглавление большой иешивы Ша‘арей ха-Торы взял на себя раввин Шим‘он Иехуда Шкоп, считавшийся выдающимся талмудистом.
После завершения Первой мировой войны произошла активизация в городе сионистского движения. Имело место распространение благодаря еврейской сети Тарбута знания иврита, молодежь подготавливали к отъезду в Эрец-Исраэль, а также было возникновение первой в Западной Беларуси ячейки Хе-Халуц. Шла борьба рабочего еврейского гродненского движения против того, что польским правительством допускалась случаи дискриминации рабочих-евреев.
Феликс Зандман вспоминал [13]:
«Прыход Гітлера да ўлады знайшоў сваё адлюстраванне і ў Польшчы – стаўленне да габрэяў становіцца ўсё горш і горш. Што тычыцца майго асабістага вопыту… Вяртаючыся са школы «Тарбута» і праходзячы міма гімназістаў-палякаў, я часта падвяргаўся іх здзекам, бываў пабіты і неаднаразова вяртаўся дадому ў сіняках. Шчыра кажучы, проста баяўся за сваё жыццё.
Габрэям Гродна тысячу разоў казалі: «Пакіньце ўсё… Гітлер ідзе. Едзьце ў Ізраіль! Мы на шляху да Катастрофы!"… Я гэтага хацеў, але мой бацька быў супраць. Бацька шмат разважаў пра ад'езд: дзе мы там будзем жыць? Ці будзе праца? Можа быць, мы неяк выжывем ў гета? Але… далей разважанняў не пайшоў.
У горадзе побач жылі габрэі і палякі. Але яны практычна не зліваліся. Што тычыцца антысемітызму, то ён заўсёды існаваў. Да 1933 г. праяўляўся ў рознага роду абмежаваннях, славесных абразах, у лозунгах, часам пераходзіў у фізічны гвалт».
«Гродно во время еврейских погромов». Фото из источника: http://www.t-styl.info/by/118/history/14129
В 1939-м году (в сентябре месяце) Гродно был захвачен Союзом ССР. Восемнадцатого-двадцатого сентября 1939-го года, когда польские части покинули город, а в него вступили «советы», произошла вспышка крупного погрома.
В 1939-м 1940-м годах тайным сионистским центром в Гродно были переправлены в Вильнюс евреи, намеревавшиеся отправиться жить в Палестину.
Из воспоминаний Феликса Зандмана насчет прихода «советов» [13]:
«У 1939 годзе прыйшлі Саветы, якія акупавалі частку Польшчы. Як большасць маладых людзей, бацька быў злёгку наіўны і нават неяк раз сказаў мне, што, можа быць, камунізм не такая ўжо дрэнная ідэя. Ён спадзяваўся, што пры савецкай уладзе спыніцца антысемітызм, для ўсіх будзе праца і пераможа справядлівасць. Праз пару тыдняў яму стала ясна: усё, пра што Саветы вяшчалі па радыё, у газетах і выступах, – хлусня. І тады бацька сказаў мне, дванаццацігадоваму: «Фелікс, забудзь ўсё, што я табе казаў раней, – я цябе няправільна арыентаваў».
О Занеманском форштадте
«Деревянная синагога в Занеманском форштадте». Фото из источника: http://www.arhplan.ru/history/city/drawing/1492/17
Занеманский форштадт – это левобережная часть города Гродно, присоединенная к нему в 1952-м году (ее присоединил Великий князь Сигизмунд-Август). В этом месте в основном жили бедняки-евреи. Место это славилось большой деревянной синагогой – главным из украшений форштадта, в черте которого располагалось третье еврейское кладбище.
В Гродно еврейскими улицами издревле считались Замковая (прежде ее именовали Жидовской), Большая Троицкая, Виленская, Советская. Также обеспеченные евреи жили возле речки Городничанки. Они владели домами, лавками и мастерскими. Евреи-бедняки зачастую селились на окраине – в райне Занеманского форштадта (сегодня это ул. Мира и Дарвина).
Со временем произошло раздвижение границ еврейского квартала. Зажиточными семьями выбирались для проживания места в центре Гродно, но и пригородный форштадт потихоньку обживался и застраивался. Много было купцов, торговавших как в городе, так и в пригороде. Когда была перепись населения 1897-го года, в городе было сто двадцать девять купцов, из которых сто три были по национальности евреями.
Жизнь в Занеманском форштадте была довольно активной место это было стратегически важным из-за нахождения здесь пункта переправы через реку Неман.
В 1795-й год был годом занятия Гродно российскими имперскими войсками. В это время произошла ссора Екатерины Второй с ее прусскими союзниками из-за вопроса контроля над переходом через реку Неман. Но пруссакам пришлось отступить и поэтому на протяжении длительного времени Занеманский Форштадт оставался во владениях Российской империи.
Название «Занеманский Форштадт» было получено гродненским предместьем из-за царских властей, приказавших в 1880-х годах обеспечить строительство рядом с Гродно фортов – вначале земляных, а с 1912-го года – бетонных. Они располагались почти на городской границе.
III Гродно в годы гитлеровской оккупации и послевоенный. О еврейских достопримечательностях и общине. Известные евреи
3.1 Гродно в годы гитлеровской оккупации и послевоенный. О еврейских достопримечательностях и еврейской общине
Гродно в годы гитлеровской оккупации
Фото из источника: Приход нацистов http://militera-blogs.livejournal.com/data/rss
Оккупация Гродно нацистами произошла двадцать третьего июня 1941-го года. Евреев фашисты сразу же вынудили к ношению отличительного знака – шестиконечной звезды.
В ноябре месяце 1941-го года произошло заключение гродненских евреев в количестве порядка 25-ти тысяч в два гетто, отделенные от других жителей города с помощью сторожевых вышек и проволочных заграждений.
Оккупационные власти обеспечили создание юденрата из тринадцати отделов.
Летом 1941-го года (в июле) в Гродно подразделением эйнзацгруппен «Б» был произведен расстрел еврейской местной интеллигенции (приблизительно ста ее представителей). Часто имел место расстрел в гетто представителей еврейского подполья. Один из членов юденрата самостоятельно лишил себя жизни, так как не желал помогать нацистам составлять перечни обреченных на истребление евреев.
Немцы проявляли заметную активность, грабя еврейское население. Они изымали у людей золото и иные драгоценности. Юденрат стремился к оказанию евреям помощи. В гетто работала больница, были открыты аптека и амбулатория, осуществляли деятельность санслужбы.
В 1942-м году (летом) врачи и медсестры приложили колоссальные усилия для предотвращения распространения эпидемии дизентерии. Было создание в гетто девятнадцати предприятий, занимавшихся поставкой продукции на территорию, находившуюся за пределами гетто, включая ту, которая заказывалась немцами. Евреи надеялись, что это способно помочь им остаться в живых.
В период ноября-декабря 1942-го года нацисты ликвидировали второе гетто. Некоторые из евреев были отправлены в пересыльной промежуточный лагерь, находившийся рядом с деревней Колбасино (около Гродно). В этом лагере многих людей нацисты убили, оставшихся в живых они отправили в польские концлагеря и истребили.
В период февраля-марта 1943-го года фашисты и их помощники прибегли к уничтожению первого гетто. Они убили доктора Бравера – последнего из председателей юденрата. Некоторых заключенных гетто (их часть) немцы расстреляли, отправив оставшихся в Треблинку.
В гродненском гетто была подпольная еврейская организация. В 1942-м году (в его конце) ею была напечатана и распространена листовка, призывавшая евреев сопротивляться. Совсем не многие из узников гетто сбежали в леса и присоединились к партизанам.
Катастрофа унесла жизни двадцати тысяч гродненских евреев. Лишь примерно сто восемьдесят человек из города и его окрестностей спаслись и скрывались от немцев вплоть до прихода советских войск шестнадцатого июля 1944-го года.
Послевоенный Гродно
Фото из источника: Уникальные снимки восстановления разрушенного
войной Гродно http://s13.ru/archives/111848?_utl_t=fb
Когда Гродно был освобожден от фашистской нечисти, примерно две тысячи евреев возвратились в него. Но восстановления общинной жизни не произошло.
В 1950-м году было допущено уничтожение еврейского кладбища. Его просто раскопали в середине 1950-х годов, использовав надгробия при возведении памятника «вождю пролетариата» Ленину.
В 1989-м году в Гродно началось функционирование областного Гродненского объединения еврейской культуры. С 1992-го года началась работа клуба еврейской культуры (клуба имени Лейба Найдуса) и воскресной еврейской школы. С 1996-го года началась деятельность «Хесэда» (благотворительное общество), общинного центра, а с 1998-го года – Общества прогрессивного иудаизма.
В 1990-х годах (в их начале) имело место образование еврейской гродненской общины.
Фото из источника: Сяргей Брызгун
«Новы Свет – горад, які мы страцілі за некалькі гадоў» http://www.t-styl.info/by/119/history/15875/
Согласно данным переписи, проведенной в 1959-м году, в Гродно сложилась следующая статистика [18]:
«…в Гродно проживали 1783 еврея (2,4% от всего населения)»
В период конца годов 1980-х – начала годов 2000-х произошло стремительное количественное падение еврейского населения города, поскольку евреи стали массово выезжать на жительство в Израиль, ЮАР, Соединенные Штаты, Германию и иные страны. В соответствии с данными проведенной в 1999-м году переписи населения, в городе проживало шестьсот девять евреев-гродненцев.
В Гродно в период конца годов 1980-х – начала годов 2000-х наблюдался процесс, преследовавший цель восстановления жизни гродненских евреев (религиозной и общинной).
Группа партизан и выживших из Гродно сразу после освобождения (с
медалями). По часовой стрелке слева направо: отправитель Фрейдович, Хоси Вайс, Аня Руд,
Лиза Чапнил, Чася Борнштейн-Белицкая.http://www.grodnoonline.org/lost_worlds/section_1_test.html
О послевоенном Гродно из Lost Jewish Worlds (перевод М. Акулич [94]:
14 июля 1944 года Гродно был освобожден Красной Армией. Подъезд «Через реку» и Лосошну освободили через десять дней после жесткого сопротивления немцев. Из сорока до пятидесяти евреев, скрывавшихся в городе и его окрестностях, вернулись, и вскоре последовало возвращение некоторых из молодых людей, которые сражались вместе с партизанами. Медленно, но неуклонно, другие выжившие прибыли, большинство из них из СССР, в надежде найти родственников и друзей, прошедших войну. Но большинство возвращенцев быстро ушли. Многие отправились в Палестину после прохождения через несколько транзитных станций в Европе; некоторые иммигрировали в Соединенные Штаты или Латинскую Америку; другие пробились в Россию. В Гродно проживало около 200 человек. В последующие годы евреи из других мест поселились в Гродно,
Во время эмиграционных волн 1945—1946, 1957—1958 и 1972—1973 годов многие евреи покинули Гродно – большинство из них уехали в Израиль, а также в Соединенные Штаты и другие страны.
До периода « Перистройки» в Гродно не существовало еврейской жизни; не было никакой синагоги, еврейских культурных событий, даже еврейского кладбища. В 1950-е годы власти превратили главное еврейское кладбище в Гродно в стадион. Еврейское кладбище в пригороде «Через реку» также было закрыто, и у евреев не было выбора, кроме как хоронить своих мертвецов на нееврейском кладбище.
Изменения, которые произошли в бывшем Советском Союзе в конце 1980-х годов, постепенно привели к омоложению еврейской жизни в Гродно. 18 октября 1989 года была создана еврейская культурная ассоциация, носившая имя Лейба Найдуса.
С апреля 1992 года в Гродно существует небольшая еврейская религиозная община, и власти вернули им Великую синагогу – хотя и в очень плохом состоянии. Д-р Феликс Зандман, сегодня владелец электроники «Вишай», финансировал ремонт. В том же году открылась воскресная школа для еврейских детей, где они изучают иврит, еврейскую историю, еврейскую религию и т. Д.
В этот период еврейская эмиграция из Гродно, в основном в Израиль, увеличилась. К концу 1995 года около 1000 евреев остались в Гродно (из более чем 250 000 жителей). Из них только пять бывших жителей Гродно, переживших Холокост, вернулись в родной город и решили остаться.
Просьба Соломона Жуковского к мэру города возвести памятник евреям Гродно, погибшим в Холокосте, была отклонена. Мэр утверждал, что недостаточно таких документальных свидетельств о таком большом числе жертв. Только Жуковский показал мэру серию публикаций, в которых содержалось документальное доказательство,. и муниципалитет согласился с его просьбой. 12 марта 1992 года у входа в гетто была установлена мемориальная доска, посвященная жертвам Холокоста из Гродно.
О еврейских достопримечательностях Гродно и Гродненской еврейской общине сегодня
Источник: prosto_free https://prosto-free.livejournal.com/321580.html
О еврейских достопримечательностях Гродно и Гродненской еврейской общине сегодня рассказано на сайте Еврейского Туристического агентства [99]:
«Большая хоральная синагога – строение XVII века (собственность гродненской еврейской общины), одна из самых старых в Европе. Величественный интерьер синагоги вызывает трепет и восхищение. Государственный историко-археологический музей (в Старом замке), основанный в 1920 г. и насчитывающий около 19000 экспонатов. Государственный музей истории религии – 78000 экспонатов. Находится в здании бывшего дворца Хрептовичей, являющегося ныне памятником архитектуры. Здесь собраны коллекции по истории христианства, дохристианских верований, иудаизма, ислама. Основная задача музея – воспитание веротерпимости, открыть вклад каждого религиозного направления в культурную сокровищницу страны. Среди известных гродненцев – третий президент Израиля Шазар Шнэвр Залман, а также уважаемый руководитель ортодоксального еврейства Хаим Хафец.
Гродненская еврейская община сегодня
Начиная с 2000-х годов в городе планомерно восстанавливается общинная и религиозная жизнь еврейского населения. Сегодня в Гродно функционирует община, а также клуб еврейской культуры и областное объединение еврейской культуры».
