Книга Провокатор… Герой… Кто он? - читать онлайн бесплатно, автор Моисей Бельферман. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Провокатор… Герой… Кто он?
Провокатор… Герой… Кто он?
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Провокатор… Герой… Кто он?

Жизнь дорого стоит: чем больше претензии людей, тем дороже приходится платить за все случающееся в этом мире. Самое удивительное, что существует много людей с непомерными претензиями. Откуда они берутся? Присмотришься внимательнее к ним, и оказывается, что это люди мелкие и даже недалекие. Зато у них слишком раздуто самомнение. А вот умные и стоящие люди редко бывают нескромны. А эти сплошь и рядом строят из себя гордецов. Как сложно и легко иногда по внешнему виду определить, каков человек. Вздернутый нос и горделиво-пренебрежительная осанка характеризуют глупца более точно, чем сотни слов. В себе нужно развивать наблюдательность и глазомер.

О жизнь, жизнь… Больше всего она не закономерность, а чудовищная ошибка природы. Рождение ребенка – часто чистая случайность, возникающая из одного совокупления. Дети – только плата за развлечения и удовольствия. Дети вроде скрепляют семью, внешне сближают людей. Хорошие дети родителям в радость, а плохие – их несчастье. В этом мире мало случается радостей, но часты несчастья. Семьям лучше обходиться без детей – так проще.

Часто говорят, что семья – основа государства. От ее сплоченности и крепости зависит государственная мощь. В действительности все наоборот. Государство чем-то напоминает семьи. Только семьи невоспитанные и грубые. В них процветает культ насилия, вопросы решают без собеседования и демократического принципа. И добропорядочные семьи прообразом государственной структуры не служат. Государство знает только диктат, насилие. Оно утверждает свою волю. В его структуре добродетельного ничего нет. Моральное и добродушное уничтожает вмиг злая бюрократия. Государства существуют только в качестве аппарата порабощения и насилия. Нужно непременно разрушить это чудовищное, совсем не инородное образование. Но что можно создать взамен? Что?! Без сдерживающего фактора государства с его аппаратом насилия люди перережут друг другу глотки. Еще слишком рано рассчитывать на сознательность и самоограничение людей. Есть вероятность, что это никогда не станет возможно.

Безрадостны перспективы. Все слишком мрачно. Нужно смотреть на вещи в направленном свете, видеть окружающую действительность без идеализации и прикрас. Никому не нужны все эти сколы и срезы: они не в состоянии охарактеризовать картину и обстановку. Жизнь многоцветна и многогранна. Многозвучна ее гамма. Наряду с благозвучием существует какофоническое звучание. Наша жизнь многосложна: не все, что в ней совершается видно на поверхности. Человек просто не в состоянии проникнуть во многие тайны жизни: для этого нужно обладать свойством полубожественного провидения, а не только уметь синтезировать-анализировать факты бытия разрозненные.

Отдельные люди намереваются идти против течения. Они обязаны обладать разными способностями и волевыми качествами. Прежде им нужно попробовать свои силы. Удостовериться. Разобраться в себе и понять, оправдан ли риск? В испытаниях и борьбе можно закалить свой характер, проверить способности воли.

Многие семьи в настоящее время ведут самый недостойный образ жизни. Прежде следует обратить внимание на женщин. Они добиваются равноправия и даже полноправия. Необходимо учесть женские природные свойства: они редко умеют сдерживать свои чрезмерные чувственные порывы. Часто неуемны их желания, они требуют невозможного, страшатся одиночества. Женщины вносят разлад во всю жизнь неоправданными действиями.

Мужчины тоже оказываются не на высоте. Они не желают даже на время расставаться с частью своих привилегий. Не могут логикой доказать правоту силы. Женщины обнаруживают некий вакуум – врываются в проран. Начинают все подряд прибирать к своим рукам.

В жизни эта несдержанность является еще более трагичной для обоих полов. В несогласии мнений они изводят друг друга по мелочам. Люди выставляют непомерные, пышущие словесной вонью претензии. Им не до скромности: они сами точно не знают, чего хотят. Замораживают собственную позицию, требуют от партнера понимания. Возможно, семейные конфликты – форма узнавания естественная, закономерная – притирка характеров. Но почему при этом совершают столько необъяснимых гнусностей? Неужели среди близких людей все дозволено в отношениях друг к другу? Рядом находятся дети. Они все видят и учатся жить по-взрослому. Далекие от подличанья, они очень скоро сами становятся отъявленными подлецами. Изначально они не умеют прятать лживость. Затем взрослеют, с нескрываемой хитростью идут напролом. Их тактика становится более отточенной, утонченной.

