Буддисты в Индонезии
Их крайне мало. Небольшой промилль есть на Яве (Джакарта, Джокьякарта и Сурабайя), есть процентик на Бали, есть крупная община в Макассаре. Но буддийского большинства нигде, ни на одном острове нет. Свойства буддийских монастырей в Индонезии не изучены. Буддийский храм есть почти в каждой столице провинции, но если он не совмещён с китайскими божествами – обычно он простаивает пустым. Если буддисты в городе «спарены» с китайцами, тогда в нём будут стоять большие свечи и стоять идолы китайских божеств, а Будды и не будет видно.
Возможность ночевать в буддийском монастыре или храме (vihara buda) в Индонезии не изучалась, за малочисленностью сих объектов.
Индуисты в Индонезии
Хотя ИНДонезия начинается на буквы ИНД, – индуизм (agama hindu) тут мало распространена. После могущества в древние века, очаг индуизма остался только на Бали. Здесь существуют сотни и тысячи индуистских храмов, посвящённых разным божествам; пышно отмечаются индуистские праздники, проходят разные церемонии, процессии, а 22 марта весь Бали отмечает «День тишины», когда ничего не ездит, свет не включается, и даже международный аэропорт закрывается и на сутки тушит свои огни.
Сикхи тоже числятся индуистами. Сикхские храмы (гурдвары) официально называются «Индуистский сикский храм» – могут быть обнаружены только в Джакарте и Медане; в Джакарте их четыре (мы видели два), в Медане – несколько. В других городах сикхи как бы имеются, но найти их крайне затруднительно.
Сторонники традиционных местных верований, встречающиеся в далёких уголках страны, иногда тоже причислены к индуистам, но особенности стародавних культов я не исследовал.
Китайцы в Индонезии
При Сухарто китайцев, исповедующих традиционную религию (культ предков или даоизм) индонезийские власти не считали за верующих – считались таковые неверными, со всеми юридическими последствиями. Таким людям нужно было срочно перевоспитываться, иначе они вообще были как бы не люди. Китайцы поняли и стали массово принимать буддизм, а верней – записываться в буддисты, а в свои непонятные храмы с божками ставить ещё и идола будды. После того, как Сухарто отрёкся от своего трона, при президенте Абдурахман Вахиде, мусульманские улемы и другие учёные собрались и китайскую религию исследовали. Оказалось, что у них тоже есть своё понятие Единого, и свой пророк – Конфуций, и свои священные книги, и стало быть китайская религия, хоть и устаревшая, тоже имеет право на существование.
Теперь китайцам не нужно притворяться буддистами, они могут свободно пользоваться своим мировоззрением, а мусульманам не нужно мыть руки после прикосновения к китайцу. Даже в самолётах появилась, в дополнение к остальным пяти молитвам, молитва для китайцев. Китайский новый год стали отмечать по всей стране. А вот количество этнических китайцев в стране относительно невелико – от силы пара-тройка процентов. Многие из них живут в Макассаре, некоторые – в других больших городах, занимаются там торговлей и крупным бизнесом, имеют свои рыночки и закусочные. В небольших городах также бывают китайские общины, торговцы.
Перспектива захвата Индонезии китайцами – малореальна, опасности китайцы для остальной Индонезии не представляют. Для вольного путешественника китайцы в быту мало понятны, всё-таки разный у нас менталитет. Но по интернету можно найти хозяина-китайца, который приютит вас, это тут нормально – китайцы тут вписывают у себя, как и все остальные народности.
Язычники (традиционные лесные верования) в Индонезии
Как и во многих больших странах, – на перефирии Индонезии сохранились народы, исповедующие свои традиционные религии, бывшие у них до прихода ислама, христианства и буддизма. Некоторые народы Сулавеси, Папуа и далёких восточных осторовов сохранили свои прежние веры. Кое-где они постепенно отмирают, кое-где сливаются и переплетаются с христианством или исламом, а где-то ещё и успешно противостоят религиозной глобализации. Официальное правительство, и мусульманские и христианские проповедники, много лет уже борятся с язычеством, итог борьбы простейший: многие приверженцы древних религий записываются христианами (особенно на Папуа) или индуистами даже (в хитросплетениях и разветвлениях индуизма сам Саи Баба ногу сломит), и тихонько продолжают свои культы предков, деревьев, духов и т.д.. Подробно изучать традиционные лесные религии мне не пришлось.
