335
Народное собрание для принятия решений, имеющих силу закона, должно было быть созвано на освященном авгурами месте (в городе оно было постоянным, – здесь же все надо было сделать за один день).
336
Право обжалования действий должностных лиц за пределами города было предоставлено римлянам только во II в. до н. э. по одному из Порциевых законов. Римская миля – 1478,8 м.
337
Эти несчастья были истолкованы как помеха священнодействию.
338
То есть до обсуждения предлагаемого ими закона.
339
«Ярмо» сооружалось из двух воткнутых в землю копий, к верхним концам которых привязывалось поперек третье. Проведение под ярмом было унижающей процедурой.
340
Сомнения Ливия вряд ли основательны: сохранилась древняя надпись (Свод латинских надписей, т. XV, № 44), где упомянуты триумфы Фабия (за победу над эквами и вольсками) и Корнелия (за победу над антийцами).
341
Процедура, к которой Вольсцию советовали прибегнуть, предполагала своего рода спор перед судьей под определенный залог. Участник спора должен был поклясться в том, что он, скажем, не делал того-то. Если его удавалось уличить, он терял залог и оставался запятнанным.
342
Так как проиграв свое частное дело, он уже не мог бы защищаться от публичного обвинения в лжесвидетельстве.
343
Сравнив приведенную Ливием для 459 г. до н. э. цифру (117 319 человек) с данными на 265 г. до н. э. (292 234 человек), а также учитывая размеры ager Romanus того периода, можно отнестись к информации о результатах переписи как к достоверной.
344
По-видимому, Цезон погиб (в мятеже Гердония?).
345
Почитание деревьев – характерная черта примитивных религий. В представлениях италийцев и римлян (которые связывают с наследием индоевропейской религии) Юпитер ассоциировался с дубом – его считали духом этого дерева. Обращение посла к дубу можно сравнить с речью фециала (I, 32, 9).
346
Эрет – небольшое сабинское поселение на берегу Тибра на Соляной дороге (около 25 км от Рима).
347
Луций Квинкций Цинциннат – лицо историческое, но многие детали рассказа о нем легендарны – это один из вариантов идеального образа истинного римлянина.
348
Возможно, это – позднейшее объяснение названия. Югер – 2519 кв. м.
349
Тога – гражданская (так сказать, официальная) одежда римлянина.
350
См.: примеч. 17 к кн. II.
351
Согласно традиции, это был первый случай персонального предоставления римских гражданских прав за заслуги перед римским государством. В позднейшей юридической практике приобрел значение прецедента.
352
Ланувий – древний латинский город, расположенный примерно в 70 км от Рима, в Альбанских горах. Родина культа Юноны Спасительницы. Не утратил своего значения и во времена Империи.
353
То есть так и не сумели провести Терентилиев закон.
354
Увеличение числа трибунов до десяти некоторые исследователи относят к 449 г. до н. э. (т. е. ко времени после децемвирата, когда трибуны стали полноправными магистратами), а не к 457 г. до н. э., как у Ливия. См. также: примеч. 75 к кн. II.
355
Закон, предоставивший плебеям и переселенцам право застройки и возделывания земель на Авентине, был, вероятно, принят действительно в 456 г. до н. э. Введение этого закона (Lex Icilia) приписывалось традицией Луцию Ицилию, полулегендарному герою римского плебса, будущему инициатору второй сецессии плебеев (см.: III, 63, 8 сл.).
356
Солон – афинский политический деятель начала IV в. до н. э., законодатель и поэт. В греческой традиции – один из семи мудрецов. В 594 г. до н. э. – посредник между знатью и восставшим простым народом. Освободил заложенные земельные участки от бремени долгов, отменил долговую кабалу и вернул на родину проданных в рабство (выкупив их на государственный счет), демократизировал государственное устройство Афин, разделил афинских граждан на имущественные разряды. Историчность римского посольства в Афины, упоминаемого Ливием, оспаривалась.
357
И прежде всего сам закон об учреждении трибуната.
358
Ср.: Цицерон. О государстве, II, 61.
359
Так же оценивал Законы XII таблиц и Цицерон (Об ораторе, I, 193–195).
360
Утвердившееся в римской традиции противопоставление первого и второго состава децемвиров, первых десяти и последних двух таблиц законов (ср.: Цицерон. О государстве, II, 63) побудила некоторых исследователей усомниться в историчности второго децемвирата.
361
То есть 15 мая.
362
О залоге или даже штрафе, обеспечивавших явку сенаторов в курию, см.: Цицерон. Филиппики, I, 12; Авл Геллий, 14, 7, 10.
