13) Смерть от туберкулеза, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
Убитый на пути Аллаха умирает смертью шахида, умершая во время родов умирает смертью шахида, умерший от ожогов умирает смертью шахида, утонувший умирает смертью шахида, умерший от туберкулеза умирает смертью шахида, и умерший от болезни живота умирает смертью шахида.66
14) Гибель во время защиты своего имущества от рук того, кто хотел захватить его силой. Относительно этого приводится ряд хадисов, среди них:
Тот, кто был убит за свое имущество (в другой версии: Тот, кто сражался с посягающим на его имущество не по праву и был убит), становится шахидом.67
15), 16) Гибель во время защиты своей религии и жизни, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
Тот, кто был убит за свое имущество, становится шахидом; тот, кто был убит за свою религию, становится шахидом; и тот, кто был убит, защищая свою жизнь, становится шахидом».68
17) Смерть на пути Аллаха во время несения дозора на границе. На эту тему приводится два хадиса, в одном из которых говорится:
День и ночь несения дозора на границе лучше поста и ночных молитв в течение месяца. Если же человек умрет в это время, дела, которые он обычно совершал, продолжатся, и он будет получать свой удел (в Раю), и убережется от двух допрашивающих ангелов.69
18) Смерть во время совершения благодеяния, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
Тот, кто сказал: «Нет божества, кроме Аллаха», стремясь к Лику Аллаха, и эти слова стали его последними словами, войдет в Рай. Тот, кто постился в какой-то день, стремясь к Лику Аллаха, и этот день стал последним в его жизни, войдет в Рай. Тот, кто дал милостыню, стремясь к Лику Аллаха, и это стало последним делом в его жизни, войдет в Рай.70
19) Гибель от рук несправедливого правителя, которому убитый делал наставление, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
Господином шахидов являются Хамза ибн Абдульмутталиб и тот человек, который встал перед несправедливым правителем, приказывая ему одобряемое и запрещая порицаемое, а тот убил его.
Этот хадис приводят аль-Хаким, назвавший его достоверным, и аль-Хатыб.71
9
Восхваление людьми умершего
26. Если умершего станут поминать благом не менее двух праведных мусульман из числа его соседей, которые знали его, то для него станет обязательным Рай. На эту тему приводится ряд хадисов:
1) От Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал:
Однажды мимо Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) прошла похоронная процессия, и люди стали поминать умершего благом [люди стали говорить вслед ему благое]. [Они сказали: «Насколько нам известно, он любил Аллаха и Его посланника]. Тогда пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Это стало обязательным, это стало обязательным, это стало обязательным».
Затем прошла еще одна процессия, и люди стали отзываться об умершем плохо [люди стали говорить вслед ему плохое]. [Они сказали: «Какой это был плохой человек по отношению к религии Аллаха!»] Тогда пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Это стало обязательным, это стало обязательным, это стало обязательным». Умар спросил: «Да станут за тебя выкупом мои отец и мать! Мимо нас пронесли умершего, которого стали восхвалять, и ты сказал: „Это стало обязательным, это стало обязательным, это стало обязательным“. Затем пронесли еще одного умершего, которого стали ругать, и ты опять сказал: „Это стало обязательным, это стало обязательным, это стало обязательным“?» Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Для того, кого вы восхваляли, стал обязательным Рай, а для того, кого вы ругали, стал обязательным огонь. [Ангелы являются свидетелями Аллаха на небе, а] вы являетесь свидетелями Аллаха на земле. (В другой версии: верующие являются свидетелями Аллаха на земле). [Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые заставляют людей говорить хорошее или плохое о человеке].72
2) От Абу аль-Асвада ад-Дайли, который сказал:
Я прибыл в Медину, когда там началась болезнь, и люди стали быстро умирать. Я сидел рядом с Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, и мимо нас пронесли умершего, которого люди стали восхвалять. Умар сказал: «Это стало обязательным». Я спросил: «Что стало обязательным, о повелитель правоверных?» Он ответил: «Я сказал так, как говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), а он говорил:
«Аллах введет в Рай любого мусульманина, о благочестии которого будут свидетельствовать четверо других мусульман». Мы спросили его: «А если их будет трое?» Он ответил: «И трое». Мы спросили: «А если двое?» Он ответил: «И двое». И мы не стали спрашивать, что будет если найдется только один свидетель»».73
3) Если какой-нибудь мусульманин умрет, и четверо его близких соседей засвидетельствуют, что знали о нем только благое, то Аллах, благословен Он и возвышен, скажет: «Вы сказали свое слово (или: Вы сказали о том, чему были свидетелями), а Я прощу ему то, чего вы не знали».74
Знайте, что три этих хадиса указывают на то, что подобное свидетельство относится не только исключительно к сподвижникам, но и ко всем верующим после них, которые следовали их пути в вере, знании и искренности. Об этом категорично высказался хафиз Ибн Хаджар в «аль-Фатх», и кто желает получить дополнительные разъяснения, может обратиться к его словам.
Затем очевидно то, что на вывод из третьего хадиса о необходимости четверых свидетелей распространяется вывод из предшествующего ему хадиса Умара о том, что достаточно двоих свидетелей. Это является основой в этом вопросе.
А что касается таких слов некоторых людей после погребального намаза, как: «Что вы засвидетельствуете о нем? Свидетельствуйте о нем благое!», а затем они заставляют людей говорить, что умерший был праведником или благим и тому подобное, то это не имеет никакого отношения к тому, о чем говорится в хадисе. Более того, это является отвратительным нововведением потому, что праведные предшественники не совершали подобного, а также потому, что большинство из тех, кто в этом случае свидетельствует, вообще не знали умершего, а некоторые даже свидетельствуют вопреки тому, что они знают о нем. Они просто исполняют желание того, кто попросил их засвидетельствовать в отношении умершего благое, считая, что в этом будет благо для него. При этом они не знают, что пользу принесет только такое свидетельство в отношении умершего, которое соответствует действительности, как на это указывают слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в первом хадисе: «Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые заставляют людей говорить хорошее или плохое о человеке».
Смерть во время затмения
27. Если чья-то смерть совпадет с солнечным или лунным затмением, то это ничего не значит. Убеждение в том, что подобное указывает на величие умершего, относится к суевериям времен доисламского невежества, которые посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал ложными в день смерти его сына Ибрахима, мир ему. В тот день произошло солнечное знамение, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к людям с проповедью. Он восхвалил и восславил Аллаха, а затем сказал:
А затем. О люди, поистине, те, кто жил во времена доисламского невежества, говорили, что затмение солнца и луны происходит только в случае смерти великого человека. На самом деле солнце и луна – это знамения из числа знамений Аллаха. Их затмение не происходит по случаю чьей-то смерти или чьей-то жизни, однако Аллах устрашает этим Своих рабов. Если вы увидите что-нибудь из этого, то спешите поминать Аллаха, взывать к Нему с мольбой и просить у Него прощения, а также давайте милостыню, освобождайте рабов и совершайте намаз в мечетях, пока затмение не кончится.
10
Омовение умершего
28. Когда человек умрет, группе людей следует как можно быстрее омыть его. Что касается необходимости делать это как можно быстрее, то доказательство на это было приведено в третьем разделе (вопрос 17 пункт «д»). А что касается обязательности омовения, то оно извлекается из приказа Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о котором говорится во многих хадисах:
1) Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о человеке, который, будучи в состоянии ихрама, упал со своей верблюдицы и сломал себе шею:
«Омойте его водой с ююбой…» В полном виде этот хадис был приведен в вопросе 17 пункт «г».
2) Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в отношении своей дочери Зейнаб, да будет доволен ей Аллах:
Омойте ее три, пять, семь или большее количество раз…
В полном виде этот хадис будет приведен в следующем вопросе.
29. Во время омовения следует соблюдать следующие условия:
1) Омывать тело три или более раз на усмотрение омывающих.
2) Количество омовений должно быть нечетным.
3) Использовать ююбу или то, что заменяет ее для очищения, подобно соде или мылу.
4) Добавить во время последнего омовения благовония, предпочтительно камфару.
