Книга Тайный код религий мира - читать онлайн бесплатно, автор Александр Леонидович Мясников. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Тайный код религий мира
Тайный код религий мира
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Тайный код религий мира

Между прочим

Одна из главных тайн египетских магов заключалась в знании «слов власти». «Слова власти» являлись ключом ко всему сущему. И всё сущее подчинялось этим словам. Египтяне верили, что «слова власти» признавали и боялись даже стихии: ветры и дожди, бури и штормы, а также реки и моря. Болезни и смерть направляли всё своё страшное оружие против врагов того, кому было дано знание слов. Слов, добытых от богов неба, земли и преисподней.


Сила человека, который знал и умело применял магию, считалась почти безграничной. Произнося особым образом определённые слова, то есть «слова власти», он мог совершать невероятное. Мог исцелять больных, избавлять от злых духов, причинявших боль и страдания, возвращать мёртвых к жизни и даровать умершему силу, помогающему ему превращать своё бренное тело в нетленное, в котором душа сможет жить вечно.

Эти магические слова давали человеку возможность принимать любые угодные ему формы и позволяли душе его вселиться в животное или другое существо.

Неодушевлённые предметы также повиновались «словам власти». По слову человека, владеющего магией, неодушевлённые предметы и изображения оживали и спешили подчиниться его воли.

По убеждениям египтян, весь мир был сотворён силой слов. И первые слова произнёс бог Тот.

Историческая справка

Тот – древнеегипетский бог мудрости, знаний, луны, покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка.

Тот – одним из самых ранних египетских богов.

Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священными животными Тота были ибис и павиан, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса.

Главное достоинство Тота – его ум, поэтому его величайшая добродетель состоит в том, что он всегда мудр и во всём сведущ.

Кстати

При помощи слов можно было разверзнуть землю и вздыбить воду, вопреки их природе, и даже ход солнца в небесах можно было остановить словом. Ни один из богов, духов, бесов, демонов не мог противостоять магической силе «слова власти».

Тому, кто владел знаниями магии, будущее было известно так же хорошо, как и прошлое; ему были подвластны время и расстояние, мистерия жизни и смерти. Слова можно было знать и произносить, а можно было написать на каком-либо материале – папирусе, драгоценном камне и тому подобных вещах, которые человек носил на себе.

Египтяне придавали большое значение магическим рисункам и скульптурам. Кроме того, они безоговорочно верили в силу изображений богов, божественных существ и предметов, над которыми правильно произнесли «слова власти».


Бог Тот


На стенах гробниц часто рисовались сцены из жизни умершего. Среди этих сцен были те, что рассказывали о том, как человек приносит жертвы богам, совершает религиозные обряды, управляет своим имением или ведёт хозяйство.

Эти рисунки, по мнению египтянин, отражали ту жизнь, которую умерший будет вести в потустороннем мире, и магические слова обратят картинки в действительность.

Между прочим

Профессия живописца, наряду со жрецами, оказалась напрямую причастна к магии. Ведь именно рисунки в гробнице могли даровать и одно из высших наслаждений умершему – плавание по небесам в ладье бога Ра вместе с другими богами. Этого можно было достичь, только нарисовав определённые картинки. Ну а затем произнести перед ними необходимые «слова власти».

Ладья Ра должна была быть нарисована на чистом папирусе особыми зелёными чернилами. Внутри ладьи изображали богов и самого умершего. Папирус следовало прикрепить на грудь умершего, но так, чтобы он не касался его тела. Это позволяло духу умершего ежедневно входить в ладью Ра и плыть, куда он пожелает.

Бог Ра


Наиболее значимый символ у древних египтян – анх, известный также как крукс ансата, или ансате, или крест с рукояткой.

В этом символе объединены два символа – крест как символ жизни и круг как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие.

Кстати

Анх символизирует объединение женского и мужского божеств, Осириса и Исиды и, таким образом, союз земного и небесного. В египетском иероглифическом письме этот знак ставили со значением «жизнь», и он является частью слов «благосостояние» и «счастье».

Вера в силу анха основывалась и на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть ворота смерти.

Египтяне полагали, что магическими формулами и «словами власти» можно оживить любую фигурку человека или божества и заставить её действовать на благо человека или во вред ему.

Вот как, например, применял магические силы к фигуркам богов один из самых искусных магов египетский царь Нектанеб, правивший в IV веке до нашей эры.

Нектанеб I считается основателем XXX (Себеннитской), последней коренной древнеегипетской династии. О Нектанебе было сложено несколько легенд, одна из которых заключалась в том, что он был искусным магом.


Анх


Считалось, что он и царствовал исключительно с помощью магических сил и «слов власти». Он был искусен в чтении звезд, толковании предзнаменований, составлении гороскопов. Он считался даже Властелином Земли и правил всеми царями. Откуда бы ни угрожала ему опасность – с моря или с суши, – он отводил врагов от своих берегов и границ, а затем и уничтожал их. Если враги наступали с моря, царь, вместо того чтобы посылать своих воинов на битву, удалялся в особую палату, доставал специально хранимую для этих целей чашу и наполнял её водой. Затем он делал восковые фигурки вражеских и своих кораблей и людей и пускал их в воду по краям чаши. После этого царь выходил, надевал плащ египетского пророка, брал в руки эбеновый жезл, возвращался в палату и, произнеся «слова власти», взывал к богам, помогающим человеку в магических действах, к ветрам и к подземным демонам. Все, кого он призывал, немедленно приходили к нему на помощь. Восковые фигурки людей оживали и вступали в битву, а корабли из воска начинали двигаться как настоящие. Конечно же, фигурки его людей побеждали врагов. И по мере того как фигурки вражеских кораблей и людей тонули в чаше, реальные корабли и люди тонули в море. Так, по мнению современников, Нектанеб поддерживал свою власть и мир в своём царстве.


Бог Нектанеб

Между прочим

Египтяне очень широко применяли во всех видах магии фигурки из воска.

Восковые фигурки использовались и в целительной магии, и в магических действах для умерщвления врагов.

Весьма любопытно использовались восковые фигурки в практике любовной магии. Если влюблённый хотел, чтобы возлюбленная обратила на него внимание, он должен был сделать из смеси воска с дёгтем, смолой или другими подобными веществами фигурку собаки длиной в восемь пальцев. На ребрах собаки надо было написать определённые магические слова. Другие магические слова или имена существ, обладавших магической силой, писались на дощечке, куда устанавливалась фигурка собаки, а сама дощечка помещалась на треножник. Затем влюблённый произносил магические слова, написанные на фигурке собаки и начертанные на дощечке. После этого собака или рычала и кусала влюбленного, или лаяла. Если она рычала и кусалась, то любовь оставалась безответной, а если лаяла, то возлюбленная отвечала взаимностью и приходила к влюбленному.

Кстати

Магия у египтян была двулика: с одной стороны, ею пользовались открыто во благо живых и мёртвых, с другой – она являлась орудием тайных заговоров и призвана была наносить вред тем, против кого применялась. Позднее магия, направленная во благо живых и мёртвых, будет называться белой, а направленная во вред – чёрной.

Особую роль в египетской магии играли амулеты.


Собака

Историческая справка

Слово «амулет» происходит от арабского корня, означающего носить, носиться. В широком смысле это название применимо к любым талисманам или украшениям, которым приписываются сверхъестественные силы. Существует два вида амулетов: на одних написаны магические формулы, другие – без надписей.

В древнейшие времена, когда амулет надевался на человека или помещался на тело умершего, произносились особые заклинания или молитвы. Но так как пользоваться силой магических слов мог далеко не каждый, то вскоре слова эти стали вырезать на амулете, придавая ему тем самым двойную силу, то есть к силе, которой обладал сам материал, добавлялась сила написанных на нём слов.

Между прочим

Самые древние известные нам египетские амулеты представляют собой кусочки зелёного аспида (кристаллического сланца), а иногда фигурки животных. Древнейшее название «слов власти» на амулетах – хеккау.

Среди египетских амулетов особое место занимали амулеты «Сердце» и «Скарабей».

Амулеты «Сердце» изготавливали из ляпис-лазури – камня, считавшегося весьма полезным для тех, кто его носит, – или из сердолика. Сердце считалось не только вместилищем жизненной силы, но и источником хороших и плохих мыслей, а иногда – олицетворением совести. После смерти сердце охраняли особенно тщательно. Его мумифицировали отдельно и хранили вместе с лёгкими в специальном сосуде.


Амулет Тьет с охранными функциями


Амулет «Скарабей» изготавливали из зелёного камня. Этим зелёным камнем мог быть зелёный базальт, зелёный гранит, зелёный мрамор, фаянс, покрытый зелёной глазурью.

