banner banner banner
Наперекор времени. Часть 1
Наперекор времени. Часть 1
Оценить:
 Рейтинг: 0

Наперекор времени. Часть 1

Но вот прошло 1,5 месяца, и шли уже первые дни июля. Никаких непредвиденных ситуаций у ребят не произошло, и потому их планы начали претворяться в реальность. И согласно этим планам они выехали-таки из своего родного города на Алтай именно 7-го июля. Это было воскресенье, а потому в принципе могли выехать и в субботу – тоже нерабочий и неучебный день. Но, так же, как и во время сессии для преподавателей и студентов нет понятия неучебный день, и во время практики студенты иногда работали и в субботу, хотя она тоже была выходным днём. Но именно эта суббота стала рабочим днём для Володи Измайлова, которому нужно было побыстрее закончить практику – ему и так по договорённости скостили пару её дней. Итак, выехали они из Ярославля в воскресенье в 5 часов утра, а во вторник примерно в такое же время (ещё + 2 часа) прибыли в Новосибирск. Далее им предстояла поездка по маршруту: г. Новосибирск – г. Барнаул – г. Бийск – с. Усть-Кан. Село Усть-Кан вроде бы (или его окрестности) и должно было стать отправной точкой их сплава по реке Чарыш.

И вновь начались дорожные мытарства. От Новосибирска до Барнаула было 230 км, а от Барнаула до Бийска – ещё 162 км. Поскольку стыковка рейсов была неважная, то лишь во второй половине дня они, наконец-то, попали в Бийск. Автобусов на Усть-Кан в это время уже не было. Остановились в гостинице, помылись, отдохнули и хорошо отоспались. Бо?льшая часть поездки была завершена. А завтра, встав в 7:30, они наскоро перекусили и помчались на автовокзал. Расстояние между Бийском и Усть-Каном по серпантину горных дорог составляло 380 км. Выехали из Бийска в нужный им пункт в 10 часов с минутами. И как только ребята выехали за Бийск, их стали сопровождать умопомрачительные запахи лесов, трав, цветов… А ещё по дороге они отметили для себя несколько известных им названий населённых пунктов: Горно-Алтайск, Манжерок, Семинский перевал, Ябоган. В частности село Манжерок они запомнили по песне Эдиты Пьехи (сл. Н. Олев, муз. О. Фельцман) «Расскажи-ка мне, дружок, что такое Манжерок?..», исполненную ею в 1966-м году и посвящённую проходившему под селом фестивалю советско-монгольской дружбы. И во втором куплете этой песни звучали такие слова:

Дружба – это Манжерок,
Верность – это Манжерок.
Это место нашей встречи —
Ман-же-рок…

Приехали же они в Усть-Кан около 18 часов. Им ничего другого не оставалось, как снова заночевать, уже в нём. Но и это оказался не последний их не водный поход. Их здесь ждал сногсшибательный сюрприз. Они, – по крайней мере, Сергей, Александр, Михаил и Дмитрий, – естественно, думали, что завтра с утра начнут свой сплав по Чарышу. Но не тут-то было. Ребят здорово «обрадовал» Владимир. А началось всё с простенького вопроса Димки Фёдорова:

– Ну что, завтра с утра мы, наконец-то, начинаем наше водное путешествие?

– Нет, завтра не получится. Сплав начнётся уже послезавтра. А вот именно завтра нам ещё предстоит добраться до самой точки начала сплава.

– Вот как?.. Это что, ещё выше по течению реки Чарыш?

– Да, выше по течению, но не реки Чарыш, а реки Кумир – это левый приток Чарыша. Он впадает в Чарыш двумя километрами выше по его течению – около моста дороги Усть-Кан – Коргон.

– Оп-па! Но ты же за этот приток Чарыша ничего не говорил.

– Ну и что. А что о нём было говорить – это же как бы одна целая река. Вот только, – улыбнулся он, – Кумир намного сложнее для прохождения её на каяках, нежели сам Чарыш. После сплава на Кумире, Чарыш покажется вам отдыхом. На Чарыше, как мне говорили практически нет порогов, ну, разве что один-два. А вот его приток – это река II–III-й категории сложности.

– Ничего себе! – возмутился Серёга Марченко. – А как на Кавказе мы с ним, – кивнул он головой в сторону Димки, – предлагали проходить реки именно в таком порядке, чтобы потом отдыхать, то именно ты был категорически против этого.

– Там это было целесообразно, чтобы подготовиться лучше к быстрой и очень уж сложной реке Аксаут. А здесь Кумир в сравнении с тем же Аксаутом намного проще. Кроме того, там мы переезжали с реки на реку – вы сами говорили, что там мы больше ездили, чем плавали. А здесь никуда переезжать нам не нужно – сели в каяк в верховьях Кумира, а вылезли из него, образно говоря, уже в низовьях Чарыша.

– Хм, Серёга, – улыбнулся, покачивая головой уже и сам Дмитрий, – а Володя-то, скорее всего, прав – так действительно целесообразно. Да и удобно.

– Да я в принципе и не против такого маршрута, – оправдывался Сергей. – Просто неожиданно как-то. Можно было заранее об этом сказать.

– А заранее не интересно, – хитро посмеиваясь, вставил своё слово Геннадий – вероятно, знавший о таком маршруте, – должны быть в жизни какие-нибудь сюрпризы.

– Да, сюрприз приятный, конечно, – вмешался в беседу Александр Большаков. – Только вот не затянется ли наш сплав с этим Кумиром? – вопросительно глянул он на Измайлова. Его с Дмитрием в этом вопросе можно было понять – 5 августа им нужно уже выходить на работу.

– Не затянется, – успокоил Сашку Володя. – Всё просчитано именно с учётом сплава по Кумиру. Даже, наверное, у нас будет выходной день где-нибудь уже на Чарыше – денёк отдохнём немного от махания веслами. Ещё вопросы есть?

– Нет, – ответил за всех уже Мишка, до того не вмешивающийся в разговор.

Реку Кумир, за её энергичный поток с 250-м перепадом высот и насыщенность препятствиями, особо ценили поклонники водного туризма. Начиная с 2005-го года, Кумир стал одной из площадок для проведения первенства России по рафтингу. Препятствия Кумира в основном представлены шиверами, которых там более 20, перекатами и относительно простыми порогами, общей численностью 17, относящихся к 1-3-й категориям сложности.

Но теперь, как поняли ребята, для того, чтобы начать сплав, им нужно было добраться до точки начала сплава уже именно на р. Кумир. Но уже это точно не сегодня. А потому решено было заночевать в селе. Можно было, конечно, установить палатки и спать на свежем воздухе. Но никому этого делать не хотелось – ещё навозятся они с этими палатками, ежедневно то разбирая их утром, то вновь устанавливая вечером. А потому стали искать гостиницы или турбазы. А они в селе – районный центр – и около него, конечно же, были. Например, гостиницы «Улуу-Дракон», «Приют бродяги», «Аранур» и турбаза «Ойбок» возле Усть-Кана. И цены за ночлег, как оказалось, были там умеренными.

А уже утром следующего они начали свой заключительный транспортно-пеший этап к месту начала своего сплава на реке Кумир. Это им пришлось делать сначала попутками, а бо?льшую часть пути и пешим ходом, но, тем не менее, они вполне успешно добрались и к месту назначения. От того же моста через Чарыш дороги Усть-Кан – Коргон далее, теперь уже по правому берегу реки Кумир начиналась лесная дорога, идущая вдоль реки до так называемого Ипатовского моста. И эта дорога была вполне хорошая и даже весьма оживлённая – были и пешие, и конные путники, а также мотоциклисты, трактора.

Через некоторое время группа из шести ребят, минуя на попутке видимые сверху и издалека на реке Большой порог и порог Девичий – так их назвали попутчики каякеров – подъехала к р. Миндой. На всё про всё ушло, наверное, часа с полтора. Далее дорога, перед пересечением с р. Осиновка, круто поворачивала влево и вверх. И от этого места довелось идти уже пешком – дорога для машин была неважная, да и попуток в ту сторону не наблюдалось. После подъёма дорога постепенно начала спускаться к реке в район некой шиверы, и проходила она вдоль реки под красивыми скальными стенками. А ещё примерно часов через 5, остановившись по пути на небольшой привал с обедом, группа, минуя небольшие реки Щебнюха, Малая и Большая Осадина, вышла в район порога Красноярка. А далее путники, минуя видимый на реке порог Тормоз, вышли к ручью Сахаров. Немногим далее от него и было выбрано место для базового лагеря. Естественно, было решено, в этот день сплав уже не начинать – световой день постепенно близился к завершению. И вот теперь уже началась установка палаток и отдых, а вечером костёр с ужином и песни под гитару. И только в пятницу 12-го июля они наконец-то начали свой сплав на каяках – сначала по реке Кумир. А к этому времени со дня выезда из Ярославля миновало уже полных 5 суток, сегодня начался шестой день их путешествия.

Глава 4

Чарыш – жемчужина Алтая…

И ребята не пожалели, что начали своё водное путешествие именно с Кумира. Им понравилась не только река, но сами пейзажи её окрестностей. Природа в верховьях реки приятно поразила их.

Река Кумир рождается на склонах Коргонского хребта. Сбегая с каменистых гор, Кумир наполняется мощью, и бурным пенистым потоком несётся по глубокому скалистому ущелью. Промежуток в районе 40-го км этой реки, зажатой высокими стенами, и стал причиной её названия, ведь в переводе с тюркского «Комрю» означает обрыв, на вершине горы. И лишь на подходе к Чарышу немного расширяясь, река становится более спокойной. Но, в целом река своим буйным нравом и силой, словно древний дух проносится по земле, оставляя лишь блестящие капли, рассыпанные в воздухе и предупреждая людей о своем присутствии диким рёвом и грохотом. А ещё она прекрасна какой-то особой, дикой красотой. Хвойные и лиственные леса долины Кумира заполняют всё свободное пространство, включая скалистые насыпи вдоль реки, создавая пёстрый и густой узор, а порой, склоняя свои кроны к самой воде, образуя живописные растительные арки, причудливо отражённые в воде. В некоторых местах над рекой встречаются также и тёмно-зелёные величавые кедры.

Начали они свой сплав с правой протоки реки, омывающей галечный остров. А далее были порог Тормоз, затем – метров через 400 – порог Красноярка (более мощный), названный, вероятно, в честь реки, которую они видели добираясь сюда, и которая брала своё начало неподалёку в этом районе. За Краснояркой – порог Медвежий (камень, похожий на медведя). А вот далее был, наверное, самый сложный для ребят участок: длинная шивера перед устьем реки Осиновка со скальной стенкой с правой стороны реки – слалом между обливных камней, валы и бочки высотой до 0,8 м. В результате подпора воды образуются так называемые водяные бочки – в том месте резко поднимается вода. Было и 2 переворота каяков – восстанавливать нормальное положение судна эскимосским переворотом довелось Геннадию и Сергею. Но, слава Богу, всё прошло нормально. А бывали в истории сплавов и трагические случаи от подобных переворотов, и даже с массовыми жертвами. Так, например, 10 лет назад при сплаве в Пермском крае перевернулся катамаран, в результате чего погибло 8 туристов. Но больше в этом году, в этом походе, Господь миловал, эскимосский переворот никому из ребят уже применять не довелось. А затем на реке была ещё масса порогов (Косой, Миндойский, Девичий, Большой, Малый…) и шивер, но уже было немного спокойнее. Ближе к устью в р. Кумир было ещё и несколько простых шивер. В общем, через день справ по Кумиру был успешно завершён, а сами ребята получили свою вполне достаточную порцию адреналина.

А далее их у знакомого уже села Усть-Кана снова ожидал Чарыш.

Чарыш течёт между горными грядами, но порогов (таких, которых принято считать профессионалами-сплавщиками) на нём нет. Хотя встречаются несильные навалы на скалы и локальные шиверы с пологими валами. А вот гордые местные жители считают, что на их родном Чарыше расположено около 15 порогов II-й категории сложности и множество шивер. Но реальную опасность для суден могут представлять разве что поваленные деревья у берегов и в узких протоках. Правда, характер реки меняется в зависимости от уровня воды. В паводок угрожают острова, мосты, прибрежные препятствия. В малую же воду приходится маневрировать на мелких перекатах. Течение везде быстрое, особенно при подъёме воды после дождей, множество шивер и перекатов преграждают спокойное течение реки. При сплаве по Чарышу особенно внимательными надо быть при прохождении скальных выходов и поворотов реки, где имеется возможность наскочить на скалы и камни, которые плохо заметны с наплыва.

Что же касается самой береговой природы, то основной закономерностью в распределении растительности является разная поясность. Лес смешанный – сосны, ели соседствуют с берёзой, осиной. По речным долинам встречаются кустарник (смородина, малина, папоротник и т. п.). В долине реки есть неширокие поля и луга. Животный мир характеризуется смесью типичных обитателей тайги. Наиболее характерны для горно-таёжных районов белка, заяц, лиса, грызуны, встречаются и следы крупных диких животных. Из птиц – дятел, кедровка, журавль и другие. В реках и озёрах чаще всего встречается хариус. Кровососущих насекомых (комар, мошка, слепень, клещ) не очень много. В начале лета, правда, бывает большое количество клещей, но к средине июля их количество значительно уменьшается.

Самый тёплый месяц – июль со средней температурой воздуха в долине Чарыша +18

С. Степень комфортности летнего климата красноречиво подтверждается множеством больших пасек, расположенных в тайге высоко в горах у подножия крутых склонов высоких гор. Вместе с тем, в альпийском поясе гор возможны ночные и летние заморозки, и даже летние снегопады, после которых снег быстро тает. Наибольшее количество осадков в виде дождя тоже выпадает в самый тёплый период лета – а он как раз сейчас и шёл. Однако летние дожди легко переносятся туристами, поскольку, как правило, они не бывают затяжными – и пока что дожди не надоедали ярославцам. Если посмотреть на карту Усть-Канского района, то можно увидеть около двух десятков озёр. И все они расположены у подножья самых высоких гор. Из них берут начало реки Бащелак, Кумир, Красноярка, Коргон, Иня.

Когда шестёрка начала свой сплав от с. Усть-Кан, то они с удивлением отметили, что на протяжении 25–30 км между устьем Кумира и далее за селом Усть-Кан левый берег реки был довольно обжит местными жителями и автотуристами, а на правом заметны были рыбаки и покосы. Сравнительно дикая природа началась уже в нескольких километрах ниже Коргона, причём этот живописный участок продолжался меньше десяти километров, до устья Большой Татарки, ниже которого дорога на левом берегу появилась снова, и ожили берега реки. Особенно хорош был долгий глубокий плёс в нескольких километрах ниже Коргона, за островом и левым поворотом реки.

В общем, если брать в целом, то сплав по Чарышу, и в самом деле, после Кумира показался ребята небольшим развлечением. Но им было приятно такое времяпрепровождение, поскольку во время спокойного сплава была возможность наблюдать за местными пейзажами – а те были самобытно красивыми. И однажды Михаил задумчиво протянул:

– Да-а, отдых у нас, конечно приятный. Но сама река для экстрима, ну, никак не подходит.

– Ну, почему, – улыбнулся Володя, – на ней есть даже участок «Президентского сплава».

– Что это ещё за участок такой?

– А по нему сплавлялся наш президент.

– Ты что, серьёзно?!

– Вполне. Это было 16 лет назад, только не помню уже в каком месяце, но примерно в такое же время.

И в самом деле, 23 августа 2003-го года на Чарыше состоялся первый в жизни Путина сплав, который он совершил в сопровождении опытных инструкторов. Было преодолено несколько порогов, так званных II-й категории сложности. Чарыш действительно не очень-то сложен для сплава, но зато очень красив. Это отметил и сам президент, сказав, что он приятно удивлён красотой этих мест и доволен безопасностью сплава. После этого среди российских и зарубежных туристов вырос интерес к Чарышскому району. И, начиная с 2004-го года, здесь и появился новый туристический маршрут, который так и назвали – «Президентский сплав».


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)