Сын Аменхетепа III – Аменхетеп IV при помощи новой служилой знати из выдвинувшихся мелких рабовладельцев стремился укрепить свою власть посредством ослабления потомственной, в том числе жреческой знати. Столица из Фив – гнезда старой знати переносится во вновь основанный город на полпути между Фивами и Мемфисом, известный сейчас, как городище Эль-Амарна. Опора местной знати – местные храмы и их божества впали при дворе в немилость. Имя и изображение божества бывшей столицы – Амона повсюду уничтожались. Ок. 1400 г. до н. э. переименовавший себя в Эхнатона («благого для Солнца») молодой фараон вводит новый государственный культ особого царского древнего божества
– Солнца, но не как прежнего местного бога, а как «живого» солнечного диска Атона. Введение нового культа поддерживает его «главная супруга» – знаменитая красавица Нефертити (ок. 1370–1330 г.г. до н. э.) – «прекрасная красота Атона, красавица пришла», «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами». По одной из версий она – младшая из двух дочерей хурритского царя государства Митанни, отправленных ко двору фараона Тадухелла. Изображения «совершенной» украшали стены храмов. Новым жрецам давались богатые угодья, ремесленные мастерские, скот, корабли, невероятно расточительные жертвы. Но это не было единобожием. Внешнее бездействие фараона подтолкнуло хеттов усилить свой натиск в Сирии, все больше стремившейся отпасть от Египта. Ок. 1334 г. до н. э. Эхнатон умер на 17-м году царствования.
Наследовавший ему первый зять восстановил культ Амона, а затем наследовавший второй зять – Тутанхатон, вскоре переименовавшийся в Тутанхамона, перестал считать культ Атона государственным, отстроил заброшенные храмы старых богов и одаривал их рабами и сокровищами. Хетты с XV в. до н. э. начали завоевательные походы в Сирию. После смерти юного Тутанхомона его вдова предложила свою руку хеттскому царевичу, но египетские вельможи умертвили его. Мстя за сына, царь Хеттской державы пошел войной на Египет, разбил его войско и прекратил военные действия лишь из-за повальной болезни, переданной хеттам от египетских военнопленных. В серед. IV в. до н. э. жречество от имени Амона провозгласило фараоном главного военачальника и временщика Харенхеба. Фиванская знать торжествовала, но Харенхеб сразу же отплыл на север. В Мемфисе подолгу живал Сети I (второй фараон XIX династии), а его сын Рамсес II выстроил себе великолепную резиденцию «Дом Рамсеса» на северо-востоке Дельты. Умалением Фив было и то, что одновременно с Амоном постоянно назывались Ра и Птах – боги нижнеегипетских Гелиополя и Мемфиса. Раболепная лесть и почитание Рамсеса II превзошло почитание Аменхетепа III. В то время, как сирийские и палестинские владения уменьшились и были разорены, а бесконечные войны должны были истощить Египет, никогда еще не строилось столько новых храмов, как во вторую половину Нового царства. Вероятно, Харенхеб воздвиг, а последующие цари отделали изумительный чертог перед храмом Амона в Фивах площадью 5000 кв. м со 134 колоннами, из которых средние 12 высотой в 21 м, а с архитравом – 24 м. На вершинах любой из 12 колонн уместилось бы до 100 человек.
Не менее величественный был вырубленный в скале в Эфиопии храм, 4 изваяния Рамсеса II, высеченные из скалы, были высотой в 20 м каждое. Рамсес II сооружал и множество других храмов в Эфиопии и северо- восточной части Дельты.
Ни одна из жен фараонов не удостаивалась чести иметь храм, но любимая жена Рамсеса II красавица Нефертари («самая красивая из Них») имела в Абу-Симбел (в Нубии). В сотне метров от Большого храма Рамсеса II было создан Малый в честь царицы Нефертари, «Той, для которой сияет солнце». Шесть колоссов высотой 10 м, застывших в движении, словно выходящих из скалы, образовывают удивительный фасад. Две статуи изображают царицу, четыре – царя. Нефертари увенчана короной из двух высоких перьев и рогов, между которыми находится солнечный диск. Она является воплощением Хатхор, богини неба и покровительницы Нубии. На одной из колонн высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари». Рамсес II чрезвычайно любил свою жену – красавицу Нефертари. Ее участие в делах государства является беспрецедентным и отражено в надписях «Госпожа Верхнего и Низкого Египта» и «Госпожа Двух Земель». В Карнаке рядом со статуями Рамсеса II сохранилась надпись «Я поставил ее слева, там, где мое сердце, чтобы во все века люди знали, что я люблю ее».
