230
См.: примеч. 151 к кн. I.
231
Эцетра – город вольсков; находился на самой границе владений вольсков, в непосредственной близости к землям эквов.
232
По Дионисию Галикарнасскому (VI, 32, 1), эта земля была поделена между римскими поселенцами.
233
Храм Меркурия был освящен 15 мая. Это был день жертвоприношения римской богине Майе, которая была по этому случаю отождествлена с греческой Майей, матерью Меркурия, а сам день был признан днем рождения Меркурия. Храм находился вне померия на Авентине над Большим цирком.
234
См.: примеч. 35 к кн. IV.
235
Это была коллегия торговцев – одно из объединений по профессиональному признаку. День освящения храма стал ее ежегодным праздником.
236
Летории – плебейский род этрусского происхождения. Представители этого рода на политической арене известны лишь после 300 г. до н. э. На этом основании историчность Марка Летория ставилась под сомнение. Однако в любом случае открытие храма Меркурия и учреждение коллегии торговцев при храме свидетельствуют о возраставшей разносторонней активности плебса.
237
Трибунал – четырехугольное возвышение, на котором восседали (в курульном кресле) должностные лица при отправлении обязанностей.
238
То есть возможность обсудить создавшееся положение с сенаторами и произвести набор.
239
См. выше: примеч. 60.
240
Действия диктатора как лица, получавшего верховную власть в чрезвычайных обстоятельствах и обладавшего неограниченными полномочиями, обжалованию перед народом не подлежали.
241
Будучи изначально латинским городом, в VII в до н. э. Велитры застраивались и развивались под этрусским влиянием, а в VI в. до н. э. перешли в руки вольсков. Источники дают три даты взятия Велитр Римом и выведения туда поселенцев, организованных в самоуправляющуюся общину (колонию): 494, 401 и 338 гг. до н. э. Это объясняется, скорее всего, тем, что город неоднократно захватывался вольсками.
242
Уже в древности не было единого мнения о месте добровольного изгнания («удаления») плебеев из Города в 494 г. до н. э. Одна традиция, которой следует здесь Ливий (см. также: Цицерон. О государстве, II, 58), называла в этой связи Священную гору; другая – Авентин (ее придерживался упоминаемый Ливием Пизон и сам Ливий в III, 54, 9). Версия о Священной горе могла казаться римским авторам более подходящей для рассказа о принятии «священного закона» о сакральной неприкосновенности трибунов.
243
Притча Менения Агриппы – разработка общего места, видимо, заимствованного из греческой литературы (ср.: Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, II, 3, 18; I послание апостола Павла к коринфянам, 12, 12–27). Даже римские авторы Цицерон (Об обязанностях, III, 22) и Сенека (О гневе, II, 31, 7), цитирующие это рассуждение, не связывают его ни с именем Менения, ни с событиями 494 г.
244
Народные (плебейские) трибуны – должностные лица, представлявшие интересы плебса. Первоначально их было, по-видимому, двое (в противовес двум консулам), затем число их возросло: в 471 г. до пяти (II, 58, 1) и в 457 г. до десяти (III, 30, 7). Основным правом народного трибуна было «право помощи», осуществлявшееся посредством запрещения конкретных распоряжений или действий консула или сената. Из этого развилось право трибунского «вмешательства» (интерцессии) во все действия должностных лиц, включая других трибунов. Народные трибуны обладали сакральной неприкосновенностью (была ли она гарантирована только священной клятвой плебеев на Священной горе или специальным «священным законом»). Народные трибуны первое время не были должностными лицами всей гражданской общины, но только плебейскими, однако их права предоставляли им (и плебейским собраниям) большую роль в политической жизни общины.
