Книга Тематические тесты по микроэкономике. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Терентьева. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Тематические тесты по микроэкономике. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Тематические тесты по микроэкономике. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Тематические тесты по микроэкономике. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

1) рынок товаров

2) монополия

3) местный рынок

4) олигополия

5) фондовый рынок

6) рынок чистой конкуренции


ЧАСТЬ 2


Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

«Что такое рынок в реальности? Западная экономика производит товары (вещи и услуги) для продажи за деньги. Совокупность продаж и покупок товаров и образует рынок. Не существует некий абстрактный рынок вообще. Существуют различные регионы, сферы, уровни, стадии развития рынка. Существуют и различные категории участников рынка и различные категории товаров. Одно дело – продажа предметов быта в мелких магазинах. И другое дело – продажа самолётов, кораблей, домов, земельных участков, больших партий оружия. Одно дело – мелкие предприниматели. И другое дело – промышленные империи с десятками и сотнями тысяч сотрудников. Рынок – сложнейшая махина, и функционирует она не сама по себе, а как часть экономики общества и общества в целом. Функционирует изо дня в день, из года в год в океане разнообразных и взаимосвязанных отношений людей, событий и информации.

В реальной жизни рынка можно заметить самые различные и даже взаимоисключающие явления – свободную конкуренцию и препятствование <…>, определение предложения товаров спросом и определение спроса предложением, снижение и повышение цен, точный расчёт и авантюристический риск, взлёты и банкротства, прибыли и убыток, свободное (стихийное) ценообразование и заранее рассчитанное намерение. <…>

Государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам… <…> Рынок постоянно находится под неусыпным оком общества и власти». (Авторская страница Александра Зиновьева. Логическая социология. Западнизм // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 211—212.).


1. Что, по мнению автора, представляет собой рынок?


2. Выпишите из текста различные явления, олицетворяющие реальную жизнь рынка.


3. Автор говорит о рынке потребительских товаров и услуг. Используя знания обществоведческого курса, приведите по два примера видов рынка в зависимости от типа конкуренции, от пространственного признака, от действующего законодательства.


4. Автор утверждает, что государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три основных направления и две группы методов регулирования государством современной рыночной экономики, проиллюстрировав каждую группу примером.


5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рынок»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях рынка, и одно предложение о видах рынка в зависимости от развития конкуренции.


6. На рынке детской одежды области Z конкурируют множество крупных и средних фирм, предприятий малого бизнеса, благодаря известности своих брендов они могут частично влиять на формирование цен на свою продукцию.

Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ поясните.

Определите тип (вид) данного рынка: а) по объекту купли-продажи; б) по масштабу.


7. После серии слияний и поглощений, с конца 1990-х годов Airbus и Boeing, по сути, разделили глобальный рынок пассажирских самолётов. Таким образом, Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире и глобальными конкурентами друг друга. К какому типу рынка по степени конкуренции (типу рыночной структуры) относится описанная ситуация? Используя обществоведческие знания, укажите любые два других критерия классификации современного рынка. Укажите, к какому типу по каждому из названных Вами критериев классификации относится описанный рынок.


8. Рынок школьной одежды города Z поделён между пятью крупными компаниями, другие производители не представлены.

Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ поясните. Назовите любые два других типа конкурентных рынков.


9. Рынок спортивной одежды области Z поделён между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены. Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой выбор поясните. Назовите любые два других типа конкурентных рынков.


Тест 4. Многообразие рынков

ЧАСТЬ 1


1. Выберите верные суждения о финансовом рынке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К функциям финансового рынка относят формирование цен на денежные капиталы.

2) Финансовый рынок – это подсистема рынка потребительских товаров и услуг.

3) Финансовый рынок контролирует взаимодействие работников и работодателей.

4) Центральный Банк Российской Федерации устанавливает ключевую ставку, которая регулирует предложение на финансовом рынке.

5) Составной частью финансового рынка является рынок ценных бумаг.


