С принятием христианства иерархи революционно навязывали новую обрядность и мораль обществу, которые большинству славянорусов были непонятны. Первые проповедники новой веры, отрицавшие ведизм и считая ее языческой, заставляли совершать обряды по-новому, что вело к непониманию большинством народа, так как значение старых обрядов они твердо усвоили, а значение новых не понимали и не признавали. Например, младенца надо было крестить в купели, т. е. очистить от грехов родителей. Сразу непонятно становилось, «о каких грехах может вестись речь». По ведическому верованию надо было провести просто омовение в бане или в проточной воде – реке. Это значило больше для простолюдина, т. к. по ведизму преследовалось не только переход младенца в Явь, но золотой цепью, связывающего нового человека с новым родом и самим богом Сварогом. И таких изменений было предостаточно.
Главное, на что обращают внимание наши исследователи, – это развитие торговли. Наши предки вывозили за рубеж зерно, воск, пушнину, мед, а взамен получали только предметы роскоши, которые оседали у элиты и до народных масс не доходили.
Именно с тех времен было положено начало вывозу за рубеж природного богатства, а получать различные украшения, ткани и прочие предметы быта. До сегодняшнего дня мало что изменилось, «вывозим природное сырье, а получаем что бог послал».
Сегодня в огромном масштабе вырубаются леса, уничтожается сосновый бор, сибирский кедровый лес и шишкинская «Корабельная роща», выкачивается из недр нефть и газ, а властные структуры ломают головы и задаются вопросом: «Почему в ряде мест стал проваливаться грунт, участились стихийные природные бедствия, лесные пожары в массовом масштабе, меняется к худшему климат?» А природа просто «мстит» нам за вероломное и безмерное вмешательство в ее среду.
Что произошло дальше с верованием?
Первым надломом в христианстве послужил его раскол, когда 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом Папы Римского кардиналом Гумбертом патриарху Константинопольскому Михаилу Керуларию была вручена папская булла с анафемой. Патриарх, в свою очередь, проклял посланника и всех членов его делегации. С этого момента христианская церковь окончательно была разделена на две противоборствующие непримиримые ветви: католицизм с единым центром – Римом, и православие – в Константинополе. Поводом к такому демаршу послужило закрытие в 1053 г. латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха. Хотя начало этому было положено в 395 г., когда произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. С этого времени разногласия между Папой Римским и патриархом Константинопольским по вопросам догматического, канонического, литургического и дисциплинарного характера стали непримиримыми. Сложилась разная трактовка и Символа Веры. Согласно церковной традиции он был составлен апостолами, позже был сформулирован и принят на 1-м Никейском Вселенском соборе в 325 г. и переработан в 381 г. на 2-ом Константинопольском (Царьградском) Вселенском соборе. К середине VII в. были внесены изменения в западной ветви, которую отвергла византийская церковь, что послужило окончательному размежеванию этих церквей.
В 1453 г. взятием турецкими войсками Константинополя пал последний островок когда-то величайшей Римской империи. С этого времени Москва стала считаться Третьим Римом, а «четвертому не бывать».
С 1448 г. существует Русская православная церковь (РПЦ). Некоторое время земля русская наслаждалась тишиной. К этому времени большинство народа уже прочно смирилось с новой верой и стали возникать чисто славянорусские события, закрепляющие определенные морально-этические нормы и правила в новых исторических условиях. Здесь можно обратить внимание на явления христианской жизни на нашей земле, среди них зарождение благоверной четы чудотворцев древнего города Мурома. О них наша молодежь, да и старшее поколение не знают, а быль говорит следующее.
Князем Мурома был блаженный Давид, второй сын князя Юрия Владимира Муромского (внук Святослава Рязанского, а он был правнуком Ярослава великого). Князь Давид тяжело заболел – все его тело покрылось струпьями. Дочь бортника (древолаза за медом диких пчел) Евфросиния, славившаяся по городу и округе своим умом и красотою, вылечила его различными мазями, составленными народными средствами. После чего князь объявил, что женится на ней, но потом передумал, полагая неприличным князю жениться на простолюдинке. Болезнь возобновилась, но эта простолюдинка вновь его вылечила, и он выполнил свое обещание – сочетался с ней браком. Когда же он наследовал княжение после брата, местная знать объявила ему: «Или отпусти жену, которая своим низким происхождением порочит знатных барынь, или оставь Муром». В данном случае князь оставил княжение в пользу супружеской верности. У них были скудные средства и далеко не княжеские хоромы, но жена всячески поддерживала его делом и словом. Нередко она говорила ему: «Не печалься князь, Бог милосерден и не оставит нас в бедности». В самом Муроме стали развиваться различные раздоры, которые доходили до кровавых столкновений между боярами, и вот тогда они обратились к Давиду и стали просить его возвратиться на княжение. Молва говорит, что оно было успешным, без суровой строгости, но и без слабости. Жена помогала ему во всем, где мудрым словом, а где и конкретным делом. Жили по заповеди Господа, не любили ни гордости, ни несправедливой зависти, заботились о странниках, облегчали участь несчастных; чтили иноческий священнический чин, ограждая его от нужд. Оба вели жизнь чистую и целомудренную. Когда достигли глубокой старости, то одновременно приняли иноческий сан: он с именем Петра, она – Феврония и умерли в один день на пасхальной неделе 1228 г. Согласно завещанию их положили в один гроб. По сей день их мощи находятся в одной раке, в Муромском соборном храме. Празднование памяти их установлено на Соборе в 1547 г. С этого времени на земле русской стали ежегодно праздновать 8 июля «День Петра и Февронии. День семьи, любви и верности».
Преклоняясь перед Западом, отдельные молодые люди из-за незнания прошлого стали праздновать этот день 14 февраля, так называемые «Валентинки». Не могу не упомянуть реальную историю этого события в прошлом. Римский император Клавдий II издал эдикт: «Молодые люди, годные для воинской службы, не имеют право жениться между собой, так как это неблагоприятно отражается на общем боевом духе в армии». Священник по имени Валентин вопреки императору продолжал свадебные церемонии для влюбленных воинов-гомосексуалистов. За эти деяния он был приговорен к смертной казни. Только спустя два века католиками он был признан святым. День святого Валентина активно стали отмечать американские гомосексуалисты в конце 70-х годов прошлого века, и именно в этот день были заключены первые однополые браки. А сейчас подумайте и сами дайте ответ: «Нам, православным, издревле поддерживающим настоящие семейные ценности, допустимо ли подражать недостойным праздникам, проповедующим извращение человеческой природы – мужеложство?»
В XVII веке при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне произошел в России церковный раскол: образовались каноническая православная церковь и ушедшие в глухомань, считай в подполье, старообрядчество (староверы), которое стремилось к сохранению старых церковных правил и консервативных устоев жизни. «Раскол – важнейшее событие отечественной истории. Им объясняется все, что происходит с нами от дней царя Алексея Михайловича доныне. Даже несчастья новейшего времени – гибель Российской империи, развал СССР, смута на Украине – были предположены в середине XVII столетия». (Д. Урушев. «Русское старообрядчество». М., 2017. С. 11). По этому вопросу есть еще подобное мнение нашего современника: «Если бы не Никон и его безобразия, – глядишь, и семнадцатый бы год отступил, и Россия была бы крепче духом. Но Россия опять без всякой надобности выкачивает из себя свою силу. Ну в XX веке – просто катастрофа…» (МК № 211 (377) от 28.09.2018. С. 11).
Почему же произошел раскол? Объяснений этому много, и о них читателю хорошо известно, но всегда умалчивается о том, что за пять веков, после принятия православия на Руси, произошел некоторый симбиоз веры православной и ведической, монахи при переписке религиозных книг ошибочно или умышленно (только можно предположить) вписывали сохранившиеся в народе некоторые ведические обряды и постулаты.
Патриарх Никон по согласованию с царем принял решение все имеющие книги в РПЦ переписать, взяв за основу греческие источники. Следует отметить, что в ту пору сама греческая церковь находилась в бедственном состоянии. Ее притесняли турки, она прозябала в невежестве. Забылись уставы благочестия, иссякла образованность, которой ранее славились греки. Не было своего книгопечатания, поэтому им приходилось довольствоваться тем, что печаталось у латинян, которые, естественно, преследовали свои цели.
Необходимо отметить, когда мы заимствовали от греков христианство, наши первые князья-христиане пытались насадить у нас и греческое искусство и просвещение. Первоначально сильное влияние оказывала и греческая культура, но затем постепенно ее влияние понижалось и спустя время полностью прекратилось. Положив в основу своих отношений с Россией корыстолюбие, греки потеряли авторитет в глазах славянорусов. Удручающее впечатление на Руси должно было произвести поставление в митрополиты Киприана еще при жизни святого Алексия (1375) и поставление в митрополиты самозваного кандидата Пимена (1380). Такие поступки не забываются. В конце XV в. монгольское иго было свергнуто. Русь освободилась от ига исключительно своими силами. Эти события, как писал Д. С. Лихачев, способствовали развитию у народа национального самосознания и гордости. Как раз в это время Византия доживала свои последние дни. Для спасения государства, об этом мало кто знает, византийские императоры решились на соединение с подчинением восточной церкви Риму, т. е. создание унии. На Флорентийском соборе (1437) русский митрополит Исидор, родом грек, был ревностным сторонником папы и унии. Формально заключенная уния не имела никаких успехов и не принесла Византии ожидаемого результата. Сам Исидор по возвращении в Москву попал в заключение, а в 1443 г. бежал из России. Поступок Исидора окончательно дискредитировал греков в глазах русского народа, и с тех пор во главе русской церкви никогда не было греков.
Причем нашествие монголов расценивалось как божья кара за допущенные грехи и сплотило народ и верующих вокруг православия. С православием у нас сложилась такая обстановка, что католического Запада славянорусы не воспринимали душой, а грекам не верили и надеялись только сами на себя и «божью помощь». Нашим предкам показалось, что греки нравственно пали. Они считали нашу страну Третьим Римом, а свою церковь – последним оплотом православия, бережно сохраняли древние обряды, полагая их непременным свидетельством истинной веры, преданием апостолов и учением святых отцов. В такой обстановке и была навязана реформа Никона.
Они не желали воспринимать ослабленную и искаженную веру греков. Но Алексей Михайлович и Никон, вопреки настроениям народа и сложившимся обстоятельствам, пошли на реформы с мечтой о владычестве над всем крещеным миром, с большим желанием объединить под властью Москвы православные народы. Для этого нужно было не только собрать войско и объявить войну туркам, но и устранить разницу между русскими и греческими обрядами. Что из этих амбициозных желаний получилось? Мы уже знаем.
До 1658 г. под строжайшем контролем Никона были исправлены и изданы церковные книги: «Постная Триодь», «Стрижаль», «Часослов», «Псалтырь», «Требник», «Ирмолог», «Сборник молитв». Истинная цель реформы Никона состояла в том, чтобы стереть в памяти народной изначальный смысл слова, как это воспринимали наши предки, исповедуя ведизм, «Православие» – Правь Славит, а также покончить с двоеверием на Руси и веротерпимостью ко всем людям разной веры и, одновременно уничтожить древние именитые Роды во главе с Рюриковичами и заменить низкородными людьми, безропотно принявшими никоновскую реформу, стремившимися к власти и падкими на все чужеродное. Своей реформой патриарх Никон заменил двуперстие на трехперстие, крестный ход вокруг храмов направил навстречу солнцу, сделал все, чтобы стереть в памяти народной прежнюю веру.
Приверженцы старых обрядов, а их в России было более 20 млн, были помилованы через 150 лет Павлом I, и только в XIX в. стала очевидной необходимость дарования им свободы вероисповедания. С. Ю. Витте писал, что староверы всегда составляли слой, «наиболее преданный царю и Отечеству». При Александре III закон от 3 марта 1883 г. дозволял старообрядцам отправление общественного богослужения по дониконовским книгам, но без всяких внешних проявлений – без колокольного звона, крестных ходов и облачения духовенства в ризы. Полную свободу они получили после революции 1905 г. 17 апреля император Николай II издал указ: «Об укреплении начал веротерпимости». Этим указом впредь запрещалось называть старообрядцев раскольниками и разрешалось свободное отправление их богослужений.
В предыдущие столетия они были вынуждены оставлять приход и уходить в далекую глухомань, чтобы спастись от преследования и сохранить прежнюю веру. С собой они забирали старые книги, утварь и, самое главное, сохраняли старорусский быт, культуру и верование. Напомню, в 80-е годы ушедшего столетия появились статьи «Таежный тупик» Ю. Пескова, рассказывающие о судьбе староверов – семье Лыковых, которые почти 50 лет продолжали старорусские семейные традиции, сохраняли старую веру и обычаи, жили в стороне от цивилизации.
«Царь Петр Алексеевич (1672–1725) обожал все европейское и недолюбливал все отечественное. Став самодержавным правителем, он начал строить новую Россию, разрушая прежнюю Святую Русь. Поэтому Петра I нужно называть не только великим преобразователем, но и великим разрушителем». (Д. Урушев. «Русское старообрядчество». М., 2017. С. 115). Кроме того, он присвоил себе власть, прежде никогда не принадлежащую царям. В Англии он ознакомился с основами англиканской (протестантской) церкви и ее устройством, во главе которой был не верховный епископ, а король, которому и подчинялись все священнослужители. Это понравилось нашему императору, и после смерти патриарха Андриана в 1700 г., через год создается Синод – особое учреждение под контролем царя, заменившее патриарха и церковные соборы. До 1917 г. государственную церковь в царской России было принято называть Синодальной.
На этом не закончились перегибы в веровании. В XIX в. 17-летний юноша, рожденный в еврейской семье г. Трир (Германия), Карл Маркс на вопрос в анкете о его отношении к религии записал: «Религия – опиум для народа». (В то время опиум использовался как анестезирующее средство.) Эти слова, а позже и разработанные им, совместно с Ф. Энгельсом, основные коммунистические идеи в «Манифесте Коммунистической партии», пали на благодатную почву русской радикальной части революционеров, в большей части иудеев. Именно они организовали уничтожение славянорусских жрецов после 988 г., в 1917 г. убили царя и всю семью, а дальше уничтожили элиту славянорусского общества: духовенство, офицерство, дворянство, государственных чиновников, интеллигенцию, научных работников, купцов, предпринимателей, кулаков. Они оставили только пролетариев и крестьян, чтобы было кому на них работать. Для уничтожения славянорусской элиты они использовали любые поводы. Например, после убийства Володарского по приказу Урицкого были истреблены лучшие кадры петроградской интеллигенции и профессуры, а всего было расстреляно около десяти тысяч человек.
При сложившихся благоприятных обстоятельствах они взяли власть в стране и, возведя атеизм на уровень государственной программы, повсеместно насаждали коммунистическую идеологию, которая по своей сущности тоже в определенном смысле – верование. Разница только в том, что коммунисты обещали рай при жизни, а мировые религии – после смерти. И последние явно выигрывали, так как реально это является тысячелетним мифом, в который верят люди. Из библейских заповедей многое в обустройстве советской жизни было заимствовано, и даже Мавзолей напоминает о почитании святых мощей. Подвергнув церковь гонениям, большевики многие ее формы использовали для строительства новой жизни. Не случайно святые отцы все происходящее оценивали как влияние сатаны и кару господню за нарушение православных канонов. Крестные ходы заменили демонстрациями, иконостасы – портретами членов политбюро, соборы – съездами и т. д. Только до Бога – далеко, а тут уверенное обещание партии, которая никогда «не ошибается»: «Нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме».
Длительное время всеми формами и методами вытравливали религиозные воззрения в сознании людей. Борьба за новую идеологию сопровождалась повсеместным истреблением духовных носителей православной культуры и наиболее активной паствы.