Обычаи и нравы
Несмотря на преобладание мусульман, здесь нет строгого религиозного исламского закона для всех. Кто хочет, ходит в исламской одежде (это касается многих женщин), кто хочет – в обычной, как в не-исламских странах. Только в самом строгом религиозном штате Ачех мусульманские женщины все покрывают голову платком и одеты в хиджаб (исламское платье) – но к иностранкам это не относится, те могут одеваться как угодно, лишь бы не совсем голо.
Новая Гвинея – другая крайность. Некоторые папуасы там ходят вообще нагишом, с накладной пиписькой (котекой), хотя, конечно, в столице и даже в центре провинции они в таком виде не показываются.
В целом, женщина может ходить как с покрытой головой, так и с непокрытыми волосами. Мужичны бывают как в штанах, так и в юбках («соронг»), а студенты попадаются и в шортах. Иностранец-турист тоже может показываться в шортах и никто ему злого слова не скажет, но лучше длинные шорты, ниже колен.
Страна трезвая, хотя религиозные меньшинства могут и употреблять алкоголь – но папаусы могут напиваться до нестоячести. Пьянение считается признаком нехорошего тона. Представители «современной» молодёжи, кто пьёт алкоголь втихую или в столичном баре, пьянеют крайне быстро. Оно понятно, люди к алкоголю не привычные, тут пить – значит быть плохишом и бунтарём.
Зато очень многие мужики курят. От 15 до 70 лет, курят очень активно в Индонезии. Вас часто будут обкуривать, даже там, где написано «DILARANG MEROKOK» (Курить запрещается) – на пароходах, в автобусах, зданиях. За последние десять лет процент курильщиков в стране существенно снизился, благодаря пропагандистской государственной кампании против табака со стороны государства, и росту цен на сигареты: стоимость пачки сигарет уже подходит к одному доллару.
Входя в квартиру, дом, мечеть или храм, всегда нужно снять обувь. В церкви это делать не обязательно. Если у дверей какого-либо публичного места стоит куча ботинок/сандалий, это признак того, что в этом месте снимают обувь. Во многих Интернет-кафе, в некоторых магазинчиках, офисах тоже разуваются при входе.
Если принесли много еды, не спешите набрасываться, пусть хозяин дома или самый почётный человек начнёт первым (возможно, произнеся благословение: «Бисмилляхи!») Или вам покажут, что вы и есть самый почётный гость, вам скажут: «Силакан макан!», пожалуйте! ну тогда вы и начинайте. Не забудьте руки помыть перед едой.
В мечеть можно ли заходить неверующим (не мусульманам)? Это не запрещено, но можно случайно попасть на молитву и смутить верующих. Лучше, чтобы кто-то из местных пригласил вас в мечеть, станьте у дверей и сделайте заинтересованное лицо. Вас быстренько пригласят – или наоборот, узнав, что вы не мусульманин, отговорят от посещения мечети, если это особо святая мечеть Сунан Ампел в Сурабайе. Есть и третий вариант – вас попытаются конвертировать в истинную веру, особенно если кто-то из мусульман окажется, кто знает английский язык.
Если вы оказались в мечети, не надо проходить перед лицом того, кто стоит на коленях или совершает поклоны. Такого человека надо обойти сзади, но никогда не спереди. Вообще переходить перед носом (лицом) сидячего или лежачего человека не следует, это очень неприлично; особенно неприятно, неприлично переступать через кого-нибудь. Если вы сядете, ляжете в каком-то узком проходе, то индонезийцы не смогут переступить через вас, будут ждать, что вы втянете ноги, или будут стоять-ждать, когда вы съёжитесь.
Ноги считаются грязной, низкой частью тела, не зря по-индонезийски они называются «КАКИ». Нельзя показывать ногой на кого-либо, или развалясь, тыкать человека носком ноги, или вообще направлять ногу, например, на голову другого лежачего или сидячего человека. Вы заметите, что индонезийцы сидят, спрятав свои «каки» под себя, и не выставляют их вперёд в приличном обществе. Позы путешественника бывают различными, но на другого человека, особенно на голову, ваши «каки» направляться не должны!
