Как сейчас помню, на мне хлопковое платье-плёсе в мелкую розочку, а волосы собраны в косичку, длинной практически до пояса. Такая милая маленькая девочка, ангелочек с неангельскими мыслями…
В нашей паре, я всегда предлагала идею, иногда даже хорошую, а Ольга всегда с радостью меня поддерживала. Только сейчас я понимаю, как ей было тяжело со мной дружить. Ведь долг дружбы – всегда находиться рядом, а делать это с генератором безумных предложений сложно…
Идея с ежиками, на первый взгляд, кажется безобидной. Скорее всего, это так, если в игре не использовать костюмы, больше похожие на машину пыток.
Вообще, мне кажется порой, что мое призвание – членовредительство. Мало того, что я являюсь центром воронки безумия, так еще и умудряюсь затянуть в нее всех, кто мне близок и дорог. Причем, чем безумнее идея, тем более близкий человек должен принять в ней участие. То есть, если я вздумаю полететь в космос прыгать с парашютом, то с собой утащу маму.
Логика костюмов была проста, если ежик, то в иголках. С их добычей проблем не возникло, дойти до первых кустов репейника – всего делов.
Облачение в костюмы мы тоже превратили в игру – бой колючками. Набрали кто сколько мог, и начали кидаться друг в друга сухими приставучими семенами «анчара» средней полосы. После получасовой войнушки – положи нас рядом с ежом и различий не найдешь. Мое милое платье с розочками превратилось в один большой репей, волосы еще кое-где проглядывались, но уже с большим трудом. Ольга не сильно отличалась от меня, единственное – она была более низкорослым ежиком.
По идее, в таком виде, мы должны были пойти «тырить» яблоки на соседних участках и сидеть в своей норе за их поеданием с разговорами. Тут мое любимое, «но» не сложилось! Передвигаться в таком амплуа было невыносимо, все тело чесалось, платье кололось и мешалось. Нас можно было поставить друг к другу спинами, прижать покрепче и потом любоваться двумя сросшимися сестрами-близнецами, отлепиться было бы проблематично.
Какое-то время мы пытались побороть себя и начать двигаться в направлении соседских яблонь, но быстро плюнули на это дело и решили помочь друг дружке избавиться от приставучего растения.
Мне кажется, если бы дачники увидели два чудища медленно движущихся к их плодовым растениям, то сами стрясли все свои яблони, и принесли нам к ногам дары, только что бы мы не приближались ближе безопасного расстояния к их участку.
Как было весело лепить это на свою одежду, так же было грустно снимать с себя этих вомпиреношей, зверски присосавшихся к каждому сантиметру платья и волос. Тридцатью минутами тут не обошлось. Около часа мы мужественно боролись с репейником, ругая меня за ужасную идею, потом было обоюдно принято решение сдаться и взывать к помощи родителей.
Добираться до дома было не только трудно, но и стыдно… проходящие мимо люди округляли глаза и качали головами. Благо идти не далеко, был шанс избежать массового позора.
Уж и не знаю какими «лестными» словами о нас отзывались родители Ольги, моя же мама сочла нас полными психами, и долго ругала за внешний вид, это если не вдаваться в подробности.
Но есть и положительные стороны в нашей игре – это открытия, которые мы сделали. Например:
– что не только крапива сильно жалит и заставляет чесаться «обезьянку», как блохи шелудивого пса,
– что не все растения являются безобидными в больших дозах (по поводу других растений и их дозировках, расскажу позже),
– и что сильно филированная стрижка мне не идет, а напоминанием обо всем этом, до сих пор, служит мое платье в маленькую розочку, которое лежит на третьем этаже дачи и, по сей, день колется.
Ах да, еще оказалось, что на концах колючек репейника есть какой-то яд, который и вызывает раздражение и покраснение кожи, но это стало известно значительно позже, на уроках биологии в средней школе.
И так, летние каникулы прошли, мы закончили начальную школу, и возвращаемся за парты, но уже совсем другие.
Безусловно, никакого страха уже нет, а зря! Ведь впереди не меньше новых открытий, проверок на стойкость, новых завоеваний, а с ними и испытаний.
Теперь уроки ведет не один учитель, с которым ты наладил контакт, как с вредным домашним котом и знаешь о всех его недостатках и возможностях. Теперь их много… очень много и все они совершенно разные. Кто-то милый и добрый, кто-то хочет таким казаться, кто-то готов идти на уступки, кто-то принципиален до невыносимости, но всех их объединяет одно – желание вложить в твою пустую голову как можно больше нужных для тебя, на их взгляд, знаний.
И норы у тебя тоже нет, остались только временные перевалочные пункты, где можно схорониться минут на сорок пять, а потом следующее путешествие по коридорам вечности.
Но самое страшное, что может случиться – ветер перемен, который из попутного легкого бриза, может превратиться во встречный порывистый вихорь и унести все, что было нажито не посильным трудом – положение в стае, почет, уважение, репутацию и многое другое.
В средней школе может случиться все что угодно. Вожак может стать изгоем, а изгой вожаком. Одно неправильное высказывание, одна проявленная слабость, одна проглоченная обида и все, ты пропал. Ты кубарем скатился с самой высокой ступени в самое начало лестницы…
Во многих классах начинают происходить переформирования стай, образуя новые – по интересам. Стаи начинают распадаться на более маленькие сообщества. Теперь важнее качество, а не количество твоего окружения.
Войны с соседями на время прекращаются. Во-первых, соседей, как таковых, уже нет. Во-вторых, есть масса других, более полезных дел. Например, поиск оптимального подхода к вредной «училке» по алгебре и геометрии или просто освоение новой окружающей действительности.
Если не вдаваться в подробности, то первый год средней школы проходит довольно спокойно для окружающих глаз, но очень нервно для каждой конкретной «обезьянки». В головах одна мысль «Я совсем уже взрослый, как бы не выглядеть глупо…» Изгоям дается огромный шанс поправить свое положение в обществе, так как рамки постепенно сглаживаются, и прошло целое лето, следовательно, изменения в сознании и внешности на лицо.
На мой взгляд, в средней школе, изгоем может стать или остаться «обезьянка», которая не набралась смелости и не заявила о себе должным образом или просто поленилась это сделать, в крайнем случае, «обезьянка – одиночка». В этот период жизни статусы в стае не так явно выражены, поэтому изгой младших классов начинает теряться в толпе более подвижных и продвинутых сородичей.
Умные «обезьянки» сочиняют правильную легенду о своей личности, которая помогает занять интересное положение в стае.
Мальчики, как правило, рассказывают соплеменникам о своих свершениях на даче или отдыхе с родителями. Задираются на более слабых или просто более молодых сородичей. Девочки рассказывают о том, кто и как на нее посмотрел, кто ей особо восхищается. «НО» все врут, что бы создать свой превосходный образ.
К шестому классу все коридоры школы освоены, в каждом кабинете стоит метка на парте «Здесь был я», которая греет глаз ее производителя, с учителями вопрос решен, и подход практически найден, стайки сформированы и остается заняться своей личной жизнью. Вот тут и начинается «пора Пушкина».
В каждой «обезьянке» просыпается Александр Сергеевич, я не имею в виду внешние качества поэта, мы начинаем писать записочки друг другу. С этого момента активная жизнь класса протекает не только на переменах, но и во время урока.
Если б у учителей были глаза на затылке, они могли бы наблюдать настоящий салют из белых бумажек. Ведь как только рука поднесена к доске и выведена первая буква темы урока, за спиной ничего не подозревающего преподавателя создается эффект новогодней хлопушки с конфетти.
Мальчики пишут девочкам всякие глупости, например:
– Маша, зачем ты мне изменяешь с Петей? – пишет мальчик, не имеющий никаких отношений, кроме первых зачатков «флирта», с адресатом.
Девочки в ответ гадости:
– НАДО! – хотя никаких измен даже в мыслях не было, но разговор поддержать необходимо.
Начинается перебранка:
– А зачем это надо? Иди к своему Пете, ко мне можешь не подходить!
– Да почему же? Я не запрещаю тебе развлекаться с Настей! И не обижаюсь!
Далее подобная перебранка, как правило, заканчивается «тили-тили тесто, жених и невеста», как скажет первоклашка или «хобезьянка» в нашем случае.
При этом стоит учесть, что «измена» это очень громко сказано. Петя всего лишь дергает Машу за косу или говорит ей пару гадостей в течение дня, а девочка просто посмотрела в сторону другого кавалера.
Измена в этом возрасте очень размытое понятие… О чем можно говорить, если даже о поцелуях речь не заходит. Максимум прогулка за ручку или взаимный обмен колкостями.
Как только личная жизнь налажена, появляется необходимость наладить общественную жизнь в коллективе. Тут Пушкин засыпает и просыпается Маяковский:
«Ядостаюиз широких штаниндубликатомбесценного груза.Читайте,завидуйте,я —гражданинСоветского Союза.»По классу летают все те же записки, только уже с другим содержанием. Вариаций масса, это может быть обсуждение отдельной «обезьянки» или формирование коварного замысла против кого-то, мелкая перепалка или бессмысленный треп. Самой полезной информацией в этих записках может быть решение уравнения на контрольной работе класса.
По коридорам уже никто не носится, все чинно занимаются своими делами. К ним можно отнести, опять-таки, обсуждения кого-либо, скатывание домашнего задания, игру в фантики или сотки. Кто-то прогуливается по коридорам, кто-то стоит в очереди за бутербродом в столовой, кто-то просто смотрит в окно или наблюдает за учителями, кто-то флиртует, кто-то ругается, кто-то играет в футбол бутылкой из-под газировки, а кто-то играет в сокс.
Для тех, кто не знает что это, сокс – это старый ненужный носок, предпочтительно веселенькой расцветки, набитый либо рисом, либо гречкой. «Обезьянки» встают в круг и начинают, с помощью ног, перекидывать сей предмет друг другу.
Ах, эти школьные коридоры, натертые мастикой… паркет был так обильно намазан ей, что любая вещь, упавшая на пол, моментально становилась оранжевой. Так что, если дома нет носка веселой расцветки, можно просто почаще ронять сокс на пол.
Однако, периодически на пол роняли «обезьянок», преимущественно во время игр. Они были, как правило, грубыми и неприятными для главного участника, он же жертва. Лично мне помниться, как наши мальчики любили играть с девочками в «Ворону». Эта забава заключалась в том, что толпа парней окружала объект под названием «ворона», им была самая хрупкая, легкая и менее сопротивляющаяся девочка, хватали за руки и за ноги, один мальчик держал одну конечность, и подобно встряхиванию пледа начинали трусить бедную «ворону» с воплями «Лети, птичка, лети!» Со стороны выглядело очень страшно, каково быть этой птичкой могу только догадываться.
В данном возрасте достаточно много жестоких игр, «обезьянки» просто не задумываются о последствиях, о затронутых чувствах. Не знают границ и не могут контролировать свои эмоции и желания.
То, что кажется им веселым и безобидным, на самом деле страшные вещи.
Я не представляю, как мы умудрились выжить в те годы. Это сейчас вся молодежь, да и взрослые тоже, общаются, уткнувшись в свои телефоны и планшеты. Поднять и встряхнуть человека?! Что вы, на такое элементарно не хватит сил.
С каждым месяцем, интерес играть в коридорах, во время перемен, начинает пропадать. В теплое время года хочется выбежать на улицу, но этому препятствует строгий охранник, к которому еще предстоит найти особый подход для беспрепятственного выхода. В морозные дни начинаются мучения и страдания от скуки. Уже не так интересно играть в фантики и прочие, теперь уже кажущиеся детскими, игры. Максимум, чем можно занять время – списыванием «домашки» или обсуждением новой «страшненькой» кофточки соперницы.
Дни идут, скука возрастает. Тогда зверьки начинают искать новые приключения.
К девятому классу место тусовок перемещается из коридора в туалет.
Вообще, плавное перемещение «обезьянок» в уборную начинается уже с восьмого класса. Причина проста – там проводят перемены более взрослые особи. Они рассказывают о своих подвигах, разборках, делятся знаниями, ну и конечно, курят, что, по их мнению, делает их более взрослыми и крутыми.
Своими рассказами они заманивают более молодых и неопытных сородичей, которым потом, по наследству, должно перепасть это место и миссия – обучать себе подобных премудростям взрослой жизни.
Тусовки в туалете не только познавательны для молодых «обезьянок», они являются дополнительным приключением в школьной жизни. Ты стоишь, трясешься, как осиновый лист, напрягаешь слух и зрение, а сердце бешено колотиться от одной мысли, что сейчас зайдет злой учитель и всех разгонит, высказывая каждому свое недовольство или того хуже – отберет дневник, в котором потом появится замечание на заметку родителям.
Впрочем, для учителей это тоже своего рода забава. По большому счету, им все равно курит их ученик или нет, просто очень смешно наблюдать перепуганные и растерянные лица «обезьянок».
Хочу сразу успокоить родителей, во-первых, не все «обезьянки» проводят свое время в уборных покуривая и слушая истории старшеклассников. Есть и те, кто, не меняя места дислокации, продолжают гулять по коридорам, болтать ни о чем и играть в различные игры. Их, как правило, нарекают «батанами». Во-вторых, даже если ваше чадо проводит время в школьном туалете, это не значит, что оно там курит. И запах сигарет от куртки или свитера тоже не доказательство данному обстоятельству.
Поэтому, дорогие родители, не нужно превращаться в один большой нос при встрече своей «обезьянки» и обнюхивать чадо во всех доступных и недоступных местах.
И так, вернемся к теме.
Время неумолимо уносится все дальше и дальше, волоча за шкирку школьников. Появляются новые предметы, а вместе с ними и преподаватели, приходят новенькие в класс, возникают новые интересы, занятия, увлечения…
Наступает девятый класс, впереди первые экзамены – настоящее испытание для «обезьянки», а в головах все та же пустота, может быть чуть меньших размеров.
К девятому классу учителям, преодолевая все трудности общения и особенности характера подопечных, все же удается вложить в наши головы хоть сколько-то знаний. Но что им приходится терпеть…
Как я писала ранее, в первых классах средней школы все идет гладко, «обезьянки» прибывают в растерянности из-за новых правил и условий существования, поэтому ведут себя спокойно, тихо, не выражая агрессии. Но к концу седьмого класса начинаются первые попытки гонений учителей. У каждой «обезьянки» уже есть свое, якобы правильное, видение ситуации, поддержка со стороны соплеменников и первые зачатки хамства, поэтому она может смело выдвигать протест.
Как правило, это не явный протест. Например, несделанное домашнее задание, разговор с соседом по парте во время урока, разглядывание ворон в окне и тому подобные вещи. Но дальше становится хуже…
К девятому классу «обезьянки» начинают протестовать открыто. Например, могут заявиться посередине урока или вообще не прийти на него, а потом, без доли сожаления и намека на чувство вины, поздороваться с учителем в коридоре. Или игнорировать замечания при очередных обсуждениях с соседом по парте увлекательной компьютерной игры. Бывает и совсем худо, когда, посередине урока, начинается беспощадный обстрел ластиками и бумажками опешившего учителя у доски, но так делают совсем дикие «обезьянки».
Так вот, несмотря на все это, школьным преподавателям удается прописать в наших головах знания, которые мы обязаны продемонстрировать на экзаменах.
Реальные истории из школьной жизни «обезьянки»
Хочу немного отвлечься от общих школьных премудростей и немного рассказать о конкретных примерах жизни реального класса.
Наверняка вы успели заметить, что в моем рассказе о средней школе все меньше и меньше появляется понятие «стая». Ну, если не заметили, то обращаю ваше внимание.
Не могу быть категорична в своем высказывании, но в это время для «обезьянки» стая уже не играет особой роли, постепенно она отходит на второй план. Теперь стаей можно назвать весь класс без исключения, а не группу «обезьянок», как это было в начальной школе. Если сбежать с урока, то всем классом, если кто-то напортачит – отвечает весь класс и так далее. Но удивительно, это не пугает, не обижает, не досаждает, наоборот. Класс похож на огромное цунами, которое, при необходимости, готово смести все на своем пути. В этот момент опять начинаются войны с другими стаями и не любимыми или слабыми учителями.
Например, мой класс, а точнее одна его часть, которая изучала английский язык, вела постоянную борьбу с преподавателем.
Что мы только не делали! На уроках играли в карты, грызли семечки, игнорировали все замечания, наши сочинения «как я провел каникулы» были на сто процентов правдой. Например, я со своей подругой Таней, в начале очередной четверти, так и рассказали учителю, естественно на английском языке, что все каникулы пили пиво, гуляли по ночам и вообще занимались всякими непристойностями, какими может заниматься девятиклассник. Самым подходящим для школьного сочинения было описание того, как мы играли в волейбол. Но одна выходка, все-таки, довела ее до белого коленья.
Начну с небольшой предыстории.
Новая англичанка появилась у нас только в девятом классе. Каким образом она переквалифицировалась из модели в преподавателя английского языка одному Богу известно. Самой ее большой ошибкой было – рассказать нам сей факт со всеми ее переживаниями, обидами и разочарованиями. Не могу сказать, что она была слабохарактерной, скорее неженкой…
Не меньшей ошибкой, с ее стороны, было заставлять учить нас ее любимую песенку Битлз «Yesterday». Ладно просто учить. Так мы пели каждый урок, точнее сказать она пела. Первое время мы реагировали на данное «чудо» улыбками, потом начали похихикивать… но в конце концов, она стала раздражать нас своим несчастным видом, при исполнении этого произведения, и голосом, который был так противно пискляв, что Джон Леннон нервно переворачивался в своем гробу, а Пол Маккартни и Ринго Старр могли только нервно курить. Терпеть эти завывания не было мочи, поэтому общим голосованием было принято решение выразить протест.
За несколько минут до начала урока мы расселись по местам, достали учебники, тетради, ручки, приняли образ прилежных учеников, чтобы не спугнуть «жертву». Вели себя тихо и, на удивление, мирно. Но как только англичанка открыла рот и взяла первую ноту, мы, как по команде, сползли под парты и уселись на пол. А дальше начался цирк. На все угрозы, мольбы и просьбы вылезти из-под парты, мы отвечали «а мы в домике!» В конце концов, учительница расплакалась и выбежала из класса… Мы, хихикая и не придавая значения случившемуся, продолжали сидеть под партами, все равно это не первый побег из Шоушенко в слезах. Все предыдущие заканчивались возвращением через пять минут и ведением нормального урока, по программе и без песен в пиратском качестве. Но в этот раз, нашей горе-певице хватило мужества пожаловаться завучу и привести ее в класс…
Моего лексического запаса мало, что бы описать выражение лица Людмилы Васильевны, нашей заведующей учебной частью. Будучи человеком спокойным и рассудительным, она не стала ругаться, кричать, грубо высказываться в наш адрес… просто мы все сдавали экзамен по английскому языку в конце четверти.
Скажу честно, это еще больше объединило и прибавило в копилку еще одну историю, которую вспоминаем при встрече одноклассников.
Могу сказать, с высоко поднятой головой, что наш класс был самым дружным. Нас объединяет масса совместных приключений и историй, которые связаны не только с учителями или уроками, но и с совместным временем препровождения, как в стенах родной школы, так и за ними.
В школе особо разгуляться всегда сложно, если только не запланирована официальная вечеринка в честь Нового Года или окончания учебного года… Ни восьмое марта, ни двадцать третье февраля, ни девятое мая не отмечались. Если только класс не проявлял инициативу и не уговаривал классного руководителя разрешить погулять по-тихому в кабинете.
На моей памяти есть одна такая «тихая» гулянка женской части нашего класса.
Дело было восьмого марта. Как вы понимаете, день был шикарный, для слабой половины человечества. Мальчики осыпали девочек подарками, среди которых была бутылочка вина, которую мы решили дружно распить после уроков в спортивном зале.
Место было выбрано не в качестве протеста учителю по физкультуре или здоровому образу жизни, просто именно этот учитель являлся нашим классным руководителем, надо сказать, весьма понимающим, молодым и продвинутым.
