Книга Тайный код религий мира - читать онлайн бесплатно, автор Александр Леонидович Мясников. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Тайный код религий мира
Тайный код религий мира
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Тайный код религий мира

Кстати

Несмотря на свою древность, фетишизм жив и поныне. Причём живут фетишизм и его приверженцы во многих уголках мира. Особенно широко он распространён в Африке. Фетишем у африканца может быть любой предмет, почему-либо поразивший его воображение. Нередко предмет в качестве фетиша выбирается наугад. Но если после этого выбора человеку что-нибудь из задуманного или желаемого удается, он считает, что фетиш помог и заслуживает того, чтобы его сохранили.

Особенно интересен африканский обычай истязания фетишей. Его истязают не в знак наказания за какую-нибудь провинность, а ради побуждения к действию. Например, прося о чём-нибудь фетиш, его бьют. Бьют, зная, что тому больно. Но предполагается, что фетиш, испытывая боль, лучше запомнит и сделает то, о чём его просят.

Фетишизм в далёкой Африке воспринимается как само собой разумеющееся. Как, впрочем, и в других далёких землях и странах.

Но фетишизм жив и вокруг нас. То есть здесь и сейчас. Достаточно вспомнить множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен охранять своего владельца.


Фетиш-подкова


По мнению некоторых учёных, следы религиозного фетишизма можно увидеть в почитания мощей в христианстве и в буддизме, а в исламе – в почитании Чёрного камня.

Тотемизм

Тотемизм прочно связан с фетишизмом. Можно сказать, что корни тотемизма находятся в фетишизме.

Историческая справка

Тотемизм – это комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и тотемами, то есть видами животных и растений.

Для истории религии, да и вообще истории, очень важно то, что именно в недрах тотемизма складываются важнейшие культы человечества.

Кстати

Культ – это совокупность религиозно-мистических действий. Эти действия выполняют в соответствии с каноническими установлениями какой-либо религии. То есть культ является неотъемлемой составляющей всякой религии. С культом связаны верования и представления системы религиозной мифологии.

Считается, что причина возникновение тотемизма социальная.

Между прочим

Слово «социальное» происходит от латинского socialis, что значит общественное. Одно из значений – порождаемое условиями общественной жизни.

То есть социальность тотемизма состоит в том, что он начинает формироваться и развивается в условиях возникновения рода.

Род – это группа людей, то есть коллектив. Этот коллектив возводит своё происхождение к общему предку – основателю рода, или родоначальнику. Основатель рода может быть как по материнской, так и по отцовской линии.

Род – это одна из форм социальной организации.

С появлением рода складываются и те общественные отношения, которые связывают людей внутриродовыми узами. У каждого человека мог быть свой фетиш, сообществу людей – роду – требовался общий объект мистической связи. Фетиш эту роль уже выполнить не мог. Ведь фетиш, по своей сути, индивидуален.

Обратите внимание!

Роду как человеческому сообществу нужны свои традиции, свои корни и своя история. Чтобы выстроить историю собственного происхождения, род должен был искать предка. Ведь, как известно, какой корень, таков и плод. И если дерево держится корнями, то человек семьей.

Как правило, предка видели в том или ином животном. Конечно же в идеи происхождения людей от животных нет ничего религиозного. Она мифологическая. Её можно найти во многих мифах. Но дело в том, что в тотемизме идея происхождения неразрывно связана с системой взаимной превращаемости всего во всё. Той самой идеи превращаемости, которая возникла ещё в недрах фетишизма.

Эта система превращаемости всего во всё предполагает и таинственную, сверхъестественную связь между явлениями. И не только явлениями, но и предметами, и живыми существами. В силу этой связи медведь есть человек, а человек есть медведь.

Человек, убеждённый в наличии такой связи, по его мнению, вступает в дружеские отношения со своим тотемом, например медведем. Эти отношения накладывают на человека ряд обязательств, регулирующих его образ жизни и поведение. Например, запреты на определённую пищу и тому подобное.


Медведь-тотем


Но отношения человека к своему тотему не сводятся лишь к почитанию и поклонению. Они здесь строятся по принципу взаимности. Это можно назвать своего рода деловым союзом. А союз есть союз. И, как принято в деловом партнерстве, каждая сторона должна добросовестно исполнять взятые на себя обязательства. При нарушении обязательств карается каждая из сторон. Тотем наказывает человек, а человека наказывает тотем.

