Когда же человеку предстоит продлить свой род, выступить в качестве родителя, он претерпевает удвоение, из его собственной плоти возникает Ева: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Бытие. 2: 23).
Нельзя не заметить, что Бог создает здесь не женщину, а именно жену, прародительницу человеческого рода, а таковая может быть только результатом раздвоения
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
«Досознательное» не следует отождествлять с «бессознательным». Забегая вперед, скажем, что «бессознательное» – это либо перенесенные в область несознаваемого сознательные феномены («бессознательная воля», «бессознательное мышление» в немецком идеализме), либо проявления инстинктивной жизни человека (например, «вытесненное» из сознания в концепции З. Фрейда). Так или иначе, бессознательное, по сути, относится к сознаваемому миру, имеет сознательное происхождение. Досознательное первично по отношению к сознательным представлениям, является условием их возможности и оказывает влияние на формирование их смыслового содержания.
2
Рябушкина Т.М. Познание и рефлексия. М., 2014.
3
Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 310.
4
Там же. С. 241.
5
Там же. С. 151.
6
Там же. С. 305.
7
Там же. С. 255.
8
Там же. С. 280.
9
Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 297.
10
Там же. С. 298.
11
Passmore J. Hume’s Intentions. L., 1980; Penelhum T. Hume’s Theory of the Self Revisited // Dialogue. 1975. Vol. 14. No. 3.
12
Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 72.
13
Там же. С. 298.
14
Там же. С. 325.
15
Там же. С. 68.
16
Там же. С. 280–281.
17
Ainslie D.C. Hume’s Reflections on the Identity and Simplicity of Mind // Philosophy and Phenomenological Research. 2001. Vol. 62. No. 3. P. 566–570.
18
Zahavi D. Subjectivity and Selfhood: Investigating the First-Person Perspective. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2006. P. 26.
19
Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 94.
20
Там же. С. 123.
21
Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 298.
22
Там же. С. 63.
23
Там же.
24
Там же. С. 269–270.
25
Там же. С. 254.
26
Там же. С. 266.
27
Там же. С. 298–299.
28
Stone J. Hume on Identity: A Defense // Philosophical Studies: An International Journal for Philosophy in the Analytic Tradition. 1981. Vol. 40. No. 2. P. 280.
29
Ibid. P. 280–281.
30
Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 325–326.
31
Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 221.
32
Там же. С. 62.
33
Там же. С. 59.
34
Кант И. Критика практического разума. С. 125.
35
Там же. С. 63.
36
Там же. С. 42.
37
Там же. С. 125.
38
Кант И. Критика практического разума. С. 141–142.
39
Там же. С. 136.
40
Там же. С. 108.
41
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004. С. 137.
42
Sellars W. Empiricism and the Philosophy of Mind. Cambridge: Harvard University Press, 1997.
43
Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 2010. С. 110.
44
Там же. С. 111.
45
Там же. С. 109.
46
Молчанов В.И. Понятие трансцендентальной субъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Проблемы сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс, 1983. C. 61.
47
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 111.
48
Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 109–110.
49
Молчанов В.И. Понятие трансцендентальной субъективности в феноменологии Э. Гуссерля. C. 61.
50
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 138.
51
Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 83.
52
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 154.
53
Там же. С. 171.
54
Там же. С. 189–191.
55
Там же. С. 232.
56
Там же. С. 175.
57
Carr D. Husserl’s Problematic Concept of the Life-World // American Philosophical Quarterly. 1970. Vol. 7. No. 4. P. 332–337.
58
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 176.
59
Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 81.
60
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 300.
61
Там же. С. 300–301.
62
Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 105.
63
Schuetz A. Type and Eidos in Husserl’s Late Philosophy // Philosophy and Phenomenological Research. 1959. Vol. 20. No. 2. P. 164.
64
Молчанов В.И. Трансцендентальный опыт и трансцендентальная наивность в «Картезианских медитациях» Эдмунда Гуссерля // Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 223.
65
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 210.
66
Husserl E. Analyses Concerning Passive and Active Synthesis: Lectures on Transcendental Logic. Dordrecht, 2001. P. 5.
67
Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 67–68.
68
Landgrebe L. The Problem of Passive Constitution // Landgrebe L. The Phenomenlogy of Edmund Husserl. Ithaca, 1981.
69
Husserl E. Analyses Concerning Passive and Active Synthesis: Lectures on Transcendental Logic. P. 162.
70
Ibid. P. 482–483.
71
Ibid. P. 483.
72
Ibid. P. 423.
73
Biceaga V. The Concept of Passivity in Husserl’s Phenomenology. L.; N.Y., 2010. P. 17.
74
Husserl E. Analyses Concerning Passive and Active Synthesis: Lectures on Transcendental Logic. P. 230.
75
Ibid. P. 51.
76
Husserl E. Analyses Concerning Passive and Active Synthesis: Lectures on Transcendental Logic. P. 152.
77
Ibid. P. 494.
78
Ibid. P. 268.
79
Ibid. P. 517.
80
Biceaga V. The Concept of Passivity in Husserl’s Phenomenology. P. 16.
81
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2004. С. 33.
82
Watkins E. Kant and the Myth of the Given // Inquiry. 2008. Vol. 51. No. 5. P. 521–523.
83
Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структура опыта // Логоc. 1992. № 3. С. 12.
84
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 204.
85
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 88.
86
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. С. 282.
87
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто… С. 35.
88
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. С. 542.
89
Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 304.
90
Там же. С. 68.
91
Там же. С. 140–141.
92
Там же. С. 219.
93
Там же. С. 196.
94
Там же. С. 223.
95
Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 3. М., 1994. С. 193–197.
96
Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии. 2003. № 9. С. 145.
97
Кант И. Критика чистого разума. С. 486–487.
98
Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Избранные работы. М., 2005. С. 211.
99
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. М., 2009. С. 255.
100
Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 99–100.
101
Там же. С. 106.
102
Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 392.
103
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто… С. 171.
104
Там же. С. 72.
105
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. С. 537.
106
Там же. С. 538.
107
Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. М., 2010. С. 39–40.
108
Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997. § 34.
109
Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 297–298.
110
Там же. С. 305.
111
Кант И. Критика чистого разума. С. 85.
112
Там же. С. 38.
113
Там же. С. 85.
114
Там же. С. 305.
115
Там же. С. 312.
116
Там же. С. 316–317.
117
Кант И. Критика чистого разума. С. 321.
118
Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1998. С. 33.
119
Кант И. Критика чистого разума. С. 676.
120
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. С. 237.
121
Гуссерль Э. Соч. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994. С. 30.
122
Там же. С. 79.
123
Там же. С. 88.
124
Там же. С. 140.
125
Там же. С. 131.
126
Гуссерль Э. Парижские доклады // Гуссерль Э. Избранные работы. М., 2005. C. 350.
127
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. С. 177–178.
128
Grünbaum T., Zahavi D. Varieties of Self-Awareness // The Oxford Handbook of Philosophy and Psychiatry. Online Publication Date: Sep. 2013. P. 7.
129
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. С. 244.
130
Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго // Логоc. 2003. № 2 (37). С. 91.
131
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто… С. 27.
132
Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго. С. 90.
133
Zahavi D. Subjectivity and Selfhood: Investigating the First-Person Perspective. P. 130.
134
Ibid. P. 132.
135
Кант И. Критика чистого разума. C. 127–128.
136
Zahavi D. Subjectivity and Selfhood: Investigating the First-Person Perspective. P. 124.
137
Ibid. P. 132.
138
Ibid. P. 72.
139
Ibid. P. 123.
140
Ibid. P. 122.
141
Zahavi D. Unity of Consciousness and the Problem of Self // Gallagher Sh. (ed.). The Oxford Handbook of the Self / Oxford Handbooks Online. Online Publication Date: May 2011. P. 10.
142
Ibid.
143
Zahavi D. Subjectivity and Selfhood: Investigating the First-Person Perspective. P. 131.
144
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 209.
145
Там же. С. 231.
146
Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 44.
147
Biceaga V. The Concept of Passivity in Husserl’s Phenomenology. P. 9.
148
Zahavi D. Self-awareness and Affection // Alterity and Facticity / N. Depras, D. Zahavi (eds). Dordrecht, 1998. P. 217.
149
Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. § 34.
150
Там же.
151
Там же.
152
Хайдеггер М. Бытие и время. С. 331.
153
Хайдеггер М. Бытие и время. С. 331.
154
Там же.
155
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто… С. 171.
156
Там же. С. 160.
157
Кант И. Критика чистого разума. С. 85.
158
Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения // Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996. С. 90–91.
159
Там же. С. 66.
160
Там же.
161
Там же. С. 67.
162
Там же. С. 70.
163
Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения. С. 77.
164
Там же. С. 82.
165
Там же. С. 91.
166
Там же. С. 82–83.
167
Там же. С. 91.
168
Там же. С. 90–91.
169
Гуссерль Э. Логические исследования. Т. II. Ч. 1. М., 2011. С. 355.
170
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто… С. 25.
171
Там же.
172
Там же. С. 26.
173
Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго. С. 90–91.
174
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто… С. 26–27.
175
Smith D.W. The Structure of (Self-) Consciousness // Topoi. 1986. No. 5. P. 151.
