4. Духно Н. А., Корякин В. М. Теория транспортного права. Монография. М.: Юрлитинформ, 2016. – 288 с.
5. Тункин Г. И. Теория международного права / Под общ. ред. Л. Н. Шестакова. М.: Зерцало, 2000. – 416 c.
6. Право международных организаций. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. А. Х. Абашидзе. М.: Юрайт, 2014. – 688 с.
Глава 2
Деятельность Организации Объединённых Наций и её вспомогательных органов в регулировании международных транспортных отношений
2.1. Общая характеристика системы органов ООН в регулировании международных транспортных отношений
В правовой регламентации международных перевозок большую роль играют международные транспортные организации. Они ведут разработку проектов международных договоров, подготовку транспортных и технико-регламентационных правил перевозки грузов, пассажиров и багажа, проформ транспортных договоров, дают рекомендации и заключения по применению международных норм, урегулируют споры путём посредничества и арбитража.
До создания международных универсальных организаций, в рамках деятельности которых в настоящее время осуществляется регламентация международных транспортных отношений, существовали межгосударственные договоры, союзы и ассоциации по регламентации взаимодействия отдельных видов транспорта. Их появление относится к концу XIX – началу ХХ в.
Первая международная организация, например, в области железнодорожного транспорта, была организована в 1869 г. в Брюсселе. Это было Международное общество спальных и туристических вагонов (Compagnie Internationale des Wagons – Litset des Grands Express Europeens – CIWL).
Создание после 1945 г. экономических подразделений Организации Объединённых Наций дало новый толчок развитию международных транспортных органов.
Преамбула Устава ООН гласит, что её цель – содействовать социальному прогрессу народов, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем.
В гл. IX Устава ООН указано в том числе, что Организация содействует «разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем» (ст. 53, п. b). При этом «различные специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и облечённые широко международной, определённой в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией…» (ст. 57). «Ответственность за выполнение функций Организации… возлагается на Генеральную Ассамблею и, под руководством Генеральной Ассамблеи, на Экономический и Социальный Совет…» (ст. 60).
Свои непосредственные цели и задачи ООН реализовывает через деятельность Генеральной Ассамблеи – ГА ООН, Совета Безопасности – СБ ООН, Экономического и социального совета – ЭКОСОС ООН, Международного суда – МС ООН, Совета по опеке, Генерального секретаря и Секретариат. Среди указанных органов к транспорту и регламентации взаимодействия государств по вопросам транспорта, а также созданию международно-правовых норм в данной сфере самое непосредственное отношение имеют Генассамблея ООН и ЭКОСОС.
2.2. Генеральная Ассамблея ООН, её вспомогательные органы и международные транспортные отношения
В Генеральную Ассамблею ООН входят все государства – члены ООН, но не более пяти представителей от каждого из них. Данный орган сессионный. Ассамблея собирается на очередные, специальные и чрезвычайные специальные сессии. Важным в деятельности ГА ООН является масштабность её компетенции. Она может обсуждать любые вопросы или дела в рамках Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и давать по ним рекомендации государствам-членам и СБ ООН (ст. 10 Устава ООН). Генассамблея ООН, чтобы реализовывать свои задачи, формирует постоянные и временные вспомогательные органы (с 1945 г. было создано более 150 вспомогательных органов на временной основе).
Важным является право ГА ООН создавать органы на правах автономных организаций, которые занимаются вопросами международного сотрудничества в некоторых специальных сферах. Например, Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП (United Nations Environment Programme – UNEP), Комиссия ООН по праву международной торговли – ЮНСИТРАЛ (United Nations Commission on International Trade Law – UNCITRAL), Программа развития ООН – ПРООН (United Nations Development Programme – UNDP), Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development – UNCTAD).
В конкретном случае наибольший интерес вызывает деятельность таких автономных организаций, как ЮНСИТРАЛ и ЮНКТАД, работа которых прямо или косвенно связана с международными транспортными отношениями между субъектами международного права.
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) – вспомогательный орган ГА ООН в области международной торговли10, была учреждена Генеральной Ассамблеей на основе резолюции 2205 (XXI) от 17 декабря 1966 г. Создавая комиссию, Генеральная Ассамблея предоставила ей общий мандат, поручив содействовать прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли.
ЮНИСТРАЛ с универсальным членским составом уже в течение более 50 лет проводит реформы в области коммерческого права во всём мире. Основные цели ЮНСИТРАЛ: модернизация и согласование норм международной коммерческой деятельности.