Известен тотемизм не только животный, но и растительный. В основном тотемами становились деревья.

Существует тотемизм, связанный с отдельными явлениями природы, такими как гроза, дождь и т. д.

Культ предков

Культ предков – это очень важный культ. И он формируется именно в тотемизме.

Между прочим

В дальнейшей истории человечества культу предков суждено сыграть несравненно большую роль, чем в самом тотемизме.

Особое отношение к факту смерти и покойнику могло превратиться в религиозный культ предков лишь с возникновением соответствующих социальных условий. Эти условия начинали складываться при первых проявлениях социального неравенства. Пример такого неравенства – возвышение старейшин матриархального или патриархального рода.

Всякое возвышение, в том числе высокое положение старейшин, глав рода, требует почитания от остальных. А это в свою очередь, конечно же, сказывалось и на отношении родичей к главам рода после смерти последних.

Кстати

Исследователи полагают, что особое внимание к факту смерти возникло у людей на самых ранних этапах общественного развития.

Уже в первобытном обществе широко практиковались погребальные обряды. В могилу к покойнику клали продовольствие, оружие, домашнюю утварь, украшения, так как это должно было пригодиться в потустороннем мире, то есть в жизни после смерти.

Постепенно окружающий мир первобытного человека менялся. Объекты тотемического культа, двойники фетишей, души умерших родичей, предков, членов чужих родов и племён, покинув своих реальных носителей, заполняли мировое пространство.

Невидимые двойники вели таинственное для живых существование. А, как известно, всякая тайна притягивает, возбуждает любопытство. Ведь чего не знаешь, туда и тянет. Таинственное существование двойников привлекает внимание и, естественно, вызывает неподдельный интерес. Этот интерес обусловлен проблемой отношения духов к самим людям, к их возможному влиянию на судьбы людей. А отношение духов к живущим не одинаково. И вот духи начинают делиться на добрых и злых. Действия злых, ясное дело, надо обезвреживать, а от добрых добиваться максимальной поддержки.

На этом деление духов не завершается. Мир не может быть чёрно-белым, то есть делиться только на зло и на добро. По аналогии с неодинаковыми возможностями живых существ, да и самих людей, духи подразделяются по их силе. Но силе не простой, а сверхъестественной.

Постепенно в воображении человека возникает иерархия среди духов и демонов. Позднее, когда человек выйдет за границы первобытного общества, начнётся превращение в высокопоставленных демонов и богов, а остальных – в подчинённых им ангелов и бесов.

Типичными приверженцами тотемизма, если так можно выразиться, из ныне живущих народов учёные считают аборигенов Австралии.

В тотемизме австралийцев чётко разделяются субъект тотемического отношения – это прежде всего примитивный род, и объект, то есть тотем.

Между прочим

Тотемическая группа всегда экзогамна, то есть браки между её членами запрещаются.

Экзогамия вообще считается одним из признаков тотемизма, хотя, конечно же, это признак чисто социальный. Однако важным исключением здесь являются родовые группы Ближнего и Среднего Востока, для которых традиционно была характерна как раз родовая эндогамия, то есть заключение брака в пределах определённой социальной группы.

Тотем


В качестве тотемов, как правило, выступают разные животные, значительно реже – растения, ещё реже – другие предметы.

Отношение к тотему у австралийцев своеобразное. Аборигены не обожествляют тотем, а лишь верят в таинственное родство с ним. Аборигены называют тотем «наш друг», «наш старший брат», «наш отец».

Близость между человеком и его тотемом выражается прежде всего в запрете, то есть табу, убивать и употреблять в пищу тотем. Но этот запрет действует не всегда. При исполнении некоторых тотемических обрядов приписывается съесть немного мяса тотема для укрепления магической связи с ним. Считается, что не употреблять мясо тотема так же плохо, как и употреблять его слишком много – и в том, и в другом случае человек разрывает живую связь с тотемом.

Большую роль в тотемических верованиях австралийцев играют многочисленные мифы о подвигах тотемических «предков». С тотемической мифологией связаны обряды, участники которых разыгрывают в лицах содержание мифов.

Обычно обряды устраиваются с целью назидания юношей и приурочиваются к исполнению церемоний посвящения. С той же мифологией неразрывно связана вера в тотемическое воплощение, или инкарнацию. Хотя веры в то, что само тотемическое животное непосредственно воплощено в человека, нет ни у одного из австралийских племён.

