Книга Образ и предвкушение - читать онлайн бесплатно, автор Рон Полборн. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Образ и предвкушение
Образ и предвкушение
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Образ и предвкушение

Человек борется со временем. Он пытается всё сохранить, оставить в этом мире, а время всё стирает, и тогда, когда человек жив, и, тем более, после его смерти. Преодолеть, хотя бы отчасти, время можно, если создать и передать другим свой образ. Есть представление – человек умирает, а дела его остаются. Но человеку мало, если остаются только его дела. Он хочет остаться сам, нужно, чтобы помнили именно о нём, о его характере, поведении, чудачествах и т.п. И это вовсе не жажда славы, честолюбие, властолюбие. Это естественное желание остаться с теми, кто был рядом, кого любил, и кто платил взаимностью.

После ухода человека созданный им образ продолжает борьбу со временем. Дольше всего образ живёт в тех мыслях, которые переданы другим, тем, кто в свою очередь, передаст их все новым и новым поколениям. И оказывается, что времени нет. Это очередная придумка человечества. Человек остаётся с другими только тем, что он вложил в свой образ, а всё то, что он побоялся, пожадничал или не смог внести в образ, умрёт вместе с ним. Оно и не жило при его жизни и не сможет жить после смерти.


«Но весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет и тленье убежит…».

А.Пушкин


Для человека, то, что он называет временем, неразрывно с тем, что он называет смыслом. В памяти остаётся только то время, которое наделено смыслом. Всё остальное пропадёт безвозвратно. Будь то мгновение или бесконечность. И то, и другое всего лишь отрезок времени. Значимо только, что происходило в это время, а оно само ничего не значит. Но образ времени для человека имеет иное содержание. Он боится его, считает, что время безжалостно, неуправляемо, подчиняет и уничтожает.


«Может быть, следует попросить у времени срок?!»

П.Сэлфинг


Одни хотят, чтобы время шло быстрее, другие наоборот – пытаются всячески его задержать. И надо признать, что всё это совершенно бесполезно. При таком понимании времени оно смотрит на нас со стороны и проходит мимо. Чаще всего вообще никого не замечает и движется только ему ведомо куда. А может быть оно стоит или его вообще нет?!


«Измерение времени! Мы так устроены, что у нас нет сознания времени, и мы не можем познать его и проникнуть в его печали и радости иначе, как под условием подсчета и меры, подобно счёту монет, которых мы не увидим больше. Оно воплощается, оно получает значение сущности только в тех сложных машинах, которые мы изобрели для того, чтобы сделать его осязаемым, и, не существуя само по себе, оно получает вкус, аромат, форму от инструмента, его определяющего. Минута, отчеканенная маленькими карманными часами, имеет иной лик, чем та, которую длит большая стрелка башенных либо соборных часов».

М.Метерлинк


Однако человек так устроен, что всё хочет удержать, то, что проходит мимо, то, что уверен, обязательно закончится. И создаёт для времени ловушки, преграды, которые, как кажется, помогут. Чаще всего это какие-то памятные вещи, которые несут на себе его воспоминания, пережитые эмоции, отношения с другими и т.п. Они как бы созданы для подобной «запруды времени», оно останавливается на них и готово в любой момент восстановится, как только человек возвращается к этим предметам. И образ также является подобной ловушкой времени. Он концентрирует не только всё, что важно для носителя образа, что им пережито и переживается в настоящее время, но и всё, что значимо для аудитории.


Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:


Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?


На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?


И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

А.Пушкин


Образ времени современного западного человека переживает весьма странное преобразование сокращения времени. Его становится всё меньше и меньше. Примечательно то, что времени становится меньше не для работы, а для отдыха. И это совсем не значит, что возрастает длительность рабочего дня или интересы людей всё больше сосредотачиваются вокруг своей работы. Возрастает субъективное переживание нехватки времени за счет увеличения возможности его потратить. Разнообразия форм отдыха и, главное, беспримерное увеличение возможности потребления, приводит к тому, что количество времени, которое должно быть потрачено на потребление, уменьшается, хотя, конечно же, абсолютное значение свободного времени, как минимум, остаётся прежним. Видимо, эта тенденция сохранится до тех пор, пока потребление материальных благ не перейдет из области субъективной реальности в область субъективной виртуальности.


Итак –

79. образ «останавливает» время; если образ имеет смысл, то он становится ловушкой времени.


ОПРЕДЕЛИТЕСЬ –

– хотели бы вы, чтобы о вас помнили после вашей смерти или

– нет.


«Жизнь проходит не потому,

что существует время –

она проходит потому,

что у нас есть память!»

А.Бельмасов

22. Цель образа

«Дороги созданы для странствий, но не ради цели».

Будда


«образ естественно стремится присоединиться к образцу и воспроизвести его».

А.Безансон


У образа нет цели. Человек настолько привык “понимать” свои действия, объяснять, обосновывать их целесообразностью, что уже не может обойтись без цели. И он обязательно найдёт образу какую-то цель.

КОММЕНТАРИЙ.

У человека нет выбора. Вернее выбор, конечно, есть. Аудитория (общество) предлагает каждому – либо создавать образ, либо она сам это сделает за него. Это и создаёт отсутствие выбора – образ всегда будет создан.

В новой компании с первых минут ловишь на себе заинтересованные взгляды. Они, как бы, спрашивают: «Кто Ты?», «С чем и зачем пришёл?» и т.п. И объяснить это простым любопытством явно недостаточно. Люди хотят определиться, как им себя следует вести, хотят снять неопределенность и … поскорее забыть о новом лице. Как только аудитория «определится», интерес к новому, зачастую, угасает.

В действительности, каждый человек стоит перед принятием решения – хочет ли он влиять на формирование мнения аудитории о себе или предоставит ей полную свободу в этом. Значимость этого решения определяется тем, что целенаправленное создание образа позволяет рассчитывать на управление другими, в то время, как неучастие в этом создаёт для человека значительную неопределённость.

Но чаще всего аудитория не оставляет человеку никакой возможности выбора. Она вынуждает его принять на себя уже существующий образ. Ей нужен врач, учитель, официант и т.п. Отказаться очень трудно, приходится принимать тот или иной образ и уже внутри него пытаться проявить какие-то свои особенности, хотя возможности для этого весьма ограниченны.


Я много лет пиджак ношу.

Давно потерся и не нов он.

И я зову к себе портного

и перешить пиджак прошу.


Он представляет это так:

лишь только я пиджак примерю –

опять в твою любовь поверю…

Как бы не так. Такой чудак.

Б.Окуджава


Итак –

80. помогите человеку выбрать свой путь – создавать образ или нет.


Образ создаётся только в процессе игры, в которую неизбежно втягивается каждый, кто хочет взаимодействовать с аудиторией. У этой игры нет цели, она сама для себя цель и средство, а результат (при создании образа это установление взаимодействия с аудиторией), это то, что оправдывает игру.

Если человеку нужно оправдать создание образ, если он не может действовать без цели, то ему следует … её сформулировать. По крайней мере, это успокоит и поможет наделить смыслом совершаемые действия. Но образ всё равно не приобретёт цель, поэтому, если человек способен, то лучше ему не искать цель образа. Четко сформулированная цель – создать конкретный образ и представить его аудитории – есть начало его целенаправленного разрушения. Создание конкретного образа под цель неизбежно приводит к созданию … маски. Цель и конечный результат, к которому стремится человек, ограничивает его информационный интерес, и всё, что кажется не соответствующим цели, игнорируется и отбрасывается.


Итак –

81. образ не имеет цели.

82. формулируя для исполнителя цели создания образа, вы помогает ему самооправдаться и стимулируете разрушение образа.

83. цель образа ограничивает информационные возможности его исполнителя.


ОПРЕДЕЛИТЕСЬ –

– нужно ли вам оправдание для создания образа или

– вы обойдетесь без него, и не будете придумывать цель.

23. Образ и самоубийство

«Как чудесно, когда не нужно говорить о mсебе».

А.Камю


«Познать людей – достаточно ума,

Познать себя – нездешний нужен свет».

Лао-цзы


«самоубийство равносильно признанию».

А.Камю


«Умираем мы по-настоящему только для себя».

А.Камю


Есть в самоубийстве какая-то притягательная сила. Оно пугает, и человек старается быстрее отойти от самой мысли о самоубийстве. Однако, возможность распорядиться своей жизнью, возможность уйти от возникших проблем, придает силы отчаянью.

КОММЕНТАРИЙ.

Жизнь человека может быть представлена как затянувшееся самоубийство, когда всё или почти всё, что человек делает с собой, это быстрое или медленное самоуничтожение. И не только тем, что он ест, пьет и т.п. Главное в том, что человек делает с теми возможностями, которые у него были и которые он не сумел или не захотел реализовать.

Создавая образ, исполняя и развивая его, человек параллельно уничтожая, дублирует себя. Это единственная его возможность действительно самореализоваться, создав нечто такое, что никто иной никогда и нигде не сотворит. Созданию образа противостоит самоубийство, которое состоит в ощущении невозможности дальнейшего существования, тем самым человек «соглашается с собственными пределами» (А.Камю), признавая, что не может жить дальше, больше нет сил и ничего нельзя изменить. Он забывает, что никто не знает своих подлинных сил и своих истинных возможностей.