Зелёные каменные скарабеи зачастую были оправлены в золото – крепления проходили вдоль спины и внизу, где соединяются крылья. Основное предназначение амулета «Скарабей» – охрана сердца. То есть амулет клали умершему вместо вынутого сердца. Египтяне верили, что фигурка жука обладает удивительной силой.


Амулет Шену египетский символ защиты


Согласно преданию, скарабей вышел из ноздрей Осириса, погребённого в Абидосе. Сделанный из камня жук, на котором были написаны соответствующие «слова власти», не только защищал сердце, но и давал умершему новую жизнь и бытие.

Кстати

Скарабей был олицетворением и символом бога Хепри, невидимой силы созидания, которая движет Солнце по небу.

Хепри – утренняя ипостась солнечного бога. Из-за своего поведения скарабеи ассоциировались с магическими силами, с помощью которых Солнце совершает циклический путь по небесному пространству.

Считался скарабей также и символом воскресенья.

Мода на амулеты «Скарабея» была так велика, что его стали носить и живые. Перед надеванием амулета из зелёного изумруда над ним совершалась торжественная церемония.

Кстати

Торжественная церемония выглядела так: чистое льняное полотно клали на щепки оливкового дерева. Сверху укладывался лист папируса, а на него водружался жук.

Посередине листа ставили маленькую курильницу с миррой и кифой. После нескольких манипуляций рано утром на рассвете следовало повернуться лицом к востоку произнести: «Я – Тот, изобретатель и основатель медицины и письменности. Прийди ко мне тот, кто под землей, явись передо мной великий дух».

Амулет «Скарабей»


Распространены были и другие амулеты: «Пряжка», представлявший собой пряжку пояса Исиды, «Золотой воротник», «Папирусный скипетр», «Два пальца», «Око Хора».

Амулет «Нефер» символизировал счастье, удачу и представлял собой музыкальный инструмент, амулет «Лягушка» – жизненную силу и воскресенье.

Амулет «Голова змеи» изготавливался из красного камня, красной яшмы, красной глины и сердолика. Текст на нём гласил: «О Змея! Я – огонь, который сияет на Зачинателе сотен тысяч лет…»

У египтян вообще было особое отношение к змеям, они очень гордились своей способностью контролировать и направлять движения ядовитых змей и были чрезвычайно искусны в этом уже во времена возведения пирамид.

С незапамятных времен на Востоке известны египетские чудеса: превращение змеи в деревянный посох и превращение посоха в извивающуюся змею. Мотив превращения посоха потом появится и в религиях других народов.

Элементы египетской чёрной и белой магии можно проследить в магических системах многих стран мира, идеи многих религиозных культов, а позднее и сект брали свое начало в Египте. Например, «обучен был всей мудрости египетской» и легендарный библейский Моисей, который «был силен в словах и делах». В связи с этим крупнейший исследователь египетской культуры Уоллис Баджа заметил: «Моисей действовал по велению Бога евреев, а египтяне – с помощью богов Египта, повелевая ими».

Между прочим

Со времён Древнего Египта, от египетского иероглифа, до наших дней дошёл символ солнечного диска – круг с точкой в центре.


Одно из древних названий Египта – Камт, или Кемт, что значит чёрный или тёмный. В форме «Хеме» это слово перешло от египетских христиан – коптов к грекам, римлянам, сирийцам и арабам.

С незапамятных времен египтяне славились своим умением обрабатывать металлы и попытками их превращения. По свидетельству греков, они выделяли золото и серебро из природных руд с помощью ртути. В результате этого процесса получался чёрный порошок (или вещество). Этому порошку приписывались магические свойства. В мистическом смысле этот чёрный порошок идентифицировался с телом бога Осириса в загробном мире, который считался источником жизни и силы.

Историческая справка

Искусство манипуляции с металлами назвали «хемейя», то есть «приготовление чёрной руды» (или порошка) – активного начала превращения металлов. К этому названию арабы добавили частицу «аль», образовав, таким образом, слово «аль-хемейя» (или алхимия).

Алхимия увековечила древних египтян как блестящих исследователей белой магии и чёрного искусства.


Тайна имени

Египтяне, как и другие народы Востока, очень большое значение придавали знанию имени человека.

Между прочим

Для египтян имя было такой же частью человеческого существа, как душа, двойник (ка) или тело.

В именах, по мнению египтян, была заключена огромная магическая сила. И живым, и мёртвым было необходимо знать, как использовать и упоминать имена, обладающие магической силой.

Считалось, что, если кто-то, обращаясь к божеству или демону, назовёт его по имени, тот обязательно ответит. И не только ответит, отзовётся, но и сделает всё, что пожелает этот человек.

Зная имя человека, окружающие могли помочь ему или причинить зло. Стирание имени было равносильно уничтожению человека.

Кстати

Древнеегипетская вера в силу имени не растворилась во времени. Она особенно проявилась в России в годы прихода к власти большевиков. Тогда началось массовое переименование названий улиц и городов: стирание имён «царских» приспешников и наименование городов, магистралей и площадей именами революционеров. Человек жив, пока жива память о нём или его имя.

Египетская мифология

Между прочим

Египетская легенда о сотворении мира изложена в «Папирусе Неси-масу». Согласно легенде, до того, как возник мир и всё в нём, существовал только великий бог Небер-чер, ибо даже боги ещё не родились. Египтяне считали, что сотворение мира стало результатом произнесения богом своего имени. Когда пришло время сотворить всё сущее, он произнёс: «Я принёс (создал) свои уста и провозгласил собственное имя как «слово власти», я развился с развитием бога Хепера, я сотворил себя из первичной материи, которая прошла множество развитий с начала времени».

По другой версии, бог говорит: «Я сотворил себя из первичной материи, которую я создал, я развил себя вовне из первичной материи. Моё имя – Осирис, семя первичной материи».

Особое место в магии отведено церемониям. Конечно, магическим.

В Древнем Египте мастерство магов во многом проявлялось именно в магических церемониях и преследовало самые высокие цели. К этим церемониям относится обряд сохранения тела умершего в виде мумии и магические действия по восстановлению его естественных функций.

В Древнем Египте было особое отношение к смерти: её не боялись. Каждый египтянин знал и верил, что будет наслаждаться вечной жизнью в духовном теле. Единственно, чего египтянин боялся, так это заблудиться на том свете. Но тем не менее каждый египтянин пытался посредством магических церемоний и «слов власти» сделать вечным и существование своего бренного тела.

Поскольку после смерти физическое тело человека разлагается, самым важным делом была мумификация всех его частей. В процессе мумификации ничто не должно было подвергнуться разложению и тлению. Причиной могла стать случайная ошибка при произнесении «слов власти» или небрежное выполнение какой-то магической церемонии или обряда.


Осирис

Кстати

Те, кто верит в магию, считают, будто она помогает жить в гармонии со всем миром. Существовать в едином ритме с космосом и со всеми существами, живущими рядом. Те, кто занимается магией, убеждены, что магия способна сломать стереотипы, ощутить зыбкие границы иллюзии. Магические действия как бы соединяют наш мир с тем невидимым миром, который существует рядом с нами, но который мы не замечаем. С точки зрения тех, кто верит в магию, магия – это, с одной стороны, способность жить одной жизнью со всем миром. С другой стороны, магия позволяет заглянуть в невидимый мир, а из невидимого мира люди выглядят совсем не так, как они думают о себе.

Подлинная магия, по убеждению верящих в нее, – это мощнейший инструмент по привлечению сил, которые можно использовать. Использовать как во благо, так и во зло.


Магия плохо поддаётся «научному» исследованию. Или наука не хочет исследовать магию. Впрочем, с точки зрения самой магии и потребности в таком изучении тоже нет. Хотя серьёзное изучение древней магии могло бы заставить нас пересмотреть наши представления о способностях человека и законах природы.


Шаманизм

Пожалуй, ничто другое в истории религия не вызывает столько бурных споров о себе. Что представляет собой шаманизм? Это религия? Мировоззрение? Практика?

Сколь давно существует шаманизм? Какие народы можно считать «шаманскими», то есть принадлежащими к тому культурно-историческому ареалу, где слова «шаманизм» и «жизнь» – почти синонимы.

Историческая справка

Шаманизм и шаманство. Первый термин – западноевропейский, второй – русский. Слова «шаманизм» и «шаман» приняты мировой наукой как научные термины. Однако каждый народ своих шаманов называет по-своему.

Понятие шаманизма неотделимо от системы обрядов первобытного культа.

Исполнение культовых обрядов, как правило, связано с такими действиями, как пение, прочувствованная декламация, во многих случаях танцы и пляски. Ритуальные танцы весьма распространены в культовом обиходе и нынешних племён. Такие танцы позволяют исполнителям впасть в экстаз. А экстаз, экстатическое состояние – важнейшее условие для общения с миром духов.


Шаман

Шаманы

Кто же такие шаманы и откуда они берутся?

На самых ранних ступенях развития первобытной религии не существовало ни жрецов, ни колдунов. Обряды тогда выполнялись или любым из членов племени, или чаще стариками, имевшими такого рода опыт.

В дальнейшем из членов племени выделились особые люди. Племя было уверено, что эти люди наделены особыми способностями. Прежде всего способностями входить в общение с обитателями сверхъестественного мира. У разных племён и народов их называли по-разному: колдуны, знахари, жрецы или шаманы. В науке обычно употребляется термин «шаман».

Между прочим, главная функция шамана – «лечебная».

По мере возрастания роли шамана он обзаводился специальными приспособлениями, знаками своего достоинства и профессии: жезлами, бубнами, барабанами, колотушками, специальными костюмами и причёской.

Кстати

У шамана есть так называемые двойники. Так, двойниками называют обязательные предметы, которые сопровождают его действа. Их несколько – бубен, костюм, шаманское дерево. У каждого – своё назначение, своя функция.

Бубен считают душою шамана. После смерти шамана никогда никому бубен не передавался по наследству.

Костюм шамана связан с его душой так же, как бубен. Случайная или намеренная порча костюма может привести к гибели шамана.

Шаманское дерево – третий двойник. Если оно вдруг начинало сохнуть, шаман заболевал, если дерево срубали, шаман погибал.

То есть в шаманском мире всё взаимосвязано.

Рисунок Вселенной на бубне шамана


Прошло время, и культовый акт общения с обитателями сверхъестественного мира стал осуществляться исключительно шаманом.

Шаман отличался не только скрытыми способностями, но и внешними, зачастую чрезвычайно живописными атрибутами.

Именно шаман был посредником между людьми и сверхъестественными существами. Основная его задача – общение с демонами. Цель этого общения – добиться от демонов необходимых результатов. Этот акт общения учёные называют камланием.

Камлание, по сути своей, представляет собой своеобразный спектакль с единственным актёром-шаманом, исполняющим большую речевую, вокальную и даже танцевальную программу.

Кстати

Общение шамана с духами – камлание – происходит в состоянии транса. Этот французский термин трактуется как помрачение сознания, отрешённость, самогипноз. Часто для описания состояния, в котором находится шаман, используют и другой термин – экстаз. Это греческое слово означает исступление.

Состояние экстаза необходимо шаману для общения с духами. Существует два возможных варианта общения.

Первый вариант – в него воплощается дух, с которым данный шаман находится в дружеской связи, и шаман начинает говорить и действовать от имени самого демона.

Второй вариант – шаман, то есть его душа или двойник, отправляется в мир духов, где встречается с теми из них, кто ему нужен в данном случае.

Для большинства североамериканских индейских племён характерна связь шаманизма с верой в сверхъестественные свойства животных. Например, шаман-медведь имеет своим духом-покровителем медведя. Вообще, медведь является наиболее обычным источником шаманской силы. Поэтому обряды шаман чаще всего совершал, надев шкуру медведя. Интересно, что шаманы действовали как в одиночку, так и составляли целые союзы.

Между прочим

Те, кто верит в шаманизм, убеждены, что свободных духов, которые бы не находились в личной зависимости от тех или иных шаманов, нет.

То есть у каждого шамана есть свой дух, равно как и у духа должен быть свой шаман.

Шаманизм жив и поныне. До сих пор он сохранился у коренных народов севера России. Так, например, шаманизм у эскимосов поглотил все другие элементы и формы религиозных верований. Эскимосы полагают, будто духи составляют личную собственность шаманов и независимых духов не существует.

Собираясь стать шаманом, человек должен запастись духами-помощниками. Так как свободных духов нет, остаётся ждать смерти того или иного шамана, чтобы унаследовать его духов. Другой способ приобрести духа – купить его.


Шаман с бубном


Шаманы у эскимосов занимаются не только лечением. Они контролируют промысловый культ, который для эскимосов, по преимуществу охотников, чрезвычайно важен.