banner banner banner
История татар Пензенского края. Том 4
История татар Пензенского края. Том 4
Оценить:
 Рейтинг: 0

История татар Пензенского края. Том 4

– Нихт, камрад! – отвечал Усман – Вир верден дес водкас ауф хундерт грамм аустринкен?"

– О-о, гут, гут! Грамм по сто можно!"[44 - Ф.М. Зюзин. Книга Памяти. Пензенские татары в Великой Отечественной войне. – Пенза, 2013.]

Многие кутеевцы имеют ордена, медали и другие правительственные награды. Орденами боевого Красного Знамени были награждены Тумеркин Исхак Ибниабянович и Акжигитов Сафук Мухаммеджанович. Надо при этом заметить, что младший состав РККА редко награждался орденом боевого Красного Знамени. Сафук Акжигитов окончил войну капитаном в должности начальника штаба дивизии. Закир Караяков ушел на фронт добровольцем в 1942 г., когда ему исполнилось 18 лет. В одном из боев он спас Знамя полка – за этот подвиг был удостоен ордена Красной Звезды. Также орденом Красной Звезды был награжден Носов Закир Шакирович. Он вернулся домой в звании лейтенанта, воевал командиром танка, был неоднократно контужен и ранен.

Орденами Красной Звезды и другими медалями были награждены еще несколько фронтовиков из Кутеевки. Кайбелев Сабир Мухамедович воевал на должности старшины роты. Войну окончил в звании капитана и командира роты. После войны получил высшее образование и работал учителем школы. Старший лейтенант Мусаутов Ибрагим Шарифович участвовал в обороне Ленинграда. Кроме ордена Красной Звезды награждался многими медалями. Работал директором школы.

Также были награждены орденом Красной Звезды и медалями: Калимкин Закир Мухаммеджанович, Караяков Шакир Азизуллович, Мельгизин Абдулла Усманович и Качекаев Исмаил Ахмеджанович. Мельгизин Абдулла вернулся домой инвалидом. На праздновании Дня победы в 2008 г. ему был вручен автомобиль «Жигули». Одиноков Ибрагим Хасянович служил на разных фронтах водителем, дважды был ранен. Награжден орденом Красной Звезды и правительственными наградами. Его жена – Фатима Хусаиновна родила и воспитала 10 детей. Указом Президиума ВС СССР в 1972 г. ей присвоено почетное звание Мать-Героиня. Кайбелева Магиря Ибрагимовна проработала в военном госпитале. Старший лейтенант медицинской службы имеет правительственные награды. Байкина Сафура Шарибжановна после окончания курсов медицинских сестер ушла добровольцем на фронт, воевала под Ленинградом до полного освобождения блокадного города. Имеет множество правительственных наград. Ее муж погиб в войне с Японией в 1945 г. Ишкин Мухаммедша Алимович с первых дней войны воевал на фронте. Дважды был награжден медалями "За отвагу". Был сначала в разведроте. Воевал храбро, уничтожил много вражеской силы. Был представлен к награде – ордену Красной Звезды. В одном из боев вместе с группой бойцов был взят немцами в плен, где подвергался жестоким пыткам. Был этой группой организован побег из плена. После 20 дней, потеряв 2/3 состава из 80 вырвавшихся из плена бойцов, вышли к партизанскому отряду, где продолжили воевать с врагом. Кроме множества медалей имеет Благодарность от Сталина[45 - И.М. Ишкин. Кутеевщина и некоторые исторические факты из жизни татар "алты авыл". – Пенза, 2008.].

КУТЕВКА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

В Кутеевке есть много знаменитых и известных людей, чьими именами гордятся не только жители села, но и далеко за его пределами.

Анвер Алмаев, первый заместитель председателя Думы Астраханской области, является уроженцем Кутеевки. В Астрахани родился известный и очень популярный диктор на Казанском телевидении и радио в 1960–1984 гг. Абдулла Ибрагимович Дубин, который имеет кутеевские корни. Его родители в 1930-х гг. выехали из Кутеевки в Астрахань и там остались. Родословные корни академика АН Респ. Татарстан Ахмета Мазгаровича Мазгарова находятся также в Кутеевке.

В роду Канеевых-Яваевых было не менее шести ахунов, старших мулл-мударрисов, духовных наставников верующих, во всех шести татарских селах. Начало этой ветви положил мулла Яваев Мухаммедшариф Абдулман олы (1809–1891). В его семье родились и выросли пятеро детей. Старшим сыном был Мухаммедшакир – знаменитый на всю округу Шакир-паша. Мухаммедшариф был одним из духовных наставников и в народе имел почтительное звание «Коран-хафиз». Сын, Мухаммедшакир (1855 – около 1920), был призван на службу в царскую армию вместе с земляками по Мочалейской волости, участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. и грандиозной переправы русских войск через р. Дунай. Оказался в турецком плену и перешел на сторону противника. Начал свою новую военную карьеру под началом Османа-паши, и уже вскоре командование турецкой армии стало ему доверять ответственные поручения. Достиг небывалых высот в военной службе, первый татарин-генерал в Турецкой армии.

Сукркаев И.М.

В настоящее время установлено имя еще одного известного человека, который, вероятнее всего, тоже родом из Кутеевки. Это видный государственный деятель Османской империи Мехмед-паша Каниев. Он родился в 1805 г. в одном из трех сел – Кутеевка, Кикино или Решетино. Он приехал в Стамбул учиться, окончил здесь французскую школу. Служил в турецкой армии в Египте, там и женился. Вернулся в Стамбул и служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. Владел шестью языками: татарским, русским, турецким, арабским, французским и итальянским. Затем работал губернатором в нескольких областях Османской империи, включая Грецию и Северную Македонию. Стал членом Государственного совета Турции. Работал министром в нескольких министерствах, включая пост министра финансов Османской империи. Существует предположение, что Шакир-паша Яваев пользовался его протекцией, а иначе невозможно было из простого военнопленного стать генералом армии Османской империи.

Место захоронения Мухаммедшарифа Яваева

По всей видимости, история Шакир-паши и его невероятный успех на военном поприще послужила вдохновляющим стержнем молодых юношей выбрать военную профессию.

Десять полковников и один генерал на сегодняшний день являются уроженцами села, отсюда смело можно называть Кутеевку "селом полковников".

Узбеков Вильдан Сулейманович (1939 г.р.) дослужился до звания генерала-полковника. Работал в г. Набережные Челны прокурором, в 1977–1981 гг. – в Татарском обкоме КПСС, в 1981 г. был назначен Генеральным прокурором ТАССР. В 1985 г. переведен в Москву на работу в Контрольное управление Генпрокуратуры Р.Ф. В октябре 1993 г. Указом Президента России Б.Н. Ельцина назначен заместителем Генпрокурора Р.Ф., в мае 1994 – первым замом Генпрокурора. Ушел в отставку в звании Государственного советника юстиции 1 класса в 1996 г.

Мусаутов Равиль Ибрагимович (1946 г.р.), полковник запаса. Был направлен служить в Северную Группу Войск (Польша), на должность начальника отдела группового продовольственного склада. Затем назначается начальником службы зенитно-ракетного полка в данной группе войск. В 1990 г. Мусаутов Р.И. был отправлен советником заместителя Министра обороны Камбоджи. После служил на должности начальника штаба тыла армии в Нижнем Новгороде.

Байкин Рашид Загидуллович (1959 г.р.), старший советник юстиции, полковник. В 1995–2006 гг. занимал прокурорские должности в аппарате прокуратуры Пензенской области. С 2008 г. на государственной службе в Администрации Президента Р.Ф.

Звание полковника имеют также: Дубин Халил Загидуллович, Дубин Идрис Якубович, Юсеев Карибулла Габдуллович, Юсеев Насибулла Нясруллович, Яваев Карибулла Хасянович, Акжигитов Ряшит Исхакович и Алмаев Анвяр Ибрагимович.

Не обошла стороной Кутеевку так называемая Афганская война. Среди ее участников числится 15 ребят из села, двое из которых погибли. Список участников Чеченской войны составляет 9 чел. Все они выполняли свой воинский долг с честью и достоинством, многие награждены государственными наградами.

Одиноков Рашид Карибуллович (19651985), советский воин-интернационалист, участник боевых действий в Респ. Афганистан. Неоднократно участвовал в боевых операциях – сопровождал колонны, ходил в дозор и разведку, нес охрану и участвовал в боевых рейдах. Проявил себя умелым, храбрым и веселым воином. БМП, на которой находился Рашид, подорвалась на контактной мине во время очередной боевой операции. За мужество и отвагу посмертно награжден орденом Красной Звезды. Похоронен в родном с. Кутеевка.

Узбеков Ринат Мунирович (1967–1987), советский воин-интернационалист, участник боевых действий в Респ. Афганистан. Погиб при штурме господствующей высоты у г. Джелалабад. Принимал участие в боевых операциях и неоднократно в составе штурмовой роты сопровождения колонн с грузами. За проявленное в боях храбрость и мужество посмертно награжден орденом Красной Звезды. Похоронен в родном селе.

Вяльшин Рустам Анверович служил пулеметчиком разведывательной роты. 27 мая 2008 г. при проведении занятий по огневой подготовке по метанию боевых гранат выронил гранату. Времени не было покидать окоп, и Рустам осознанно накрыл гранату своим телом, чтобы спасти командира, находившегося рядом. От полученной травмы Рустам погиб. За мужество и отвагу, проявленное при исполнении заданий, и как пример беззаветного служения Родине, командование части представило Вяльшина к государственной награде – медали "За отвагу".

Многие кутеевцы стали врачами, агрономами, учителями, инженерами. Сельчане гордятся своими земляками:

Акжигитов Бакир Усманович, предприниматель, председатель Пензенской региональной татарской национальной автономии.

Акжигитов Р.У.

Акжигитов Якуб Усманович, заслуженный артист Республики Татарстан.

Дубин Анвер Абдуллович. Работал инструктором Белинского райкома партии, секретарь парткома колхоза «Рассвет». С 1972 по 1988 г. – председатель колхоза им. Н.К. Крупской. С 1988 г. по 1993 г. – директор Чембарской турбазы.

За поднятие целинных и залежных земель были награждены: орденом Ленина Бияков Ахья Абдулганеевич, орденом Трудового Красного Знамени Кочекаев Карибулла Ахмеджанович.

В селе родился Аджигитов Гильфан Камилович, предприниматель, директор ТД "Кувака и К", депутат Собрания представителей г. Каменки.

Достопримечательностями в селе служат мечети: 100-летняя каменная мечеть, построенная имамом Яваевым. Вторая ("Зухра") была построена на собственные средства Б.У. Акжигитовым и названа именем своей матери. В средней школе можно посетить краеведческий музей, в селе имеется обелиск воинской Славы. Сегодня село переживает не лучшие свои времена. Из-за отсутствия работы и условий проживания, молодежь уходит в города, село медленно умирает. В настоящее время в селе проживает около 800 чел.

Кикино

Более века назад, в 1895 г., накануне всеобщей переписи был подготовлен "Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи". В документе были приведены названия народов, проживающих на данной территории, названы их языковая и религиозная группу. При этом указанная численность населения относится к разным периодам времени, но примерно соответствует фактическим значениям. В частности, предисловие к данному изданию рассказывает о том, что "Этот труд доказывает ту незыблемую истину, что при всем многообразии своего населения (более 140 отдельных народов), Россия есть достояние русской народности, постепенно и неуклонно распространяющейся на запад, юг и восток. Это подтверждается и цифрами: русская колонизация азиатских владений и распространение русского землевладения на западные окраины. Единство Империи яснее проявляется в цифрах: в 1886 г. из 113 млн душ населения на долю великороссов, малороссов и белорусов приходится 80 млн, или более 70 %. А если присоединить к ним «обруселых» инородцев, – то и значительно больше.

Приведенные сведения на самом деле более широкие: этнографические и исторические, виды основных занятий, содержатся в нем и статьи о характерах и политических суждениях этих племен и народов. Говорится в труде, что на сегодня некоторые данные уже устарели, некоторые ошибочны, а многие народы известны ныне под другими именами, а некоторых уже нет совсем[46 - Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи. – СПб., 1895.].

Российская Империя к концу XIX в. занимала половину Европы и одну треть всей Азии, или одну шестую часть земной суши. По своей территории она уступала лишь Великобритании, а по численности населения – Китаю и Великобритании с ее колониальными владениями. К Империи относились: европейская часть собственной территории (86 млн душ), Финляндия (2,3 млн), Царство Польское (8,3 млн), Кавказ (7,3 млн), Сибирь (4,3 млн) и Среднеазиатские владения и степное генерал-губернаторства (1,8 млн).

Данный список народов включал в себе кроме народов небольшие племена абугач и бойкотов – отатарившихся финнов, обитающих в Енисейской губернии: "Они были магометане и вели кочевой образ жизни". В тех же описываемых землях проживали бельтиры – отатарившееся финское племя, численностью более 3 тыс. чел., но исповедующие православие и отчасти шаманство. Агржанцы – это были метисы индусов и татар, издавна поселившиеся в г. Астрахани, где они занимались торговлей; по нравам и обычаям весьма схожи с татарами. Башкиры – народ тюркского племени, численностью 600 тыс., исповедующие магометанство. Занимались разведением рогатого скота, лошадей и верблюдов. Про башкир сказано: "Это их основный источник доходов. Земледелием занимаются слабо; зимой живут в деревнях, а летом перекочевывают в лесах, где живут в шалашах и кибитках. Многочисленное духовенство, пользующееся у них большим влиянием, заботится о религиозном образовании своего народа. По внешности следует отличать башкир: на степных – монгольского типа, и лесных – кавказского типа".

Бессермяне считались как народ неизвестного происхождения, сильно обрусевшие. Теленгуты – это был народ монгольского племени, но значительно отатарившийся, хотя продолжающий исповедовать буддийскую веру. Говорилось также в источнике: "Народ тептяри имеет смешанное происхождение – от татар и народов финского племени (черемисов, вотяков и мордвы). Они разделяются на обашкирившихся и обрусевших. Тептяри-башкиры говорят по-башкирски, они – магометане. Бедны и селения у них неопрятны вследствие недостатка трудолюбия. Обрусевшие тептяри имеют противоположные черты: земледелие у них в хорошем состоянии, скота достаточно, селения опрятны. Их жизнь не отличается от русских. Численность тептярей составляет 130 тыс. чел."

В Среднеазиатских владениях и степном генерал-губернаторстве русское население было незначительно – в большинстве своем это были военные, чиновники и купцы. Русские на Кавказе занимали значительные пространства, и они были разбросаны среди массы инородческого населения, где присутствовали крупные поселения. Колонизация Кавказа, начавшаяся с 1567 г., с течением времени охватила все Предкавказье, а затем (с 1835 г.) – и Закавказье. Кроме казаков и чиновников главная масса русского населения состояла из переселенцев внутренних и южных губерний, а в Закавказье – из различных сектантов: духоборцы, молокане, субботники, прыгуны и др. Занимались главным образом хлебопашеством, притом весьма успешное положение было у сектантов.

Среди народов, населяющих Российскую Империю, дается очень интересная информация о евреях, казахах, киргизах и узбеках.

"Евреи – семитическое племя (более 5 млн. душ), рассеянное по всей России, но крайне неравномерно. Евреи по религии, нравам, обычаям и предоставленным им правам резко отличались от других подданных Российской Империи. Они разговаривали на особом языке, составляющем смесь немецкого, древнееврейского и других языков. Живут евреи главным образом по городам и местечкам, и занимаются почти исключительно торговлей и ремеслами; земледельческие колонии евреев существуют в Екатеринославской и отчасти Херсонской губерниях, кроме того хлебопашеством занимаются кавказские, туркестанские и сибирские евреи. Впрочем, евреи туркестанские и горские на Кавказе отличаются во многом от прочих своих единоплеменников и близки к туземцам. Так, например, горские евреи обитают в горных аулах, занимаются – хлебопашеством, виноделием, табаководством, кожевенными изделиями и отчасти торговлей; по типу весьма походят на горцев и не отличаются от них по образу жизни, а говорят по-татарски; религия их есть смесь иудейства и язычества; по нравам довольно предприимчивы и храбры. В Европейской России право жительства предоставлено евреям лишь в 15 губерниях, именуемых губерниями еврейской оседлости, но при этом им разрешено вновь селиться не всюду, а лишь в городах и местечках. Право же повсеместного жительства разрешено только некоторым категориям евреев: 1) купцам 1-й гильдии, 2) лицам с высшим образованием, 3) ремесленникам и цеховым…

Казахи (древние касоги), численность – чуть более 1 тыс. душ. Это небольшое племя, занимающееся скотоводством. Исповедовали магометанство. Современных казахов в конце XIX в. называли киргизы-кайсаки. Это тюркский народ, численностью 3 млн. чел. Главное занятие киргиз-кайсаков составляет скотоводство в самых разных видах (рогатый скот, лошади, верблюды). Второе место занимает земледелие, а также разные промыслы (извозный, ломка соли, изделия из шерсти) и торговля сырьем. "Они живут в кибитках, тип лица чисто монгольский, исповедание магометанское, но со значительной примесью старинных языческих верований… В настоящее время киргиз-кайсаки разделены на 4 главные орды: 1) Большую (часть которой находится под владычеством Китая), 2) Среднюю…, 3) Малую (Оренбуржье, Уральские районы, 4) Букеевскую (Внутреннюю), занимающая обширные пространства в Уральской области и Астраханской частью в Самарской губернии.

Киргизы – это народ тюркского племени, 300 тыс. чел. В отличие от киргиз-кайсаков называются кара-киргизами, а русские присвоили им наименование дикокаменных. Главное занятие и основа их благосостояния – скотоводство (лошади, овцы, верблюды и рогатый скот)… Исповедание магометанское с примесью язычества. Ведут кочевой образ жизни и живут в легких кибитках.

Узбеки – тюркский составлял прежде господствующее население в Средней Азии. Узбеки фанатично религиозны, беспокойного характера, малоспособны к культуре и с презрением относятся к иранскому племени – сартам и таджикам. Он делятся на роды и родовое начало в их жизни играет значительную роль.

Для нас представляет интерес и семитское племя – караимы, считавшиеся себя потомками древних хазар. Указывается, что главное их занятие – это торговля, где они выгодно отличаются от евреев. Караимы кротки, трудолюбивы и честны, держатся патриархальных нравов и по типу скорее напоминают татар, нежели евреев; говорят на татарско-турецком языке и переняли многие татарские обычаи. В религиозном отношении караимы – еврейская секта, признающие часть законов нынешних евреев-раввинов, а вместо другой части – создавшие свои собственные или же восстановленные старо-талмудические, древне-саддукейские и др. Проживают главным образом в Крымском полуострове"[47 - Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи. – СПб., 1895.].

В предыдущих разделах этого труда нами был дан большой объем различных сведений, посвященных мещерякам (мещере). Надо отметить, история этого народа очень запутанная и неоднозначная, и по этой причине внесем небольшие, но важные добавления, заимствованные из приводимого нами источника. Составители "Алфавитного списка народов" считают мещеряков народом финского племени, отчасти обрусевшего, отчасти отатарившегося. "Живут они в восточной части Европейской России, 160 тыс. чел. Пензенские и саратовские мещеряки вполне обрусели, говорят по-русски, и от местного населения отличаются только легким оттенком произношений. Уфимские и пермские мещеряки почти совершенно смешались с башкирами и отличаются от них лишь большей склонностью к земледелию. Исповедание: православное (33 тыс. душ) и магометанское (125 тыс. душ).

Мордва – народ финского племени, сильно обрусевший, остатки которого живут в Европейской России. Одеждой и образом жизни мордва почти не отличается от русских. Исповедание: православие и примесью языческих обрядов. Численность – 775 тыс. душ.

Чуваши – народ тюркского племени, со значительной примесью финского, численностью 540 тыс. душ. Очень трудолюбивый и бережливый, благодаря чему живут небедно. Главное занятие – земледелие, в котором превосходят русских. По образу жизни чуваши не отличаются от русских. Исповедуют православную веру с примесью язычества".

Ногайцы – народ тюркского племени (61,5 тыс. чел.), ведут кочевой образ жизни. "Лишь немногие обрабатывают землю, а земледелие находится в плохом состоянии. Нравственный уровень и благо состояние ногайцев незавидный. Исповедание – магометанское. Главное богатство – скот"[48 - Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи. – СПб., 1895.].

Как мы знаем, за весь золотоордынский период отношения Руси с тюркоязычными народами приобрели тесные связи, требующие, в свою очередь, практическое знание тюркских языков. Такое взаимодействие Руси и Орды вылилось в заимствование лексики, обычаев, культуры и традиций. После ослабления татарских ханств татарская государственная идея не исчезла – русские князья стали называться "великим беком" и "белым ханом". Этот исторический факт означал, что отныне окончательно централизованное русское государство считало себя правопреемником Джучиева Улуса. Это обстоятельство нашло свое отражение не только на политике Москвы по отношению к татарским ханствам, но оказало существенное влияние к народам, проживающим, как правило, совместно на всей территории Российской Империи.

Шлем Ивана Грозного с арабской надписью (Стокгольм. Королевский арсенал). Фото из свободного доступа

Так, даже в XVII в. на Руси пользовались самыми разными алфавитами. Известно, архидиакон Павел Алеппский, церковный писатель сер. XVII в. побывал в Москве в 1656 г. вместе с Патриархом Антиохийского Макария III по приглашению царя Алексея Михайловича. Сопровождая Патриарха, Павел Алеппский вел все свои записи по-арабски, причем свободно переходил с арабского языка на русский и часто писал русский текст арабскими буквами. В эпоху Алексея Михайловича русские тексты писались арабскими буквами нередко. Знаменитое произведение "Хождение за три моря Афанасия Никитина" написано по-русски, однако время от времени автор свободно переходит на тюркский и арабский языки, которые использовались им для русских православных молитв. Более того, все первые русские монеты конца XIV в. были двуязычными. На лицевой стороне русских монет ставилась копия с татарской монеты. На монете печаталась имя одного правителя, который являлся одновременно и ханом, и великим князем. Таким образом, имя какого-нибудь великого русского князя и хана Великой Ордынской Империи (Монголии) принадлежало одному человеку, а не двум разным правителям, как это полагают историки. Все указанные факты никак не означают прямую связь с религией: арабский алфавит, арабский и татарский языки были распространенными среди православных правителей и простых людей, причем многие владели ими свободно.