245
Союзный договор 493 г. до н. э. (в 486 г. к нему присоединились герники – см.: II, 41, 1) касался вопросов военных (о взаимопомощи против этрусков, вольсков и эквов, о разделе добычи в общих войнах, о выведении общих колоний на завоеванные земли) и правовых, возникающих в отношениях между гражданами союзных городов (о смене гражданства или переезде в другой союзный город, о межобщинных браках и имущественных отношениях). Не исключая дополнительных двусторонних договоров между членами союза, этот, так называемый Кассиев, договор создавал политико-правовую организацию, сыгравшую большую роль в истории древней Италии.
246
Будучи изначально латинским городом, в конце VI в. до н. э. Антий попал под власть вольсков и в течение почти 200 лет (до 388 г. до н. э.) оставался в их руках.
247
Лонгула и Полуска – небольшие города в области Антия (древние латинские поселения, отошедшие к вольскам), видимо, были полностью разрушены и прекратили свое существование к концу V в. до н. э.
248
Кориолы – латинский город к югу от Альбанской горы. Был захвачен вольсками, но в 433 г. до н. э. взят Марцием Кориоланом. Вскоре снова попал в руки вольсков. В 446 г. до н. э. земли Кориол стали предметом пограничного спора между арицийцами и ардеянами (III, 71, 7). Плиний Старший (Естественная история, III, 69) говорит о Кориолах как о бесследно исчезнувшем городе.
249
Монету в Риме начали чеканить поздно, не ранее 289 г. до н. э. Мелкая медная монета в 1∕6 часть асса называлась «секстант». Ко времени Ливия это слово, наряду с некоторыми другими (квадрант, например), употреблялось провербиально как обозначение любой мелкой монеты (ср. русск. «грош», «полушка»).
250
Помптины – жители Свессы Помеции и ее окрестностей.
251
Выведение колоний (самоуправляющихся поселений – сначала латинского, а позднее и римского права) в захваченные у неприятеля города служило укреплению позиций Рима. Ливиева датировка выведения такого поселения в Норбу (город, расположенный в труднодоступной горной местности к юго-востоку от Рима, недалеко от Помптинских болот) подтверждается и археологическими данными. Этот город долго был важным стратегическим пунктом в борьбе с вольсками. Много позднее, в период гражданских войн, Норба была полностью разрушена Суллой (82 г. до н. э.).
252
На Священную гору в 494 г. до н. э. См. выше: примеч. 73.
253
Достоверность ряда моментов в описании суда над Кориоланом подвергается сомнению (как, впрочем, и историчность самого Кориолана).
254
См. выше: примеч. 41.
255
О Великих играх см.: I, 35, 9 и примеч. 119 к кн. I.
256
Сатрик – город в Лации между Велитрами и Антием; в 346 г. до н. э. был до основания разрушен римлянами. Корбион, расположенный на восточной оконечности Альбанских гор, вошел в Латинский союз в конце V в. до н. э. Вителлия упоминается у Ливия также в кн. V (29, 3). Лабики – город старых латинов у северного края горы Альгида, входил в Латинский союз. Требий (Толерий?) и Пед, расположенный между Тибуром и Пренестой, входили в состав как Латинского, так и Альбанского союза.
257
Фортуна – древняя италийская богиня. Первоначально почиталась как богиня плодородия, деторождения и материнства; как богиня счастья и удачи она была отождествлена с греческой Тихой. Храм Женской Фортуны, покровительницы и защитницы женщин, был сооружен в 6–7 км от Рима на Латинской дороге. В римском предании связан с рассказом о Кориолане.
258
Союз с герниками, чьи земли находились между владениями враждебных Риму вольсков и эквов, был очень важен для Рима. Условия заключенного с ними договора, по Дионисию Галикарнасскому (VIII, 69, 2), были аналогичны условиям «Кассиева договора» (см.: примеч. 76). Это был foedus aequum – договор, формально предполагающий равноправие сторон. Как согласуется с ним сообщение об отобрании у герников большей части земли, неясно.
259
Многие детали Ливиева рассказа о Спурии Кассии, связанные с земельным законом, о борьбе Кассия и Вергиния за авторитет у римского народа и о средствах этой борьбы (предложения о раздаче гражданам вырученных за зерно денег, а союзникам – завоеванных земель), очевидно, подсказаны историей деятельности Гракхов (конец II в. до н. э.). Предшественники Ливия, чьими трудами он пользовался, нередко искали в далеком прошлом прецедентов для более близких им событий.
260
То есть отеческой властью. См.: примеч. 90 к кн. I.
261
Речь идет о «пекулии», здесь – части отцовского имущества, выделенной сыну в пользование. Сын, подвластный отцу, по формулировке римских юристов, «не имел ничего своего».
262
Церера, богиня производительных сил земли, главное божество «плебейской триады», выступает тут как подземное божество. Подземным богам (и именно Церере) обрекались нарушители божеского и человеческого права (к которым принадлежал сын, казнимый отцом), а имущество такого преступника посвящалось Церере. См. также: примеч. 95 к кн. III.
263
Во времена царей и Ранней республики функции квестора заключались в расследовании обстоятельств уголовного преступления и установлении виновности подлежащего суду лица. Расследованием преступлении против отечества занимались дуумвиры (duoviri perduellionis) (см.: примеч. 87 к кн. I).
264
Культ Земли (Tellus) принадлежит к очень древним, но ее храм на Эсквилине был возведен только в 268 г. до н. э. (Флор, I, 19, 2).
265
О диктаторе Постумии и обете, который он дал во время битвы при Регилльском озере (около 496 г. до н. э.), см. выше: II, 19–20. Храм Кастора и Поллукса (см.: примеч. 52) обычно называли по имени первого из них (ср.: Цицерон. За Милона, 91). Для строительства и освящения храма, возводимого по обету умершего, избирались специальные дуумвиры (коллегия двоих).
266
В издании Б. О. Фостера принята конъектура Конвея и Уолтерса: «Фабий должен вести войско на эквов, Фурий – на вейян. В войне с вейянами ничего достопамятного не произошло, в войне же с эквами у Фабия было…» и т. д. (ср. ниже: гл. 44, 11).
267
Ср.: Плутарх. Тиберий Гракх, 10: «Среди народных трибунов сила на стороне того, кто налагает запрет, и если даже все остальные согласны друг с другом, они ничего не достигнут, пока есть хотя бы один противящийся их суждению» (пер. С. Маркиша).
268
В следующей книге (III, 30, 7) Ливий пишет, что трибунов стало десять в 457 г. до н. э. (см. также: примеч. 75 и 61 к кн. III). Появление этой цифры в описании событий 480 г. до н. э. может объясняться либо небрежностью историка, либо реминисценциями из источников, относящихся к эпохе Гракхов.
269
То есть на убийство консулов.
270
Турма – небольшой (около 30 человек) конный отряд.
271
«Триарии» – опытные солдаты (в построенном по манипулам войске они занимали последний из трех рядов), вступавшие в бой в случае крайней опасности. Употребление термина здесь анахронизм.
272
По Дионисию Галикарнасскому (IX, 15) и Фесту (450L.), Фабиев сопровождали четыре или пять тысяч клиентов. Возможно, что конкретные детали рассказа о подвиге Фабиев были обработаны римскими историками под влиянием греческой литературы (можно отметить сходство описания событий у реки Кремеры с рассказами о битве при Фермопилах – ср., например: Геродот, VII, 202: 300 спартанцев и 3 900 союзников).
273
Так эта улица стала называться после поражения Фабиев.
274
Кремера – правый приток Тибра, впадающий в него при Фиденах.
275
Ала – отряд в 300 конников.
276
Красные Скалы (Rubra Saxa) – гористая местность недалеко от Рима, у Фламиниевой дороги. Расположение лагеря вейян свидетельствует о том, что они вели военные действия не из своего города, а из Фиден, которые находились на правом берегу Тибра прямо напротив Красных Скал.
