Книга Образ и предвкушение - читать онлайн бесплатно, автор Рон Полборн. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Образ и предвкушение
Образ и предвкушение
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Образ и предвкушение

Стоит хотя бы раз использовать образ, как средство достижения цели, так сразу же возникает обман, неискренность и, как следствие, достаточно быстрая деградация, разрушение образа. Сначала роль всё более замещает образ, а затем полностью вытесняет его. Роль превращается в маску, которая, умирая, все более «костенеет». И аудитория уже не воспринимает ничего, кроме этой маски.


Итак –

111. образ является самоцелью, он способен поглотить своего исполнителя.

112. использование исполнителем образа, как средства достижения неизбежно приводит к его разрушению.


ОПРЕДЕЛИТЕСЬ –

– создали ли вы свой образ или

– нет.

31. Свобода и образ

«Свобода это возможность ограниченная самим собой».

П.Сэлфинг


“Свобода – это подрывная ценность”

П.Сэлфинг


Одним из самых сильных соблазнов для человека является свобода. Возможно, он стал, и каждый день становится человеком только благодаря этому, почти физиологическому, стремлению к свободе, которую он чаще всего понимает, как независимость ото всего, как абсолютную возможность делать то, что хочется. И всякая зависимость рассматривается как несвобода, от которой он всеми силами хочется избавиться.

КОММЕНТАРИЙ.

Еще один парадокс образа. Создаваемый как средство, как пространство свободы, образ в процессе своего развития становится ещё одной степенью несвободы. Причем он лукавит, внушая человеку мысль: «В любой момент, когда захочешь, ты сможешь освободиться от меня, стать “самим собой”, вновь приобрести независимость».

Однако, уже первые попытки освободится от образа заканчиваются неудачей. Причина не сопротивление образа, а осознание той неопределенности, которая непременно последует за разрушением образа – крах карьеры, семьи, налаженного и комфортного быта и т.п. Но, пожалуй, главное в том, что, «сломав» образ, надо создавать новый. И оказывается, что реализация свободы определяется рациональностью – могу, но не хочу, можно, но не нужно и т.п.

Образ и свобода одно и то же, если считать, что “свобода – это наша способность представить себе её как нашу неотъемлемую и единственную возможность жить”. (М.Мамардашвили) Созданный и осмысленный своим создателем, образ может быть сменён другим образом, если, конечно, в этом есть необходимость. Другое дело, когда образ созданный аудиторией, не соответствует представлениям человека о самом себе. При этом, он не может понять, почему аудитория так его представляет и не знает, как изменить её мнение. В этой ситуации он начинает ощущать свою несвободу от образа, хотя несвобода от образа существует всегда, ведь человек не может взаимодействовать с аудиторией вне образа. Свобода может быть только в образе, а не вне него.

Вступая в мир образов, человек принимает правила этого мира. Аудитория требует безоговорочного соблюдения принятых правил, и она права, потому что считает, что все соблюдают эти правила. В этом и есть иллюзия полного равноправия и полной свободы. Если все одинаково соблюдают правила, то все, как бы, от них и не зависят. Правила исчезают, их нет, и только их нарушение напоминает об их существовании. Аудитория встаёт на их защиту, начиная отвергать тех, кто их нарушил и, тем самым, указывает каждому на его несвободу от этих правил. И приходиться выбирать – продолжать борьбу за свою свободу от принятых правил и стать изгоем, диссидентом или … Причем совершенно неважно, на чьей стороне истина.

Создавая свой образ, человек готовится отдать его другим, как дар. Хотя он, конечно, не бескорыстен, но это должно выглядеть именно так – исполнитель преподносит образ аудитории. Поэтому, первая реакция аудитории, которую создатель образа с большим волнением ожидает, состоит в том, примет она образ как дар или нет. Исполнитель не может предъявить свой образ аудитории ни в какой иной форме, кроме как в форме дара, так как она не обязана этот образ принимать. Поэтому нет вопроса – дарить или не дарить свой образ аудитории. Проблема в ином – будет он принят или нет.

Многие проблемы взаимодействия человека и аудитории связаны с тем, что он, в своей непомерной гордыни, считает, что аудитория непременно примет его, ибо «куда она денется». Он забывает, что аудитория может:

а) принять образ, а потом его отвергнуть,

б) не принять его вовсе или

в) сделать вид, что принимает его.