5) Распустить косы у женщины и хорошо вымыть их.
6) Расчесать волосы.
7) Заплести волосы женщины в три косы и отбросить их назад.
8) Начинать омовение с правой стороны и тех частей тела, которые моют во время малого омовения.
9) Умершего мужского пола должны омывать мужчины, а умершую женского пола – женщины, за исключением случаев, которые будут разъяснены далее.
Доказательством на эти условия служит хадис, переданный Умм «Атыййей, да будет доволен ей Аллах. Она сказала:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) зашел к нам в то время, как мы омывали его дочь [Зейнаб], и сказал:
«Омойте ее три, пять, [семь] или большее количество раз, если посчитаете нужным». [Я спросила: «Нечетное количество?» и он ответил:
«Да], а когда будете делать это в последний раз, используйте камфару (или: немного камфары), а когда закончите, то сообщите мне». Закончив омывать ее тело, мы сообщили ему об этом, и он дал нам свой изар и сказал: «Заверните ее в это, [имея в виду свой изар]». [Умм Атыййа сказала: «Мы расчесали ее волосы в три ряда, (в одной из версий говорится, что они распустили волосы, а потом помыли их) заплели их в три косы – две по бокам и одну посередине и отбросили их назад»]. [Также она сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам: «Начинайте омывать тело с правой стороны и с тех частей, которые моют во время малого омовения»].75
10) Мыть умершего тряпкой или чем-то подобным под покрывалом, скрывающим его тело после того, как с него снимут всю одежду. Так поступали и во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как это понимается из хадиса, переданного Аишей, да будет доволен ей Аллах:
Когда люди собрались омыть тело Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), они сказали: «Клянемся Аллахом, мы не знаем, следует ли нам снять с посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) одежду, как мы обычно поступаем с нашими умершими, или же нам омывать его прямо в одежде?» И когда они разошлись во мнениях, Аллах наслал на них сон, так что не осталось никого, чей подбородок не уткнулся бы в грудь, а потом кто-то с другой стороны дома сказал им – при этом они не знали, кто это говорит, – чтобы они омывали тело Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), не снимая одежды. И они пошли к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и омыли его тело прямо в рубахе: поливая водой поверх ткани растирали тело через рубаху, не прикасаясь к нему руками.
И если бы я могла повернуть время вспять, я постаралась бы сделать так, чтобы его тело омывали только его жены.76
11) Целью прикрытия тела и использования при омовении тряпки является избежание необходимости смотреть на срамные места умершего и прикасаться к ним. Срамными местами мужчины, согласно правильному мнению, является все, что между пупком и коленями, в соответствии со словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
То, что между пупком и коленями, является срамными местами.
И с его словами:
Бедро относится к срамным местам.77
А что касается срамных мест женщины по отношению к другой женщине (мусульманке), то ими является все тело, кроме мест для украшений: головы, ушей, шеи и верхней части груди – это места для ожерелий; предплечья и некоторой части руки выше локтя – это место для браслетов; ступни и нижней части голени – это место для ножных браслетов. Что касается всех остальных мест, то они являются срамными, и не дозволено другой женщине (как и близким родственникам-мужчинам), смотреть на них, и выставлять их напоказ, что явно следует из слов Всевышнего:
«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своих украшений никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин…»78
12) Исключением из пункта 4) является умерший в состоянии ихрама. Его нельзя умащать благовониями, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из приводимого недавно хадиса:
«…не умащайте его благовониями… поистине, в День воскресения он будет воскрешен, произносящим тальбийу».79
13) Также исключением из пункта 9) являются супруги. Каждому из них разрешается участвовать в омовении своего супруга или супруги, потому что нет доказательства на запрет этого, а основой в этом вопросе является дозволенность. К тому же это утверждение подкрепляется двумя хадисами:
Первый из них – это слова Аиши, да будет доволен ей Аллах, из приведенного ранее хадиса:
И если бы я могла повернуть время вспять, я постаралась бы сделать так, чтобы его тело омывали только его жены.
Второй из них также передается от нее. Она сказала:
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся ко мне после участия в похоронах на кладбище аль-Баки», а у меня болела голова. Я произнесла: «Как болит голова!», а он сказал:
«А как у меня болит! Нет ничего плохого в том, что ты умрешь раньше меня. Если это случится, то я омою тебя, заверну в саван, а затем прочитаю над тобой намаз и похороню тебя».80
14) Омывать покойного должны те, кто лучше знает, как совершать омовение по сунне, особенно если это члены семьи умершего и его близкие родственники, потому что те, кто омывал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), были именно такими. Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я омывал тело посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и стал высматривать на нем признаки смерти, но ничего не увидел. Он (да благословит его Аллах и приветствует) был прекрасен как при жизни, так и после смерти.81
30. Тому, кто участвует в омовении умершего, полагается великая награда при соблюдении двух условий:
1) Он покроет его и не будет рассказывать о том дурном, что он увидит, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
Кто будет омывать мусульманина и сохранит его тайну, того Аллах простит сорок раз. Кто выкопает для него могилу и похоронит его, тому будет назначена награда подобно той награде, которою он мог бы получить, если предоставит мусульманину жилище вплоть до Судного дня. А кто завернет его в саван, того Аллах оденет в Судный день в шелк и парчу из Рая.
2) Он будет стремиться при этом лишь к Лику Аллаха, не желая ни воздаяния, ни благодарности, ни чего-либо иного из мирских благ. Ведь в Шариате установлено, что Аллах, благословен Он и возвышен, принимает только такое поклонение, которое совершается искренне ради Его Благородного Лика. В Коране и Сунне содержится очень большое количество доказательств на это. Я ограничусь приведением двух из них:
Первое – слова Аллаха, благословен Он и возвышен:
«Скажи: „Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом“»82 – то есть пусть стремится посредством них лишь к Лику Всевышнего Аллаха.
Второе – слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести. Так, совершивший переселение к Аллаху и Его посланнику, переселится к Аллаху и Его посланнику, а переселявшийся ради достижения чего-либо из мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся.83
31. Желательно тому, кто будет омывать умершего, самому затем совершить полное омовение, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
Тот, кто будет омывать умершего, пусть совершит большое омовение, а тот, кто будет нести его, пусть совершит малое омовение.84
Из очевидного смысла хадиса следует, что это является обязательным, однако мы не говорим этого по причине двух хадисов:
1) Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
Если вы омывали умершего, то вам не нужно совершать полного омовения, ведь ваши умершие не являются скверной. Достаточно вам просто помыть руки.85
2) Слова Ибн Умара, да будет доволен им Аллах:
Мы омывали умершего, и среди нас были те, кто совершил потом большое омовение, и те, кто не совершал.86
32. Не узаконено Шариатом омывать шахида, павшего в бою, даже если будет известно, что он находился в состоянии большого осквернения. Относительно этого приводится ряд хадисов:
1) Передается, что Джабир сказал: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Похороните их, не смывая с них кровь» – то есть тех, кто погиб в день сражения при Ухуде — и их не стали омывать. В одной из версий говорится: Он сказал:
«Я являюсь свидетелем за них, заверните их, не смывая с них кровь. Поистине, кто бы ни получил рану [ради Аллаха], он непременно придет в Судный день, а его рана будет кровоточить. Ее цвет будет цветом крови, а запах – запахом мускуса». В одной из версии сказано: «Не омывайте их, поистине, каждая рана будет благоухать мускусом в Судный день, и по ним не совершается намаз».87
2) Передается от Абу Барзы, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был в военном походе, и Аллах даровал ему победу. Он спросил своих сподвижников:
«Потеряли вы кого-нибудь?» Они сказали: «Да, того-то, того-то и того-то». Затем он спросил:
«Потеряли вы кого-нибудь?», и они ответили: «Нет». Он сказал: «А я потерял Джулейбиба, поищите его». Его стали искать среди убитых и нашли возле семерых врагов, которых он убил, после чего сам был убит! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел, встал возле него и сказал:
«Он убил семерых, а потом сам был убит! Он от меня, а я от него, он от меня, а я от него» [он произнес это дважды или трижды]. [Затем Пророк сказал: «Он убил их вот так, своими руками» и поднял обе руки]. Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поднял его тело и держал на своих руках, и не было у него иного ложа, кроме рук Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ему вырыли могилу, и он положил его тело в нее. И Абу Барза ничего не сказал о том, что его омывали.88
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Сура Аль-Имран (3:102).
2
Сура ан-Ниса (4:1).
3
Сура аль-Ахзаб (33:70—71).
4
Сура аль-Мульк (67:1—2).
5
Сура аль-Анбия (21:35).
6
Достоверный хадис. Я разобрал его иснад в толковании книги «Фикх ас-сира» аль-Газали (стр. 478, 4-е издание) и в «аль-Ахадис ас-сахиха» (№438), и поэтому привел его в своей книге «Сахих аль-Джами ас-сагир ва зиядатух».
7
См. «аль-Ахадис ас-сахиха» (1732). Далее этот хадис будет приведен в полном виде.
8
Ибн аль-Кайим, да смилуется над ним Аллах, говорит в Первом разделе похорон в «Заду аль-маад» (1/197): Это положение и объединение между двумя этими состояниями (т.е. плачем и довольством) оказалось недостижимым для одного из арифов* (!), и в тот день, когда умер его ребенок, он начал смеяться! Люди спросили его: «Ты смеешься в таком положении?!», а он ответил: «Всевышний Аллах вынес Свое решение, и я желаю проявить довольство Его решением». Это вызвало недоумение у группы обладателей знания, и они сказали: «Как мог посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) плакать в тот день, когда умер его сын Ибрахим, а он был наиболее проявляющим довольство Аллахом из всех людей, а довольство этого арифа достигло такой степени, что он смеется?!» Я слышал, как шейх-уль-Ислам Ибн Теймия говорил: «Руководство нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) более совершенно, чем руководство этого арифа. Он совершал поклонение в его истинном виде, и его сердце вмещало в себя и довольство Аллахом, и милосердие к ребенку, и нежные чувства к нему. Он восхвалял Аллаха и был доволен Его решением, а плакал из милосердия и сострадания. Сострадание послужило причиной его слез, а покорность Аллаху и любовь к Нему – причиной его довольства и восхваления. Сердце же этого арифа оказалось неспособным объединить два этих состояния, и его душа не была столь широкой, чтобы вместить их в себя и поступать в соответствии с ними. Покорность перед Аллахом в виде проявления довольства отвлекла его от покорности в виде проявления милосердия и сострадания». * Ариф – т.н. «знаток духовного пути» в суфийской терминологии (примечание переводчика).
9
Сура Худ (11:118—119).
10
Сура аль-Фуркан (25:27).
11
Оба хадиса приводят Муслим, аль-Бейхаки и Ахмад.
12
Этот хадис приводит ат-Тирмизи с хорошим иснадом, Ибн Маджа, Абдуллах ибн Ахмад в «Заваиду аз-зухд» (стр.24—25), Ибн Абу ад-Дунья, как сообщается в «ат-Таргиб» (4/141). См. «аль-Мишкат» (1612).
13
Аль-Бухари, Муслим и аль-Бейхаки (3/377) от Анаса.
14
Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и другие.
15
Сура аль-Бакара (2:180).
16
Ахмад (1574), аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Текст хадиса принадлежит версии Ахмада, добавки в квадратных скобках – версии Муслима.
17
Ахмад (2029 и 2076), аль-Бухари, Муслим, аль-Бейхаки (6/269) и другие.
18
То есть если станет известно, что свидетели мусульмане совершили грех в виде лжи и сокрытия того, чему они были свидетелями, или в виде вероломства и сокрытия части того, что им было даровано на хранение, то тот, кому поручено выяснить истину, должен передать право свидетельствования наследникам, чтобы место свидетелей, уличенных в грехе, заняли двое мужчин из числа близких родственников умершего, которые стали жертвой совершенного греха и вероломства. Полное рассмотрение этого вопроса см. в «Тафсир аль-Манар» (7/222).