Алена Подольная
Самый богатый дизайнер. Пошаговая инструкция для коммерческого дизайнера
Введение
Человек всегда стремился к созданию максимально комфортных условий для своей среды обитания. Эта потребность касается всех сфер его жизнедеятельности без исключения: быт, труд и отдых. Желание улучшать окружающее пространство вполне оправдано и прямо пропорционально качеству жизни. Нас, вне всякого сомнения, привлекают места, в которых нам хорошо, где мы хотим жить, эффективно работать и проводить свой досуг. Происхождение коммерческого дизайна связано именно с удовлетворением этого простого и всем понятного человеческого желания – творить и расслабляться в уютных зонах. Высший пилотаж коммерческого дизайна проявляется в том, чтобы создавать совместно с заказчиком осознанное, живое, энергетически благоприятное пространство – мир, в котором комфортно себя чувствует не только клиент, но и сотрудник компании.
Замысел этой книги созревал несколько лет. Он продиктован намерением структурировать накопленные мной за 18 лет опыт и искренним желанием делиться ими. Передавать знания – естественная потребность человека. Здесь пересекаются две вековые мудрости. Во-первых, чтобы сосуд знаний постоянно обновлялся, следует «отпускать» накопленное. Во-вторых, «чем больше и искреннее отдаешь – тем больше получаешь взамен». Неписаные законы Вселенной действуют независимо от того, верим мы в них или нет. Умение «отдавать» раскрывает потенциал человека к развитию его сознания, бизнеса, гармонизации деловых и личностных отношений.
Название этой книги «Самый богатый дизайнер». Но речь не только об обладании значительных материальных благ. В моем понимании богатым является тот, кто, обладая широчайшим диапазоном компетенций, находится в гармонии с самим собой, со своим бизнесом, деловыми партнерами и, разумеется, с семьей. Тот, кто любит свое дело, ценит себя, искренне уважает заказчиков и свою команду, обладает профессиональными навыками несомненно будет востребован и изобилен. В этом контексте «самый богатый» означает изобильный во всех своих проявлениях и самый счастливый. Мой руководитель в Вологодском государственном университете, профессор Княгин Константин Васильевич, говорил мне, в то время студентке, о том, что моя супер сила заключена в умении передавать знания другим. Благодаря его наставничеству я решила поступить в аспирантуру и преподавать на кафедре. Сегодня я уверенно могу назвать себя самым богатым дизайнером, поскольку живу в ладу с собой и со всем миром, хорошо «чувствую» все элементы дизайна, твердо осознаю свою суперсилу – умение и желание делиться накопленным опытом. Каждый из вас может стать изобильным и счастливым дизайнером. Было бы стремление.
Я не кабинетный теоретик, я убежденный практик! Как говорил великий М. В. Ломоносов: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Накопленные мной знания не переписаны с учебников (их попросту не было и нет до сих пор), мой личный опыт – «сын ошибок трудных…». Без преувеличения, мой путь к успеху, был окроплен «потом и слезами». И прошла я его самостоятельно, не боясь пробовать, рисковать и ошибаться.
Становление коммерческого дизайна в России происходило на моих глазах, более того, я, как специалист, развивалась с ним параллельно. Когда я училась в ВУЗе понятие «коммерческий дизайн», как явление, отсутствовало. В институте нас не обучали даже его азам. До сих пор, к сожалению, в России не уделяют должного внимания и не придают важности этому направлению.
Предтечей этой книги стал мой авторский и вполне успешный курс – «Старт в коммерческом дизайне». Книга изначально задумывалась как инструкция к применению с подробным описанием шагов на примере ресторанного бизнеса. Но в процессе работы над книгой я поняла то, что «Самый богатый дизайнер» выливается в нечто большее, чем просто рецепт успеха (хотя и это уже немало). Я сформулировала и обосновала правила успешной жизни в более широком контексте. Зарабатывание денег ради денег – это хоть и важный, но не такой увлекательный процесс, он оправдан лишь на стадии становления. Состоявшемуся, осознанному дизайнеру, равно как и любому предпринимателю, требуется нечто большее – воплощать уникальные проекты из состояния любви. Я с большой радостью наблюдаю то, что все больше бизнесменов переходят на светлую сторону предпринимательства. Поверьте, настоящий успех заключается не в списках «Forbes», а в том, чтобы реализоваться как в бизнесе, так в личной и социальной жизни, как в материальном, так и духовном аспектах. Именно реализоваться, а не создавать видимость.
