Ни для кого не секрет, что быть коммерческим дизайнером гораздо престижнее и интереснее, чем дизайнером жилья. Если вы осуществили 1–2 успешных проекта, то автоматически получаете общественное признание и о вас начинают говорить с интересом. Это классно!
Возможность нести красоту в мир тоже очень здоровский фактор. Улучшать окружающую среду, делать этот мир и людей лучше. Что может быть достойнее? Только возможность создавать среду для жизни. Пространство, как живой организм, вступает во взаимодействие с человеком, способствуя его деловой активности и полноценному отдыху. В приятной, наполненной уютом, теплом и спокойствием обстановке мы чувствуем себя соответствующе.
Вы бывали в ситуации, когда попадая в новое место, не могли понять, почему вам там так хорошо? Дело в том, что дизайнеру этого помещения удалось, продумав каждую мелочь, вложив свои энергию, время и интеллектуально-креативный ресурс, предвосхитить желания заказчика и потенциального посетителя. Любое пространство наполнено энергетикой его создателя. И каким оно будет зависит во многом от вас. Чем вы его наполните, какой энергией? Крайне важно создавать из состояния любви. Это касается всех проявлений. Чем бы вы ни занимались: обсуждение и реализация проекта, ожидание любимого кофе, прогулка, да хоть выращивание капусты. Делайте это с радостью.
Несомненный плюс нашей профессии проявляется в общении с интересными людьми. Вы будете встречаться с умнейшими, состоявшимися, незаурядными личностями с широким бэкграундом, которые могут многому научить. Эти встречи дарят потрясающий experience и бездну вдохновения.
Глава 3. «Подводные камни», о которых стоит знать
Ну как же без них? Я насчитала четыре основных, но достаточно весомых. Первый, к сожалению, часто встречающийся на практике «камушек» – несоответствие результатов проекта ожиданиям заказчика.
Несмотря на то, что вы сообща обсуждали все детали, его чаяния и реальность не сошлись. Причиной может быть одно из двух. Либо вы изначально неверно поняли своего клиента – ваши «hard skills» и «soft skills» не сработали должным образом. Либо же заказчик сам не знает, что же он хочет на самом деле – этот фактор следует научиться «считывать» в самом начале, во время первой же сессии. Например, клиент, насмотревшись картинок с ресурса Pinterest, говорит то, что хочет хинкальную, но дешевую. На предъявленный ему вполне приличный, но бюджетный проект, реагирует удивлением: «Это что, пельменная? Я просил хинкальную». В его голове прочно засел привлекательный образ заведения с Pinterest, но то, что реализация этого проекта не может быть дешевой в принципе, клиент принимать отказывается. Установка «быстро, качественно, недорого» звучит крайне заманчиво для заказчика, но у этой броской фразы мало общего с реальностью. Чтобы не разочаровывать клиента следует научиться управлять его ожиданиями – выяснять, вникать в бизнес-процессы, обсуждать, переубеждать и убеждаться самому. В первую очередь это открытое общение. И помните о том, что приводить картину мира заказчика в максимально возможное соответствие – одна из важнейших задач дизайнера.
При всем уважение к клиентам, вынуждена констатировать то, что второй «подводный валун» может встретиться в виде заказчика-«террориста», который в прошлом имел негативный опыт с дизайнером или людьми любой другой творческой профессии. Не повезло. Бывает. Но «террорист» свой неудачный опыт упорно экстраполирует на все дальнейшие отношения, навязывая свою депрессивную игру – ты жертва, он агрессор. Он будет выискивать несуществующие ошибки; доводя до истерики, требовать переделывать раз за разом отличный проект. Чтобы вы ни делали, он никогда не будет доволен, потому что видит в вас того самого специалиста из прошлого, которому хочет отомстить. Таких «ассасинов», встречающиеся к счастью нечасто, нужно научиться распознавать сходу и «обходить за версту». Будьте немного психологом и поберегите свои нервы. Да и о каком положительном и эффективном результате может идти речь в подобной неблагоприятной коллаборации?
