Книга Бизнес с нуля. Советы практика - читать онлайн бесплатно, автор Василий Геннадьевич Лошкарев. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Бизнес с нуля. Советы практика
Бизнес с нуля. Советы практика
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Бизнес с нуля. Советы практика


Упрощенная система налогообложения (УСН).

Далее в основном по тексту НК РФ.

Применяется организациями и индивидуальными предпринимателями. Переход на УСН и возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Применение УСН организациями освобождает их от уплаты:

• налога на прибыль;

• налога на имущество;

• НДС, если они не ввозят таможенный товар и не арендуют помещения у государства, т. е. не являются налоговыми агентами.

Индивидуальные предприниматели не платят:

• налоги на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

• налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

• НДС, за исключением ввезенных на территорию РФ товаров.


Новая организация заявление на применение УСН подает при регистрации в течение пяти дней с даты постановки на учет в налоговой инспекции. Уже действующая может перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, ее доходы (ст. 248 НК РФ) не превысили 45 млн руб. Таким образом, если вы продали товаров и услуг за девять месяцев текущего года на 44 999 999 руб., то можете подать заявление на упрощенную систему налогообложения, а если продали на один рубль больше – нет. Общий доход, позволяющий оставаться на упрощенной системе налогообложения, не должен превышать 60 млн руб. за год.

Не вправе применять УСН:

1. Организации, имеющие филиалы и/или представительства.

2. Банки.

3. Страховщики.

4. Негосударственные пенсионные фонды.

5. Инвестиционные фонды.

6. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

7. Ломбарды.

8. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом.

10. Нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой.

11. Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

12. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на единый сельскохозяйственный налог.

13. Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 % (здесь есть уточнения по инвалидам).

14. Организации и индивидуальные предприниматели со средней численностью работающих более 100 человек.

15. Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн руб. Учитываются амортизируемые и подлежащие амортизации средства и активы.

16. Бюджетные учреждения.

17. Иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.


Если есть желание перейти на У СИ, то с 1 октября по 30 ноября текущего года подается заявление о переходе, с указанием доходов за девять месяцев текущего года. До 20 декабря этого же года подается в налоговую инспекцию уведомление о выборе объекта налогообложения. При соблюдении этих условий вам выдадут уведомление (а могут и не выдать, придется просить) о постановке на учет в налоговой инспекции как плательщика с применением упрощенной системы налогообложения. При этом вы не сможете поменять налоговый режим до конца налогового периода, т. е. текущего года. Объект налогообложения – «доходы» или «доходы минус расходы» (ст. 34614). В варианте «доходы» вы платите государству 6 % от величины поступивших на ваш расчетный счет денег. То есть если продали товара, оказали услуг на 12 млн руб., то по итогам года всего заплатите 720 000 руб. В варианте «доходы минус расходы» расчеты посложнее. Здесь часть расходов можно отнести на затраты и не облагать налогом. А вот разницу между валовым доходом и этими разрешенными расходами облагают налогом 15 %.

Какой вид лучше, надо посчитать. Как видим, величины налогов различаются (6 и 15 % соответственно). Отличается и трудоемкость работы бухгалтера, вариант «доходы» проще. Налоговый период – календарный год. Отчетные периоды – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 34619).

Если вдруг в течение налогового периода ваши доходы превысили 60 млн руб. или вы попали в приведенный выше список, то вы лишитесь права применять УСН и вам придется пересчитать и уплатить все причитающиеся государству налоги и сборы за квартал, в котором вы лишились этого права, – НДС, налог на прибыль и прочее для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом сообщить государству о переходе на иной режим налогообложения вы должны сами в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода. Обращаю ваше внимание, что при работе на «упрощенке» разрешено не вести бухгалтерский учет, что многие и делают. И если вы с нее «слетите», то придется восстановить его за весь прошедший год.

При желании перейти самостоятельно с УСН на иной режим налогообложения вам надо до 15 января сообщить об этом в налоговую инспекцию. Обратно можете вернуться не раньше чем через год.

Подведем итоги по применению упрощенной системы налогообложения:

• Перейти на УСН можно либо при регистрации, либо отработав девять месяцев года.

• Организация использует или общую систему налогообложения, или упрощенную. Одновременное применение невозможно.

• Условием перехода на УСН является сумма дохода за девять месяцев не более 45 млн руб.

• Для работы на УСН нельзя превышать оборот 60 млн руб. в течение года.

• Среднесписочное количество работников должно составлять не более 100 человек.

• Из налогов не платятся: НДС, налог на имущество, налог на прибыль.

• Некоторые виды деятельности под действие УСН не попадают.


