442
Рассказ о Спурии Мелии восходит, судя по каким-то сохранившимся фрагментам, к сочинениям римских историков догракховского времени, но на нем, как считают, сказались также мотивы и лексика, характерные для гракховского и послегракховского времени. На их фоне особый акцент приобретает указание на происхождение Мелия «из всаднического сословия» (которое именно со времени Гракхов стало самостоятельной политической силой).
443
О «гостеприимцах» см.: примеч. 57 к кн. II.
444
Сведения, сообщаемые Ливием о вторичном (после 458 г. до н. э.) избрании Цинцинната на должность диктатора, оспаривались исследователями.
445
Здесь неточность: сыновья Брута, о которых идет речь (ср.: II, 5, 8) приходились не сыновьями, а внуками царской сестре Тарквинии, матери Брута (см.: I, 56, 7).
446
См.: II, 41.
447
Имеются в виду Аппий Клавдий (децемвир) и Спурий Кассий (консул).
448
То есть зловещее, требующее умилостивить богов.
449
Эквимелий – пустырь в Риме, к юго-востоку от Капитолия, близ Минуциева портика. Римские авторы производят это название от имени Спурия Мелия. Варрон (О латинском языке, V, 157) связывает это название со словом aequare – «сравнивать с землей», а Цицерон (О своем доме, 101) – с aequum est – «справедливо» (наказан был Мелий).
450
«Тройные ворота» (названные так, видимо, по трехарочному проходу) в старой городской стене находились близ Тибра, напротив северной оконечности Авентина.
451
Модий – римская мера сыпучих тел (8,754 л).
452
Перевод здесь следует рукописной традиции. Издатели считают текст неисправным и дополняют: «…получил в награду золоченого быка и статую за Тройными воротами» (наиболее распространенная анонимная конъектура) или даже: «…быка, золотой венок и статую…», или: «…быка и золоченую статую…» (конъектура Конвея, принятая Б. О. Фостером). Эта последняя конъектура не кажется убедительной. Ср.: XXV, 12, 13: «…Аполлону быка золоченого (т. е. с вызолоченными для жертвоприношения рогами. – Ред.) и две козы белых золоченых, Латоне корову золоченую…». Статуя Минуция за Тройными воротами упоминается у Плиния Старшего (Естественная история, XVIII, 15; ср.: Дионисий Галикарнасский, XII, 4, 6).
453
Переход патриция в сословие плебеев требовал его усыновления плебеем. Необходимость в этом возникала в случае, когда патриций добивался должности народного трибуна. О Минуции как «одиннадцатом народном трибуне» пишет и Плиний (см.: пред. прим.).
454
Требониев закон – см.: III, 65, 4.
455
Ларс Толумний и был царем вейян.
456
Первые скульптурные изображения людей (а не богов), воздвигавшиеся, как правило, в память о славных деяниях того или иного лица, появились в Риме в середине V в. до н. э., так что 438 г. – правдоподобная дата для такого рода памятника. Упоминаемая Ливием скульптурная группа находилась на Форуме еще во времена Цицерона (см.: Цицерон. IX Филиппика, 4–5; ср. также: Плиний. Естественная история, 34, 23).
457
Фалиски – народ, родственный как этрускам, так и латинам (в их языке сочетались черты этрусского и латинского, специфика похоронных обрядов также свидетельствует об этническом родстве фалисков с двумя этими народами, черты сходства заметны и в культуре). Фалиски населяли местность, расположенную в окрестностях горы Соракт на юго-востоке Этрурии (главный их город – Фалерии) и были неизменными союзниками вейян в борьбе против Рима.
458
См.: примеч. 41 к кн. III.
459
Римский лагерь имел четверо ворот. По концам продольной оси (по которой проходила «преторская улица») располагались «преторские» и «декуманские» (задние) ворота. По концам «главной улицы», проходившей поперек лагеря, – «левые главные» и «правые главные».