277
См.: III, 1, 1.
278
Древнее святилище Надежды (Spes) находилось на Эсквилине (не следует путать с воздвигнутым во время I Пунической войны храмом Надежды на Овощном рынке).
279
Как правило, до середины V в. до н. э. штраф взимался скотом (овцами и быками). С 454 г. до н. э. один бык или 10 овец приравнивались к 100 ассам (асс – фунт меди). О размерах штрафа см. также: III, 31, 6; IV, 41, 10; V, 29, 7; V, 32, 9.
280
См. выше: II, 32, 5 – 33, 5; примеч. 74–75.
281
Перемирие продолжалось до 437 г. до н. э., т. е. 37 лет (IV, 17, 8).
282
Рассказ о заговоре сенаторов и убийстве народного трибуна более отвечает политическим нравам и внутриполитической обстановке в Риме времен поздней Республики.
283
Латинское слово templum (привычное значение «храм») может означать всякое место, освященное авгурскими обрядами. Здесь речь идет об ораторской трибуне, расположенной с южной стороны Комиция (т. е. между Комицием и Форумом). После 338 г. до н. э.там был выстроен помост, украшенный носами кораблей, захваченных консулом Гаем Мением в морском бою с жителями Антия. Это сооружение получило название «Ростры» (от лат. rostrum – «нос корабля»).
284
Консуляр – бывший консул.
285
Речь идет, разумеется, о военных трибунах (командная должность – см.: примеч. 87 к кн. III).
286
Речь идет о «дупликариях», воинах, получавших двойной паек или двойное жалованье в награду за свои заслуги.
287
Первые достоверные сведения о децимации (т. е. о казни каждого десятого из солдат воинского подразделения, заслужившего наказание) относятся к 296 г. до н. э. и связаны с именем Аппия Клавдия Цека (Слепца).
288
Малочисленность сенаторов в любом случае исключала возможность их прямого влияния на решения трибутных комиций. Поэтому запрещение сенаторам присутствовать на этих собраниях было чистой формальностью и уже с 200 г. до н. э. практически не принималось во внимание.
289
То есть лиц, завладевших большими участками общественной земли.
290
Дионисий Галикарнасский (IX, 54) предлагает две версии кончины Аппия Клавдия: смерть от болезни или самоубийство.
291
Упоминания о городе Ценоне не встречаются больше ни в исторической, ни в географической литературе.
292
См. выше: примеч. 41.
293
Собственно, в третью стражу.
294
Антий (см.: примеч. 77 к кн. II) находился приблизительно в 45 км к югу от Рима.
295
Выведение римских поселений – колоний (см.: примеч. 82 к кн. II) было частью как внешней, так и внутренней политики Рима. Таким способом город предоставлял бедным гражданам возможность устроиться на новом месте и избавлялся от недовольных. Разделом земель ведала коллегия «трех» (triumviri agris dandis или coloniae deducendae), которые (по крайней мере – в более позднее время) избирались в народном собрании под председательством консула.
296
Более правдоподобно сообщение Дионисия Галикарнасского о том, что в число поселенцев были включены латины и герники (ср.: примеч. 76 и 89 к кн. II).
297
«Вне порядка» (extra ordine), т. е. по определению сената, тогда как обычно консулы сами распределяли между собой сферы деятельности (по жребию или по соглашению).
298
Альгид – горная цепь в Лации к юго-востоку от Рима – граница эквов, которые отсюда могли угрожать римлянам.
299
Приостановка судопроизводства (и иных общественных дел) объявлялась высшими должностными лицами с одобрения сената в случае критического положения государства (внезапной угрозы войны, серьезных беспорядков, тяжелых бедствий).
300
Перепись (ценз – см.: I, 42, 4; 44, 2) проводилась консулом, так как должности цензоров еще не существовало. Была учреждена в 443 г. до н. э. (см.: IV, 8, 2).
