banner banner banner
История татар Пензенского края. Том 4
История татар Пензенского края. Том 4
Оценить:
 Рейтинг: 0

История татар Пензенского края. Том 4

В годы Великой Отечественной войны все населенные пункты Чембарского района (с 1948 г. Белинский район) подверглись тяжелейшим испытаниям. Война оставила по брони лишь незначительную часть мужчин из трудоспособного населения в населенных пунктах. В хозяйствах активно применялся детский труд, а основная часть работ легла на женские плечи. В день объявления начала войны во всех 28 сельских районах прошли многотысячные митинги, где многие стали записываться добровольцами. Целый ряд предприятий приступили к выпуску продукции, необходимой для фронта. Чембарское ремесленное училище начало изготавливать лыжи для Красной Армии, Морозовское лесничество стало получать заказы на черенки саперных лопат, сани, дуги, снегоступы, авиационные сани и др. Чембарский промкомбинат стал производить валенки, трикотажные носки и чулки, ложки, хозяйственное мыло, некоторые артели стали шить военное обмундирование. В Чембаре проходили курсы подготовки медицинских сестер, шло обучение телеграфистов и радистов, с 1943 г. здесь началась подготовка группы минометчиков. Население района собирало на нужды фронта полушубки, валенки, ватные куртки, шерстяные варежки, меховые рукавицы. За годы войны в фонд обороны чембарцы сдали 15 млн руб. Колхозы и совхозы снабжали Красную Армию мясом, зерном, сушеными овощами и другой продукцией[36 - Чембарская энциклопедия/ под общ. ред. И.П. Чучуваткина, О.В. Ягова. – Пенза-Белинский, 2013.].

Дом Гильдеевых в Мочалейке, 1930–1950-е гг.

КУТЕЕВКА (Кутеевщина, Качкару, Кыти иле, Сюзгар), татарское село, расположено в 20 км от районного центра Белинского. Было основано на землях, отказанных около 1700 г. верхнеломовскому служилому татарину Араслану Полкаеву "с товарищами". Однако история села остается пока неисследованной до конца, нет и твердой уверенности в дате начала строительства первых домов. Тем не менее, обнаружены и исследованы документы 1698, 1700 и 1702 гг., которые приводятся в различных источниках. Также стало известно, что названия пяти деревень: Васлейка, Еваево, Еникеево, Дубино, Кутеевщина, расположенных рядом друг с другом, – все они вместе с 1787 г. стали называться Кутеевщиной, а потом – Кутеевкой. Впервые село упоминается в отказных книгах о даче служилым людям, дворянам Аргамаковым, Кикину, Путятину, Кашкаровым, Щепотевым и другим в сентябре 1701 г. как деревня Сюзгар. Земельные угодья им были выделены (отказаны) по рр. Кевде, Чембару, Калдусу и Леплейке. Земли же Кутеевщины простирались до д. Кошкарово на юге и до Шелалейского моста на западе.

По всей вероятности, в этом поселении некоторое время проживали совместно татары, как некрещеные, так и крещеные, и небольшое количество мордовского населения. Само название «Сюзгар» – мордовское, и существует версия о том, что это название принесли с собой татары из Инсарского уезда. Там есть мордовское (мокшанское) с. Сузгарье, а рядом расположено большое татарское с. Татарская Пишля.

РГАДА, ф.350, оп.2, д. 559. Ревизии 1723 г.

Несомненно, какие-то люди проживали здесь за сотни лет до документально зафиксированных дат основания поселений. В Пензенской губернии городищ, могильников, курганов имеется весьма значительное количество. Могильники находятся в Керенском, Чембарском, Краснослободском, Инсарском, Саранском, Наровчатском и Нижнеломовском уездах, в частности несколько курганов были обнаружены близ сс. Кевда-Мельситово, Андреевка и Голицыно. Древние могилы были обнаружены в Пензенском уезде около г. Пензы и с. Рамзай, а в Мокшанском уезде – "6 маров на землях с. Богородского". В Мокшанском и Саранском уездах были также найдены римские монеты 1-х вв. н. э. и более поздние арабские.

Так, известный историк и этнограф Иван Николаевич Смирнов в своей книге "Мордва. Историко-этнографический очерк" сообщает о большом количестве разных находок: "В 1876 г. были найдены монеты Траяна, Адриана, М. Аврелия, Веспасиана, Тита, Антонина Пия. В курганах нередко находили цепочки, привески с колокольчиками, браслеты, шейные обручи из бронзы, железные секиры, ножи древней формы, каменные бусы, глиняная посуда грубой отделки. В поле с. Б. Ижмарово Керенского уезда был найден целый клад из мелких монет с татарскими надписями. В Нижнеломовском уезде близ с. Головинщина был обнаружен клад из серебряных денег угловатой или продолговатой формы с татарскими надписями и фигурами в виде полушария, звездочками и клетками. Монеты булгарские найдены в с. Низовка Нижнеломовского уезда. Около с. Ожга Инсарского уезда в 1882 г. раскопаны каменные орудия – молотки, стрелы. О древнем Нижегородском могильнике мы имеем сведения из сообщений А.С. Гацисского и Нефедова и Майнова… Могильник обнаружен 4 июня 1877 г. в центре города под бывшим православным кладбищем у Покровской церкви. По сообщению г. Гацисского, в нем найдены во множестве человеческие кости вместе с лошадиными и бараньими; скелеты были обращены лицом к западу"[37 - И.Н. Смирнов. Мордва: Историко-этнографический очерк. – Казань, 1895.].

В приводимой нами книге И.Н. Смирнова также даются сведения о других курганах, могильниках и городищах, обнаруженных в близлежащих районах Чембарского уезда. В кургане, расположенном на левом берегу Оки, были найдены скелеты "с разной ориентацией"… как будто указывает на смешанный состав населения, которому принадлежало кладбище.

В большей части курганов в ногах найдены горшок с пеплом и угли; в нескольких случаях – кости животного… Курганы, вероятно, служили для жертвоприношений… В одном из этих курганов, по местному преданию, погребен татарский князь Чамба. На самом большом кургане местные жители в Троицын день собирались водить хороводы. Это называлось "ёкать на татарском кладбище".

Известно, мордва жила по Цне, а по этой же реке распространялась по Тамбовской и Пензенской губерниям мещера, вытесняемая из Рязанской губернии русской колонизацией. Сюда же могли доходить своими поселениями буртасы, и, несомненно, татары. В продолжение темы о проживающих народах в описываемом регионе следует также добавить о татарско-мусульманских и татарских кладбищах, найденных близ Укека и Сарая. Отметим, во многих из них покойники лежали головами на запад, с лицом, обращенным к югу, к Мекке – месту общего поклонения мусульман. Но некоторые захоронения близ Укека нельзя было признать татарско-магометанским, как, впрочем, и языческо-татарским. Эти памятники можно считать принадлежащими другим народам: буртасам, татарам и булгарам.

Буртасы упоминаются в источниках в числе других народов, которые были покорены татарами. Выражения "буртасская дорога" и "буртасские ухожеи" – общеизвестны. В грамоте царя Федора Алексеевича стольнику князю Кугушеву 1682 г. повелевается дать бывшему воеводе Емельяну Засецкому "новокрещеным, и мордве и буртасам именные списки и ясачные книги. На тамбовских землях рядом со словом буртасы встречается термин "посопные татаровя". В XVII в. буртасы представляются настолько отатарившимися, что писцы перестали их различать от татар, не иначе, как только по социальному положению – «посопные». Но уже скоро буртасы края исчезают "неведомо куда".

В других разделах книги мы уже писали о том, что с конца XIII столетия татары обосновались на значительной части мордовских земель. В 1298 г. ширинский князь Бахмет из Большой Орды и захватил в свои руки земли по Цне и нижней Мокше. Наровчат и верхнее течение Мокши в пол. XIV в. принадлежали хану Тагаю, а по среднему течению Мокши утвердились другие татарские выходцы. В десяти верстах от нынешнего Темникова, вниз по Мокше до 1535 г. стоял старый Темников, которым владели князья Еникеевы и Тенишевы. Акты XVI и XVII вв. показывают картину татарского владычества на территориях, называемых в документах «беляками». Керенские земли, как мы видим, издревле были татарскими и мордовскими, "с обилием бортных ухожев". Когда мордва разошлась по разным уезды, их земли были розданы в дачи разным помещикам. Во второй пол. XVII в. земли по Цне и далее на восток, между рр. Вышей, Вадом, Вороной и Чембаром представляли собой "дикое поле".

План д. Кутеевщины на 304 двора с указанием мечетей (красные значки), 1878 г. (ГАПО, ф.158, оп.2, д.1752)

Следует отметить, мордовские поселения встречаются только на востоке в Спасском уезде Пензенской губернии, а запустение юга уезда, где ранее проживала мордва, было вызвано появлением в степях калмыков и крымских татар. Эти земли становились достоянием не только татар, но и монастырей. Захваты территорий не обходились без борьбы: нередко между помещиками, захватившими земли, и мордвой происходили настоящие побоища. Так, например, приграничные земли и обширный лес кадомской и мельситовской мордвы стал вотчиной мурзы Девлет-Кильдеева. Многие жители – не только мордва, но и татары – устремились вниз по Волге на юг, убегая, в том числе, от насильственного крещения.

Служилые татары из Темникова, Алатыря и Арзамаса пришли в первой пол. XVII в. в Верхнее Примокшанье и принимали участие в основании Верхнего и Нижнего Ломова и Керенска. Спустя немного времени, в 16601680-х гг., темниковские татары в числе других строили Мокшан, Пензу, Городище. Татары основали у Пензы дд. Синорово и Шелтайсу (Мазыренка). На этих территориях обосновались князья Кугушевы, Алышевы, Тенишевы, Кашаевы и др. Между тем среди крещеной татарской аристократии происходил быстрый процесс их обрусения. Согласно уездным статистическим данным конца XIX в., жители некоторых русских поселений Рязанской, Тамбовской, Пензенской и других губерний числятся как «обруселые» татары и мордва. В Пензенской губернии проживало заметное число и крещеных потомков татарских мурз, известных еще с нач. XVI в. Это были: Тенишевы, Акчурины, Кутуевы, Девлеткильдеевы, Еникеевы и другие, а к концу XIX в. лишь половина из них считала себя татарами. В XVII в. в названной исследователями территориальном образовании как "Темниковская Мещера" существовало довольно много смешанных русско-мордовско-татарских деревень. Например, в Темниковском уезде из 57 татарских деревень в 23 жили и русские. Но после запрета некрещеным мурзам иметь православных крестьян стало происходить постепенное обособление русского и татарского населения.

с. Кутеевка, 2021 г.

Внимательное изучение документов, археологических находок и топонимики позволяет говорить о том, что до прихода темниковских и кадомских служилых людей для строительства засечных линий в сер. XVII в. в этих местах уже жили татары, которые заметно отличались по своей культуре и быту от темниковских татар. Современные исследователи делают однозначное заявление, что устоявшееся в исторической науке представление о заселении современной восточной Мордовии и Пензенской области во время строительства засечных линий по своей аргументации нелепо. Так, утверждается, что татары периода Золотой Орды якобы исчезли впоследствии, а вся эта территория стала "диким полем". Даже русские документы начального периода прихода сюда русского населения указывают на существование некоторых татарских населенных пунктов на северо-востоке Пензенской губернии, которые были образованы до начала строительства засечных линий. В то же время нельзя утверждать, что темниковские татары были совершенно чужды более раннему татаро-мишарскому населению восточных зон нынешних Мордовии и Пензенской области. Темниковцы, хотя и не жили постоянно в этих местах, но еще со времени независимости Темниковского княжества владели беляками, собирали ясак у местного населения, как у мордвы, так и у мишарей.

Но документов о переселении мурз из Кадома и Темникова на территорию нынешней Пензенской области сохранилось в действительности очень много. Например, в деле Пензенского дворянского депутатского собрания "о доказательстве дворянства мурзы Адюкая Усеинова сына Кудякова из д. Кутеевщины Чембарской округи указано о наделении его деда Дашки Кудякова земельными угодьями. В дело приложена копия выписки. Известно, что из этого рода Кудяковых происходят Агишевы, и все они восходят к служилому татарину Худяку Килдишеву. В 1629 г. среди темниковских мурз отмечены Сыряш и Семеняш Худяковы, в 1675 г. упоминается в документах мурза Айдар Уразов сын Худяков. В первой пол. XVIII в. мурзы Худяковы проживали в д. Тархан Ценского стана Шацкого уезда В настоящее время Худяковы известны среди жителей Азеево, Тархан и Татарские Юнки. Фамилия, возможно, трансформировалась в фамилию «Кудряков», многие представители которой ныне проживают по всему Каменскому району. Известен автор книги "Очерки по истории Казанского ханства", историк Михаил Худяков, представитель обрусевшей ветви дворян Кудяковых/Худяковых (ГАПО.Ф.196, оп.2, д.1162).

КЫЗЫЛЫ (Кызыл Иль), бывший татарский поселок Кутеевского с/совета. Основан между 1926 и 1930 гг. Причиной основания поселения стала отдаленность земельных наделов и захват жителями соседних дд. Кашкарово и Сулак их пойменных лугов. В 1955 г. – колхоз им. Крупской. Прекратил существование между 1959 и 1979 г. Численность населения в 1930 г. составляла 133 чел. при 25 дворах, в 1959 г. – 5 чел. В 1960-х гг. оставшиеся жители переехали в Кутеевку.

Сохранились документы со ссылками на пока еще ненайденные купчие свидетельства XV в. купли-продажи земель, происходившие между темниковскими татарами. В Саранском архиве также хранится царская грамота (ответ на челобитную вдовы Кутыевой от 1693 г.), где указаны купчие от 1443, 1479, 1485 и 1490 гг. по покупке земель на севере Пензенской области. Таким образом, появляются все основания утверждать о том, что на этой местности, если и не было постоянных и крупных населенных пунктов, но существовали небольшие поселения – как разрешенные властями, так и самовольно построенные. Мы выше уже показывали, что земли на Атмисе были даны в 1622–1623 гг. как "бортные ухожаи, с лугами и дубравами, и с дикими полями и рыбными ловлями и со всеми угодьями в Темниковском уезде по реке Атмису и по иным урочищам".

Фамилия Кутеевых (Кутыев) встречается в числе темниковских служилых татар в отказных книгах Саранского уезда, в которых упоминается в 1717 г. крещеный татарский князь Петр Гаврилович Кутеев. Ревизские сказки 1745 г. упоминают умерших после 1718 г. Аласея и Мухая Кутеевых и Сюлеймана Кутеева, сына Дутина. В 1762 г. Аделша Кутеев был сельским старостой в с. Кикино. Из документов видно, что Кутеевы перешли на службу из Темниковского в Верхнеломовский уезд вместе с Арсланом Полкаевым в 1700 г. Арслан Полкаев привел тогда с собой 95 служилых людей, а в два года спустя татарский мурза Сулейман Бикбулатов сын Акжигитов привел еще 65 чел. Из них 12 чел. носили фамилию Акжигитов. Сержант Арслан Полкаев, вероятно, рождения 1667 г., упоминается в нескольких источниках[38 - А. Барсуков. Десятни Пензенского края (1669–1696). – СПб, 1897.].

РГАДА, ф.350, оп.2, д. 564. Ревизии 1745 г.

Но где обосновались сослуживцы Арслана Полкаева, пока детально неизвестно. Так, И.М. Ишкин указывает в своей книге, что люди, по всей вероятности, там уже жили неофициально. Никто не знал, кто живет на этой местности и чем он занимается, и поэтому во многих исторических документах говорится: "Кочевые племена татар располагались везде, где нет набегов других племен, где просторы, реки и леса"[39 - И.М. Ишкин. Кутеевщина и некоторые исторические факты из жизни татар "алты авыл". – Пенза, 2008.].

В Пензенском крае существовал упрощенный порядок отвода и дачи земель. На основании действовавшего законодательства отказ земель осуществлялся от имени царя чиновниками – дьяками Приказа и уездными воеводами. Границы и размеры выделенных участков часто определялись "на глазок". Сами челобитные приказы вначале поступали в Поместный приказ. В случае удовлетворения Великим Государем прошения, из Приказа на имя воеводы присылалась грамота об отказе земель после предварительного сыска, обнаружения и обмера. Затем эта грамота поступала в уезды, и под присмотром воеводы земля выделялась на месте. Действительно, значительная часть территории оставалась все еще "диким полем ковыла". Даже после присоединения земель "дикого поля" Пензенского края к Московскому государству степь была в фактическом владении независимых кочевников. Старинные летописи и другие документы показывают, что весьма долгое время здесь не появлялось постоянное, оседлое земледельческое население, и в эти пустынные степи устремились те люди, которых привлекала вольная жизнь и безнаказанность грабежей и разбоев.

В одной из ревизских сказок есть следующая запись: "…мурза Арслан Полкаев сын Акжигитов, его сын Сеналей сын Акжигитов его внук мурза Алешей Сеналей сын Акжигитов проживали в д. Кутеевщине. Внук Алешей родился в 1715 г." (ГАПО, ф.196, оп.1, д.20).

Дело о доказательстве дворянства д. Кутеевщины предка мурзы Еруслана (Арслана) Акжигитова (Полкаева), потомки его Ефима, Ивана и Григория Алексеевых… (ГАПО, ф. 196, оп.2, д. 64), 1787 г.

В 1762 г. Кутеевка (Кутеевщина) относилась к Верхнеломовскому уезду, численность жителей составляла 418 ревизских душ.

Выделенная земля привлекала не всех татар и служилых мурз. Многие из них продавали свою землю мелкими участками в другие руки татар, которые, делаясь собственниками, заселяли свои поместья, от чего и образовались татарские поселки. Русские, мордовские, татарские и другие деревни мало чем отличались друг от друга. Пензенские газеты описывали внешний быт татар примерно следующими словами: "Характер построек и жилищ в татарском селении нисколько не отличается с внешней стороны от домов православного населения. Постройки без исключения деревянные, сени большей частью плетневые, у более зажиточных – из кровельного теса; отопление домов частью по-белому, частью – по-черному".

Крестьянская усадьба татар Чембарского уезда конца XIX–нач. ХХ вв., как правило, делилась на переднюю часть двора и заднюю. В первой половине усадьбы размещалась жилой дом, кладовые, скотные и хозяйственные постройки, во второй – огород, засеянный картофелем, свеклой, луком и другими овощами, и зеленью. В огороде же могла стоять баня и ограждения для домашней птицы. Огород часто не огораживали, отделяли от соседей лишь межой, в виде колышков или столбов[40 - В 1877 г. – Мочалейской волости 260 дворов, 790 муж. и 810 жен. ревизских душ. 4 мечети. Все крестьяне числились как государственные. Земля в общинном пользовании равнялась 2449 десятинам, подворной земли было 1205 десятин. Каждой семье приходилось примерно по 5,3 десятины (ГАПО, ф.9, оп.1, д.402). В 1896 г. – 294 двора, 3 мечети. В 1911 г. – деревня Мочалейской волости Чембарского уезда, одно крестьянское общество, 301 двор, 2122 жит. 5 мечетей, 4 татарских школы, водяная и ветряная мельницы, 3 кузницы. 7 лавок, 2 пожарные машины.].

Общинная земля принадлежала всей общине с. Кутеевки. Члены общины имели права лишь пользования землей на равных правах, а по отдельности никто не имел права распоряжаться ни одним участком земли. Сход, или «мир» являлся единственным хозяином земли, и всякие решения принимались путем голосования, простым большинством. Обрабатывалась такая земля всем миром, сообща, "как одна родная семья. а плоды этого общего труда делить между членами общины уравнительно". Крестьяне пользовались одними выгонами для скота, иногда – сенокосами, лесом – редко.

Фрагмент ревизской сказки д. Кутеевщины, 1762 г. (РГАДА, ф.350, оп.2.,д.568)

Сход уравнивал мирскую землю между общинниками согласно способам уравнения земли, которые были разными в разные времена и в разных местностях. Число работников и количество земли постоянно менялись, следовательно, община каждый раз землю перераспределяла. Таким образом, при общинном пользовании землей крестьянин был не чужд идее коллективизма и социализма, и эта тенденция наблюдалась еще задолго до крестьянского освобождения. По этой причине помещики всячески добивались уничтожения общины, но такие прогрессивные мыслители, как Н. Чернышевский, Л. Толстой, А. Герцен и другие горячо отстаивали ее. Социалисты-народники видели в общине переходную ступень к социализму, а либералы, напротив, не разделяли эти идеи. Некоторые политические деятели видели и доказывали императору Александру III, что в России бунт и революция выйдут из крестьянства и настаивали на скорейшем искусственном разрушении общины. Те же идеи бродили и в помещичьей среде, и нашли свое выражение в Совете объединенного дворянства, в состав которого входил и П.А. Столыпин. Был составлен и проведен закон 9 ноября 1906 г., который мог бы ликвидировать социалистические тенденции русского крестьянства, разрушив их оплот – общину. Этот закон позволял выделять свое хозяйство из общины. "Борьба с общиной должна стать «громоотводом» для революционных настроений и борьбы с помещичьим землевладением". Но итогом стало расслоение крестьянства и еще большее обезземеливание, при этом зажиточные крестьяне не спешили выходить из общины.

Фрагмент документа ревизии (1816 г.) крестьян-однодворцев д. Кутеевщины (ГАПО, ф.60, оп.4, д.215)

По словам Столыпина, для нормализации и успеха аграрной реформы требуется 20 лет покоя, но он не пришел – началась Первая мировая война, ставшая настоящей катастрофой России. Эта война еще больше обострила противоречия в деревне. Была объявлена мобилизация, и поначалу наблюдалась даже повышенная готовность уйти на фронт у подавляющего большинства населения. Но уже через полгода в деревнях все чаще стали говорить о бессмысленности войны, а за прекращение боевых действий выступили рабочие кожевенной фабрики Каменки.

А осенью 1916 г. в Каменке, Кузнецке, Чембаре и других населенных пунктах Пензенской губернии начали появляться солдаты, сбежавшие с фронта. Солдаты принесли новые идеи и начали провозглашать социалистические лозунги и вести активную пропаганду. Они говорили, что война никому, кроме царя, не нужна; простой люд получает лишь страдание и разруху; Россия стала тюрьмой народов; начальство думает только о себе, тогда как в каждом доме есть хотя бы один калека или сирота и т. д.

С 1914 г. в волостном центре Мочалейке старостой работал Кармыженов Хасян, отставной солдат, прослуживший 8 лет в царской армии. Старожилы вспоминают, за ним ежедневно приезжала тройка лошадей, а после работы привозила его обратно домой. Извозчиком у него был Гильдеев Сиддик. С 1915 г. и до установления советской власти в Кутеевке сельской старостой был Акжигитов Шарибжан[41 - И.М. Ишкин. Кутеевщина и некоторые исторические факты из жизни татар "алты авыл". – Пенза, 2008.].

Низкий уровень урожайности хлебов в татарских деревнях Чембарского уезда долгое время не способствовал развитию земледелия и аграрного сектора. Очень часто случались неурожаи, вызванные засухой или, напротив, ранними морозами. Плодородные почвы стремительно истощались, система севооборота оставалась архаичной, удобрения и современные орудия обработки земли практически отсутствовали повсеместно. Вся эта территория была (и остается) зоной рискованного земледелия. Неблагоприятные погодные условия не оставляли крестьянам надежды поправить свое благосостояние ни посредством хлебопашества, ни с помощью скотоводства. Данные переписи 1886 г. и других годов рисуют нам печальную картину состояния татарской деревни в уезде. Некоторые хозяйства не имели никакого скота, причем, даже коров. Лишь немногие крепкие хозяйства, имеющие несколько коров и лошадей, имели возможность продавать излишки продукции на рынке.

Для большинства крестьян фактически единственным источником денежных средств являлась промысловая деятельность. В учетных карточках Всероссийской сельскохозяйственной переписи лета 1917 г. с. Кутеевки показаны наиболее распространенные занятия и профессии. Это были: каменщики, лошадники, торговцы лошадьми, печники, сапожники, стекольщики и столяры. Многие крестьянские семьи из-за повсеместного обезземеливания и обнищания в поисках лучшей доли переселялись в другие районы или в города.

Крестьяне в одиночку или группами уезжали на заработки. Так, на Ахтубу в конце 1870-х гг. уехали многие крестьяне сс. Качкару (Кутеевки), Мочалейки и других деревень, возглавляемые Бахтияром Тяпаевым, и основали на ее берегах сс. Бахтияровку, Маляевку и поселок Сарай. По рассказам же жителей Маляевки еще весной 1865 г. Габдулатдин житель Кутеевки и отставной солдат, прослуживший в Царевском уезде Саратовской губернии, собрал группу крестьян из 500 мужчин с семьями из всех шести татарских сел региона, взял разрешение властей на переселение и отправился в путь. По сведениям первую дом построил Малек (Маляй) Яваев, отсюда деревня получила свое название Маляевка. Там и ныне проживают Акжигитовы, Абайдуллины, Дубины, Яваевы, Ижбирдеевы, Янборисовы, Усмановы, Такташевы, Алимбековы и другие – фамилии которых широко распространены в селах "алты авыл". Из вышеприведенных данных следует, в д. Бахтияровку Царевского уезда Саратовской губернии из деревни Кутеевщины (Кутеевки) было перечислено мужчин: в 1839 г. – 82 чел.; в 1841 г. – 5 чел.; в 1843 г. – 1 чел.; в 1848 г. – 2 чел. А еще раньше, в 1853 г., произошло переселение в Томскую губернию, в с. Серебряково. Судя по названию села, в этом переселении ходоком были Ибракай Мухаметов Серебряков (1771 г.р.) и его сын Абдулмалек (1794 г.р.) из Кутеевки.

Разрушение общины в итоге не дало положительных результатов ни крестьянам, ни правительству, ни самой общине. Оно вовсе не способствовало созданию крепкого класса самостоятельных производителей, крестьянам – все привело еще большему разорению и без того очень слабых хозяйств. В результате из слоев того же крестьянства стал вырабатываться новый класс собственников – земельных эксплуататоров, не дворян. Это был новый класс кулачества, который еще больше обострил и без того сложные общественные отношения в деревне. Классовая борьбы продолжилась, и она еще очень долго не закончится и после прихода к власти большевиков.

Начало XX в. ознаменовалось драматическими событиями, ставшими для всех народов России судьбоносными. Вначале случилось поражение России в русско-японской и Первой мировой войнах. В Гражданскую войну были вовлечены интервенты Центральных держав, но тоже потерпели поражение. В ответ на организованный в стране "белый террор" – покушение на Ленина, убийство председателя Петроградской ЧК Урицкого и другие террористические акты против большевистских руководителей был объявлен "красный террор". Была введена чрезвычайная экономическая политика и комплекс мероприятий, получивших название "военного коммунизма", который стал ответом на условия, вызванные Гражданской войной и ужесточением внешнеэкономической блокады советской республики. "Белый террор" и "красный террор" принесли стране огромные жертвы: "белый террор" – около 640 тыс. чел., "красный террор" – 80 тыс.

Эти события не оставили в стороне и жителей татарских сел Чембарского уезда, хотя, надо сказать, в уезде Советская власть установилась без особых потрясений. Летом 1818 г. в условиях жесточайшего кризиса начали создаваться комитеты бедноты. Они стали на время волостными и сельскими органами советской власти в деревне. Ещё весной 1918 г. крестьяне начали отказываться продавать государству хлеб по заниженным ценам и скрывали все излишки. Деревня всячески сопротивлялась новым порядкам в аграрном секторе, а неспособность накормить страну хлебом заставляло власти искать новые способы. Голодал город, надо было накормить и массу другого голодающего населения.

Тем временем в Кутеевке председателем комитета бедноты был избран фронтовик из бедняков Тенишев Али Шарифович. В конце февраля 1918 г. председателем сельского совета стал один из первых коммунистов в Кутеевке – Узбеков Алимжан Хабибуллович. В селе председатели сельсовета часто переназначались – снимались с должности, как правило, из-за неспособности руководить людьми и низкого уровня сбора налогов с населения.

Другим ключевым методом социалистического переустройства деревни стало создание образцовых коллективных хозяйств. При этом, далеко не все крестьянство встретило создание коммун и совхозов дружелюбно. Еще на состоявшемся I Всероссийском съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей в декабре 1919 г. был принят Устав Всероссийского союза сельскохозяйственных коммун и артелей, ставший программным документом по укреплению коллективных форм сельского хозяйства.

Мы уже упоминали о том, что такие хозяйства строились, как правило, на самых удобных и культурных землях прежних помещиков, а всякий крестьянин мечтал поделить эти изъятые земли помещиков между хозяйствами в деревне. Часть крестьянства Чембарского уезда ответила на создание коллективных хозяйств потравами посевов, поджогами домов, истреблением скота и другими злодеяниями и террористическими актами. Источники отмечают, что в это время в деревнях популярным стал лозунг "Да здравствует Советская власть, но долой коммунию".

В 1927 г. 28 семей бедняков с. Кутеевки объединились в машинное товарищество и закупили сельхозинвентарь – плуги, сеялки, жатки, бороны и др. Такой способ объединения был им выгоден. Более того, в это время выдавались всевозможные ссуды на введения коллективного хозяйства. В 1928 г. эти семья создали Товарищество по обработке земли (ТОЗ), что значительно облегчило и упростило их совместный труд. Скоро товарище ство закупило трактор, а на основе этого объединения было скоро организовано коллективное хозяйство. Зимой 1929 г. одним из первых в районе в с. Кутеевка был организован колхоз им. Г.Т. Полицына. Первым его председателем был выбран по рекомендации РК ВКПб Ишмаметов Фахрислям Сайфутдинович ("Фяхруш")[42 - Г.Т. Полицын был уроженцем с. Пачелма. Работал председателем Пензенского губисполкома, а затем стал председателем Средне-Волжского крайисполкома, но в 1937 г. подвергся аресту. Умер в тюрьме.].

По предложению активного борца за коллективизацию Неврюзина А.В. колхоз был назван именем Н.К. Крупской. Первоначально колхоз объединил 16 хозяйств, а в 1935 г. хозяйств было уже 343. Было в хозяйстве 17 сеялок, 11 жаток, 9 лобогреек, 8 конных молотилок и 33 18 га земли. В течение 4 лет были построены: зернохранилище, МТФ на 146 голов, ПТФ на 600 кур, конюшня на 226 лошадей, столярная и кузнечная мастерские.

После окончания Великой Отечественной войны в колхозе им. Крупской стало все более интенсивно внедряться механизация производства. МТС стала направлять больше тракторов и машин, а будущие трактористы и комбайнеры успешно обучались на механизаторских курсах. За время войны колхоз пришел в сильный упадок. Лошадей осталось вдвое меньше по сравнению с предвоенным годом – всего 169 голов. Вся техника из Аргамаковской МТС пришла в негодность, запчастей не было, по этой причине все засеянные поля снова обрабатывались лошадиной силой. Изрядно худые и голодные, с трудом стоящие на ногах, сознательные колхозники выходили в поле и копали пашню лопатами. Весной 1947 г. ими было вскопано 48 га земли и 685 га – лошадьми. В 1940 г. решением устава сельхозартели на каждую семью для личного пользования было выделено по 33 соток земельного надела. Эта земля на протяжении всех годов и до сегодняшнего дня выручает сельчан в самые трудные будни.

(ГАПО, Ф-р.2038, оп.1, д.1692), 1948 г.

В 1950 г. председателем колхоза был избран Акжигитов Сафук Мухаммеджанович. К этому времени в колхозе состояло 579 крестьянских хозяйств, а населения в селе числилось 1581 чел. В 1951 г. было построено двухэтажное кирпичное административное здание для правления колхоза. Газета "Путь к коммунизму" в октябре 1953 г. писала: "Бюро РК КПСС и исполком районного совета депутатов трудящихся занесли на районную Доску почета за высокие показатели, достигнутые в сельхозпроизводстве, колхоз им. Крупской – за высокие показатели сбора урожая конопли. Это стало одним из первых успехов самоотверженного труда колхозников". В 1957 г. колхоз приобрел две дизельные электростанции, и в Кутеевке появилось электричество. Год спустя колхозникам стали предоставляться 15-дневные оплачиваемые отпуска. В том же году было построено добротное школьное здание[43 - И.М. Ишкин. Кутеевщина и некоторые исторические факты из жизни татар "алты авыл". – Пенза, 2008.].