Север стал ведущей частью страны. Сети I отвоевал у хеттов важный город Амурру в Сирии. Но в 1312 г. до н. э. Рамсес II едва не проиграл битву под стенами город Кадеш, так и не взяв его. Хетты были сильны поддержкой ненавидевших египтян сирийцев и палестинцев, почти поголовно восставших после битвы при Кадеше. Через 16 лет военных действий Рамсес II заключил мир с новым хеттским царем и из политических соображений заключил союзный договор и женился на его дочери. Основная часть Сирии, включая Амурру, осталась за хеттами. Видимо, враги заключили союз из-за угроз со стороны Ассирии, войска которой разгромили Митанни и появились на Евфрате. Царствовавшему 67 лет Рамсесу II наследовал его сын Меренптах (ок. 1230 г. до н. э.; Рамсес II и Меренптах – современники библейского Моисея), полностью равнодушный к Амону. Ему удалось остановить первый натиск ливийцев и средиземноморских племен «народов моря» (библейских «филистимлян»), которые потеряли 8500 убитыми и 10000 пленными.
В период Нового царства значительно развиваются рабовладельческие хозяйства частных лиц. Все больше применяется бронза, из нее изготавливают и кованные изделия. Использовалось в ограниченном количестве и железо, но тогда оно считалось чуть ли не драгоценным металлом и изделия из железа иногда даже оправляли золотом. При этом население продолжало пользоваться кремневыми орудиями – скребками, ножами, кремневыми лезвиями деревянных серпов. Но в целом Новое царство относится к бронзовому веку. От середины XVIII династии имеются изображения отливки таких больших предметов, как бронзовые храмовые двери. Обслуживаемый двумя-тремя работниками горизонтальный ткацкий станок заменяется на обслуживаемый одним ткачом вертикальный (лишь при очень большой ширине полотна требовался второй ткач). Появляются ножные мехи (прежде медники раздували горн ртом через трубки). Из меди отливают полые изображения. Благодаря высоким знаниям в прикладной химии мумификация достигает непревзойденного совершенства. Распространяются колесные повозки. Появляются поливальные водоподъемные журавли. Появляется много сосудов и поделок из цветного стекла. Появляются водяные часы. Появляются догадки, что днем звезды не видны только из-за солнечного света. Появляются нашейные солнечные часики. В лечебниках наряду с колдовскими рецептами появляются вполне рациональные. В списках подробно описывается система кровообращения, методы лечения пролома черепа, повреждения внутренней полости носа. По-видимому, знали о связи повреждения головного мозга с расстройством функций других областей тела. Составлялись подробные карты промыслов в пустыне. Появляется литература, с сочувствием описывающая простых людей. В «Сказке о двух братьях» подробно и любовно описан быт братьев- земледельцев и дан образ жалкого фараона-злодея, похитившего жену младшего брата. В «Сказке о Правде и Кривде» звучит возмущение бездушием верхов по отношению к обездоленным.