Семейное сумасбродство – явление совершенно не безобидное, оно подтачивает весь государственный организм. Нездоровье семьи страшно усиливает общее недомогание общественного организма. Невозможно законсервировать заразу: она множится и распространяется, имеет всеохватывающую тенденцию. К нашему несчастью, дурной пример очень заразительный. Люди редко живут разумом – они руководствуются своими потребностями. Смотрят на соседей, подсматривают у незнакомцев. Собственную жизнь устраивают подобно чужой. И по этой причине в мире развито однообразие и схожесть, своеобразная однотипность. Обесцвеченная невыразительность захватывает все более широкие позиционные просторы. Выразительность вырождается. Нас ожидает маловыразительное печальное будущее: оно возродится из негативной струи и даже широкого потока…

Надо учесть, что у русских правителей не осталось ничего своего, естественного и первозданного. Проявляемое ныне позаимствовано. Грубость и дикую жестокость переняли у монголов и татар. Агрессивность, панславизм[1], неуемное властолюбие и пристрастие к завоеваниям – у князей и дружинников варяжских. Безалаберность, расточительность, пристрастие к роскоши – у византийских правителей и граждан. Государственная организация и судебно-тюремная система – от немцев.

На востоке российский экспансионизм сдерживает сильная Япония. Ее экономические и людские ресурсы ограничены в значительной степени. В мировой схватке победа должна достаться потенциально более сильной России. На юго-востоке, на теплом юге, на просторах ослабленного Китая, Персии, Индии Россия встречает Великобританию.

Но времена меняются. Современный век все сильнее разжигает тягу к независимости. Свой национализм. Даже против ее собственной воли Великобританию вынудят предоставить Индии право развиваться самостоятельно. Как только это произойдет, российское продвижение в направлении юга станет неудержимым.

На юге лежит Турецкая империя. Хищные российские взоры устремлены в этом направлении. Константинополь с проливами – давняя мечта царей Романовых. Балканы и Восточная Европа – будущие славянские владения России. На северо-западе расположена слабо защищенная Скандинавия. Но здесь сильны немецкие интересы. Ох, эти немцы! Не будь их, не только Россия – сама Европа стала бы другой. Германия – непреодолимый центр Европы, а немцы – самый молодой народ. Более хищный, жадный, жестокий в сравнении с соседями. Сейчас только немцы мешают осуществить России свои гегемонистские цели на западе и северо-западе Европы. Как единая нация, они представляют угрозу, ставят под сомнение прочность Российской империи на двух континентах.

Франция занята поиском величия и демократизма. Великобритания рассосалась и разбросала силы по колониям, а теперь бороздит океаны. В Испании зреет анархическая революция. Одна радость – невежественные, даже непомерно фанатичные ее массы ввергнуты в религиозную сонливость, и красочные корриды отвлекают их от решения социальных проблем. На Апеннинах все еще происходит становление государственности. Здесь по-прежнему цивилизация, подобная древней.

Россия оказалась намертво запертой на севере, потому продвигаться теперь некуда: путь преграждает Ледовитый океан. Никто точно не знает, удастся ли преодолеть его в будущем.

Россия беспрерывно расширяется. Мощь ее увеличивается. Скрыть этого нельзя: плохо управляемое государство поступает расточительно со своими людскими ресурсами и природными богатствами. Ведем себя словно собака на сене. Мы не используем сами территорию и природные ископаемые и другим не позволяем воспользоваться этими несметными богатствами. Природные клады пусть до поры до времени остаются нетронутыми. Самое главное – под нашим управлением.

Мировые державы вроде Великобритании и Германии непременно попытаются ослабить военную мощь России и поделить ее необычайно обширные владения. Но это им не удастся!

Русский народ – неоднородный, со смешанной кровью. Славяне – это люди, отличающиеся происхождением и языком. Для славянофилов русские – это русские. Но кто такие русские в действительности? Попробуйте найти точный ответ. Как и многие другие нации, русские – историческое явление, только болотные патриоты считают их феноменами.

На нынешнем поступательном пути к анархической революции движение происходит черепашьими темпами. Необходима интенсивность действий: террористическими выступлениями и бунтами приближать социальную революцию, а также помнить, что любая уступка правительству повлечет за собой новые несчастья и беды. В мире есть только два непримиримых полюса – правительства и народы.