Третья напасть, которая может произойти с коммерческим дизайнером (и не только с ним) – это юридическая незащищенность. Ни для кого не является секретом то, что 99% судебных дел между дизайнером и заказчиком заканчиваются не в пользу первого. Ни один суд не встает на нашу сторону. Такая печальная сложилась практика. Известны положительные исходы в Москве и Питере, но их критически мало. В моей практике был случай, когда пришлось компенсировать заказчику более 100 000 рублей за несоответствующую артикулу плитку, проект при этом стоил всего 90 000 рублей. Это была целиком наша ошибка – в договоре была зафиксирована наша ответственность за авторский надзор. Соответственно мы должны были в размещенном заказе указать верный артикул. После этого прецедента мы с юристом детально проработали договор, застраховавшись от подобных неприятностей.
Четвертый «подводный камень» достаточно суров. Дизайнер не только создает красивые картинки. Может статься, что придется и стену красить, и строительный мусор выносить, и шпильки менять на резиновые сапоги. Еще и ненормативную лексику придется изучить для того, чтобы рабочих лучше понимать. Наша профессия, на первый взгляд, девичья, но с некоторыми нюансами.
Вам будет гораздо проще достигнуть своей вершины, когда вы твердо встанете на рельсы коммерческого дизайна и будете точно знать в каком именно направлении двигаться. Я постараюсь вас научить как, не распылявшись по мелочам, безошибочно выбирать стоящие проекты. Те, которые будут вас вдохновлять и наполнять, дадут достойный статус, откроют новые финансовые потоки и горизонты. Не стоит браться за проект, который вас опустошает и истощает. Погоня за количеством ни к чему хорошему не приведет. Верные решения в личностном позиционировании, выборе проектов и клиентов позволят идти к своей цели достаточно легко, поднимая финансовый потолок и кайфуя от профессии на все 100%.
Для многих занятие коммерческим дизайном является воплощением их детской мечты, для других – это стремление преобразовать мир, третьих привлекает перспектива заработать приличные деньги. Для меня это возможность воплощать свои идеи в классных проектах, меняя мир к лучшему в тандеме с моими заказчиками и в комфортном для меня графике.
Уверяю, вы всегда найдете своего заказчика, а он найдет вас. «На каждую кастрюлю найдется своя крышка».
Глава 4. Доход коммерческого дизайнера
Мы подошли к самому приятному – доходам коммерческого дизайнера. Начну с того, что это 100% договорная история. Ниша коммерческого дизайна не имеет твердых смет и конкретных тарифов. Каждый проект – это неповторимое, с характерными особенностями событие. И всякий раз вы самостоятельно регулируете свой доход. В последнее время я берусь одновременно за пару больших проектов длительностью около 2–5 месяцев и 3–4 маленьких на 1–2 месяца. Я точно знаю сколько хочу заработать и всегда получаю проекты под свой запрос. Как этого добиться? Во-первых, не следует хвататься за все предложения подряд. Лучше участвовать в одной, но стоящей и вдохновляющей истории, чем вести три проблематичных и изнурительных проекта. Одна моя знакомая после одного «трудного» проекта не могла работать три года, настолько он ее истощил. Во-вторых, цените свой труд по достоинству. И, наконец, разрешите себе жить в изобилие.
Но вернемся к «нашим баранам» – ценообразованию услуг коммерческого дизайнера. Сравним с рынком жилья – дизайн квартир подразумевает фиксированные тарифы, например, средняя цена по регионам составляет от 2 000 до 2 500 рублей за м2, в столице до 10 000 рублей за м2 (данные на момент выхода книги). Но жилые площади не могут быть гигантскими, а коммерческие объекты вполне. Например, мы проектировали ледовый дворец, его площадь составляла более пяти тысяч квадратных метров. В другом нашем проекте по проектированию трибун стадиона площадь объекта составляла 3 000 м2. В коммерческом дизайне совсем другой масштаб и соответственно другие цифры, нежели на рынке жилья. При согласовании цены с заказчиком важно придерживаться конструктивного и обстоятельного диалога, быть готовым аргументировано обосновать свою позицию и ценность своего предложения. Торг абсолютно уместен и приветствуется, как на восточном базаре. Надо уточнить то, что заказчик начинает переговоры о цене с пониманием того, сколько он готов заплатить за данный проект, а исполнитель, соответственно, какую сумму заявить. И каждый знает насколько он готов «подвинуться». Допустим, мне предлагают создать проект магазина размером 500 м2 в городе N. Проанализировав потребительские возможности этого города, я выхожу на сумму, которую хочу получить, допустим 200 000 рублей. Но клиенту я озвучиваю 300 000 рублей, заранее понимая, что это много и он не согласится. Попросту говоря я заложила резерв под снижение цены. В результате переговоров мы договариваемся на 200 000 рублей, а то и на 250 000 рублей.
Не забывайте то, что представления об уровне финансового потолка находятся исключительно в нашей голове. Поверьте, дизайнер может с легкостью зарабатывать от 30 000 до 300 000 рублей ежемесячно, именно потому что он самостоятельно регулирует количество проектов и размер их стоимости. Размер вашего дохода будет зависеть и от того, как вы будете делиться заработанным с участниками своей команды. Я всегда отдаю 50% от стоимости контракта сотрудникам, участвующих в проекте, распределяя между ними пропорционально их участию. Я оставляю себе половину потому что я – мозг и идейный вдохновитель и этот заказ без меня не состоялся бы в принципе. Именно я занимаюсь поиском клиентов, согласованием договоров и документации, конструирую тему проекта. Мои коллеги отвечают за техническую сторону вопроса, создают 3D-план и т. п.
Прибыль зависит в том числе и от нашей организационно-правовой формы: ИП, ООО, самозанятые и т. п. Поскольку налоги, бухгалтерское и банковское обслуживание и т. п. «съедает» некоторую часть заработанного.
Советую всем составить персональное «плечо дохода». Допустим, на данный момент вы зарабатываете 30 000 рублей в месяц. Но в течение года хотите выйти на сумму ежемесячного дохода размером 120 000 рублей. Разделив эту сумму на 12 месяцев, получаем «плечо дохода», равное 10 000 рублям. Соответственно, в следующем месяце следует стремиться выйти на доход размером 40 000/37 500 рублей и далее ежемесячно прибавлять по 10 000/7 500 рублей.
Глава 5. Как быть в ресурсе?
В этой главе мы обсудим модную, но, стоит признать, очень важную, тему психического и физического ресурса и детально разберем возможные причины истощения. Для начала определимся с понятием «ресурсное состояние». Ресурс – это наш жизненный баланс. Он подразумевает два ключевых компонента – физическое и психологическое здоровье. Это состояние наполненности энергией не только для реализации креативных задач, но и для решения текущих бытовых вопросов.
К сожалению, большинство из нас хорошо знакомо с прямо противоположным явлением – не ресурсным состоянием или синдромом эмоционального истощения. Находясь в «тисках» выгорания, невозможно адекватно заниматься не то чтобы проектом, но и вообще своей жизнью, поскольку одолевает прокрастинация. Хочется бездумно скролить социальные сети или досматривать очередной сериал, что по сути является сливанием драгоценных времени и запасов психической энергии. Прокрастинация беспощадна и способна незаметно затянуть в трясину абсолютного бездействия. Что такое прокрастинация? Откладывание дел и решения вопросов на потом.
Чтобы добиться высокого качества жизни и соответствующих результатов, в первую очередь, нужно осознать, что именно «похищает» вашу энергию и научиться ее возобновлять. Достаточно часто распространенными причинами истощения организма являются систематическое переутомление, регулярный недосып, нездоровое питание, хвори и, разумеется, вредные привычки. Чтобы выбраться из «воронки истощения» следует изменить образ жизни и образ мыслей, как бы банально это ни звучало.
Перечислим основные разрушающие нас ментальные привычки. Одна из них – элементарная дисфункциональность (автоматичность) мышления. Регулярно испытываемое чувство вины, допустим, из-за съеденного тирамису – это деструктивное отношение к себе. Самобичевание, в принципе, занятие весьма энергозатратное. Обвиняя себя за что-либо, порой беспочвенно, мы наполняем наше сознание проработкой негатива, что естественным образом оттягивает вашу энергию. Чувства долга и долженствования, чрезмерная требовательность к себе безусловно работают против нас. «Я должна быть хорошей, стройной, успешной и счастливой». Знакомо? Все эти параметры долженствования вынуждают заполнять свой день бесконечными делами под сомнительным и бесполезным лозунгом «должен!» Как только жертва долга останавливается, дабы перевести дух, у нее автоматически возникает тревожность и очередной приступ самообвинения. Этот порочный круг приводит к колоссальной потере энергии, которая сама по себе не восполняется. Запомните, вы никому ничего не должны. И, соответственно, вам никто ничего не должен.
Следующая причина истощения кроется в привычке сравнивать себя с окружающими. Всегда найдется тот, кто будет моложе, красивее или талантливее нас, поэтому неблагоприятной пищи для ума предостаточно. Сознание загружается бессмысленным сравнением, которое окрашивает наш эмоциональный фон в весьма унылые цвета.
Наш энергетический потенциал «добивает» также гиперконтроль. Порой нам кажется то, что если мы перестанем контролировать ситуацию, детей, любимого человека или подчиненных, все пойдет не так. Стоит научиться различать здоровый контроль и чрезмерный. Гиперконтроль нарушает чужие границы и является скрытой формой абьюза. Подумайте об этом, когда берете на себя очередную чужую ответственность.
Талантливым и креативным личностям свойственно быть перфекционистами. Избыточная требовательность к себе и окружающим, хроническая неудовлетворенность и гиперответственность являются также факторами, способствующими выгоранию.
Подавленные эмоции – это непредсказуемый и опустошающий нас «ящик Пандоры». Например, вас беспричинно отчитал клиент. Вы промолчали. Но испытали разочарование и затаили обиду – эмоции, которые пришлось подавить в себе, ввиду отсутствия коммуникативных навыков. Чаша терпения не бесконечна. Рано или поздно невыраженные своевременно чувства могут вылиться либо на окружающих (как правило, на самых близких), либо привести к психастеническому заболеванию или расстройству. Накопленное напряжение принято снимать традиционным способом в баре. Но этот метод – иллюзия, поскольку алкоголь не помогает избавляться от стресса, а наоборот, угнетает Центральную Нервную Систему.
Ничто так не отравляет жить, как неуверенность в себе. Представьте такую картину. Человек постоянно себя во всем обвиняет. У него масса дел и он несомненно всем должен. Держать все и всех под контролем для него жизненно необходимо. Чем занято его сознание? Оно поглощено борьбой с самим собой и окружающим миром. Сосредоточено на бесконечном преодолении, по большому счету, выдуманных проблем. Причина подобной поведенческой модели спрятана в сомнениях в себе, что, по большому счету, является страхом быть собой. Можно назвать это точкой креатива и потока? Разумеется, нет. Поскольку вся внутренняя энергия направлена на деструктивное противостояние.
Допустим, вам предложили участвовать в интересном и крупном проекте. Вы читаете ТЗ и, естественно, пытаетесь оценить срок его исполнения. Вы, отводите три месяца, что крайне мало. И как показывают исследования в момент принятия иррационального решения активируется зона мозга, отвечающая за болевую чувствительность. Что и является физиологической подоплекой прокрастинации. Вдруг выясняется, что у вас недостаточно сил на волевой акт, чтобы взять и ворваться в творческий процесс. Поскольку частично бессознательно вы опасаетесь того, что данная работа займет уйму ваших времени и сил, которых недостаточно. Как реагирует на это ваш ум? Он «заботливо» предлагает: «Переключись на что-то более приятное. Отдохни. Работа – не волк…».
Наш ум – это великий изобретатель. Он начинает обманывать нас всевозможными способами. Как это происходит? Например, вы «мучаетесь» над проектом, но не можете сосредоточиться на процессе, постоянно отвлекаясь. «Я не могу работать в таком беспорядке. Нужно срочно убраться». Навели идеальный порядок. Затем пошли пить кофе. А новости посмотреть? Почему бы на пять минут не заглянуть в социальные сети? Эта история о том, что ум пытается заменить глобальную, незнакомую и долгосрочную задачу на понятную, легко и быстро выполнимую. Вы прибрались – получили желаемый результат. Мозг, в принципе, получил ту же гормональную подпитку, как если бы вы сделали свой проект. Естественно, при реализации скромной задачи прилив гормонов ниже, но, главное, ум остался доволен.
Таким образом, мозг манипулирует нами, пытаясь оградить от чувства неудовлетворенности, боли, страха перед выполнением большого и сложного дела. К чему это приводит? Вы испытываете сиюминутное спокойствие, но в долгосрочной перспективе откладывание дел приводит к еще большему усугублению стресса. Подключается чувство вины, активизируется установка долженствования, которые еще больше вас вытягивают из дефицитного состояния продуктивности. Время вместе с тем неумолимо поджимает. Наступил хаос дедлайна. Вы с выпученными глазами и очередным страхом, что клиент вот-вот закроет проект, и вы останетесь ни с чем. В ответ на стресс в кровь выбрасываются адреналин и кортизол. Эти гормоны мобилизуют тело и мозг для незамедлительных действий, способствуя ясности мысли и скорости работы. Вы чудом спасаете проект, хотя прекрасно понимаете то, что могли бы сделать его гораздо качественнее, будь вы организованнее. Кстати, когда уровень адреналина и кортизола становится слишком большим, энергетические ресурсы человека истощаются, и его продуктивность снижается.
Как преодолеть пресловутую прокрастинацию и перехитрить мозг?
Как вы уже поняли, прокрастинация – чисто физиологический процесс. Есть очень крутая и простая техника – один из ключевых инструментов тайм-менеджмента. Она называется «Помодоро», которая была придумана благодаря кухонному таймеру, похожему на томат. Вернемся к нашему проекту. Вы читаете ТЗ. Составляете план действий. Вдруг вы понимаете то, что для его выполнения требуется слишком много времени и сил, и на это может не хватить вашей энергии. Что нужно сделать дальше? Уберите подальше все отвлекающие вас вещи. Это очень важно. Выключите телефон. Мессенджеры, если они есть в компьютере, также необходимо отключить. Всего на 20 минут. Перед запуском таймера или будильника следует составить список рабочих задач. После этого установите таймер на 20 минут и сосредоточьтесь на ТЗ. Звонок таймера даст сигнал к кратковременному отдыху.
В чем секрет «помидорной» техники?
Во-первых, человек может удерживать концентрацию внимания в среднем 20 минут. Раньше, кстати, считалось, что 40 минут. Эта методика позволит вам начать формировать нейронную связь, которая позволит вам увидеть образ результата. Но следует нацеливаться не на него, а сосредоточиться именно на процессе. Ваш мозг согласится – «20 минут. Это не страшно. Я готов». Повторюсь, изучайте ТЗ не думая о результате. Просто работайте над своей задачей в течение 20 минут. После этого дайте себе отдохнуть 5–10 минут. Во время которых обязательно смените род занятий. Если в течение 20 минут вы занимались аналитикой, креативом то можно, допустим, поприседать, сделать пару звонков. Затем цикл повторяется – вы снова возвращаетесь к ТЗ на 20 минут.
В чем хитрость? Когда мы сосредотачиваемся, автоматически активизируется фокусировка внимания и задействуются сформированные ранее нейронные связи. Это то состояние когнитивных функций (память, внимание, праксис, то есть целенаправленная деятельность), в котором мы находим привычные решения для задач, с которыми сталкиваемся. Иначе говоря, нейронные связи – это привычки или понятные нам действия. Эти связи нужны для того, чтобы мозг не обрабатывал постоянно одну и ту же информацию. Один раз сделал и запомнил. То есть мы обладаем опытом, создавшим соответствующие нейронные цепочки. Сталкиваясь с новой задачей, мозг актуализирует имеющиеся нейронные связи и к вам приходят актуальные решения.
