Конечно же, мама бежит к чете Асанагичей выяснять, что случилось и оказать помощь. Братишка истекает кровью, но все части головы на месте. Кровотечение остановили, раны обработали, наложили бинтовую повязку и начали допрос с пристрастием, что же произошло.
Надо сказать, что Ясмин никогда не умел обманывать. У него всегда было написано на лбу, как минимум, кто виноват в случившемся. В этот день на лбу, кроме бинта, были большие буквы «я сам виноват».
Как оказалось позже, из допроса потерпевшего, брат игрался с дудкой, купленной накануне в зоопарке, когда в его бесстрашную голову пришел коварный план «расшевелить Чарли». Недолго думая, Ясмин взял дудку, засунул в ухо бедной спящей собаке и от души дунул. Естественно, прибывая в полном шоке, пес умудрился максимально распахнуть пасть и вцепиться в самый ближайший к нему предмет, коим оказалась голова непоседы.
Вот так братишка проявил свое бесстрашие, а Чарли продемонстрировал предельные возможности собачьего организма, если быть точнее психики и челюстей.
Это был первый яркий пример, вторым являюсь я.
Приблизительно в том же возрасте, около четырех лет от роду, бесстрашие вылупилось и из меня.
В нашем первом загородном доме была интересная планировка второго этажа. Из-за скошенной крыши, образовалась большая комната и небольшое помещение, которое использовалось родителями как чердак, а мной, как домик.
На чердаке хранилась масса давно забытых и заброшенных вещей, капаться в них было так же интересно, как искать клад в древней пещере. Для «хомячка» найти старую потрепанную, доселе не виданную, игрушку было таким же счастьем, как пиратам найти сундук с сокровищами Аграбы!
Играя в своем домике, очередной раз, я почувствовала сильный запах горелой проводки. Не побоявшись последствий и желая решить проблему самостоятельно, я разыскала источник запаха, коим была розетка в комнате. Она сильно искрила и пластмасса вокруг уже успела оплавиться. Первая мысль в голове: « Чем потушить огонь? Конечно же водой».
Довольная собой я начала шествие на первый этаж. Передо мной стояла элементарная задача – раздобыть емкость с водой. Она была бы вполне выполнимой, если б на кухне не готовила обед или ужин мама, это не принципиально. Как заботливого родителя, ее заинтересовало, зачем мне понадобился полный чайник? На поступивший вопрос, вразумительного ответа не нашлось, кроме как «для игры»…
Вероятно у всех «хомячков» на лбу высвечивается полная информация о проделках, происшествиях и задумках, иначе как она могла заподозрить что-то неладное. Выдавать своих подозрений она не спешила, решила поступить умнее…
Раздобыв воду, я потопала наверх устранять причину возгорания, а мама отправилась за мной следом. Как профессиональный сыщик, она шла тихо, безмолвной тенью, преследуя меня по пятам. Увидев сложившуюся картину «ребенок – искрящаяся розетка – чайник с водой» в голове успела сложиться сцена «падения Наполеона».
Выяснив мои намерения и зная о последствиях, дело оставалось за малым – обезвредить! Учитывая рост, возраст и телосложение, в моем случае, тело вычитание, маме без особого труда, как опытному оперативнику, удалось выдернуть из моих рук «холодное оружие»… возможно, оно было теплым или даже горячим, не помню. После чего была прочтена долгая лекция о способах устранения огня в розетках.
Надеюсь двух примеров будет достаточно. Хотя, если честно, как бы мне не нравилось слово «глупость», оно больше подходит под описание бесстрашности, в этом возрасте.
А с другой стороны, не совершая глупости нельзя постигнуть мудрость. По крайней мере, братишка больше никогда не дул собакам в уши, а я не пыталась потушить розетку водой.
При обсуждении возможностей «хомячков» мы совсем позабыли об их главном достоинстве – трогательности. Это слово может иметь несколько смыслов: первый – душевность и умиление, второй – процесс прикосновения маленьких пальчиков ко всему движущемуся и бездвижному, живому и мертвому. А пальчики у «хомячков», надо сказать, постоянно в чем-то пачкающемся: краски, пластилин, варенье и прочее. Поэтому, трогательность, как процесс, можно назвать по-другому – заляпование.
Мы же поговорим о трогательности – трогательности.
Все глупости и шалости моментально забываются, как только малыш пытается совершить какой-либо серьезный поступок, например, утешить любимого человека. Открытое сердце и чистая душа делают «хомячков» невероятно трепетными и милыми существами.
Родители полжизни готовы отдать, только чтобы повторились те счастливые минуты, когда на глаза наворачиваются слезы умиления, от маленьких подвигов ребенка. Главное – что бы с этими минутами не вернулись все те бесшабашные поступки, ночной вой и капризы в магазинах у полки с игрушками.
Мне было лет шесть, в то время мы все еще жили в Орехово Борисово, в том чудесном районе, где я сама с радостью стала бы растить «хомячков».
Напомню, мой папа – птица залетная в виду специфики работы, поэтому довольно часто отсутствовал дома, небо манило его своей непокорностью, глубиной и ясностью, он был и есть летчик, удостоив меня высокого звания дочери летчика, которая ничего не боится и может покорить любую высоту. А мама, с появлением меня, стала прилежной домохозяйкой, пожертвовав своей карьерой на тот момент.
В очередную папину командировку, которая, по моим меркам, сильно затянулась, «хомячку» показалось будто мама сильно затосковала… Возможно, дело было вовсе не в отсутствии отца, у взрослых поводов для тоски много. Вообще все взрослые достаточно нудные и пессимистичные особы. Казалось бы, с годами нужно набираться ума и радоваться жизни. Вместо этого, мы «набираемся» по выходным.
В той истории я была уверена, что именно продолжительное отсутствие папы является основной причиной грустных глаз любимого мной человека и решила совершить благородный поступок.
Думаю: «Папа далеко, поэтому может отправить посылку маме. И письмо конечно!»
Нашла в квартире конверт, что-то накалякала на клочке бумаги и в качестве посылки вложила в конверт свои скромные сбережения.
Надо сказать, с самого детства во мне поселилась тяга к накоплению денег, поэтому в доме всегда была моя личная копилка.
Конверт с содержимым тщательнейшим образом заклеила и с радостным видом преподнесла опечаленной маме со словами: «Приходил почтальон, передал тебе посылку от папочки».
Я не знаю, что было у нее в душе в тот момент, но лицо выражало умиление и изрисованные обои в комнате, думаю, мне были прощены.
А как можно забыть о «секретиках»?! Это олицетворение светлых детских фантазий и мечтаний, когда маленький «хомячок» оставлял клад или даже послание в виде записочки, пуговички или любой другой безделушки, радующей глаз малыша.
«Секретик» выглядел следующим образом – выкапывалась не глубокая ямка, куда закладывался предмет передачи потомкам, сверху клалось стеклышко и присыпалось землей. Стекло позволяло контролировать сохранность клада, поэтому выбиралось с особой тщательностью. Затем проходило долгих пару… не подумайте, не лет, а всего лишь дней и тайник вскрывался.
Любопытство не позволяло прожить «секретику» дольше, если только не было потеряно место захоронения.
Интересно, что было в голове в момент вскрытия тайна… Что же, по мнению «Хомячка», должно было произойти с кладом за эти долгие два дня? Как жаль, что мы этого не помним.
Подводя итог жизненному этапу под названием «хомячки», как бы это ни звучало грубо, скажу так: чем тупее объект, тем больше его любят.
Глупые блондинки вызывают восторг у мужчин, дурацкие истории вызывают смех у публики, недалекие политики привлекают наибольшее внимание граждан и так далее. Детей любят все и им свойственно быть глупыми, «хомячки» набираются знаний, их путь только начинается.
Мы все обезьянки
Великий и могущественный Интернет выдает следующее определение, при запросе «Обезьяна» – «высокоорганизованное млекопитающее из отряда приматов».
Что мы знаем об этих удивительных животных?
Если вы не ветеринар или не дрессировщик в цирке, а также не житель Африки или Индии, смело можно ответить «ничего».
Я бы описала обезьяну следующим образом – хитрое, забавное, волосатое существо, любящее лазить по деревьям, живущее в стае с четко разграниченными обязанностями, жующее бананы. Первое и, пожалуй, единственное животное способное использовать элементарную человеческую утварь в своей увлекательной повседневной жизни. На первый взгляд добродушное, но в действительности агрессивное создание. Обезьяны абсолютно самостоятельны, любят подражать окружающим и ценят свободу.
Уверена, если провести опрос людей на улице, процентов восемьдесят респондентов ответят «Обезьяна – это предок человека». Безусловно, теория Дарвина имеет место быть, но в таком случае, свинья тоже предок человека. Объясню почему – ученые доказали, что генетически, свинья совпадает с нами на девяносто процентов. Она даже способна выносить человеческое дитя, на мой взгляд, гениально.
Я согласна принять следующую теорию: женщины пошли от обезьян, а мужчины от свиней. Иначе как можно объяснить любовь женщин к подражанию другим, на их взгляд, более успешным дамам. И как объяснить всю эту поросячью натуру мужиков: носки по всем углам квартиры, дохлая мышь в холодильнике, уютно лежащая на ворохе пустых пакетов и коробочек из-под продуктов.
Что же получается, много веков тому назад, сошлись обезьяна и хряк, в результате чего получился человек?
И все же, мне приятней думать, что мы произошли от Адама и Евы. Да и вообще, теория сотворения мира мне кажется куда более романтичной, нежели эволюция обезьяны в человека. Безусловно, это абсолютно не научный подход, здесь я вынуждена поставить свое любимое «НО», это моя субъективная точка зрения, которую навязывать кому-либо я не в праве, хоть и очень хочется.
А вот вам и объективная реальность – мы все были «обезьянками»!
«Хомячки» в нас росли, совершенствовались и мутировали в более разумное создание. Понимаю, представить себе этот процесс проблематично, поэтому остается лишь верить.
Вы можете представить себе, что приходите в зоопарк, подходите к клетке с хомяками, а там огромные грызуны корчат рожи, лазают по деревьям, стучат ложками по тазикам и бросаются друг в друга морковкой? Я с трудом, для меня хомяк остается милым пушистиком, не способным на эксперименты, активную жизнедеятельность и интерес к посторонним вещам, окружающим его домик. Если б и мы оставались всю жизнь «хомячками», не было бы придумано колесо, электричество, великий Интернет и многое другое.
Поэтому мы превращаемся в «обезьянок», точнее сказать, окружающая действительность нас в них превращает.
Мы идем в школу, где маленький «хомячок» не сможет выжить. Есть, конечно, исключения из правил, но они становятся объектом окружающих насмешек и издевательств… звучит печально.
Когда я шла в первый класс, точнее мама вела меня в первый класс, внутри каждая клеточка была напряжена, казалось, тысячи иголочек воткнули в тело и одну за другой продвигают все глубже и глубже. Но вот я уже около раздевалки, мама прощается со мной до вечера и уходит. Тут и пришло это ощущение – все, «хомячка» вытряхнули из домика в клетку к обезьянам.
Вокруг кутерьма, разноцветные хлопковые колготки, свисающие до колен. Мальчики похожи на девочек, девочки – на мальчиков, вокруг калейдоскоп маленьких цветастых фигурок, снующих между рядами вешалок. Учителя с обезумевшими глазами, как профессиональные рыбаки, вылавливают из моря детей тех, кто числится в их классе. Одним словом – дурдом, и выжить в нем может только более разумное существо.
Я не ходила в детский сад, поэтому ранее мне не доводилось испытывать подобных чувств. Хорошо было только одно, что среди сотен «обезьянок» было еще примерно тридцать таких же «хомячков», которых только что достали из норы. И вот мы все стоим, трясемся и зажимаемся, как только что побритая на лысо собака стесняется окружающих людей на улице.
За нами спускается учитель, и мы семеним в класс, который, некоторое время, будет играть роль новой норы. Но только до тех пор, пока не начнутся первые превращения в «обезьянок».
Когда все рассажены по местам, чувствуется немой вздох «фуф, мы в безопасности»! Он ощущается на энергетическом уровне и передается волной от «хомячка» к «хомячку», знаете, как будто кто-то бросил камушек в озеро, еле уловимые волны расползаются кругами, а потом наступает полная тишина и поверхность озера выравнивается. Так протекает первый волнительный день новоиспеченного школьника.
Но проходит пара недель, по очереди или стайками «хомячки» высовывают носики наружу, рассказывая более заторможенным сородичам новости с периферии, и вот спустя месяц стадо «хобезьян» носится по коридорам школы, пугая учителей дикими криками, мелкими драками и шалостями.
Немного подробнее о «хобезьянах». Как вы поняли это первые мутации хомяка в обезьяну. Появляются признаки подражательства, попытки доминирования над более слабыми особями стаи, появляется первая необходимость развивать знания и умения.
Уже через месяц по школьным коридорам бегают полноценные «обезьянки», к этому же моменту в классе сформированы несколько стай с четко разграниченными статусами и обязанностями. Наверное, у вас возникнет вопрос «почему несколько, а не одна большая и дружная стая»? Все просто, класс слишком велик, как правило, в нем выделяется несколько лидеров, которые обрастают окружением. Но любой класс все равно остается единым государством, так проще вести войны с соседями.
И так, сформировавшиеся стаи, в начале, выясняют отношения между собой, договариваются о ненападении друг на друга, а потом начинают третировать изгоев.
Изгои есть практически в любом классе, ими становятся либо затормозившиеся в мутации «хомячки», либо самые слабые «обезьянки». Такова «селяви», как говорится.
Определить изгоя очень просто: он, как правило, забит в угол и молчалив, мучается от вечного насморка, поэтому утирает сопли бабушкиным платочком, что бы они не растеклись по его новой книжке. Шуток изгой не понимает, сам шутить не приспособлен. При любых попытках диалога с окружающими, с диким воплем бежит к учителю:
– Марья Ивановна (мне кажется, именно так должны звать типичного педагога)!!!
– Что Егорушка?
– Вася меня обижает!
– Ах, какой негодяй этот Вася! А что он делает?
– Он принес паука и хочет посадить его мне на плечо!
К сожалению, учителя всячески поддерживают и оберегают школьных изгоев, не думая о том, что «Вася» всего лишь хочет немного расшевелить заторможенного соплеменника и познакомить его с маленьким паучком, которого поймал показать всей стае.
Потом «Егорушка» вырастет в маменькиного сыночка и перетечет по наследству жене-мамочке, которая будет продолжать подтирать малышу сопельки и отгонять всяких паучков и паучих от своего несметного сокровища.
Но не будем говорить о грустном.
Прожитый совместно год не только придает сил и уверенности молодым «обезьянкам», он учит их защищаться, нападать, применять хитрость, наблюдать за более развитыми особями и подражать им, находить общий язык с другими стаями и многому другому.
Во втором и третьем классах занятые позиции укрепляются. Этаж первоклашек изучен вдоль и поперек, поэтому хочется изучить новые просторы и впитывать знания от себе подобных, но более развитых особей. «Обезьянки» начинают нуждаться в применении полученных знаний, и тогда жизнь выбрасывает их в среднюю школу.
На этой стадии жизни круг общения больше не ограничивается сверстниками и одним гуру-учителем, к которому уже давно найден подход, и все манипуляции настолько отполированы, что осуществляются на механическом уровне.
Появляется целая пачка новых учителей, новых стай и государств, к которым необходимо найти подход. Коротко говоря, начинается новый этап совершенствования.
Если немного отойти от школьной жизни «обезьянок» и окунуться в домашнюю атмосферу, то можно сказать, изменения не такие яркие, привычки «хомячка» все еще промелькивают.
Новоиспеченные «обезьянки» пытаются вырваться на свободу, хотят принимать самостоятельные решения, однако при возникновении проблем резко превращаются в «хомячков» и прячутся в нору. С одной стороны, желание проявить самостоятельность переполняет «обезьянок», но с другой стороны, нести ответственность за свои поступки очень страшно, тем более рядом родители, которые всегда смогут решить любую проблему. В принципе, в тепличных условиях, переходный период «хомячка» в «обезьянку» осуществляется значительно дольше, чем в школе. Посудите сами, в классе, если не успеешь занять хорошую позицию, есть шанс стать изгоем. Это страшно, неприятно и обидно.
В семье же «хомячок» всегда остается любимчиком, поэтому и не возникает необходимости в быстрой мутации. Однако оставаться беспомощным, безвольным и безынтересным к окружающей действительности, тоже не вариант, есть вероятность затормозиться в развитии, потерять накопленные навыки и опять-таки занять более низкие позиции в школе. Поэтому вне школьных стен, новоиспеченным «обезьянкам» приходится без устали тренироваться и совершенствовать себя.
Родители тоже способствуют развитию собственного мнения, учат выражать желания и начинают спрашивать ребенка, что он предпочитает делать, есть и так далее. Начинается это с малого. Например: ты будешь на завтрак йогурт или яичницу?
Был у меня один такой диалог в момент становления личности. Мы ехали в воскресение с дачи домой дружной толпой. Разумеется, за городом взрослые жарили шашлыки и душевно пьянствовали. А теперь представьте картину, человек шесть семенят под мелким дождиком с электрички к нам в гости, что бы продолжить банкет. Все они очень громко смеются, что-то живо обсуждаю, договариваются о планах. Одна из теть начинает диалог:
– Катенька, мы сейчас придем домой, что ты будешь: чай, кофе, может быть какао?
– Какааааву…
– Оля, какое какао?! Нет у нас дома никакого какао! Чай ты будешь, Катя, чай!
Как было дано право выбора, так и было изъято, поэтому в процессе развития личности больше помогают друзья.
У любой «обезьянки» обязательно есть друзья во дворе, на даче или в различных секциях, в любом месте, где проходит свободное время ребенка. Такие места можно, по праву, называть площадками для тренировок.
Основными требованиями к площадке являются наличие как минимум еще одной «обезьянки», хороший инвентарь, например, зеленые насаждения, горка, качели и прочее, и относительная изолированность от окружающего мира.
Именно по этим критериям, первой, и самой значимой площадкой, является двор. Здесь «обезьянка» проводит больше всего свободного после школы времени.
Наверняка всем моим ровесникам хорошо помнятся времена тусовок во дворе дома со своими соседями. Как мы собирались стайками и играли в салки, прятки, лазали по деревьям, прыгали в резиночку. Иногда вели ролевые игры в семью или строили замки, преимущественно в снежное время года, и проводили бои снежками.
И, конечно же, вы помните, как мама звала кушать:
– Катя-а-а, пора домо-о-ой. Обедать!
– Ну, мам, еще пол часика!
– Никаких пол часика, быстро домой! Пообедаешь и выйдешь!
Как теперь это далеко.
Тогда в компаниях выстраивались точно такие же взаимоотношения, как и между «обезьянками» в классах. Так же был вожак, он же массовик затейник, был его помощник или заместитель на случай временного отсутствия, добытчик – обычно это ребенок, которому родители набивали карманы всякой всячиной, чтобы не проголодался, воины и изгой.
Причем совершенно не обязательно, что вожаком в дворовой компании был школьный вожак. На улице выстраиваются отношения заново, поэтому на роль главаря может претендовать даже школьный изгой.
Есть, правда, один закон – чем больше компания, тем сложнее завоевать в ней высокий пост, но тем продуктивней тренировка «обезьянки».
Мне не повезло с одной стороны, в нашем дворе было три калеки, «НО» все разнопёрые, от чего продуктивность встреч была высокой.
Не менее важно, что нам удавалось меняться ролями, поэтому каждый испытал себя как в роли вожака, так и в роли добытчика. Изгоев, правда, не было.
Добытчиком в стае, обычно, является самый упитанный ребенок, что логично. Если он в повседневной жизни любит пожрать, то и на прогулку с друзьями его без еды не отпустят. В нашей дворовой стае и добытчиком, и массовиком затейником была я. Мне нравилось с друзьями проводить пикники, по аналогии тусовок моих родителей, поэтому я выгребала из холодильника все самое вкусное и хорошо упакованное, запасалась ложками, вилками, салфетками. Иногда удавалось вытащить даже скатерть, на которой можно было красиво разложить награбленное.