Считая каждую минуту до последнего, освободительного, звонка, мы предвкушали совместную мини пьянку.
Естественно, штопора у нас не имелось, да и во всей школе сей предмет – экзотика, но мы были полны надежд, что эта бутылка откроется не сложнее «Арбатского» полусладкого. Мои ровесники сейчас, наверняка, заулыбались…
Остальным расшифрую, за неимением достаточных средств, для покупки дорогого вина, приходилось довольствоваться «Арбатским», преимущественно полусладким, которое открывалось при помощи легкого нажатия большого пальца на пробку.
Разумеется, все надежды развеялись при первой попытке. Бутылка оказалась закрыта очень прочно и пальцу уж точно не поддалась бы. Далее была попытка открыть ее ручкой «Паркер», половина которой осталась торчать в пробке, затем в ход пошла ложка, любезно предложенная нашей классной руководительницей, итог нулевой. Ложка согнулась пополам, добавив нам в рацион новую задачу. Ни нож, ни вилка, ни карандаш… ничего не могло протолкнуть пробку внутрь бутылки. В эти минуты мы ругали себя, что не позвали мальчишек… но с другой стороны, «мы делили апельсин, много нас, а он один!» Для одной бутылки вина, даже в те годы, нас было слишком много.
Вдруг кому-то пришла шальная мысль в голову – «А давайте отколем горлышко?». А давайте!.. С помощью скамейки и «какой-то матери» миссия была выполнена. Вот только об осколках никто заранее не позаботился, казалось бы облом? Провели время весело и с пользой, в дружной девчачьей компании, и по домам… не тут-то было.
Эта бутылка вина не забудется мне никогда.
Кучкуясь в темном и сыром душе женской раздевалки, мы аккуратно, маленькими глоточками, сочим побежденную бутылку вина. Каждый с особым вниманием наблюдает за небольшим осколком на дне, дабы предупредить соплеменника об опасности в нужный момент. А распивающий может положиться только на свое окружение, так как проследить движение стекляшки в бутылке самостоятельно невозможно, пожалуй, первый тимбилдинг в моей школьной жизни.
Я думаю, некоторых девочек посещали темные мысли, когда к вину прикладывалась их «не любимая» одноклассница, или говоря проще – соперница. Но в те годы метод «ножом по горлу и в прорубь», как говориться в фильме Бриллиантовая Рука, был еще далек от нас. Да и соперничество было достаточно эфемерным понятием.
Основные перипетии ждут впереди, в старших классах или, как я ее называю, в королевской школе!
Королевская она потому, что первые испытания пройдены, старше тебя никого нет, теперь ты и твоя стая – настоящие короли. Учителя не так строги, с охранником налажен дружеский контакт, что подразумевает прогулки на улице во время перемен и самое главное – день самоуправления.
Но прежде, чем начать рассуждения на эту тему, стоит рассмотреть и познакомиться поближе с учителями, которые преследуют нас все десять лет школы, хотят они того или нет.
Виды учителей и с чем их лучше есть
Каждый из нас – индивидуальность, у всех в головах живут тараканы и это нормально. Но в жизни встречаются те, чьи тараканы бодро вылезают на свет и пытаются дезертировать в твою личную голову, подселиться в комуналку к собратьям. Если в обычной жизни ты можешь поставить блок и отстраниться от источника заразы, то в школе этого сделать невозможно. Ситуация осложняется еще и тем, что этот источник заразы, в виду своей профессии, обязан что-то положить в твою пока еще пустую коробку.
Первый, о ком стоит поговорить, это «паразит учитель». Зачастую, это существо насквозь пронизано комплексами, которые ежедневно устраивают вечеринки, мешая размеренной жизни своего носителя. Этот паразит передает ребенку вместе со знаниями часть своих страхов и обид.
Я не удивлюсь, если такие учителя приходят домой, пробираются среди отрядов кошек к бабушкиному креслу с клетчатым пледом и хандрят о временах былой молодости. При этом, совершенно не значит, что этот человек глубоко стар.