Но где и как искать креативные решения? Именно для этого существует рассредоточенное мышление. Оно актуализируется, когда чередуются сосредоточенные и рассредоточенные режимы. Когда при поставленной задаче (проекте) вы меняете род деятельности (приседания), начинают укрепляться слабые нейронные связи. Вы не знаете какой будет результат, но элементы новоиспеченных знаний начинают подключаться к решению вашей текущей задачи, внося новые компоненты в процесс принятия решений.
«Помидорный» цикл запускается неоднократно. Очередные 20 минут вы работаете также без желания достичь конкретного результата, всецело погружаясь в процесс. В какой-то момент появляется все больше мотивации. Образ результата становится четче и план действий начинает вырисовываться в вашей голове – вы входите в состояние потока. Я искренне рекомендую к прочтению книгу «Поток: Психология оптимального переживания» американского психолога Михай Чиксентмихайи.
Я думаю, каждый из вас не раз переживал потоковое состояние. Это состояние сверх продуктивности, при котором все физиологические потребности «выключаются» и ничто не может отвлечь вас от вашей работы. Вам не хочется ни спать, ни есть. Вы находитесь в моменте «здесь и сейчас». Быть в потоке означает находиться в синхронности с местом, временем, приходящей информацией и выполнением текущих задач. Вы в ресурсе, необычайно воодушевлены и не можете оторваться от процесса. Войти в поток порой бывает непросто. Но «помидорный» трюк вам в помощь. 20 минут вы занимаетесь непосредственно процессом, потом небольшая пауза со сменой деятельности и так далее. Цикл повторяется до тех пор, пока вы не почувствуете свою готовность ворваться в процесс в полной мере, не отвлекаясь. Это очень полезный инструмент. В том числе он поможет вам избежать коварной прокрастинации.
Источники возобновления энергии
Источники возобновления энергии – это ключи трансформации мышления. Благодаря им мы можем чаще пребывать в позитивных состояниях, которые будут питать наш ресурс. Существуют простые, но эффективные практики, активирующие ресурсное состояние.
Список удовольствий
Для начала составьте список того, что ежедневно вас радует, тех мелочей, которые приносят удовольствие. Это могут быть арома-свеча в восточном стиле с нотами сандала или элементы интерьера, привезенные из экзотических путешествий, увлекательное хобби или встречи с друзьями. Именно то что заряжает и радует вас способствует выработке серотонина – «гормона счастья». К экологическим способам генерирования в организме этого чудо-гормона относятся любая физическая активность, сон, медитация или плитка любимого шоколада. Составьте свой собственный список и каждый день выбирайте минимум пять пунктов из него и внедряйте их в свою жизнь ежедневно.
Единственный человек, кому вы нужны больше всех на свете, это вы сами.
Не следует ждать, что кто-то другой будет заботиться о вас и любить. Первый человек, который должен вас полюбить, это вы сами. Осознайте это. Примите и полюбите себя таким, как есть.
Дневник успеха
Я всем рекомендую завести дневник успеха. В него необходимо записать все ваши достижения, начиная с рождения. Причем это могут быть не глобальные свершения, но те, которые значимы лично для вас. Например, победа в школьной олимпиаде по математике. Вспомните чувство гордости, которое вы испытали в тот момент. Или с дедушкой вы смастерили скворечник и радовались, когда к нему за кормом прилетали птицы. Вы окончили школу или университет с отличием, написали стихи или снимались в кино. Или в чем-то смогли преодолеть себя – это тоже несомненный успех. Каждое из наших личных достижений в свое время наполняло нас позитивными эмоциями и придавало уверенности в себе. Таким же эффектом обладают воспоминания о наших успехах.
Давайте начнем прямо сейчас! Заполните ниже как минимум десять пунктов значимых для вас успешных событий.
Всякий раз, когда ваша уверенность в себе падает, возвращайтесь к этому списку. Перечитайте прямо сейчас составленный перечень достижений и вспомните связанные с ними эмоции. Обратите внимание на то, как меняется ваше внутреннее состояние. Ощущаете ли вы потенциал успеха, прилив энергии? Покинули ли вас тягостные сомнения?
Сильные стороны