Стремясь к ограничению могущества знати, царская власть пытается опереться на более широкие слои рабовладельцев. Фараоны предпринимают захватнические походы и расширяют территорию Египта за пределы долины Нила. Сирия и Палестина в качестве дани поставляют лошадей и крупный рогатый скот, Эфиопия платит дань быками. Не дававшие шерсть овцы древней породы с развесистыми рогами заменяются на овец современной породы. Высаживаются новые виды завезенных из других стран растений (например, чечевица). Внутренняя торговля начинает играть большую роль в развитии экономики, остающейся натуральной, но с достаточно оживленным внутренним обменом. Все же денежное обращение еще было слабо развито. Появляется слово
«торговец». При XVIII династии главным мерилом стоимости было серебро, хотя употреблялось и золото. Несмотря на приток серебра из Сирии, Палестины и смежных стран, отношение стоимости золота к стоимости серебра еще в середине XVIII династии составляло 5/3. Во вторую половину XVIII династии слово «серебро» значило также «деньги». При XIX династии отношение стоимости серебра к меди составляло 60/1. Чеканной монеты не было, ее заменяли весовые единицы. При XIX–XX династиях с серебром соперничала медь. Но при торговле также платили и зерном и другими предметами. В мирное время медь поставлялась в качестве дани не только из Сирии и Палестины, но и в качестве полуобязательного дара с острова Кипр. Эфиопия платила дань золотом в десятки, если не в сотни раз больше, чем Сирия и Палестина. В конце XVIII династии рабыня продавалась за 2 коровы и 2-х телят. При XIX династии рабыня была куплена за 1 передник, 1 простыню, 1 полотняную одежду, 3 одежды тонкого полотна, одну такую же одежду иного покроя, 10 рубах, 3 медные чаши, 1 медный котел, 1 медную кружку, около 1 кг медного лома и 1 кружку меда. Фараон Аменхетеп II (середина XVIII династии) из одного похода в Сирию и Палестину привез не менее 45,5 т меди, свыше 600 кг золота и около 100000 рабов. Из другого похода в Сирию и Палестину привел только 2000 рабов. Основную массу рабов добывали в войнах, в качестве дани их было не так много. При Тутмосе III в качестве ежегодной дани получали из Сирии и Палестины несколько сот рабов (максимум 700), из Южной Эфиопии – не более 134, а из Северной Эфиопии – от 10 до 30 рабов. Поэтому рабы стоили относительно дорого. В конце XIX династии при фараоне Меренитахе было взято свыше 9000 пленных из числа нападавших на Египет племен. В конце XX династии раба покупали за 0,180,36 кг серебра (за 1 кг серебра можно было купить 72500 литров зерна). Рабовладение в Новом царстве достигло невиданного ранее распространения. Рабами часто владели даже пастухи и ремесленники, садовники и привратники, корабельщики и торговцы, возницы и воины, мелкие жрецы и должностные лица, простые-общинники-горожане. Еще в начале войны с гиксосами воины фараона вели себя «наподобие львов» при захвате добычи, в первую очередь рабов, и делили добытое «с радостным сердцем». Жители покупали у рабовладельцев даже отдельные «дни» их рабынь. Подобные сделки иногда заключались даже между самыми близкими родственниками.
Значительную часть рабов фараоны дарили храмам, преимущественно в храм Амона – бога Фив и покровителя царей Нового царства. Например, за короткое время Тутмос III пожертвовал Амону 1588 сирийцев и еще какое- то число эфиопов. Рамсес III (IV) в нач. XX династии отдал храму Амона 2607 сирийско-палестинских и эфиопских пленных, а храму Птаха – 205. За свое 30-летнее царствование он передал храмам свыше 100000 людей, 500000 голов скота, свыше миллиона арур (арур – 0,27 Га) пахотной земли, не считая других бесчисленных подношений и ежегодных поставок и даров. В первый период Нового царства подъем средних слоев общества способствовал развитию представлений о богах, в первую очередь о боге Амоне, как о заступниках и помощниках «простых людей». Постоянное общение с подвластными сирийцами привело в Новом царстве к распространению среди египтян почитания ряда сирийско-палестинских богов. Часть заупокойных заклинаний, писавшихся в Среднем царстве на гробах, стали основой так называемой «Книги мертвых» – собрания заклинаний и славословий богам. Книга якобы обеспечивала мертвецу «выход днем» из гробницы, безопасность и счастье на том свете. В Новом царстве «Книгу мертвых» обычно писали на папирусном свитке и клали умершему в гробницу. Это должно было обеспечить умершему оправдание на суде Осириса. Видное место в книге занимало оправдание мертвого в 42 грехах перед 42 судьями на загробном судилище. Так пытались оправдаться за злодеяния богачи, а только им и была доступна эта книга.
Набираемых из свободных граждан пеших воинов в мирное время жестоко эксплуатировали, избивали. Колесничные бойцы были относительно более высокопоставленными. В войсках использовали и чужеземцев, так в сирийско-палестинских походах нередко численность воинов эфиопов, ливийцев, шерданов и др. превышала численность воинов египтян. Львиную долю добычи от военных походов получала знать, широкие же слои даже свободного народа («дети народа») терпели нужду и лишения. Их, наравне со скотом, постоянно учитывали и переучитывали в переписях на предмет наложения тягот. «Смотры» (переписи) производились и для назначения на ту или иную работу. Сама пресмыкающаяся перед фараоном знать заставляла народ падать ниц и пресмыкаться перед ней. В числе знати было много выслужившихся и из несановных семейств.
Высшее жречество ничем не отличалось от прочей знати. В верховных жрецах и даже второстепенных состояли царевичи и другие царские родственники, сыновья номархов и важнейших сановников. Рядовое же жречество по общественному положению можно сопоставить с колесничными бойцами. Костяк знати по-прежнему составляли номархи. Стоило в конце XIX династии поколебаться царской власти, как страна оказалась в их руках. До нас дошли сведения о выступлениях ремесленников, о народных восстаниях в конце правления XIX династии. Третий царь XX династии Рамсес III (1204–1173 г.г. до н. э.; некоторые исследователи именуют его не Рамсесом III – по обычному счету, а Рамсесом IV, считая Рамсесом III Рамсеса-Саптаха – царя XIX династии) оставил рассказ о вспыхнувшем мятеже, во главе которого стоял сириец Ирсу: «Один соединился с другим», «один убивал другого – знатные и бедные», имуществу богачей нанесли ущерб, с богами «обращались как с людьми». Основатель XX династии фараон Сетнехт (около 1200 г. до н. э.) «убил злоумышленников» и «выправил землю до края ее, бывшую мятежной».
При его сыне Рамсесе III (IV) Египет трижды подвергался нашествиям переселявшихся иноземных племен. В пятом году его царствования это были ливийские племена, потерявшие в проигранной ими битве 12500 человек убитыми. В 8-м году фараон разбил на суше и на море двигавшиеся с севера вдоль финикийско-палестинского средиземноморского побережья войска «народов моря».
Кое-кто из разбитых «народов моря», в частности филистимляне, осели затем на палестинском побережье, должно быть, с разрешения фараона. В 11-м году ливийское племя максиев вновь напало на Египет, было побеждено и потеряло убитыми около 2200 и пленными свыше 2000 чел. (из последних – треть – женщины и дети). Рамсес вел наступательные войны и в Сирии, возможно, проникал далеко на северо- восток, но закрепиться там не смог. На 32-м году царствования Рамсес III (IV) стал жертвой придворного заговора. Последующие 8 Рамсесов от IV до XI (или от V до XII) были бессильны остановить нараставший распад державы. В XII в. до н. э. при Рамсесе III (IV) в Палестине еще имелись египетские крепости и храмы, и целые города принадлежали Амону. Остатки владычества Египта там сохранялись, по-видимому, при Рамсесе VI (VII), но в серед. XI в. до н. э. при Рамсесе XI (XII) в Палестине и Сирии не осталось и тени власти Египта. Одна Эфиопия еще покорялась египетскому наместнику. В конце XX династии царские гробницы на западном берегу Нила у Фив, не говоря уже о частных, подвергались ограблению населением. Ослабевающей царской власти на севере противостояло все более усиливающееся жреческое царство на юге, оказавшееся в руках верховных жрецов Фив, как глав крупнейшего храмового хозяйства Амона. При Рамсесе XI (XII) была какая-то «война» против верховного жреца Аменхетепа, но верховные жрецы прочно сидели в Фивах. За время смены 6 рамсесов в Фивах сменилось только 3 верховных жреца – отец и два его сына. При Рамсесе XI (XII) верховный жрец Амона Херихор уже был наполовину царем – совмещал жреческую должность со званием верховного сановника, заведованием государственной житницей, начальством над войском и управлением Эфиопией. Единая госвласть становилась номинальной, страна шла к распаду на две части. Около 1075 г. до н. э. после смерти Рамсеса XI Египет распадается на две части – Фиванскую область во главе с Херихором и объединяющее в себе Средний и Нижний Египет государство с центром в г. Танис.
1.5. Поздний Египет (ок. 1075 – 332 г.г. до н. э. – XXI–XXXI династии)
Время XXI–XXII династий отличается ростом обмена, развитием денежного обращения. Храмовое жречество прямо выступает в качестве ростовщиков, беспощадно взыскивающих ссуду вплоть до разорения должников (как и современные банкиры в РФ). В нач. XI в. до н. э. Египет уже поделен между нижнеегипетским владетелем, находящимся в Танисе, и верхнеегипетским – в Фивах. На юге некоторые потомки и преемники Херихора ограничивались одни званием верховного жреца, другие же присваивали себе и титул царя. Решение государственных и правовых вопросов велось при посредстве оракулов. На севере жречество тоже возросло, но решающей силой было войско. Вожди наводнивших север ливийцев (из военнопленных) становились номархами и смыкались со жречеством. При последнем правителе XXI династии ливийский военачальник Шешенк настолько возвысился, что в серед. X в. до н. э. сам стал основателем XXII династии царей Египта. Его власть была ослаблена внутри страны, и поэтому он сделал лишь один набег на Палестину (при иудейском царе Ровоаме ок. 930 г. до н. э.). При последующих ливийских фараонах в IX–VIII в.в. до н. э. (XXII–XXIII династии) Нижний Египет распадался на множество областных гособразований с ливийскими царьками во главе. Столицей ливийских царей был город Бубаст в восточной части Дельты. В VIII в. до н. э. владетельницей Южного царства стала ливийская царевна под старым титулом «жены Амона». Заинтересованное в развитии торговли фиванское жречество стремилось объединить страну.
В VIII в. до н. э. в покорявшейся египетскому наместнику Эфиопии (называемой египтянами «страной Куш») появился сильный царь Кашта, притязавший и на фараоновский титул. К 21 году правления его преемника Пианху эфиопы, у которых был тогда культ Амона, уже владели значительной частью Верхнего Египта, включая Фивы. Храмовая знать и на юге, и на севере находила общий язык с эфиопами.
Но на севере организатором сопротивления эфиопам выступил царь Тефнехт при поддержке «ливийцев, войска надежного». В трех битвах эфиопы разбили северян. Следующему эфиопскому царю Шабаке (конец VIII в. до н. э.) пришлось вновь завоевывать Египет. Эфиопские завоевания на севере были непрочными, несмотря на поддержку жречества.
Сын Тефнехта Бекенренеф (древние греки его звали Бокхорис) царствовал в Мемфисе 6 лет (XXIV династия) при признании мемфисскими жрецами. По греко-римским преданиям, Тефнехт и Бокхорис покровительствовали народу: первый предпочитал простоту походного быта ненавистной народу придворной пышности и опирался на простых горожан, а «мудрый Бокхорис» боролся с долговым рабством. Эфиопский фараон Шабака захватил и сжег заживо Бокхориса. В VII–VI в.в. до н. э. Египет (XXV–XXVI династии) осваивает железные орудия. Все больше нищают свободные граждане. При XXVI династии заключается много сделок на самопродажу в рабы попавших в бедственное положение бедняков. Такой бедняк отказывался «на веки вечные» от свободы и за себя, и за своих детей. Были сделки и по продаже себя в «сыновья» за серебро. Продавшиеся в «сыновья» становились даровыми работниками у «отца», а их дети – у детей «отца». Жреческие должности с их доходами хлебом, мясом, зеленью, вином, пивом, полотном и т. п. продаются владельцами за серебро, предлагаются в виде взятки вельможам. Храмы сдают землю в аренду. Жречество усиливается. В конце XXVI династии у тинского номарха были отняты доходы от переправы через реку и переданы храму.
В 671 г. до н. э. при XXV династии Египта ассирийский царь Асархаддон захватил Мемфис. В 667 г. до н. э. его преемник Ашшурбанапал вновь принудил вознамерившихся вернуться эфиопов бежать на юг. Простой люд выступал против ассирийского ига. Видимо по этой причине некоторые северные владетели, в том числе царь Саиса – Нехао, пошли на переговоры с южным преемником Шабаки Тахаркой. Ассирийцы перехватили гонцов, учинили страшную резню в северных городах, выставляя трупы простых людей на шестах, развешивая содранную с них кожу на стенах. При этом Ашшурбанапал не только не казнил доставленного ему в кандалах Нехао, но и одарил его дорогими одеждами и золотыми украшениями, возвратил ему царство Саис, а его сына посадил правителем одного из нижнеегипетских городов. В 664 г. до н. э. преемник Тахарки – Тануатамон (Тальтамон) отнял Мемфис у ассирийцев, жречество встретило его с восторгом. Вернувшиеся ассирийцы захватили и разграбили Фивы, многих мужчин и женщин угнали в рабство. Вскоре в разоренном городе эфиопское правление восстановилось, но уже никогда былое значение Фив не вернется.
