Книга Самый богатый дизайнер. Пошаговая инструкция для коммерческого дизайнера - читать онлайн бесплатно, автор Алена Подольная. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Самый богатый дизайнер. Пошаговая инструкция для коммерческого дизайнера
Самый богатый дизайнер. Пошаговая инструкция для коммерческого дизайнера
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Самый богатый дизайнер. Пошаговая инструкция для коммерческого дизайнера

Коммуникации

Я прокачала свои коммуникативные навыки до такой степени, что на первом же знакомстве с заказчиком могу на 90% с уверенностью сказать, что это мой проект. Важна именно первая встреча. На ней решается все. Или почти все. Подготовка к ней – это колоссальная превентивная работа. Я перестала ходить на деловые встречи со своим портфолио. Как оказалось, это вообще никому не нужно. В этой книге есть раздел «Первая встреча», где я подробно рассказываю о том как подготовиться к ней и делюсь секретами WOW-эффекта, которые придадут вам уверенности в себе.

Правовая грамотность

К сожалению, дизайнер достаточно часто страдает из-за недобросовестных заказчиков. Мне самой приходилось бывать в спорных ситуациях. Юридические неурядицы конкретно выбивают из привычной колеи. Повышение правовой грамотности убережет вас от нечистоплотности заказчиков.

Свобода

Дизайнеры зачастую даже не подозревают о том, что весь процесс работы с легкостью можно организовать в режиме онлайн. У меня, повторюсь, это получилось совершенно случайно. И как известно «случай – псевдоним Бога». В ожидании нашей дочери Розы я дистанционно спроектировала 3-ех этажный ресторан площадью 500 м2. Даже моя команда в свое время испытала шок от подобной неслыханной дерзости. Удаленная схема оказалась вполне рабочей. Кстати, клиенты с удовольствием принимают условия дистанционного взаимодействия. Такая практика всем удобна и здорово экономит время. В настоящее время 80% проектов я веду удалено, с болью вспоминая как всего 3 года назад лишала себя свободы действий, «привязываясь» к объекту. Благодаря пандемии вариант дистанционного коммуницирования стал повсеместной нормой.

Команда – ваш пятый элемент

Еще 3 года назад я абсолютно все задачи проекта тащила на себе. Я никому не могла доверить даже простейшие из них. Мне казалось, что я тот самый пятый элемент, без которого невозможен успех. К счастью, я вырвалась из плена этих иллюзий. На самом деле, результат зависит именно от слаженной командной работы. Как грамотно сформировать команду, найти равновесие между делегированием и контролем над проектом мы поговорим в четвертой части книги. Используя мой подход, вы перейдете на качественно новый уровень. Сегодня я чувствую, что за моей спиной стоит крутая, надежная и сплоченная команда, которая всегда рядом. Тот самый пятый элемент.

Создавая матрицу «Идеального дизайнера» я прежде всего ориентировалась на себя. Помимо всего прочего я – любящая жена и заботливая мама, разносторонняя и социально активная личность, страстная путешественница и убежденный гедонист. Чтобы научиться все успевать, следует подобрать подходящую систему и, дисциплинируясь, инсталлировать ее в свою жизнь. Я выстроила собственную парадигму и не схожу с ее рельс уже несколько успешных лет. Поверьте, я кайфую от каждой минуты. Я делюсь своим опытом, поскольку очень хочу, чтобы счастливых и самодостаточных людей было как можно больше. Буду рада, если моя книга будет полезна и приблизит вас к наполненной радостью и осознанностью жизни. И всегда помните о том, что «будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своих мечтаний». *

* Цитата Элеоноры Рузвельт

Часть 1 Идеальный дизайнер

Глава 1. Дизайнер коммерческих пространств – кто он?

Настоящий успех дизайнера коммерческих интерьеров заключается в умении создавать пространство, которое будет приносить радость и высокий материальный доход ему и заказчику. В этой части книги мы поговорим о том кто же этот супер человек, которого мы называем коммерческий дизайнер и какими навыками он должен обладать. Идеальный дизайнер – это громкое заявление, но я убедилась на практике, что быть таковым – это не фантазия, а вполне реальная возможность.