2. Поставку продуктов питания в магазины города Р осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители‚ так и отдельные фермерские хозяйства. Найдите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок информации

2) дефицит продукции

3) чистая (совершенная) конкуренция

4) рынок товаров

5) местный рынок

6) олигополия


3. Большинство производителей телефонов в мире останавливают свой выбор на жидкокристаллических дисплеях, произведённых одной из четырёх компаний, крупнейших в мире производителей жидкокристаллических дисплеев. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок товаров и услуг

2) фондовый рынок

3) олигополия

4) монопсония

5) рынок сырья

6) мировой рынок


4. В городе Z канцелярскими товарами торгуют несколько крупных и средних магазинов. Они имеют возможность отчасти контролировать цены на канцелярские товары. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Местный рынок.

2) Монополия.

3) Монополистическая конкуренция.

4) Рынок информации.

5) Рынок товаров.

6) Избыток продукции.


5. Найдите в приведённом ниже списке примеры функционирования рынка капитала. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Исходя из объёма клиентских заказов, автомобильный рынок должен сохранить стабильность.

2) Пациенты готовы платить большую цену, чтобы получить медицинскую помощь лучшего качества.

3) В условиях финансового кризиса произошло снижение курса акций крупных компаний.

4) За достаточно короткий промежуток времени сложился современный рынок образовательных услуг.

5) Пяти банкам запретили продажу облигаций в евро и выпуск акций в пользу европейских инвесторов.

6) Снижение рынка традиционной телефонной связи компенсируют доходы от услуг мобильной связи и передачи данных.


6. Установите соответствие между задачами и видами бирж: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЗАДАЧА

А) организация торговли ценными бумагами

Б) учёт свободных рабочих мест

В) информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда

Г) оценка стоимости и привлекательности ценных бумаг

Д) обеспечение достоверности котировки акций

ВИД

1) фондовая биржа

2) биржа труда

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г

Д


7. Большинство производителей северного города страны М. пользуется услугами одного из трёх крупнейших грузоперевозчиков. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры,

под которыми они указаны.

1) рынок услуг

2) олигополия

3) фондовый рынок

4) местный рынок

5) рынок чистой конкуренции

6) товарно-сырьевой рынок


8. В городе N. сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства

2) монополия

3) местный рынок

4) рынок услуг

5) олигополистический рынок

6) фондовый рынок


9. В городке Z поставку продуктов питания в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства, все находятся в равных условиях. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок товаров

2) местный рынок

3) олигополия

4) региональный рынок

5) избыток продукции

6) чистая (совершенная) конкуренция


10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

«В экономике существуют два больших вида рынков: рынки _________(А) и услуг и рынки факторов производства. На рынках факторов производства преимущественно в качестве _________(Б) выступают домашние хозяйства, а в качестве покупателей – фирмы и _________(В). К рынкам факторов производства относятся рынок земли, рынок труда и рынок капитала. Фирмы покупают на этих рынках ресурсы для производства товаров, которые они смогут продать и получить _________(Г). При повышении спроса на товар фирма увеличивает спрос на эти ресурсы, чтобы произвести больше товара и получить больше прибыли. И, наоборот, при _________(Д) спроса на товар фирма уменьшит спрос на соответствующие ресурсы. Такой спрос на факторы производства, зависящий от спроса на произведённые с их помощью товары и услуги, называется производным. Таким образом, производным спрос является и на _________(Е), и на землю, и на капитал».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) товар

2) снижение

3) фактор

4) продавец

5) предприятие

6) труд

7) прибыль

8) предложение

9) государство

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:


А

Б

В

Г

Д

Е


11. В городе Z поставку бытовой химии в магазины осуществляет множество фирм. Они предлагают разнообразную продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок капитала

2) дефицит товаров

3) рынок товаров

4) олигополия

5) местный рынок

6) совершенная (чистая) конкуренция


12. Установите соответствие между типами рынков и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

A) контроль за ценой отсутствует

Б) представлено множество фирм

B) производится уникальный продукт, не имеющий хороших заменителей

Г) существуют препятствия для вступления в рынок

Д) количество выпускаемой на рынок продукции контролируется

ТИПЫ РЫНКОВ

1) монопольный

2) конкурентный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г

Д


13. На рынке области Z представлен только один производитель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) олигополия