363
Любой сенатор имел право потребовать первоочередного рассмотрения вопроса о положении дел в государстве, независимо от того, ради обсуждения какого дела был созван Сенат.
364
Горации в рассказе Ливия об изгнании царей не упоминаются, но они упомянуты у Дионисия Галикарнасского (IV, 85).
365
См.: II, 2, 1.
366
Наименования двух борющихся «станов» («партий») – «сторонники народа» («популяры») и «сторонники лучших» («оптиматы») принадлежат политическому словарю I в. до н. э. Вообще, описывая власть децемвиров как подобную царской (III, 38, 1), Ливий, возможно, находился под влиянием красноречия Цицерона, обличавшего – в речах 63 г. до н. э. о земельном законопроекте своего современника Сервилия Рулла – характер власти совсем других (к тому же так и не назначенных) децемвиров.
367
Луций Сикций Дентат – легендарный, прозванный «Римским Ахиллесом» герой плебса, воплотивший в себе мужество и самоотверженность плебеев (ср.: Авл Геллий, II, 11, 1).
368
Отмеченное самим Ливием сходство между историями Вергинии и Лукреции, несомненно, литературного происхождения. Недаром Ливия здесь занимают прежде всего сюжетные параллели, атмосфера напряженности, драматургическое развитие действия, развертывание юридического спора по всем правилам популярного риторического жанра контроверсии. Эта патетическая новелла, однако, прочно вошла в историческую и даже историко-юридическую (см. примеч. 81) традицию римлян. Некоторые ее варианты показательны: у Диодора (XII, 24, 2) и в одном из трактатов Цицерона (О государстве, II, 63; иначе: О пределах добра и зла, II, 66) вместо Аппия Клавдия фигурирует «один из децемвиров»; Диодор называет Вергинию «девицей благородного происхождения».
369
«Взрослая девушка», обучавшаяся грамоте, не должна удивлять – брачным возрастом для девушки в Риме считались 12 лет. Первая школа в Риме была открыта лишь в III в. до н. э. (Карвилием, отпущенником Спурия Карвилия Максима, консула 234 г.), а до того дети обучались дома.
370
«Наложение руки» (прикосновение к плечу) – символический жест предъявления прав на человека.
371
См.: примеч. 68 к кн. II.
372
Речь идет о принципе favor libertatis («благоволение свободе»), согласно которому в спорных случаях вопрос о статусе человека должен решаться в пользу свободы (что должно было приниматься во внимание и при предварительных решениях).
373
Подвластное состояние девушки не должно было иметь отношения к вопросу об отсрочке.
374
Римские юристы позднейшего времени не сомневались в противоправности действий Аппия Клавдия (см.: Дигесты, 1, 2, 2, 24).
375
По Дионисию Галикарнасскому (XI, 36), Аппий Клавдий выдвинул против Вергиния обвинение в краже ребенка (ср.: III, 44, 9).
376
Венера – италийское божество. В Риме первоначально почиталась как богиня садов и всяческого произрастания. Позднее она была отождествлена с Афродитой, богиней красоты, любви и брака, матерью прародителя римлян Энея. Установление древнего культа Венеры Очистительницы (Venus Cloacina – от старолатинского cluere – «очищать», «чистить») приписывалось традицией Титу Тацию (Плиний. Естественная история, 15, 119).
377
Лавки, находившиеся на северной стороне Форума, сгорели в 210 г. до н. э. Они были отстроены заново около 192 г. до н. э. (Фест, 258 L.) и получили название «Новые». Ко времени Ливия они были перенесены на другое место, но память о них сохранилась в названии того района, где они находились прежде («У новых») (см.: Варрон. О латинском языке, VI, 59).
378
Это единственное упоминание о Вецилиевой горе. Вероятно – одна из вершин Альгидского массива.
379
По римскому праву отец имел власть над жизнью и смертью своих детей (см.: примеч. 90 к кн. I), но юридически допустимое их убийство могло вызвать резкое осуждение. Так, при Августе некий римский всадник, засекший до смерти своего сына, едва не стал жертвой самосуда толпы и был спасен только императорским вмешательством (Сенека. О мягкосердечии, I, 15, 1). Однако применительно к Вергинии речь идет не об отцовской каре, а об убийстве вынужденном (по римским понятиям, для свободного человека позор хуже смерти).
380
Военные трибуны – высшая в легионе (где их было шесть) командная должность. Здесь, однако, речь идет не о регулярной должности, а о выборных предводителях для войска, оставшегося (с крушением власти децемвиров) без командующего.