Принятыми мерами и идеологической пропагандой был окончательно завершен давно начавшийся разрыв между прошлым и будущим. Как показала история, принесенные миллионные человеческие жертвы коренного населения, носителей древних духовных ценностей, не принесли желаемых результатов. Интересно, что демократы всех мастей посчитали, что за годы советской власти Россия потеряла около 70, а по другим данным – 100 млн человек, но никому в голову не придет посчитать, сколько же погибло народа при насаждении христианства по всему миру.
И еще на что хотелось бы обратить внимание читателя: никто в мире, кроме нас, не отказывается от своих корней, от своей древней истории и культуры на том основании, что это размывает какую-либо современную национальную идею. Например, в православной Греции чтут культуру античную и вовсе не бросают в костры поэмы Гомера, не уничтожают Акрополь. Такое же отношение к прошлому и в Италии, где почитают наследие Древнего Рима, такая же обстановка и в Японии, где национальная вера синтоизм по своей сути языческая, но уживается с буддизмом. Вся Западная Европа наследовала не только греческую и римскую культуру, но и ассимилировала огромные богатства египетской, вавилонской и шумерийской культур. Поэтому в обществе крепнет убеждение, что веротерпимость и должна быть национальной идеей, принимаемой всем обществом во многоконфессиональной стране. До 1917 г. в России в младших классах преподавали Закон Божий и вели его священнослужители. Детей заставляли запоминать двенадцать заповедей Христа (на самом деле иудейского Бога Яхве). На уроках на основании этого закона детям внушались правила морали и поведения. Ряд из них государство считало не только грехом, но и преступлением, которое каралось: убийство, кража, насилие, мошенничество. Другие нормы осуждались, но не считались преступлением: лживость, тщеславие, скупость, пренебрежение религиозными обязанностями и т. д. С младших лет детей приучали к соблюдению общественно значимых норм поведения, умению отличать добро от зла, правду от кривды, хорошее от плохого.
Семидесятилетним атеизмом был серьезно подорван генетический тысячелетний фундамент в сознании людей и частично утрачены основные жизненные и поведенческие ориентиры. Сегодня многие программы по телевидению не носят воспитательный, познавательный характер. Как говорится, не дают нагрузку ни уму, ни сердцу. Для тех, кто разучился думать самостоятельно и привык некритически принимать на веру любую чушь, льются с экрана телевидения различные шоу и зомбирующие передачи.
Не об одном передовом рабочем или хлеборобе наши СМИ не сказали столько, сколько о свадьбах или разводах голливудских и наших сценических персон. Можно месяцами увидеть одно и то же: сомнительное шоу, нереальный боевик, навязчивая реклама, зарубежные фильмы и опять шоу, но уже с раздраем и мордобитием. На экране можно видеть в основном богему (от фр. цыганщину): клоунов, шутов, скоморохов, танцоров, актеров, певцов, своих и заезжих артистов, которые себя называют «звездами», а на пиджаках многочисленные фейковые награды. Причем, несколько десятилетий мелькают в разных ипостасях одни и те же лица. Порой можно видеть одного и того же актера в роли полицейского и его же на очередном канале – уже руководителя организованной преступной группировки (ОПГ). Трудно судить о задумке составителей программы и режиссеров современных сериалов. Порой складывается впечатление, что таким диссонансом умышленно делается намек зрителю, что это одно и то же.
Следует отметить, что атеизм, хотя и нанес огромнейший ущерб вере во Всевышнего, но своей цели на первом этапе не достиг. У поколения, рожденного до 1917 г., православие (другие религии) длительное время еще сохранялось в душах и сознании верующих и, главное, в их поведении. Как пишет И. О. Лосский: «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием. Совершенное добро без всякой примеси зла и несовершенств существует в Царстве Божием и потому, что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: люби Бога больше себя и ближнего как себя» («Характер русского народа». Кн. 1. Посев, 1957. С. 5).