Слово «дизайн» произошло от английского слова «design» – что означает «проектировать, чертить, задумывать, делать планы и рисунки и т.п». Дизайнер это художник-конструктор, который занимается художественно-технической деятельностью в разных областях. Он может быть архитектором, проектировщиком, иллюстратором, веб-дизайнером, плакатным дизайнером, дизайнером мебели. Спектр дизайнерских профессий широк и разнообразен. В рамках данной книги нас интересует одна из них – дизайнер коммерческих интерьеров.

Возможно, по мнению обывателя представители этой профессии выглядят свободными художниками и творческими личностями. Доля истины в этом видении есть. Но дизайнер кардинально отличается от художника. Разумеется, существуют дизайнеры-художники, но их продуктивность полностью зависит от вдохновения. На протяжении десятилетий они ведут единственный проект, наслаждаясь самим процессом и своими творческими амбициями. Но мы с вами хотим заработать деньги и имя. Промышленный дизайн решает конкретные задачи для бизнеса клиента и из множества идей вы должны выбрать самое эффективное решение. Художник же живёт искусством, в творчестве основываясь на собственном восприятии мира и одна его идея способна породить множество интерпретаций.

Главное отличие коммерческого дизайнера от обычного проявляется в том, что первый обладает более расширенными компетенциям и знаниями, в том числе о коммерческих объектах. Второе преимущество – оперативность. Проекты, которыми занимается коммерческий дизайнер, реализуются достаточно быстро, в среднем за месяц. Рестораторы, с которыми я плотно взаимодействую, хотят сотрудничать именно с коммерческими дизайнерами.

К универсалам я отношусь, прямо скажу, скептически, поскольку не представляю, как дизайнер может обслуживать все направления. Это все равно, что хвататься за все ремесла, но толком ни одним не владеть. Невозможно быть профессионалом во всех сферах одновременно. Я очень уважительно отношусь к дизайнерам жилых помещений, несмотря на то, что этот рынок уже переполнен. Они, по крайней мере, знают, куда идут.

Какими навыками должен обладать дизайнер?

Дизайнер должен постоянно развивать в себе различные способности и навыки, которые помогут ему в карьере. Во-первых, у него должно быть хорошо развито абстрактное мышление – возможность представлять визуальные образы. Во-вторых, наработаны художественные навыки – когда вы с ходу можете взять лист бумаги, карандаш и нарисовать заданный объект. Для нашей профессии важно наличие развитого цветового восприятия или цветоощущения. Этому учит наука колористика. У каждого индивидуума цветоощущение свое. Мы можем в этом убедиться, открыв страницы дизайнеров в социальных сетях. Один из них предпочитает монохромную, черно-белую «картинку». Другой, наоборот, транслирует в мир яркие и жизнерадостные краски. Вам следует найти свою цветовую рецепцию.

Большая роль в нашем деле отведена чувству вкуса, гармонии и меры, которые формируют наш уникальный стиль. Хороший вкус можно в себе воспитать, постоянно экспериментируя и развивая свою чувствительность. Всё в природе стремится к простоте и равновесию. Лишь человек сам создает себе сложности (кстати, от слова «ложно»). Равновесие и есть гармония, которая заключена в простоте. Гармонизация, как стремление к гармонии, представляет собой норму поведения, которая воплощается в определенных социальных и жизненных обстоятельствах. Универсальным проявлением гармонии является золотое сечение или «Божественная пропорция». Мы встречаем ее в природе (морская раковина, узор паутины, строение ДНК), архитектуре (Храм Василия Блаженного, Великие пирамиды Гизы), дизайне логотипов (Apple, Toyota). Принцип золотого сечения полностью реализован в теле человека (вспомним Витрувианского человека Да Винчи). Стремитесь во всем к равновесию и простоте. Это и есть ключ к гармонии.

