Книга Образ и предвкушение - читать онлайн бесплатно, автор Рон Полборн. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Образ и предвкушение
Образ и предвкушение
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Образ и предвкушение

Пусть это иллюзия, сон, фантазия, безумство. Ну и что? Человек хочет верить …

Кто определит – идёт ли аудитория к миру, в котором будет невозможно понять, где реальная действительность, а где виртуальная реальность, или она всего лишь пробует один из возможных вариантов?!


Итак –

93. виртуальность это возможность повторять одно и то же состояние.

94. виртуальность создает ощущение свободы и возможности управлять творением собственной жизни.


ОПРЕДЕЛИТЕСЬ –

– где в вашей жизни действительность, а где

– виртуальность.

26. Смысл образа

«нельзя недооценивать способности случая порождать монстров».

По Р.Барту


«Людей больше всего убивает и грузит смысл… “

Ж.Бодрийяр


«-Человек работает, сыт, одет, – говорю я.

– Чего же ему ещё нужно?

– Всё-таки он должен понимать, для какой надобности он живёт. В России небось, понимают!

– Нет, не понимают!»

А.Чехов. Из Сибири


Человек редко поступает осмысленно. Это ему только кажется, что он понимает смысл своих действий. Зачастую, он принимает за смысл ответ на вопрос: «Зачем?» Только потом, заново продумав и перечувствовав происшедшее, он найдете так называемый смысл и с его помощью сможет всё объяснить и оправдать.

КОММЕНТАРИЙ.

Наверное, каждый хоть один раз, но спрашивал: «В чем смысл жизни?». Но одни, так и не найдя ответа, очень скоро забыли вопрос, а другие, продолжают искать ответ и, на каждом этапе своего существования, определяют его по-разному. Смысл не даётся заранее, до рождения, до начала действования. Он, в лучшем случае, открывается только в процессе. А до начала нет ничего, кроме соблазна и предвкушения. Впрочем, это никого не устраивает. Хочется понять, что стоит за делами, мыслями, чувствами и т.п. И это несмотря на то, что, даже найдя смысл, не становится проще и лучше жить.

Парадокс поиска смысла состоит в том, что горячее и искреннее желание его найти, реализовывается не обретением смысла, а объяснением происшедшего. Причин тому много, но главной является стремление к восстановлению равновесия, возврату определённости. Замечено, что вопрос о смысле возникает чаще всего в критической ситуации выбора, когда и сама ситуация и вопрос показывают нарушенное равновесие жизни. Долго пребывать в этом состоянии мало кто способен. Ответ-объяснение успокаивает, и вновь всё становится «ясно». На этом поиск и заканчивается, чтобы потом, в очередной раз, снова начаться или … не начаться. В этом нет ничего плохого или хорошего. Это то, что следует воспринимать как данность.

Смысл образа можно определить через – осмысленность и значимость. Осмыслить образ не означает понять его, а наделить его смыслом. Никакого иного смысла у образа нет и быть не может. Содержанием такого осмысления выступает значимость, т.е. то, насколько образ способен возбудить активность аудитории или снизить её до необходимого для исполнителя уровня.


«Именно потому, что агенты никогда до конца не знают, что они делают, – то, что они делают, обладает большим смыслом, чем они знают».

П.Бурдье


Каждый открывает смысл образа наделяя его собственным пониманием значимости. Если образ способен установить взаимодействие с аудиторией, если он способен управлять активностью аудитории и каждого, кто входит в неё, то он значим и для аудитории, и для исполнителя, и есть смысл его создавать и исполнять.


«Не следует устремляться к земным красотам, они лишь образы, знаки, тени; стремиться следует к той красоте, которую они представляют».

Плотин


Итак –

95. смысл образа в его значимости, которая проявляется в процессе осмысления.

96. о-смысление – наделение образа смыслом.

97. значимость образа это его способность определять активность аудитории.

