banner banner banner
Многообразие. Инклюзивность. Равенство. Первая книга о diversity & inclusion на русском языке
Многообразие. Инклюзивность. Равенство. Первая книга о diversity & inclusion на русском языке
Оценить:
 Рейтинг: 0

Многообразие. Инклюзивность. Равенство. Первая книга о diversity & inclusion на русском языке


Мы хотим дать вам живой пример того, какие проблемы можно предотвратить и какой потенциал раскрыть, используя этот инструмент.

Важное замечание: психологические тесты могут использовать только сертифицированные специалисты или профессиональные психологи.

Возьмем случай, когда вы решили провести тест на личностные характеристики среди сотрудников. Дальше вы можете сопоставить личностные характеристики внутри команд и увидеть, как они друг с другом взаимодействуют, насколько дополняют друг друга, насколько они многообразны. Тестирование может показать, что личностные характеристики группы однородны. Это может быть из-за определенного функционала, и тогда, возможно, с моногенностью группы ничего делать не нужно. Например, все сотрудники склонны к работе с цифрами, потому что отдел занимается программированием. А если функционал разнообразный, а личностные характеристики однородны, это может быть признаком того, что руководитель или руководительница набирает похожих на себя людей. В чем тут риски? Когда мы выбираем людей, похожих на нас, а не тех, которые нужны для выполнения задач, эффективность такой команды может быть значительно снижена. И это уже будет проблемой, которую необходимо решать.

II. Второй уровень – внутренние аспекты. Сюда входят следующие характеристики: пол, возраст, этническая/национальная принадлежность, физические/ментальные особенности, сексуальная ориентация. Почему основной фокус DEI в основном находится в рамках этих составляющих? Потому что мы не можем их в себе изменить. Они являются частью нашей идентичности. Они данность. И при этом дают почву для предубеждений, как других людей по отношению к нам (ему уже за 50, он не освоит новый навык), так и нас самих по отношению к себе (я женщина и поэтому неспособна к математике). Просто принадлежность к той или иной категории накладывает на нас определенные долженствования и ограничения. Откуда они появляются? Из социальной нормы в том обществе, в котором мы существуем. В разных обществах разные нормы. Например, есть страны, в которых разрешены гомосексуальные браки и гомосексуальным парам можно удочерять или усыновлять детей (Великобритания и Канада). А есть страны, в которых за гомосексуальность сажают в тюрьму или даже убивают (Индия, Иран, Узбекистан, ОАЭ, Нигерия). Есть страны, где женщины водят автомобили, и это абсолютная норма, где-то это только-только официально разрешили. Мы хотим подчеркнуть, что нормы – это социальный конструкт, они не статичны и могут меняться. И иногда обществу просто необходимо эти нормы пересматривать, ведь оно тоже меняется и развивается.

Основные усилия общества, организаций и DEI-экспертов направлены на то, чтобы людей не дискриминировали по характеристикам базового уровня.

Что же насчет Ксении и ее базовых характеристик? Ксения женщина (пол), ей 36 лет (возраст). Она наполовину русская, наполовину еврейка, родилась в Москве (национальная/этническая принадлежность). Ксения гетеросексуальна (сексуальная ориентация). В школе зрение было минус десять, она носила очки с толстыми стеклами, потом перешла на линзы и в двадцать восемь лет сделала операцию по коррекции зрения (физическая особенность).

Теперь напишите ваши базовые характеристики:

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Повторимся, что при построении культуры многообразия особое внимание важно уделять именно базовым характеристикам: полу, возрасту, физическим и ментальным особенностям, этнической и национальной принадлежности, сексуальной ориентации. Чуть дальше мы посвятим каждой из них отдельные главы.

III. Третий уровень – внешние аспекты. Внешний уровень характеристик человека связан с его жизненными выборами. Например, наш социальный статус, в каком городе мы живем, на каком языке говорим, как выглядим. На этом уровне находятся личные привычки, хобби, религия, образование, опыт работы, внешность, статус, семейное положение, географическое местоположение, доход и др.

Вернемся к Ксении и рассмотрим внешнее измерение характеристик на ее примере.

Ксения встает в шесть утра и первым делом пьет стакан воды (личные привычки). После занимается кроссфитом, а по средам после работы ходит на занятия сальсой, играет в театре импровизации и на укулеле (хобби). Ксения верит в высшие силы, но не следует какой-то конкретной религии (религия). Ксения закончила магистратуру факультета психологии НИУ ВШЭ (образование) и стала работать в сфере управления персоналом (профессия). К тридцати пяти годам у нее уже был пятнадцатилетний стаж и сложившаяся международная карьера на уровне топ-менеджмента (статус). Она может позволить себе путешествовать каждые три месяца, сделать крупную покупку без ипотеки (доход). С учетом того, что Ксения работала в основном в больших международных компаниях и осознанно строила карьеру, она не позволяла себе особенно выделяющихся составляющих во внешнем виде. Внешний вид Ксении скорее можно описать как деловой. Бизнес-стиль в одежде, маникюр, ухоженный вид, длинные волосы натурального цвета, легкий дневной макияж (внешний вид). Однажды Ксения выбрила звезду на затылке. Но скрывала ее от коллег под распущенными волосами. Только по выходным она делала пучок и «выводила звезду в свет». Ксения в разводе, сейчас встречается с мужчиной, но отношения официально не оформлены, детей нет (семейное положение). За свою карьеру Ксения жила в разных странах: Германии, Турции, России, Кении, США, Индонезии, Италии, Израиле. На данный момент она живет в Индонезии (географическое местоположение).

Напишите свои характеристики внешнего измерения:

Личные привычки:

Хобби:

Религия:

Образование:

Профессия:

Статус:

Доход:

Внешний вид:

Семейное положение:

Географическое местоположение:

Другое:

IV. Четвертый уровень – рабочий, организационные аспекты. Туда входит структура и организация компании, рабочего пространства, сообществ, частью которых мы являемся, наши функции внутри компании. Организационное измерение – самый внешний слой. Эти характеристики в основном контролирует организация и в гораздо меньшей степени – сотрудники. Что мы имеем в виду? Матричная или иерархическая структура в организации, открытое пространство в офисе или отдельные кабинеты, работа дистанционная или обязательно присутствие сотрудников, форма одежды, рабочий график и другие вопросы.

Разберем на примере Антона, который работает в крупной международной компании в сфере логистики. В компании иерархичная структура, и Антон занимает руководящую должность. Стаж работы Антона в этой компании десять лет. У него отдельный кабинет, он ходит на работу с понедельника по пятницу, приходит к 9:00 и уходит после 18:00. С понедельника по четверг Антон ходит в костюме, а по пятницам может позволить себе свободный стиль в одежде.

Опишите ваше организационное измерение:

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Все описанные характеристики многообразия позволяют отличить одного человека от другого и делают каждого из нас уникальным. Многообразие сотрудников, их опыта, творческих способностей и знаний становится важным конкурентным преимуществом для бизнеса.

При этом важно учитывать, что характеристики многообразия могут быть видимыми, например пол, акцент, возраст, или невидимыми, например семейная история, увлечения, ментальные особенности.

Задание

На данном этапе обучения для нас было важно донести, как различаются уровни характеристик, и для самопроверки предлагаем вам пройти небольшой тест.

1. Многообразие – это:

– когда в коллективе никто никого не осуждает;

– когда в организации работают люди разных национальностей;

– когда в коллективе есть представители разных групп.

2. Уровни многообразия:

– внешний, личностный, рабочий, организационный;

– внешний, внутренний, базовый, личностный;

– личностный, внутренний, внешний, организационный.

3. Почему особый фокус DEI сосредоточен на втором – внутреннем – уровне?

– потому что его составляющие видимые;

– потому что туда входят характеристики, которые мы не можем изменить;

– потому что относительно этих составляющих больше всего стереотипов.