Книга Духовно-аскетические беседы. Часть 3 - читать онлайн бесплатно, автор Константин Владимирович Яцкевич. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Духовно-аскетические беседы. Часть 3
Духовно-аскетические беседы. Часть 3
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Духовно-аскетические беседы. Часть 3


– Да, помню, отче. 14-й слой – это точка начала пересечения двух пирамид – ума и Логоса, именуемая точкой нападательности, а 15-й слой – это уровень духовного ума и рассуждения духовного, кажется  так.


– Замечательно, – удовлетворённо сказал старец. – Этот урок ты усвоил, вот поэтому твоя главная задача сейчас – это не потерять достигнутого 13-го слоя и после любой мирской ситуации научиться возвращать точку фокуса сознания на этот слой. По точно такой же схеме идёт и обучение ума возвращаться назад и после посещения глубинных уровней Логоса и других миров вселенной Духа. Это тоже практика умного делания в миру.


Особенно она важна для практикующих ночное бдение и зрительную молитву, которые могут посещать иные миры по всему спектру восхождения и нисхождения, но ум должен всегда уметь возвращаться назад на свой обычный уровень осознанности. Если он этого не может сделать, это равносильно потере ума, как дорогого почтового голубя, который не вернулся домой после  путешествия.


– Отче, я пробую осознавать тот уровень, на котором находится точка фокуса сознания, но многого в этом пока ещё не достиг. Я точно знаю, что когда общаюсь дома со Светланой, точка фокуса моего сознания смещается на уровень повседневного телесного ума и мышления 3-го или 4-го слоя.


Когда захожу в храм или общаюсь с кем-то из братии и духовенства, то точка фокуса сознания перемещается выше на 7-й или 8-й слой. Когда исповедаюсь или причащаюсь после молитвы, то чувствую, что достигаю умом 10-го или 11-го слоя, а рядом с тобой даже боюсь и сказать – чувствую, что проваливаюсь в бездну глубже 13-го слоя.


Старец снисходительно улыбнулся и удовлетворённо похлопал молодого монаха по плечу:


– В моём присутствии ты  просто чувствуешь силу Логоса, с  которым  у  меня  уже установлена связь. Твоя оценка верна и я искренне рад, что ты правильно понимаешь принцип смещения фокуса сознания в разных ситуациях жизни. Ты сейчас назвал три базовых состояния бытия по учению  отцов: телесное, душевное и духовное, которыми должен в совершенстве владеть иночествующий в миру.


Именно от владения всеми этими тремя уровнями и зависит безопасность инока и схимника, который в любой среде и с любыми людьми может быть своим и абсолютно адекватным и никто не сможет распознать в нём инока и схимника, кроме другого инока и схимника. Мой учитель бился со мной несколько лет, прежде, чем я научился управлять осознанием и свободно перемещать точку фокуса сознания по всей пирамиде с 1-го слоя до 17-го.


На обучение этому мастерству у меня ушло около 7 лет в течение которых мой учитель учил меня вживаться в самые разные ситуации жизни и понимать мышление и мировоззрение самых разных людей. Он учил меня ладить и дружить даже с самыми невыносимыми людьми и фактически  врагами, приводя при этом со смехом слова Христа – «любите врагов ваших, да будете сынами Отца вашего Небесного».


– И как ты реагировал на это ?


– Меня это страшно коробило и унижало – находить контакты с врагами и недругами и уважать откровенных подонков. Только много позднее я понял, что это было искусство управления осознанием и возможность иметь текучий и проникновенный ум, способный не застревать в шаблонах, штампах и клише повседневной реальности, а проникать во всё сущее.


Только после этого трудного упражнения мне стал окончательно понятен подлинный смысл цитаты Христа – «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного».


Смысл этой цитаты вовсе не в гуманизме, человечности и человеческой любви, как думают все обрядоверующие, а в управлении осознанием и выработке безстрастия ума. Только безстрастный  ум не имеет в мире врагов, поскольку способен проникнуть во всё и понять всё с уровня Логоса, как безусловной любви Бога.


Вот почему любой инок и схимник в миру должен не просто научиться находить общий язык с  другим, а буквально уметь смотреть на мир глазами любого человека. Это и есть искусство утончения восприятия для проникновения в сеть осознания другого человека и не только человека, а животного и птицы. Это просто бесконечная область экспериментов с осознанием и восприятием.


– Мне тоже предстоит всем этим овладеть ?


– Разумеется, если ты идёшь по пути духовного совершенства и видения духовного, как же ещё. Это и есть предельное расширение осознания и утончение восприятия по учению отцов – подвижников до возможности осознавания всего и вся в этом мире, подобно Логосу и Духу. Иного пути просто нет.


– Отче, ты говорил, что ум должен всегда вернуться после изменения глубины осознания и восприятия  обратно на свой обычный уровень осознанности, а какой это уровень ?


– Он у каждого инока свой, а точнее тот, на котором уму комфортнее всего. У большинства  схимников и исихастов, включая и меня, это 15-й слой духовного ума и рассуждения с которого одинаково хорошо ясны и понятны законы Логоса и материального мира, а у моего учителя самым комфортным местом был третий и второй слои телесного ума.


Он был целителем и провизором и глубоко интересовался современной наукой и медициной, а потому ему  доставляло огромное удовольствие погружаться умом в науку и новейшие знания, ища им  отражения в духовном мире и законах Логоса.


Он необыкновенно любил любому научному открытию давать сугубо духовное объяснение и толкование, вплоть до искусственного интеллекта и последних открытий в нейробиологии и квантовой физике.


Парадокс для меня был в том, что после этого он мог без труда смещать фокус осознания на 17-й слой и выше и с такой же непринуждённостью рассуждать о высших духовных законах и процессах на  уровне Логоса. Это его совершенство управления осознанием и возможность моментально менять глубину осознанности меня всегда просто шокировало, но потом я к этому привык.


– А на каком уровне находится точка фокуса осознания у большинства православного священства и духовенства ?


– Я тебе об этом уже говорил – вся христианская церковь является отражением не духовного, а душевного уровня слоёв с 7-го по 11-й, а у большинства священства фокус сознания прочно зафиксирован на уровне 8-го и 9-го слоёв, которые и соответствуют нравственно-религиозному разуму. Это церковный потолок выше которого в массовой религии ум уже не растёт.


Монашествующие и схимники в рамках киновии могут достигать 11-го и даже 12-го слоя, но выше идут только анахореты и духовные воины, которые следуют древней традиции, а не синодальному богословию, как выхолощенному и профанированному за три последних столетия. Некоторые из них и достигают самой вершины 17-года слоя и даже самого Логоса.


Я это всё говорю тебе потому, что у тебя реально нет иного выхода, кроме как идти этим путём и не потому, что ты встал на этот путь, а потому, что церкви Христовой и отеческого православия в мире уже нет, а есть только их искусные подделки и имитации. Именно поэтому управление осознанием является главным условием выживания в современном мире бездуховности и лжи.


– Отче, мне не совсем понятен один вопрос. Если я правильно представляю себе пирамиду осознания из 17-и уровней по матрице Христа, то самый нижний первый слой телесного ума – это слой примитивного рассудка, так ?  А как же твой учитель мог разбираться в современной науке столь примитивным умом ?


Старец засмеялся и сокрушенно покачал головой.


– Всё совсем не так, мой друг. Ты очень упрощённо и примитивно понял схему 17-и уровней осознания. Ты, наверно подумал, что ум растёт вверх с самого нижнего 1-го слоя ?


– Ну да, а разве не так растёт любое древо не с самого низа ?


– С умом и пирамидой сознания всё не так, – ответил старец.


– В реальности для видящего структуру кристалла сознания, ум растёт не снизу и не с 1-го слоя, который наиболее удалён от вершины, а как бы из самой середины и ядра, как и любой кристалл. Ум растёт из глубины духовного сердца, а это 9-й слой нравственного разума.


Проще говоря, вначале у ребёнка ещё нет нравственного разума, есть благой и чистый детский рассудок, который  пробивается из глубины духовного сердца, как росток, на поверхность осознания и вначале не имеет рациональной эго составляющей, которая развивается только потом по мере взросления и образования. Этот росток пробивается с 9-года слоя.


Вот почему Христос и приводил в пример детей, как образец чистоты и целомудрия сознания – «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Здесь речь идёт именно о том, что сознание ребёнка находится в первые годы его жизни на линии сердца и имеет прямую связь с  духовным сердцем и Логосом.


Отрыв ума от сердца и совести и разделение ума на ум сердца и ум головы начинается уже потом, с момента формирования психики. Т.е. примитивный рассудок – это очень малая часть нейросети мозга, не имеющая всей полноты связей, которая находится где-то на уровне 9-го и 8-го слоёв  душевного ума. Вот почему самый нижний первый слой – это не слой рассудка.


– А что же это за слой ума ? – переспросил монах.


Старец внимательно посмотрел на монаха от взгляда старца повеяло каким-то холодом.


– 1-й слой – это внешняя  граница и скорлупа светящегося яйца души – самый удалённый от Бога и духовного сердца слой сверх рационального и практически уже нечеловеческого сознания, присущего демонам, как олицетворения самой тьмы и абсолютного прагматизма. 1-й слой и 17-й – это два противоположных полюса матрицы сознания, один из которых олицетворение абсолютного эгоизма и рациональности, а другой – олицетворение совершенной жертвенности и безусловной любви Логоса.


Первый  слой – это внешняя оболочка кокона души и основа щита эго, а 17-й слой – это свечение духовного сердца. Между  ними находится всё  пространство сферы души. По этому свечению видящие  и определяют тип  осознанности, поскольку у  бесов и демонов свечение имеет только внешняя оболочка 1-го слоя, а у  духовных людей светится духовное сердце и вся внутренняя часть души.


Полоса человеческого спектра согласно матрицы человечности находится строго посередине между двумя этими двумя полюсами, как олицетворением ада и рая.  Наша золотая середина – это и есть 9-й слой нравственного разума от которого мы можем как падать вниз на  первый  слой, так и возноситься вверх на 17-й.


Вот почему свой  персональный ад и рай каждый человек строит сам в своём  собственном сознании и ощущает не  за  гробом и после  смерти, а  ещё при жизни на  земле в своей собственной душе и психике. И ад и рай – это разные уровни упорядочивания энергии сознания, соотвествующие разным типам  этой энергии.


– Отче, значит церковь Христова охраняет и стоит на страже именно этого 9-го слоя нравственного разума?


– Да, именно так, церковь хранит уровень нравственности и морали. Ум человека приходит в этот мир через полосу 9-го слоя, но ум не остаётся на  этом  слое. Как только пробуждается эго и рацио, ум сразу устремляется вниз с 9-го слоя на уровень телесного рассудка. Так начинается познание мира материи и развитие повседневного рационального ума и эго мышления, которое у абсолютного большинства людей связано только с 4-м и 3-м слоями телесного ума.


Вся задача церкви – это поднять фокус сознания с телесного уровня до душевного, т.е. нравственного, не более того. В этом отношении работа церкви чем-то схожа с работой Газпрома и если Газпром контролирует подачу газа по трубопроводу, то церковь контролирует канал подачи энергии благодати из духовного сердца. Суть при этом одна и та же – контроль, торговля и бизнес.


– Отче, прости, но мне неприятно слышать такое сравнение церкви Христовой с Газпромом. Почему ты делаешь такое сравнение ?


– Извини, брат, если  задел твои  чувства, мое сравнение не касается церкви Христовой, как  таковой, а касается  лишь того мирского и коммерческого учреждения, управляемого государством, которое прикрывается церковью Христовой, решая идеологические  и  политические  задачи, а  не духовные. Я говорю лишь то, что вижу и чувствую.


И современная церковь и Газпром – это сугубо коммерческие структуры, которые всё только продают – одна газ, а другая знание о спасении. Как Газпром никому не даёт природный газ бесплатно, также и церковь никому не даёт духовного знания бесплатно, а только за деньги и послушание. Вот отсюда и получается принцип фарисейства – «и сами не входят и хотящих войти не допускают». Как говорил  мой учитель, – это принцип  «духовной таможни», а не церкви Христовой.


– Но ведь хотящих войти совсем не много, ты же сам говорил.