27. Образ и прибавочный смысл

«Поезд сошёл с рельсов…»

из газет


Для каждого эта информация что-то означает. Одни увидят погибших, другие подумают об ущербе, третьи начнут искать причину и т.п. Каждый по-своему её оценит, и для каждого она будет иметь свой смысл. Этот смысл сложится из объективной информации и от той личной значимости, которую придаст этой информации каждый.

КОММЕНТАРИЙ.

Производство смысла… Оказывается, аудитории удобно, чтобы каждый “ответственный” его член создавал смысл, и, тем самым, наделял свои действия и действия окружающих значимостью. Ей важно и то, насколько произведённые смыслы совпадают, ведь это совпадение, в конечном итоге, образует единый смысл, некий образец, который затем может стать правилом, а, возможно, и юридическим законом.

Управление эффективно только тогда, когда оно основывается на смысле, которые определили для себя люди. Всё иное для них является чем-то посторонним, и они могут подчиняться ему по принуждению, в то время, как смысл сам управляет относительно добровольно подчиняющимся ему людьми. Хотя бы, потому, что никто не хочет совершать бессмысленных поступков или подчиняться бессмыслице.

В основе такого о-смысления или производства смысла лежит интерпретация. Простейшим примером интерпретации может служить комментарий одного и тог же события на различных каналах телевидения. Факты подаются одни и те же, а вот комментарии различны, причем для комментатора, часто, само событие не имеет значения. Самостоятельную значимость приобретает толкование, которое, собственно говоря, и становится действительным событием, так как именно оно и призвано оказать управляющее воздействие на аудиторию. А событие всего лишь повод для интерпретации. В настоящее время, средства массовой информации практически полностью перешли от передачи событий к их производству или созданию прибавочного смысла.

Прибавочный смысл это то, что приписывается, придаётся информации, образу человеком или аудиторией. Создание прибавочного смысла базируется на том, что для человека не существует информации без смысла. Он либо придает информации смысл, и тогда она на какое-то время остается с ним и руководит (управляет) его действиями и мыслями, либо отбрасывает, пропускает её.

Информация по своей сути объективна, но то, что передаёт человек человеку (вне зависимости от средств и методов этой передачи) почти всегда содержит не только информацию, но и некий прибавочный смысл. Это и отношение к информации, и особенности её восприятия, осмысления, интерпретации, оценка и т.п. Полученная таким путём информация с прибавочным смыслом, передаваясь от человека к человеку всё время нарастает вплоть, возможно, до утери первоначального смысла и содержания.

Точно также происходит и с образом, который передаётся как бы из рук в руки. Каждый воспринимающий образ наделяет его своим смыслом и готов передать его следующему, который также прибавляет к нему свой смысл и т.п.

Выход из создающегося круга возрастания прибавочного смысла, кажется, достаточно простым – следует отказаться от смысла, перестать искать и “находить” то, что в действительности смыслом не является. Но, увы, этот рецепт невыполним… Его исполнение приводит к другой проблеме – человек не может справиться с переживанием бессмысленной жизни.

Возможно другое. Найти того или тех, кто возьмёт на себя функцию придания жизни смысла. Принять, просто принять то, что предлагается в качестве смысла и тем самым, с одной стороны, успокоиться – задача решена, а, с другой стороны, снять с себя ответственность за ошибку в определении смысла – «мне этот «смысл» дали и они (кто они?) пусть и несут ответственность за всё это». Так многие и делают.

Это особенно характерно для россиянина с его постоянными сомнениями и вопросами «что делать?» и «кто виноват?». Пусть кто-то, желательно не «свой», а «со стороны», придёт и скажет, что надо делать, чтобы потом можно было определить, кто же во всём виноват. Сомнения остаются, но они уже не в счёт, так как есть точное указание что делать. И тут дело не в уме россиянина, не в его практической смекалке, таланте и т.п. Это особенность отношения к собственной жизни, именно к собственной, а не к общественной. При всей, так называемой, коммунальности россиянина, он, по-настоящему, абсолютный индивидуалист в своём отношении к жизни. Жить, действовать, праздновать, решать вопросы он предпочитает в коллективе, а относиться к жизни – сугубо индивидуально. В этом проявляется его свобода и невозможность порабощения.

Образ позволяет избежать поиска смысла в действиях. Он как заданная схема, заставляет делать то, что надо, и «разрешает» ответственность снимать с себя и «перекладывать» её на образ. Куда проще соблюдать правила поведения, чем вдумываться в них, “нагружать” каким-то смыслом. Точно также образ «снимает» необходимость задумываться о его носителе. Аудитория, приняв образ человека, сразу и почти всё определяет.

Так образ экономит силы и время и, если следовать правилам, с исполнением которых связан образ, то это позволяет, например, сосредоточиться на других действиях, мыслях, переживаниях. Правда, так можно зайти довольно далеко и превратить всю жизнь в соблюдение череды правил, церемоний и формальных, но принятых аудиторией, действий. Довольно скоро человек начинает ощущать опустошённость, так как подобное соблюдение правил существования образа окончательно лишает жизнь смысла и без того с таким трудом определяемого.


Итак –

98. осмысление это производство смысла, в основе которого лежит интерпретация информации.

99. в результате осмысления образуется прибавочный смысл, который в процессе его передачи может полностью подменить первоначальную информацию.

100. современные средства массовой информации практически перешли от передачи информации к её производству в виде создания прибавочного смысла.

101. образ позволяет уйти от поиска смысла, если принять за истину тот смысл, который он предлагает.

102. для россиянина особенно характерно подобное отношение к образу, который освобождает его от груза ответственности и сомнений, но позволяет сомневаться в смысле собственной жизни, колебаться при принятии решения и выполнять данные ему указания, как действовать, без всякой ответственности за полученные результаты.


ОПРЕДЕЛИТЕСЬ –

– нужно вам понимать смысл того, что вы делаете, и делают окружающие вас люди или

– можно обойтись и без этого понимания, предоставив его другим.

28. Образ и аудитория

«Жизнь как будто ничего

возле дома своего.

Но едва свернёшь в сторонку –

Сразу все – на одного».

Б.Окуджава


Вы никогда не были в ситуации, когда не за что ухватиться? Плывёте в пространстве, нет никакой опоры, плывёте, как в море. Но там виден берег, небо, солнце, слышны плеск волн, крики людей. А тут нет ничего. Темнота, полное беззвучие и никаких ощущений. Ни запахов, ни ветра, полная неопределенность. Вот от такой неопределенности и бежит человек в образ, к аудитории.

КАК ЭТО БЫВАЕТ.

Образ возникает и существует только во взаимодействии с аудиторией. Вне этого взаимодействия он не образуется, но если сформировался, то длительное или кратковременное отсутствие аудитории не приведет к его моментальному разрушению. Человек, по воле случая, оставшись в полном одиночестве, продолжает жить, живёт и тот образ, который он создал для аудитории. На это время одиночества, аудиторией образа становится сам человек. Он живет памятью, воспоминаниями о своей прошлой жизни и продолжает оценивать свои поступки прошлыми ценностями. Исполнитель образа сам для себя может быть аудиторией и тогда, когда он анализирует свой образ, когда репетирует его, готовясь к представлению. Однако слишком длительное одиночество неизбежно приводит к разрушению образа.

Аудитория создает некое «силовое поле», которое поддерживает образ, формирует его, вынуждает развиваться и приспосабливаться. Количественный состав аудитории может быть различным и в зависимости от этого образ формируется и исполняется по-разному. Закономерным представляется то, что чем меньше аудитория, тем больше в образе должно быть конкретных элементов, подробностей, нюансов. С увеличением аудитории их количество и конкретность может уменьшаться.

1.