Красивы и благодатны эти места. Как и в древние века широка и обильна эта земля, но нет в ней порядка. Все так и останется, пока общественная структура сохраняет классическую государственную форму. Ничто тут не изменится к лучшему без и вне социальной революции. Нельзя исключить возможность реформации насилия.

Плоскоступным славянофилам лучше предоставить возможность изъявлять особую любовь к этим местам. Страна как страна. Вот только дикости больше, чем в любой части Европы. Кому нравятся славословия – пусть упражняются. У серьезного человека времени на них не остается. Достаточно одного слова «Родина». Она всегда одна. Любвеобилие, многословие… это пустое. Истинные чувства затмевают и подменяют их словами. Слова малоценны. Упражнения с ними заинтересуют одних недалеких софистов и политиканов: они мнят себя, представляют выразителями народных дум, чаяний.

Сокровенные чувства и мысли чаще всего скромны, стеснительны, молчаливы. Чувства, выставленные напоказ, – это почти всегда лицемерие и спекуляция. Ничтожества желают служить примером: вот-де какие мы патриоты! Следуйте за нами! Эти ничтожества встречаются всегда и везде: законодатели мод, руководители… Противно смотреть. Одно только нахождение рядом с ними вызывает тошноту. Их поддерживает реакционная печать, публикующая хвалебные статьи. Пусть только хорошо платят заказчики – исполнители найдутся! Противно читать и держать в руках такие «писания». Для этой продукции находятся издатели, пропагандисты и потребители. Честное кажется чем-то незаурядным и выходящим за рамки.

В этом заключена чудовищная сущность: гениальные «фурсики» вроде Наполеона Бонапарта приносили обществу невероятное количество бед.

* * *

Революционная группа часто заседает у «русского» по всем статьям часовщика Франца Клеца – немца, который потерял большую часть своих корней. Он озабочен русским суверенитетом и национальной гордостью. Считает российский приоритет в показательном смысле самым выдающимся и передовым в мире. Он убежден, что к числу величайших достижений русского гения следует отнести изобретенную им развлекательную цифровую грамоту.

Впрочем, изобрел он не все – только графические рисунки первых десяти цифр. Для последующего ряда он приспособил кириллицу. Разве нельзя? Получилась у него достаточно стройная система арифметических символов. Пусть подобно часам тикают и приносят большие денежки для накопления капитала – смысла существования.

* * *

По цифровой системе Ф. Клеца: А – 10, Б – 20, В – 30, Г – 40, Д – 50, Е -60, Ж – 70, 3 – 80, И – 90, К -100, Л – 200, М – 300, Н – 400, О – 500, П -600, Р – 700, С – 800, Т – 900, У – 1000, Ф -2000, X – 3000, Ц – 4000, Ч -5000, Ш – 6000, Щ – 7000, Э – 8000, Ю-9000, Я-10000.

По причине нехватки букв в русском алфавите пришлось позаимствовать их у латиницы: G – 100000, Н – 1000000, J -10000000, Q – 100000000, W -1000000000.

В составе революционной группы был Федор. Его настоящего имени никто не знал. Могли знать, но… Ф. Клец считал его своим лучшим учеником. Вычудил он даже нечто большее – в соревновательном смысле «переплюнул» своего учителя. Такое иногда случается.

* * *

Кукрубуксов – человек развитой, увлеченный. В классовой борьбе и марксизме он разбирается лучше, чем в технике и религии. Считает вольным изложением иудаизма. Троица – святое семейство. Святой дух – это сосед-кум, участник распития.

Отдает арифметическим упражнениям весь досуг. Свои знания арифметики он почерпнул из учебника «без картинок» за авторством Пупкина. На этом уровне он не задержался и развил собственное направление. Прежде всего, разработал принцип делимости, но еще не разобрался, насколько его открытие важно для развития арифметики и науки в целом.

* * *

На 1 делятся все цифры. Этого не надо доказывать.

На 2 делятся все четные цифры. Легко и ясно.

На 3 делятся цифры: их общая сумма делится на 3. Просто и ясно.

На 4 делятся четные цифры: в них дополнительно две последние в ряду делятся на 4. Не надо долго объяснять – все полные сотенные делятся на 4.

На 5 делятся цифры: в них последние 5 или 0. Десятки делятся и на 5.

На 6 делятся цифры с двумя признаками. Они четные. Второе: делятся на 3.

На 8 делятся цифры… Три последние знака обязательно делятся на 8.