Дизайнеру важно научиться создавать образ по описанию заказчика. Порой клиент пытается объяснить то, что он хочет на понятном только ему языке с помощью выразительных жестов, достаточно размытого представления и демонстрации фотографий: «А у вас нет такого же, но с перламутровыми пуговицами?». Из этого, во многом неопределенного, «бесформенного» и расплывчатого материала дизайнер должен научиться создавать четкий образ с последующим воплощением его в реальности. Выполнить эту нелегкую задачу можно вооружившись интуицией (буквально считывать с пространства желания клиента) и внимательностью – чуткостью к реакциям заказчика. Это возможно только тогда, когда вы находитесь в моменте, «здесь и сейчас». Творчество – это не «витание в облаках», а вполне конкретное понятие. Находясь в «потоке», то есть сосредоточившись непосредственно на процессе, вы способны своевременно находить оптимальные ответы на актуальные вопросы. Маленькая ошибка может стоить больших денег.

В последнее время довольно часто мы сталкиваемся с терминами «hard skills» и «soft skills». Hard skills (англ. «жесткие» навыки) – это костяк нашей деятельности, основные профессиональные навыки, которыми дизайнер непременно должен обладать. Это в том числе художественные умения: способность анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения и цвет изображаемых предметов. К категории hard skills относятся и навыки черчения. Профессионал должен освоить следующие программы: AutoCad, Archicad, Corel Draw, 3dMax и программы для скетчинга, но с некоторой оговоркой. Если вы планируете работать в одиночку и осуществлять весь трудоемкий процесс самостоятельно долго и нудно, то, разумеется, должны хорошо работать (производить расчеты, чертить, обрабатывать изображения и др.) во всех этих программах. Но я агитирую вас за создание собственной команды, в которой каждый будет заниматься своим делом – тем, что у него получается лучше всего. Я хочу, чтобы вы научились делегировать обременяющие вас функции своим сотрудникам. Вы должны четко расставить акценты. Чего вы на самом деле хотите? Пробивать свой финансовый потолок, смотреть вперед, выстраивать грандиозные финансовые планы и при этом уделять относительно небольшую часть времени на проекты в качестве менеджера? Или же весь груз «тащить» на себе со всеми вытекающими отсюда последствиями: профессиональное и эмоциональное выгорание, задержка проектов и т.п.? Один из секретов успешного проекта заключается в грамотном делегировании задач. Для того, чтобы эффективно управлять процессом и выдавать толковое Техническое Задание, достаточно лишь ориентироваться в вышеперечисленных специализированных программах, знать две-три значимые кнопки, на которые вовремя нужно нажимать.

Следующий «жесткий» навык – это профессиональная насмотренность. Что означает получение опыта и «воспитание» вкуса в результате просмотра и анализа качественного визуального контента: фотографий, видео, фильмов и т. п. Этот инструмент предназначен для того, чтобы держать нас в «тонусе» – следует регулярно отслеживать мировые тренды, находить новые темы для проектов и прогнозировать модные тенденции. Он помогает распознавать то, что именно на повестке дня считается стильным, гармоничным и актуальным, а что – нет.

Насмотренность подразумевает не только разглядывание картинок в Pinterest, необходимо чувствование дизайнерских артефактов вживую. Для этого и в целях «шлифовки» профессиональной насмотренности я рекомендую смотреть на окружающий мир через призму дизайнерского видения. Например, когда вы приходите в ресторан, гостиницу или офис, подмечайте детали, которые вас «зацепили». Фотографируете их и сохраняйте в отдельных папках: офисы, бары, санузлы. Я советую это все аккумулировать в одном месте, пусть даже в перемешку, но в перспективе, поверьте, это пригодится. Когда вдохновение вас покинет, и нужно будет найти именно ту форму или воплощение объекта, которое вас направит и поможет в работе с заказчиком. Проверено на собственном опыте.

Приведу пример. Мы обсуждали концепцию будущего ресторана с хозяином. Я, угадав его настроение и стремление, нашла в своем архиве подходящие фотографии. Ему очень понравилась пара предложенных вариантов, тут же нашлось решение и «лед тронулся». Умение настроиться на «волну» заказчика в купе с натренированной насмотренностью дают не только прекрасные результаты, но и повышают вашу экспертность в глазах заказчика. Но хочу обратить внимание на существенный нюанс. Насмотренность предполагает вовсе не копирование и подражание модным тренда – это поверхностный уровень. Я предлагаю наблюдать за достижениями других с целью вдохновиться и создать что-то свое, уникальное. Кстати, этот подход актуален для всех ипостасей жизни. Например, я перманентно и с интересом отслеживаю работы ведущих мировых дизайнеров. Среди российских специалистов я могу выделить основателя и руководителя Русской Академии Дизайна (RAD) Анну Симонову, Полину Афонскую (школа «Умный дизайнер»), Диану Балашову, дизайнера – новатора и архитектора Гари Нуриева (работает в Нью-Йорке) и многие другие. Я искренне восхищаюсь их творениями и стилем.

Следующий немаловажный, но достаточно нудный момент – это знание норм СанПиНов и СНиПов. Владение «нормативкой» – абсолютный must have. Да, разбираться в этом муторно и неинтересно. Но в процессе работы, рано или поздно вам, как ни крути, придется изучать санитарные правила и нормативы. Как минимум, вы должны знать, что они есть. Существует крайне низкая вероятность того, что вы окажитесь в компании профессионалов, проектирующих 50-е заведение по счету, и они посвятят вас в эти тонкости. В процессе ведения проектов шеф-повара, баристы и специалисты, отвечающие за технологическую схему заведения, могут подсказать вам и научить нюансам «нормативки». Если таких помощников не окажется рядом, следует открыть утвержденные санитарные нормы по кухне и изучить – это не сложно. Вам нужно понять, что эти «скучные» нормы влияют на успех любого проекта.

Приведу пример из своей практики. Однажды мы проектировали кальянную в городе Вологда. Это должен был быть очень успешный и классный проект. Мы знали о том сколько дверей в помещении требуется для получения алкогольной лицензии, как они должны располагаться, как именно должен быть организован склад. Мы, казалось, учли абсолютно все. Но мы не приняли во внимание один нюанс, то, что по соседству с кальянной была расположена школа. Если детский сад, образовательное или медицинское учреждение, прочие социально важные объекты располагаются менее, чем в 150 метрах от кафе или ресторана, то алкогольную лицензию он не получит. Проект с кальянной попал в стол. Эта неудача стала для меня уроком на всю жизнь – санитарные нормы и правила знать нужно!

Следующий значимый hard skills – понимание бизнес-процессов и внутренней логистики заказчика. Без этого навыка вы не сможете спроектировать эффективно работающее коммерческое пространство. Часто встречается ситуация, когда потрясающе красивая «картинка», допустим, фешенебельный ресторан, себя не оправдывает – попросту не работает из-за отсутствия налаженных бизнес-процессов. Скорее всего этот бизнес развалится, заведение сможет спасти только профессионал сектора HoReCa. Поэтому Ваши заказчики не должны пугаться того, что вы вникаете во все бизнес-процессы. Объясните им то, что вы хотите создать максимально крутое заведение. Нужно понимать то, что если вы занимаетесь HoReCa, то вы должны знать чем именно живет HoReCa. Проектируя офисы, следует быть в курсе того, какие сейчас тренды в этом сегменте. Например, популярный вариант open space office. Что кроется за этим потрясающе красивым названием? Стеклянные перегородки или вовсе их отсутствие? Так! Какие должны быть перегородки? Почему именно такие? Умение задавать вопросы будет вашим жирным плюсом. Поскольку речь идет о коллаборации дизайнера и бизнеса, в процессе которой первый не только картинки рисует, а пытается найти оптимальное решение. Не стесняйтесь просить своего партнера помочь вам разобраться в малознакомых вопросах. Не надо делать вид, что вы все и так знаете и даже больше, чем заказчик. Это в принципе невозможно. Быть честной перед собой и миром – очень крутое и важное для меня качество. Надеюсь, что и для вас!

Такая компетенция, как осведомленность о трендах рынка сама по себе понятна. Интересуйтесь. Изучайте. Анализируйте.

Слегка коснемся умения составлять проектно-сметную документацию. Помните о том, что я призывала вас освободиться от бремени рутины? Не забывайте, что существуют прекрасные сметчики, специально обученные этому мастерству. Предлагаю вам не насиловать свой мозг и делегировать эту задачу другим. Лучше поделиться деньгами со своей командой, чем зарыться в многозадачности, отодвигая свой успех и «замораживая» финансовый потолок.

Последний навык из разряда hard skills – это пространственное или объемное мышление. Оно подразумевает осознавание пространственных характеристик объекта (размер, форму, местоположение) и ментальное взаимодействие с этим объектом (например, его перемещение). Эта мыслительная деятельность помогает нам создавать пространственные образы. Если вы с легкостью и без карт ориентируетесь на местности, у вас хорошо развито визуальное-пространственное мышление.

Все навыки категории hard skills связаны с активностью левого полушарие мозга, уровнем IQ и логикой. В отличие от Soft skills – «гибких» навыков. Для их развития требуются EQ (эмоциональный интеллект), эмпатия, соответственно используется правое полушарие мозга. Soft skills включают чувство вкуса и стиля, коммуникативные способности и стрессоустойчивость. Крайне важно как вы общаетесь с заказчиками, подрядчиками, коллегами, прорабами на стройке. Всем нравится доброжелательный и конструктивный диалог.

Эмоциональный интеллект в сфере дизайна – это чувствование буквально «кончиками пальцев» потребностей своего заказчика. Без железной стрессоустойчивости коммерческому дизайнеру придется нелегко, поскольку мы выполняем проекты в очень сжатые сроки, иногда они сокращаются до 2–3 недель. Все многочисленные задачи проекта, вся его «боль», волнение заказчика спрессовываются и постоянно выплескиваются на менеджера проекта.

Также важно тренировать в себе умение конструктивно реагировать на критику, воспринимать ее адекватно. Ситуации бывают разные, прорабы и работники свои просчеты порой сваливают на дизайнера. Допустим, вам позвонили и в грубой форме «навешали всех собак». Вы начинаете «закипать» и вот-вот сорветесь. Стоп! Не стоит обижаться и начинать критиковать в ответ – это примитивная психология «устрицы». Вместо того, чтобы оправдываться и ввязываться в неконструктивный разговор, скажите, что перезвоните. Первое и самое правильное, что нужно сделать – успокоиться. Освойте простую дыхательную практику. Например, дыхание сокола – самой выносливой птицы в мире. Делаем короткий вдох через нос и медленный длинный выдох через рот. Соотношение, допустим, 1:7, выдох может быть дольше. Такое дыхание очищает психику и успокаивает ум. Достаточно пары минут, но лучше все десять. Итак, подышали, успокоились, улыбнулись. Спросите себя, а что собственно произошло? В уравновешенном состоянии любую ситуацию вы увидите совсем в другой цветовой тональности. Наша внутренняя реакция – это вопрос только нашего выбора, соответственно, мы можем выбирать: обидеться на весь мир, чувствуя себя жертвой или посмотреть на ситуацию немного со стороны, увидев выход, казалось бы, из тупика. Вернув себе равновесие, вы готовы к обсуждению назревших вопросов, но совсем из другого внутреннего состояния, осознанного и продуктивного. Поверьте моему личному опыту, умение «держать удар» – направлять свои реакции и поведение в правильное русло продвинет вас на более выгодные позиции. Это касается любой жизненной ситуации. Научиться жить так, чтобы никакое внешнее обстоятельство не могло вас «выбить из колеи», негативно повлиять на Ваше внутренне состояние – это то, к чему должен стремиться любой дизайнер. В главе «Как быть в ресурсе?» мы разберем способы поддержания внутреннего баланса.

Если Вы начнете применять ключи, заложенные в этой книге, на практике, уверяю, ваша жизнь станет намного легче, вы сможете адекватно и удачно позиционировать себя в глазах заказчиков, коллег по цеху и в личной жизни. Я говорю об этом уверенно, поскольку мои знания получены из опыта. Узнали что-то полезное для себя – возьмите и сделайте, получите результат.

Что означает термин «позиционирование» в маркетинге? Этот инструмент брендинга позволит выгодно подчеркнуть отличительные черты и ценность вашего бренда, увеличив конкурентные преимущества. Вам следует выбрать верную позицию по отношению к своему заказчику, сформировав твердое убеждение в том, что вы именно тот, кто ему нужен, а он тот, кто необходим вам. Другими словами, вы просто созданы друг для друга. И несомненно вы тот самый коммерческий дизайнер, который с уникальным подходом, грамотно, круто и эффективно спроектирует его бизнес-пространство. Речь идет о позиционировании, как о продуктивной и честной линии поведения, а не о красивых, но пустых обещаниях. Это крайне важно. Равно как и соблюдать экологию в информационном пространстве: не размещать в своих соцсетях цифровой хлам, не делиться сведениями, которые могут скомпрометировать вашего партнера.

