941
См.: VI, 12, 6; 17, 7.
942
Тибуртинцы сражались на стороне галлов в 361 и 360 гг. до н. э., пренестинцы, возможно, в 358 г. (ср.: VII, 12, 8).
943
Речь идет о межплеменных браках.
944
Название «Ростры», встречавшееся у Ливия и раньше, для тех времен анахронистично (см.: примеч. 114 к кн. II).
945
В 340 г. до н. э.
946
В отличие от Свессы Помеции (Пометийской).
947
Отпущенных нельзя было бы пытать при следствии.
948
Подробно о казни весталки см.: Плутарх. Нума, 10; Плиний Младший. Письма, IV, 11, 4–10.
949
Это был третий триумф Корва (ср.: VII, 27, 8; 38, 3).
950
См. также: Веллей Патеркул, I, 14, 3. К этому же (334 до н. э.) году он относит и дарование «гражданства без права голоса» кампанцам (по Ливию, оно приходится на 338 г. до н. э. – ср. выше: гл. 14, 10) и части самнитов.
951
То есть предполагаемой ошибки.
952
То есть самниты и луканцы. Пест (Пестум) – город на западном побережье Лукании.
953
Мецийская триба, вероятно, получила имя от Меция, который был расположен близ Ланувия и упоминался у Ливия (VI, 2, 8), а Скаптийская – от города Скаптия, находившегося между Тибуром и Тускулом. Таким образом, число триб было доведено до 29.
954
Ливий нигде не упоминает о «вбитии гвоздя» во время сецессий, вообще же об этом обряде см.: VII, 3, 3–8 и примеч. 18 к кн. VII.
955
О Клавдии Квадригарии см.: примеч. 121 к кн. VI. Ливий сравнительно часто ссылается на этого автора.
956
Загородки (carceres), как пишет Варрон (О латинском языке, V, 153), сооружались для того, чтобы кони не выбегали на арену до подачи магистратом условного знака.
957
То есть 1 июля.
958
О Семоне Санке (Санге) см.: примеч. 79 к кн. I. Имущество предателя было посвящено ему как богу верности.
959
См. выше: VIII, 14, 6.
960
Ср.: Валерий Максим, VIII, 1, 7.
961
Ливий неточен, Неаполь существовал и тогда. Палеполь («Старый город») и Неаполь («Новый город»), основанные куманскими (см.: примеч. 28 к кн. II) греками, были сначала как бы сдвоенным городом. Со временем название «Палеполь» совершенно вышло из употребления.
962
Острова в Тирренском море напротив Неаполя.
963
См.: I, 32, 5—14.
964
Типичный для Древнего Рима взгляд на греков.
965
Здесь, возможно, лакуна в тексте.
966
Это первый в римской истории случай пребывания консула у власти по истечении годичного срока его полномочий. Правда, в 464 г. до н. э. Тит Квинкций, консул предыдущего года, был оставлен при войске и на следующий год в качестве проконсула (т. е. «вместо консула»). См.: III, 4, 10.
967
По Фесту (474L.), для птицегаданий принято было подниматься после полуночи, чтобы ничто их не прерывало. «Тишиной» и называлось «отсутствие всякого огреха в ауспициях».
968
Интеррекс, как известно, назначался на срок до пяти дней.
969
Александрия была основана пятью годами раньше (в 331 г. до н. э.), примерно тогда же умер Александр Эпирский.
970
Описание оракула при храме Зевса в Додоне (в Эпире) см.: Геродот, II, 52–55.
971
Река Ахеронт, как сообщает Павсаний (V, 14, 2–3 и др.), действительно протекающая в Феспротиде (область в Юго-Западном Эпире), отличается медленным течением, заболоченностью, зловонным запахом и, согласно религиозно-мифологическим представлениям, связана с подземными реками.
972
Молоссы – жители внутренних областей Эпира.
973
По Страбону (VI, 254), у луканцев был демократический образ правления, но во время войны ими избирался царь.
974
Таким образом, избегая, по совету оракула, Эпирских Пандосии и Ахеронта, Александр вдруг узнает, что находится рядом с одноименными городом и рекой в Южной Италии и что ему уже угрожает неправильно понятое им предсказание. Мотив опять-таки фольклорный и, может быть, легенда порождена совпадением названий (она сохранилась у ряда авторов – см.: Юстин, XII, 2; Страбон, VI, 256). Реплика воина, ругавшего реку, возможно, подсказана созвучием с греческим словом «achos» («боль»).
975
Консенция (совр. Казенца) – город в Южной Италии, столица бруттиев. По рассказу Юстина (XII, 2), фурийцы, выкупив у луканцев тело Александра, предали его погребению (Метапонт и Фурии – греческие города на берегу Тарентского залива).
976
См.: примеч. 27 к кн. V.
977
В Палеполе и Неаполе.
978
Дионисий Галикарнасский (XV, 11) пишет, что некогда палеполитанцы были друзьями и даже союзниками римлян, но затем за два поколения до описываемых событий попали под власть самнитов.
979
Авл Геллий (VI, 11, 7) приводит фразу из Клавдия Квадригария: «Они убедили сделать это одного луканского юношу, который был весьма высокороден, но роскошью и распутством расточил огромные деньги». Не исключено, что из рассказа именно об этом случае.
980
«clari magis… quam honesti» – реминисценция из Саллюстия (Югуртинская война, 8, 1).
981
Может быть, сюда же относится еще один приведенный Авлом Геллием (II, 19, 7) отрывок из Квадригария (тоже из первой книги его «Анналов»): «Когда луканцы узнали о том, что им, оказывается, лгали…»
982
У Валерия Максима (VI, 1, 9) эта история отнесена к более позднему времени (позже Кавдинского поражения 321 г. до н. э.). «Второе обретение свободы» заключалось в том, что, если в свое время была завоевана свобода народа от царской власти, то сейчас отмена долговой кабалы должна была обеспечить личную свободу любого простолюдина.
983
Курия – здание для заседаний сената.
984
Это известный закон Петелия и Папирия 326 г. до н. э.
985
Вестины – племя воинственных горцев, обитавшее в Самнии южнее границы с Пиценом.
986
Марсы, пелигны и марруцины, как и их соседи, вестины – апеннинские горцы. «Эти народности, правда, невелики, – пишет о них Страбон (V, 241), – но отличаются большой отвагой и нередко доказывали римлянам свою доблесть».
987
Пословица – ср.: Теренций. Формион, 203.
988
Он звался также Руллом (XXIV, 9, 8). Его внуком был Фабий Кунктатор, знаменитый противник Ганнибала.
989
Малочисленные города вестинов известны лишь по единичным упоминаниям.
990
Пулларий («цыплятник») смотрел в войске за священными курами. Если наблюденные им (по поведению кур) знамения были сомнительны, полководцу следовало возвратиться в Рим и повторить ауспиции на прежнем месте.
991
Рассказ о Квинте Фабии напоминает историю Тита Манлия (см. выше: VIII, 7); это два примера с одинаковым нравоучением, но второй – с благополучным концом, которому Ливий отдает предпочтение (почему и разрабатывает этот рассказ более подробно).
992
Это число, более, чем достаточное для триумфа (см.: примеч. 17 к кн. II).
993
См. выше: примеч. 2.
994
Фабию Пиктору (см.: примеч. 1 к кн. I).
995
То есть Манлиев правеж, казнь сына-ослушника. См.: VIII, 7, 22.
996
Будучи начальником конницы и находясь в подчинении у диктатора, Фабий вряд ли имел право ауспиций. Риторическое ли это преувеличение, просто ли речевой штамп?
997
См.: II, 1, 8.
998
На сходке войско стояло, выстроенное по манипулам, как перед битвой (ср. выше: гл. 8).
