Теперь, составив себе представление о содержании любви и ее основных компонентах, мы можем вместе со Стендалем присмотреться к закономерностям динамики любви – ее проблескам, зарождению, формированию и торжеству любви.
Для того чтобы новые мысли у вас улеглись и не прерывалось движение к цели, которую, надеюсь, вы для себя определили, присоединившись к путешествию по пространствам осознанной любви, в свободное время подумайте над следующими утверждениями и примерьте их на себя:
– Однажды испытав «настоящую любовь», я уже никогда не смогу испытать ее снова, в той же степени, с другим человеком.
– Я верю, что, если мы с другим человеком любим друг друга, мы сможем преодолеть любые разногласия и проблемы, которые могут возникнуть.
– Я ожидаю, что в моих отношениях романтическая любовь сохранится, она не угаснет со временем.
Формула интимности
Общее внутреннее пространство = [открытость + понимание] × [доверие + уважение + честность + поддержка + забота]
Периоды любви
Начнем с размышлений над вопросом, который где-то двести лет назад в гостиных Милана начал мучать Стендаля, переполненного впечатлениями от салонных обсуждений все новых безумных историй любви (тридцатисемилетнего ветерана русской кампании Наполеона, начинающего писателя):
Существует ли какой-нибудь общий закон,устанавливающий различные стадии любви? —задумывался Стендаль.Стендаля постоянно записывают в ряды классификаторов различных видов любви. На самом деле его главным открытием является выделение в динамике любви семи закономерных стадий. Относительно четырех видов любви Стендаля (любовь-страсть, любовь-влечение, любовь-вожделение, любовь-тщеславие) он сам говорит, что «вполне возможно допустить восемь или десять разновидностей ее. <…> Но различия в номенклатуре ничего не меняют в дальнейших рассуждениях».
Тем не менее следует отметить, что в этой нестройной классификации присутствуют две яркие противоположности: любовь-страсть как проявление жертвенной стихийной любви нежных и страстных душ (например, Элоиза и Абеляр) и любовь-влечение как выражение любви формальной, обставленной правилами и приноравливающейся к интересам (например, Каренин и Анна).
Стендаль, считая любовь-страсть настоящей любовью, приступает к целенаправленному поиску «какого-нибудь общего закона для установления различных стадий любви», несмотря на ее внезапность, сумасбродность и загадочность. К своему удивлению, в разнообразии наблюдаемых им любовных историй он обнаруживает цепочку этапов созревания нежных чувств, определяемых одними и теми же законами.
Остальные же виды любви не скрывают в себе ничего глубокого и таинственного. Так, когда имеет место любовь-влечение, форматы любовной связи заданы сложившимися в определенном социальном слое нормами и правилами, а ее неизбежный антураж заранее известен обоим участникам отношений. В ней нет ничего непредвиденного для «человека хорошего происхождения». Хотя любовь-влечение может быть «изящнее настоящей любви», у нее есть один фатальный недостаток – это «бедная любовь».
Одним из практических следствий предпринятого им «подробного и тщательного описания всех чувств, входящих в состав страсти, именуемой любовью», Стендаль считал возможность исцеляться от любви. По-видимому, и все исследование было предпринято для самоисцеления от безнадежной великой любви (grand amour) к итальянке – ожившей красоте с полотен Леонардо да Винчи.
Рассмотрим детальнее семь периодов настоящей любви по Стендалю.
1. Восхищение.
Происходит фиксация внимания. Оно фокусируется на привлекательном объекте, и это не просто привлекательный объект, а совершенный образ. Ощущается притягивающая возможность сблизиться с объектом восхищения.
2. Фантазии.
Человек думает: «Какое наслаждение целовать ее, получать от нее поцелуй!» и т. д. Расцветают фантазии сближения. Воображение рисует красочные картины нового страстно желаемого состояния – близости с предметом любви.
3. Надежда.
Фантазии зажигают эмоции и пронизывают тело. Признаки страсти уже невозможно скрыть. Обнаженные – они беззащитны, и тем не менее нет смысла их подавлять или скрывать, а стоит только надеяться, что их заметят и ответят взаимностью.
На этой стадии возникает одна из роковых развилок любви. Стендаль убежден: «…чтобы получить возможно большее физическое наслаждение, женщине следовало бы отдаваться именно в этот момент». Но обратная сторона этой медали заключается в том, что если женщина отдается слишком быстро, то длительная любовь маловероятна, поскольку не наступает «вторая кристаллизация». Эта закономерность Стендаля совпадает с народной мудростью, рекомендующей девушке не прыгать слишком быстро в кровать, а подождать, пока в мужчине созреет любовь. В свою очередь, спустя две сотни лет нейробиологи также нашли, к собственному удивлению, подтверждение этой максимы в результате исследований концентрации гормонов привязанности, вырабатываемых в мозгу влюбленного мужчины.
4. Любовь зародилась.
Если надежда не была напрасной и встретила ответное чувство, то она становится любовью. Ее нельзя ни с чем спутать – это неутолимое наслаждение от близости любимого, ощущаемое всеми органами чувств.
5. Начинается первая кристаллизация.
Кристаллизация – это выбранный Стендалем термин-метафора для обозначения «особой деятельности ума», связывающей все испытываемые влюбленными наслаждения, а также красоты и совершенства мира с достоинствами объекта любви (независимо от того, являются ли они реальными или воображаемыми). Как говорит Стендаль, «все прекрасное и высокое в мире привходит в красоту любимого существа».
На кристаллизацию работает сама природа наслаждения. Если задаться вопросом, каким образом можно продолжительно испытывать и удерживать наслаждение от уже доступного объекта любви, то вслед за Стендалем нужно предположить, что необходимо открывать в нем все новые и новые достоинства или связывать c ним новые «красоты мира». А здесь на выручку приходят фантазии и любовные мечтания, которые, по сути, безграничны.
Следует отметить, что главный смысл метафоры кристаллизации не в уплотнении и отвердевании неких аморфных сущностей, а в преображении вещей до такой степени, что их «невозможно узнать». Более того, это может быть превращение вполне невзрачных вещей в прекрасные: «В соляных копях Зальцбурга в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами; даже самые маленькие веточки, не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать». Подобным образом в воображении влюбленного и заурядная женщина превращается в исключительное существо.
6. Рождается сомнение.
Счастье, испытываемое в любви, настолько невероятно, что в сознание проникает червь сомнения: подлинно ли ответное чувство, насколько прочны основания этого счастья, и возникает боязнь его потерять.
7. Вторая кристаллизация.
Поиски и последующие убедительные для самого себя разрешения сомнений, среди которых главным является вопрос «Но любит ли она меня?», составляют вторую кристаллизацию.
Вторая кристаллизация отличается высоким накалом чувств и мысли, а ставки запредельно высоки: на кону порой сама жизнь. Здесь необходимо отбросить, а точнее, мучительно пережить сомнения в том, что любовь взаимна, поскольку все естество кричит, что объект любви незаменим, что «только она одна во всем мире» даст так необходимое влюбленному «наслаждение» (за этим гедоническим словом, конечно, теснятся более глубокие смыслы).
На этом разум влюбленного не сразу успокаивается. Он продолжает придирчиво инспектировать вновь обретенные убеждения («величайшие доказательства»), сложившиеся в результате обнаружения совершенств возлюбленной, признаков ответного чувства и оснований взаимной любви. И горе тому, кто обнаружит ошибку или «неверное умозаключение», – грозди кристаллов разрушаются, любовь подвергается сомнению.
Мысли Стендаля о любви, выявление ее закономерностей можно, без сомнения, отнести к великим открытиям XIX века, опередившим свое время. Однако и до, и после Стендаля любовь воспринимали и будут воспринимать главным образом по ее внешним признакам лишь как одержимость, манию, помрачение рассудка, сопровождаемое большим или меньшим «щекотанием чувств». Сравните, например, эти разделенные двумя с половиной тысячами лет стихи о любви:
По́том жарким я обливаюсь, дрожьюЧлены все охвачены, зеленееСтановлюсь травы, и вот-вот как будтоС жизнью прощусь я.Сафо (полвека до н. э.)Душа полна стыда и страха,Влачится в прахе и крови.Очисти душу мне от праха,Избавь, о, Боже, от любви!Д. Мережковский (начало XX в.)Стендаль разглядел в любви сложное взаимодействие восторга страсти, смятения чувств и терзаний разума, а также выявил закономерности их кристаллизации в любовь. Он был убежден в том, что «всякая любовь, которую случается наблюдать на земле, рождается, живет и умирает или возвышается до бессмертия, следуя одним и тем же законам».
Насколько размышления над законами любви Стендаля, как он на это рассчитывал, могут помочь в исцелении душевных страданий, вы теперь можете при случае убедиться сами.
Мы же из прогулки по периодам любви со Стендалем в дальнейший путь возьмем для обдумывания загадку необходимости второй кристаллизации. При этом вопрос о, казалось бы, избыточных этапах зарождения любви не следует упрощать, чтобы не попасть в ловушку провокационной казуистики Мефистофеля. Помните?
К чему так сразу – взять и насладиться?Утеха, право, тут не велика.Не лучше ли пойти путем интрижки;Увлечь ее, водить и так и сяк,Как учат нас иные книжки?И, не осознав, что за паузой интрижки может скрываться подготовка души к любви, как Фауст, не брякнуть: «Мой аппетит хорош и так».
Сомнения и потребность во второй кристаллизации (периоды 6 и 7) могут внезапно возникать из небытия неоднократно на протяжении жизни влюбленных.
В самый день свадьбы на Левина «нашло странное чувство. На него нашел страх и сомнение, сомнение во всем». Он мчится к невесте, чтобы из первых уст получить ответ на свои ужасные сомнения: «Я думаю, что ты не можешь любить меня. За что ты можешь любить меня?» Левина нельзя считать наивным человеком, но, получив ответ Кити, что «она любит его за то, что она понимает его всего, за то, что она знает, что он должен любить, и что все, что он любит, все хорошо», он успокаивается – «и это показалось ему вполне ясно».
Вполне также ясно и то, что, когда Левин, идя по жизни, будет открывать новые горизонты и обретать новые смыслы, у него снова могут возникнуть вопросы: любят ли его теперь и за что? Задаст ли он опять вопросы своей жене или сам прочтет ответы в ее глазах и жестах? Сможет ли Кити уже в других обстоятельствах дать ему явные или неявные уверения в том, что «она понимает его всего», или же эта счастливая семья станет «несчастлива по-своему», как проницательно определил такую возможность Лев Толстой в романе «Анна Каренина»?
Завершая рассмотрение открытий Стендаля, нужно отметить, что, хотя у него отсутствует прямое описание процессов трансформации самого влюбленного, можно предположить, что они в той или иной форме подразумеваются при переходе любви из одной стадии в другую. Вряд ли процесс кристаллизации, совершающийся между ним и возлюбленной, может осуществляться в сознании неизменного «Я» влюбленного, пребывающего в своей скорлупе и до, и после встречи с объектом любви.
Первые пять периодов любви по Стендалю можно легко угадать в изящном стихотворении Валерия Брюсова:
Мы встретились с нею случайно,И робко мечтал я об ней,Но долго заветная тайнаТаилась в печали моей.Но раз в золотое мгновеньеЯ высказал тайну свою;Я видел румянец смущенья,Услышал в ответ я «люблю».И вспыхнули трепетно взоры,И губы слилися в одно.Вот старая сказка, которойБыть юной всегда суждено.Можно также заметить, как точно молодой двадцатисемилетний Иван Тургенев указал на развилку, стоящую перед любовью на стадии второй кристаллизации, в следующем стихе из поэмы «Андрей»:
Любовь рождается в одно мгновенье —И долго развивается потом.С ней борется лукавое сомненье;Она растет и крепнет, но с трудом…И лишь тогда последнее значеньеЕе вполне мы, наконец, поймем,Когда в себе безжалостно погубимУпрямый эгоизм… или разлюбим.Метафора кристаллизации как утверждения настоящей любви позволяет близко к сердцу представить все сложности и риски, которые ожидают эту красивую, но хрупкую вещицу в ее непростом жизненном пути.
Теперь самое время посмотреть на то, что же угрожает только что родившейся любви.
Стадии зарождения и кристаллизации любви по Стендалю
Вторжение реальности
То, что на пике влюбленности трагически предчувствует лирический герой Владимира Набокова, рано или поздно случается. В любовь вторгается реальность. Она незвано-непрошено приходит в грустной маске обиды, злобных одеяниях ссоры и железных доспехах ревности. Кроме того, на высокое чувство любви большинства граждан постоянно посягает угрюмое тяготение бытовых проблем. Для тех, кому показалось мало этих испытаний, кое-что припасено впереди: жизнь с любимым человеком еще не раз напомнит о «заветной черте», которую не перейти «влюбленности и страсти».
Познакомимся с этими врагами любви поближе. Вначале сбросим маску с обиды.
Рано или поздно у влюбленного неизбежно возникнет чувство обиды по тому или иному поводу к своему партнеру. Дело в том, что обида произрастает на разрыве между нашими ожиданиями тех или иных поступков со стороны партнера и его реальными действиями. Чувство обиды коварно, оно игнорирует все объективные критерии значимости или ничтожности поступка и может возникнуть из-за пустяка. На пустяки можно посмотреть с юмором, сказав про себя: «До женитьбы я и не подозревал, что можно неправильно поставить молоко в холодильник».
Но можно совершить грубейшую ошибку и буркнуть: «Да какая разница». В лучшем случае это может закончиться быстрым выяснением отношений, а в худшем… Обида, невзирая на вашу любовь, просочится за подкреплением к совсем вами не контролируемым уровням психики и внезапно прорвется всплеском раздражения, гнева и злости. Некоторые влюбленные быстро учатся на своих ошибках и стараются не таить обиду, чтобы она не окрепла до взрывоопасных размеров, а более продвинутые начинают вовсе ее избегать, серьезно занявшись повышением уровня своего эмоционального интеллекта.
Обида сигнализирует, в частности, о том, что ваше понимание партнера (резонансы интимности) недостаточно глубоко. Вам следует признать, что первое впечатление было поверхностным, и с удовольствием обнаружить большой объем интересной и творческой работы по более глубокому узнаванию вашего партнера.
Причина ссоры, как правило, более основательна, чем у обиды. В ссоре может не быть бурных всплесков гнева, и она может тянуться продолжительное время. Эта неприятная реальность отношений любви достаточно хорошо известна психологам и изучена в рамках такой дисциплины, как конфликтология.
Семейный конфликт – это маленькая война. А поле боя – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций. Мы более детально рассмотрим конфликты в главе «Обуздание конфликтов», а пока предлагаем самостоятельно поразмышлять над пятью возможными способами разрешения любовного конфликта: уклонение, доминирование, сотрудничество, приспособление, компромисс, – взяв для примера какой-нибудь реальный случай, в котором оказался один из ваших друзей. При этом нужно помнить, что любой конфликт имеет позитивный вариант разрешения, более того, мобилизует ресурсы креативности для развития отношений и оживляет страсть.
Предотвращение же ссор связано, с одной стороны, с освоением навыков разрешения конфликтов, с другой – с углублением интимности в таких компонентах, как доверие, уважение, осознание общих ценностей. Для тех, кто уже уверенно владеет техникой разрешения любовных конфликтов, предлагается возможность испытать себя на приведенном на схеме примере, найдя его литературный источник.
Ревность вспыхивает из-за дисбаланса доверия и чувства принадлежности: одного слишком мало, а другое плещется через край. Как правило, ошибочная подмена чувства близости страстью обладания партнером связана с особенностями характера данной личности. Это, как говорят психологи, тяжелый случай, поскольку характер – достаточно жесткий и крепко сидящий панцирь. А чувство доверия можно и нужно развивать. Поскольку оно универсально, то можно расширять его сферу в разных направлениях, например доверить вашему партнеру приготовление обеда или переговоры с соседями по даче, и мало-помалу вы станете чувствовать себя спокойнее даже тогда, когда он едет в длительную деловую командировку.
Эти три врага любви (обида, ссора, ревность), пожалуй, универсальны, но существует еще множество подводных камней, которые заложены теми или иными индивидуальными особенностями и обстоятельствами. Например, стремясь к сближению с объектом любви, вы слишком приспосабливаетесь к нему, отказываетесь от удовлетворения собственных нужд, многим жертвуете. По сути, одновременно с развитием вашего «Я» в любви происходит его сжатие. Есть шанс, что эта внутренняя пружина мягко разожмется, но, скорее всего, она станет детонатором больших проблем в отношениях.
Тем счастливчикам, которым удалось, проявив волю к любви, не спасовать перед столкновением с реальностью, тем не менее следует помнить, что их теперь уже закаленная любовь – это все же иная реальность. Можно, конечно, считать и наоборот, что реальность – это любовь, а действительность – это что-то потустороннее. Но в любом случае нужно быть начеку.
Перейдем теперь к рассмотрению следующего этапа развития отношений любви, который в психологии называют «зрелая любовь» (mature love).
Способы и результаты разрешения конфликта
Избегание (отложить), доминирование (выиграть), сотрудничество (обоюдный выигрыш), приспособление (уступить), компромисс (решение в ином контексте).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов