Книга Божественный лик Византии - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Михайлович Величко. Cтраница 17
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Божественный лик Византии
Божественный лик Византии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Божественный лик Византии

202

 См.: «Деяния Вселенских Соборов». Т. 4. С. 266, 267. См. также: Терновский Ф.А., Терновский С.А. Грековосточная церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312—842). Киев, 1883. С. 393.

203

Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела// История со времен царствования Иоанна Комнина. Кн. 3. Гл. 3. Рязань, 2003. С. 185—189.

204

Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Кн. 2. Гл. 3. Рязань, 2003. С. 57, 58.

205

Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. С. 584.

206

 «Св. Григорий Палама»// Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 11—14.

207

Скабаланович Н.А. Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии// Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь от смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. В 2 т. Т. 2. СПб., 2004. С. 317, 318.

208

Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 427, 428.

209

Асмус Валентин, протоиерей. V Вселенский Собор//Журнал Московской Патриархии № 12, 2003. С. 46.

210

 «Деяния Вселенских Соборов». Т. 1. СПб., 1996. С. 282—286.

211

Тьерри Аммадей. Ерисиархи V века: Несторий и Евтихий. Минск, 2006. С. 107, 108.

212

Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 581.

213

Иоанн (Митропольский), епископ Аксайский. История Вселенских Соборов. Киев, 2004. С. 447.

214

Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстрийский. Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 303.

215

 См. об этом: 1) Успенский Ф.И. История Византийской Империи. В 5 т. М., 2001. Т. 3. С. 221; 2) Лебедев А.П. История Константинопольских Соборов IX века. СПб., 2001. С. 266—268.

216

Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. С. 199.

217

Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 327.

218

Горчаков Михаил, протоиерей. Вселенские Соборы // Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. Т. 1. М., 1993. С. 385.

219

Дюшен Л. История древней Церкви. Т. 2. С. 102.

220

Цыпин Владислав, протоиерей. Вселенский Собор // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 566.

221

Павлов А.С. Курс церковного права. С. 204.

222

Покровский А.И. Соборы Древней Церкви с эпоху первых трех веков. Сергиев Посад, 1914. С. 95—134.

223

Карташев А.В. Вселенские Соборы. С. 51, 52. См. также: Иоанн, епископ Аксайский. История Вселенских Соборов. С. 37.

224

 См., напр.: Тьерри Амадей. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий. С. 79—82.

225

 «Деяния Вселенских Соборов». Т. 4. С. 342, 349, 350, 351, 354, 366.

226

 Там же. С. 395, 396.

227

Терновский Ф.А., Терновский С.А. Грековосточная Церковь в период Вселенских Соборов. Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312—842). С. 228, 229.

228

Петр Люилье, архиепископ. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М., 2005. С. 89, 90.

229

Гидулянов П.В. Из истории развития церковноправительственной власти. Восточные патриархи в период первых четырех Вселенских Соборов. Ярославль, 1908. С. 58, 59, 70.

230

Мышцын В.Н. Устройство христианской Церкви в первые два века. М., 2020. С. 78.

231

Солодовников В. Ранние соборы. Меровингская Галлия VI—VIII вв. М., 2004. С. 17, 18, 20.

232

 Там же. С. 31—39.

233

 «Вселенские Соборы». Издание СвятоУспенской Почаевской Лавры, б/г. С. 7, 8.

234

Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 5, 6.

235

Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 155, 156.

236

Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 360—361.

237

 «Речь Императора Константина святому Собору»// «ДВС». Т. 1. С. 39.

238

 «Грамота Императоров Феодосия и Валентиниана к епископу Александрийскому Кириллу»// Там же. С. 208.

239

Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 153, 154.

240

Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских соборов. Ярославль, 1884. С. 14, 15.

241

 Там же. С. 7.

242

Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. С. 5, 8, 66, 67.

243

Асмус Валентин, протоиерей. Церковные полномочия императоров в поздней Византии // Ежегодная богословская конференция Православного СвятоТихоновского богословского института. М., 2002.

244

Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. С. 65, 66, 103—107.

245

 «Речь Императора Константина святому собору»// «ДВС». Т. 1. С. 44.

246

 «Послание Императора Константина к Александрийской церкви против Ария»// Там же. С. 79.

247

Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 т. СПб., 2003. Т. 1. С. 139.

248

Суворов Н.С. Римское папство до разделения церквей // Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 29. Ярославль, 1882. С. 18.

249

 «ДВС». Т. 1. С. 391.

250

Михаил, иеромонах. Законодательство римовизантийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года). Казань, 1901. С. 127, 128.

251

 Там же. С. 55.

252

Коновалов А.В. О церковном праве и церковном суде // «Имперское возрождение». №1 (5). 2006. С. 45.

253

Соколов П. Церковноимущественное право в Грекоримской Империи. Опыт историкоюридического исследования. Новгород, 1896. С. 92—94.

254

Михаил (Семенов), иеромонах. Законодательство римовизантийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года). С. 9.

255

Прокошев П. Церковное судопроизводство в период Вселенских соборов (accusatio) и влияние на него римовизантийского процессуального права. Казань, 1900. С. 64—67.

256

Соколов И.И. Вселенские судьи в Византии // Соколов И.И. Соч. СПб., 2003. С. 227, 235, 236.

257

Михаил (Семенов), иеромонах. Законодательство римовизантийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года). С. 35—37.

258

Соколов П. Церковноимущественное право в Грекоримской Империи. Опыт историкоюридического исследования. С. 125, 137.

259

Михаил (Семенов), иеромонах. Законодательство римовизантийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года). С. 40—42.

260

Прокошев П. Церковное судопроизводство в период Вселенских соборов (accusatio) и влияние на него римовизантийского процессуального права. Казань, 1900. С. 52—56, 59, 61.

261

 Там же. С. 63.

262

 Там же. С. 93, 94.

263

Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстрийский. Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 268.

264

Скворцов И.М. Записки по церковному законоведению. Киев, 1861. С. 62.

265

 Цит. по: Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 95, 96.

266

Павлов А.С. Курс церковного права.С. 330.

267

Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 2006. С. 519—524.

268

 «Послание Императора Константина к Александрийской церкви против Ария»// «ДВС». Т. 1. С. 79.

269

Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. С. 320, 321.

270

 Там же. С. 324, С. 321.

271

Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. С. 320, 321, 329.

272

Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. В 2 вып. Вып. 1. М., 1874. С. 78.

273

 См.: Величко А.М. Нравственные основы права // Величко А.М. Нравственные и национальные основы права. СПб., 2002. С. 8—10.

274

Рансимен С. Великая Церковь в пленении. История Греческой Церкви от падения Константинополя в 1453 году до 1821 года. СПб., 2006. С. 20.

275

 Второй Ватиканский Собор. Конституции, декреты, декларации. Брюссель, 1992. С. 30.

276

Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. С. 198.

277

Асмус Валентин, протоиерей. Святитель Епифаний Кипрский // Журнал Московской Патриархии. № 5. 2003. С. 71.

278

 Цит. по: Юркович И. Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 2000. С. 48.

279

Джероза Либеро. Каноническое право. М., 1996. С. 343, 344.

280

Суворов Н.С. Курс церковного права. В 2 т. Т. 2. Ярославль, 1890. С. 39.

281

Суворов Н.С. Курс церковного права. В 2 т. Т. 1. Ярославль, 1889. С. 261, 262.

282

Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. М., 2006. С. 126.

283

 Второй Ватиканский Собор. Конституция. Декреты. Декларации. С. 26, 27.

284

Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. С. 123.

285

Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. С. 202.

286

Юркович И. Каноническое право о народе Божием и о браке. С. 208.

287

Юркович И. Каноническое право о народе Божием и о браке. С. 206, 207.

288

Огицкий Д.П. Первый Ватиканский собор (1869—1870) // Хрестоматия по сравнительному богословию. М., 2005. С. 316.

289

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. СПб., 2007. С. 15, 16.