На 9 делятся цифры, суммарность которых должна делиться на 9.

На 10 делятся цифры с окончанием 0. С одним или больше нулей.

На 11 делятся цифры с такими признаками. Сумма цифр на четных местах равна подобной сумме на нечетных местах. Разность между ними кратна цифре 11. И эти делятся.

На 12 делятся цифры четные: одновременно должны делиться на 3 и 4.

На 15 делятся цифры: одновременно должны делиться на 3 и 5.

На 18 делятся цифры четные, одновременно должны делиться на 9.

На 20 делятся цифры – последние должны делиться на 20.

На 22 делятся четные цифры, одновременно делятся на 11.

На 24 делятся цифры: одновременно на 3 и 8.

На 25 делятся цифры: последние в ряду должны делиться на 25.

На 30 делятся цифры: с окончанием 0 и одновременно должны делиться на 3.

На 33 делятся цифры: делятся одновременно на 3 и 11.

На 36 делятся цифры: делятся одновременно на 4 и 9.

На 40 делятся цифры: должны делиться на 4 и заканчиваться 0.

На 44 делятся цифры: делятся одновременно на 4 и 11.

На 45 делятся цифры: делятся одновременно на 5 и 9.

На 48 делятся цифры: делятся одновременно на 3 и на 8.

На 50 делятся цифры: должны заканчиваться на 50 или 00.

На 55 делятся цифры: делятся одновременно на 5 и 11.

На 60 делятся цифры: делятся одновременно на 6 и 10.

На 66 делятся цифры: делятся одновременно на 6 и 11.

На 72 делятся цифры: делятся одновременно на 8 и 9.

На 75 делятся цифры: делятся одновременно на 3 и на 25.

На 80 делятся цифры: делятся одновременно на 8 и 10.

На 88 делятся цифры: делятся одновременно на 8 и 11.

На 90 делятся цифры: делятся одновременно на 9 и 10.

На 99 делятся цифры: делятся одновременно на 9 и 11.

На 100 делятся цифры: должны заканчиваться на 00.

* * *

Когда-то математики придумали проценты и использовали их по широкому профилю. Прежде всего, в финансах, экономике и прочих управленческих сферах развития. Точно не знаю: 100 использовали только в процентах? К ним привязывали другую цифирь? Выясняют отношение каждого свойства к заданной заранее величине.

Число 100 использовали не зря – с ним легче всего проводить математические манипуляции.

Возможно, ограничились этой однобокостью?

Существует и другое направление: с той самой цифрой 100 – это возможность использования ее в противоположной части.

* * *

1. Чем отдаленней число от 100, тем большую величину значения качества оно проявляет.

2. Качественное свойство чаще проявляет значение трехзначной цифрой: целой величиной и сопровождающими ее двумя цифрами после запятой.

3. Просматривается отличительная закономерность между рядом находящимися цифрами-качествами.

4. Цифры 1, 2, 4, 5, 10, 20, 25, 50 и 100 имеют целые значения. Объяснение этому простое: 100 делится на них без остатка.

5. Для более точного качественного значения представляем две цифры после запятой.

6. Можно заметить схожесть значений между двумя стоящими рядом цифровыми качествами.

7. Указанную закономерность легче заметить для качественных чисел от 50 и высшего значения.

* * *

1 = 100 20 = 5 40 = 2,5 60 = 1,67 80 =1,25

2 = 50 21 = 4,76 41 = 2,44 61 = 1,64 81 =1,23

3 = 33,33 22 = 4,55 42 = 2,38 62 = 1,61 82 = 1,22

4 = 25 23 = 4,35 43 = 2, 325 63 = 1,59 83 = 1,20

5 = 20 24 = 4,17 44 = 2, 27 64 = 1,56 84 = 1,19

6 = 16,67 25 = 4 45 = 2,22 65 = 1,54 85 = 1,18

7 = 14,29 26 = 3,85 46 = 2,17 66 = 1,52 86 = 1,16

8 = 12,50 27 = 3,72 47 = 2,13 67 = 1,50 87 = 1,15

9 = 11,11 28 = 3,57 48 = 2,08 68 = 1,47 88 = 1,14

10 = 10 29 = 3,45 49 = 2,04 69 = 1,45 89 = 1,12

11 = 9,09 30 = 3,33 50 = 2,0 70 = 1,43 90 = 1,11

12 = 8,33 31 = 3,23 51 = 1,96 71 = 1,41 91 = 1,1

13 = 7,69 32 = 3,13 52 = 1,92 72 = 1,39 92 = 1,09

14 = 7,14 33 = 3,03 53 = 1,88 73 = 1,37 93 = 1,08

15 = 6,67 34 = 2,9 54 = 1,87 74 = 1,35 94 = 1,06

16 = 6,25 35 = 2,86 55 = 1,82 75 = 1,33 95 = 1,05

17 = 5,88 36 = 2,78 56 = 1,78 76 = 1,32 96 = 1,04

18 = 5,55 37 = 2,7 57 = 1,75 77 = 1,30 97 = 1,03

19 = 5,26 38 = 2,63 58 =1,72 78 = 1,29 98 = 1,02

39 = 2,56 59 = 1,70 79 = 1,27 99 = 1,01

100 = 1

Глава третья

Киевские торжества

Дмитрий вернулся и застал Киев беспокойным. В суматошном городе происходит вакханалия. Непомерное оживление связано с предстоящими в конце августа – начале сентября торжествами. Приготовлениями начались заблаговременно и очень интенсивно. Местные власти по долгу службы предпринимают чрезвычайные меры охраны: прочесывают дворы и улицы, устаивают облавы и обыски, арестовывают «для выяснения личности». Даже привыкшего к насилию обывателя возмущает произвол властей, что уж говорить о человеке, который живет с внутренним протестом против произвола государственной организации? А та давит прессом и истребляет индивидуальное. При виде и ощущении окружающих диких несуразиц совсем нелегко оставаться спокойным. Подумать только: все в этом мире и жизни приносят в жертву учреждению государственного насилия. Подобное трудно вытерпеть свободолюбивому человеку. А Дмитрий относит себя к непримиримым врагам тупости со стороны организации сверхнасилия.

Местные власти старательно демонстрируют желание выслужиться перед высшей правительственной властью и государем. В душе Дмитрия проявления верноподданничества вызывают естественные чувства сопротивления. В нем зародились протест, осознание важности момента, желание, потребность, даже необходимость противостоять и противодействовать начинаниям властей. Постепенно в нем родилось желание попытаться разрушить организацию широковещательной саморекламы, отомстить за народные права, особенно поруганные в последние годы самодержавного правления. Дмитрий явственно ощущал страдания своей души. В нем возникло и зрело непреодолимое желание выкинуть чрезвычайно яркую, забавную, злую шутку, которая способна проучить непомерно чванливую, но беспечную власть. Самих властителей. Желание это затаенное: оно не просто возникло – оно заискрилось, превратилось в мечту, надежду и уверенность.

Прошло уже почти два года подпольной бездеятельности. От активной революционной работы Дмитрий отошел: прежде считал ее смыслом своей жизни. Эти годы не перечеркнули его симпатии и пристрастия. Он много раз пытался оторваться от «смысла своей жизни», от рискованной и многосложной борьбы. Не смог! Его насквозь пропитал яд прошлой жизни и нелегальной деятельности. Ничем нельзя вытравить воспоминания прошлого, опыт борьбы. Дмитрий не смог заинтересоваться ничем другим – он не встретил ничего важного и более стоящего. Подпольная борьба – это его призвание!

Его сердце слишком чутко: близко воспринимает происшествия, оригинальные мысли, общественные течения. Воспоминания постоянно возвращают его к прошлому. Он старается не прислушиваться к голосу своей души. Но разве не услышишь этот голос? Его ничем не заглушишь. Ничем не заменишь цель, идеал: нет ничего стоящего в этой беспросветной, сволочной жизни. Бесполезно отдаваться собственным переживаниям и перетирать в мозгу однотипные мысли. Его манит к себе и рвет живое общественное служение.

В мыслях Дмитрия зреет коварный план… С каждым новым днем и часом его замысел наполняется смыслом и обретает зримые очертания. Дмитрий уже не в силах владеть собой и отказаться от преследовавшего его наваждения.

При встречах с товарищами по революционной деятельности Дмитрий откровенно признавался: он верит в пользу одних только индивидуальных актов. Основанием служит его убеждение: из собеседников никто не догадается, что он откровенно говорит о своих планах. Действительно, спокойного, владеющего собой человека товарищи встречают. Воспринимают абстрактно все эти разговоры. Ни у кого не возникает подозрения, что в его сознании зреет план чрезвычайной важности. Даже родные не замечают в нем особых перемен.

Один известный факт дает понять: не все «спокойно на Шипке» – в середине августа родители уезжают за границу. Во время прощания. Беспокойное сердце матери какой-то подсознательной струной почуяло что-то неладное. Она задала прямой вопрос:

– Сын, ты здоров?

– Конечно же, мама. Ты с чего это спрашиваешь?

– Митя, скажи правду. Во время нашего отсутствия не случится ничего? Я могу ехать спокойно?

– Мама! Да что это тебе все кажется? Конечно, можешь…

Его слова несколько успокоили, поэтому она решила оставить сына в покое и без присмотра. И все же ее долго не покидают тревожные предчувствия. Ведь она в сыне заметила смутно-беспокойное, какое-то гнетущее волнение, словно это была затаенная боль, невысказанная тоска или неосуществленная мечта. С ним не все в порядке. Нет. Не дай Б-г это болезнь! Ее побуждала ехать серьезная болезнь мужа – имелась необходимость в курортном лечении и отдыхе. Потому она переживала: как можно оставить сына в столь серьезный момент?

Через пару дней после отъезда родителей в Петербург уехал его старший брат Владимир. Дмитрий остался один в просторной квартире, наедине со своими мыслями и намерениями. Он не забыл тревоги матери перед отъездом: написал отцу письмо делового содержания.


«18 августа. Дорогой папа. Вчера дом опустел. Уехали Володя и Вера. Впрочем, за последние дни я так забегался, что почти их не видал. У меня есть комбинация, о которой я хотел даже телеграфировать, но потом предпочел написать. Дело в следующем. Через близко знакомого, газетного сотрудника М., я познакомился с некоторыми инженерами гордумы. Один из них берется устроить большой заказ на водомеры на 12 500 рублей, но при этом, конечно, требует куртаж в размере 400 рублей.

При таких условиях на долю мою и моего компаньона остается по 900 рублей заработка. Как назло, Ш. нет в Киеве. В настоящем деле риска нет никакого, но требуется деньги передать в третьи руки. Право выбора лица предоставлено мне – с согласия инженера, конечно. Я предлагаю сделать следующее: 400 рублей передать №№ (кроме того, что это, безусловно, порядочный человек, он держит деньги на текущем счете № и таким образом получить их не может без него). М. выдает мне расписку: обязуется через шесть недель вернуть деньги мне или же, если в течение этих шести недель заказ сделан городом по определенным в прейскуранте ценам, выдать их инженеру. Если заказ будет сделан на маленькую сумму, то куртаж уменьшается пропорционально. Денег я не хочу передавать Л., ибо нужно избегать огласки.

Я надеюсь, что ты, папа, согласишься на это, поверишь моей опытности. Ответь телеграфно по этому делу.

Неприятный сюрприз произошел на следующий день после твоего отъезда: принесли повестку по делу П. Заседание назначено на 19 сентября. Я повестки пока не принял, а отправился в суд, но, увы, отложить дело никак нельзя. Думаю, что лучше всего будет написать П. о присылке другой доверенности или же, если считать удобным это, напиши К., может быть, он согласится заверить твою подпись на передоверие.

Дома все в порядке. Р. внес деньги в общ. вз. кред., извинился за опоздание и выражал полную готовность внести на следующий срок на месяц раньше. Ф.тоже перебрались. Страшно нудят со всякой мелочью. Успокой мамашу насчет билетов. От дедушки письмо было и перевод т. Маше 300 рублей.

Новостей больше никаких. Целую крепко, Митя.

Р. S. Целая история из-за ванны у М-м Р. Настаивает на белой эмалированной ванне. О поставленной же слышать не хочет, боясь заразы, т. к. ванна от П. Идиотка страшная. Можно ей предложить поставить свободную медную ванну?»

* * *

Это целое искусство – таиться: явное свидетельство серьезности намерений и скромности человеческой натуры. В любом деле возможны срывы: к чему его еще подвергать излишнему риску? Ажиотаж мелких людей – пустое. Обывателям лишь бы чем занять свои скудные познавательные потребности, а дело… Для дела совершенно не безразлично, находятся вокруг него чистые руки или правительственная власть подослала соглядатая. Для торжества дела следует подавить свое тщеславие. На время забыть, что предпринимаешь это не только для общественного блага и для прославления собственного имени. Нужно оставаться скромным в своем величии. В отдельные моменты не тараторить: разумнее всего промолчать. Идти своим путем. Никому не доверять. Много в безвестности есть положительного: нет отвлекающих визгливых голосов. Любой утомительный труд оплатят в свое время. Но произойдет это не сразу – не прежде завершения всего труда.