Студентам-дизайнерам эта книга поможет определиться с выбором – в какую именно нишу стоит «стучаться»: коммерческий дизайн, реклама, дизайн жилья или одежды. К сожалению, на сегодняшний день довольно заскорузлая система образования не способна погрузить учащихся в профессию коммерческого дизайнера в полной мере, не предоставляет им возможности «посмотреть за горизонт». В своей книге я постаралась восполнить этот пробел. Тем, кто не связан со сферой дизайна она поможет вывести универсальный алгоритм роста и составить целостную бизнес-матрицу для любого поприща – даже самый крутой проект, начинается с малого.
Мы подробно поговорим о том, почему важно найти индивидуальный стиль и быть юридически подкованным, обсудим необходимость и способы поддержания психологического равновесия, рассмотрим актуальные поведенческие модели заказчика и исполнителя. Затронем темы выстраивания толковых и здоровых коммуникаций с окружающим миром, эффективной командной работы и как не оказаться в роли «волка-одиночки», оторвавшегося от стаи. Вы узнаете о трех столпах надежного бизнес-партнёрства, социальных и межличностных отношений: открытости, доверии и честности. Мы откровенно поговорим и о том, как найти и не потерять себя в достаточно суровом мире бизнеса – мире мужчин и связей, как сохранить женскую идентичность. Именно поэтому эта книга может быть интересной и полезной не только студентам дизайнерских вузов, но и предпринимателям независимо от рода их занятий, равно как и женщинам, которых может увлечь и вдохновить личная история успеха.
Бизнесмены, задумывающиеся о дизайне своего бизнеса, благодаря книге «Самый богатый дизайнер» смогут осознать весь объем процессов, которые нужно будет пройти в коллаборации с дизайнером. И осмыслить ценность прокаченного дизайнера, убедившись на реальных примерах в том, какой это мощный инструмент для бизнеса. В этом и заключается основная миссия моей книги – повысить статус коммерческого дизайнера, в том числе в глазах предпринимателей. Я глубоко уверена в том, что рестораторам регионального уровня будет максимально полезен мой опыт. Мои первые серьезные успехи связаны именно с ресторанным бизнесом, поэтому мне не понаслышке знакома внутренняя кухня «общепита». Я точно знаю то, что в самом роскошном ресторане при отсутствии грамотно выстроенных бизнес-процессов, бизнес не пойдет, как ни крути. Посмотрите вокруг – кафе и рестораны растут, как грибы после дождя, но также быстро закрываются в силу нерентабельности. Ресторация может остаться и в качестве игрушки, но если хочешь, чтобы она приносила прибыль, грех не использовать в своем арсенале зарекомендовавшие себя эффективные инструменты. Буду рада если моя книга поможет читателю найти себя в качестве коммерческого дизайнера и убережет его от ненужных «шишек» и пресловутых «грабель».
Я словно написала учебник самой себе – «назад в прошлое». Составила пособие, которого мне крайне не хватало в свое время. Тотальный дефицит знаний и информации, высоченные барьеры, выстроенные «бдительным» умом и отсутствие какого-то ни было опыта, словно доморощенные бурлаки, сдерживали из-за всех сил мое развитие. До всех истин приходилось доходить самой. Каких бы высот я могла добиться, если бы 18 лет назад в моих руках оказались «ключи», которые содержатся в этой книге…
Но я рада, что прошла этот путь и искренне желаю читателю того же, что и себе – не останавливаться ни на минуту в своем развитии, как бы не было сложно. Вкладывайте в себя средства и время. Это те ресурсы, которые будут работать только на вас. Прислушайтесь, пожалуйста, внимательно к словам известного психолога Михаила Литвака: «Есть единственная причина для огорчения – остановка в личностном росте». Смысл самой жизни заключается в том, чтобы эволюционировать. Мы пришли сюда с целью учиться, развиваться и создавать то, что никто и никогда не создавал до нас.
Я очень надеюсь на то, что книга «Самый богатый дизайнер» получилась многогранной и увлекательной, как сама жизнь. Наслаждайтесь!
Моя история
Моя мама рассказывала, что рисовать я научилась раньше, чем говорить, немало удивляя окружающих. Мне был еще только годик, а я уже вовсю рисовала домики. Почему именно их? Возможно, потому что я родилась в старинном, уютном и зеленом городе Вологда – «жемчужине» серебряного ожерелья России, которая славится своей деревянной архитектурой. Но сдается мне, что я уже родилась с намерением стать дизайнером поскольку с самого детства мечтала об этом. Сколько себя помню, я всегда пыталась улучшить окружающее меня пространство. Лет с 10-ти примерно каждые 2 месяца я с энтузиазмом занималась перестановкой мебели в своей комнате и достаточно часто просила маму купить для меня конкретные детали для интерьера. Более того, выбор краски для дома бабушки и непосредственно окрашивание его стен я с удовольствием брала на себя. Несмотря на мой юный возраст папа на полном серьезе советовался со мной по вопросам оформления своих офисных помещений, а мама – нашего дома. Я росла в полноценной семье с традиционными семейными ценностями. Родители меня и моих двух братьев никогда не баловали и с детства приучали к труду. С подросткового возраста мы самостоятельно зарабатывали на карманные расходы. Благодаря родителям я научилась самостоятельности и финансовой независимости, достаточно рано осознав цену, заработанных собственными усилиями, денег.
Я начала работать в 13 лет. В летние, свободные от учебы месяцы я чаще всего нанималась продавцом в магазине. В школьные годы моими любимыми предметами были «ИЗО» и «черчение», последний из учебного плана школ на сегодняшний день исчез.
В 2003 году я поступила в ВоГТУ на специальность «Архитектура». И почти сразу же начала искать возможные варианты работы в области дизайна. Я не стала подрабатывать официанткой, как многие студенты в то время. Уже тогда я понимала то, что мне нужно, пусть за гроши, но идти именно в сферу дизайна, чтобы раскрыть свой потенциал и наработать деловые контакты.
На первом курсе университета я устроилась в рекламное агентство. Надо отметить то, что реклама и дизайн достаточно тесно переплетаются. Первые мои задания заключались в создании визиток и работе с оформлением наружной рекламы на фасадах зданий в одном из самых крупных агентств нашего города. Я была очень оптимистично и позитивно настроена, вникала в детали, стараясь находить со всеми общий язык и создавая первые коммерческие связи.
Работы хватало. Но душа требовала другого – дизайна во всех его прекрасных проявлениях. В 20 лет я решила: «Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе» и открыла свое агентство. Это была рекламная компания «Продвижение», одно из направлений которого был дизайн интерьера. Я с энтузиазмом окунулась в долгожданный мир дизайна квартир. Но достаточно быстро осознала что то, к чему я стремилась, не приносит удовлетворения. Мне хотелось чего-то большего. Я пришла к выводу, что нужно осваивать «девственную» нишу коммерческого дизайна.
Вскоре подвернулся счастливый случай. Сегодня хорошо известен ритейлер, развивающий сеть продовольственных супермаркетов и гипермаркетов «Макси». Он один из первых в Вологодской области начал требовать у своих арендаторов 3D-модели их площадей. «Макси» стал моим «крестным отцом» в сфере коммерческой недвижимости, поскольку рекомендовал своим клиентам, крупным торговым центрам, «Продвижение», как одно из агентств, осуществляющих визуализацию проектов коммерческих точек. Я поняла то, что «все деньги мира» (или почти все) сосредоточены именно в инвестиционной недвижимости. Примерно через год после открытия «Продвижения» я совсем перестала заниматься жильем. У нас, разумеется, были успешные проекты. Но я поняла, что эта стезя не даёт нужных мне наполненности, удовлетворенности и связей. Тем более то, что одной квартирой можно заниматься целый год, находясь при этом в постоянном стрессе. Да и масштаб не тот.