999
См.: примеч. 68 к кн. II.
1000
Марк Фабий Амбуст был консулом в 360, 356 и 354 гг. до н. э.
1001
Начальник конницы имел, вероятно, право созвать сенат. Ср.: XXIII, 25, 2.
1002
См.: I, 26, 8.
1003
Фабий поднялся на трибунал (см.: примеч. 68 к кн. II) как должностное лицо, а вниз был сведен как подчиненный диктатора и подсудимый.
1004
Ср.: III, 26–29.
1005
См.: VI, 25, 5.
1006
См.: примеч. 97.
1007
См.: II, 5, 5–8.
1008
«Как уже воин не подчиняется приказу центуриона…» – это место из Ливия использует Тацит в «Истории» (I, 84).
1009
Просто отставить его от должности диктатор не мог (хотя сам его назначал). Сдавали должность они одновременно.
1010
См.: примеч. 51 к кн. II.
1011
Тускуланцы при внесении их в списки римских граждан включались в Папириеву трибу, где их стало так много, что от них зависело мнение трибы при голосовании (см.: Валерий Максим, IX, 10, 1).
1012
Не более последних двух лет.
1013
Впервые заключен был в 353 г. до н. э. (см.: VII, 19, 4). О его продлении см.: VIII, 2, 4 (341 г. до н. э.); о нарушении: VIII, 23, 1–9.
1014
Римляне не принимали возмещения, так как хотели не возврата к прежним условиям договора, а новых условий, более жестких.
1015
О римских (Великих) играх см.: примеч. 119 к кн. I. Идея избрать диктатора только для того, чтобы он подал знак выпускать четверни на играх (это была обязанность должностного лица), такого же рода, как и избрание диктатора для вбития гвоздя (см.: примеч. 18 к кн. VII), тем более, что игры тоже имели сакральное значение.
1016
Ср.: Цицерон. Брут, 62: «Из-за этих похвальных слов даже наша история полна ошибок, так как в них написано многое, чего и не было: и вымышленные триумфы, и многочисленные консульства, и даже мнимое родство: например, говорится о переходе предка из патрициев в плебеи, когда люди низкого происхождения производят себя от знатного рода, носящего то же имя» (пер. И. П. Стрельниковой). Возможно, Ливий и воспользовался здесь этим рассуждением Цицерона.
1017
Римские надгробия и изображения предков обычно снабжались надписями, демонстрирующими перечень должностей покойного – его карьеру (cursus honorum).
1018
Тринадцать лет назад (в 334 г. до н. э.) они занимали ту же должность.
1019
С ним, по словам Цицерона (О старости, 41), беседовал на философские темы известный философ-пифагореец и математик Архит из Тарента, причем будто бы присутствовал и «афинянин Платон».
1020
См.: VIII, 37, 2.
1021
См.: VIII, 39, 12–15.
1022
Речь идет о том, кого предложить в третейские судьи.
1023
Ср.: Аристотель. Политика, 1333B 39–40: «О военных упражнениях граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили тех, кто этого не заслуживает, но для того, чтобы прежде всего они сами не попали в рабство к другим…» (пер. С. А. Жебелева).
1024
Луцерия – город в Северо-Западной Апулии.
1025
То есть Адриатического.
1026
Здесь не упомянут период мира (341–328 гг. до н. э.).
1027
См.: примеч. 46 к кн. III.
1028
Консул 328/327 г. до н. э. (см.: VIII, 22, 8). Его потомки Носили прозвище «Кавдинский» (см.: XXVI, 48, 9; XXVII, 21, 9).
1029
В соответствующем месте (V, 48, 8) Ливий об этом предложении не упоминает.
1030
См.: VIII, 9, 4—12.
1031
Имеются в виду события 390 г. до н. э.
1032
Ср.: Платон. Законы, 741A: «Даже бог не в силах противиться необходимости» (ср.: Там же. 818E). Как греческая пословица это выражение встречается в сборнике Зенобия (I, 85).
1033
См.: кн. I, 24, 4–9; примеч. 85 к кн. I.
1034
См.: примеч. 121 к кн. VI.
1035
Вопрос о том, был ли Кавдинский мир скреплен «договором» (foedus) или «клятвенным обещанием» (sponsio), связан (как это видно из последующего изложения) с вопросом об ответственности римлян за расторжение этого мира.
1036
См.: I, 24, 8. Ср.: Цицерон. О нахождении, II, 91 (как раз о Кавдинском договоре): «При заключении того договора, который некогда был заключен с самнитами, некий знатный юноша по повелению полководца принес в жертву свинью».
1037
И все-таки Клавдий Квадригарий, тоже придерживавшийся версии о том, что договор был заключен, согласно Авлу Геллию (XVII, 2, 21), утверждал, что римляне оставили заложников.
1038
Собств. paludamentum – плащ полководца, украшенный пурпуром и золотом (см.: Исидор Севильский. Этимологии, XIX, 24).
1039
По рассказу Орозия (III, 15), римское войско ушло из Кавдинского ущелья «без оружия и даже без одежды, оставлено им было только самое дешевое тряпье, понемногу на каждого».
1040
Не столь патетически рассказывал об этом Аппиан, согласно которому (Самнитские войны, 4), Понтий дал римлянам сколько-то вьючных животных и пищи, чтобы они могли добраться до Рима.
1041
Ср.: Вергилий. Энеида, XII, 831: «Гнева такие в груди у тебя вздымаются волны».
1042
См.: примеч. 6 к кн. III.
1043
Широкая пурпурная полоса на тунике была знаком сенаторского достоинства, золотое кольцо – сенаторского и всаднического. Все эти знаки были сняты по случаю траура.
1044
См.: II, 1, 8 и примеч. 4 к кн. II.
1045
Ср.: Цицерон. Об обязанностях, III, 109.
1046
По Цицерону (Об обязанностях, III, 109), трибуном вместе с Ливием был не Мелий, а Тиберий Нумиций.
1047
Ливий и Мелий, видимо, тоже поручители договора, затем избранные в народные трибуны.
1048
См.: примеч. 85 и 104 к кн. I.
1049
С победой – в том случае, если бы римский народ отказался принять предложение выкупить свою армию, с миром – если бы он принял эти условия.
1050
Об этом же рассказывают Плутарх (Тиберий Гракх, 7) и Авл Геллий (XVII, 21, 36). Принятием постановления о выдаче консулов и военных трибунов, заключивших мир, сенат признал договор незаконным и таким образом расторг его.
1051
Ср.: VIII, 9, 4 и далее.
1052
Ср.: I, 24, 4 и далее.
1053
Постумий, раз его выдают самнитам, переходит в юрисдикцию самнитов и как представитель их общины, оскорбляя римского посла и фециала, вынуждает римлян на ответные действия.
1054
Имеется в виду бегство Клелии. См.: II, 13, 6–11.
1055
Ср.: V, 48–49.
1056
Здесь Ливий, устами врага римлян, указывает на одну из характерных черт римской дипломатии.
1057
То есть за самое важное, самое дорогое, за основы своего существования. Ср.: Цицерон. О природе богов, III, 94.
1058
Ср.: Плутарх. Пирр, 34, где рассказывается, как во время битвы с Пирром в Аргосе жительницы города с крыш глядели на бой и тоже помогали сражающимся. Это характерное для античных историков общее место в описании боя внутри города.
1059
Город был пощажен (см.: IX, 28).
1060
Ср.: III, 27, 8.
1061
Город в Апулии.
1062
Тарентинцы решили вмешаться в отношения между римлянами и самнитами, так как, побеждая самнитов, римляне приближались к Таренту. См. выше: IX, 27, 3.
1063
См.: примеч. 92 к кн. VIII.
1064
Так как решили, что консулы действительно будут обсуждать предложение тарентинцев, а сами самниты были готовы к союзу с Тарентом.
1065
У Квадригария (см.: Авл Геллий, II, 19, 8) излагается другая версия: «Когда об этом узнали близкие тех заложников, что переданы были Понтию, как мы показали выше, то их родители и родственники, распустив в знак скорби волосы, бросились на дорогу». На этом фрагмент обрывается. По смыслу можно лишь предположить, что Понтий угрожал казнью римским заложникам.
1066
Может быть, именно к Луцию Корнелию относится сохраненная Авлом Геллием (I, 25, 6) фраза Квадригария: «Гай Понтий Самнит попросил у римского диктатора шесть часов для передышки».
1067
См.: V, 49, 7.
1068
Какие-то остатки от укреплений Френта или, как называет его Гораций (Оды, III, 4, 16), Форента сохранялись вплоть до сравнительно недавнего времени.
1069
«Курсор» означает «бегун», но это прозвище, как выясняется ниже (IX, 34, 20), носил еще его дед, так что оно было наследственным.
1070
Начальник вспомогательных пренестинских соединений в римском войске.
1071
Следующий далее текст (IX, 17, 3–19, 17), по справедливому мнению исследователей и комментаторов, представляет собой юношеское упражнение в декламации, носившее чисто риторический характер. Много лет спустя оно, видимо, без изменений, было включено Ливием в его труд. К прежней декламации было лишь прибавлено несколько вводных слов (17, 1–2). Примером подобной же декламации может служить юношеский трактат Плутарха «Об удаче и доблести Александра Великого» (Моралии, 326–345 A), где разрабатывается тот же самый вопрос: какая именно сила, доблесть или удача, вознесла Александра? Ливий утверждает, что римлян вскормила их доблесть, тогда как Александр прославился благодаря Фортуне; Плутарх же высказывает противоположную точку зрения: в еще одной декламации «Об удаче римлян» (Моралии, 316 C – 326 C) он доказывает, что римляне вышли на мировую арену «по благоволению Удачи», а в декламации, посвященной Александру, говорит, что тот добился славы лишь в упорной борьбе с противодействующей ему Фортуной. Не только Ливий включал свои юношеские декламации в позднейшие сочинения. Павсаний ввел в «Описание Эллады» (I, 25; VII, 7; VIII, 49 и др.) свое риторическое рассуждение «О том, как Эллада потеряла свое величие».
1072
Ср.: Цезарь. Записки о Галльской войне, VI, 30, 2: «Счастье во всем играет большую роль, особенно же в делах войны».
1073
По Геродоту (I, 214), Кир царствовал 29 лет. Помпею, когда он погиб, было 58 лет; употребляя выражение longa vita («долгая жизнь»), Ливий говорит здесь прежде всего о том, что политическая карьера Помпея длилась более 40 лет.
1074
То есть Александра.
1075
Ливий имеет в виду оратора Кинея, учителя Демосфена, который, по словам Плутарха (Пирр. 19), побывав в Риме как посол Пирра, рассказывал потом, что «сенат показался ему собранием царей».
1076
Дарий III, разбитый Александром при Арбеле в 331 г. до н. э.
1077
См.: VIII, 24.
1078
Речь идет об усвоении Александром обычаев и нравов персидских царей (эта тема развивается Ливием дальше, в § 4).
1079
Имеются в виду казнь Филота Пармениона (330 г. до н. э.) и убийство Клита (328 г.), спасшего Александру жизнь в битве при Гранике (334 г.).
1080
Александр, как пишет Курций (VIII, 5, 5), утверждал, что он сын Зевса и требовал, чтобы в это верили.
1081
Некоторые комментаторы полагают, что этим историком был вольноотпущенник Фавста Суллы Тимаген из Александрии, который, по свидетельству Сенеки Старшего (Контроверсии, X, 5, 22), был сначала приближен к Августу, потом, поссорившись в ним, сжег уже готовое сочинение о его времени, а затем занял резко антиримскую позицию (Сенека. Письма, 91, 13).
1082
Ораторы Демосфен и Ликург. Правда, Демосфен произносил свои филиппики за несколько лет до разрушения Фив Александром (335 г. до н. э.).
1083
Цитата из Гая Луцилия (около 168–102 гг. до н. э.), автора «Сатур», дошедших до нас в отрывках (613): «Часто римляне в сраженьях были побеждаемы, / Но ни разу – в целых войнах; ну, а это главное» (пер. М. Л. Гаспарова).
1084
Рим ко времени Александра просуществовал около 13 «поколений» (по 33 с половиной года), а царствование Александра продолжалось 13 лет.
1085
Ср.: Демосфен. Первая Олинфская речь, 4.
1086
Приблизительно 45 тыс. воинов
1087
Сариса – копье в 12 локтей (5–6 м) длиной (см.: Полибий, XVIII, 12).
1088
Об этом ироническом замечании Александра Эпирского рассказывают также Квинт Курций (VIII, 1, 37 со ссылкой на Клита) и Авл Геллий (XVII, 21, 23).
1089
С 264 по 241 г. до н. э.
1090
Полибий (III, 22) сообщает о договоре между этими двумя государствами, заключенном в первом году Республики (509 г. до н. э.), и даже приводит его текст в переводе на греческий. Ливий о нем не упоминает, первым в его изложении (VII, 27, 2) появляется договор Рима с Карфагеном о «дружбе и союзе», заключенный в 348 г. до н. э. Диодор Сицилийский (XVI, 69, 1) прямо называет его первым.
1091
В 192–188 гг. до н. э. Рим воевал с Антиохом III. Это – Сирийская война, закончившаяся битвой при Магнезии (описана Ливием в XXXVI и XXXVII кн.).
1092
Во Второй Македонской войне (200–197 гг.) царь Филипп V был разбит Титом Квинкцием Фламинином в битве при Киноскефалах.
1093
Персей – сын Филиппа V. Судьба этой войны (Третьей Македонской) (171–167 гг. до н. э.) была решена битвой при Пидне (168 г.). О ней см. у Ливия в кн. XLIII–XLV.
1094
Намек на поражения, нанесенные парфянами Крассу в 53 и Антонию – в 36 г. до н. э.
1095
Речь идет о мире, установленном Августом после Актийского триумфа. Ср.: Тибулл, I, 10, 45: «Нынче же мир да питает поля…»
1096
Возможно, реминисценция из Вергилия (Энеида, IX, 754): «Sternit humi moriens» («простирается на земле умирая»). У Ливия: «Humi strati movissent».
1097
Таким образом, триб стало 31. Уфентинская (или Офентинская) триба получила название по реке Уфент или Офент (см.: Фест, 212–213L.), Фалернская – по кампанскому городу Фалерну (см.: VIII, 11, 13).
1098
О жителях Теана речь идет и несколько выше, но здесь они называются Teates, а в § 4 – Teanenses. Из контекста не вполне ясно, один или два разных города имеет в виду автор.
1099
Италийские (и даже чужеземные) города часто имели полуофициальных покровителей (патронов) из высокопоставленных римлян.
1100
Луций Папирий Курсор и Квинт Публилий Филон. Тот и другой были выбраны консулами в четвертый раз; по какой причине Ливий опускает здесь их имена, неясно.
1101
Этим авторам следует Диодор (XIX, 72, 7–8).
1102
Капитолийские фасты дают его имя полностью: Гай Фабий, сын Марка, внук Нумерия, Амбуст. Это показывает, что он был братом диктатора.
1103
Легионы находились вне дома уже три года, хотя часть воинов, которые были набраны вместо убитых, служили не так долго.