В целом можно сделать вывод, что если для вас начисление НДС некритично и ваш доход не слишком велик (по мнению государства), то можно применять упрощенную систему налогообложения и экономить на налогах и зарплате квалифицированного бухгалтера. Обязательно следите за тем, чтобы не «вылететь» с «упрощенки». Иначе придется уплатить все налоги и восстановить бухгалтерский учет за весь налоговый период. Это достаточно трудоемко и дорого.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами Москвы и Санкт-Петербурга. То есть данный режим вводится на местах и зависит от решения местных властей. Под его действие подпадает:

1. Оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и/или отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

2. Оказание ветеринарных услуг.

3. Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

4. Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.

5. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, при количестве средств перевозки не более двадцати.

6. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли.

7. Розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

8. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м2 по каждому объекту организации общественного питания.

9. Оказание услуг общественного питания, осуществляемое через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

10. Распространение и/или размещение наружной рекламы.

11. Распространение и/или размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах.

12. Оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м2.

13. Оказание услуг по передаче во временное владение и/или пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.


Обратите внимание: на ЕНВД переводится вид деятельности. То есть система налогообложения не меняется. Одновременно может применяться ЕНВД и обычная система налогообложения и ЕНВД с УСН.

Часть деятельности не подпадает под действие данного налогового режима из-за применения единого сельскохозяйственного налога (см. ст. 34626 п. 21).

Если организация осуществляет несколько видов деятельности, то часть из них может подпасть под действие вмененного налога. Все затраты делятся пропорционально доле доходов от основного вида деятельности и ЕНВД. То же происходит и с НДС. В организациях с полным налогообложением особого усложнения бухгалтерского учета не происходит. А вот работающие на УСН вынуждены в таком случае вести бухгалтерский учет, что добавляет работы бухгалтеру. Руководству надо просчитывать эффективность варианта разнесения видов бизнеса по разным предприятиям.

Уплата единого налога освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты налога на прибыль, но только в отношении прибыли, полученной от деятельности, подпадающей под действие налога. То же относится к налогу на имущество: он не платится по отношению к имуществу, используемому для деятельности, подпадающей под «вмененку».

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не платят НДС (в отношении операций, подпадающих под действие единого налога), за исключением импорта товаров на территорию Российской Федерации, НДС при аренде имущества у Государства (КУГИ – Комитета управления городским имуществом).

Общий смысл единого налога на вмененный доход следующий. Поскольку большая часть услуг, подпадая под действие единого налога, оказывается населению за наличный расчет, то государство резонно полагает, что не все доходит до его кармана. Поэтому оно считает, что с каждого вида деятельности можно получить тот или иной доход, и его принимает за основу. Далее, для каждого конкретного региона на местах принимаются те или иные цифры валового дохода и прибыли, которые можно получить от той или иной деятельности. Для этого берется коэффициент-дефлятор К1, учитывающий сезонное изменение цен на товары (услуги, работы), еще один коэффициент К2, корректирующий базовую доходность (корректировка по местоположению организации), и потом по этим коэффициентам пересчитывается базовая доходность. Обратите внимание, что таблица базовой доходности для всех одна (см. ст. 34629 п. 3 НК РФ), коэффициент К1 определяется и подлежит публикации Правительством Российской Федерации, а К2 устанавливается на местах и может значительно отличаться от региона к региону, от 0,005 до 1 включительно. Полученный в результате расчета налог государство и требует заплатить.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 % величины вмененного дохода.


Резюмируем.

• Подпасть под действие вмененного налога легко, иногда это неизбежно.

• В целом работать на «вмененке» достаточно выгодно, но не платится НДС, что подходит не всем.

• Предприятие может одновременно вести деятельность, облагаемую и не облагаемую вмененным налогом.

• Организациям, работающим по упрощенной системе налогообложения, при уплате вмененного налога от части деятельности необходимо вести бухгалтерский учет.

2. Регистрация фирмы

Итак, все посчитано. Считать и пересчитывать больше нет смысла. Кроме того, время всегда против вас. Тают деньги, бизнес-идея устаревает, решимость улетучивается.

Пора регистрировать предприятие.

После определения формы собственности пора переходить непосредственно к регистрации. Пути два: самостоятельно или с помощью юридической фирмы.

2.1. Документация. Распределение долей

По данному разделу имеется много хорошей литературы. Подойдет названный выше справочник «Как начать свое дело в Санкт-Петербурге». Если соберетесь регистрировать фирму самостоятельно, то изучите внимательно подобные источники. Там же найдете образцы документов. Желательно поискать образцы и в электронном виде. Часть документов достаточно объемна. Обязательно посетите ваше районное отделение Государственной налоговой инспекции (ГНИ). Проверьте список необходимых документов, образцы, сроки подачи документов. Сайт налоговой инспекции региона: www.r(№ региона). nalog.ru. Например, сайт налоговой инспекции Санкт-Петербурга – www.r78.nalog.ru, налоговой инспекции Удмуртской республики – www.rl8.nalog.ru, Республики Адыгея – www.r01.nalog.ru.

