Проигравшей стороной явилась Россия. Что она потеряла? Миллионы людей в Первую и Вторую Гражданские войны, элиту страны, практически утратив веру в Бога, оставшись без истории своей страны.
Народ, массы в России в начале XIX века, были отсталыми, неграмотными, относящимися к третьей интеллектуальной группе. Глупая, полуобразованная, темная и невежественная молодежь верила этой чуме.
Социальное происхождение и положение. Происхождение – рабоче-крестьянское. Что могли безграмотные родители дать своим детям?
Уровень образования и культуры. Образование у тех, кто родился после революции – пять–семь классов максимум. Люди старшего возраста, родившиеся с 1890 года и младше имели два класса церковно-приходской школы. Культура – народ носитель культуры. Тонкая прослойка интеллигенции (а офицеры царской армии тоже были интеллигенты) это нравственная совесть страны позволяла простым людям ровняться на них, брать с них пример, становиться лучше, самосовершенствоваться. Интеллигенция поднимала общеобразовательный и культурный уровень простого народа. И вдруг, в одночасье их не стало в стране. Простые люди с начальным образованием тоже остались одни. Общеобразовательный и общекультурный уровень в стране резко упал. Теперь в стране все были с двухклассным образованием. Это третья интеллектуальная группа прорвалась к власти. Страна откатилась резко назад. Она деградировала. Это было сделано впервые в мире путем уничтожения интеллигенции. Чтобы не мешали проводить эксперимент на людях. Ленин, Сталин и их подельники хотели из народа вывести новую породу людей. Только среди животных это происходит путем селекции, скрещивания, а здесь абсолютно диким способом – на генном уровне.
Это еще одно преступление большевиков. Когда страна сможет выйти на уровень 1914–1917 года? Сто лет оказалось мало. Сколько еще пройдет времени? Наши дипломы ВУЗов не признаются в мире до сих пор, за исключением двух, трех, указывая на низкий уровень профессорско-преподавательского состава, а отсюда и общеобразовательной подготовки студентов. В армейской офицерской среде до сих пор нет того уровня, который был у царских офицеров. До сих пор хамство в отношении подчиненных продолжается. Крики и мат – вот система командования в армии. Это оазис хамства, пошлости, безграмотности, не знание боевой техники, солдафонство. Крестьянские дети продолжают традиции безграмотных офицеров 20–40 годов. Это передается из поколения в поколение последние сто лет. Редко встретишь интеллигентного, грамотного военного. В среде рядового состава до сих пор процветает «дедовщина» или «годковщина». Началось это после октября 1917 года. Тогда в армию стали брать бывших уголовников. Они начали привносить тюремный быт в армию. До этого уголовники не имели право служить.
Индивидуальный и жизненный путь и среда воспитания. Люди, родившиеся в конце XIX века видели жизнь при царе. Жизнь в это время была хорошая, работающие люди жили хорошо, как на селе, так и в городе. Если эти люди были нормальные, не алкаши и лодыри. Машинист тепловоза мог позволить себе иметь 5–7 детей. Жена не работала. Ей помогала в семье няня и повариха, которые получали зарплату от одного работающего в семье. На селе люди жили в достатке, у них было все необходимое для жизни. Семьи были, как правило, многодетные. Воспитанием занимались родители и церковь. Церковь – это нравственный, объединяющий нацию стержень. Церкви были во всех селах. В церковь ходили все жители. Там были многовековые традиции. Священник воспитывал любовь к отечеству, царю, помазаннику божьему, учили школе при храме, помогал преодолевать жизненные трудности. До революции среда воспитания была хорошая. Люди воевали в Первую мировую за царя и отечество. Воевали стойко, храбро, смело. Было известно за что воюют. Четко и ясно.