Когда аудитория превращается в массу, исполнитель образа может предложить ей образ состоящий из двух-трёх конкретных и ярких характеристик. Именно они могут быть восприняты массой, и на этой основе она и составит своё представление об исполнителе. Масса одновременно не может воспринимать большое количество характеристик образ, это «размывает» её впечатление. Количество людей в массе определяется каждым человеком индивидуально, на основании одного признака – масса это такое количество людей, при котором вы уже не можете различать каждого.

Масса, в которой все растворяются и где мнение одного, практически, не проявляется и не учитывается, создаёт свой образ. Он буквально навязывается каждому, а если кто-то не согласен, то это оценивается массой как противодействие. Обычно это мнение становится основанием для преследования со стороны массы. Однако, навязанный массой образ действует только тогда, когда человек находится внутри неё, но выходя из-под её влияния и, оставаясь наедине с собой, он постепенно изменяет своё впечатление от образа. Гипнотическое влияние массы достаточно кратковременно. Не потому ли диктаторские режимы предпочитают устраивать массовые представления как можно чаще?!

Нельзя не учитывать и эффект присутствия носителя образа, который своей энергией способен притягивать массовую аудиторию, гипнотизирует её и, тем самым, способен направить на экстремальные действия.


«Сорокин вылетел за ворота на рыжей, рослой, злой кобыле. … Шапки на нём не было, чтобы его сразу узнали в лицо. Красивая голова откинута, ветер рвал волосы, рукава и полы черкески. Он был еще пьян, решителен, бледен. Глаза глядели пронзительно, взор их был страшен. … он закричал так, что сильная шея его раздулась:

– Молчать! Вы не революционная армия… Стадо бандитов и сволочей… Выдать мне шкурников и паникёров…Выдать мне белогвардейских провокаторов!

… Сорокин, перегнувшись с седла, указал пальцем:

– Вот он!»

А.Толстой


Однако, как только присутствие завершается, то и управление массой резко ослабевает. Но и это не всегда так. Иные образы бывают настолько убедительны и так покоряют аудиторию, что и при отсутствии носителя образа, он продолжает действовать. И это не просто память человека об образе. Важны те ощущения, которые связаны с взаимодействием с образом.

«Его (А.Гитлера – авт.) вера в себя и твёрдость воли в сочетании с гениальным, понятным и простым способом выражаться, ощущались многими людьми, вовлекая их в его русло. На крупных митингах мне приходилось повсеместно быть свидетелем того, как его слова приводили массы в движение, вызывали восторг, гнев, трогали людей до слёз».

И.Риббентроп


Итак –

103. образ создаётся во взаимодействии с аудиторией, которая формирует его, заставляет развиваться и, одновременно, поддерживает.

104. массовая аудитория может воспринять только тот образ, который представлен ей в двух – трёх наиболее ярких характеристиках, причём массовость определяется каждым исполнителем индивидуально на основании единого признака – это такое количество людей, при котором он уже не может различить каждого.


2.

Но если образ создаётся для небольшой аудитории и его можно предъявить непосредственно каждому её члену, то уже нельзя обойтись одним-двумя качественными характеристиками. Необходимо представить большое количество разнообразных «красок», причём они должны быть весьма конкретны. Только в этом случае можно рассчитывать на необходимое понимание и создание должного впечатления. Обычно количество таких характеристик и степень их конкретности диктуется теми образами, которые предъявляются аудиторией.

Это так называемые правилами поведения. Так, аудитория требует быть искренним, естественным, но при этом не слишком откровенным, но и не скрытным. Это демонстрируемая «естественность» должна производить на аудиторию то впечатление, которое она ждёт. Ведь в конечном итоге, она сама производит образ, а исполнитель только поставляет ей необходимый для этого материал, из которого она вольна выбрать то, что ей подходит.


Итак –

105. аудитория может принять предлагаемый ей образ только тогда, когда он обладает достаточными количеством конкретного материала, из которого она свободна выбрать то, что ей близко и понятно.