2) рынок услуг

3) региональный рынок

4) рынок товаров

5) монополия

6) рыночный дефицит


14. В стране В только три фармакологических компании, выпускающие лекарственные препараты, пользующиеся спросом у больных. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок товаров и услуг

2) фондовая биржа

3) монополия

4) национальный рынок

5) олигополия

6) мировой рынок


15. Большинство дизайнерских бюро города Т заказывают мебель у одного из трёх крупнейших поставщиков города. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок товаров

2) монополия

3) местный рынок

4) олигополия

5) фондовый рынок

6) рынок чистой конкуренции


16. Большинство производителей северного города страны М пользуется услугами одного из трёх крупнейших грузоперевозчиков. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры,

под которыми они указаны.

1) рынок услуг

2) олигополия

3) фондовый рынок

4) местный рынок

5) рынок чистой конкуренции

6) товарно-сырьевой рынок


ЧАСТЬ 2


Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

«Тенденция к территориальному расширению привела к последовательному возникновению основных форм рыночного пространства: а) местный рынок (обычно в пределах села, города); б) национальный рынок (объединивший местные торговые территории в единый внутренний рынок государства); в) мировой рынок, возникший на основе развития внешней торговли разных стран.

Во второй половине XX в. начался качественно новый процесс – глобализация (охват всей территории земного шара) мирового рынка. Это означает, что национальные рынки отдельных стран находятся в усиливающейся зависимости друг от друга. Между ними складываются устойчивые торговые связи, опирающиеся на телекоммуникации, спутниковую связь, Интернет и другие новейшие технические средства.

В XX в. ускорение научно-технического прогресса привело к возникновению рынка научных разработок, где в виде товарного продукта выступали конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки), готовые для внедрения в производство. Переход к постиндустриальной экономике сопровождался быстрым развитием сферы платных услуг, а также оплачиваемых духовных благ. Широкое развитие акционерных обществ и кредитных (заемных) денежных средств способствовало образованию широкомасштабных рынков ценных бумаг и ссудных капиталов. С окончанием использования золота в качестве мировых денег (с начала 1970-х годов) во внешнеэкономических отношениях между государствами развился рынок валют (денежных знаков иностранных государств).

С образованием рыночной системы существенно возросла ее роль в развитии национальной экономики. С одной стороны, широко разветвлённое разделение труда в современном товарном производстве получило возможность сбывать свою специализированную продукцию через соответствующую систему рынков. С другой стороны, все крупные отрасли национального хозяйства стали испытывать возросшую зависимость от соответствующих отраслей рынка. В итоге возникло новое состояние экономического организма, при котором все его «клеточки» испытывают активное воздействие рыночной системы» (Е.Ф. Борисов)


1. Как влияет на рынок глобализация? Опираясь на текст, укажите три аспекта этого влияния.


2. Перечислите указанные автором формы рынка и укажите классификационное основание выделения этих форм.


3. Автор пишет об особенностях развития рынков товаров и услуг в XX веке. Назовите любые две из таких особенностей и каждую проиллюстрируйте примером.


4. В чем проявляется стимулирующая, а в чем – сдерживающая роль рыночной системы в развитии национальной экономики? Сформулируйте ответ на этот вопрос и поясните его, опираясь на текст и знания курса.


Тест 5. Рыночная конкуренция

ЧАСТЬ 1


1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) чистая монополия; 2) монополистическая конкуренция; 3) трест; 4) несовершенная конкуренция; 5) олигополия.


2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) конкурентная среда; 2) совершенная конкуренция; 3) многообразие форм собственности; 4) законы, охраняющие права частной собственности; 5) свободное ценообразование.


3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа, ________(Д) проводит ________(Е) политику ».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) ассортимент

2) покупатель

3) продавец

4) монополия

5) конкуренция

6) товарищество

7) государство

8) разнообразный

9) антимонопольный

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


А

Б

В

Г

Д

Е


4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «конкуренция».

1) монополия; 2) монопсония; 3) кооператив; 4) олигополия; 5) совершенная конкуренция; 6) корпорация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «совершенная конкуренция».

1) уникальный товар; 2) бытовые услуги; 3) свободное ценообразование; 4) несколько фирм; 5) сельское хозяйство; 6) рыночная система.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


6. Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) ценовое лидерство

Б) значительные размеры стартового капитала

В) отсутствует влияние и возможность влияния отдельных продавцов на изменение цен

Г) множество продавцов и легкие условия для начала бизнеса

Д) однородная стандартизированная продукция

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

1) монополистическая конкуренция

2) олигополия

3) совершенная конкуренция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д


7. Выберите верные суждения о характере рыночных отношений и видах рынков и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конкуренция производителей способствует улучшению качества товаров.

2) Монополизация рынка ведет к снижению цен на товары и услуги.

3) Рынок свободной конкуренции отличает легкий вход на него для предприятий и сложный выход.

4) Рыночной экономике свойственна конкуренция потребителей.

5) В условиях олигополии возможен контроль за ценой при тайном сговоре.


8. Установите соответствие между видами рынков труда и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДА

А) предложение труда возрастает в соответствии со спросом

Б) зарплату диктует фирма крупных нанимателей

В) на рынке труда действует несколько крупных компаний

Г) рабочие одной профессии независимо друг от друга предлагают свою рабочую силу

ВИДЫ РЫНКОВ

1) конкурентный

2) монополизированный


А

Б

В

Г


9. Установите соответствие между типами рынков и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А) контроль за ценой отсутствует

Б) представлено множество фирм

В) производится уникальный продукт, не имеющий хороших заменителей

Г) существуют препятствия для вступления в рынок

Д) количество выпускаемой на рынок продукции контролируется

ТИПЫ РЫНКОВ

1) монопольный

2) конкурентный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д


10. Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конкуренция между производителями выступает регулятором хозяйства во всех экономических системах.

2) В условиях рынка конкуренция ведет к снижению издержек производства.

3) Одним из последствий конкуренции является разорение части производителей.

4) Главным видом конкуренции в условиях рынка является конкуренция потребителей за лучшие товары и услуги.

5) Конкуренция стимулирует рост производительности труда.


11. Установите соответствие между характеристиками рыночных отношений и видами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов

Б) вход на рынок для новых фирм затруднён, но возможен

В) полная информированность любой фирмы о всех параметрах рынка – о ценах, издержках, спросе, объёмах производства

Г) кривая спроса для фирмы всегда совпадает с кривой спроса для отрасли

Д) отсутствие барьеров для осуществления бизнеса

ВИД КОНКУРЕНЦИИ

1) олигополия

2) монополия

3) чистая конкуренция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г

Д


12. Установите соответствие между примерами и типами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

А) Услуги телефонной связи в стране Z осуществляют три конкурирующие компании.

Б) На сельскохозяйственном рынке городка N представлена продукция местных фермерских и индивидуальных хозяйств.

В) В городе Р. большую популярность имеют многочисленные фирмы, оказывающие услуги по мелкому бытовому ремонту.

Г) Компания «Соль и море» является единственным поставщиком поваренной соли для продуктовых магазинов региона.

Д) Компания «Цифровой мир» вывела на рынок города В. сигнализацию с функцией смс-оповещения владельца. Через непродолжительное время другие производители сигнализации ушли с рынка города.

ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ

1) чистая конкуренция

2) олигополия

3) чистая монополия

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г

Д


13. Установите соответствие между характеристиками конкурентных рынков и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) Продавцы не могут осуществлять контроль над ценами.

Б) Основная часть рынка контролируется несколькими крупными продавцами.

В) Множество мелких фирм предлагает на рынке однородную продукцию.

Г) Вхождение новых продавцов на рынок затруднено.

Д) На рынке преобладают неценовые методы конкуренции.

ВИД КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА

1) чистая конкуренция

2) монополистическая конкуренция

3) олигополия

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г

Д


14. Выберите верные суждения о монополистической конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При монополистической конкуренции вход и выход с рынка относительно свободен.

2) При монополистической конкуренции продавцы реализуют взаимозаменяемые товары.

3) В условиях монополистической конкуренции решающее значение при выборе товаров имеют ценовые факторы.

4) Для монополистической конкуренции характерно большое число продавцов на рынке.

5) Монополистическая конкуренция характерна для рынка полностью идентичных товаров.


ЧАСТЬ 2