381
Уже древние авторы, рассказывающие о втором – как и о первом (см.: примеч. 73 к кн. II) – «уходе» плебеев, расходятся в мнениях о том, куда именно они удалились. По Диодору (XII, 24) и Саллюстию (Югуртинская война, 31, 17), плебеи оба раза уходили на Авентин; по Помпонию (Дигесты, 1, 2, 2, 20 и 21) и Фесту (422L.), в первый раз на Священную гору, во второй – на Авентин. Ливий, повествуя о втором «уходе», заставляет плебеев перейти с Авентина на Священную гору.
382
Избрание (или надзор за избранием) должностных лиц не входило в компетенцию понтифика, поэтому Асконий (I в. н. э., комментатор Цицерона), упоминая этот эпизод, пояснял, что дело происходило в отсутствие каких-либо должностных лиц. Современных комментаторов смущает то обстоятельство, что в рассказе Ливия этот эпизод относится к подготовительным этапам деятельности Валерия и Горация, хотя лишь после принятия их законов трибунат стал «частью конституционной системы». В любом случае, однако, речь идет о цепи взаимосвязанных мероприятий, связанных с именами консулов-реформаторов.
383
Решения (так называемые «плебисциты» – plebiscita), принятые собранием плебеев (concilium plebis, или comitia plebis tributa), – распространялись первоначально лишь на самих плебеев и не имели законодательной силы. См. также: примеч. 92.
384
Фламиниев луг был расположен в южной части Марсова поля. На этом месте в 220 г. до н. э. цензором Гаем Фламинием был построен Фламиниев цирк, где с 216 г. до н. э. проводились Плебейские игры. Видимо, выбор римского историка, помещающего собрание плебеев на Фламиниев луг, не случаен.
385
В сущности, «плебисциты», вероятно, прошли еще через несколько стадий, прежде чем обрели окончательно статус закона. Закон Валерия и Горация 449 г. до н. э. предусматривал обязательность плебисцитов для всего народа, в случае утверждения их сенатом. Публилиев и Гортензиев законы (339 и 287 гг. до н. э.) изменили эту процедуру. Теперь сенат должен был ратифицировать предложения, выносившиеся на обсуждение комиций; иными словами, сенатом утверждался не закон, как ранее, а его проект.
386
Имеются в виду двое плебейских эдилов (первоначально – помощники трибунов).
387
Судейская коллегия (decemviri stlitibus indicandis) рассматривала, в частности, дела о свободе и о гражданстве.
388
Храм Цереры на Авентине, где она почиталась вместе с Либером и Либерой (см.: примеч. 93 к кн. II), был освящен в 493 г. до н. э. Храм стал центром плебейских интересов. Здесь обосновались плебейские эдилы. Здесь же находились их архив и казна.
389
См.: примеч. 75 к кн. II.
390
Речь идет о птицегадании.
391
Это, конечно, попытка тенденциозного истолкования закона в интересах патрициев.
392
Речь идет о предварительном третейском суде (см.: примеч. 48).
393
Собств.: viator («хожалый»?) – прислужник при народном трибуне.
394
Вся эта речь, вложенная в уста Аппию, – типичное риторическое упражнение по защите парадоксального тезиса.
395
См.: примеч. 68 к кн. II.
396
Ранее Ливий уже упоминал о предварительном обнародовании Законов (III, 34, 1–2 – первые десять таблиц и III, 37, 4 – еще две). Однако здесь он следует традиции, которая приписывала окончательное принятие и обнародование Законов XII таблиц консулам Валерию и Горацию (чьи имена связывались с проведением демократических преобразований), а не скомпрометировавшим себя децемвирам.
397
Изображения (в древнейшие времена – восковые маски) прославленных предков хранились и почитались в знатных семьях.
398
Тибур, один из древнейших городов Лация, был расположен примерно в 27 км к северо-востоку от Рима, на обоих берегах реки Аниен. В течение долгого времени Тибур принимал римских изгнанников. Был одним из ведущих членов Латинского союза. В IV в. до н. э. совместно с пренестинцами вел против Рима многочисленные войны.
399
См.: III, 39, 3.
400
О Фламиниевом луге см.: примеч. 91. Почитание Аполлона пришло в Рим очень рано (по-видимому и через этрусков, и непосредственно от греков). Поскольку это был чужеземный культ, место для него было найдено вне померия (см.: примеч. 138 к кн. I) за Карментальскими воротами на Марсовом поле: здесь находилось древнейшее святилище. В храме, построенном тут позднее – в 431 г. до н. э. (или в расположенном неподалеку храме Беллоны – см. примеч. 71 к кн. X), впоследствии происходили те заседания сената, которые приходилось проводить за пределами померия (обычно такие заседания были нужны, чтобы принять решение о триумфе, так как полководец, притязавший на триумф, не имел права до торжества входить в город). Заседание, о котором рассказывает здесь Ливий, тоже происходило, как он считает, на традиционном месте.