301
Эта формулировка из senatusconsultum ultimum, т. е. сенатского постановления о крайних мерах (ср.: Цицерон. Первая речь против Катилины, 4; За Милона, 70; За Рабирия, 20), принадлежит более позднему времени. Первое такое постановление было принято в 121 г. до н. э. и предоставило консулу Опимию свободу действий против Гая Гракха. Все известные нам подобные постановления (121, 100, 77, 63 и 49 гг. до н. э.) касались только внутриполитической борьбы в Риме.
302
Видимо, это – Публий Фурий Медуллин Фус, консул 472 г. до н. э., триумвир для раздачи наделов в колонии Антии в 467 г. до н. э. (см.: III, 1, 6).
303
Валерий Антиат – историк-анналист I в. до н. э. Уже в древности достоверность приводимых им сведений, и особенно цифр, вызывала сомнения, что заметно и в отношении к ним Ливия (который, впрочем, нередко пользовался его сочинением).
304
Необычные и непонятные природные явления рассматривались как зловещие знамения, требующие искупительного обряда для умилостивления богов и предотвращения бедствия.
305
То есть 1 августа. Официальный год, отсчитывавшийся от вступления консулов (или замещающих их магистратов) в должность, в разные эпохи начинался в разное время, пока в 153 г. до н. э. его началом не было установлено 1 января.
306
У Ливия неоднократно встречаются упоминания об эпидемиях в Риме (см., например: II, 34, 5; III, 32, 2; IV, 20, 9; IV, 21, 2; IV; 21, 6; IV, 25, 4; IV, 30, 8; IV, 52, 2; V, 13, 4; V, 31, 5; V, 48, 2). Симптомы болезней, правда, не названы ни разу.
307
Первоначально плебейские эдилы были помощниками народных трибунов. Эдильская должность была учреждена вместе с трибунской, но в II, 33, 2 не упомянута. В обязанности эдилов (вероятно, от aedes – «храм») входило поддержание культа Цереры и надзор за ее храмом (см. ниже примеч. 95). Впоследствии функции плебейских эдилов расширялись, и уже ко второй половине V в. до н. э. (т. е. после децемвирата) они получили статус самостоятельного магистрата.
308
В каждой из 30 курий (см.: I, 13, 6 и примеч. 56 к кн. I) был жрец-курион, ведавший ее культами. На эту должность избирался пожизненно человек не моложе 50 лет. Во главе коллегии курионов стоял верховный курион. До 210 г. до н. э. верховным курионом мог быть только патриций.
309
О междуцарствии (interregnum) см.: I, 17, 5–10. Этот институт (под тем же названием, как подчеркивает Ливий) существовал в Риме и после упразднения царской власти, находя себе применение в случае одновременной гибели или отстранения от должности обоих консулов.
310
То есть 11 августа.
311
Преувеличенные цифры, возможно, свидетельствуют о том, что и здесь Ливий использовал в качестве источника труд Валерия Антиата (см. выше: примеч. 10). «Летописи» (анналы), о которых здесь идет речь, – это не свидетельства современников событий, а сочинения предшественников Ливия, историков-«анналистов», излагавших события по годам (как это делает и сам Ливий).
312
Борьба за кодификацию и обнародование законов, деятельность созданной для этого Комиссии десяти (децемвиров), сосредоточившей на время всю власть в своих руках, и, наконец, издание так называемых Законов XII таблиц составили основное содержание политической жизни Рима на протяжении последующих десяти с лишним лет. Поэтому можно предположить, что и Терентилий Гарса в действительности предлагал создать комиссию из пяти членов с консульской властью для записи законов (полномочия и прерогативы консулов под сомнение никогда не ставились).
313
Если не было соблюдено какое-нибудь из условий, необходимых для получения триумфа (см. выше: примеч. 17 к кн. II), сенат мог присудить полководцу «овацию», которая была, в сущности, менее торжественной формой триумфа. Полководец вступал в город пешком или верхом на коне, одетый в окаймленную пурпуром тогу, с миртовым венком на голове; сопровождавшая его процессия была гораздо менее пышной, чем триумфальная. У Ливия встречаются упоминания об овациях для 421 (IV, 43, 2), 410 (IV, 53, 11) и 390 (V, 31, 4) гг. до н. э.
314
О знамениях см. выше: примеч. 11. 70–60-е годы V в. до н. э. были отмечены повышением сейсмической активности в Греции и Риме. Ср.: Диодор Сицилийский. 11, 63, 1–2; Фукидид. I, 128, 1, II, 27, 2.
315
Книги пророчеств (Sibyllini libri – Сивиллины книги), по преданию, приобретенные Тарквинием Гордым, представляли собой собрание стихотворных оракулов и хранились в храме Юпитера на Капитолии. К этим книгам обращались по решению сената, чтобы определить, что следует предпринять для умилостивления богов при неблагоприятных знамениях или вообще в тяжелых для государства обстоятельствах. Сивиллины книги находились в ведении жреческой коллегии хранителей и истолкователей – сначала двоих (дуумвиры по священным делам), с 367 г. до н. э. десятерых (децемвиры – см.: VI, 37, 12; 42, 2), а в 82–81 гг. до н. э. число их достигло 15 (квиндецемвиры).
316
То есть в преступлении, которое влечет за собой смертную казнь или потерю прав (свободы либо гражданства), иными словами, касается того, что римляне называли «caput» – букв. «голова» (отсюда и русское «уголовное»). Римский гражданин мог предупредить приговор добровольным изгнанием.
317
Людная и шумная улица Рима, проходившая на северо-восток от Форума, между холмами Виминалом и Эсквилином. Один из торговых и ремесленных центров города.
318
Детали рассказа о суде над Цезоном Квинкцием вызывали по тем или иным причинам сомнение в его достоверности.
319
Желая осудить Цезона в его отсутствие.
320
См.: примеч. 41 к кн. II.
321
Следующее далее повествование о заговоре Гердония отмечено влиянием описаний заговора Катилины (63 г. до н. э.) у Цицерона и Саллюстия, некоторые детали и мотивы характерны для более поздних времен. Само событие, видимо, не вымышлено. Высказывалось предположение, что рассказ о нем может восходить к семейным преданиям рода Мамилиев (см.: III, 18, 2; 29, 6; ср. также: I, 49, 9), игравшего заметную роль в политической жизни Рима в III в. до н. э.
322
Цифра эта вряд ли заслуживает доверия.
323
Ср.: Саллюстий. Заговор Катилины, 35, 5.
324
Ср.: Саллюстий. Заговор Катилины, 26, 5.
325
Ср.: Саллюстий. Заговор Катилины, 36, 2 и 32, 1.
326
См.: примеч. 114 к кн. II.
327
Юпитер, Юнона Царица и Минерва составляли так называемую Капитолийскую троицу, почитавшуюся в Капитолийском храме.
328
См.: I, 11, 6, 12, 10.
329
Публий Валерий, сын Волеза (I, 58, 6), впоследствии прозванный Публиколой (II, 8, 1).
330
Пенаты частные – боги-хранители дома; общественные – боги-хранители государства. Так же назывались изображения этих богов – главные святыни дома и государства.
331
Тускул входил в Латинский союз и в 493 г. до н. э. подписал Кассиев договор (см.: примеч. 76 к кн. II).
332
Вероятно, Ливий имеет в виду, что рабы были распяты, а свободные обезглавлены. Однако хотя провинившихся рабов в Риме действительно распинали, первые случаи казни на кресте были засвидетельствованы во время Пунических войн (возможно, в 217 г. до н. э.), т. е. были заимствованы у карфагенян.
333
Ср.: II, 16, 7; 33, 11. Четверть асса (квадрант) – в более позднее время мелкая монета.
334
Маны – боги загробного мира, связанные с душой умершего.