Торговля – это сфера деятельности, способствующая ускорению темпов экономического роста, повышению уровня жизни и созданию новых возможностей через коммерческую активность. Для реализации в мировом масштабе этих задач ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила коммерческих сделок. К их числу относятся:
– всемирно признанные конвенции, типовые законы и правила;
– правовые и законодательные руководства и рекомендации, имеющие большое практическое значение;
– обновляемая информация о прецедентном праве и законодательных актах, вводящих в действие единообразные нормы коммерческого права;
– техническая помощь в осуществлении правовой реформы;
– региональные и национальные семинары по вопросам единообразного коммерческого права.
В состав комиссии входят 60 государств-членов, избираемых Генеральной Ассамблеей. Структура членского состава комиссии обеспечивает представительство различных географических регионов мира, а также основных экономических и правовых систем. Члены комиссии избираются на шесть лет, причём срок полномочий половины её членов истекает через каждые три года.
Документы, разработанные и принятые ЮНСИТРАЛ, имеющие непосредственное отношение к международному транспортному праву – это Конвенция о морской перевозке грузов (одобрена в Гамбурге, март 1978 г.).
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 11 учреждена в 1964 г. в качестве постоянного межправительственного органа, являющегося ключевым для Генеральной Ассамблеи ООН в данной сфере.
ЮНКТАД играет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Её главная задача состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику посредством торговли и инвестиций.
Для достижения своих целей ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.
Цели ЮНКТАД:
– содействие международной торговли для ускорения экономического роста и развития, прежде всего в странах третьего мира;
– установление принципов и политики, касающихся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологий;
– рассмотрение и содействие деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
– принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
– согласование политики правительств и региональных экономических объединений в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.
Основные направления деятельности ЮНКТАД:
– регулирование торговых и экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики»;
– разработка мер по урегулированию проблем в сфере международной торговли сырьевыми товарами;
– разработка мер и средств экономической политики. В рамках ЮНКТАД создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран (вступила в действие в 1976 г.);
– содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран;
– согласование политики правительств и региональных экономических объединений по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
– регулирование ограничительной деловой практики, что отражено в Кодексе согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций;
– аналитическая работа по широкому кругу проблем;
– сотрудничество с международными экономическими организациями.
Высшим органом ЮНКТАД является Конференция, которая собирается на сессии на уровне министров не реже одного раза в четыре года для определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.
В период между сессиями работой конференции руководит Совет по торговле и развитию (СТР), который проводит регулярные заседания один раз в год. Как правило, три раза в год созываются исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. Кроме того, он организует специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому кругу проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях СТР обсуждаются вопросы:
– глобальной политики, взаимозависимости экономик стран мира;
– проблемы торговли и валютно-финансовых отношений;
– торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ.
Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.
Ежегодно Совет по торговле и развитию представляет Генеральной Ассамблее ООН доклад о своей деятельности. В рамках совета действуют две постоянные комиссии по торговле и развитию, инвестициям, предпринимательству и развитию, а также рабочие группы, которые занимаются подготовкой исследований и рекомендаций совету в различных областях.
Секретариат ЮНКТАД возглавляется генеральным секретарём. В его состав входят две службы (координации политики и внешних сношений), а также шесть отделов:
– глобализации и стратегий развития;
– инвестиций и предпринимательства;
– международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарами;
– технологии и логистики;
– стран Африки, наименее развитых стран и специальных программ;
– административных вопросов.
Секретариат ЮНКТАД обслуживает два вспомогательных органа: Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) и Комиссию по науке и технике в целях развития.
Важной организационной особенностью функционирования ЮНКТАД является работа по группам стран, которых:
– А – афро-азиатские;
– B – развитые западные страны;
– С – латиноамериканские страны;
– D – страны Центральной и Восточной Европы.
«Группа 77», состоящая из стран групп A и D, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в её деятельность. Характерным для работы ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы.
В настоящий момент наблюдается тенденция к региональной кооперации стран на площадке ЮНКТАД.
Например, африканские страны входят в Африканскую группу, страны Латинской Америки – в Группу латиноамериканских и карибских стран и т. д. Страны Европейского союза согласовывают свою позицию внутри ЕС.
ЮНКТАД публикует ежегодные отчёты по:
– торговле и развитию;
– мировым инвестициям;
– состоянию наименее развитых стран;
– электронной торговле;
– обзоры по морскому транспорту, развитию информационных технологий в экономике;
– специальные серии по политическим проблемам и международной торговле, инвестиционной политике стран и т. д.
Одним из международно-правовых договоров, имеющих непосредственное отношение к международному транспортному праву и касающихся регламентации правового регулирования международных комбинированных перевозок, является Женевская конвенция ООН «О международных смешанных перевозках грузов» 1980 г., разработанная в рамках ЮНКТАД.
2.3. Экономический и социальный совет ООН, его вспомогательные органы и международные транспортные отношения
На сегодняшний день Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) представляет собой центр в области международного экономического и социального сотрудничества. Свою работу он осуществляет в сессионном порядке. В ЭКОСОС входят 54 государства, которые избираются ГА ООН сроком на три года. Структурно ЭКОСОС включает восемь функциональных и пять региональных комиссий, три постоянных комитета.
Функциональные комиссии:
– статистическая;
– народонаселение и развитие;
– социальное развитие;
– положение женщин;
– наркотические средства;
– предупреждение преступности и уголовное правосудие;
– наука и технологии для развития;
– устойчивое развитие.
Региональные комиссии как вспомогательные органы:
– Экономическая комиссия для Европы – ЭКЕ (Economic Commission for Europe – ECE);
– Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна – ЭКЛАК (United Nations Economic Commission for Latin America and the Caribbean – ECLAC);
– Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана – ЭСКАТО (United Nations Economic and Social Commission for Asia and the Pacific – UNESCAP);
– Экономическая комиссия для Западной Азии – ЭСКЗА (Economic and Social Commission for Western Asia – ESCWA);
– Экономическая комиссия для Африки – ЭКА (United Nations Economic Commission for Africa – UNECA).
Основная задача данных комиссий – содействовать социально-экономическому развитию как регионов, так и экономического сотрудничества в самом регионе, а также между странами в мире.
Постоянные комитеты по:
– программе и координации;
– неправительственным организациям;
– переговорам с межправительственными учреждениями.
Транспортными вопросами в ЭКОСОС занимался Комитет по транспорту и связи, расформированный в июле 1959 г.
Специализированные учреждения ООН определённым образом подотчётны ЭКОСОС, который предоставляет консультативный статус неправительственным организациям.
Так как основополагающей составляющей деятельности ЭКОСОС является экономическая и социальная сферы, то регулирование вопросов, связанных с международными транспортными отношениями, тоже относится к его прерогативе. К регламентации транспортных отношений в рамках действующих вспомогательных органов ЭКОСОС имеют отношение все пять региональные комиссии. Более того, Экономическая комиссия для Европы (ЭКЕ) напрямую занимается вопросами совершенствования и регламентации международно-правовых норм в рамках ООН по всем видам транспорта.
Экономическая комиссия для Европы – ЭКЕ 12 учреждена в 1947 г. ЭКОСОС для развития экономической деятельности и укрепления экономических связей в Европе и между Европейским регионом и остальным миром.
В период холодной войны ЭКЕ ООН успешно поддерживала диалог между Востоком и Западом. В настоящее время она сосредоточила свои усилия на строительстве экономической и социальной Европы будущего.
ЭКЕ ООН является региональным форумом при разработке конвенций, норм и стандартов для облегчения взаимодействия государств-членов и гармонизации их действий. Выполняя эту функцию, она обеспечивает гарантии безопасности и качества потребителям, помогает охранять окружающую среду, упрощает процедуры торговли, а также способствует более тесному сотрудничеству государств-членов в регионе и их интеграции в мировую экономику.
К основным сферам деятельности ЭКЕ ООН относятся:
– окружающая среда;
– транспорт;
– статистика;
– энергетика;
– торговля;
– сельское хозяйство;
– жильё и землепользование;
– народонаселение;
– отдельные отрасли промышленности;
– стандартизация и сертификация;
– экономическое прогнозирование и планирование.
Разнообразный характер деятельности ЭКЕ ООН влияет на повседневную жизнь не только Европы, но и всего мира в тех сферах, где результаты её работы находят применение и где сама её работа обеспечивает потребителям гарантии безопасности и качества, устанавливая нормы и стандарты, правила для дорожных транспортных средств.
Экономическая комиссия для Европы ООН помогает защищать и охранять окружающую среду, формируя региональную законодательную базу для борьбы с загрязнением и облегчая сотрудничество в профилактической работе, а также в вопросах ограничения причиняемого ущерба. ЭКЕ содействует упрощению процедур международной торговли и её развитию за счёт расширения имеющихся у предприятий возможностей для обмена товарами и услугами.
Деятельность ЭКЕ ООН, связанная с гендерным равенством, ориентирована главным образом на повышении роли женщин в обеспечении экономического роста и равных возможностей доступа к занятости.
Странам с переходной экономикой и субрегиональным группировкам оказывается техническая помощь, направленная преимущественно на поддержку усилий по применению норм и конвенций, разработанных ЭКЕ ООН. Благодаря этому страны имеют возможность в полной мере пользоваться результатами её аналитической, статистической и нормотворческой работы.
Кроме того, совместно с Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) ЭКЕ ООН руководит Специальной программой Организации Объединённых Наций для стран Центральной Азии, Азербайджана и Афганистана (СПЕКА), содействуя экономическому сотрудничеству семи стран – участниц Программы (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Азербайджан, Афганистан).
Для наиболее эффективной работы по вопросам регламентации транспортных отношений ЭКЕ сформировала ряд комиссий, комитетов, рабочих групп, групп экспертов, которые реализуют поставленные перед ними задачи в узкоспециализированной транспортной сфере, в частности:
Комитет по внутреннему транспорту (КВТ) ЭКЕ ООН 13 является одним из наиболее эффективных её органов. Он был создан в 1948 г. в качестве межправительственного органа и в течение первых лет своей деятельности должен был принимать неотложные меры для решения транспортных проблем, возникших в Европе после окончания Второй мировой войны.
В рамках Комитета созданы рабочие группы по отдельным видам транспорта, которые осуществляют руководство и контроль за деятельностью групп экспертов и докладчиков как вспомогательных органов, создающихся для изучения специальных проблем между сессиями Комитета. Сессии Комитета проводятся один раз в год, как правило, в Женеве (Швейцария). Но имеется ряд групп экспертов, работающих непосредственно под эгидой Комитета, среди которых:
– рабочая группа по автомобильному транспорту (SC.1);
– рабочая группа по железнодорожному транспорту (SC.2);
– рабочая группа по водному транспорту (SC.3);
– рабочая группа по статистике транспорта (WP.6);
– рабочая группа по перевозке опасных грузов (WP.15);
– рабочая группа по таможенным вопросам, связанным с транспортом (WP.30);
– рабочая группа по интермодальным перевозкам и логистике (WP.24);
– рабочая группа по перевозке скоропортящихся грузов (WP.11);
– рабочая группа по конструкции транспортных средств;
– рабочая группа по безопасности движения и др. (WP.1);
– рабочая группа по тенденциям и экономике транспорта (WP.5).
Основные функции Комитета по внутреннему транспорту:
– сбор мнений международных транспортных организаций по вопросам, входящим в их компетенцию, и установление с ними сотрудничества;
– разработка рекомендаций, способствующих устранению дискриминационных мер и излишних ограничений в области европейского внутреннего транспорта;
– выработка рекомендаций по пересмотру существующих в Европе конвенций и соглашений в области европейского внутреннего транспорта и заключение новых договоров.
Кроме того, Комитет собирает и анализирует статистические данные, доводит до сведения ЭКЕ ООН вопросы, которые могут оказывать непосредственное влияние на экономику Европы.
Кроме стран – членов ЭКЕ в работе КВТ и его вспомогательных органов принимают участие многие правительственные и неправительственные международные организации, в частности, Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ)14, Международный союз общественного транспорта (МСОТ)15, Международная дорожная федерация (МДФ)16, Всемирная организация туризма и автомобильного спорта (ВОТА)17, Международное бюро по контейнерам (МБК)18, Международная организация труда (МОТ)19, Международный союз железных дорог (МСЖД)20, Всемирная федерация профсоюзов (ВФП)21, Международная торговая палата (МТП)22 и многие другие.
При активном участии и помощи международных неправительственных организаций Комитетом разработан ряд конвенций, соглашений, рекомендаций и норм не только для улучшения международных перевозок, но и для унификации и совершенствования национальных рекомендаций.
Кроме того, при участии КВТ отработана система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за причинённый ущерб (система «зелёной карты»). В деятельности КВТ ЭКЕ ООН нашли отражение все те вопросы, без решения которых невозможно было бы организовать международное автомобильное движение, перевозку грузов и пассажиров.
Нормативные документы, разработанные и принятые в рамках КВТ ЭКЕ, учитываются при заключении двусторонних межгосударственных соглашений о международном автомобильном сообщении, международных перевозках грузов и пассажиров, в которых более детально определяются все вопросы, относящиеся к организации и выполнению этих перевозок.
Членами Комитета являются все европейские государства – члены Европейской экономической комиссии, а также Соединённые Штаты Америки. Другие страны могут быть приглашены ЭКЕ для участия в работе комитета на условиях, устанавливаемых комиссией.
Рабочая группа (РГ) по тенденциям и экономике транспорта (WP.5)23 действует в рамках общего курса ООН и ЭКЕ и под общим наблюдением Комитета по внутреннему транспорту.
Согласно Положению о круге ведения и правил процедур РГ WP.5 осуществляет следующие полномочия:
1. Проводит обзор общих тенденций развития транспорта и транспортной политики и анализ конкретных экономических проблем на транспорте, включая развитие транспорта в регионе Средиземноморья, с учётом интеграционных процессов, происходящих в рамках ЭКЕ ООН, и процессов реформ в странах-членах, отслеживая текущие изменения на транспорте для выявления, стимулирования и распространения позитивных примеров развития транспорта.
2. Поощряет обмен данными между странами-членами по изменениям в транспортной политике, касающимся, в частности, внутреннего транспорта в странах − членах ЭКЕ ООН, для оценки средне- и долгосрочных тенденций развития транспорта.