О комиссарах
Комиссары были двух типов. Первые. Термин «министр», после октябрьского переворота, заменили на термин «народный комиссар». Термин «министр» ассоциировался у народа со словосочетанием «министры – капиталисты, буржуи» т. е. с людьми далекими от народа, купающимся в комфорте и роскоши. В 1946 году они снова стали министрами. Вторые – комиссары в армии. Этот комиссар – назначенный специальный представитель политического руководства правящей партии большевиков, осуществлявший политический надзор за военным командованием и личным составом. Мы говорим о комиссарах в армии.
Большевики не были первыми, кто придумал в армии комиссаров. Еще в XVI веке в Италии в наемных войсках были введены комиссары, которые контролировали командиров, чтобы те не изменили своим хозяевам. Позже комиссары вводились в других странах и всегда во время революций. Это было и во Франции после Великой Французской революции и в США во время войны за независимость. Тогда комиссары тоже контролировали командиров, воевавших на стороне колонистов. Они также контролировали моральное и политическое состояние личного состава. В России комиссары впервые появились после Февральской революции. Они контролировали офицеров, которые не проявляли согласие с новой властью. Большевики продолжили эту практику. Так Троцкий вспоминал: «При Муравьеве в 1917 году состояло четыре матроса и один солдат, с инструкцией – глядеть в оба и не снимать руки с револьвера. Таков был зародыш комиссарской системы». Муравьев В. А. – это подполковник царской армии, который был назначен начальником обороны Петрограда. Комиссарам была дана властью задача надзора за командирами, которые все были бывшими царскими офицерами. Так, военным руководителем Северного участка отрядов завесы стал генерал А. В. Шварц, комиссарами при нем – с 14 марта 1918 г. П. П. Торгушин и A. M. Ковригин, а 15 апреля их сменили М. М. Лашевич и И. Т. Смилга. Военным руководителем созданного 29 марта 1918 г. Западного участка отрядов завесы был назначен генерал В. Н. Егорьев, комиссарами – И. М. Арефьев и A. M. Пыжев; у генерала К. К. Баинова – военрука Московского района комиссарами были М. Н. Тухачевский и Ю. В. Саблин. Эта тройка – командир и два комиссара составляли «военный совет» – своеобразный коллективный орган военного управления, решающее слово в котором естественно имели комиссары.
Ленин писал: «совершенно не за чем нам выкидывать полезных специалистов, но их надо поставить в определенные рамки, представляющие пролетариату контролировать их. Им надо поручать работу, но вместе с тем бдительно следить за ними, ставя над ними комиссаров и пресекая их контрреволюционные замыслы». И. Т. Смилга, став потом начальником политуправления РВСР говорил, что комиссары первоначально до такой степени не доверяли царским офицерам, что готовы были «в случае, если он вздумает нам изменить, выстрелить ему в ухо».
Институту военных комиссаров партия большевиков уделяла огромное внимание. За двадцать с не большим лет было принято очень много различных постановлений и решений, приказов. Началось 31 марта 1918 года, когда пленум ЦК партии большевиков обсудил вопрос о значении и роли комиссаров в армии. 6 апреля было опубликовано положение «О военных комиссарах, членов военных советов». Там говорилось, что «военный комиссар есть непосредственный политический орган Советской власти при армии»; говорилось о личной неприкосновенности комиссаров, их ответственности, обязательности их подписи под приказами военных руководителей. Особо подчеркивались и конкретизировались контрольные функции комиссаров. Заканчивалось положение определением порядка назначения комиссаров. Для объединения деятельности военных комиссаров приказом Наркомвоена № 270 от 8 апреля 1918 г. было создано Всероссийское бюро военных комиссаров (Положение о нем объявлено приказом РВСР № 49-а от 9 октября 1918 г.).
Позже, приказом Наркомвоена № 300 от 23 апреля 1918 г. в состав бюро был передан агитационно-просветительный отдел Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА. По положению на Всебюрвоенком возлагалось руководство политической деятельностью военных комиссаров в главных управлениях военного ведомства, органах местного военного управления, управлениях военных сообщений, пограничной охране, в формируемых частях, а также организация контрразведки.
Так же приказами РВСР № 202 и № 203 от 13 и 14 ноября 1918 г. в состав Всебюрвоенкома включались военно-политический подотдел РВСР и политотдел Высшей военной инспекции и передавались функции по руководству деятельностью военных комиссаров центральных управлений армии.
По решению VIII съезда РКП(б) приказом РВСР № 674 от 18 апреля 1919 г. Всебюрвоенком упразднялось, одновременно создавался политический отдел РВСР как правопреемник бюро, переименованный 15 мая 1919 г. в Политическое управление (ПУ) РВСР. Начальник ПУ назначался реввоенсоветом и подчинялся ему в административном отношении. ПУР руководствовался как приказами РВСР, так и указаниями партии. Приказом РВСР № 824 от 12 мая 1919 г. права политотделов армий и дивизий были значительно расширены. Другими словами, комиссары стали обладать неограниченной властью.
До этого времени комиссары руководствовались все той же «революционной необходимостью». То есть, кто как вздумает. Что левая рука скажет правой – стрелять или нет. В июле 1918 года 5-й съезд Советов узаконил создание института военных комиссаров. Главная обязанность комиссаров – проведение политики партии большевиков, установления контроля за службой командиров, которые были все теми же офицерами и генералами царской армии. Комиссар обладал огромной властью и правами. Он контролировал командиров. Он мог отстранить и арестовать командира, если комиссар заподозрит, что командир проявляет нелояльность. Ни один приказ без подписи комиссара не подлежал исполнению. Комиссар не обладал военным образованием, он был надсмотрщиком над командиром. Это как на «гражданке» были ЧК, ОГПУ, НКВД, которые тоже контролировали политическую жизнь в стране, следили и выявляли всех недовольных советской властью. А таких было большинство. Комиссары решительно пресекали малейшие поползновения в поведении командиров. Это были жесткие, а где-то и жестокие люди. Занимались они и партийно-политической и идейно-воспитательной работой в армии. Это значит, они должны были убеждать солдат, что партия большевиков поставила «великие цели» по освобождению людей от царского ига, что эти цели «высокие, справедливые и правильные». Обязаны были заставить людей поверить в светлое будущее, ежедневно вбивая в голову солдат и командиров постулаты большевиков. Верили ли они, комиссары, сами в это светлое?
«Блюстители высших интересов социализма», – так были названы военные комиссары в обращении Наркомвоенмора от 21 марта 1919 года. Создание такого института было вторым по значимости решением после привлечения генералов и офицеров царской армии в создании новой армии. В документах Наркомвоенмора говорилось: «Политический контроль над всей организацией и жизнью армии вручается военным комиссарам. Пост военного комиссара есть один из самых ответственных и почетных в Советской республике. Комиссар охраняет теснейшую внутреннюю связь между армией и советским режимом в целом. Комиссар не только скрепляет своей подписью приказы, но и обязан добиваться их выполнения».
Сами взаимоотношения командиров и военных комиссаров определялись не только положением, но и инструкциями для комиссаров дивизий, полков, издаваемых реввоенсоветами фронтов. В этих документах разъяснялось, что означает «контроль за военными руководителями». Комиссар участвовал во всей деятельности командира, вместе с ним принимал рапорты и донесения; юридическую силу приобретали лишь те приказы, которые были подписаны командиром и комиссаром: подпись комиссара под приказом командира означала отсутствие в данном приказе контрреволюционных мотивов. Если же комиссар был убежден, что издаваемый приказ является актом измены, он обязан был задержать приказ, арестовать командира, издавшего это акт, и назначить вместо него временно заместителя; при отсутствии такой возможности комиссар обязан был сам принять на себя командование, донося немедленно о случившемся вышестоящему комиссару.
Большевикам показалось, что этого мало. Видимо, опыт так показывал. Или решили еще больше ужесточить режим террора в армии. Значит надо еще больше контролировать людей в военной форме. Почему ЧК существует на «гражданке», выявляет «врагов» народа только там, надо ввести ее и в армии, ведь там тоже есть «враги». Но орган решили назвать по-другому – Особый отдел. Особый отдел ВЧК был создан 19 декабря 1918 года как орган тотального контроля в войсках. Комиссары – над командирами, особый отдел – над всеми военнослужащими.
3 февраля 1919 года новая структура была утверждена постановлением ВЦИК, в котором она именовалась Особым отделом (ОО) при ВЧК с функциями защиты власти, обеспечения безопасности революционных завоеваний и контрразведки.
Совместно подписанное РВСР и ВЧК Положение при Особых отделах при ВЧК и губернских ЧК гласило:
«1. Борьба с контрреволюцией и шпионажем в армии и флоте возлагается на Особый отдел при ВЧК.
2. Общее руководство вышеуказанной борьбой возлагается на ВЧК, которая через свой Особый отдел руководит работой местных Особых отделов, контролирует их деятельность и руководит работой агентуры за границей, в оккупированных иностранными державами и занятыми белогвардейцами областях.
3. Особый отдел ВЧК вместе с тем непосредственно под контролем Реввоенсовета Республики выполняет все его задания».
В марте 1919 года решением VIII съезда РКП (б) руководство Особыми отделами было выведено из подчинения ВЧК. Они стали подчиняться комиссарам, а за ВЧК осталось только общее руководство. 13 мая 1919 года Постановлением Совета труда и обороны Особые отделы были переданы в ведение РВС. 2–4 июня 1919 года совместное постановление Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) подтвердило права реввоенсоветов назначать и смещать руководителей Особых отделов, но общее руководство так и осталось в ведении ВЧК.
Это есть или было в любой другой армии мира? Нет! Эти органы были в царской армии? Нет! Так почему они появились вдруг теперь? Так большевики начали строить светлое будущее! А из тьмы без этого не обойдешься. Обязательно найдутся люди, которые захотят там остаться. Во тьме должен жить темный народ, его надо вытащить на свет, даже если он этого не хочет. Для этого их надо выявлять.
3 февраля 1941 года Особые отделы были переданы из НКВД в ведение Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского флота.
Однако уже в период Гражданской войны в армии были предприняты шаги по пути введения единоначалия. Приказом РВСР № 910 от 26 мая 1919 г. устанавливалось, что в учреждениях военного ведомства, во главе которых стояли ответственные работники партии, военные комиссары заменялись помощниками начальника учреждения по политчасти. Единоначалие, было введено в окружных военкоматах (приказ РВСР № 1618 от 13 сентября 1919 г.), для начальников-коммунистов военно-учебных заведений (приказ № 223 от 11 февраля 1920 г.), а также для командиров некоторых армий (8-й и 13-й), дивизий (26, 27, 35, 51-й) Восточного фронта, в частях Московского военного округа, Туркестанского фронта и других.
Новое положение о комиссарах Красной Армии и Флота было утверждено 3 января 1922 г. ЦК партии и РВСР и введено в действие приказом РВСР № 61 от 3 января 1922 г. Положение повышало авторитет военного комиссара.
Переход к единоначалию в армии в целом стал возможен после того, как были подготовлены и воспитаны кадры командного состава, способного возглавить военное и политическое руководство войсками. Это означало, что старые царские военные кадры были уволены из армии, а на их место стали крестьянские парни.
С сентября 1923 г. Политуправление РВСР стало именоваться Политическим управлением (ПУ) РВС СССР. 28 марта 1924 г. (приказ РВС СССР № 446/96), в связи с общей реорганизацией центрального аппарата, Политуправление РВС СССР переименовано в Политуправление РККА и подчинено Наркому по военным и морским делам.
Директивой РВС СССР № 4763/51008 от 12 января 1925 г. и приказом № 234 от 2 марта 1925 г. в Красной Армии вводилось единоначалие для командного состава – членов партии, имеющего опыт партийно-политического руководства, и начсостава центрального аппарата. Ему по штату был положен помощник по политической части. При беспартийных командирах частей и соединений военные комиссары оставались, но освобождались от повседневного контроля над строевой и административно-хозяйственной деятельностью. На них возлагались функции партийно-политического руководства и ответственность за морально-политическое состояние части.
В последующие годы командиров коммунистов становилось все больше, а комиссаров все меньше. К 1928 году постепенно в армии было введено единоначалие. Комиссары были заменены на помощников командира по политической части.
Институт военных комиссаров с прежними обязанностями контроля сохранялся в Военно-Морском флоте и национальных формированиях в силу специфики их работы. В ВМФ служили все, практически сто процентов, офицеры и адмиралы царского флота. Их не заменишь коммунистом – матросом. Здесь знания нужны: как управлять кораблем или соединением кораблей, или руководить в штабе флота. Это не шашкой размахивать. Приказом РВС СССР № 800 от 30 июля 1925 г. было объявлено Временное положение о военных комиссарах армии и флота и помощниках командиров по политчасти, регламентирующее их функции и обязанности. Оно было отменено приказом РВС СССР № 385 от 24 ноября 1928 г., вводившим в действие Положение о комиссарах, командирах-единоначальниках и помощниках по политической части (для мирного периода). Положение уточняло и дифференцировало задачи и функции: а) военных комиссаров, которые назначались при беспартийных командирах, возглавляли политический аппарат частей и соединений и освобождались от контроля и подписания приказов, не относящихся к вопросам партийно-политической работы; б) командиров-единоначальников, сосредоточивающих в своих руках вопросы оперативно-строевые, административно-хозяйственные и осуществлявших партийно-политическое руководство через своих помощников по политической части; в) помощников по политчасти, непосредственно руководивших партийно-политической работой в части.
Вот решение о единоначалии в армии.
Циркуляр РВС СССР О расширении ответственности командиров-единоначальников№ 0904 от 13 мая 1927 г.Сов. СекретноИмевшее место в Красной Армии за последние два года повышение военно-политического уровня командного состава с одновременным увеличением среди него процента партийных командиров, сохранение и улучшение в рядах армии боевых кадров политсостава периода Гражданской войны и быстрый рост военной партийной организации и комсомола, свидетельствуют об укреплении Красной Армии, как орудия диктатуры рабочего класса.
Проведение единоначалия в Красной Армии за последние годы способствовало поднятию авторитета командного состава, содействовало установлению единства учебно-строевого и политического руководства в армии и в значительной мере усилило вовлечение командира в круг вопросов военной политработы.
Революционный военный совет СССР с удовлетворением отмечает, что в настоящее время Красная Армия имеет командный состав, отвечающий требованиям, предъявляемым командиру Рабоче-Крестьянской Красной Армии и пользующийся безусловным доверием Советского правительства и Всесоюзной коммунистической партии.
Исходя из этого и в развитие постановления РВС СССР о практическом проведении единоначалия от 29 ноября 1924 г., циркуляра РВС СССР от 12 января 1925 г. за № 04763/051008 и циркуляра РВС СССР от 17 февраля того же года за № 051010 принять к руководству нижеследующее:
1. В изменение пункта 3 циркуляра РВС СССР № 051010 в целях расширения объема ответственности командного состава освободить комиссаров от подписывания всех приказов, перечисленных в указанном пункте, за исключением приказов, имеющих непосредственное отношение к политработе (по политчасти).
2. Уточнить порядок взаимоотношений между партийным командиром-единоначальником и помощником по политической части следующим образом:
а) командиру осуществлять общее политическое руководство в целях полной увязки строевого и политического дела в части;
б) помощнику по политчасти непосредственно осуществлять руководство и практическое проведение всей партийно-политической работы и возглавлять политический аппарат части;
в) помощнику по политической части докладывать командиру-единоначальнику как о политическом состоянии части, так и о партийно-политической работе, проводимой политаппаратом, и о всех основных директивах, полученных от вышестоящего политоргана;
г) порядок партийно-политического руководства со стороны вышестоящего политоргана сохраняется прежний.
Помощник по политчасти по всем вопросам, входящим в круг его ведения, сносится непосредственно как с вышестоящим политорганом, так и с политаппаратом частей;
д) в случае разногласий между командиром и помощником по политчасти по какому-либо вопросу политработы разрешение его переносить на усмотрение вышестоящего политоргана и утверждать РВС округа.
3. ПУРу в соответствии с вышеизложенным переработать «Временное положение о военных комиссарах РККА и Флота», опубликованное приказом РВС СССР от 30 июля 1925 г. за № 800.
Председатель Реввоенсовета СССР и наркомвоенмор ВорошиловРГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 246. Л. 2. Подлинник.При введении званий в 1935 году политработники имели звания со словом «комиссар». Например, «батальонный комиссар» или «полковой комиссар». Они уже не являлись комиссарами, как в Гражданскую, а были помощники по политчасти.
Институт военных комиссаров, начиная с Гражданской войны то вводился, то отменялся. Вводился из-за недостаточной благонадежности армии. Или проще – вообще ненадежности командиров и бойцов. Так было в Гражданскую, так было позже. Вновь этот институт был введен 10 мая 1937 года. Не было у «отца народов» доверия к красным командирам. Готовился к наиболее массовым чисткам в армии. Одно дело уничтожить царских офицеров, а другое уничтожить уже командиров – коммунистов, воспитанных и назначенных на разные должности партией. Для этого нужны были специальные люди, которые должны были доложить о неблагонадежности командиров. Они выполнили свою роль.
Приказс объявлением постановления ЦИК и СНК СССР«Об утверждении положения о военных комиссарах рабоче-крестьянской Красной Армии»№ 165 20 августа 1937 г.Объявляю постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 15 августа 1937 г. «Об утверждении Положения о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии».
Народный комиссар обороны СССРМаршал Советского Союза К. ВорошиловПостановлениеЦентрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССРОб утверждении положения о военных комиссарах рабоче-крестьянской Красной АрмииЦентральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют: Утвердить Положение о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССРМ. КалининПредседатель Совета Народных Комиссаров СССРВ. МолотовСекретарь Центрального Исполнительного Комитета СССРА. ГоркинПоложениеО военных комиссарах рабоче-крестьянской Красной Армии1. Для политического руководства и непосредственного проведения партийно-политической работы в войсковых частях, соединениях, учебных заведениях, учреждениях и управлениях РККА Народным комиссаром обороны СССР по представлению Политического управления РККА назначаются военные комиссары.
2. Военный комиссар и командир (начальник) несут полную ответственность за воспитание красноармейца и всего начальствующего состава в духе беззаветной преданности Родине и Советской власти, и беспощадной борьбы с врагами народа.
3. Военный комиссар наравне с командиром (начальником) отвечает за политико-моральное состояние части, за выполнение воинского долга и проведение военной дисциплины всем личным составом части снизу доверху, за боевую, оперативную и мобилизационную готовность, за состояние вооружения и войскового хозяйства части (соединения, управления, учреждения и пр.).
4. Военный комиссар совместно с командиром обязан оградить вверенную ему воинскую часть (соединение, управление, учреждение и пр.) от проникновения и появления в ней врагов народа, шпионов, диверсантов, вредителей, пресекая немедля и решительно всякие действия, могущие нанести вред РККА.
5. На военного комиссара возлагается обязанность строжайше следить за точным исполнением всеми работниками части (соединения, управления, учреждения и пр.) всех приказов, инструкций и положений, относящихся к сохранению военной тайны.
Военный комиссар обязан принимать все меры к повышению у всего состава части (соединения, управления, учреждения и пр.) чувства ответственности за соблюдение военной тайны и лично являться образцом в этом отношении.