– Чё – лупу? – Намёк.
Никто, кроме Кромкина, не ходит с лупой, будто с кошельком.
– Айда докладать, – поднимается Усольцев.
В кабинете главного, Николая Гавриловича Сомова, готово постановление о возбуждении уголовного дела:
«Двадцать девятого января… в двадцать два часа двадцать девять минут… сигнал о пожаре в доме тридцать три на улице Нагорной. Во время тушения найдены пять трупов…
Для ведения дела назначены: Сомов Н. Г., прокурор области, государственный советник юстиции третьего класса. Усольцев С. К., начальник следственного отдела, государственный советник юстиции второго класса. Кромкин С. Г., прокурор-криминалист, государственный советник юстиции. Шуйков С. Е., начальник оперативной службы Городского отдела милиции, майор МВД.
Руководителем следственной бригады назначен Кромкин С.Г.»
– Святоний Кондратьевич, что делать…
– Нет конкретного. Только угроза на калитке…
– У меня маленькая добавка! – Сухненко, зам шефа, парторг: —…Какие межнациональные конфликты! Такое о «жыдах» (буква «ы») – уловка банальных уголовных элементов. Следствие хотят направить неверным путём!
Да, неплохо бы хоть это: неведомые головорезы – интернационалисты. Но в кабинете витает: погром!
Квартиру двухкомнатную на улице Декабристов, наверное, не зря боровшихся с правлением царя, в капитальном угловом доме, «сталинском», дали от работы. Некоторые (Сухненко, например) говорили, что для молодого Кромкина жирно, но Николай Гаврилович отстоял. В подъезде никаких хлопков, аккуратно прикрывает дверь.
В ванне дремлет (так и утонуть недолго). Недавнее дело. На пруду рыбаки ловят рыбу, не рыбаки полощут бельё (удивительно для центра города), и никто не видит, как в огромной лунке кого-то мочат… Уцелел в ледяной воде… для вскрытия.
«Дневник трупа». Вернее, дневник Эразма, старшего сына кладовщика: «Тарарам на литературе… Вбегает в преподавательскую Марья Григорьевна: в аудитории пальба из трубочек жёваной бумагой. Одного отправляю к дверям; вой публики: “Молодец, Маразм!” Уровень древних римлян: требуют убить раненого гладиатора. А данное имя, наверное, до моей смерти… Далее группа тише воды.
Борька отхватил два трояка (общеобразовательные предметы), правда, пятёрку по фортепиано. Волосатых парней пытается на фоно играть. “Битлы”. Патлы! У меня полгруппы таких. Папа рвал и метал: “В доме педагог, а дитя напоминает знаменитого недоросля”. И Дина. Ни звонков, ни писем… Любви финал? В конце Борькиной тетради: “Что есть любовь и с чем её кушать?”»
Во дворе убитых найден бумажный голубь. И на нём эта фраза.
«Увидит папа, – и опять я виноват».
В доме тронутое огнём пианино… Клавир на нём цел, открыт на «Радости любви». У Крейслера и «Муки любви»… Мальчик принял муки, но не такие.
«Мои предки Фарберы, братья бабушки, руководили боевой организацией РСДРП. Подготовка революции, вооружённой борьбы, издание литературы, съезды партии. А главное – винтовки… На это необходимо иметь деньги. В партии пролетариата богатеев не водилось. Один выход – экспроприации. Именно братья Фарберы (светлые головы!) – авторы планов нападений. Готовлю лекцию о них для подопечных».
«…В конце цитирую: “Безумству храбрых поём мы песню!” В аудитории тихо. Хвалит Марья Григорьевна, а Петрунина: “Вы эрудированный”»
Дневник-то дельный. Для работы по делу. Да и мотив найден! ОНИ – воздавшие тем «светлым головам»! На каждую светлую голову найдётся аналогичная. Но «творение» о «жыдах» не для этих голов. Правильно говорит Сухненко: банальные уголовники.
«Насвистываю Эдди Розена:
“За всё тебе спасибо, милая:
за то, что жизнь так хороша.
За радость и за муки нестерпимые…
За всё, чем полнится душа!”
Дина. Моя радость, моя мука».
Уходя в сон (не в ванне, а на тахте), крутит: к Хамкиным пришли не как воры, а как те, кого не боятся. Или обманом: «Отворите-отоприте, ваша мать…» Уходят, – и в доме ни огонька, а дверь-то отворена…
Филя
Во сне кандей[4 - – следственный изолятор;], мать его! Лязг крепкой двери, бряк наручников на ремне охранника… Тюряга снится к геморрою[5 - – неприятности;]. Но на этот день берёт отгул (уговор с кодлой[6 - – кодла – банда, преступная группа (арго преступников).]): в ноябре в праздники другие бухали, он вкалывал.
Тёща в магазин. А ему бы до винного, но боится: выйдет и маханёт на улицу Нагорную…
Вернулась.
– Тоня, в городе убийство! – делает вид, будто зятя дома нет.
– Ой, мама, не пугай.
– Убиты молодые, немолодые и дети… Целая семья.
– Такая большая?
– И дружная! – (в пику Филе). – Кровь от дома текла… Люди видят кровавый ручей и бегут в милицию!
– Нафига говорить о каких-то «кровавых ручьях»: детёнок тут!
Люди (ныне мёртвые) мелькают в голове, как на экране телевизора: буфетчица, её мужик-кладовщик… Пацан. Со скрипкой, так Кромкин в их далёкие школьные годы.
– Бедный «детёнок», мой внук, много видит и дома, – долбит Ольга Леонидовна.
Муму – к порогу с лаем: кто-то нагло барабанит.
Ха! Квартальный[7 - – участковый милиционер;]! По прессе приглашают[8 - – вызывают по повестке;]!
– Из-за убийства!
– Да нет, мама. Кто в колонии бывал…
– «Не бывал», а рецидивист!
– Летом, когда убили милиционера, вроде, мимо…
– А как тебе намедни? Врут: едем в колхоз имени Ленина на ремонт коровника! А сами убивать!
– Ты чё на меня вешаешь, ведьма? Я бухой был!
Наверное, он зарезал бы Ольгу Леонидовну в этот приятный денёк, да Тонька ревёт, умоляет… Лёг в койку. Дрыхнет, но будто он на дне. Вода над головой. Барахтается. Так и не выплыл.
Будит лай Муму. Тонька открывает, – на пороге – Харакири. На фига этот гость! Во дворе бакланят, не в доме; там тёща, мент в юбке. Крови многовато. На полу, на шторах… Брать пятерых под красный галстук[9 - – взять под красный галстук – зарезать (арго преступников).], – не баран чихал. Но никаких «ручьёв»! Выдумка Ольги Леонидовны.
Харакири передаёт от Капитана: Рубильник будет к пяти в Доме культуры (дэка) имени Дзержинского (Дэзэ). Шутка ребят, не вполне культурных.