За уверенностью человека нет ни веры, ни знания, а лишь некая смесь – «я верю в то, что знаю, потому, что верю в истинность этого знания». Это не уверенность, а самоуверенность, избыточная самость. Любопытно, что эта самоуверенность не позволяет человеку вовремя понять, чем он жертвует ради взаимодействия с аудиторией – независимостью от неё. Осознав это, он всё равно продолжает стремиться к взаимодействию, уж слишком много оно обещает человеку. А взамен берёт всего лишь независимость!

Властвуя над своим исполнителем, образ предоставляет ему практически неограниченную свободу созидания внутри себя. Для того, чтобы воспользоваться этой свободой надо совсем немного – смириться со своей зависимостью. Надо признать её как неизбежность и … забыть о её существовании.

За это образ платит своему носителю безопасностью и определенностью. Создав образ, человек почти гарантирован от неожиданностей собственного поведения и, соответственно, от неодобрительных оценок со стороны аудитории. Его поведение становится поведением так называемого «здравого смысла», что, впрочем, не лишает возможности свободно вести себя в его рамках.

Свобода проявляется в образе как возможность через образ реализовать себя в наиболее полной мере. Исполнитель образа может творить всё, что считает нужным, то, что он хочет, и то, как он хочет. Ограничением является только носитель образа, да и то существует возможность повысить его потенциал. В этом смысле образ может рассматриваться как инструмент развития возможностей, ведь он способен ассимилировать, включать в свою структуру новые элементы заимствованные у аудитории. (см. «Мимикрия образа»)


«Жить будем! Эх, жалко – королевство маловато, разгуляться негде! Ну ничего! Я поссорюсь с соседями! Это я умею».

Е.Шварц


Другое дело, как исполнитель образа относится к своим возможностям, насколько он верит в возможность их воплощения и как он оценивает те шансы, которые, как он считает, ему предоставляет аудитория для достижения желаемых целей. Отношение к сочетанию «собственные возможности – объективная вероятность» и составляет субъективное ощущение свободы-несвободы. Ощущение своих возможностей что-то сделать и практической невероятности это осуществить из-за противодействия аудитории, создает иллюзию несвободы.

Но большинство не склонно рисковать и даже не пытается реализовать те свои возможности, которые по их оценке (?!) имеют мало шансов на успех. Оказывается, значительно проще смириться со своей несвободой, но, зато, реализовывать свои вероятностные возможности, чем пытаться претворять в жизнь маловероятные. Так, человек становится творцом собственной несвободы, хотя принять ему это весьма затруднительно и гораздо проще обвинить аудиторию. (см. «Образ диссидента»)


Итак –

113. образ может быть предложен аудитории только как дар.

114. аудитория может принять или не принять его, может принять его, а затем отказаться от этого дара, а может сделать вид, что приняла.

115. за принятие образа, аудитория требует от исполнителя добровольного принятия и беспрекословного выполнения правил взаимодействия с ней.

116. за принятую исполнителем зависимость от аудитории, она позволяет ему быть свободным в рамках принятого образа.


ОПРЕДЕЛИТЕСЬ –

– вы хотите использовать все возможности образа или

– ограничиться реализацией только тех, которые гарантируют успех.

32. Мир образа – мир очевидностей

«Холмс.

– Предположим, что земля

вращается вокруг солнца.

Ватсон.

– То есть, как это – предположим!?

Холмс.

– Земля вращается вокруг солнца!

Но мне-то что от этого».

А. Конан-Дойль


«Реальность предстает перед нами только в виде очевидности».

П.Сэлфинг


Для человека самое убедительное доказательство – это очевидность. Принято верить ощущениям, которые для многих есть критерием истинности. Не нужны доказательства, да и анализ теряет свою необходимость. Если обвиняемая в колдовстве тонула в проруби, то она невиновна, а если нет, то признавалась ведьмой и сжигалась на костре. Восприятие образа создаёт его очевидность, а, затем, и истинность.

КОММЕНТАРИЙ.

Образ создаётся не по принуждению и, конечно, не с рабской покорностью. Человек вступает в реально функционирующую систему обстоятельств. Чем полнее и искреннее он принимает эту систему, тем более эффективно его функционирование в ней. Сила и убедительность системы определяется её очевидностью, она есть и не надо доказывать, объяснять, переубеждать – обстоятельства говорят сами за себя. Можно усомнится в этой очевидности, до бесконечности задаваться вопросами, искать ответы и остаться вне системы. Это тоже вариант жизни, и в нём нет ничего плохого, впрочем, так же как и хорошего. Каждый выбирает свой вариант.