Ноги нужно мыть регулярно, как и весь организм. Индонезийцы аккуратны, берегут свою чистоту и принимают водные процедуры (моются) два раза в день или чаще. Возможностей для этого достаточно, везде (кроме папуасских гор и лесов) есть Камар Манди – помывочная. Мойтесь как минимум два раза в день, не воняйте, даже небольшой запах человека будет считаться тут неряшеством. Самые грязные бомжи в Индонезии не пахнут, и вы тоже будьте чисты.
Купаться нагишом в Индонезии НЕ принято. Это могут делать только папуасы. Слишком открытые купальники у женщин тоже не хороши. Может быть только на Бали, где тусят иностранцы и есть всякий разврат. Но женщина не должна купаться совсем голой, или в очень открытом купальнике, даже в туристическом месте, чтобы не собрать вокруг себя толпу местных интересующихся. Ходить с голым пузом не следует ни женщинам, ни мужчинам.
Многие индонезийцы едят руками. Для этого используется правая рука (а для подмывания попы, наоборот, левая). Иностранцу часто постараются найти вилку-ложку.
В туалетах Индонезии, почти никогда, нет туалетной бумаги. Наш северный обычай подтираться бумагой или газетой азиаты сочтут варварством. Здесь подмывают попу водой из специального кувшинчика, бутылки, ковша или из особого крана, торчащего из унитаза (в богатых офисах и домах). В простых домах унитазы обычно низкие, на них нельзя сидеть – можно только стоять на корточках, и крантика из них не торчит. А если бумагу в них сбросить, они могут засориться – трубы унитазные у них меньшего диаметра.
Здесь не принято шумно спорить, кричать громко в публичных местах. Наш российский метод громко что-то на улице выяснять с матюками, или же орать – в Индонезии не подходит. Индонезийцы будут удивлены, если вы будете между собой ругаться – а для россиян-то и не ругаемся это, а обсуждаем просто. Ещё более неприемлемо публично ругаться на индонезийца, будь то продавец, полицейский или таксист. Выразить своё негодование можно мягко, особенно если вам от человека что-то нужно. Бегать, размахивать руками, быстро двигаться тоже тут не принято – и хотя в домашних условиях они могут что-то друг с другом выяснять, это не выносят на публику.
Кричать громко по-русски, по-английски и по-индонезийски на администратора гостиницы: «Вы чо, совсем прифигели, у вас таракан в номере!!» – не следует: индонезиец просто «перегорит», «зависнет» и не будет предпринимать никаких мер для исправления ситуации. «Ты охренел, гад, тут все платят 10,000, какие 50???» – кричать так на таксиста или билетёра в автобусе, это значит человека испугать, он вообще испортится, и сдачу вам с полтинника не даст, скорей всего. Лучше заранее подготовьте десятку без сдачи, и дайте её, если точно знаете цену.
Во многих домах имеются Кораны, и люди любят их читать вслух, хотя при этом половину слов они не понимают. Индонезийский язык полон заимствований из арабского, также арабский учат в мечетных школах-медресе, но разговаривать на нём умеют только некоторые люди, ездившие учиться в Египет или страны Персидского Залива и имеющие практику арабского разговорного. Если человек читает какую-то книгу крупным шрифтом, а шрифт при этом арабский, то почти наверняка это – Коран или сборник сур из него.
Если в квартире, в машине или в мечети вы увидели Коран, нужно отнестись к нему с уважением. Нельзя ставить на него горячий чай или другие предметы, покрывать другими книгами или вещами; в стопке книг Коран должен лежать сверху. Придя из туалета, не стоит хватать Коран неумытыми руками – сперва нужно сделать омовение. Если вы человек неверующий, не стоит особо трогать Кораны, а если и взяли в руки, то осторожно листайте, за поля книги, не залапайте буквы – религиозные граждане помнят, что ничто нечистое не должно прикасаться к аятам священной Книги.
Такое же уважительное отношение нужно проявлять к Библии, если у кого-то есть таковая – по-индонезийски она называется Al Kitab (Книга), а если она открыта, то распознать её можно по стандартной «библейской» двухколоночной вёрстке.