401
Они были консулами в 454 г. Обращает на себя внимание кооптация патрициев в коллегию народных трибунов, куда они выбраны быть не могли.
402
Первое упоминание о квесторах как хранителях казначейства (эрария) при храме Сатурна; там хранились и знамена (как священные предметы).
403
На Латинской дороге. О милевых камнях см.: примеч. 33 к кн. II.
404
Мятежи против римской власти.
405
Грозившего им, если бы знамена остались у врага.
406
Закон Канулея (445 г. до н. э.) был реакцией плебса на запрет смешанных браков. Согласно традиции, закон, запрещающий браки между патрициями и плебеями, был записан на одной из двух добавочных таблиц, принятых второй коллегией децемвиров. См.: Цицерон. О государстве, II, 63: «Ибо децемвиры, прибавив две таблицы несправедливых законов, бесчеловечным законом воспретили браки между плебеями и “отцами”, хотя обыкновенно разрешаются даже браки с иноземцами (закон этот впоследствии был отменен Канулеевым плебисцитом)» (пер. В. О. Горенштейна). Борьба плебеев за принятие Канулеева закона имела и более широкое значение: они и тут отстаивали свое достоинство римских граждан (ср.: IV, 4, 8, 12).
407
Не совсем ясно, каким «родовым правам» могли угрожать такие смешанные браки. «Родовые права» детей, рожденных в законном браке, включая право наследования, определялись только родством по отцовской линии. Сын «следовал отцу», на что и указано в речи, вложенной Ливием в уста Канулея (см.: IV, 4, 11).
408
Верругина – город в Южном Лации, расположенный на крутом холме. В предыдущих книгах не упоминалась.
409
Только патриции могли отправлять главные жреческие должности, совершать некоторые обряды, участвовать в ряде культов. У отдельных родов и фамилий были и собственные культы.
410
Судя по I, 1, 2, трибуны заводили речь о том, чтобы один из консулов мог (а не должен был) выбираться из плебеев.
411
См., например: I, 49, 8, 9.
412
См., например: I, 30, 1; I, 33, 5.
413
Раб вообще не входил в гражданскую общину; отпущенник (несвободнорожденный) получал гражданство, но урезанное: он не мог ни служить в армии, ни занимать выборных должностей.
414
Римские жрецы (понтифики) составляли роспись дням каждого года («фасты») и другие записи, куда заносились, в частности, имена должностных лиц, триумфы и важнейшие события каждого года. Записи эти не были доступны посторонним – даже роспись присутственным и неприсутственным (см.: примеч. 70 к кн. I) дням года была обнародована лишь в 304 г. до н. э. (см.: IX, 46, 5).
415
Ливий здесь следует авторам, которые приписывали Нуме учреждение этих жреческих коллегий (Дионисий Галикарнасский, II, 63; Цицерон. О государстве, II, 26). В первой книге Ливий, рассказывая о Нуме, говорит лишь об одном понтифике (I, 20, 5–6), а об авгурах вообще не упоминает. Согласно Цицерону, какие-то авгуры (очевидно, трое – по числу триб) были и до Нумы, который только к прежнему их числу прибавил еще двоих (ср.: X, 6, 6–7).
416
См.: I, 42, 4; 43, 13.
417
«Запятнанными» считались лица, промышляющие своим телом или сводничеством, занимающиеся сценическим ремеслом, осужденные за прелюбодеяние и т. п. Брак с ними был запрещен – в императорское время для сенаторов и членов их семейств, а в более раннее, вероятно, не только для них.
418
По римскому праву, жену вводили в дом мужа («как бы в обиталище брака»), но не мужа в дом жены (поэтому женщина могла выйти замуж за отсутствующего, например, по его письму, перейдя в его дом, а мужчина не мог жениться на отсутствующей) (Дигесты, 23, 2, 5).
419
В Риме дети, рожденные в законном браке, следовали положению отца, рожденные вне брака – положению матери.
420
Речь идет о двух «уходах» плебеев – в 494 и в 449 гг. до н. э.
421
Такое положение сохранялось до 300 г., когда с принятием Огульниева закона плебеям был открыт доступ в высшие жреческие коллегии и, соответственно, предоставлено право птицегадания.