460
Это так называемые «триарии». См.: примеч. 102 к кн. II; см. также: VIII, 8, 3–10.
461
О «тучных доспехах» см.: I, 10, 5–7 и примеч. 47 и 48 к кн. I.
462
Римский фунт – 327,45 г.
463
В Римской исторической традиции не было единодушия, о котором пишет Ливий. Ливий относит подвиг Косса к году, когда тот был военным трибуном в коннице, а Мамерк Эмилий диктатором, т. е. к 437 г. до н. э. Валерий Максим (III, 2, 4) относит это событие к году, когда Косс (сперва военный трибун с консульской властью) стал начальником конницы при диктаторе (том же Мамерке Эмилии), т. е. к 426 г. до н. э. (если следовать хронологии Ливия). Войну этого года с вейянами Ливий считает новой (см. ниже: IV, 32, 3–4). Диодор Сицилийский, рассказывая о событиях 426 г. (XII, 80, 6–8), относит к ним и убийство римских послов Ларсом Толумнием (хотя о подвиге Косса не упоминает). Искать или не искать удвоения событий в повествовании Ливия, «консульский ранг» должностей Косса в 426 г. выглядит более подходящим для посвящения «тучных доспехов».
464
То есть императора Августа. «Свидетельство» высочайшего покровителя поставило Ливия в затруднительное положение (о чем выразительно свидетельствует вся эта Ливиева вставка в уже готовый текст, который в дальнейшем изложении остался нетронутым – ср.: IV, 30–32). Можно предполагать, что «свидетельство» Августа имело определенный политический смысл. Ведь в 29 г. до н. э. проконсулу Македонии Марку Лицинию Крассу было отказано в триумфе и в праве принести Юпитеру «тучные доспехи», причем основанием для отказа послужило именно отсутствие у него высшей власти (см.: Дион Кассий, 51, 24, 4).
465
То есть в 428 г. до н. э. Некоторые современные исследователи все же принимают эту «Августову» датировку посвящения доспехов Коссом.
466
По версии Цицерона (О своем доме, 86), Сервилий Агала был осужден народным собранием и отправился в изгнание. По Валерию Максиму (V, 3, 2), его изгнание было добровольным. Историчность народного трибуна Спурия Мелия, пытавшегося восстановить доброе имя своего тезки или родственника (убитого Сервилием Агалой – см. выше: гл. 14) подвергалась сомнению.
467
О дуумвирах по священным делам см.: примеч. 22 к кн. III.
468
Обет о постройке храма Квирина был дан в 325 г. до н. э., возведен и освящен этот храм был лишь в 293 г. до н. э. (Плиний. Естественная история, VII, 213). Однако вполне вероятно, что на этом месте находилось более древнее святилище Квирина (Плиний. Естественная история, XV, 120; Фест, 303L). Совещания сената могли происходить в любом освященном авгурами здании. Выбор в данном случае храма Квирина может объясняться его местоположением – близостью к Квиринальским воротам и, соответственно, к театру военных действий.
469
«Общественное здание» (Villa publica) было построено в 435 г. до н. э. на Марсовом поле, недалеко от Фламиниева цирка. Впоследствии Villa publica перестраивалась, ее размеры увеличивались (194 и 34 гг. до н. э.), она стала постоянным местом проведения ценза и набора войска. Здесь же помещались авгуры во время народных собраний.
470
Об этрусском двенадцатиградье см.: примеч. 40 к кн. I. Собрания этого союза происходили у святилища Волтумны (видимо, на территории Вольсиний). В Волтумне принято видеть богиню – женский аналог бога Вортумна (Вертумна). Но существует и мнение, что это просто другая форма имени того же бога (у этрусков были мужские имена с окончанием – а). Варрон (О латинском языке, V, 46) называет Вортумна главным богом этрусков. Проперций (I в. до н. э.) говорит о вольсинийском происхождении Вертумна (Элегии, V, 2, 4) и связывая его имя с латинским «vertere» («поворачивать», «изменять»), считает его богом природного круговорота и превращений.