290

Суворов Н.С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. По поводу книги профессора А.С. Павлова «Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославянского и древнерусского церковного права». Ярославль, 1893. С. 137.

291

 Там же. С. 138.

292

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 58—63.

293

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 140.

294

Суворов Н.С. Римское папство до разделения церквей //Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 29. Ярославль, 1882. С. 33.

295

Рожков Владимир, протоиерей. Очерки по истории Римокатолической церкви. М., 1998. С. 33.

296

Суворов Н.С. Римское папство до разделения церквей. С. 12.

297

Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 62.

298

Шафф Ф. История христианской Церкви. В 7 т. Т. 3. Никейское и посленикейское христианство (311—590 гг. по Р.Х.). СПб., 2007. С. 212.

299

 Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 292—319.

300

Тьерри Амадей. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий. Минск, 2006. С. 48.

301

 Деяния Вселенских Соборов. В 4 т. Т. 1. СПб., 1996. С. 293.

302

 Там же. С. 301.

303

Владимир (Гетте), архимандрит. Римское папство как основа раскола Церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной церковью. М., 2007. С. 58, 59, 73.

304

Болотов В.В. Притязания римского епископа на главенство в Церкви Вселенской: римский епископ как папа // Хрестоматия по сравнительному богословию. С. 201, 202.

305

 Послание Льва, епископа города Рима, к императору Феодосию, которым просит его, чтобы особенный собор был назначен в Италии и более ни в каком ином месте; потому что собор Эфесский составлен был вопреки канонам (и деяния его считаются незаконными и неправильно совершенными)»// «ДВС». В 4 т. Т. 2. СПб., 1996. С. 33

306

 «Послание папы Льва ко второму собору Эфесскому»// «ДВС». Т. 2. С. 27, 28.

307

 «Высочайшие послания, отправленные от государя нашего Валентиана и блаженной памяти Плакиды и достопочтимой императрицы Евдокии к священной памяти Феодосию, чтобы он повелел созвать собор в странах Италии»// Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 42.

308

 «Послание Галлы Плакиды к Пульхерии Августе, в котором осуждается второй Эфесский собор»// «ДВС». Т. 2. С. 44.

309

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 87, 88.

310

 Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 66.

311

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 101.

312

Гиббон Э. Закат и падение Священной Римской империи. В 7 т. Т. 5. М., 2008. С. 243.

313

 «ДВС». Т. 3. С. 159.

314

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 131.

315

 «Послание, отправленное от Святого Собора к святейшему папе Римской церкви Льву (о всех вообще деяниях)»// «ДВС». Т. 3. С. 168.

316

Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. 3. Никейское и посленикейское христианство (311—590 гг. по Р.Х.). С. 219, 222.

317

Рожков Владимир, протоиерей. Очерки по истории Римокатолической церкви. С. 34.

318

 Там же. С. 36.

319

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 137.

320

 Там же. С. 141, 142, 143.

321

Суворов Н.С. Курс церковного права. Т. 1. С. 93.

322

 «Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отошел от жизни»// «ДВС». В 4 т. Т. 4. СПб., 1996. С. 13.

323

Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М., 2007. С. 573, 574.

324

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 279.

325

Жанэ Поль. История государственной науки в связи с нравственной философией. СПб., 1876. Кн. 1. С. 241.

326

Чичерин Б.Н. История политических учений. В 5 т. Т. 1. М., 1869. С. 138.

327

Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 102, 103.

328

Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. Историкокритический обзор. Выпуск первый: папский догмат в процессе образования и развития до XIV в. Казань, 1882. С. 138—140.

329

 Там же. С. 101.

330

Жанэ Поль. История государственной науки в связи с нравственной философией. С. 250—251.

331

Суворов Н.С. Курс церковного права. Т. 1. С. 92.

332

 Там же. С. 93.

333

Рожков Владимир, протоиерей. Очерки по истории Римокатолической церкви. С. 77.

334

Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 6.

335

Суворов Н.С. Учебник церковного права. С. 56—59.

336

Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 110.

337

Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX века. СПб., 2001. С. 263—264.

338

Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. СПб., 1868. С. 134.

339

 Там же. С. 147, 148.

340

Воейков Н.Н. Церковь, Русь, и Рим. Минск, 2000. С. 403—411.

341

Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. С. 167, 168.

342

Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 197.

343

Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Рязань, 2003. Кн. 5. Гл. 9. С. 180.

344

Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. С. 138.

345

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 278.

346

Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. СПб., 2001. С. 32—42.

347

Фазоли Джина. Короли Италии. СПб., 2007. С. 144, 154.

348

Дилль Ш. История Византийской Империи. М., 1948. С. 80, 81.

349

Успенский Ф.И. История Византийской Империи. В 5 т. Т. 3. М., 2002. С. 392.

350

 Там же. С. 245, 384, 385.

351

Фазоли Джина. Короли Италии. С. 144.

352

Рожков Владимир, протоиерей. Очерки по истории Римокатолической церкви. С. 59.

353

Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. В 2 т. Т. 1. От апостольского века до разделения церквей. Пг., 1916. С. 673, 674.

354

 Там же. С. 683, 684.

355

Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб., 1901. С. 57.

356

Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 136.

357

Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 67—74.

358

Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 197—200.

359

 Там же. С. 76, 77.

360

Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. С. 77—82.

361

 Там же. С. 86—91.

362

Фазоли Джинна. Короли Италии. С. 65, 66.

363

Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. Т. 1. С. 897.

364

Фазоли Джинна. Короли Италии. С. 69.

365

 Там же. С. 70.

366

 Там же. С. 72, 73.

367

Огицкий Д.П. Сущность римского католицизма // Хрестоматия по сравнительному богословию. С. 262, 263.

368

 Там же. С. 266.

369

Фазоли Джинна. Короли Италии. С. 97.

370

Огицкий Д.П. Сущность римского католицизма. С. 269—270.

371

Лиутпранд, епископ Кремонский. Книга об Оттоне //Лиутпранд, епископ Кремонский. Антаподонис. Книга об Оттоне. Отчет о посольстве в Константинополь. М., 2006. С. 114.

372

Робертсон Дж.С. История христианской Церкви. Т. 1. С. 898.

373

Лиутпранд, епископ Кремонский. Книга об Оттоне. С. 122.

374

Огицкий Д.П. Сущность римского католицизма. С. 273—276.

375

Блок М. Короличудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998. С. 283.

376

Блок М. Короличудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998. С. 286.

377

 Там же. С. 301—304.

378

Бойцов М.А. Сидя на алтаре // Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти/ сб. ст. М., 2006. С. 193, 196, 199.

379

Блок М. Короличудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. С. 291.

380

Варьяш И.И. Священное право короля творить право// Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти/ сб. ст. С. 55.

381

Цатурова С.К. Священная миссия королясудии, ее вершители и их статус во Франции XIV—XV вв.// Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти/ сб. ст. С. 81.

382

Рансимен С. Сицилийская вечеря. История Средиземноморья в XIII веке. СПб., 2007. С. 36, 37.

383

Гергей Е. История папства. М., 1996. С. 154.

384

Рансимен С. Сицилийская вечеря. История Средиземноморья в XIII веке. С. 34.

385

Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. С. 148.

386

Функ Ф.К. История христианской Церкви от времен апостольских до наших дней. М., 1911. С. 382.

387

Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2006. С. 770, 771.

388

Лефевр Марсель, архиепископ. Они Его предали. От либерализма к отступничеству. СПб., 2007. С. 295.

389

Огицкий Д.П., Козлов Максим, священник. Православие и западное христианство. М., 1999. С. 72, 73.

390

Терновский С. Очерки из церковноисторической географии. Области восточных патриархов Православной Церкви до IX века. Казань, 1899. С. 118.

391

 Деяния Вселенских Соборов. В 4 т. Т. 3. СПб., 1996. С. 24, 25.

392

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. С. 67, 68.

393

Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстринский. Правила Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 256—258.

394

Никодим (Милаш), епископ ДалматинскоИстринский. Правила Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 258.