Основные постулаты ведизма и православия вошли в плоть и кровь нашего народа, стали составной частью их жизни и сопровождали до последнего дыхания, несмотря на строгие светские запреты. Большинство людей до конца дней своих смирились со сложившимися обстоятельствами, полагая, что это очередное испытание Господа за допущенные грехи, но тайно соблюдали установленные каноны и помогали власти строить новое общество, победить фашизм, а после восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. «Исторические сочинения XI–XVI вв. и русская летопись твердо держались той мысли, что всякое народное несчастье – нашествие врагов, голод, моровое поветрие и т. д. – было божественным наказанием за грехи людей, за их отступление от заветов религии». (Д. С. Лихачев. «Национальное самосознание Древней Руси». М.; Л., 1945. С. 114). Этими принципами старшее поколение жило постоянно, вплоть до начала Великой Отечественной войны. Только если раньше шли в бой за «Веру, Царя и Отечество», то в годы Великой Отечественной войны за «Веру, Сталина и Отечество».
Но к концу 50-х годов в душах, сознании и поведении людей образовался вакуум. Старшее поколение, в силу возраста и сложившихся политических событий, не смогло передать нарождавшемуся поколению свои духовные ценности и верования, а молодежь подверглась всесторонней атеистической пропаганде. Такими решениями было вырвано звено из исторической цепи: возникновения, развития и передачи по наследству не только религиозных чувств, но и сложившихся традиционных устойчивых морально-этических норм поведения между прошлым, настоящим и будущим. Провозглашенный на XXII съезде КПСС, в начале 60-х годов прошлого века «Моральный кодекс строителя коммунизма», хотя в него и были включены в примитивной форме некоторые христианские поведенческие нормы, не был принят людьми и не смог заменить тысячелетние религиозные постулаты и тем боле традицию ведизма. Из сознания людей было вырвано важнейшее звено – вера в загробную жизнь. Люди постепенно стали осознавать, что поставленные конечные цели оказались утопическими. И это незамедлительно отразилось на нравственной атмосфере в семье и обществе в целом, стали теряться семейные традиции, которые окончательно утратились в наше время.
Обещанный народу коммунизм к 80-м годам провалился. Одряхлевшие властные структуры не были способны внести коррективы в сложившуюся обстановку, кардинально изменить ситуацию и направить ход развития страны в позитивном направлении, что не замедлило повлиять на общее состояние дел в обществе. Власть постарела и окостенела. В те времена даже высокопоставленные сотрудники партийного аппарата в своем кругу, не стесняясь, крыли матом заскорузлую систему. С горечью говорили, что в стране идет распад, а вожди в маразме. Аппарат утратил контроль над духовной жизнью общества. Вера в коммунизм даже в самом аппарате сохранилась лишь в форме ритуальных заклинаний. Именно в такое время, как и ранее, на политическую арену выдвигаются либеральные демократы из числа евреев с западническими взглядами.
Материальная поддержка всего международного коммунистического движения и многих партий, ряда просоветских и слаборазвитых государств Азии и Африки, а также стагнация экономики в самом СССР, затянувшаяся без необходимости война в Афганистане завершились депрессией и застоем в хозяйственной и общественной жизни. Они привели к обнищанию народа, дефициту жизненно важных товаров и подорвали основы существования самой страны. К сказанному следует добавить: СССР непосредственно предало руководство КПСС во главе с М. С. Горбачевым, которого уже в новой России за допущенное преступление перед страной и народом наградили высшей наградой – орденом Андрея Первозванного.
В годы «застоя» был заметен рост пьянства, развратные и аморальные действия, рост преступности, аполитичность, безразличие к работе и апатия в оценке происходящих событий. Народом были утрачены и жизненные интересы. Он осознал, что обещанный рай на земле в форме коммунизма достался только верхушке партийной элиты и их детям. Эти обстоятельства, как и отсутствие новых идеологических, теологических постулатов и реальных перспективных задач для выхода страны из тупиковой ситуации привели к крушению коммунистической идеологии и страны в целом. Надо помнить, что было уничтожено не просто государство, а целая цивилизация высочайшего уровня общественного развития с ее плюсами и недостатками.