106. предлагайте аудитории те характеристики образа, которые она ждёт, и может оценить как «естественные» и искренние.


3.

Аудитория, зачастую, подавляет восприятие человека, и он, ощущая себя её частью, в её присутствии вольно или невольно ориентируется на общие оценки. Предъявляя образ в интимной обстановке, когда этого воздействия уже нет, исполнитель может произвести на каждого члена аудитории столь яркое впечатление, что оно сможет подавить или нейтрализовать предположение человека о возможной позиции аудитории.


Итак –

107. человеку трудно устоять перед ярким представлением ему образа, тем более, если он не знает мнения аудитории; он принимает образ таким, каким этого хочет исполнитель.


4.

Аудитория предлагает правила «игры» и образ непременно должен им соответствовать. Если создатель образа не хочет подчиняться (соглашаться) с этими правилами, то он должен либо поискать для себя «свою» аудиторию, либо согласиться стать изгоем. Но, приняв правила, он получает возможность влиять на аудиторию и способен изменить эти правила, а в ряде случаев даже навязать свои собственные правила. В этом, в частности, ему может помочь массовая аудитория, которая, попадая под влияние образа, способна навязать «общее» мнение каждому.


Итак –

108. образ создаётся по правилам, которые предлагает аудитория.

109. несогласие с этими правилам приводит к вынужденному одиночеству или попыткам найти «свою» аудиторию.

110. исполнитель может изменить правила аудитории, если она примет предложенный образ; для этого он использует «общественное мнение», которое может создать.


ОПРЕДЕЛИТЕСЬ –

– стоит ли соглашаться с правилами, которые вам предлагает аудитория или

– вы будете предлагать ей свои правила.

29. Образ и видимость

«Мы уже не смотрим на своих современников, мы лишь берем от них то, что помогает нам ориентироваться».

А.Камю


«Народ, и так всегда бывает,

Когда наступит зло в упор,

Он то, что нужно, сам рождает,

И беззаветно разрушает

Всех наших умствований вздор».

К.Случевский

“Желание, … , Закон вселенной, но вечное

возвращение – ее правило.

Ж.Бодрийяр


Всегда было и будет пока существует человек – он творит образы. Проблема в том, какое место в его жизни они занимают – или образы подменяют действительность, или они соотносятся с ней.

КАК ЭТО БЫВАЕТ.

Окружающее воспринимается через образы. Результаты ощущений, объединясь и осознаваясь, формируются в образы, а эти, как бы первичные образы, творят новые. Эти, вторичные, образы не формируются на основании ощущений действительности. Они есть ответ на стремление понять, объяснить действительность. И в зависимости от истинности этих объяснений, они либо соответствуют действительности, либо становятся иллюзиями.

Одной из особенностей отношения к действительности является искреннее желание человека пребывать в мире образов-иллюзий. Более того, он старается «подогнать» действительность под эти образы. Это связано не только с тем, что иллюзии человек создаёт только сам, но и с тем, что он в принципе не можем создать для себя то, что ему не нравится. Уже потом, поняв сколько вреда принесли иллюзии, человек раскаивается, и, может быть, признаётся в своей неправоте. Но это потом, когда действительность безжалостно вторгается в мир его образов-иллюзий и насильно разрушает его.

Для создания образов-иллюзий человек всё чаще использует цивилизацию производства, которая формирует и насилует его, внедряя в сознание даже не образы, а видимости действительности. Мир видимостей постепенно сменяет мир образов. Производство стремится всё конкретизировать, материализовать, превратить в осязаемый мир предметов, которые можно увидеть, пощупать и, главное, использовать в своё удовольствие. Всё приблизительное, иллюзорное изгоняется, так как не может служить интересам производства. В этой ситуации образы, царствовавшие еще не так давно, развенчиваются, преследуются или материализуются производством.

Но у человека всегда были и еще есть образы, которые никак не могут быть заменены производством. Образы чести, достоинства, любви, преданности и т.п. при всех попытках до сих пор не могут быть заменены видимостями. Но цивилизация промышленного производства стремится и их поставить на свою службу, сделав их своей составной частью. Образ стал средством рекламы производства, сутью которого является потребление. Заставить человека потреблять, причем потреблять избыточный продукт, т.е. продукт, в котором нет необходимости, вот основа существования цивилизации производства.

Так, образ, создаваемый и исполняемый как условие существования носителя и аудитории, их взаимодействия, превращается в основу виртуальной действительности, т.е. действительности симулируемой, где главным симулятором становится предвкушение образа. Может быть, эта действительность суррогатна, а может быть это новый этап развития цивилизации перед ее окончательным упадком или резким критически качественным взлетом?

А ДЛЯ ВАС, ЧТО БОЛЕЕ ЗНАЧИМО –

– существование в вашем мире образов или

– конкретных, понятных предметов и четких целей.

30. Образ как образ

«… господин был встречен трактирным слугой, … , живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть какое у него было лицо».

Н.Гоголь


Иногда, наблюдая человека трудно понять, когда он искренен, когда нет, в каких ситуациях он шутит, а в каких говорит серьезно. Большинство представлений о другом шатки и неопределенны. Они ситуативны, как и его поведение. С человеком легко, когда его поведение соответствует вашим целям, но, чаще, сложно, потому, что оно трудно предсказуемо. И причина – непонимание.

КОММЕНТАРИЙ.

Тот образ эффективен, который а) не преследует никакой цели, б) постоянно воссоздается (развивается) и в) исполняется только для самого себя, для нового исполнения и воссоздания. Что, например, нужно публичному политику? Постоянно представлять себя как политика и не более. Все остальное – деньги, популярность, власть, карьера и т.п. – путь и важно, но лишь сопутствует. Это не главное. Политик, который стремится использовать свою деятельность ради денег, не политик. Он, может быть, бизнесмен, авантюрист, неудачник – но не политик. Сформировавшийся образ поглощает своего исполнителя целиком и не позволяет ему исполнять перед одной и той же аудиторией иной образ. Совмещение невозможно.

Образ, в своём наиболее развитом виде, “стирает” те особенности своего носителя, которые а) противоречат ему, б) не «вписываются» в него и даже в) нейтральны ему. В этом смысле образ это хищник, который способен “съесть” своего носителя-исполнителя, уничтожив в нём всё лишнее, развив до необходимого уровня те его качества, на которых он базируется. Всё в носителе подчиняется исполнению и постоянному воссозданию образа, что становится смыслом его существования. Исполнение и развитие, борьба за существование и противодействие разрушению образа превращается в цель и смысл существования носителя образа. Хотя, конечно, для оправдания такого нерационального проживания, носитель формулирует социально одобряемые обоснования (оправдания) – от борьбы за всеобщее благо, например, у политика, до самореализации, у представителей так называемых творческих профессий. Но, главное, даже не сформулировать эти обоснования, а убедить себя и аудиторию в их истинности. И в этом помогает образ.

Для наблюдателя, поведение, например, политиков может выглядеть странным, но их противоречивые высказывания, стремление быть на виду и использование для этого любых возможностей, измены и т.п. есть всего лишь естественное проявление образа политика. Иное поведение может говорить о том, что данный человек еще не стал действительно публичным политиком и, может быть, никогда им не станет. Кстати сказать, на этом примере можно достаточно легко различить роль, которую играет человек, и образ, который он исполняет. Роль – это публичное поведение человека, рассчитанное на то, чтобы произвести должное впечатление. В других ситуациях исполнитель роли ведет себя как «нормальный» человек, он отдыхает от роли. Образ – это вся жизнь человека. Образ сильнее жизни и ради его сохранения человек готов идти на смерть – дуэль, подвиг, преступление, месть, самоубийство и т.п.