Но причина самоубийства лежит не в области возможностей человека. Оказывается, что не отсутствие возможности жить приводит к самоубийству, а невозможность дальнейшего существования образа является истинной причиной. Убивая себя, человек убивает свой образ, который либо «изжил» себя, и аудитория не воспринимает его, либо совершённый поступок настолько несовместим с образом, что человек не может представить, как он будет дальше исполнять образ перед данной аудиторией. Известные примеры самоубийства связанные с понятием чести показывают, что человек не мог представить себе, как он будет общаться с другими, как его будут воспринимать и т.п. «Жесткий» образ, образ с четкими рамками поведения, образ значимый для своего носителя может привести к самоубийству, когда человек вынужден выбирать – либо потеря образа (лица), либо … Доведенный до такого уровня развития, образ может стать причиной самоубийства. И даже инстинкт самосохранения не останавливает. Человек не может жить, лишившись образа, преступив его пределы.

Можно сказать, что чем более конкретен образ человека, чем большее значение он имеет для него, тем в большей степени образ определяет его поведение, вплоть до самоуничтожения. И наоборот. Отсутствие образа или его неразвитость почти гарантирует от возможного самоубийства.

Образ может быть не только причиной самоубийства своего носителя, но и, в переносном смысле, его исполнителем. Это возможно в том случае, когда человек полностью «растворяется» в созданном им образе, когда между ним и его образом стираются границы. Подобное случается довольно редко, и распространено среди профессиональных политиков и артистов, которые проводят публичную жизнь, почти постоянно находясь под пристальным вниманием аудитории. Впрочем, эти люди обладают такими личностными особенностями, которые позволяют им не обращать внимание на это «самоубийство» и, более того, подобное «растворение» в образе является их предназначением.


Итак –

84. четко очерченный, ограниченный образ может приводить к самоубийству.

85. полностью воплотившись в образе, человек как бы убивает себя.

86. чем более значим образ для человека, тем большую опасность он для него представляет.


ОПРЕДЕЛИТЕСЬ –

– способен ли ваш образ заставить вас пойти на самоубийство или

– нет. И вообще способны ли вы к самоубийству и почему.

И ОПЯТЬ ЦЕЛЬ …

Запах… Что он вызывает? И вызывает ли что-нибудь? У одних это запах детства, у других это просто приятный аромат, у третьих – нечто новое, незнакомое и даже пугающее и т.п. О какой цели запаха можно говорить?

Запах, неожиданная мелодия, промелькнувшее лицо, схваченная взглядом мгновенная ситуация, ощущение на ладони, дуновение ветра, холод или тепло вызывают к жизни, откуда-то из абсолютного ниоткуда, образы. При этом пространство, в котором находишься, раздвигается, в него вторгается этот возникший и как бы вспомянутый образ. Оно расширилось, и ощущаешь то, что уже когда-то было, кажется, что происходит то, что уже было. А может быть, этого никогда и не было, а мгновенно создалось из переживаемой здесь и сейчас ситуации?

И эта ситуация тоже образ и его сила такова, что он может в один миг расторгнуть логическое течение событий, разорвать их естественную связь и вторгнуться, в, казалось бы, намертво сцепленные события. В этот момент человек способен на самые решительные, нелогичные, непоследовательные и шокирующие действия. Его поведение становится непредсказуемым, аудитория теряет контроль над ним и это моменты коренного изменения жизни. Человек может последовать за образом, боясь вновь потерять его, подчинившись его обаянию и вдруг осознав, что когда-то тогда, раньше, он отказался от него и, тем самым, совершил ошибку.

В образе неразрывны: необходимость – функция – польза. Причем если польза чаще воспринимается чисто субъективно (мне хорошо – мне плохо), то необходимость объективна, и она воспринимается, как нечто требующее воплощения. Парадоксальность сознания в том, что представление о пользе находится в постоянной борьбе с объективной необходимостью, и оно почти всегда побеждает. То, что, как кажется, приносит пользу, нравится, доставляет радость и удовольствие, определяет субъективные необходимости. Человек уже не хочет лишиться этого. И не просто не хочет потерять, но и пытается усилить, развить, сделать максимально своим. Это стремление лежит в основе механизма приписывания функций. Купив ненужную, но понравившуюся вещь, человек «снабжает» её каким-то возможным практическим применением. Этим он обосновывает, целеполагает совершённое действие, рассуждая примерно так: «Раз я захотел и купил и это нужно мне для такой-то цели, то значит оно необходимо».

В образе сочетаются объективная необходимость, конкретные функции и субъективная польза. Только в этом случае человек может любить свой образ, получать удовольствие от его исполнения, наблюдая его «со стороны». Тем самым, образ делает своего носителя «богаче», производит на аудиторию то впечатление, которое может только он.

Образ – это вторая, другая жизнь человека. Он позволяет человеку то, что ничто иное не поможет. Он позволяет ему примириться с самим собой, помогает простить себя и выйти за горизонты собственных возможностей, создавая новые возможности его действительного осуществления. Тот, кто не имеет своего образа, суетится в ограниченном пространстве собственного понимания себя. Образ позволяет, как бы раздвоить “Я” – на «Я», и на “Я-образ”. Поэтому он открывает возможность видеть –

– себя через свой образ,

– свой образ,

– а также наблюдать, как аудитория формирует представление о нём.

Образ помогает человеку избежать своей повторяемости во времени и пространстве того циклического рока жизни, когда в силу неизменяемости человека происходит, как бы постоянное возобновление уже бывшего, что на бытийном уровне выглядит как похожесть одного дня на другой. Но и это не наделяет образ целью. Сложность представления образа аудитории как раз и состоит в том, что она «не поймет» исполнителя, который искренне заявит о том, что у его образа нет цели. Это вызовет недоверие и подозрение, и заставит её искать эту цель самостоятельно. И можно быть уверенным в том, что аудитория постарается и эту цель «найдёт», и она будет «разоблачать» исполнителя.

С другой стороны, придумать цель и представить её аудитории означает «раскрыться», что воспринимается как цинизм, эгоизм, верх пренебрежения интересами других и т.п.


Итак –

87. образ сочетает необходимость-функцию-пользу, но не имеет цели.

88. помогайте аудитории «узнать» цель образа, направляя её «самостоятельные» поиски в нужном для вас направлении.


ВЫБИРАЙТЕ –

– «понять», придумать, сформулировать цель своего образа и тем самым успокоить себя и аудиторию,

– или поняв, что у образа нет цели, не скрывать этого перед аудиторией.

Аудитории нужно знать такую цель, которая оправдает действия исполнителя образа, поэтому лучше всего её избрать среди так называемых общечеловеческих ценностей – общее благо, права человека, демократия, свобода и т.п. Звучит красиво и хорошо воспринимается. И пусть аудитория не понимает, что это пустые слова, их демонстрация, по крайней мере, не позволит официально усомниться в открытости и откровенности образа.


Итак –

89. предлагайте аудитории в качестве целей образа «общечеловеческие ценности».


ВЫБИРАЙТЕ –

– либо «непогрешимые», одобряемые аудиторией цели, избранные из разряда «общечеловеческих ценностей»,

– либо искреннее провозглашение того, к чему вы стремитесь.

24. Образ – вера – истина

«Я вас обманывать не буду,

Мне вас обманывать нельзя:

обман и так лежит повсюду,

мы по нему идем скользя».

Б.Окуджава


Каждый человек, в каждый миг своего существования готов верить, надеяться и любить. И сколь часто он не обманывается, он ждёт лишь намёка, чтобы вновь и вновь открываться этому.

КОММЕНТАРИЙ.

Исполнитель образа и аудитория вынуждены верить друг другу. Это неизбежно. Исполнитель верит в то, что аудитория приняла образ и взамен предложила такие права, которые выполняют все, а аудитория верит в то, что образ – это истина, т.е. исполнитель и образ одно и тоже. Без этой взаимной веры никакое взаимодействие между ними невозможно и оказывается, что взаимодействие важнее истины.

Каждый, кто составляет аудиторию, проходит через это испытание на веру, после чего считает, что все должны верить друг другу, в представляемый образ и в те правила, которые их соединяют. На этой взаимной вере и строится обмен образами, их взаимодействие. И как только пропадает вера в истинность образа, начинает разрушаться вся сложившаяся система образов аудитории, ведь обмен образами базируется на обмене веры в них.

Образ несёт в себе соблазн веры, надежды, любви. У веры в образ нет и не может быть доказательств. Её залогом является смерть – умирает вера разрушается образ и потому образ полностью зависит от веры аудитории. Пусть и не совсем добровольно, но каждый соглашается обменять свою свободу на веру аудитории в предлагаемый им образ. Оказывается, так практичнее а, может быть, иначе нельзя. В этом насилие веры, которая предлагает: «Выбирай. Или верь в образы и правила или останешься один!». Приняв правила аудитории, обменяв их на образ, человек прекращает действие свободы и необходимости.

Может быть, в отношении к образу наиболее ярко проявляется неуничтожаемое различие цивилизаций Запада и Востока. На Востоке в образ верят и через неё ищут истину, на Западе в образе ищут истину и через истину пытаются приобрести веру. И Россия, с ее промежуточным положением между Востоком и Западом, колеблясь от одних ценностей к другим, и верит в образ, и пытается найти в нём истину.

В российской аудитории одни верят, другие хотят знать и быть уверенными, третьи все время мечутся в поисках своего отношения и т.п. При таком положении, государство может развиваться только в условиях диктатуры, где закон сопровождается принуждением к его исполнению.

Россиянина можно сколь угодно долго убеждать в истинности образа, приводить аргументы и доводы, выстраивать логические модели доказательств и т.п. Но всё равно, пока он не поверит образу, он его не примет. Пойти за образом он может только на основе веры. Хотя одной веры ему тоже не достаточно. Он, даже веря, будет постоянно сомневаться и искать истины в образе, задаваться вопросами, не для того, что бы упрочить свою веру. Ему необходимы сомнения, ибо ими живёт. Нет, от веры он не отступит, тем более, если его к этому принуждать. Но поиски истины в образе могут разрушить образ для того, чтобы тут же создать новый или вступить на путь бесконечного поиска его.

Вера ведёт к образу, истина ведёт к его носителю. И только вера может укреплять образ, а истина его разрушает, так как приводит к создателю образа, к тому, что стоит за ним. Верить нужно только в то, что нуждается в вере и что существует только тогда, когда есть вера.

Трудно сказать, что нужно больше образу, вера в него аудитории или вера в него исполнителя. Если он не верит в то, что представляет аудитории, не верит в собственную искренность, то ему вряд ли удастся убедить аудиторию. Она всегда почувствует его неверие, и откажет в доверии. И тут нет никакого парадокса. Казалось бы, о какой искренности можно говорить, если, исполнитель создаёт свой образ, включив в него то, что необходимо и исключив, что вредно. Однако чаще всего ему удается, и лгать и верить одновременно.


Итак –

90. заставить аудиторию принять образ можно только на основе своей веры в него.

91. исполнитель образа и аудитория «заключили» негласный договор между собой о то, что аудитория верит в истинность образа, а исполнитель в истинность предлагаемых ему правил.

92. истинность образа это его соответствие своему носителю, а истинность правил – это исполнение правил всеми, кто составляет аудиторию.


ОПРЕДЕЛИТЕСЬ –

–верите ли вы в свой образ или

– нет. И верит ли ему ваша аудитория.

25. Это странное бегство вперед (начало)

«Ах ты, шарик голубой,

грустная планета,

что ж мы делаем с тобой?

Для чего всё это?”

Б.Окуджава


«Никогда нельзя объяснить всё».

П.Сэлфинг


«Мы бежим от своей не желаемой определенности к чужой желаемой».

П.Сэлфинг


Все бегут, как кажется, вперед. Ждут и торопят новый день, считая, что он освободит от накопившихся проблем, принесёт радость и удачу. Так, с каждым днём наращивая сущности, ищем новизны и необычности. А, в действительности, гонимся «за» и «от» … собственной неудовлетворенности.

К ЧЕМУ ЭТО ПРИВОДИТ.

Раньше мифы, легенды, сказки, мечты, романы. Сейчас секс, наркотики, компьютеры, интернет. Виртуальность существовала всегда, но её формы и степень замещения действительности разные. Единое, пожалуй, то, что аудитория всегда приветствовала виртуальность и всеми силами пыталась внедрить её во всеобщую практику. Это определяется свойствами виртуальности, которые, главное, помогают аудитории сохранять свою стабильность.

Виртуальность, первое – возможность, по желанию, многократного повторения. В любой момент можно повторить одну и ту же ситуацию, вернуться в одно и то же состояние, которое нравится и наделяет каким-то смыслом вот этот промежуток времени, а может быть и всю жизнь.

Виртуальность, второе – внушает иллюзию свободы, независимости, собственной безграничной возможности перед объективной безразличностью жизни. Стремление к цикличности, повторяемости это бесполезная попытка убежать от линейности жизни, от жизни между рождением и неизбежной смертью. Жизнь как бы принимает каждого родившегося, но не больше. Она устало говорит: «Вот и еще один пришел. Ну, ничего пусть поживёт. Все равно скоро уйдёт». Жизнь не помогает и не мешает жить. Ей все равно. А виртуальность позволяет каждому представить себя творцом собственной жизни и уже не так страшно её безразличие.