Главный документ, определяющий правила регистрации юридических лиц, – Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ от 08 августа 2001 г. – вступил в силу с 1 июля 2002 г. Именно он определяет порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также какие документы необходимы, как их подавать, какова ответственность сторон. Далее будет приведена информация о процессе регистрации. Частично она взята из данного закона. Поэтому внимательно изучите его. Если сравнивать схему регистрации, указанную в законе, и схему, приведенную у меня, найдутся некоторые различия. Они возникли из-за необходимости разнесения документов во времени в соответствии с логикой действия. Вы сперва на все решитесь, все подготовите, а только потом понесете документы на регистрацию. Закон рассматривает лишь саму процедуру регистрации. Его ваши переживания не интересуют. С 1 июля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон № Э12-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ». Он вводит в действие новую редакцию Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Мы будем учитывать появившиеся изменения.

При регистрации необходимо:

• подготовить документы для регистрации (заявление о государственной регистрации, решение о создании предприятия, устав, договор об учреждении общества, документ об уплате государственной пошлины). При одном собственнике договор об учреждении не нужен;

• открыть счет в банке;

• сдать документы на регистрацию;

• получить документы о регистрации;

• встать на учет в фонды: Пенсионный (ПФ), Социального страхования (ФСС), территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). В настоящее время (начиная с 2005 г.) постановку на учет производит ГНИ при регистрации организации. После этого обязательно получить извещение страхователя;

• получить извещение о регистрации в отделении Государственного статистического управления с присвоенными кодами организации (ОКВЭД, ОКОНХ и пр.);

• открыть расчетный счет предприятия;

• известить налоговую инспекцию, ФСС, Пенсионный фонд об открытии расчетного счета;

• при необходимости – получить лицензию на ведение деятельности.


После принятия решения о регистрации вам понадобятся учредительные документы. Это:

• решение о создании предприятия. Оно может называться протоколом № 1 собрания учредителей (приложение 2);

• устав предприятия (приложение 3);

• договор об учреждении общества (приложение 4). Данный договор понадобится, если учредителей более одного (названный документ не является учредительным, но необходим для регистрации, так что указываем его здесь).


Если кроме вас есть и другие учредители, то к подготовке документации следует отнестись особенно внимательно. Перед тем как идти на регистрацию, вы должны определиться, как будут распределены доли или акции в уставном капитале. С учетом распределения долей (акций) будут подсчитываться голоса при принятии решений, будет распределяться полученная прибыль, а при выходе из состава учредителей человек может претендовать на соответствующую долю в имуществе организации, выраженную либо в деньгах, либо в чем-то материальном (товар, недвижимость, транспорт и пр.). Вопрос очень серьезный. Решить его можно будет только один раз. В случае, если вас потом что-то не устроит, решения, которое подойдет всем, найти уже не удастся. В вопросе распределения долей в уставном капитале должно быть полное согласие. Если его нет и есть недовольные – дело лучше не начинать. В конечном итоге недовольные все равно начнут требовать свое, и предприятие развалится.

Компаньоны могут участвовать в уставном капитале не только деньгами, имуществом, но и нематериальными активами. Это знания, базы данных, опыт, деловые связи и т. п. Их стоимость влияет на распределение долей (акций) в уставном капитале. Их оценивают индивидуально. Как? Чаще всего это неизвестно. Данный вопрос каждый решает сам – смотря как вам удастся договориться, во сколько оцените эти знания и умения. Если без этих активов невозможно существование вашего предприятия, его функционирование, то стоить они будут больше. Если они являются менее значимыми для бизнеса, то и цена будет меньше. Проблема с нематериальными взносами в том, что их пощупать, потрогать, а иногда и проверить нельзя. Если информацию еще как-то можно попытаться оценить, поискать аналоги, то навыки, умения, знания, талант вообще оценить невозможно. Решать здесь необходимо вам самим. Только учитывайте, что, при всей уникальности нематериального взноса, без материальной части (денег) ценность его весьма относительна, а иногда и ничтожна.

После принятия решения о распределении долей вы начинаете непосредственную работу с документами.

1. Решение о создании (протокол собрания 1). Принимается решение о создании предприятия, расписываются:

• участники;

• сумма уставного капитала;

• доли в уставном капитале.

Обычно назначается директор будущей организации.

Сумма уставного капитала. Для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ минимальная сумма уставного капитала установлена в размере 10 000 руб. Для открытых акционерных обществ – 100 000 руб. Не путайте данную сумму с оборотными средствами предприятия. Они будут гораздо больше. Уставный капитал – законодательно закрепленная денежная сумма, ниже которой нельзя регистрировать предприятие.

Уставный капитал. Может быть сформирован за счет денег, путем внесения имущества, права пользования имуществом, лицензиями, программами. Если вы создаете реальное предприятие, то первое предпочтительнее; деньги вам все равно понадобятся с первого дня деятельности. При формировании уставного фонда вам необходимо будет открыть счет. Потребуется банк. Рекомендации по выбору банка содержатся в п. 2.4 «Практические действия».

При создании уставного фонда за счет внесения имущества вы не вносите деньги, но сразу должны проводить бухгалтерскую работу, касающуюся этого имущества, и платить налоги. Если вы все же формируете уставный фонд за счет внесения имущества, то не обязательно набирать его на действительно реальную величину уставного капитала. Это ни к чему. Здесь небольшие суммы, и независимая оценка не требуется. То есть если вы говорите, что вносите персональный компьютер или стол и стул и это стоит 10 000 руб., а реальная стоимость на самом деле ниже, то значения это не имеет. Реальная стоимость здесь не фигурирует. Во сколько оценили, столько и внесли.

С протоколом всё.

2. Устав – основной документ предприятия. В нем указывается, чем оно может заниматься, какие права и обязанности имеются у учредителей, условия их выхода, приема новых учредителей, как избирают руководителя, на какой срок, его права и обязанности и прочее и прочее. Попытайтесь прочитать этот документ. Если удастся – с пристрастием. Подойдите к нему с такой точки зрения: что вы будете делать, если все пойдет плохо (в отношениях между учредителями) и либо вы, либо кто-нибудь другой решит выйти из состава учредителей. Как принудительно вывести из состава учредителей соучредителя? На каких условиях это произойдет, с чем он выйдет и кто с чем останется? Как вы будете менять руководителя организации, если он вас не устроит, что ему разрешено, а что нет? Как и на каких условиях можно ввести новых членов организации? Нужно все рассматривать именно с этой точки зрения, так как если все будет хорошо, то в устав вы особо часто заглядывать не будете, а если плохо, то все действия будут совершаться по нему. Деятельность обществ с ограниченной ответственностью регулируется Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ОБ ООО) от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ. Деятельность акционерных обществ регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (ОБ АО) от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ.

В устав записываются виды деятельности будущего предприятия. В типовые уставы вписывают все, что можно. До регистрации определитесь со своими видами деятельности, посмотрите по справочнику коды ОКВЭД. Эти виды должны быть первыми. В соответствии с порядком видов деятельности, указанных в уставе, налоговая инспекция присвоит эти самые коды. Если ваша основная деятельность и первые коды не будут совпадать, это вызовет дополнительные сложности в общении с налоговой инспекцией, которая отслеживает уровень зарплат и долю налогов по отрасли. Самый простой случай: ваш первый код – строительство АЗС, а вы занимаетесь дизайном помещений. Налоговая будет смотреть статистику, например зарплат, отрасли строительства и спрашивать с вас, почему вы выбиваетесь из общих показателей в сторону уменьшения.

3. Договор об учреждении общества следует рассматривать с тех же точек зрения, что и устав. Он заключается между лицами, создающими юридическую организацию, и должен регулировать взаимоотношения учредителей, связанные с созданием общества.

Действует до государственной регистрации общества. Далее взаимоотношения между участниками и деятельность общества регулируются уставом.

Все решения и договоренности должны фиксироваться протоколами. Абсолютно все. Человек всегда помнит то, что ему нужно. Это нормальное свойство памяти. Протокол – документ, на основании его вы будете решать спорные вопросы. А они обязательно возникнут: по новым контрагентам, по распределению прибыли, по особо крупным сделкам и пр. Не обязательно разногласия возникнут из-за злого умысла, чаще просто по забывчивости. Есть официальные документы: назначение директора, одобрение особо крупной сделки, финансовая помощь и т. п., и неофициальные, внутренние соглашения – по экземпляру на учредителя. Обычно внутренние соглашения составляются на «серые» деньги. Подписи всех присутствующих учредителей на этих документах обязательны.

2.2. Самостоятельная регистрация

Определяется указанным выше законом о государственной регистрации № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. Его лучше изучить. Обращаю внимание, что порядок регистрации общественных объединений и религиозных организаций определяется другими нормативными документами.

Также обязательно посмотрите сайт Госуслуги (www.gosuslugi.ru). На нем есть возможность подачи заявления, да и вообще он постоянно развивается и совершенствуется. Не забывайте про сайт налоговой инспекции вашего региона. Из необходимого в Законе выделяю следующее:

• документы предоставляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения;

• датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Выдается расписка о получении документов;

• регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Федеральным законом;

• регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов регистрирующим органом (возможно увеличение срока регистрации, например при переезде налоговой инспекции. – В. Л.).


Вы представите в уполномоченный регистрирующий орган следующие документы:

• подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – форма Р-21001, для регистрации юридического лица – форма Р-11001;