Прелесть и очарование очевидности даже не в том, что она освобождает от необходимости думать. Очевидности освобождают от необходимости следовать законам действительности. Зачем надо было “изобретать”, что земля вращается вокруг солнца. Ведь совершенно очевидно, что именно солнце движется от восхода до заката. И в этом парадокс свободы. Свобода от необходимости следовать закону, связана со свободой выбора очевидности, а не закона. Сделайте простую вещь – придайте очевидности статус закона. Впрочем, человечество много раз так и делало. И освобождалось от закона действительности, правда, попадая под необходимость следовать очевидности. Эта очевидность становится законом, который иногда ощущается несвободой. Сделав очевидность законом, человек не освободился от действительного закона, который продолжает действовать и заставляет следовать ему. Но человек, с упорством присущим только «человеку разумному», стремится следовать очевидностям.

Образ формируется в мире очевидностей, придуманных правил и их соблюдения. Единственной реальностью в нём является только носитель, который «осознавая в акте рефлексии, что у него есть образ, не обманывается». (Ж.П.Сартр) Создаваясь как условие для вхождения в сложившуюся систему образов, образ включил в себя и необходимость реагировать и соответствовать, и стремление к цели, и творчество создания своего из самого себя, и удовольствие от игры, и познание себя и других, и самореализация и т.п. В зависимости от сочетания всех составляющих, образ получается и строго индивидуальным, и обязательно похожим на все остальные.

Каждый образ предназначен для определенной аудитории и соответствует конкретному историческому времени. Он не претендует на всеобщность, не нацелен в будущее, а существует только здесь и сейчас. В принципе любой образ быстротечен. Он ограничен временем существования тех или иных смыслов, т.е. ценностей. Но зато внутри той системы, в которой был сформирован образ, он максимально устойчив и эффективен, всем своим существованием укрепляет правила, на основании которых был создан, и, продлевая жизнь этим правилам, диктует их всё новым носителям, которые вступают в туже систему.

Уничтожение системы связано не с тем, что появляются диссиденты, т.е. такие образы, которые недовольны существующими обстоятельствами, и которые а) сознательно разрушают правила системы, и б) создают новые образы по другим правилам. Развал системы связан с разрушением тех смыслообразующих образов, которые должны создавать, поддерживать и развивать правила этой системы. Если эти образы погибают, то вся система обречена на развал. Всякая революция свершается не тогда, когда вспыхивает восстание, а когда образы не могут развиваться и тем самым развивать систему правил своего существования.


Если человек:

– решения принимает ускорено,

– «освобождён» от необходимости анализа ситуации и поведения других,

– «лишён» необходимости решать, как себя вести,

– подчинён установившимся правилам поведения,

– боится стать изгоем, быть выброшенным из аудитории в результате не понимания и не принятия другими,

– не испытывает противоречивых ситуаций и беспокойства от них,

– надеется на то, что если он исполняет правила аудитории, то и она ведёт себя по этим правилам, то это, скорее всего, означает, что он создал свой образ, представил его аудитории и та приняла его.


Итак –

117. принятый аудиторией образ становится для неё очевидностью и наделяется характером истинности.

118. уничтожение системы образов (аудитории) определяется разрушением смыслообразующих образов.

119. образ «освобождает» от необходимости следовать закону, но подчиняет необходимости следовать правилу.

120. образ одновременно и строго индивидуален и стереотипен.


ОПРЕДЕЛИТЕСЬ –

– что для вас является законом –

– очевидность или необходимость.

33. Равенство и образ

«Администратор. Самый лучший способ утешить принцессу – это выдать замуж за человека, доказавшего свою практичность, знание жизни, распорядительность и состоящего при короле.

Король. Вы говорите о палаче?»

Е.Шварц


Среди иллюзий придуманных человеком почётное место занимает равенство. Возможно ли оно среди тех, кто стремится к индивидуальности? При всей похожести одного образа на другой, он всегда неравен никому.

КОММЕНТАРИЙ.

Аудитория, требуя от каждого соблюдения определенных правил, считает, в отношении этих правил, всех равными в правах и в обязанностях. Она предъявляет такие же требования и к тем, кто хочет стать её частью, кто демонстрирует ей свой образ, предлагает себя. Отклонение от требований вызывает у аудитории сначала интерес, а затем реакцию отторжения. И, даже, если образ принят и стал частью аудитории, он продолжает находиться под постоянным и пристальным вниманием. Она не хочет, чтобы кто-то выделялся, и попытки быть оригинальным тут же бойкотирует.

Для аудитории оптимальным был бы следующий рецепт создания образа – возьмите стандартные требования аудитории к человеку, приспособьте свои индивидуальные качества под них, забудьте о своих претензиях на индивидуальность и оригинальность, и получится образ, который будет «отличаться» удивительным равенством с другими такими же. При этом он будет сразу принят аудиторией и получит от неё большие преимущества по сравнению с образами, созданными по иным рецептам.


«В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.

В чинах мы небольших».

А.Грибоедов


Созданный по этому рецепту образ займёт «равное» положение в аудитории с такими же, как он и… можно не беспокоиться о его успехе. Он будет принят «как свой» и получит от аудитории полную поддержку и понимание.

Но стоит избрать свой путь создания образа, так сразу же аудитория встанет в оппозицию. Чем более напористей и целеустремленнее будет предлагаться образ, тем значительнее будет сопротивление аудитории. Если удаётся победить и аудитория принимает образ, то это не означает окончания борьбы. На определённый период образ станет весьма значимым для аудитории и она вынуждена будет для такого образа изменить некоторые правила. Но все другие будут по-прежнему выравниваться под равенство.

Впрочем, аудитория не забудет своего поражения и не простит его. Она довольно скоро обязательно «отомстит», лишив образ преимуществ индивидуальности.

Но если не удастся победить, то аудитория лишает образ прав «равенства» с другими. Она «простит» упорного исполнителя, но накажет его, приняв образ на правах «второго сорта» и бывает очень трудно добиться даже иллюзорного равенства с другими. В любом случае, аудитория не прощает стремления выбиться из рамок уравниловки.


Итак –

121. оптимальным для продвижения образа является его создание на основании строго соблюдения правил аудитории.

122. однако, за это придётся заплатить потерей индивидуальности и, возможно, самоуважения.

123. аудиторию можно заставить принять образ созданный не по её правилам. Однако она обязательно отомстит.


ОПРЕДЕЛИТЕСЬ –

– какой образ вы будете предлагать аудитории –

– похожий на другие или иной, оригинальный.

34. Образ и удовольствие

«Удовольствие – ? У – довольствия.

Довольствие – ? Доволен. До – волен.

Воля?»

П.Сэлфинг


Почти никогда и никто не говорит об удовольствии. Как будто его и нет вовсе. Негласно, это слово признано пошлым, мещанским, недостойным человека. А на самом деле удовольствие это тот самый результат, к которому стремится каждый. Неважно от чего оно бывает, от процесса работы или вкушения её последствий.

КОММЕНТАРИЙ.

Только удовольствие или его предвкушение, получаемое при создании и исполнении образа, может оправдать затрачиваемые усилия. Удовольствие возможно только в том случае, если оно не несет никакого иного смысла кроме самого удовольствия. Всякий смысл убивает удовольствие. Можно построить дом и получить удовольствие от его строительства, от увиденной зависти соседей и сослуживцев, от ощущения надежности, крыши над головой и т.п. И важен уже не сам дом, а то, что он «принёс» с собой.

Удовольствие невозможно без надежды на его повторение. При этом каждый рассчитывает либо на удачу, либо на свои силы сделать то, что уже когда-то делал. Например, надежда на то, что вновь получится удар по мячу, который никогда не удавался. Поэтому не только удовольствие от совершенного приносит человеку удовлетворение, но и предвкушение повторения этого состояния.


Итак –

124. образ способен приносить удовольствие своему исполнителю. Эта способность определяется тем, что он:

– позволяет человеку реализовать себя, что всегда связано с большими положительными переживаниями, удовольствием, как от процесса самореализации, так и от полученного результата, даже если, по мнению его автора, он не совсем удачен,

– формирует у человека предвкушение будущего результата,

– может повторять эти состояния, так как в нём заложена цикличность исполнения одних и тех же ролей.

Образ это всегда –

– игра, игра с самим собой и с аудиторией,

– определенное лукавство, ведь насколько бы искренен образ не был, он обязательно что-то скрывает,

– борьба и с самим собой, и с аудиторией, преодоление сопротивления в расчете на победу,

– творчество, свобода создания чего-то своего, индивидуального,

– надежда на признание.

125.только полученное удовольствие или его предвкушение оправдывает затрачиваемые усилия.


А ВЫ –

–получаете удовольствие от своего образа или

– нет.

35. Иммунитет образа

«Пусть чужд ты всем. Тебя я воспеваю…»

Ф.Гарсиа Лорка


Развитие цивилизации это стремление к безопасности. Попытка добиться абсолютной безопасности безрезультатна и приводит к деградации.

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ.

С точки зрения безопасности, образ это своеобразная защитная зона. Развиваясь, образ может стать надежным панцирем, предохраняющим человека не только от проникновения, но и от ударов. Защитная зона, создаваемая образом вокруг человека обладает:

– свойствами буфера,

– иммунитетом,

– способностью быстро закрываться (капсулировать).


1. Образ как буферная защитная зона.

Предъявляя свой образ аудитории, исполнитель осознаёт, что она обязательно будет пытаться оказать на него воздействие по двум направлениям:

а) изучить, понять образ и стоящего за ним исполнителя,

б) навязать ему свои правила, а если будет оказано сопротивление, то подавить его.

Образ принимает на себя этот «удар», пытаясь не допустить проникновения его до своего носителя. Причем, особенность образа, как системы защиты, определяется тем, что он может не только принять «удар», но и амортизировать его, а в ряде случаев и полностью или частично поглотить. В первом случае образ срабатывает, как резиновый мячик, который, приняв «удар», меняет форму, а затем снова её восстанавливает. Но если это не удаётся и «удар» проникает за внешнюю оболочку, то образ пропускает внутрь себя какую-то его часть и создаёт вокруг неё своеобразную капсулу, которая и предохраняет образ и его носителя от дальнейшего проникновения. Эта капсула находится внутри образа и постепенно рассысывается.

Подобная способность образа к защите своего носителя связана с тем, что средством нападения на него является информация, которую использует аудитория для нанесения «ударов» по образу. Информация, направленная против образа может разрушать его, вносить дискомфорт в его существование, наносить травмы и т.п. Клевета, оскорбления, наветы и т.п., способны не только вывести исполнителя образа из состояния равновесия, но и привести к сбоям в исполнении образа. Образ способен противостоять этой информации противопоставлять ей «свою» информацию, поглощать и нейтрализовывать её.


2. Иммунитет образа.

Создавая образ, человек прививает ему иммунитет к некоторым видам опасности. Например, требуя от своих детей искренности, родители предупреждают их от излишней откровенности с чужими людьми, часто говоря: «Простота хуже воровства». Иммунитет это стойкие, отработанные реакции образа на действия аудитории способные нанести ему вред. Эти реакции включены в образ в виде моделей поведения, как ответ на провокацию, шантаж, угрозы и т.п. Они позволяют активно воспринимать нападение, экономить усилия, снизить эмоциональную реакцию и быстро перейти к ответным агрессивным действиям. Иммунитет способен активно противостоять нападению и, при появлении реальной опасности, не дожидаясь его, самому напасть на потенциального противника.


3. Способность быстро закрываться (капсулировать).

Информационный удар аудитории бывает настолько силён, что единственным средством защиты образа остаётся капсулирование, т.е. быстрое превращение образа в замкнутую систему, не принимающую и не выдающую во вне никакую информацию. Образ закрывается и способен просуществовать в таком состоянии достаточно длительное время, находясь при этом во «враждебной» среде.

Подобную систему защиты можно, например, наблюдать при различных скандалах вокруг публичных политиков. Именно такую тактику они избирают, отражая все удары, закрываясь от всякой критики и нападок.

Однако, преувеличение функции образа, как средства защиты, может приводить к тому, что исполнитель при первых признаках опасности будет «уходить в глухую оборону». Никакая система защиты не гарантирует абсолютной безопасности. Излишняя безопасность созданная образом, во-первых, требует значительных затрат, а, во-вторых, уменьшает выполнению образом других функций. Человек начинает все свои действия и всю поступающую информацию оценивать, прежде всего, а иногда и только, с позиции безопасности. На самом деле безопасность от этого не увеличивается, а, наоборот, уменьшается.

Излишние меры безопасности создают лишь иллюзию защищенности, но при этом образ не получает необходимой информации, отмирают его функции и он перестаёт развиваться. Кроме того, повышение безопасности неизбежно приводит к возрастанию эффективности факторов риска. Аудитория, сталкиваясь с «защищенным» образом наращивает свои усилия по проникновению в него, по оказанию на него воздействия. И такая ситуация может привести к лавинообразному процессу наращивания безопасности образа и возрастания силы ударов аудитории. На каком-то этапе этот процесс может стать неуправляемым и, в конечном итоге, неизбежно приведёт к разрыву взаимодействия образа и аудитории. Такое развитие ситуации невыгодно никому. Выход вполне парадоксален – необходимо сдерживать рост безопасности, ограничивая её уровень в соотношении с уровнем сложности выполняемой деятельности.


Итак –

126. образ представляет собой буферную защитную зону вокруг своего носителя.

127. она способна отражать удары аудитории, поглощать и нейтрализовывать их.

128. в крайнем случае, защитная зона может стать «круговой» обороной, при которой прекращается всякое проникновение информации к носителю образа.

129. сдерживайте естественное стремление образа к повышению безопасности и соотносите её с уровнем сложности выполняемой деятельности.