Статья представляет собой развернутое изложение позиций автора, представленных на круглом столе «Вопросы теории конкуренции», организованном редакцией журнала «Современная конкуренция» 19 мая 2010 г. в Московской финансово-промышленной академии. В контексте эволюции взглядов на конкуренцию автором рассматривается возможность формирования теории конкуренции как отдельной отрасли знаний. Обосновывае…
Вопросы антимонопольного регулирования экономики являются постоянной темой журнала «Современная конкуренция». В настоящее время широкому общественному обсуждению подвергается проект новых поправок в антимонопольное законодательство. Как изменится антимонопольное регулирование с принятием третьего пакета поправок в антимонопольное законодательство? Кто является его инициатором? Об этом наш разговор…
В условиях формирования стратегических экономических альянсов, способных инициировать позитивные эффекты для общества и потребителей, системных изменений в поведении агентов рынка, новых стратегических целей и инициатив бизнес-сообщества в последнее десятилетие сформировались новые институциональные принципы современной теории и практики антимонопольного регулирования, адаптированные к трансформир…
Необходимость принятия так называемого второго антимонопольного пакета – комплекса мер и поправок в законодательство – продиктована современной российской действительностью, которую отличают злоупотребление рыночной властью со стороны государственных органов управления, грубейшие антиконкурентные действия со стороны участников рынка. За это нарушители должны нести уголовную ответственность. Одна и…
Рост потока международного капитала способствует международной активации конкуренции налоговой ставки. Разные страны должны бороться за большие потоки денежных средств и привлечь иностранные инвестиции и доход крупных налогоплательщиков. Одновременно конкуренция в этой области является особенной, поскольку есть некоторые барьеры между национальными и международными рынками, которые будут сломаны, …
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) в…
Анализ товарного рынка является основой для принятия решений в антимонопольном регулировании. В августе 2006 года вступил в силу Приказ ФАС России от 25 апреля 2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке». В новом Порядке появился ряд новелл, ключевой из которых можно признать введение в российскую практику антимонопольного регул…
Федеральная антимонопольная служба 20 сентября 2007 г. рассмотрела дело № 1 11/73-07 в отношении ОАО АКБ «Авангард» и ЗАО «Страховая группа „Авангард-Гарант“ по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ „О защите конкуренции“ (далее – Закон о защите конкуренции).
В соответствии с теорией предпринимательского права и законодательством субъектами конкуренции являются отдельные хозяйствующие субъекты и группы лиц. Понятие «группа лиц» раскрывается в ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем перечисления совокупности юридических признаков лиц, взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга. Поэтому положения названной н…
Прежде всего, читателям следует обратить внимание на развернутую стенограмму Круглого стола, организованного 13 мая 2013 года Аналитическим центром при Правительстве РФ и посвященного антимонопольному регулированию торговых политик фирм. В этом материале не только содержатся полные тексты основных докладов, но и приводится вся свободная дискуссия участников, где отчетливо проявляются позиции сотру…
В статье анализируется проблема влияния поведенческих предписаний, выдаваемых ФАС России участникам слияний, на уровень цен. Основное предположение заключается в том, что выдача ценовых предписаний может привести к возникновению жесткости цен в сторону понижения в результате действия эффекта храповика или облегчения согласования цен между продавцами. В статье проведен анализ 11 сделок слияний с пр…
Если обратиться к антимонопольной практике развитых стран, то меры антимонопольного регулирования в них довольно жесткие, а антимонопольное законодательство является апробированным результатом весьма длительной правоприменительной практики. Федеральная антимонопольная служба, как важный институт рыночной экономики, появилась в России пятнадцать лет назад. За этот период создано российское антимоно…
В статье систематизированы международные практики, разработанные конкурентными ведомствами зарубежных стран и ОЭСР по оценке эффективности реализуемой ведомствами конкурентной политики и определению результативности деятельности конкурентного ведомства. Представлена методология и существующий инструментарий оценки эффективности и результативности деятельности конкурентного ведомства по оценочным м…
Для международных стратегических альянсов не существует целостной общемировой правовой системы, поэтому к данным соглашениям должны применяться нормы национального законодательства. Однако часто бывает достаточно сложно определить, законодательством страны кого из партнеров необходимо руководствоваться. На национальном уровне также могут возникать противоречия между отдельными нормативными актами …
В данной статье рассматриваются трансформации антимонопольной политики в отношении сговора в странах переходной экономики, предлагается схема институционального анализа. В частности, рассматриваются проблемы: разграничение типов нарушений (в том числе явный vs молчаливый сговор, горизонтальные vs вертикальные соглашения), жесткость запретов (принципы «per se» vs «rule of reason»), дизайн системы с…