176
Nagel T. What is it like to be a bat? // The Philosophical Review. 1974. Vol. 83. No. 4. P. 436.
177
Levine J. Purple Haze: The Puzzle of Consciousness. N.Y., 2001. P. 6–7.
178
Rosenthal D.M. Higher-Order Thoughts and the Appendage Theory of Consciousness // Philosophical Psychology. 1993. Vol. 6. No. 2. P. 157.
179
Rosenthal D.M. A Theory of Consciousness // The Nature of Consciousness: Philosophical Debates / N. Block. O. Flanagan, G. Güzeldere (eds). Cambridge, Mass., 1997. P. 739.
180
Ibid.
181
Kriegel U. Consciousness as Intransitive Self-Consciousness: Two Views and an Argument // Canadian Journal of Philosophy. 2003. Vol. 33. No. 1. P. 122.
182
Ibid. P. 124–125.
183
Zahavi D. Subjectivity and Selfhood: Investigating the First-Person Perspective. P. 23–24.
184
Ibid. P. 64.
185
Ibid. P. 25.
186
Ibid. P. 26.
187
Ibid P. 71–72.
188
Ibid. P. 122.
189
Ibid. P. 132.
190
Grünbaum T., Zahavi D. Varieties of Self-Awareness // The Oxford Handbook of Philosophy and Psychiatry. Online Publication Date: Sep. 2013. P. 7–8.
191
Gennaro R.J. Jean-Paul Sartre and the HOT Theory of Consciousness // Canadian Journal of Philosophy. 2002. Vol. 32. No. 3. P. 302.
192
Ibid. P. 306.
193
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. С. 184.
194
Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997. С. 112.
195
Там же. С. 113.
196
Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 3. М., 1994. С. 85.
197
Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М., 1999. С. 60–61.
198
Под «сознательным творчеством» («сознательным познанием») понимается не только целенаправленно осуществляемое познание, ведущее к изменению сознаваемого мира, но и всякое, в том числе стихийное, лишенное самоотчета, творчество, осуществляемое тогда, когда познание в целом уже вышло на уровень сознания, когда познающий уже имеет дело с сознаваемым миром.
199
Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 320.
200
Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 249–250.
201
Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 300.
202
Кант И. Критика чистого разума. С. 207.
203
Там же. С. 136.
204
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004. С. 189.
205
Biceaga V. The Concept of Passivity in Husserl’s Phenomenology. L.; N.Y., 2010. P. 29.
206
Ibid. P. 25.
207
Вейль Г. Симметрия. М., 1968. С. 33.
208
Рябушкина Т.М. Познание и рефлексия. М., 2014. С. 321–326.
209
Пуанкаре А. Ценность науки // Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 177.
210
Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. М., 2010. С. 375.
211
Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 2003. С. 126.
212
«Объективный мир» образуют все те составляющие сознаваемого мира, которые принимаются в качестве реальности, существующей независимо от познающего, но при этом подлежащей познанию. Об основаниях разделения сознаваемого мира на «объективный» и «субъективный» миры пойдет речь в главе 7.
213
Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. С. 250–251.
214
Там же. С. 252.
215
Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. С. 25.
216
Там же. С. 144.
217
Там же. С. 145.
218
Там же. С. 138.
219
Соловьев В.С. София // Логос. 1991. № 2. Ч. 1. Гл. 1. О метафизической потребности у человека.
220
Цит. по: Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 72.
221
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. С. 25.
222
Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: в 8 т.: Т. 5. М., 1994. С. 218.
223
Там же. С. 212.
224
Кант И. Критика способности суждения. С. 216.
225
Там же. С. 215.
226
Там же. С. 217.
227
Там же.
228
Там же. С. 216.
229
Там же. С. 218.
230
Там же. С. 220.
231
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 67.
232
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 128.
233
Там же. С. 138.
234
Там же.
235
Там же. С. 271–272.
236
Там же. С. 282.
237
Там же. С. 288–289.
238
Там же.
239
Там же. С. 289.
240
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 291.
241
Там же.
242
Там же. С. 290.
243
Там же. С. 289–290.
244
Там же. С. 290–291.
245
Там же. С. 300–301.
246
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С. 29.
247
Там же.
248
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. С. 53–54.
249
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб., 2007. С. 54–55.
250
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. С. 32.
251
Там же. С. 33.
252
Там же. С. 55.
253
Там же. С. 40.
254
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. С. 49.
255
Юнг К.Г. Психология архетипа младенца // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996. С. 88–89.
256
Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996. С. 189.
257
Петрухин В.Я. Загробный мир // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991. С. 455.
258
Там же. С. 456.
259
Токарев С.А. Двуполые существа // Мифы народов мира. Т. 1. С. 359.