471
Возможно, что первоначально цензоры действительно занимали свою должность в течение пяти лет, т. е. весь период от одного ценза до другого. Однако достаточно быстро срок их деятельности был ограничен 18 месяцами. Нет необходимости приписывать ограничение этого срока определенному государственному деятелю (в данном случае – Мамерку Эмилию).
472
Эрарии – низшая категория римских граждан. Они не голосовали и не избирались на должности, не служили в легионах, и облагались не налогами по цензу, но подушной податью, устанавливаемой по произволу цензоров. Цензоры переводили граждан других категорий в эрарии в виде наказания.
473
Храм Аполлона Врачевателя был построен и посвящен в 431 г. до н. э. по случаю чумной эпидемии. Он находился на месте прежнего святилища (см.: примеч. 107 к кн. III). До времени Августа он оставался единственным в Риме храмом Аполлона.
474
Попытки борьбы со злоупотреблениями (в первую очередь – с подкупом избирателей) при соискании государственных должностей предпринимались в Риме регулярно, по крайней мере, с середины IV в. до н. э. Время, к которому Ливий относит здесь принятие такого закона, представляется слишком ранним. К тому же практика ношения кандидатами белой одежды никогда не прекращалась (само слово «кандидат», т. е. претендент на государственную должность, происходит от лат. candidus – «белый»). Впрочем, и впоследствии все попытки борьбы против злоупотреблений при выборах не только не увенчались успехом, но, напротив, косвенно способствовали развитию изощренной и сложной системы воздействия на избирателей в обход законов, грозивших нарушителям тяжелыми наказаниями.
475
Такой закон обрекал ослушников в жертву подземным богам (т. е. всякий имел право их убить).
476
См.: примеч. 119 к кн. I.
477
Ланувий, отделенный от Тускула Альбанскими горами, не мог находиться рядом с местом сражения. Диктатор Постумий – лицо историческое, но сведения о нем оформлены в рассказ с помощью сомнительных и даже недостоверных деталей; римские историки нередко поступали так при нехватке материала.
478
Тит Манлий Торкват, консул 374 г. до н. э., казнил своего сына за неповиновение на поле сражения (см.: VIII, 7, 8—22).
479
Это неточно: карфагеняне давно уже боролись с греками за Сицилию. Попытка завладеть этим островом была предпринята ими еще в 480 г. до н. э. Что касается упомянутой Ливием высадки карфагенян в Сицилии, то других сведений о ней нет. Говоря о карфагенянах как о будущих врагах римлян, Ливий имеет в виду Пунические войны, которым посвящена значительная часть его труда.
480
Этот закон (Папириев – Юлиев 430 г.) устанавливал максимальные штрафы в денежном исчислении: 20 тяжелых ассов для бедных и 3000 для богатых.
481
Вероятно, в связи с упомянутым инцидентом, для контроля над ситуацией, в Фидены были отправлены новые поселенцы из числа надежных людей. Говоря о «земле погибших на войне», Ливий, вероятно, имел в виду землю фиденян, погибших в 435 г. до н. э. при захвате города Римом.
482
О фециалах см.: I, 24, 4–9; I, 32, 5—14; примеч. 85 и 104 к кн. I.
483
Так как в компетенцию трибунов с консульской властью не входило совершение ауспиций, они не имели права назначать диктатора и праздновать триумф.
484
См.: IV, 24, 7–9.
485
Победа у Номента была одержана диктатором Сервилием (см.: IV, 22, 2)
486
См. выше: IV, 19, 1–5; 10, 20; см. также: примеч. 59–61.
487
То есть от фиденского акрополя.
488
«Общественное поле» (ager publicus) – земли, находившиеся во власти римской общины и пополнявшиеся завоеваниями. Использовались по-разному. Здесь речь идет о той их немалой части, которая попадала в распоряжение отдельных лиц. «Право заимки» позволяло занимать участки «общественного поля» всякому, кто мог обеспечить их использование (он должен был только вносить небольшую плату). Идея раздела «общественного поля» между малоимущими стала популярна во II в. до н. э.
489
Обещания, которые здесь у Ливия дают претенденты на должность трибуна с консульской властью, несут на себе отпечаток аграрного законодательства времен Поздней республики. Жалованье воинам, однако, было установлено сенатом в 406 г. до н. э. (см.: IV, 59, 11 и далее).
490
Самниты – древнеиталийские племена умбро-оскско-сабелльской ветви, включавшие гирпинов, кавдинов, караценов, пентров. Некоторые античные авторы включают в состав самнитской конфедерации френтанов и сабеллов. В V в. до н. э. началось вторжение самнитов из северных районов в западные и юго-западные области Апеннинского полуострова, где они смешивались с местным населением.
491
Капуя – крупный город в Кампании; был основан около 600 г. до н. э. предположительно – этрусками. Возможно, что его первоначальное название действительно было Вультурн. Около 440 г. Капуя была захвачена сабеллами.
492
Декурион – командир декурии – десятки всадников (три декурии составляли турму, десять турм придавались легиону).
493
Небольшой круглый щит (parma) входил в вооружение конника.
494
Собств. vexillum – это флажок, служивший знаменем соединению конников или небольшому отряду.
495
О храме Спокойствия (но за Коллинскими воротами) упоминает так же Августин (О граде Божием, IV, 16). Другими сведениями об этом культе мы не располагаем.
496
«Тяжелый», или «фунтовой», асс весом около 273 г (это «легкий» римско-оскский фунт в отличие от более позднего 327-граммового римского) – литая медная монета, выпускавшаяся не ранее третьей четверти IV в. до н. э. (т. е. примерно через 100 лет после описываемого здесь времени). А раньше платежным средством служили медные слитки (печатная и весовая медь). Позднейший асс – мелкая монета.
497
Тит Квинкций Капитолин Бородатый – консул 471, 468, 465, 446, 443 и 439 гг. до н. э.
498
Речь идет о скорой встрече на том свете.
499
Так делалось, когда всадники воевали в пешем строю (в коннице центурионов не было).
500
На грязную и изорванную, т. е. траурную.
501
Об овации см.: примеч. 20 к кн. III.
502
Во времена царей и ранней Республики квестором назывался судья (или следователь) по уголовным делам. С течением времени институт квестуры приобрел иное назначение: квесторы ведали государственной казной.
503
Отсрочка в рассмотрении дела происходила в случае, если судьями принималось решение: «non liquet» («не ясно»), т. е. обстоятельства дела недостаточно прояснялись в ходе разбирательства и появлялась необходимость в получении дополнительной информации. (Впрочем, первые достоверные сведения об этой процедуре относятся ко II в. до н. э.). О весталках см.: примеч. 23 к кн. I.
504
О Кумах см.: примеч. 28 к кн. II.
505
О Лабиках см.: примеч. 87 к кн. II.
506
Всего в этот период в Риме насчитывалась 21 триба. С 387 г. число триб постепенно увеличивалось; в 241 г. триб стало 35, и далее это число уже никогда не изменялось.
507
Видимо, Ливий имеет в виду эдилов и квесторов.
508
Ср.: III, 70, 10. См. также: Фронтин, II, 8, 8.
509
Колония, выведенная в Лабики, была колонией латинского права (колонии римских граждан были в те времена только приморские), поэтому большое число поселенцев не удивляет, но наделы в таких колониях были значительно больше. Для колоний же римского права (т. е. таких, где поселенцы не переходили в латинское гражданство) было характерно малое число поселенцев и крошечные наделы. Исследователи твердо считают, что двухъюгерный надел (цифра, встречающаяся в источниках) не обеспечивал прожиточного минимума. Поэтому существует мнение, что он и не имел такой цели, а только обеспечивал переселенцу возможность записи в ценз, т. е., так сказать, регистрацию его как римского гражданина. Конечно, при такой гипотезе ряд вопросов остается открытым.
510
См.: примеч. 90 и 92 к кн. III.
511
Судя по контексту, речь здесь идет о возвращении государству (для распределения между плебеями) всех земель, «захваченных у неприятеля» и находившихся во владении «знатных людей» (nobiles). И содержание, и лексика этого «предложения», как и тенденциозность рассказа, говорят о его позднем происхождении.
512
Видимо, анахронизм (первый случай продажи земельных участков засвидетельствован для 205 г. до н. э.).
513
Точнее – прапрадед.
514
Собств. «нового человека» (homo novus), т. е. человека, который своими усилиями (а не благодаря славе предков) достиг заметного места в политической жизни. В более узком смысле слова – это тот, кто первым в своем семействе достиг консульства или хотя бы других курульных должностей (в число которых должность народного трибуна отнюдь не входила).
515
Наряду с прочими природными явлениями, наводнения воспринимались как знамения.
516
Боланцы – жители Бол, древнего поселения, расположенного в Лации. Город был членом Альбанского союза (Плиний. Естественная история, III. 69), находился недалеко от Лабик и Толерия. В 389 г. до н. э. Волы были взяты Марком Фурием Камиллом (см. VI, 2, 14) и разрушены.
517
То есть накрыть корзиной и завалить камнями. Ср.: I, 51, 9.
518
Ферентин – город герников в Лации; был разрушен римлянами во время II Пунической войны (218–201 гг. до н. э.). Не путать с рощей Ферентины (см.: примеч. 148 к кн. I).
519
На протяжении V в. до н. э. из рода Ицилиев вышло несколько трибунов. См.: II, 58, 1; III, 63, 8.
520
То есть Тирренского.
521
В это время в Сицилии не было тиранов. Агригентский тиран Ферон и сиракузский Гиерон умерли без преемников соответственно в 472 и 467 гг. до н. э. Новый тиран, Дионисий, пришел к власти в Сиракузах лишь в 406–405 гг. Однако для античных историков само слово «Сицилия» связывалось с тиранией. Сообщение же о поставках хлеба из Сицилии в конце V в. (410-е годы до н. э.), видимо, достоверно: именно в этот период отношения между Сицилией, с одной стороны, и Карфагеном и Афинами, с другой, сильно обострились. Таким образом, в интересах Сицилии было поддерживать дружественные отношения с Римом или, по крайней мере, обеспечивать его нейтралитет.
522
Этрускам было выгодно обострение отношений Рима с самнитами; их интересам соответствовало также сохранение и поддержание торговли между Римом и Сицилией.
523
Точное расположение Карвента (Касвента? – ср.: Плиний. Естественная история, III, 69) неизвестно.
524
См.: примеч. 17 к кн. II.
525
См. выше: примеч. 110.
526
См.: примеч. 71 и 73 к кн. I.
527
То есть должность военного трибуна с консульской властью.
528
См.: IV, 1, 4. О том, что Верругина тем временем переходила к вольскам, Ливий не упоминает.
529
Город Антий в конце V–IV в. до н. э. действительно не раз выступал против Рима (лишь в 338 г. он потерпел окончательное поражение и туда была выведена колония). Непонятно, однако, каким образом, например, победа при Антии могла повлечь за собой захват крепости у Фуцинского озера (см. ниже: IV, 57, 6–7 и след. примеч.). Видимо, правы те, кто считает, что речь здесь должна идти о другом городе, Антине, расположенном в 8 км от Фуцинского озера. Ошибку эту приписывают Валерию Антиату, всячески старавшемуся подчеркнуть роль его родного города и не слишком заботившемуся о достоверности изложения.
530
Фуцинское озеро – большое озеро в Центральной Италии; в XIX в. было осушено.
531
Мирный договор с вейянами на 20 лет был заключен в 426 г. до н. э. (см. выше: IV, 35, 2).
532
О фециалах см.: примеч. 85 и 105 к кн. I.
533
См. выше: IV, 17, 2.
534
Город Анксур (название вольское), или Таррацина находился в Южном Лации на Аппиевой дороге (на берегу моря).
535
Об этом сообщает и Диодор Сицилийский (XIV, 16, 5), который прямо говорит о ежегодных выплатах.
536
Серебряную монету в Риме стали чеканить с 269 г. до н. э.
537
Вблизи Ферентина и Эцетр не было обнаружено следов вольскского города Артены. Нет других сведений и об одноименном этрусском городе, расположенном между Цере и Вейями (см. ниже 61, 11).
538
Сервием он был назван, видимо, как бывший раб (servus), а Римским, так как получил свободу от римского государства.
539
Видимо, Ливий включил в список военных трибунов 403 г. до н. э. также имена двоих цензоров: Марка Фурия Камилла и Марка Постумия Альбина (ср.: Валерий Максим, II, 9, 1, а также: Плутарх. Камилл, 2). Ниже мы сталкиваемся и с продолжением, и с молчаливым исправлением этой ошибки (ср.: 10, 1 и 14, 5, где оба раза говорится о вторичном избрании Камилла в военные трибуны – соответственно для 401 и для 398 гг. до н. э.). Видимо, речь должна была бы идти о первом и втором избрании. (Путаница может объясняться использованием разных источников или просто ошибкой, допущенной в первой главе.)
540
Рассказывая о событиях 438 г. до н. э. (IV, 17, 1), Ливий упоминает царствовавшего тогда в Вейях Ларса Толумния. Никаких указаний на то, что на протяжении 35 лет (т. е. к 403 г. до н. э.) там происходили какие-нибудь изменения государственного устройства, в тексте Ливия нет.
541
Эти игры происходили при святилище Волтумны, религиозном и политическом центре двенадцатиградья (см.: примеч. 66 к кн. IV). Жрец для руководства играми избирался из 12 старейшин союзных государств.
542
Настоящей причиной конфронтации Вей с остальными этрусскими государствами, видимо, было расхождение политических интересов. Вейи были расположены очень близко к Риму и вели с ним постоянные войны. Остальные этрусские города были достаточно удалены от Рима и заинтересованы в сохранении мирных отношений и в торговле с ним (в первую очередь хлебом).
543
Строительство «зимних квартир» (hibernacula) было новшеством, связанным с десятилетней осадой Вей – первой столь затяжной войной, предпринятой Римом. Это были деревянные и каменные строения (нечто вроде казарм), предназначенные для длительного проживания (ср.: XXIII, 46, 9; XXXVII, 79, 2); в палатках же, как правило, войска размещались во время летних кампаний.
544
Представление о военных кампаниях как о сезонных (и ежегодных) имело глубокие корни в римском сознании. Оно было закреплено в соответствующих календарных праздниках. Ритуальная подготовка к предстоящему военному сезону начиналась в первый день марта (месяц Марса), когда «оружие и щиты приходят в движение» – жрецы-салии в военной пляске проходили через город, ударяя мечами о щиты (см.: примеч. 73–74 к кн. I). На 9–23 марта приходилось еще несколько церемоний подобного рода. Завершался военный сезон осенью (19 октября) «очищением оружия», которое затем припрятывалось до следующего года. Потребность воина-земледельца в какое-то время года «возвращаться, чтобы повидать родной дом и свое хозяйство» тоже представлялась естественной римскому общественному мнению. Ср. предание о римском полководце Гае Атилии Регуле, который (во время I Пунической войны!) мотивировал просьбу об отставке смертью раба, управлявшего его хозяйством, что грозило оставить без пропитания жену и детей Регула (см.: Валерий Максим, IV, 4, 6).
545
Слово «проконсульский», очевидно, относится тут не к позднейшим проконсулам, а к военным трибунам с консульской властью, которые ведь тоже выбирались «вместо консулов» (pro consulibus – см.: IV, 7, 1; 41, 10).