Верная и честная стратегия в позиционировании себя в глазах соратников по цеху несомненно будет приносить свои плоды благодаря взаимовыгодному сотрудничеству. Например, я передала своего заказчика по жилью своей коллеге, потому что уверена в ее профессионализме. Мне совершенно не жалко отдать ей клиента, поскольку она проявляет себя, как добросовестный и опытный дизайнер жилья. В свою очередь она может посоветовать меня потенциальным заказчикам, заинтересованным именно в коммерческом дизайне. Это пример добросовестной конкуренции. Коллегам по цеху подобная добропорядочная коммуникация безусловно обоюдовыгодна.

Подытожим – любой навык и компетенцию можно и нужно осваивать и укреплять. Требуются желание, энергия, время и практика. Советую обратить внимание на нейрогимнастику или йогу для мозга – упражнения, объединяющие движение и мысль, которые развивают оба полушария головного мозга. Через определённые движения развиваются умственные и творческие способности, укрепляется память, успокаиваются ум и психика. Упражнения простые и достаточно забавные. Можно и нужно выполнять их с детьми. Достаточно нескольких минут в день.

Глава 2. Плюсы профессии

Как я люблю свою профессию! Я не знаю другой такой области, где было бы возможно все богатство нашей внутренней вселенной, стремления и фантазии «телепортировать» в мир внешний. Нереально круто то, что нашими материализованными, воплощенными в реальность идеями могут пользоваться не избранные, не одна семья, а все желающие. Возможность самовыражаться – уверенный плюс коммерческого дизайна.

Я обожаю гибкий график работы. Наша профессия создает для этого благоприятные условия, нужно только научиться управлять проектом дистанционно и доверять своим сотрудникам, делегируя им некоторые обязанности. Это достаточно высокий уровень, который открывает новые возможности. К этому нужно стремиться.

Одно из преимуществ нашей профессии – отсутствие финансового потолка. Если верно расставлены приоритеты, вы и ваша команда действуете слажено, то у вас никогда не будет финансового потолка. Вы, как человек создающий, будете находиться в постоянной динамике. Поверьте, так оно и есть.

Знаете, что я еще ценю в нашем деле? Возможность осязать своими руками «воплощенный» в материю замысел. Ты приходишь в созданное тобой открывшееся кафе, испытывая приятное волнение. Любуешься простым, но элегантным решением ставшего тебе родным интерьера и еще раз убеждаешься в том, что светильники и столы подобраны идеально. С удовольствием вдыхаешь дивные ароматы кофе и специй. Садишься на самый удобный стул на свете и моментально расслабляешься. Прикасаешься к поверхности стола, ощутив легкую шероховатость древесины и похвалив себя за то, что смогла убедить хозяина использовать именно натуральные, живые материалы. Наслаждаешься свежесваренным кофе, приготовленным благодарным баристой, с которым несколько недель назад вы бурно обсуждали вид будущей зоны бара. Вынырнув из собственных ощущений, с радостью обнаруживаешь то, что гости кафе чувствуют себя здесь более чем уютно, «как дома» – слышишь за соседним столиком восторженные отзывы постоянных посетителей. Дорогие мои, как может быть еще лучше? Это же настоящее чудо! Пространство, которое ты создала и напитала своей энергетикой, приносит радость тебе и другим! По-другому и быть не может, когда все создается с любовью. Воспринимать результаты своего труда всеми органами чувств – самая крутая мотивация для дизайнера. За одну только эту возможность можно влюбиться в нашу профессию!

Психологи считают то, что человеку важно «пощупать» результат своего труда и осознать свою пользу. Именно поэтому очень популярно огородничество: посадил, вырастил и накормил. Напомню вам показательную историю. В далеком 305 году жил римский император Диоклетиан. Примерно в 60 лет он удалился от всех дел и уехал в Сплит заниматься сельским хозяйством. Когда ему предложили вернуться в политику, он не согласился. На вопрос почему он ответил примерно так: «Ах, если бы вы видели, какую капусту я вырастил, вы бы не спрашивали».