422
Правом «вмешательства», т. е. запрета, обладало в Риме любое выборное должностное лицо по отношению к другому равному ему или нижестоящему. «Вмешательство» трибунов друг против друга отвечало этому принципу. Но трибунское вмешательство в дела высших магистратов, наложение запрета на решения сената, на предложения, вносимые в народные собрания и т. п. основывалось на сакральной неприкосновенности трибунов, ставившей их в особое положение (см.: примеч. 75 к кн. II), закрепленное законом Горация и Валерия 449 г. до н. э.
423
Эти трибуны отличались от консулов численностью коллегии (от трех до шести человек) и отсутствием права на триумф. С 445 по 367 г. до н. э. (пока существовала эта вновь учрежденная должность) такие трибуны избирались вместо консулов 51 раз, а консулы – 22 раза. Переходы от одних к другим объяснялись политической и военной ситуацией.
424
См.: примеч. 3 к кн. II.
425
Для птицегаданий ставился шатер с прорезанной для наблюдения за небом крышей. Любое упущение в обряде лишало силы последующие выборы. Поэтому всякое сомнение на этот счет расследовалось авгурами, которые и выносили свое решение.
426
С ардеянами (см.: примеч. 163 к кн. I) возобновлен был договор о союзе (об ардеянах как римских союзниках см.: III, 71, 1–2; об их отпадении от римлян и его причинах см.: IV, 1, 4; III, 72, 7).
427
Здесь речь, возможно, идет о так называемой «Большой летописи» («Больших анналах»), составленной на основе годичных записей жрецов-понтификов и названной так за свой объем – 80 книг (не сохранились).
428
Лициний Макр – римский историк I в. до н. э. Подробней о нем см. в заключительной статье.
429
«Полотняные книги» – часть магистратских списков, восстановленных после гибели подлинников в пожаре 390 г. до н. э. (при взятии Рима галлами).
430
Храм Юноны Монеты (Юноны Советчицы) в Крепости на Капитолии построен в 344 г. до н. э. (см.: VII, 28, 6). С 269 г. до н. э. при этом храме начали чеканить деньги (отсюда и слово «монета», утвердившееся в европейских языках). Вероятно, в храме находился и архив, где содержались различные официальные документы.
431
Первоначально полномочия цензоров ограничивались проведением переписи (ценза) и составлением списка граждан но разрядам. Отсюда развились и другие их функции: составление и регулярные пересмотры списков сената, надзор за нравами (с правом наказания: исключения из сословия, перемещения в другую трибу, наложения штрафа), наконец, финансово-административная деятельность (постепенно в их ведение перешли все государственные доходы, откупы и т. д.). Цензоры – их было двое – избирались народным собранием по центуриям. Первоначально они избирались только из патрициев, но с 350 г. до н. э. эта должность стала доступна для плебеев, а с 339 г. до н. э. один из цензоров обязательно должен был быть из плебеев.
432
Об их консульстве см. выше: IV, 7, 7—10. Как правило, цензорскую должность занимали бывшие консулы.
433
Рассказ предполагает, что отца девушки не было в живых. У древних римлян (и, видимо, у других италийцев) женщины «собственного права», т. е. не состоявшие во власти отца или мужа, находились под опекой. Как правило, опекунами становились ближайшие родственники или члены рода (т. е. возможные наследники). Задачей опеки было сохранение фамильного имущества. Собственно, управление имуществом предоставлялось опекаемой, но в предусмотренных правом случаях – при заключении сделок, составлении завещания, отпуске рабов на волю и т. п. – требовалось обязательное участие (auctoritas) опекуна.
434
Опека представляла отцовскую фамилию и отцовский род. Мать же сама должна была находиться под опекой родственников своего отца (а не мужа).
435
Речь идет о плебеях Ардеи.
436
Для охраны лагеря римляне делили ночь на определенные промежутки времени, в которые сменялся караул. Ночь делилась на четыре «стражи» (vigiliae; ср. лат. vigilo – «бодрствовать») (по три часа каждая). Римляне не вели счет часов от полуночи или полудня, а делили день или ночь на 12 «часов». Таким образом, продолжительность часа не была постоянной.
437
Видимо, вольски не довели до конца строительство кругового вала вокруг Ардеи.
438
См.: III, 71–72; IV, 1, 4; IV, 11.
439
Речь идет, видимо, о Великих играх (см.: примеч. 119 к кн. I; ср. также: VI, 42, 12).
440
Эта должность (praefectus annonae) была учреждена лишь при Августе в 6 г. н. э. Во времена Республики забота о продовольственном (хлебном) снабжении лежала на магистратах (эдилах) и только в исключительных случаях поручалась специально назначенным людям (ср. также: II, 27, 5).
441
Древний обычай покрывать голову перед смертью известен по многим источникам. См., например: Светоний. Юлий, 82, 2; Гораций. Сатиры, II, 3, 37.