Книга Гродно и евреи. История, Холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Гродно и евреи. История, Холокост, наши дни
Гродно и евреи. История, Холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Гродно и евреи. История, Холокост, наши дни


Рождение Льва Самойловича Бакста (или Лейба-Ха́има Изра́илевича Розенберга), художника, сценографа, дизайнера, иллюстратора, сценариста произошло в Гродно двадцать седьмого января (восьмого февраля) в 1866-м году.


Портрет девушки в русском кокошнике. Фото из источника https://kolybanov.livejournal.com/14850768.html


Он был в начале 20-го столетия одним из законодателей европейской моды на ориентализм и экзотику, мастером графики (театральной и станковой), участником театрально-художественных проектов С. П. Дягилева и объединения «Мир искусства».


Почтовая марка Беларуси, посвящённая 150-летию со дня рождения Л. Бакста. 2016 г. Фото из источника: http://www.belpost.by/stamps/information-page/2016-info/13-2016-04-27/


Лев Бакст вышел из семьи евреев-ортодоксов. Отцом его был Самуил Розенберг, который прекрасно знал Талмуд и пользовался авторитетом.


Молодой дагомеец. Фото из источника: http://kolybanov.livejournal.com/14850768.html


У отца Льва Бакста больших средств не было. Но тем не менее, он женился на дочери (единственной) коммерсанта из Гродно Бакстера, который занимался поставками сукна для русской армии. Лев оказался вскоре усыновлен своим тестем, содержавшим на свои средства всю семью.

Дед Льва Бакста из-за коммерческих причин перебрался в Петербург, перевезя туда позже семью своей дочери. Там он вторично женился, официально разведясь с первой женой.


Фото из источника: литературыhttps://kolybanov.livejournal.com/14850768.html


Бакстом не была закончена шестая Санкт-Петербургская гимназия, но имело место его поступление в Академию Художеств вольнослушателем. Академию эту он на протяжении четырех лет посещал, но также не закончил. Занимался подработками с помощью изготовления книжных иллюстраций.

В статье «Леон Бакст» отмечено [22]:

«Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. Отец, в меру сил, противился. Как талмудист – не еврейское это дело «человечков малевать». И как коммерсант. Занятие живописью считалось малоприбыльным. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование. Израиль Розенберг был человеком толерантным. И, дабы удостовериться, что собой представляют живописные потуги неукротимого сына, то ли через общих знакомых, то ли через родственников, вышел на скульптора Марка Антоколького. Мэтр посмотрел рисунки, нашел в них несомненные признаки таланта и настоятельно посоветовал учиться.

Совет возымел действие и 1883 году юный Розенберг поступил вольнослушателем в Академию художеств. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год. Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. И напрочь игнорировали новые течения в живописи, пресловутый модерн в его многообразных формах и проявлениях. И, в меру сил и возможностей, отбивали у учеников желание сходить с раз и навсегда проторенного пути. Учился Бакст не слишком усердно. Провалил конкурс на серебряную медаль. После чего ушел из Академии. То ли в знак протеста. То ли окончательно разуверившись».

О профессиональной деятельности Льва Бакста


Когда в 1889-м году проходила выставка художника, им был принят псевдоним Бакст, производный от фамилии его деда по матери Бакстера.

В 1890-х годах (в их начале) он принимал участие в выставках, которые организовывались Обществом русских акварелистов. В период 1893-го – 1987-го годов он проживал в Париже, но Санкт-Петербург он при этом не забывал и часто туда наведывался.

С середины 1890-х годов Бакст был членом кружка художников и писателей, объединявшихся вокруг таких личностей как Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Кружок этот позднее стал объединением «Мир искусства». Вместе с Дягилевым он в 1898-м году участвовал в основании издания «Мир искусства» и готовил для него графику, принесшую ему славу.


Леон Бакст. Фото из источника: http://jewish.ru/ru/people/culture/864/


В статье «Леон Бакст» написано [22]:

«В 1898 году вышел в свет первый номер журнала „Мир Искусства“ – орган художественного объединения и группы писателей-символистов. Редактором журнала стал Сергей Дягилев. Редакция журнала размещалась в доме редактора; первые годы на Литейном проспекте, 45, а с 1900 года – на Набережной реки Фонтанки, 11. Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. Он же придумал для журнала марку с орлом, „царящим надменно, таинственно и одиноко на вершине снеговой“. В художественном отделе журнала широко экспонировались работы выдающихся представителей отечественной и зарубежной живописи. Что определило высокий художественно-эстетический уровень издания, сделало его рупором новых веяний в искусстве, и повлияло на развитие российской культуры на рубеже веков.»

Бакстом в 1898-м году были показаны его работы на ряде выставок: «Первая выставка российских и финских художников» (ее организовывал Дягилев); «Secession» (выставка была организована в Мюнхене); «Мир Искусства»; выставки, организованные артелями русских художников и др.

С 1899-го года Бакст становится потомственным почётным гражданином города Санкт-Петербурга.


Портрет Александра Бенуа. Фото из источника: http://kolybanov.livejournal.com/14850768.html


Художник занимался станковой живописью, им были созданы портреты Розанова, Малявина, Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого. Работал преподавателем живописи, занимаясь с детьми великого князя Владимира. Им в Париже в 1902-м году был получен заказ от самого Николая Второго на Встречу русских моряков.

Алина Ребель отметила [24]:

«Андрей Белый с удовольствием вспоминал период, когда Бакст писал его портрет: «Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты. Тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».

Когда была революция 1905-го года, Бакстом осуществлялась работа для журналов «Адская почта», «Жупел», «Сатирикон», позднее – художественного журнала «Аполлон».


К балету «Нарцисс». Фото из источника: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/335-bakst.html


Бакст занимался преподаванием в школе Е. Н. Званцевой. В 1908-м—1910-м годах у него проходило обучение Марка Шагала.


В статье «Леон Бакст» написано [22]:

«Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. Его неудержимо тянуло в Европу. Бакст был против. – Значит, вас устраивает перспектива погибнуть среди 30 тысяч художников, слетающихся со всего света в Париж, – сказал он. Судя по рукописи книги Шагала „Моя жизнь“, Бакст попросту обругал своего ученика. Жена Шагала Белла, готовя книгу к изданию, вымарала несколько выходящих из ряда вон выражений. В те годы, в отличие от нашего времени, ненормативная лексика не допускалась на страницы литературных произведений. По словам Шагала, Бакст вручил ему сто рублей и посоветовал с большей пользой для себя использовать их в России. Он и раньше поддерживал Шагала материально».


Картина «Фантазия сюр-ле-костюм модерн». Фото из источникаhttps://artchive.ru/artists/715~Lev_Samojlovich_Bakst_Leon_Bakst/works/240475~Eskizy_kostjumov

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги