1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Какое слово пропущено в таблице?
Функции рынка
Информационная
Регулирующая
…....
Санирующая
Характеристика
– Рынок предоставляет информацию о ценах, дефицитах и избытке товара
– С помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу того или иного товара.
– Рынок связывает воедино производителей и потребителей.
– Рынок выявляет неэффективные, убыточные предприятия и побуждает их к банкротству и реструктуризации
Ответ:
7. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к функциям рынка.
1) ценообразования; 2) посредническая; 3) практическая; 4) санирующая; 5) информационная; 6) научная.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
8. Выберите в представленном ниже перечне верные суждения о функциях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Интегрирующая функция рынка заключается в том, что рынок с помощью конкуренции воздействует на сокращение затрат и заставляет товаропроизводителей быть конкурентоспособными.
2) Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
3) Ценообразующая функция рынка – это установление ценовых эквивалентов для обмена товаров и услуг.
4) Посредническая функция рынка обеспечивает взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
5) Контролирующая функция рынка даёт участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
9. Выберите в приведённом списке верные суждения о рынке и его видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Посредством стимулирующей функции рынка устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены.
2) По объёмам продаж выделяют оптовый и розничный рынки.
3) По степени насыщенности товарами различают дефицитный, равновесный и избыточный виды рынка.
4) По соответствию правовым нормам выделяют рынок свободной конкуренции и монополистический рынок.
5) Рынок обеспечивает функцию саморегулирования экономики.
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
«Главной движущей силой капиталистической экономики является личный интерес: каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или – как варианта – минимизацию своих убытков. А владельцы материальных ресурсов (собственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам. Рабочие также стремятся получить возможно больший доход (удовлетворение) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими. В свою очередь потребители, покупая определённый продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене. Потребители, кроме того, стремятся сократить расходы и максимизировать полезность продукта. Короче говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придаёт направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной…
Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят… Рабочий на сборочном конвейере, который по 8 часов в день устанавливает стёкла на «Форды», сам может владеть автомобилем «Хонда». Редко какие домохозяйства всерьёз налаживают собственное производство необходимых им пищи, жилья или одежды. Многие фермеры продают молоко со своей фермы местному молочному заводу, а сами покупают масло в местном супермаркете. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается». (К. Макконнелл, С. Брю)
1. Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?
2. Как авторы характеризуют роль личного интереса в рыночной (капиталистической) экономике? Используя текст, приведите две характеристики.
3. Что такое специализация? Используя текст и обществоведческие знания, приведите три пояснения мысли авторов о неэффективности самообеспечения.
4. Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения связи личного интереса и экономической специализации.
Прочитайте текст и выполните задания 5-8.
«Экономическое устройство способствует развитию свободного общества…
Коренная проблема социальной организации заключается в том, как скоординировать экономическую деятельность большого числа людей… В принципе, существует лишь два способа координации экономической деятельности миллионов. Первый – это централизованное руководство, сопряжённое с принуждением; таковы методы армии и современного тоталитарного государства. Второй – добровольное сотрудничество индивидов; таков метод, которым пользуется рынок.
Возможность координации через добровольное сотрудничество основывается на элементарном – хотя и часто оспариваемом – тезисе, что из экономической сделки выгоду извлекают обе стороны, при том условии, что эта сделка представляет собой добровольный и полностью осознанный акт каждой из сторон. Торговый обмен может поэтому обеспечить координацию без принуждения. Рабочей моделью общества, организованного при посредстве добровольного взаимообмена, является свободная частнопредпринимательская рыночная экономика, то есть то, что мы назвали основанным на свободной конкуренции капитализмом…
Пока сохраняется реальная свобода взаимообмена, главная особенность рыночной организации экономической деятельности состоит в том, что в большинстве случаев она не позволяет одному лицу вмешиваться в деятельность другого. Потребителя ограждает от принуждения со стороны продавца наличие других продавцов, с которыми он может вступить в сделку. Продавца ограждает от принуждения со стороны потребителя наличие других потребителей, которым он может продать свой товар. Работающий по найму ограждён от принуждения со стороны работодателя наличием других работодателей, к которым он может наняться, и так далее. И рынок делает всё это беспристрастно и безо всякой центральной власти.
Если уж на то пошло, одним из главных возражений против свободной экономики выдвигают именно тот факт, что она так хорошо выполняет эту задачу. Она даёт людям то, чего они хотят, а не то, чего они должны хотеть по разумению какой-то группы. За большинством доводов против свободного рынка лежит неверие в саму свободу.
Существование свободного рынка не снимает, разумеется, необходимости правительства. Напротив, правительство необходимо и как форум для определения «правил игры», и как арбитр, толкующий установленные правила и обеспечивающий их соблюдение. Рынок резко сужает круг вопросов, которые нужно решать политическими средствами, и таким образом сводит к минимуму необходимость прямого правительственного участия в игре» (М. Фридмен)
5. Что автор считает коренной проблемой социальной организации? Какие два способа решения этой проблемы он называет?
6. Какие черты рыночной экономики приведены в тексте (назовите любые три черты)? Как автор определяет роль конкуренции в рыночной экономике? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок» (в широком смысле).
7. В чем, по мнению автора, проявляется роль правительства (государства) в условиях рыночной экономики? Укажите два проявления и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.
8. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите два экономических вопроса, решение которых в условиях рынка не требует вмешательства государства, и приведите объяснение каждого из них.
9. Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «случаи несостоятельности рынка»; 2) составьте предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о проявлениях несостоятельности рынка;
− одно предложение, раскрывающее, как государство преодолевает какую-либо ситуацию несостоятельности рынка.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
10. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции рынка. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
«Рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров и услуг к объёму и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т. е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя тем самым, как будут производиться товары и услуги, с помощью каких ресурсов и технологий. Наконец, рынок решает проблему – для кого производятся товары, услуги, каким образом распределяется национальный доход между различными слоями населения, обладающими различной квалификацией и т. д. Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей. Другими словами, рыночная экономика – это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.
Вместе с тем рыночная экономика имеет и недостатки. Во-первых, это определенные потери общественного труда, поскольку невозможно всегда точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса – затраты могут оказаться излишними. Во-вторых, стихийное колебание цен, предложения и спроса имеет следствием неустойчивость положения участников производства – с понижением спроса часть производителей выталкивается из данной отрасли, что означает разорение для предпринимателей и безработицу для наёмных работников. В-третьих, поскольку товары и услуги направляются туда, где больше денег, рынок может предписать одним людям голодать, другим – получать несоразмерные доходы. В-четвёртых, рыночный механизм ориентирован на получение прибыли, поэтому он не может эффективно решать общественные задачи – социального обеспечения, образования, здравоохранения, науки, культуры, экологии и т. п. Всё это приводит к необходимости определённого вмешательства общества, государства в экономическую жизнь, в основном в сфере потребления. Но подчас и в сфере производства тоже вводятся некоторые ограничения экономической свободы» (По А. М. Новикову)
1. Какое определение понятия «рыночная экономика» дано в тексте? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, в условиях рыночной экономики происходят определённые потери общественного труда? Какую связь отмечает автор между ориентацией рыночного механизма на получение прибыли и эффективностью решения ряда общественных задач?
2. Автор упоминает о безработице для наемных работников в условиях рынка. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «безработица».
3. Автор утверждает, что существует необходимость определённого вмешательства государства в экономическую жизнь. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера участия государства в экономике в условиях рынка, в каждом примере укажите функцию, которую выполняет государство в рыночной экономике.
4. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о функциях рынка, которые связаны с регулированием общественного производства.
Прочитайте текст и выполните задания 5-8.
«Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ – небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит…
Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.
Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов…
Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто
занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба…
В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руководители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное…
В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.
Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.
Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения – всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления» (Р. Строуп, Дж. Гвартни)
5. Почему, по мнению авторов, централизованное планирование неэффективно? Используя текст, укажите четыре причины.
6. Какие функции рынка рассмотрены авторами? Используя текст, укажите три функции. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок».
7. Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).
8. Как в условиях рынка связаны свобода и ответственность экономических субъектов? Какие экономические и правовые институты обеспечивают возможность свободного выбора субъектов экономики? (Укажите любые два института и кратко поясните роль каждого из них.)
ЧАСТЬ 1
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) страховая компания; 2) биржа труда; 3) фондовая биржа; 4) инфраструктура рынка; 5) транспортная сеть.
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) рынок сырья
2) рынок земли
3) рынок ресурсов
4) рынок труда
5) рынок оборудования
3. Запишите слово, пропущенное в схеме.
4. Установите соответствие между крупными сегментами рынка и отдельными видами рынков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЫНКОВ
А) рынок акций
Б) рынок труда
В) рынок капитала
Г) рынок ипотечного кредитования
Д) рынок нефти и нефтепродуктов
РЫНОЧНЫЕ СЕГМЕНТЫ
1) рынок экономических ресурсов
2) финансовый рынок
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
5. Установите соответствие между видами рынков и основами их классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЫНКОВ
А) розничный
Б) олигополии
В) равновесный
Г) избыточный
Д) монополистической конкуренции
ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ
1) характер продаж
2) уровень насыщенности
3) тип конкуренции
А
Б
В
Г
Д
6. Найдите в приведенном ниже списке примеры функционирования рынка финансового капитала? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) исходя из объема клиентских заказов, автомобильный рынок должен сохранять стабильность
2) пациенты готовы платить большую цену, чтобы получить медицинскую помощь лучшего качества
3) в условиях финансового кризиса произошло снижение курса акций крупных кампаний;
4) за достаточно короткий промежуток времени сложился современный рынок образовательных услуг
5) пяти банкам запретили продажу облигаций в евро и выпуск акций в пользу европейских инвесторов
6) снижение рынка традиционной телефонной связи компенсирует доходы от услуг мобильной связи и передачи данных
7. Установите соответствие между объектами продажи и рынками, на которых они продаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОБЪЕКТЫ ПРОДАЖИ
A) Программное обеспечение
Б) Потребительские кредиты
B) Приватизационный чек
Г) Валюта
Д) Депозитный сертификат
ВИДЫ РЫНКОВ
1) Рынок финансовых услуг
2) Рынок ценных бумаг
3) Рынок интеллектуальной собственности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
8. Установите соответствие между задачами и видами бирж: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЗАДАЧА
А) организация торговли ценными бумагами
Б) учёт свободных рабочих мест
В) информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда
Г) оценка стоимости и привлекательности ценных бумаг
Д) обеспечение достоверности котировки акций
ВИД
1) фондовая биржа
2) биржа труда
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
9. На рынке в государстве Н. существует большое количество фирм, занимающихся ремонтом сантехники. Деятельность данных фирм пользуется спросом у жителей. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) рынок товаров
3) совершенная конкуренция
4) национальный рынок
5) монополистическая конкуренция
6) нелегальный рынок
10. На рынке в области Г. только одна фирма продаёт лекарственные препараты, которые приобретает местное население. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) национальный рынок
2) рынок товаров
3) рынок услуг
4) монополия
5) монополистическая конкуренция
6) региональный рынок
11. На рынке в государстве Л. только три фирмы производят сельскохозяйственную технику, которая пользуется спросом у аграриев по всей стране. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров
2) рынок рабочей силы
3) монополия
4) монополистическая конкуренция
5) национальный рынок
6) олигополия
12. В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.
1) рынок средств производства
2) чистая конкуренция
3) местный рынок
4) рыночный дефицит
5) монополия
6) рынок услуг
13. Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) совершенная конкуренция
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) олигополия
6) рыночный дефицит
14. На рынке представлен только один производитель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор области Z. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) олигополия
2) рынок услуг
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) монополия
6) рыночный дефицит
15. В городе П. осуществляют перевозки граждан три компании, владеющие парками маршрутных такси. Уровень тарифов на перевозки единый у всех трех компаний. Выберите в приведенном ниже списке признаки рынка, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) местный рынок
3) монополия
4) олигополия
5) свободная конкуренция
16. В стране В. только три фармакологических компании, выпускающие лекарственные препараты, пользующиеся спросом у больных. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров и услуг
2) фондовая биржа
3) монополия
4) национальный рынок
5) олигополия
6) мировой рынок
17. На рынке сотовой телефонной связи страны А. действуют три крупных оператора, диктующих цены на тарифные планы. Выберите из перечня характеристики данного рынка.
1) национальный
2) олигополия
3) монополия
4) услуг
5) финансовый
18. Рынок мобильной связи области Z контролируется одной крупной компанией, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) региональный рынок
2) монополия
3) совершенная конкуренция
4) рынок услуг
5) рыночный дефицит
6) рынок товаров
19. Большинство авиастроительных корпораций останавливает свой выбор на двигателях, произведённых одной из трёх компаний крупнейших в мире производителей авиационных двигателей. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров
2) монополия
3) мировой рынок
4) олигополия
5) фондовый рынок
6) местный рынок
20. Большинство дизайнерских бюро города Т. заказывают мебель у одного из трёх крупнейших поставщиков города. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.