Вера в связь человека с тотемом выражается и в идее прямой взаимной магической зависимости. То есть, с одной стороны, тотем влияет на человека, с другой – человек воздействует на свой тотем.


Кенгуру тотем


Аборигены верят, что тотем может спасти человека от опасности. А вот чтобы причинить вред человеку, достаточно убить его тотем.

Очень важно и то, что в тотемизме своеобразно отражается чувство, или сознание, неразрывной связи рода с его территорией, с землей. С этой территорией связаны все священные тотемические предания о предках, каждая местность полна для аборигенов религиозно-магических ассоциаций.

Сохранился тотемизм и в Африке. Интересно, что в верованиях народов Африки духи предков вовсе не благодетельные, добрые по природе существа. Они очень придирчивы, требуют принесения жертв и поклонения и только при этом условии покровительствуют своим потомкам. То есть существа с характером. И не самым покладистым.

Между прочим

У пигмеев Центральной Африки тотемы исключительно родовые, но многие мужчины помимо своего родового тотема чтут и родовой тотем жены.

В основном тотемы – животные от леопарда и шимпанзе до змеи и даже муравья. К тотему относятся как к близкому родственнику, называют «дедушка», «отец». Но самое интересное, пигмеи верят, что душа каждого человека после смерти воплощается в тотемическое животное.

Своеобразен тотемизм и у индейцев Америки. Например, индейцы майя, проживающие в Гватемале, верят, что у каждого человека есть таинственный двойник в виде какого-нибудь животного, обитающего в лесу. Если животное погибнет, то погибнет и его двойник – человек.

Магия

Слово «магия» для большинства людей, скорее всего, синоним чего-то мистического, обманного, того, чего нужно опасаться и избегать. А для тех, кто верит в магию, – это синоним волшебства и доброты. Они убеждены, что магия – это тайная система знаний, данная людям по воле высших сил.

Сила магии казалась первобытному человеку безграничной. Вера в магию была беспрекословной. Да и в наши дни вера в силу магии очень велика. Может быть, кое-где и кое для кого сегодня мощь магии сильнее, чем в далёкие незапамятные времена. В этом можно убедиться, открыв Интернет, где предлагаются рецепты магии и магических действ. А любая рекламная газета просто-таки простёгана предложениями различных магов.

Не зря считается, что в слове «магия» кроется какая-то особенная притягательность.

Историческая справка

Термин «магия» происходит от латинского magia, что значит символические действия, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём. Эти действия также называют и обрядами.

Интересно, что порой вместо действия необходимо бездействие.

Те, кто верит в магию, убеждены, что в основе магических действий лежат особые знания. Эти знания и позволяют обращаться за помощью к тайным силам с целью оказывать влияние на события.

Интерес к магическим манипуляциям был у человека всегда. Причём манипуляции эти были самые разнообразные, в том числе тайные и открытые. Цель совершенно всех магических действий – обеспечить своё благополучие при помощи добрых сил и обезопасить себя от сил, которые могут нанести вред. То есть человек начиная с первобытных времён использовал магию для облегчения своей реальной повседневной жизни. И верил в силу магии.

Между прочим

Первый закон магического мышления гласит, что подобное производит подобное – этот закон может быть назван законом подобия.

Второй закон можно условно назвать законом соприкосновения. Он основан на принципе взаимодействия. То есть вещи, которые хотя бы раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. На основе второго закона маг делает вывод, что всё то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие на того, кто с этим предметом был в соприкосновении.

Второй магический закон – закон соприкосновения – для многих, даже очень далёких от магии людей действует и поныне. Ведь до сих пор существует стойкое поверье, что вещь, которая принадлежала кому-то и хотя бы раз надетая, хранит память о своём первом владельце и, кроме того, сохраняет все его хвори.

В зависимости от целевого назначения магических действий они могут относиться к категории промысловых культов, медицинской или эротической магии.


Магия


На основе лечебной магии возникли знахарство и народная медицина.

Эротическая магия стала в последнее время особенно популярна. И опять-таки, чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Интернет.

Хотя эротическая, или половая, магия, например у австралийских аборигенов, выражается в том, что молодые люди просто надевают некоторые украшения, мужчины верят, что украшения, над которым предварительно произнесены заклинания, магически подействуют на женщину и вызовут в ней ответное влечение.

Существует и так называемая магия безопасности. Важное место в ней отведено обрядам, направленным против магических или обычных козней тех или иных враждебных сил. И, конечно, особую роль здесь играет применение всевозможных оберегов и амулетов.

В чем же тайная суть магических действий?

Кстати

Ключ к пониманию магии, с точки зрения некоторых учёных, – в самом человеке.

Человек всегда стремился оказывать воздействие на события и предопределять их.

Считается, что всё началось с того, что человек стал соединять в своём воображении предметы и явления. Те предметы и те явления, которые, с его точки зрения, должны быть связаны между собой в реальной жизни. Опираясь на этот постулат, человек и пытался предсказывать и даже вызывать события. Ну и, конечно, защищать себя от действия злых сил.

Между прочим

С незапамятных времен магам и колдунам всех стран и народов было известно, что путём нанесения увечий изображению врага можно нанести вред и самому врагу. То есть они опирались на первый закон магического мышления – подобное производит подобное.

Индейцы Северной Америки, например, верят, что, нарисовав на песке, золе или глине чью-нибудь фигуру и проткнув её палкой или нанеся другое повреждение, они причинят вред реальному персонажу-прототипу. Индейцы же Южной Америки изготавливали из муки, перемешанной с жиром, изображение людей, которые им не нравились или чем-то были страшны для них, а затем сжигали эти изображения на дороге, по которой должна пройти жертва. Это называлось «сжечь душу».

Всякого рода современные маги и колдуны наносят по просьбе заказчика вред «заказанному» персонажу, уродуя его фотографию.

Прямая связь магии и смерти существует в сознании аборигенов Австралии. Так, по следам насекомых возле могилы они узнают, в каком направлении искать колдуна, от колдовства которого человек умер.

Верят в действие вредоносной магии и папуасы Новой Гвинеи. Здесь существует интересная взаимосвязь между вредоносной магией и языковой проблемой. Языковая раздробленность папуасского населения достигает там такой степени, что иногда две соседние деревни не понимают друг друга. Эта разобщённость и отразилась в вере, будто бы причиной всяческих несчастий и смертей является вредоносная магия.

Между прочим

Вот как, например, звучит заговор вредоносной магии с тихоокеанского острова Тонга: «Выкопай своего отца при лунном свете и сделай суп из его костей; изжарь его кожу. Сделай из неё печенье; гложи его череп; сожри свою мать; выкопай свою тётку и разрежь её на куски; кормись землей своей могилы; сжуй сердце своего дедушки; проглоти глаза своего дяди; ударь своего бога; съешь хрящевые кости своих детей; высоси мозги своей бабушки, оденься в кожу своего отца и завяжи её кишками своей матери…»

Магическая взаимосвязь между событиями, вещами и предметами порой выражается самым что ни на есть прямым соединением этих самых предметов. Особенно часто этот способ применяется в магическом лечении. В Австралии абориген-лекарь привязывает один конец верёвки к больной части тела пациента и сосёт другой конец верёвки в полной уверенности, что этот процесс облегчит болезнь.

Используют верёвку для исцеления и северные народы. К юрте больного приводят жертвенного оленя. Веревку, которой привязан олень, вручают пациенту. Считается, что в момент ритуального убийства болезнь уйдёт, как по своего рода «громоотводу», а к хворавшему вернуться силы.

Магические жертвоприношения и гадания

Жертвоприношение божеству – это самое наглядное проявление религиозного сознания.

Жертвоприношение, совершенное магическим образом, соединяло человека и божество. Человек был в этом уверен. Да и сейчас уверен. Он делился с божеством или демоном всем, чем располагал: пищей, питьём. Порой делился самым дорогим. В первобытных культах, да и в последующих стадиях развития религий, были широко распространены человеческие жертвоприношения. Это был наиболее щедрый дар сверхъестественному существу. Жестокий характер носил культ друидов, носителей тайных знаний. У них человеческие жертвоприношения практиковались в связи с системой гадания.

Между прочим

Гадание является неотъемлемым и даже важнейшим атрибутом магии. Искусство предсказания (предвещания) и гадания развивалось вместе с магическими представлениями.

Почти все народы издревле верили в предвещания, которые были связаны с разными причинами, в том числе и с неожиданными встречами с людьми или животными. Особенно это касалось первого выхода на улицу утром. Древние славяне, например, считали встречу с больным или старухой предвестием несчастья. До сих пор в России существует поверье, что попавшаяся навстречу женщина с пустыми ведрами предвещает неудачу. Неудача грозит и в том случае, если дорогу перебежит чёрный кот. И подобных примеров множество.