Индонезийцы не любят ходить пешком, если то не папуасы, которым пешеходное движение привычно. И на километр, и даже на двести метров индонезийцы предпочитают не идти, а ехать на мотобайке или даже на рикше. По тротуарам в городе почти никто не ходит, обычно проезжают мимо на мотоцикле. Расстояния они не представляют объективно, и сколько километров или сколько часов пешком до соседнего села, супермаркета или достопримечательности – они часто не знают. Мотобайк для езды, смартфон для СМСок или самофотографрования – вот их повседневные орудия.
Чиновники и взятки. Индонезия – более коррупционная, чем Россия, страна. Тут можно почти всё, а если чего-то нельзя, то за деньги бывает можно. Пройти за небольшую взятку (без квитанции) на гору или национальный парк… за рулём – откупиться от полицейского, который хочет штраф… Продлить визу тогда, когда это уже вроде бы нельзя сделать… Просрочив визу, оплатить штраф на выезде в уменьшенном размере, в виде взятки пограничнику… всё это тут ещё проще, чем в России; размеры взятки разные; ориентируйтесь на ¼ официального тарифа на что-либо. Торговаться – можно.
Мечети и их свойства
Самое распространённое религиозное заведение в Индонезии – это, конечно, мечеть (Masjid). Бывают самых разных форм и размеров – от простеньких деревенских навесов и домиков до огромных, построенных государством, столичных сооружений, вмещающих тысячи людей. Мечетей тут в стране более полумиллиона! В больших мечетях имеется постоянно обитающий персонал – сторож, имам (или имамы), в маленьких персонала нет, а самые небольшие мечети называются «Мушолла» (Musholla). Мушолла есть и на вокзале, и в порту, и в торговом центре, и в офисном здании, и в некоторых заведениях общественного питания, на автозаправке, на трассе, да и вообще в лесу.
Мечети предназначены для верующих-мусульман, чтобы мы там совершали поклонение Всевышнему. Кроме поклонения, есть и другие фунции. У мечети есть краны, кранами может воспользоваться любой человек. Мечеть – центр общения местных жителей, типа деревенского или районного клуба, место произнесения проповеди, место, куда несут деньги – пожертвования, и где могут оказать помощь обедневшему, нуждающемуся.
Мечеть, вид снаружи
В каждой мечети есть tempat wudhu (темпат вуду) – место омовения, отдельно для мужчин (pria), оно видно сразу – много кранов. И где-то там спрятано и закрытое место омовения женщин (wanita). В некоторых мечетях, редко-редко, нет отсека для женщин, но обычно оно имеется.
Часто при мечети имеется «душ», т.е. помывочная комната (kamar mandi), где можно помыться целиком. Порой он закрыт (tutup) на ключ (kunci) – найдите сторожа и попросите открыть. Там же можно и постираться можно.
Все приходящие на молитву совершают омовение (лицо, нос, рот и уши, руки до локтей, ноги до щиколоток). Бывает, что на входе имеется небольшой резервуар воды глубиной 20 сантиметров, люди, проходя через него босиком, ноги моют автоматически. Там же обычно бывает туалет.
В мечети внутри чисто, аккуратно, полы кафельные, обычно покрыты ковриками, хотя бы первые ряды; обычно имеются вентиляторы, нередко – и розетки. Шкафчики с литературой содержат, как правило, Кораны на арабском, или отдельные суры из него. Реже можно найти Коран с переводом на индонезийский язык. Другие книги тут редко встречаются.
Начинается коллективная молитва в мечети
97% мечетей не имеют никакой «священной» торговли даже рядом: считается, что и чётки, и тюбетейки у всех уже имеются. Но иногда, за воротами самых крупных и известных мечетей порой можно приобрести финики, Кораны, книги о благочестивой жизни, история «Вали сонго» – святых мужей, распространивших ислам по Яве, детские прописи «Арабский для начинающих», книжки «Икрá» (не удивляйтесь, это не красная икра, и Iqra, книга для обучения чтению арабского), благовонные духи и тюбетейки.
Местные мусульмане вежливо относятся к христианам, менее любезно – к атеистам, которых верно и не встречали никогда, как и иудеев: слыхали, да не видали. Неверующие и многобожники считаются нечистыми существами, «осквернить» мечеть они конечно не могут, но их не очень любят. Поэтому когда вас будут спрашивать о вере («Agama»), если вы даже атеист, вежливо отвечайте, например – «Belum» (нет ещё). Что делать с атеистом, никто фактически не знает – скорее всего, вас будут агитировать присоединится к исламу, или просто ответят с улыбкой, ну «Insya’Allah» (если Бог даст), вы ещё уверуете.
Если вас интересуют свойства и конструкция какой-то особенной старинной мечети, и вы ни разу не были там – подойдите к дверям, подождите – зайдёт или выйдет какой-нибудь человек, увидит вас, покажет что там и как. Следите за тем, чтобы вовремя снять обувь – обычно там лежит уже много шлёпанцев и написано что-то вроде «обутым не входить». Осмотр мечети неверующему нужно предпринимать тогда, когда там не проводится молитва или проповедь – чтобы не смущать население.
Внимание – нельзя заходить в мечеть в шортах по колено или ниже, или без майки, или в голом виде. А лучше всего – свободная одежда типа «халат» или «юбка». Индонезийская юбка называется «Соронг» и считается молельной одеждой. Она представляет собой трубу ткани, обычно клетчатой, высотой 1 метр и диаметром от 70 см. Сворачивается на поясе определённым образом. В соронге ходить удобно, не жарко, ноги не потеют, но неудобно лазить через заборы и делать другие физические упражнения. Можно видеть, что некоторые используют соронг как прообраз спальника – заворачиваются в него, спят в нём.
Некоторые местные думают, что молиться нужно только в соронге, и придя в мечеть, одевают его поверх штанов. На входе в мечеть часто можно найти шкафчик, где лежит сменная спецодежда – те же соронги, тюбетейки, чётки, а на другой полочке – женские одеяния. Также соронг выдают туристам, купившим билет, на входе в музей-храм Борободур.
Если вы женщина, для осмотра мечети следует одеться по форме. Следует прикрыть одеждой всё, кроме кистей рук, ступней и лица. Сами ндонезийки на улице не всегда носят такую полную одежду, а одеваются уже в мечети, нацепив «женский молельный комплект». Он лежит в женском отделении, или приносится с собой; если вы в первый раз, то подойдите к другим женщинам в мечети – вам покажут, как его одевать. Поначалу это не очень удобно.
Во время массовой молитвы, предваряемой пением муэдзина, – бродить и осматривать мечеть не следует.
Каждое утро, ещё до восхода солнца, начиная примерно с четырёх утра, из многих мечетей начинают доноситься какие-то звуки, усиленные репродуктором. Это читают Коран. Потом, примерно в 4.30, азан – призыв на молитву, и он звучит пять раз в день. Пять раз в день в мечетях собирается народ, иногда их довольно много, а максимальное число – на пятничной полуденной молитве. Тогда почти каждая мечеть полна народом, и на улице тоже сидят люди. В пятницу днём приходят только мужики без женщин, в остальные дни – люди обоего пола.
На ночь некоторые «святые учреждения» закрывают, но обычно оставляют одну из дверей, которая внешне как бы закрыта, но не заперта на самом деле. Многие индонезийцы, ревностные мусульмане, сами кочуют из одной мечети в другую, совершая «да’ват» – мусульманскую проповедь. Поэтому ночующие в мечети мужчины особо не удивляют никого. А вот ночлег женщин в мечетях – весьма редкое явление, хотя может наблюдаться в исторических местах, особенно по маршруту паломничества, связанному с «Вали сонго».
Если вы верующий, мужского пола, нуждающийся в ночлеге – можно прийти вечерком в мечеть. Если уже после последней молитвы (она в 19.30 или 20.00 происходит примерно) – нашли открытую дверцу, вошли, поставили палаточку или рюкзак сложили, умылись, постирались, совершили молитву, в розетку кипятильник воткнули, чай закипятили, лапшу растворимую приготовили, включили вентилятор, чтобы разгонял комаров, спать разлеглись.