Вероятный сын саисского владетеля Нехао – воцарившийся в 663 г. до н. э. Псамметих I (основатель XXVI династии) с помощью ионийских и карийских воинов из Малой Азии (по древнегреческим источникам) или лидийских воинов (по ассирийским утверждениям) каким-то образом в 655 г. до н. э. стал хозяином Фив и объединил Египет, но оставался северным фараоном, опиравшимся на северное жречество и греческих воинов. Фактически на севере к власти пришла новая храмовая знать, держащая в своих руках денежное обращение, заинтересованная в расширении торговли в объединенном Египте. Это было время упадка Ассирии, но установивший с ней хорошие отношения Египет не мог ей помочь в ее борьбе с Вавилоном, сам был вынужден откупаться дарами от скифов. Но при последней схватке Ассирии с Вавилоном Египет прислал войско на помощь Ассирии. Когда в 609 г. до н. э. сын Нехао – Псамметих I вступил на престол, Ассирия уже почти прекратила свое существование. Египет решил пойти к Евфрату прибрать к рукам наследство Ассирии, но у Мегиддо дорогу его войску безуспешно попыталось преградить войско иудейского царя Иосии. Иосия был смертельно ранен и иудеи возвели на престол его сына Иоахаза, но через три месяца фараон низложил его и поставил царем его брата Иоакима. Иудея должна была платить тяжелую дань серебром и золотом. Три года фараон властвовал над Сирией и Палестиной, но в 605 г. до н. э. вавилонское войско царевича Навуходоносора, вероятно, при содействии мидян, разбило войско египтян при Каркемише. Сирия с Палестиной снова были потеряны для Египта. Сын Нехао Псамметих II (593–588 г.г. до н. э.) побывал в Сирии и Палестине (590 г. до н. э.), а также посылал войско в Эфиопию, но попытки восстановить господство над Северной Эфиопией терпят неудачу. При его сыне Априи (588–566 г.г. до н. э.) Египет поддержал Иудею в борьбе с Вавилонским царством. Появившись под Иерусалимом, египтяне принудили вавилонян временно снять его осаду, но затем были разбиты (586 г. до н. э.) и ушли восвояси, потеряв и Финикию. Другое поражение от сильного греческого государства Кирена, выросшего на африканском берегу Средиземного моря, стоило фараону престола. В войсках вспыхнул мятеж и царем был провозглашен сановник Амасис (Яхмес II, 569–525 г.г. до н. э.). Априй при помощи наемников продержался в Северном Египте еще 3 года, пока не погиб. Яхмес II также благоволил греческим наемникам и храмовому жречеству. При нем наблюдается временное усиление Египта. Кипр был превращен в данника Египта. В 547 г. до н. э. между Египтом, Лидией и Вавилонией заключен союз против Персии, но уже в следующем году персы завоевывают Лидию. Сын Яхмеса II – Псамметих III царствовал всего 6 месяцев. Разъедаемый внутренними противоречиями при всевластии жречества фараоновский Египет пал под ударами персов в 525 г. до н. э. Немалую роль в победе персов играла измена египетской знати и жречества. В стране появились персидские гарнизоны и фараоны-персы, при которых заметно выросло денежное обращение. Египет платил в персидскую казну сотни и сотни талантов в счет государственного налога. В ходу были серебряные монеты. В V в. до н. э. персидские деньги в Египте перевешивали на весах. Ок. 360 г. до н. э., в период восстановления независимости Египта, фараон Тах, которому приходилось оплачивать многочисленных наемников, выпускал деньги по афинскому образцу с добавлением своего имени. При Дарии I в Египте восстановили высшее ученое учреждение Египта – «дом жизни». В V–IV в.в. до н. э. греки, в том числе философ Платон и математик-астроном Евдокс ездили в Египет учиться. Особенно прославился ученостью город Гелиополь. Но наукой занимались лишь в тесном кругу знатных избранников. По-прежнему в области идеологии господствовали религия и жречество. В это время наиболее почитаются бог загробного мира Осирис и его жена Исида. Храмовые прорицания оракулов занимают видное место в повседневном быту. Древнее почитание священных животных достигает невероятных масштабов. Почитали уже не одних избранных животных – живых воплощений божества, но и всех представителей того или иного вида. Египет все более покрывался кладбищами кошек, собак, соколов, ибисов, крокодилов.