Коммерческий дизайн – это мир мужчин, связей и нескончаемого расширения кругозора. Допустим, к вам обращаются с целью спроектировать отдел мужской одежды. Вы начинаете знакомиться с заказчиком (это преимущественно мужчины), его мышлением, бизнес-моделью и окружением. Это совершенно другой градус ощущений, поскольку пересекаешься с другой вселенной – мужской логикой ведения бизнеса и стратегии. Менее эмоциональной и прагматичной, четкой и холодной. Когда я это поняла, мое сознание перевернулось на 180 градусов. У мужчин стоит поучиться, например, умению действовать в соответствии со своими желаниями и никак иначе. И они всегда знают чего хотят. Согласитесь, дамы, порой нам этого очень не хватает, да и чрезмерная эмоциональность в бизнесе зачастую бывает лишней. Кстати, мое рекламное агентство «Продвижение» добилось максимальных результатов по всем своим направлениям и получило самых крутых клиентов таких как «Сбербанк» и холдинг «Балтика». Мне повезло, поскольку сотрудничая с крупнейшими мастодонтами рынка, я столкнулась с системой и усвоила формулу успеха – грамотной работе с заказчиками, целостному взгляду на бизнес и системному подходу. Система в бизнесе обеспечивает порядок, верное и оперативное выполнение работы, максимальные прибыль и комфорт. Дизайнер должен иметь и придерживаться четкой технологии от первого звонка заказчика до сдачи рабочего проекта по дизайн-интерьеру.
Реклама – сфера коммуникаций и соответственно благодаря «Продвижению» я научилась важнейшим управленческим и коммуникативным навыкам, получила неоценимый опыт формирования своего окружения и взаимодействия с командой. И, главное, я, как руководитель, научилась принимать решения и брать на себя ответственность.
В 2010 году я улетела на целый год в канадский город Ванкувер совершенствовать свой английский. В качестве вольного слушателя я посещала лекции по архитектуре и дизайну в местном университете. Можно сказать то, что глобальный подход к проектированию у меня случился благодаря канадскому периоду. Представьте, девочка из российской глубинки приезжает в развитую капиталистическую страну и воочию начинает наблюдать то, о чем читала ранее в книгах. Это касается и области дизайна в том числе. До этой поездки я была знакома исключительно с провинциальным уровнем вологодского общепита (если вести речь о ресторанах) и «страдала» местечковым мышлением, даже не представляя того, что где-то может быть иначе, чем в Вологде. В Ванкувере я увидела что из себя представляют крупнейшие ресторанные сети и фешенебельные заведения, то как дизайнеры и архитекторы действуют в команде. Образование в Канаде является узкоспециализированным, не предусматривающее выпуск специалистов широкого профиля. Коллаборация специалистов, имеющих глубокие знания в различных области, допустим, архитектора-проектировщика и ландшафтного дизайнера, является наиболее выигрышной. Среди канадских дизайнеров нет одиночек, они круто работают в связке. Именно в Канаде я поняла то, что сила заключена в команде и единомышленниках. Незабываемый и бесценный опыт жизни на другом конце света. Было сложно, но интересно. Возвращение в Россию связано с тем, что закончилась моя виза, и во-вторых я начала работать директором по развитию в холдинге СВ «Папарацци». В этой компании я занималась всем: от стратегического планирования до закупки оборудования и открытия новых направлений. Собственника этой организации Сергея Владимировича я вспоминаю с глубокой признательностью, поскольку благодаря ему я научилась думать как руководитель.
У многих вызывает удивление тот факт, что я являлась доцентом (по совокупности трудов) кафедры «Архитектура» родного университета. В нем я преподавала с 2007 по 2016 годы. Я курировала дипломные работы, осуществила 6 выпусков дипломников, выпустив около 500 студентов. Отбросив ложную скромность, отмечу то, что мои студенты являются одними из наиболее успешных дизайнеров Вологды и далеко за ее пределами. Я с любовью вспоминаю свою преподавательскую деятельность. Она мне очень нравилась и вдохновляла меня несмотря на мизерную зарплату и огромную учебную нагрузку.
В 2013 году я вышла замуж за Бориса – лучшего мужчину на свете. В 2016 году родился наш первенец Лев, в 2019 – дочь Роза. Когда я находилась в самом прекрасном для себя периоде – беременности, я всего на несколько дней уходила в декрет, продолжая вести свои проекты. Одним из моих заказчиков на тот момент был холдинг предприятий общественного питания Вологодской области «Morsen». Этот первый проект, который я практически полностью сделала в дистанционном режиме, поскольку была беременна Розой и не могла часто присутствовать на объекте. Я очень благодарна генеральному директору компании «Morsen» Баринскому Олегу Викторовичу за этот бесценный опыт. Некоторые из моих заказчиков даже приезжали ко мне в роддом в целях согласования деловых вопросов.
Знаете почему я не прерывала работу? Потому что дизайн коммерческих пространств был моим любимым занятием, каждый проект – моим детищем и настоящей отдушиной! Я начала свой профессиональный путь в 18 лет и ровно столько же иду по нему, бодро и уверенно, не останавливаясь ни на минуту. Потому что это ясная линия моей судьбы!
Со стороны может показаться то, что мой путь был «усыпан розами». Это не совсем так. Вернее, совсем не так. Были в моей жизни поражения и моменты безысходности, неоднократные случаи предательства со стороны приближенных лиц и взращенных мной коллег. Но я не из тех кто ропщет на судьбу. Я среди тех, кто утерев слезу, принимает опыт и, сделав выводы, идет дальше. Эти качества мне передались от отца. А от своей мамы я получила в наследство мудрость и способность верить в лучшее в любой ситуации. Великая им за это благодарность! Но по-другому и нельзя в бизнесе – мире мужчин, да и в жизни в целом. Вы же прекрасно знаете, «все, что не убивает нас, делает нас сильнее». Трудности и созданы для того, чтобы мы эволюционировали.
Я как личность и профессионал нахожусь в постоянном процессе созидательной трансформации. Преобразование – суть моей жизни. «Вершина одной горы всегда является подножием другой». Я точно знаю то, что достигнув очередной цели, я буду двигаться дальше. Знаете что было самым трудным на пути моего становления? То, что нашу профессию не воспринимают всерьез.
«Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка», не специальность, а диковинка какая-то. Не утратить при подобном пренебрежительном отношении верность профессии, сохранять на лице улыбку, а на сердце радость, оставаться открытой и доверять людям – это достойная задача. И я справилась с ней на отлично. На протяжении 18 лет я, ломая заскорузлые стереотипы, на собственном примере доказывала то, что профессия дизайнера заслуживает всяческого уважения, поскольку это честный и благородный труд.
Вторая трудность заключалась в том, что такого направления, как коммерческий дизайн не существовало и приходилось все пропускать через собственный опыт: и «грызть гранит» дизайна, и стены непонимания «лбом пробивать», и ошибаться. Нелегко, но безумно интересно. И чем труднее давалась победа над собой и обстоятельствами, тем сладостнее был ее вкус.
Три года назад меня накрыло профессиональное выгорание. Внезапно. Тотально. Кризис развивался на фоне моей сложной беременности вторым ребенком. В ту пору мои заказчики называли меня «диванным генералом», поскольку повсюду я носила складной стульчик. Представьте, на стройке, среди хаоса, шума и пыли, молодая женщина на 7-м месяце беременности сидит на «раскладушке» и в окружении солидных мужчин решает серьезные вопросы. Сегодня это может звучать забавным, но тогда мне было не до смеха. В декрет я уходила ровно на одну неделю. И это не шутка. Когда Розе было 7 дней, я вместе с ней вышла на объект. Буквально кормя свою малышку грудью, я решала рабочие вопросы. На тот момент я параллельно вела несколько проектов и практически все технические процессы от чертежей до замеров осуществляла своими руками, вникая в малейшие детали, несмотря на то, что у меня был офис с сотрудниками. Чрезмерная нагрузка, желание все и всех держать под контролем вымотали меня до предела. Меня не радовало ничего в тот момент и даже от крупных, стоящих предложений хотелось бежать. Это состояние возникло в результате «перенасыщения» всем: проектами, общением, творчеством. Во всем хороша мера. Даже если это касается профессии твоей мечты.
Я всерьез хотела уйти из профессии и планировала заняться организацией детских праздников. Или уйти в бизнес мужа – я даже начала вести страницу в социальных сетях для его музыкального магазина. Сбежать от проекта можно, но от себя не спрячешься. Мне пришлось собраться, взять себя в руки и радикально пересмотреть свое отношение к жизни и своей деятельности, неожиданно ставшей невыносимой. Выйти из глубокого кризиса мне помогла неоценимая поддержка со стороны моего любимого мужа и близких. Сессии с психологом позволили взглянуть на ситуацию с разных ракурсов и найти наилучший выход.
Мой личный квантовый скачок случился тогда, когда я осознала то, что главная жизненная ценность и основной ресурс заключаются во внутреннем равновесии. Я поняла то, что могу оставаться мозгом проектов, реализуя их интеллектуальную составляющую, а «моими руками» могут быть другие. У меня отлично получается налаживать контакты, выстраивать стратегию для заказчиков и координировать процессы. Мне оставалось научиться доверять и делегировать часть рутинных функций своим подчиненным, чтобы в дальнейшем, ведя параллельно ряд проектов, исключить риск интеллектуального и эмоционального выгорания. Я решила оставить за собой такие задачи, как переговоры с «поля» и «настроения», закрытие основных «болевых» точек. На дизайнеров возлагались решение обременяющих меня текущих технических вопросов. Благодаря оптимизации распределения полномочий, задач и ответственности, я буквально «развязала» себе руки, освободившись от непосильной ноши и могла вести до 10 проектов одновременно. Это был прорыв.
Абсолютно из любой ситуации, какой бы тяжелой она не была, есть выход. Положительная сторона кризиса заключается в том, что, во-первых, он заканчивается, а во-вторых, указывает на точки нашего роста. Так что «все пройдет, пройдет и это». Останется только то, что мы накопили в своей душе. В результате моих изысканий в области коммерческого дизайна и в «муках выгорания» родилась авторская технология, позволяющая любому дизайнеру (и не только) научиться достойно зарабатывать, соблюдая равновесие между трудом, семьей и отдыхом. Другими словами кайфовать от работы, наслаждаться общением с близкими, полноценно отдыхать и иметь хороший доход при этом. Ну, роскошно же! Именно наша профессия даёт свободу выбора: когда, сколько и с кем я хочу работать. Плюс возможность проводить больше времени с детьми. Как же добиться этого тонкого баланса?
Я назвала разработанную мной систему «Идеальный дизайнер». Она включает пять взаимосвязанных звеньев, образующих целостность. Я ею горжусь. И не без оснований. Эта концепция помогла мне стать самой собой. Она легла в основу моего обучающего курса «Старт в коммерческом дизайне». Каждую из частей этой модели можно применять автономно, но именно в синергии они дают наиболее плодотворный эффект. В этой главе я лишь слегка коснусь столпов моей системы, подробнее каждую из них рассмотрим в соответствующих разделах книги.
Эмоции
Это то, что наполняет любого человека. Вся наша жизнь состоит из самых разнообразных эмоций. Именно они делают нас живыми и настоящими. Очень важно какие именно ощущения вы испытываете дома и на работе. Вы должны понимать то, что дизайнер коммерческой недвижимости сродни аккумуляторной батарее, от которой на протяжении всего периода реализации проекта будут подпитываться все его участники. Каждый из них, обладающий набором индивидуальных эмоциональных характеристик, в вашем лице будет искать внимание и поддержку. Вам как менеджеру будут звонить все, в любое время суток и по всякому поводу. Ответственность за принятие решений будет лежать исключительно на Вас. От скорости и качества ваших реакций зависит судьба проекта. Чтобы все это выдержать, нужно стать немного психологом и образцом спокойствия. И это актуально для всех сфер жизни.