Единственная неприятность – что ещё до утренней молитвы поднимут, в четыре часа утра – а то и в три ночи, если мечеть особо святая или какое-то мероприятие происходит. На крайняк утром, после утренней молитвы, можно ещё чайку закипятить и лапши и часок-другой поспать, до семи утра, пока окончательно не рассветёт и жизнь в городе не наладится.
Потом можно помыться для освежения и отправиться бродить по городу. Некоторые местные тоже так делают – спят после утренней молитвы, а некоторые и после дневной. Хотя сильно много не поспишь – в мечетях бывают занятия для школьников и детей, по изучению религии, и они, увидев иностранца, возбудятся и будут на вас оглядываться – лучше тогда не спать, а деликатно уйти. Да, познакомьтесь со сторожем или начальником (таамиром) мечети и оставьте ему рюкзак на хранение.
Жизнь, быт, хозяйство
Торговля. Индонезия – очень торговая страна, и здесь торгуют многие, часто прямо не отходя от дома – из окна своего дома или из пристройки к нему. Торгуют с уличных лотков, с тележек, с подносов и переносных столиков, ездят на колёсиках разные вкусности и интересности, раскладываются по вечерам на улицах разные рукоделия и промышленные товары, есть и обычные магазины, торговые центры и прочее подобное.
Продавцы, торгующие из дома, в своём квартальчике, или же ходящие с места на место коробейники, не платят никому налогов, не принимают кредитные карточки, не выдают чек. С ними можно торговаться, особенно если вы покупаете что-то дорогое (дороже 5—10 тыс.рупий), особенно если нет ценника, особенно если вы берёте несколько вещей, а не одну.
Небольшие сетевые магазинчики с названием «Индомарет» (Indomaret) или «Альфамарт» (Alfamart) имеются в городах в «цивилизованной части» страны. Это мини-супермаркеты, тут можно купить сахар, газировку и мыло, бритвенный станок или буханочку белого хлеба, стиральный порошок, соль, растворимую лапшу, рулон скотча, мороженое, и всё, что нужно «на скорую руку». Оплатить сотовый телефон, приобрести мороженое на палочке и даже железнодорожный билет. Работают эти магазинчики круглосуточно. Порой в них есть и кипяток – купил бич-пакет и тут же заварил, как в другой известной сети «7/11», бывает и стульчик и столик есть для потребления продукции. Бывает, что там же можно приобрести газ в баллоне или 20-литровую воду в большой бутылке, или же заменить опустевшие ёмкости. А вот фруктов у них нет.
Большие и средние торговые центры имеются во всех крупных городах. Больше всего их в Джакарте – там трёхзначное число огромных мегамоллов, в которых красиво, чисто и работают кондиционеры. Там можно гулять подолгу, рассматривая разные товары и их покупателей. Цены, впрочем, не дешёвые – среднемировые! Стоимость килограмма бананов или риса тут может быть больше, чем в Москве, а молоко, сыр и кефир будут дороже, чем в Западной Европе. Но можно купить по кредитке, в этом их преимущество.
Вода (air). В городах многие дома снабжены водопроводом. Вода в трубах, разумеется, только одной температуры – «холодная», горячего водоснабжения нет нигде в стране. Однако, из-за быстрого роста городов, мощности городских водопроводов часто не хватает, вы это можете заметить и в Джакарте, и во многих областных центрах.
Вода подаётся с перебоями и на туристическом острове Бали, и много где ещё. Поэтому каждый дом имеет ёмкости для воды – это или Камар Манди, помывочная, где есть резервуар для воды, или же, в цивильных особняках, сбоку или на крыше стоит большой бак-резервуар, куда накачивается вода из водопровода, когда он работает, и по мере надобности поступает в жилище. Запас воды есть у всех. Большие жилые дома в столице, и цивильные гостиницы, имеют автономную систему воды – на крыше большие баки, на несколько тонн, про запас.
В засушливых местах, типа Купанга, водопровод вовсе не подведён к большинству домов. Вообще регион Нуса Тенгара – самый проблемный в отношении воды; рек тут мало, дождливый сезон меньшую часть года длится, а грунт такой, что вода быстро просачивается вглубь. На Тиморе и других островах Нуса Тенгары люди наладились заказывать себе колодцы, на семью или на несколько семей, и брать воду оттуда с помощью насоса (в бедных семьях – черпая вёдрами).