– Да, говорил, поэтому церковь и вынуждена играть во всеобщее спасение, эксплуатируя  иллюзии и благие намерения и у неё нет выбора. Современного человека поставить на путь веры совершенной и иночества уже практически невозможно. Дело в том, что к 30 годам большинство людей уже развивают эго ум, который прочно фиксируется на 3-м или 4-м слое осознанности, который и соответствует рациональному мышлению и интеллекту.


После этого кардинально изменить ум очень сложно и практически уже невозможно, поскольку  нужно разрушить прежний  ум  почти  до  основания.  Поэтому вся  работа церкви сводится к тому, чтобы просто не дать уму падать ниже 3-го слоя рационального эгоизма, а поднимать его до 7-го или 8-го слоёв нравственного разума. Вот и весь фронт церковной работы и вся  задача церкви.


Тебя интересовало как мой учитель мог разбираться в современном научном знании? Так вот он мог  без труда смещать фокус осознания на второй слой, который является отражением рационального сверх разума и даже на первый, как слой уже нечеловеческого сознания, к которому стремится наша цивилизация.


– Твой учитель мог достигать уровня сознания бесов и демонов ? –  с удивлением  переспросил  молодой монах.


Старец опять засмеялся и после паузы ответил:


– Опять ты всё понимаешь превратно и пристрастно. Мой учитель имел совершенный духовный ум, тождественный Логосу, который обладал такой утончённостью и разрешающей способностью, что мог проникать через все слои и достигать любого уровня с 1-го по 17-й. Мой учитель мог без труда сходить в  ад, осознавать и распознавать все хитрости и уловки бесов. Именно такой ум был у отцов и самого Христа, как Логоса.


Именно поэтому мой учитель имел не примитивный рассудок, как тебе показалось, а сверх разум, которым он без труда мог разбираться во всём рациональном и научном, и не только разбираться, а ещё и находить этому духовное объяснение и понимание. Это совершенство интегрального сознания и полное управление осознанием.


– Теперь мне всё стало понятно,  отче, Спаси Господи. Значит, путь золотой середины и путь сердца – это 9-й слой душевного ума ?


– Да, это и есть уровень морали и нравственности, который пока ещё удерживает церковь и который соответствует сугубо естественной человечности, но это уровень только человеческий, заметь, и  бесталанный, который по притче Христа заканчивается «плачем и скрежетом зубов».


Остаться на уровне морали и нравственности 9-го слоя – это лишь не пасть в зверство эгоизма, а Господь поставил планку спасения выше в виде приобретения духовных талантов, которыми и являются слои осознанности выше 9-го. Поэтому лгут сами себе те священники, которые думают всю жизнь отсидеться на 9-м слое нравственного разума, как на трубе душевного Газпрома.


Спасение начинается только с 13-го слоя ума духовного, вот в чём вся тайна Логоса и современного омирщённого христианства и православия. Я тебе открываю эту тайну только потому, что ты инок и схимник в миру, который должен владеть сакральным знанием, утраченным церковью. Это знание является главным условием успешного продвижения инока по пути тайной схимы.


– Значит, моей главной задачей является умение удерживать достигнутый 13-й слой осознания и возвращаться на него чем бы я ни занимался в миру ?


Старец улыбнулся и поправил монаха.


– Так, но ты понимаешь всё чересчур буквально. Умение возвращаться на духовный уровень – это лишь одна из твоих задач, которая к тому же решается не автоматически, а благодаря наличию энергии благодати, а для наличия этой энергии тебе ещё нужно выполнять целый ряд требований и условий, касающихся поддержания её уровня, а это особые аскетические правила для тела, души и духа.


В общем без системы аскетического знания и самодисциплины тут всё равно никак не обойтись и ты должен крепко усвоить базовые принципы аскетики, если хочешь достичь успеха на этом пути. Ты с аскетикой-то хоть знаком ?


– Отчасти знаком, – ответил монах, – нам в семинарии преподавали курс православной аскетики.


Старец опять засмеялся и иронично заметил:


– Это не аскетика, а седьмая вода на киселе из сныти и крапивы. Настоящей православной аскетики отцов белозерья в церкви нет уже более 500 лет. Но это отдельная тема и о ней мы поговорим как-нибудь в другой раз, а у меня сегодня ещё много работы с соком, поэтому на  сегодня достаточно.