Друзья с активным слюноотделением ожидали следующего пиршества, а почему мне стало понятно только позже.
В те далекие годы дефицита, достать что-то особенное было проблематично. Либо не было финансовой возможности, либо не было выходов на места продаж. А в моей мажорной семье было все и всегда. Даже ложки, которые я таскала из дома, были серебряными. В общем, окружив себя стаей нищебродов, я царствовала, как могла. Картина больше была похожа на сцену из мультфильма Маугли, где Каа собирает вокруг себя кучу обезьян:
– Бандерлоги, подойдите ближе…
– Каа…
– Ближе я сказал!
Только в моем случае был не «Каа», а Каатя.
Мама же ликовала, что ее ребенок, как бомж, ест на улице, но хоть не голодный ходит.
Не менее важной площадкой для тренировок является дача.
Родители свято верят, что детям необходим свежий воздух и смена обстановки. В этом я не могу не согласиться, тем более что на даче гораздо больше возможностей и мест для тренировок подрастающей «обезьянки». Именно за городом проходит большая часть каникул, туда, в хорошую погоду, едут на выходные и в праздники. А дачная компания всегда гораздо больше дворовой, поэтому в ней значительно сложнее занять высокий пост и удерживать его долгое время. Еще задача усложняется тем, что не все особи стаи ровесники. Есть постарше, есть и помладше, но это я забегаю вперед.
Любая дачная тусовка формируется долгие годы. В начале образуются пары, трио, квартеты, которые поначалу борются за территорию и новичков, а потом образуют ту самую большую многоступенчатую структуру с многообразным половозрастным составом.
Иногда бывает, что у одной «обезьянки» есть несколько дачных компаний, которые она чередует в своих тренировках. С одной проходят физические занятия, с другой – умственные, с третьей – опыты и так далее.
Лично мне, посчастливилось иметь две компании, которые со временем превратились в одну очень дружную.
В первой был исключительно мужской коллектив и я. Там я могла повышать свою физическую подготовку с помощью гонок на велосипедах, плавания, строительства шалашей, игры в футбол и многого другого. В этой компании я была самой младшей, но играла роль вожака или, что скорее всего, мне позволяли ее играть…
Во второй компании я проводила эксперименты, расширяла кругозор, развивала умственные и творческие способности. Нас было двое, и мы были ровесницы. Именно об этой тусовке хочу поговорить более подробно.
Посчастливилось мне как-то встретить девочку с амбарным замком в волосах… с этого началась наша долгая и счастливая дружба.
Сразу хочу внести маленькую оговорку, наша счастливая дружба началась еще в возрасте «хомячков», первая встреча состоялась, когда нам было по пять лет.
А теперь продолжим разговоры про «обезьянок».
С моей подружкой Ольгой мы пережили многое. Осваивали новые территории, дегустировали природные дары, пробовали себя в музыке, в общем экспериментировали.
Надо сказать, эксперименты бывают разные – полезные, бесполезные, опасные, безопасные и опыты, приводящие к открытиям.
Помню, была у нас одна история, в которой мы провели бесполезный и безопасный опыт, да и мирового открытия из него не вышло, только локальное, личное…
Нам было лет по восемь. Странно, но мы никогда не любили играть в кукол, гораздо интереснее было разыгрывать сценки или импровизировать на тему полюбившегося мультфильма, выстраивая отношения между героями так, как будет оптимально, на наш взгляд.
Мы играли и в героев из мультипликационного сериала «Маленькие пони», и в супер девчонок из мультика «Сейлор Мун», и в детей, попавших на необитаемый остров, переиграли кучу ролей! Но вот однажды, нам захотелось сыграть в ежиков… да-да, просто в обычных зверушек, ежиков. Такого мультфильма не существовало, поэтому мы были и режиссёрами, и постановщиками, и сценаристами, и актерами, и стилистами-визажистами. Последняя профессия была для нас роковой.