Гаданиям верили не только в древности, но многие верят и сегодня. Кто не слышал о гадании на кофейной гуще или на картах! Одной из самых древних и самых распространённых систем гаданий были гадания на внутренностях. По-научному гадание на внутренностях называется гаруспикацией. Это гадание было распространенно как у первобытного человека, так и во времена Античности. До сих пор оно существует у разных племён Полинезии, Африки. Гадание по внутренностям существовало и у индейцев Америки.

Кстати

Суть гадания по внутренностям (гаруспикации) заключается в том, что маг или колдун убивает животное и, рассматривая его внутренности, делает прогнозы. Эти прогнозы могут касаться как жизни отдельного человека, так и целого племени. Могут относиться к текущим событиям или к отдалённому будущему. В эпоху Античности гадали в основном по печени. Считается, к примеру, что именно после гадания по печени римский император Август уверовал в то, что получит большую власть. И получил. А вера его основывалась на том, что печень жертвенного животного, по которой гадали Августу, была сложена вдвое.

Гаруспикация


Не менее распространено было гадание по костям животных, в основном по лопаточной кости. Этот вид гадания существует во многих местах до сих пор.

Гадание по лопаточной кости называется по-научному скапулимантией, или омоплатоскопией.

Учёные полагают, что гадание по лопаточной кости связано с древним китайским способом предсказания по треску панциря черепахи. Вполне вероятно, что вместе с нашествием монголов в XIII веке этот китайский метод распространился по всему миру. Заключается этот способ гадания в следующем: лопаточную кость животного держат на огне, пока она не растрескается в различных направлениях. Длинная трещина вдоль кости считается «путём жизни», а поперечные трещины в правую и левую стороны означают различные хорошие или дурные предзнаменования. Если гадание относится только к определённому событию, то продольные трещины означают хороший исход дела, а поперечные – препятствия.


Скапулимантия

Между прочим

Один из крупнейших специалистов по истории мировых религий Дж. Дж. Фрэзер так говорил о магах: «Следует иметь в виду, что первобытный колдун знает магию только с её практической стороны. Он никогда не подвергает анализу мыслительные процессы, на которых основываются его действия, никогда не размышляет над заключёнными в них абстрактными принципами. Как и большинство людей, он рассуждает так же, как переваривает пищу, – в полном неведении относительно интеллектуальных и физиологических процессов, необходимых для мышления и пищеварения. Короче, магия является для него искусством, а не наукой».

В тени великих пирамид

Особое место в истории развития магии занимает магия Древнего Египта. Именно магия египтян стала тем источником, откуда черпали и черпают знания, в том числе и ложные, маги, колдуны, экстрасенсы и все те, кто хочет прикоснуться к тайне магии. Будем считать, что и мы хотим.

Дошедшие до нас древнеегипетские тексты свидетельствуют о том, сколь важное место отводилось в египетской религии вере в безграничную силу магии. Египтяне были уверены, что с помощью магических имён, заклинаний, чар, формул, фигур, а также церемоний, сопровождаемых «словами власти», можно достичь сверхъестественных результатов.



Именно магия определяла взгляды египтян на преходящие и вечные ценности.

Историческая справка

Вера в магию была в Египте, по сути, старше веры в богов. Египетская магия возникла в додинастические времена, то есть в период до возникновения древнеегипетских династий фараонов. Первобытные жители долины Нила были уверены в том, что всё вокруг населено бесчисленными невидимыми существами, как дружественными, так и враждебными человеку.

Магия должна была заставить невидимых существ служить человеку. Это очень важно, так как в этом кроются тайны египетской магии. И эти тайны объясняют причину распространения и живучести именно египетской магии.

Большинство народов с незапамятных времён использовали магию для того, чтобы придать человеку силу сверхъестественного существа. Обретя такую силу, человек мог достичь того, что находилось за пределами его возможностей, и стать на время столь же могущественным, как истинный обладатель этой силы.

Но египетские маги сделали неожиданный шаг вперёд. Египетская магия заставляла дружественные и враждебные силы, а позднее даже самих божеств исполнять волю человека. Причём выполнять независимо от желания этих дружественных или враждебных сил.