3.2 Известные евреи Гродно
Известные евреи Гродно
Главная синагога Гродно. hondra_alive. Источник: https://hondra-alive.livejournal.com/245306.html
Фамилии известных евреев-гродненцев
Город Гродно на протяжении не малого временного периода был одним из центров духовной жизни еврейства – беларуского и польского. В статье Ильи Карпенко «Королевский город» приведены фамилии известных евреев-гродненцев [19]:
«Здесь жил крупный талмудист рав Мордехай бен Авроом Яффе – раввин Гродно, в 1578 году основавший Большую гродненскую синагогу. В XVIII веке здесь жил известный раввин и кабалист Александр бен Моше Зискинд. Большую гродненскую ешиву „Шаарей а-Тора“ возглавлял выдающийся талмудист рабби Шимон-Иеуда Шкоп (1860— 1940), разработавший свою методологию анализа толкований Торы. Что говорить, даже первая в России книга на иврите отпечатана была в еврейской типографии Гродно в 1788 году!»
Список известных гродненских евреев, размещенный в Википедии
Рассмотрим список известных гродненских евреев, размещенный в Википедии [20]:
«Э.А.Абрамович, С.Х.Агурский, Л.С.Бакст, Г. Бублик, Н. Вилбуш, Г. Вильбушевич, М. Вильбушевич, В.Б.Вильнер, П. Гингольд, И.Я.Гинцбург, М. Дискин, М.И.-И.-Л. Дискин, Я. Зизмор, Л.П.Зусман, И.С.Иоффе, Л. Иоффе, И. Кисин, И.М.Кнорозовский, Л. Кречмер, А. Криницы, П.И.Кушнер, Э. Ливни, И.Г.Лившиц, А.А.Люблинская, А. Менес, Л. Найдус, А. Померанц, И.И.Рабин, Б. Розенблюм, М.Рубинштейн, Т. Сегал, Р. Соловейчик, Ш. Финкель, Ш.-И. Финн, А.-Ш. Фридберг, М. Чередняк, Л.Г.Шайковский, Х.-М. Шапира, К.А.Шапиро, М.-Х. Шапиро, М.А.Эйгелес, М. Эйнгорн, И.Я.Эпштейн, Я.А.Яковлев, И.Х.Яшунский; Бенцион-Зеев (Владимир) Вайншель (1863—1943), обществ. деятель, в 1880—90-х гг. участник палестинофильского, в 1920-х гг. – сионистского движения, с 1922 – в Э.-И., отец А. Вайншеля и Я. Вайншеля; Йосеф Валинский (1886—1973, Нью-Йорк), профсоюзный деятель, с 1915 – в США, поэт (на идише); Маня Вильбушевич-Шохат (1879—1961, Израиль), участница рев. движения в России в кон. 19 – нач. 20 в., с 1904 – в Э.-И., один из организаторов кибуцного движения в Э.-И., сестра Г. Вильбушевича, М. Вильбушевича и Н. Вильбуша; Арон-Меир-Яков Гинцбург (1820—1860, Вильна), раввин, автор коммент. к Талмуду; Лукас Гиршович (р. 1920), историк, политолог, автор работ по новейшей истории Бл. Востока и истории еврейского вопроса в СССР; Елин-Мор (Натан Фридман) (1913—1980, Тель-Авив), политич. деятель, с 1941 – в Э.-И., после смерти А. Штерна в 1943 возглавил ЛЕХИ, деп. Кнессета 1-го созыва, в 1949 примкнул к крайне левому движению «Га-Пеула га-Шемит»; Курт (Катц-Иссер) Катч (1896—1958, США), актер кино, с 1937 – в США; Самуил Наумович Конюховский (1909—1998), ген.-майор инж.-техн. службы (1963), в 1958—69 нач. кафедры в Воен. академии связи; Осип Любич (1896—1990, Париж), живописец, с 1923 – во Франции, работы хранятся в разл. галереях мира; Цви-Гирш Тарловский (1886—1943, Гродно), обществ. деятель, публицист, поэт (на идише), автор работ по истории евреев Гродно.
В Гродно долгое время жили редактор изданий на иврите и переводчик Аврахам Шалом Фридберг (1838—1902) и поэт Л. Найдус. Родом из Гродно были придворный фотограф и автор стихотворений на иврите Абба Ашер (Константин Александрович) Шапиро (1839—1900), художник Л. Бакст и скульптор И. Гинцбург».
IV О художнике Леоне Баксте
«Невероятный успех не вскружил голову художнику, не заставил его почивать на лаврах. Напротив, у него было такое количество заказов, что работать приходилось до полного изнеможения».
(Алина Ребель)
Автопортрет, 1893 год. Источник: http://www.tg-m.ru/catalog/bakst-leon?page=7%22
4.1 Биография Льва Самойловича Бакста. О профессиональной деятельности Бакста
Биография Льва Самойловича Бакста