– Спаси Господи, отче, за наставление и вразумление, тогда я буду собираться.


– Не за что, брат, приезжай как будет возможность.


…продолжение следует…

Искушение

…продолжение…


Следующая  возможность встречи  со старцем представилась  только во второй половине октября после всех праздников. Молодой монах чётко придерживался всех советов  и указаний старца насчёт неразглашения информации о его тайном  схимничестве и первые  месяцы  совмещение мирской жизни со  схимой не  вызывало никаких трудностей и проблем.


Проблемы  начались  неожиданно и  буквально на  ровном  месте  после очередного посещения храма вместе со Светланой, где  монах  случайно встретил одного из братьев по монастырю – монаха Михаила, который одним  из  первых покинул монастырь после прихода  туда  настоятелем бывшего сотрудника пенитенциарной системы.


Из  рассказа брата Михаила  он узнал, что на  смену  прежнему настоятелю,  уличённому  в  целом ряде  серьёзных проступков,  пришёл новый  и молодой, который развернул  бурную деятельность и которому очень нужны надёжные  помощники из  числа бывшей  братии, покинувшей монастырь  при  прежнем настоятеле.


Со слов  Михаила  в монастырь уже  вернулось несколько  братьев, которых хорошо  знал  молодой  монах, и о нём  они  тоже не  забыли и  даже искали повод  для  встречи  и  разговора  о возвращении.  Вся  эта  информация свалилась на  молодого монаха неожиданно, как снег  на  голову,  и больше недели он пребывал в  смятении, не  зная как ко  всему  этому  относиться.


Разговор с Михаилом  затронул  в  его  душе  самые  слабые  и  болезненные  чувства, связанные  с самым  началом  его монашеской  жизни.  В его памяти очень  живо всплыли многие  забытые  фрагменты  жизни и в  первом  монастыре  и во  втором.


Он вспомнил ту    особую  атмосферу  монашеского  братства и  общинности, которой  он  очень  дорожил,  вспомнил  строгий монастырский  распорядок, который  чем-то  роднил  монастырь с  армией  и  военной службой, вспомнил  ту  душевную простоту  и искренность  совместного служения, которое было самой  большой  душевной отрадой для  его  ума и сердца.


Все  эти воспоминания подняли в  его  душе целый пласт забытых эмоций  и переживаний, которые  не просто  заполнили, а  буквально затопили  его  ум  и сердце  ностальгическими чувствами,  от  которых невозможно  было избавиться и которые породили вначале сомнение, а  потом  и смутное желание вернуться  обратно в монастырь.


С  этими  мыслями молодой монах уже  две  недели ложился  спасть и просыпался каждое  утро и  трудности, внезапно  возникшие  на  работе в связи с  изменением  структуры  управления  их  предприятием  и переходом на  новый  объект,  только подлили  масла в  огонь сомнений.  Именно  по  этой причине молодой  монах решил не  откладывая в  долгий  ящик  нанести визит  к старцу.


В последние выходные месяца выдалась  более-менее нормальная  и  сухая  погода  и с самого утра молодой монах отправился в  гости к старцу,  захватив,  как всегда, некоторых нехитрых  презентов  и  гостинцев  для  того  в  виде пачки  хорошего  чая, сладостей, рыбных  консервов и свежего, практически ещё  тёплого хлеба.


Старец практически не  ел мяса и предпочитал  мясу  рыбу в  особенности консервированную скумбрию в собственном соку,  тунца или сайру. Купив по  дороге  всё  необходимое, молодой  монах  уже к десяти часам  был  возле  дома старца.  Подойдя к  двери,  он осторожно постучал:


– Можно войти,  отче ?


Никто не  ответил.  Монах постучал  чуть  сильнее:


– Отче, вы  дома, можно войти?


– Да,  да, входите, – откуда  из далека  донёсся  совершенно незнакомый  женский  голос. Дверь мягко  отворилась  и молодой монах увидел на  пороге довольно симпатичную женщину неопределённого возраста  в  длинном  и широком  платье  почти  до  щиколоток  с утончённой  и  даже  изящной  фигурой,  подчёркнутой  тонкой  талией,  которая с  улыбкой сказала:


– Здравствуйте, я  Марта, а  вы  наверно  к  старцу ?


– Да, к  нему,  – несколько растерянно  ответил  молодой  монах. – А  он  дома ?


– Он с самого утра  отлучился  по  своим  делам, но с  минуты  на минуту    должен  быть. Вы проходите.


Молодой  монах нерешительно  вошёл в  дом  и снял  обувь.


– Может вам сделать чай  с  дороги ? – переспросила Марта.


– Нет, спасибо,  я  сам  привёз  чай  и ещё  кое  что  к  чаю.


Молодой  монах  рассегнул сумку  и стал выкладывать  на стол гостинцы  для старца.


– Ой,  давйте  я всё  это в  кухню отнесу,    ему  там  самое  место,  –  сказала  Марта,    подойдя к столу,  и в этот момент молодой монах смог  уже с  более  близкого расстояния  расмотреть  лицо  женщины.


У Марты  были  большие  карие  глаза,  очень  тонко  очерченный  нос и  брови и бархатистая  слегка  смугловатая  кожа, придающая  всему  её  облику    какой-то южный  и  восточный  характер.


Тёмно-каштановые и почти чёрные  волосы  Марты  были  аккуратно собраны в  пучок, напоминавший  задорный  девичий  хвостик, который  придавал  некой  моложавости  её  образу.  Правильные  и  приятные  черты  её  лица  ещё сохраняли  на  себе  следы    былой красоты. Молодой  монах  подумал про  себя, что  у старца  очень не  плохой  вкус, если  столь симпатичная женщина хозяйничает в  его  доме.


С  виду  Марте  было не  более  сорока  –  сорокапяти  лет,  но  очень тонкая  кожа  на  запястьях и  шее, а  также  наличе  пигментных пятен  около  висков говорило  о  том, что  ей  далеко за  пятьдесят  и  около шестидесяти.  В  доме пахло пряностями и какой-то  едой и молодой  монах понял, что Марта  была  занята  приготовлением  пищи.


– Может,  вы перекусить  хоитите с  дороги? – любезно  переспросила  Марта, точно прочитав мысли  молодлого монаха. –  Я приготовила  очень вкусные пряные  овощи.


– Нет, спасибо, я  только недавно позавтракал,  – ответил молодой монах. – Я лучше  чаю  выпью  вместе  со старцем.


– Ну, как  знаете, моё  дело вам  предложить, – ответила  Марта  и направилась на  кухню.  В  этот момент  дверь отворилась и в  дом  зашёл  старец  в стильном  чёрном плаще  с  букетом  красных гвоздик  и  кожаным  портфелем, придававшим  ему  вид    пожилого интеллигента или профессора.


– Какие у  нас  гости,  – встретил  монаха старец  с  традиционным  тройным лобзанием. – Вы  тут  без  меня не  скучали ?  Это  тебе, – сказал старец, протягивая  Марте  букет гвоздик.


– Как  же  ты  галантен,  особенно за  чужой счёт,  –  с  улыбкой  отреагировала  Марта, взяв  букет.  По  этой  шутке молодой монах догадался, что между  старцем  и  Мартой  более  чем дружеские  или  просто  приятельские  отношения.


– Вы  уже  познакомились  ?  – переспросил стапрец.  – Это Марта –  моя  давняя и верная подруга,  не  обращай внимания  на её  шуточки, она всегда меня подкалывает.


– Да,  мы  уже познакомились,  – ответил молодой монах.


Старец  снял плащ  под  которым  оказался прекрасный строгий  костюм с  галстуком, который ещё  больше  подчёркивал  его академический  вид.  Только  сейчас молодой  монах  заметил, что старец  был  ещё и аккуратно подстрижен и  от него  пахло не самой  дешёвой  косметикой.


– Я пойду переоденусь  в  домашнее, а ты  завари  нам  травный  чаёк, дорогая,  –  сказал  старец,  обращаясь к Марте.


Выйдя  через несколько минут  в  своей обычной одежде – защитной  куртке  и  таких же  защитных  брюках, старец  присел за стол и как бы пояснил: