С организацией обучения лыжников-любителей дело обстояло не лучше – в качестве инструкторов, как правило, работали бывшие спортсмены, не имевшие никакой методической или педагогической подготовки. Лишь в 80-е годы усилиями Людвига Ремизова были созданы первые полноценные школы инструкторов и гидов-проводников, появились унифицированные методики обучения любительской технике.
Только в начале XXI века отечественные чиновники и бизнесмены начали осознавать, что строительство и эксплуатация горнолыжных курортов приносят огромную прибыль (в альпийских странах к аналогичному выводу пришли на 50 лет раньше). Понятно, что эта сфера бизнеса требует огромных капитальных вложений, но при правильной организации и фантастические барыши приносит!
Мне думается, что наш президент Владимир Путин внес гигантский вклад в развитие горнолыжного спорта и горнолыжного туризма в России. У нас же, как водится – «партия сказала надо, комсомол ответил есть». В нашем случае ни партии, ни комсомола уже давно не существует, но принцип действия остался тем же самым. Если бы В.Путин на лыжах не катался, то ни о каких Олимпийских Играх в Сочи никогда даже и разговора бы не было.
Автор этих строк был в Красной Поляне в сезоне 1988-1989 года. Катание в Закарпатье было просто раем по сравнению с Красной Поляной того времени. А благодаря постоянным усилиям со стороны В.Путина, поскольку ему нравилось кататься на лыжах в этих местах, Сочи – Красная Поляна превратилась в курорт мирового уровня, где была проведена великолепная Олимпиада и предполагается проведение соревнований Кубка Мира. Звезды горнолыжного спорта дали самую высокую оценку сочинским трассам.
Да что там говорить! По всей стране, где только возможно, открываются новые и усовершенствуются существующие горнолыжные курорты. Примером может служить уже упоминавшийся Архыз, где полным ходом идет строительство, в процессе которого, уже создано 1500 рабочих мест на 80% состоящих из местного населения!
А кроме того новые дороги, гостиницы, рестораны – ну то есть вся инфроструктура, присущая горнолыжным курортам. Естественно, что при такой организации и соответствующей рекламе народ будет валом валить.
На Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук-2016» прозвучало, что в течении ближайших десяти лет, количество катающегося народа должно вырасти втрое! Ну а где есть массовость, там непременно появляются звезды. Так что надеюсь, что подиумы Кубка Мира не за горами.
Ну и в заключении пример из собственной жизни.
Лет 30 тому назад, мы достаточно большой компанией поехали в Гадаури (горнолыжный курорт в Грузии). В группе был один паренек, по-моему, его звали Володя. После первого дня катания, когда мы совершенно ошалевшие от счастья собрались за дружеским столом, он провозгласил первый тост: «Давайте выпьем за горные лыжи, как за образ жизни».
С годами я все больше и больше вспоминаю эти слова. Ведь как это эдорово – жить в предвкушении счастья! Потому что спуск с горы на лыжах, наслаждение волшебно-хрустальным горным воздухом, чувство наполненности живительной энертией с каждым днем, проведенном в горах – это ли не прекрасно!
А, может быть, у кого-то, читающего эти строки, есть возможность делать это больше чем раз в году? Вот так и живем в предвкушении от праздника до праздника!
Глава 5. Горнолыжный инструктор кто это такой?
Прежде всего давайте попробуем разобраться кто такой горнолыжный инструктор! Это человек, который обучает катанию на горных лыжах. Мне очень трудно сказать, как и на каких уровнях работают инструктора в России, поэтому я расскажу какие требования предъявляются к инструкторам на Западе. Вот их краткий перечень со стороны курорта.
Горнолыжные курорты штата Юта считают, что инструктор представляет лицо курорта. Он должен быть пострижен и побрит, то есть хорошо выглядеть. Когда речь идет о девушках, то никакого яркого вызывающего макияжа. Не должно быть видно татуировок. Ни о каком запахе вчерашних возлияний даже речи не может быть – за это можно сразу лишиться работы!
Инструктор всегда должен выглядеть так, что человек, который приходит к нему на урок и платит деньги, должен быть уверен, что в лице инструктора он получает лучшего друга и помощника. Инструктор поможет подобрать правильное снаряжение, инструктор поможет подобрать и отрегулировать ботинки, инструктор расскажет обо всех достопримечательностях местного региона: где какие рестораны, музеи, парки, то есть все что может представлять интерес для человека, который не просто приехал из другого конца страны, а из другой части света. Гости курорта всегда встречаются приветливой улыбкой.
А теперь что инструктор должен знать и уметь.
Это, как бы, достаточно скользкий вопрос, по той простой причине, что в Америке, как и во всем мире, инструкторы делятся на три уровня.
Первый уровень – самый низкий обычно работает с детьми. Как достаточно легко догадаться дети, как правило, непривередливы и основная задача инструктора –это обеспечение детской безопасности, и чтобы дети весело и с интересом проводили время. Инструктор объясняет детям азы, а все остальное они догоняют уже на склоне в процессе практики.
Второй уровень – здесь все несколько более серьезно. Инстуктор этого уровня может работать как с детьми, так и со взрослыми на начальном и продвинутом уровне. Командами «Делай как я» или «Следуй за мной» тут не отделаешься. Кроме того, работая со взрослыми, надо обращать особое внимание на качество обслуживания. Ведь ты никогда не угадаешь с первого взгляда, кто перед тобой стоит одетый в прокатное оборудование.
Может так статься, что человек после покупки группового урока, захочет всю оставшуюся неделю отпуска провести с тобой в частных уроках. Или ты станешь другом семьи, и этот клиент будет приезжать к тебе многие годы. Поэтому к вопросу работы с такими клиентами надо подходить намного более ответственно.
Третий уровень – это высший уровень в Америке. Инструктор этого уровня, как правило работает на частных уроках со студентами любого уровня от начинающих до хорошо катающихся. Весьма популярной практикой является работа таких инструкторов с начинающими, поскольку инструктора этого уровня умеют привлечь клиентов в бизнес.
Я надеюсь, что все понимают, что чем чаще клиенты будут возвращаться в горнолыжную школу, тем больше горнолыжный бизнес будет расти. Инструктор этого уровня должен знать ответы на самые хитроумные вопросы студента, держать в своем телефоне номера всех лучших ресторанов, знать где и как кормят, где и какие шоу можно посмотреть с детьми, ну и так далее. Короче, обеспечивать сервис по высшему классу, чтобы человек приезжал к тебе еще не один год. У меня есть несколько клиентов которые приезжают ко мне уже четырнадцать лет. Как раз в этом году считали.
Все, о чем я сейчас написал, происходит со мной ежегодно. Примерно тридцать процентов моих клиентов возвращаются каждый год. Люди приезжают из Австралии, Новой Зеландии, стран Южной Америки, Европы, Китая, Японии – короче, со всего света. Но для достижения этого уровня пришлось сдать тяжелейшие экзамены на чужом языке, что было весьма и весьма непросто. Так что теперь вы немного представляете, что это за человек – горнолыжный инструктор.
Глава 6. Классификация Инструкторов
С большим трепетом в сердце берусь за написание этой страницы. Насколько я в настоящий момент представляю, в России нет единых методик, по которым можно и нужно сертифицировать инструкторов. Ну, в общем и целом, это, наверно, нормально. Кому нужна сертификация на профессию, которая не существует или по меньшей мере не существовала до самого последнего времени.
Многочисленные чиновники и немногочисленные руководители страны представить себе не могли, (а многие и сейчас не представляют) какие деньги можно зарабатывать, имея в качестве продукта снег. Примеры таких стран как США, Австрия, Швейцария, Франция, Италия для чиновников ничего не значили да, в большинстве своем, не значат и сейчас. А ведь только в одной Америке пару лет назад было 62 миллиона посетителей.
Каждый из этих посетителей покупает себе билет на подъемник, каждый из них хочет поесть (и не один раз) и примерно две трети хотят остановиться на несколько дней в гостинице, в которой в каждом номере есть душ, туалет, телефон, интернет, телевизор. Кроме того, в большинстве гостиниц есть фитнес – центр, бассейн, сауна, джакузи. К каждой такой гостинице должна вести дорога, у каждого курорта должна быть парковка для машин ну и т.д. Вот тебе и удар по безработице, и деньги на развитие, пожалуйста! Ну просто ужасно за державу обидно, которая не хочет поднять со снега сотни миллионов долларов! Очень извиняюсь за крик души, но уж больно наболело.
В этой главе, я хотел бы изложить свои соображения по сертификации горнолыжных инструкторов. За основу взята американская система сертификации PSIA, которая сродни сертификациям европейских стран Австрия и Франция. Американский сертификат первого уровня соответствует европейскому С, соответственно уровень два – европейскому В и уровень три – европейскому А. Почему я с такой уверенностью говорю? Потому что во всех крупных курортах Америки работают инструктора из европейских стран и получают соответствующую зарплату. А как известно ни один американский работодатель, просто так лишних денег платить не будет. Итак, …
Что должен знать и уметь горнолыжный инструктор первого уровня
Категория А. Лыжная подготовка.
Инструктор должен уметь:
– катание;
–владеть поворотом на параллельных лыжах с уколом палкой и без него на подготовленных синих склонах;
– вести связанные повороты на параллельных лыжах с постоянным ритмом;
– поддерживать постоянную скорость за счет формы поворота;
– сохранять динамическую равновесную стойку во время серий поворотов различного радиуса;
– производить серии поворотов с различными радиусами и поддержанием постоянной скорости на подготовленных синих склонах;
– демонстрация;
– поворот из упора;
– демонстрация поворота из упора на самых легких (зеленых) подготовленных трассах;
– демонстрация всех типов движений;
– демонстрация положения упора в сериях поворотов;
– поворот Христианией;
– повороты Христианией (лыжи сводятся и становятся параллельно до или после пересечения линии склона) на зеленых или простейших голубых трассах;
– демонстрация всех типов горнолыжных движений;
– демонстрация постоянства горнолыжных движений и ритма в сериях поворотов;
– при перемещении верхней лыжи к нижней демонстрация активного руления (верхней) внутренней лыжей.
Категория В. Обучение.
Инструктор должен уметь:
– определять тип обучаемых и уметь приводить примеры по определению способа восприятия;
– определять способы постановки задания и пути его выполнения в зависимости от типа восприятия обучаемых;
– определять возможности и методы обучения в зависимости от специфики группы (дети, взрослые, женщины, пенсионеры);
– определять способы обучения детей в зависимости от их развития;
– обучать всех горнолыжников вне зависимости от возраста от первого до четвертого уровня;
– использовать наиболее доступные методы передачи информации как то: смотреть в глаза, использовать тембр голоса, личный многократный показ, передавать информацию наиболее доступными словами;
– вести группу в зависимости от ее уровня подготовки, погодных условий, безопасности и содержания урока;
– рассказать какие сервисы может предоставить курорт.
Категория С. Техническая.
Терминология:
– знать и уметь объяснить основные понятия и определения.
Снаряжение:
– уметь определять какое снаряжение необходимо лыжникам до четвертого уровня включительно.
Инструктор должен уметь:
– определять основные двигательные горнолыжные навыки и применять их при обучении до четвертого уровня включительно;
– определять фазы поворота;
– анализ движений;
– объяснять основные движения горнолыжника до четвертого уровня включительно;
– определять ошибки;
– давать рекомендации по устранению ошибок горнолыжников до четвертого уровня включительно;
– готовить план урока, используя упражнения и задания для горнолыжников, которые улучшат их лыжные навыки.
Что должен знать и уметь горнолыжный инструктор второго уровня
Категория А. Лыжная подготовка.
Инструктор должен уметь:
КАТАНИЕ
– владеть динамичным поворотом на параллельных лыжах на подготовленных синих и простых черных склонах;
– использовать конструкцию лыж и двигательные горнолыжные навыки для различных форм поворота на параллельных лыжах;
– вести сопряженные повороты с постоянным ритмом и формой как например серии из коротких и длинных поворотов.
– контроль скорости при помощи изменения формы поворота;
– поддерживать динамическую равновесную стойку во время движения.
БУГРЫ
– уметь ездить по буграм на синих и простых черных трассах, которые типичны для горнолыжников до седьмого уровня включительно;
– сопряженные повороты в линии падения склона. Небольшие отклонения допускаются, но ритм должен поддерживаться без траверса;
– поддерживать постоянную скорость;
– поддерживать равновесную стойку, не теряя основной линии движения;
– демонстрировать тактические навыки прохождения трассы в зависимости от сложности склона;
– демонстрировать различные формы и типы поворота;
– применять соответствующую тактику и различные горнолыжные навыки при различных состояниях снежного покрова, включая неподготовленные склоны и целину;
– демонстрировать различные типы горнолыжных навыков и движений в упражнениях, заданиях и поворотах.
ДЕМОНСТРАЦИЯ
Поворот из упора:
– демонстрация поворота из упора на самых легких (зеленых) подготовленных трассах;
– демонстрация сбалансированной равновесной стойки;
– демонстрация руления обеими ногами для создания формы поворота и контроля скорости;
– демонстрация положения упора с показом всех необходимых навыков в сериях поворотов.
Поворот Христианией:
– демонстрация поворотов Христианией (лыжи сводятся и становятся параллельно до или после пересечения линии склона) на зеленых или простейших голубых трассах;
– демонстрация руления внутренней ногой для сведения лыж;
– демонстрация всех горнолыжных навыков в контрольной фазе ведения поворота;
– демонстрация сведения лыж в различных фазах ведения поворота (начало, середина, конец) в зависимости от скорости и склона;
– демонстрировать постоянство движений на протяжении всего спуска.
Поворот на параллельных лыжах:
– демонстрация поворота на параллельных лыжах с уколом палкой и без него на подготовленных синих склонах;
– демонстрация небольшого распрямления в начале поворота, что помогает одновременной перекантовке;
– демонстрация имитации укола палкой, которая приводит к распрямлению и перекантовке в начале поворота;
– демонстрация активного руления обеими ногами в течении всего поворота для контроля скорости и формы поворота;
– демонстрация всех горнолыжных навыков в сериях поворотов для поддержки постоянной скорости и формы поворота.
Категория В. Обучение.
Инструктор должен уметь:
– определять команды, задания, а также методы обучения небольшой группы лыжников;
– находить взаимопонимание между инструктором и клиентами;
– определять типы обучаемых лыжников таким образом, чтобы каждый член группы мог достичь максимального результата;
– определять психологическую и физическую подготовку группы лыжников и каждого в отдельности;
– определять последовательные логические шаги для обучения лыжников до седьмого уровня включительно;
– обсуждать различные пути развития взаимодействия с лыжниками для осуществления их целей, постановки и выполнения совместных задач;
– проинформировать своих учеников о том, какие услуги предоставляет курорт;
– уметь связывать различные типы обучаемых с методами обучения для нахождения наилучшего контакта с аудиторией;
– стараться работать с каждым лыжником группы индивидуально для обеспечения успешного группового урока;
– изменять содержание урока в зависимости от прогресса группы;
– уметь приводить наглядные примеры;
Категория С. Техническая.
Инструктор должен уметь:
ТЕРМИНОЛОГИЯ
– знать определения и терминологию и применять ее для анализа, понимания и обучения лыжников до седьмого уровня включительно;
– объяснять группе лыжную терминологию наиболее понятными и доступными словами;
– объяснять характеристики лыжного снаряжения от первого до седьмого уровня включительно;
– уметь разбираться в основных типах движений;
– уметь определять различные виды движений у горнолыжников от первого до седьмого уровня включительно;
– описывать силы, воздействующие на горнолыжника в процессе поворота и как мышцы, реагируют на эти силы.
АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЙ
– уметь объяснять основные движения горнолыжника от первого до седьмого уровня включительно;
– определять, над чем горнолыжник должен работать, исходя из анализа движений от первого до седьмого уровня включительно;
– определять упражнения и задания для конкретных лыжников, которые улучшат их горнолыжные навыки.
Что должен знать и уметь горнолыжный инструктор третьего уровня
Категория А. Лыжная подготовка.
Инструктор должен уметь:
КАТАНИЕ
– свободно владеть динамичным поворотом на параллельных лыжах на любых склонах;
– показывать владение всеми горнолыжными навыками на любых склонах за исключением самых сложных;
– снижать, увеличивать и поддерживать скорость без нарушения плавности спуска и ритма на любых склонах и рельефах местности.
БУГРЫ
– уметь ездить по любым буграм на горе;
– спускаться сопряженными поворотами в линии падения склона на всем протяжении спуска;
– снижать, увеличивать и поддерживать скорость без нарушения плавности спуска и ритма;
– уметь менять линию движения в процессе спуска;
– демонстрировать выбор наиболее безопасной линии спуска в зависимости от погодных условий и состояния снежного покрова;
– выбирать различные типы поворотов в зависимости от ситуации;
– владеть всеми горнолыжными навыками и набором движений в упражнениях, заданиях и поворотах согласно поставленной задаче в применении к погодным условиям и состоянию снежного покрова;
– уметь поддерживать ритм и скорость спуска при любом состоянии снежного покрова.
ДЕМОНСТРАЦИЯ
Поворот из упора:
– демонстрация поворота из упора на подготовленных (зеленых) трассах;
– демонстрация сбалансированной равновесной стойки;
– демонстрация руления обеими ногами при создании формы поворота и контроля скорости;
– демонстрация положения упора с показом всех необходимых горнолыжных навыков в сериях поворотов.
Поворот Христианией:
– демонстрация поворотов Христианией (лыжи сводятся и становятся параллельно до или после пересечения линии склона) на зеленых или простейших голубых трассах (не обязательно подготовленных);
– демонстрация руления внутренней ногой для сведения лыж;
– демонстрировать формирование поворота рулением обоими лыжами применяя все технические навыки;
– демонстрация сведения лыж в различных фазах ведения поворота (начало, середина, конец) в зависимости от скорости и склона;
– демонстрировать постоянство движений на протяжении всего спуска.
ПОВОРОТ НА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛЫЖАХ
– демонстрация поворота на параллельных лыжах на любых голубых (не обязательно подготовленных) и легких черных трассах;
– демонстрация небольшого распрямления в начале поворота, что помогает одновременной перекантовке;
– демонстрация имитации укола палкой, которая приводит к распрямлению и перекантовке в начале поворота;
– демонстрация активного руления обеими ногами в течении всего поворота для контроля скорости и формы поворота;
– демонстрация всех горнолыжных навыков в сериях поворотов для поддержки постоянной скорости и формы поворота.
ДИНАМИЧНЫЙ ПОВОРОТ НА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛЫЖАХ
– демонстрация владения динамичным поворотом на параллельных лыжах на различных трассах и при любом состоянии снежного покрова;
– демонстрация всех горнолыжных навыков в сериях поворотов для поддержки постоянной скорости и формы поворота при любом состоянии снежного покрова на любых трассах;
– использовать современные лыжи и технические навыки для показа различных форм резаного поворота;
– поддерживать динамическое равновесие при помощи давления на внешнюю лыжу;
– демонстрировать связанные повороты с постоянным ритмом.
Категория В. Обучение.
Инструктор должен уметь:
– рассказать, как использовать различные стили и методы обучения для достижения максимального индивидуального результата каждым членом группы;
– знать различные методы обучения при проведении урока;
– определять логические шаги для обучения горнолыжников до девятого уровня включительно;
– информировать своих учеников о том, какие услуги предоставляет курорт, а также перспективы лыжной индустрии;
– индивидуализировать команды, задания и взаимопонимание, а также методы обучения при проведении частного урока и урока для двоих;
– применять разнообразную стратегию, приводить всевозможные примеры для достижения максимального индивидуального результата;
– в процессе обучения применять индивидуальные методы для каждого студента.
Категория С. Техническая.
Инструктор должен уметь:
ТЕРМИНОЛОГИЯ
– обсуждать любые темы, связанные с лыжами до уровня Кубка Мира;
– объяснять группе лыжную терминологию наиболее понятными и доступными словами;
– объяснять характеристики лыжного снаряжения и давать рекомендации хорошо катающимся лыжникам;
– анализировать компоненты горнолыжной техники;
– обсуждать, какие компоненты горнолыжной техники применяются в различных ситуациях относительно различных групп горнолыжников (пожилые, женщины, дети, спортсмены);
– описывать силы, воздействующие на лыжника в процессе поворота, и как мышцы лыжника реагируют на эти силы;
АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЙ
– уметь объяснять основные движения от первого до девятого уровня включительно;
– определять причины ошибок и методы их устранения, исходя из анализа движений горнолыжника от первого до девятого уровня включительно;
– определять упражнения и задания для конкретных лыжников, которые улучшат их горнолыжные навыки до девятого уровня включительно;
– придумывать различные упражнения и задания, которые позволят горнолыжнику улучшить или изменить стиль катания.
Глава 7. Правила FIS поведения лыжника с комментариями
Горные лыжи, как и любой другой вид спорта, связан с риском. Правила FIS считаются идеальной моделью поведения для ответственного и осмотрительного лыжника, и их предназначение – избежать несчастных случаев на склоне. Правила FIS применяются ко всем лыжникам. Лыжник обязан хорошо знать эти правила, уважать и соблюдать их. Если он не делает этого, то его поведение, в случае несчастного случая, может оказаться под действием гражданского и уголовного законодательства.
Правило 1 – Уважай окружающих
Лыжник должен вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности и не наносить ущерб окружающим.
Комментарий
Лыжник ответственен не только за свое поведение, но и за исправность своего снаряжения. Это так же относится к использованию недавно разработанного снаряжения (в оригинале using newly developed equipment).
Правило 2 – Контроль скорости и направления движения
Лыжник должен двигаться управляемо. Его скорость и способ спуска должны соответствовать его личным возможностям, преобладающим условиям склона, снегу, погоде и количеству других лыжников на склоне (в оригинале the density of traffic).
Комментарий
Столкновения часто случаются из-за того, что лыжники едут слишком быстро, не следя или не замечая других лыжников. Лыжник должен быть способен останавливаться, поворачивать и двигаться внутри границ своего поля зрения. В переполненной области (в оригинале in crowded areas) или в месте где видимость ограничена, лыжник должен ехать медленно, особенно на границе крутого склона, в нижней части трассы и в области около подъемников.