banner banner banner
Многообразие. Инклюзивность. Равенство. Первая книга о diversity & inclusion на русском языке
Многообразие. Инклюзивность. Равенство. Первая книга о diversity & inclusion на русском языке
Оценить:
 Рейтинг: 0

Многообразие. Инклюзивность. Равенство. Первая книга о diversity & inclusion на русском языке


– Самая главная трудность, с которой люди с ментальными особенностями сталкиваются во время социализации, – это коммуникативные сложности. Зачастую общество не готово взаимодействовать с людьми, имеющими такие особенности, а если и готово, то люди, как правило, испытывают волнение, не знают или не уверены в том, как необходимо разговаривать и взаимодействовать с людьми с ментальными особенностями, какие изменения нужно внести в свое обычное общение и коммуникативные привычки. Таким образом, люди с ментальными особенностями часто находятся в социальной изоляции. У них складывается очень узкий круг общения, большая часть из которого – родственники и специалисты, часто развивается не совсем адекватное представление о социуме (в первую очередь если особенность врожденная или возникла в раннем детском возрасте). Что в дальнейшем, как снежный ком, влечет за собой все новые и новые трудности в социализации.

– Какие есть особенности в работе с людьми с инвалидностью?

– Особенности индивидуальны и зависят от множества факторов: формы инвалидности, степени самостоятельности и мотивации, уровня социализации и т. д. По нашему опыту при трудоустройстве людей с ментальными особенностями важно обращать внимание на следующие аспекты:

– наличие наставника на рабочем месте (человека, к которому можно обращаться по разным вопросам);

– прозрачные коммуникации, ясный язык;

– четкие инструкции и правила;

– понятный функционал;

– использование разных каналов информации (подкреплять сказанное письменно и наоборот, использовать иллюстрации, инфографику).

– С какими сложностями Вы сталкиваетесь и что могло бы помочь в решении возникающих проблем?

– По нашему опыту трудоустройства, большинство сложностей связано с отсутствием у работодателя опыта взаимодействия с соискателями с инвалидностью. Нет понимания возможностей и потребностей этой целевой аудитории, есть трудности в восприятии кандидатов.

В таких случаях может помочь:

– изучение опыта коллег;

– прохождение тренингов по особенностям взаимодействия и трудоустройства людей с инвалидностью;

– получение опыта взаимодействия с людьми с инвалидностью, в том числе через волонтерство.

Самая большая сложность в отношении людей с инвалидностью, которая наиболее остро проявляется в работе с людьми с ментальными особенностями, – найти баланс между необходимой дополнительной поддержкой (а часто людям с ментальными особенностями надо объяснять, казалось бы, очевидные вещи) и равным отношением (часто возникает соблазн воспринимать человека с интеллектуальными особенностями как ребенка). Важно, чтобы поддержка была необходимой и достаточной и не превратилась в гиперопеку.

Для преодоления этой сложности мы считаем оптимальной систему сопровождаемого трудоустройства, при которой и человек с инвалидностью, и работодатель получают комплексную поддержку от консультанта и других специалистов проекта по сопровождаемому трудоустройству.

Важно помнить: несмотря на то что у людей с инвалидностью действительно есть особенности, при грамотно выстроенной системе адаптации и сопровождения они являются эффективными сотрудниками.

В завершение от себя хотим добавить, что дополнительную информацию по теме вы можете получить из статьи благотворительного фонда поддержки лиц с нарушениями развития и интеллекта «Мы друзья» «Часто задаваемые вопросы по трудоустройству, если вы работодатель»[29 - URL: https://bestbuddies.ru/faq-employer/].

Задание

1. В 1920-х годах американский социолог Эмори Богардус разработал шкалу для измерения социальной дистанции, рассматриваемой им как степень близости или отчужденности между двумя группами людей. Богардус сформулировал список из семи суждений, отражающих различную степень социальной дистанции. При опросе респонденты отмечали то суждение, которое соответствовало допускаемой ими близости с членами заданной группы.

Заполните бланк.

Инструкция. Перед Вами (А) список утверждений и (Б) список групп.

А. Для каждой группы из предложенного списка укажите единственно верное для вас утверждение, которое может стать завершением следующей фразы: «Для меня лично возможно и желательно принять представителя данной группы…»

1 – как близкого родственника (например, партнера по браку);

2 – как близкого друга;

3 – как соседа по дому;

4 – как коллегу по работе;

5 – как гражданина моей страны;

6 – как гостя (туриста) в моей стране;

7 – не хотел бы видеть его в моей стране.

Б. Список групп:

– человек с ДЦП;

– незрячий человек;

– слабослышащий человек;

– человек с расстройством аутистического спектра (РАС);

– человек с эпилепсией;

– человек с особенностями эмоционального развития;

– человек, использующий инвалидную коляску.

Обработка результатов

Номер утверждения на шкале отражает величину социальной дистанции (1 – минимальная, 7 – максимальная). Ваша социальная дистанция по отношению к другим группам вычисляется как среднее арифметическое индивидуальных ответов. Соответственно, чем меньше этот показатель, тем меньше социальная дистанция между вами и людьми с физическими и ментальными особенностями и тем сильнее выражены позитивные чувства одной группы по отношению к другой.

Возможна также оценка каждого пункта шкалы как отдельного утверждения, например, в диапазоне: абсолютно согласен (1) – абсолютно не согласен (7), что предполагает соответствующую обработку результатов.

Результат: вы увидите, какие ваши установки по отношению к определенным группам. Здесь будет полезно вернуться к главе «Основные понятия» и вспомнить, как можно работать с установками. Чем дальше от единицы ваш результат, тем больше барьеров, тем сложнее будет ваше взаимодействие. Это будет влиять на то, как вы принимаете людей на работу, как взаимодействуете с ними в рабочей среде и в жизни.

2. Воспользуйтесь одним из эффективных методов изучения темы – прямым взаимодействием с представителями группы. Например, возьмите интервью у человека с инвалидностью. Основная задача – взаимодействие и искренний интерес. Среди списка вопросов возможны следующие:

– В чем особенности вашей инвалидности, как это влияет на повседневную жизнь?

– С какими сложностями сталкиваетесь?

– Как правильно предложить вам помощь? / Нужна ли она?

– Расскажите примеры социальных ситуаций, когда вам было комфортно или некомфортно.

В качестве вывода подумайте, что бы вы могли изменить в рамках своей компании, чтобы человеку с инвалидностью было комфортнее работать у вас. Если в вашей компании нет людей с ментальными или физическими особенностями, подумайте: а если бы такой человек появился, вы могли бы создать для него комфортные условия и безопасную психологическую среду? Что для этого можно было бы сделать?

Возрастное многообразие

Мир стареет