653
«Черепаха» – здесь боевое построение, при котором воины держат щиты над головами, а стоящие в первом ряду – перед собой.
654
То есть между 6 и 9 часами вечера.
655
Видимо, речь идет о соляных разработках на правом берегу Тибра, близ Остии (см. примеч. 111 к кн. I).
656
То есть облачившись в тогу таким образом, что руки оставались свободными. Такой вид облачения, заимствованный у жителей г. Габии (см.: примеч. 152 к кн. I), использовался при совершении определенных религиозных обрядов (см., например: Вергилий. Энеида, VII, 612).
657
Легенда о Фабии Дорсуоне отражает действительно существовавшую ритуальную связь родов Фабиев с Квириналом.
658
Существует мнение о недостоверности всего рассказа о возвращении Камилла в Рим в качестве диктатора и о его роли в дальнейших событиях. Куриатский закон о власти – окончательное социально-правовое утверждение полномочий должностного лица, облеченного властью. Принималось куриатными комициями (о них см.: примеч. 129 к кн. IX).
659
О ней см.: I, 7, 8.
660
См. выше: V, 31, 2 и примеч. 68. Знаменитый рассказ о гусях, которые спасли Рим, возможно, позднейшего происхождения.
661
Это место (busta Gallica) находилось у подножия Капитолия (см.: XXII, 14, 11). Предложенное Ливием объяснение этого названия было не единственным у античных авторов (ср., например: Варрон. О латинском языке, V, 157).
662
По всей видимости, это этиологический миф, связанный с культом Юпитера Хлебника (см.: Валерий Максим, VII, 4, 3; Овидий. Фасты, VI, 350).
663
Диодор и Плутарх называют такую же сумму; Дионисий Галикарнасский – вдвое большую (25 талантов, т. е. 2 тыс. фунтов); Плиний (Естественная история, XXXIII, 14) сообщает, что 2 тыс. фунтов золота были найдены во время предпринятых в 52 г. до н. э. Помпеем раскопок под престолом в храме Юпитера Капитолийского.
664
Рассказ Ливия об изгнании галлов, особенно взятый в сравнении с другими источниками (ср.: Полибий, II, 18, 3; Диодор Сицилийский, XIV, 117, 7; Страбон, V, 220; Светоний. Тиберий, 3, 2), явно направлен на то, чтобы в меру возможности смягчить или затушевать понесенное римлянами унижение (выкуп) и подчеркнуть роль Камилла в спасении Города.
665
Возможно, что эти титулы приписаны Камиллу поздней обработкой предания (ср. примеч. 1 к кн. VI; уместно вспомнить также, что Гай Юлий Цезарь Октавиан принял титул «Август» в 27 г. до н. э., лишь после длительных колебаний предпочтя его титулу «Ромул»).
666
См.: примеч. 22 к кн. III.
667
Капитолийские игры устраивались не государством, а специальной коллегией «капитолийцев». Традиция о раннем происхождении этих игр устойчива, но не едина: некоторые источники (древние комментарии к Вергилию и др.) связывают их основание с Ромулом. Согласно этой версии, игры старше Капитолийского храма и сначала назывались Тарпейскими, а проводились при храме Юпитера Феретрия (см.: примеч. 47 к кн. I). Другие (Плутарх. Камилл, 5: Фест, 430 L), как и Ливий, считают основателем игр Камилла, но связывают их с взятием Вей. Игры происходили 15 октября, включали в себя состязания в кулачном бою и в беге.
668
Ай Локутий («Говорящий Вещатель») – обожествленное олицетворение «голоса», прозвучавшего будто бы на этом месте и предупреждавшего о галльском нашествии (см. выше: V, 32, 6).
669
Ср. выше: V, 25, 9, а также: Диодор Сицилийский, XIV, 116, 8; Плутарх. Камилл, 8, 3–4.
670
Должностные лица и сенат давали «пир Юпитеру» 13 сентября в день освящения Капитолийского храма (таким образом, пир приходился на время Великих игр – см.: примеч. 119 к кн. I). В жертву приносилась белая телка. Пир «возглавляли» трое богов: Юпитер, чья статуя с накрашенным красной краской лицом располагалась на ложе (подушке), Юнона и Минерва, чьи изображения помещались на креслах. Перед ними ставились столы с едой и, видимо, звучала музыка. Впоследствии эту церемонию стали повторять 13 ноября во время Плебейских игр (см.: XXV, 2, 10).
671
Имеется в виду Палладий (см.: примеч. 72 к кн. I).
672
См.: примеч. 74 к кн. I.
673
О священнодействиях на Альбанской горе см. выше примеч. 36. В Лавинии консулы, преторы и диктаторы по вступлении в должность совершали жертвоприношения Пенатам и Весте.
674
О померии (священной городской черте) см.: примеч. 138 к кн. I. Вне померия созывались центуриатные комиции.
675
Речь идет о «хижине Ромула» на Капитолии (см.: Витрувий, II, 1, 5). Была и вторая – на Палатине. Обе они поддерживались (даже если приходилось сгоревшую строить заново) в прежнем виде и во времена Ливия.
676
Ювента в Риме была богиней не просто юности, но «юношества» – младшего воинского возраста. Вступая в него (надевая «мужскую тогу»), молодой римлянин делал взнос в кассу Ювенты. Из текста Ливия следует, что и за святилищем Ювенты, как за святилищем Термина (ср.: I, 55, 4), было оставлено их прежнее место на территории будущего Капитолийского храма, так как птицы авгуров «не позволили» их передвигать. Действительно, Ювенту чтили в этом храме, в приделе Минервы (Дионисий Галикарнасский, III, 69, 5; Плиний. Естественная история, XXXV, 108).
677
Имеется в виду взятие Рима галлами (ср.: V, 51, 8 – «…в порабощении, поражении и выкупе…»), которое как бы завершило определенный круг римской истории; новый же начинается с повторного его основания на прежнем месте.
678
Мысль о Камилле как «втором основателе Города» настойчиво проводится в изложении Ливия (см. прежде всего: V, 49, 7).
679
Это был год (он закончился 30 июня 389 г. до н. э.), который начался при военных трибунах с консульской властью (см.: V, 36, 10–11), но затем – после взятия Рима галлами – был назначен диктатор – Марк Фурий Камилл (V, 46, 11). О военных трибунах с консульской властью см.: IV, 7, 1 и примеч. 18 к кн. IV.
680
Диктатор должен был слагать полномочия сразу по исполнении дела, ради которого он был избран, но Камилл был оставлен у власти до истечения срока должности военных трибунов, при которых город попал в руки галлов. Причиной продления полномочий Камилла Ливий называет просьбы сената в связи с борьбой вокруг проекта переселения римлян в Вейи (см.: V, 49, 8). Другой причиной могла быть невозможность возвращения власти военным трибунам, не сумевшим отстоять Рим.
681
О законах XII таблиц см.: III, 34, 1–7; 57, 10 и примеч. 103 к кн. III.
682
Законы, по преданию, изданные римскими царями, позднее (I в. до н. э.) были собраны в так называемый Папириев сборник, содержавший установления, относящиеся к сакральному праву или тесно с ним связанные. Раздел «царских законов» в современных собраниях источников по римскому праву (Fontes iuris Romani antiqui / Ed. C. G. Bruns. Ed. 7. Tubingae, 1909; Fontes Iuris Romani Anteiustiniani. Pars prima / Ed. S. Riccobono. Florentiae, 1941, p. 4–18) составлен из относящихся к этому предмету отрывков, сохранившихся у разных античных авторов, но восходящих, вероятно, к Папириеву сборнику.
683
Дебаты о том, что уставы понтификов должны быть опубликованы, продолжались еще долгое время (см.: X, 7).
684
По словам Авла Геллия (IV, 9, 5), «заповедными (dies religiosi) называются дни, отмеченные и обремененные скорбным знамением, в течение которых следует воздерживаться и от религиозных обрядов, и от каких бы то ни было новых предприятий». Уже Геллий предостерегал от того, чтобы путать эти дни с «неприсутственными» (dies nefasti) – о них см.: I, 19, 7.
685
То есть 18 июля.
686
О битве у Кремеры см.: II, 50, 5–11; о битве у Аллии: V, 37–38.
687
Авл Геллий (V, 17, 1–2) со ссылкой на Веррия Флакка рассказывает о поражении Сульпиция при Аллии и сообщает, что дни на другой день после календ, нон, ид называются «черными» (ater). См. также: Макробий. Сатурналии, I, 16, 21–23.
688
См.: примеч. 66 к кн. IV; примеч. 40 к кн. I.
689
См.: II, 19–20; о неясности даты см.: II, 21, 3–4. По Э. Бикерману (Хронология Древнего мира. М., 1975. С. 246), битва при Регилльском озере произошла около 496 г. до н. э.
690
О договорах 493 и 486 гг. до н. э. с этими народами см.: примеч. 76 к кн. II.
691
См.: примеч. 6 к кн. III.
692
Очевидно, Ливий считает началом войны с вольсками события 459 г. до н. э. (см.: III, 22, 2). По поводу победы 389 г. над вольсками Диодор (XIV, 117, 3) замечает, что из-за нее вольски, «которые до этого времени казались весьма сильными, стали самым слабым из всех племен, окружающих Рим».
693
Имеются в виду войны с эквами, вольсками и этрусками (ср.: Плутарх. Камилл, 36, 1).
694
«С торгов» – sub hasta («под копьем»). Буквальный смысл этого выражения (для римлянина привычного, как для нашего современника «с молотка») выразителен. Копье при торгах втыкалось в землю как «символ законной собственности, так как полагали, что самая бесспорная собственность это та, которую захватили у врага» (Гай. Институции, IV, 16. Пер. Ф. Дыдынского). Этот «символ собственности» широко использовался в римской юридической практике и не только применительно к военной добыче.
695
Ср.: V, 50, 6–7. См. также: примеч. 131 к кн. V.
696
В июле 83 г. до н. э.
697
О фалисках см.: примеч. 53 к кн. IV.
698
Ср.: V, 50, 8 и далее.
699
Эдилы ведали, в частности, строительством в Городе.
700
Храм Марса находился вне городских стен у Капенских ворот (в Сервиевой стене) на Марсовом склоне между первым и вторым милевыми камнями Аппиевой дороги. Посвящен был 1 июня, возможно, 388 г. до н. э.
701
В рукописной традиции здесь «избрал его диктатором», но издатели обычно принимают конъектуру Мадвига, опустившего это слово (ср. выше: VI, 5, 6 и ниже: VI, 7, 5).
702
«Слабосильные» (собств. causarii) – уволенные по инвалидности; «старики» – воины старших возрастов (45–60 лет).
703
После поражения вольсков в 389 г.
704
См. выше: VI, 4, 1.
705
Речь идет о событиях 390 г.
706
См. выше: VI, 5, 6.
707
См. выше: VI, 6, 14 и примеч. 26.
708
То есть Камилл.
709
Ср. выше: 9, 3.
710
В этой связи можно вспомнить о Валерии Публиколе (II, 8, 1–3) и особенно о Спурии Кассии (II, 41, 1–3).
711
Собств. – fides (буквально «вера», «доверие») – понятие многозначное (нередко переводится как «кредит»).
712
Флагом, поднятым над консульской палаткой.
713
«…Если боги и их прорицатели что-нибудь видят в будущем» – эта фраза лаконична и красива, но вряд ли уместна в устах Камилла. Размышления о том, ведомо ли будущее богам и есть ли польза от прорицаний, типична для эпохи самого Ливия, как это показывает поэзия Горация и Проперция.
714
Строго говоря, сенат лишь предлагал свои рекомендации по поводу начала войны, а последнее решение об этом принимало народное собрание (центуриатные комиции), которое «приказывало быть войне». – Ср. ниже: гл. 21, 3–5.
715
«Наложение руки» (см.: примеч. 77 к кн. III) как предъявление прав на власть над должником применялось обычно кредитором. Манлий здесь прибегает к нему, чтобы прервать власть кредитора, которому тут же при свидетелях выплачивает сумму долга, сам получая таким образом власть над должником.
716
Получив власть над должником, Манлий освободил его символическим актом погашения долга «при посредстве весов и меди» (удар куском меди о весы, обозначающий символическую уплату, был важным элементом ряда римских юридических процедур).
717
Собств. «пенаты».
718
Букв. «приговоренным и присужденным заимодавцу».
719
См.: примеч. 121 к кн. I.
720
Реминисценция из «Георгик» Вергилия (II, 507): «Прячет богатства иной и сидит на закопанном злате».
721
См.: примеч. 100 к кн. III.
722
Ср.: примеч. 105 к кн. IV. Колония, видимо, была основана как латинская, но затем эти земли были включены в «римские» (ager Romanus).
723
См.: II, 41, 1–12.
724
См. IV, 13–16.
725
Ср.: Аристофан. Всадники, ст. 1127 сл. (впрочем, контекст здесь другой).
726
Ср.: Овидий. Скорбные элегии. I, 3, 1–2; «Только представлю себе той ночи печальнейший образ, / Той, что в граде была ночью последней моей» (пер. С. В. Шервинского). В оригинале у Ливия: «…noctis illius, quae… ultima… nomini Romano fuerit»; у Овидия – «illius… noctis… qua… supremum tempus in urbe fuit».
727
Ср.: V, 47, 8.
728
Присвоив ему когномен Capitolinus (см.: V, 31, 2).
729
См.: IV, 14, 6.
730
«Доколе…» – Ливий использует знаменитое начало первой речи Цицерона против Катилины.
731
О клиентах см.: примеч. 41 к кн. II.
732
Речь идет о помощи, оказываемой плебеям народными трибунами.
733
По римскому праву, собственность (а равным образом и власть над женой) могла узакониваться давностью владения.
734
Имеются в виду народные трибуны.
735
Ср. также: VI, 14, 5: «…Манлия… отца римских плебеев». О взаимных обязанностях патрона и клиентов см.: примеч. 41 к кн. II.
736
«Уход» плебеев в дом Манлия сравнивается здесь с их уходом на Священную гору в 494 г. до н. э., но теперь средоточие опасности в сердце города (ср.: V, 47, 8).
737
См.: IV, 13, 14.
738
См.: примеч. 8 к кн. III.
739
Ср. также: Цицерон. О государстве, II, 49; Филиппики, II, 114; Валерий Максим, VI, 3, 1.
740
См.: III, 58, 1.
741
См. ниже: 10–11.
742
По рассказу Плиния Старшего (VII, 103), Манлий за 17 лет дважды получал вражеские доспехи, первый из всех, будучи всадником, он получил стенной венок, шесть гражданских, 37 даров, 23 раза был ранен. Авл Геллий (V, 6, 11, 12 и 16) сообщает, что «гражданским называется венок, который дает гражданин гражданину, которым он был спасен во время сражения… делается он из дубовых листьев», а «стенным» – венок (золотой), которым полководец награждал воина, взобравшегося первым на стену осажденного города.
743
Народное собрание названо здесь «concilium», но это – нестрогое словоупотребление позднейшего времени. Из контекста видно, что речь здесь идет о тех же центуриатных комициях, что и выше в (20, 10), только перенесенных в другое место (тоже, разумеется, вне городской черты). Флументанские (собств. «Речные») ворота – те же, через которые выходили и к Марсову полю.
744
О суде дуумвиров см.: I, 26, 6; II, 41, 11.
745
Плутарх в биографии Камилла (гл. 36) почти дословно повторяет рассказ Ливия. Иная версия сохранилась у Авла Геллия (XVII, 21, 24), который сообщает, что в «Истории» Корнелия Непота было написано, будто Манлий, согласно древнему обычаю, был засечен до смерти.
746
См.: примеч. 25 к кн. IV. Двор (собств. officina – «мастерская») Монеты – монетный двор при храме (см.: там же). О ее храме см. также: VII, 28, 4–6.
747
Ср.: Плутарх. Римские вопросы. 91 (Моралии 285).
748
Клавдий Квадригарий (цитируется у Авла Гелия – XVII, 2, 13) писал о Марке Манлии: «В равной мере выделялся он внешностью, делами, красноречием, достоинством, строгостью и доверием к людям… а происхождением… и мужеством он не уступал никому».
749
См.: примеч. 39.
750
То есть совет старейшин в Велитрах.
751
См.: примеч. 4 к кн. III.
752
«Войны существуют для молодых» (iuvenibus bella data) и т. д. Речь Луция Фурия как по тематике, так и по использованной здесь лексике напоминает одну из Овидиевых «Любовных элегий» (I, 9). Сама мысль, скорее всего, общее место риторики.
753
Плутарх (Камилл, 37) утверждает, что в этот день Камилл был болен, не выходил из лагеря и даже находился в постели.
754
Поскольку Камилл не мог сам сесть на коня и его подсадили как больного (ср.: XXXI, 37, 10), можно было бы принять версию Плутарха (см.: примеч. 78), речи же Фурия о том, что Камилл слишком стар, а война – дело молодых и т. п., счесть риторико-литературным общим местом.
755
Согласно традиции, тускуланцы не выступали против римлян со времени битвы при Регилльском озере в 496 г. до н. э.
756
Тога – «мирная» одежда гражданина. Ср. знаменитое полустишие Цицерона (из утраченной поэмы «О своем консульстве»): «Cedant arma togae» – «Пусть оружие уступит место тоге» (Цицерон. Об обязанностях, I, 77).
757
В оригинале здесь игра слов: hospitaliter-hostiliter.
758
Ср.: Сенека. Письма, VI, 5: «Люди лучше верят глазам, чем ушам»; Плавт. Грубиян, 490: «Больше значит один свидетель видевший, чем десять слышавших»; Гораций. Наука поэзии, 180 сл.: «То, что дошло через слух, всегда волнует слабее, / Нежели то, что зорким глазам предстает необманно / И достигает души без помощи слов посторонних» (пер. М. Л. Гаспарова).
759
См.: V, 31, 6.
760
См. выше: 1, 11 и примеч. 8–11.
761
Ср. выше: 2, 3 и примеч. 13 и 14.
762
Битва на Габийской дороге («у восьмого камня») произошла в 390 г. на следующий день после попытки галлов захватить Капитолий (см.: V, 49, 6). Всякий раз Ливий подчеркивает, что никто из врагов не вернулся домой с вестью об исходе сражения (см.: примеч. 126 к кн. V).
763
По Фесту (498L.), Тит Квинкций, диктатор, посвятил Юпитеру золотой венец весом в два и одну треть фунта и оставил в храме надпись, где говорилось, что за девять дней он взял столько же городов и еще десятый – Пренесту. О статуе, вывезенной из Пренесты, нигде более не упоминается. Цитируемая Ливием надпись, возможно, представляет собой сатурнийский стих.
764
Видимо, реминисценция из «Энеиды» Вергилия (X, 756–757): «…с обеих сторон убивали равно и валились / Мужи…»
765
Речь идет о реставрации стен, частично разрушенных во время войны с галлами.
766
Эти слова могут быть отнесены к вольскам вообще, но не специально к антийцам.
767
О Матери Матуте см.: примеч. 42 к кн. V. Культ ее был распространен в Центральной Италии.
768
Он был отцом трех Фабиев, отправленных в 391 г. до н. э. послами к галлам и нарушивших право народов, приняв участие в битве (см.: V, 35–36).
769
В кн. XXXIX (15, 1) Ливий упоминает об обычае продолжительных молебствий перед началом голосования в комициях. Плиний Младший в «Панегирике» (63, 3) говорит, что голосованию предшествует «длинное молебствие комиции, продолжительный момент, не допускающий улыбки» (пер. В. С. Соколова).
770
Для времени до 367 г. до н. э. таковыми были лишь должности консула, военного трибуна с консульской властью и диктатора (затем – также претора и курульного эдила – см.: примеч. 122 и 124).
771
Капитолийские фасты сообщают: «В течение пяти лет не был избран ни один курульный магистрат».
772
То есть недостаточно просто допустить плебеев в число кандидатов.
773
С 444 г. до н. э., когда согласно традиции впервые были вместо консулов избраны военные трибуны с консульской властью, до 400 г., когда на эту должность был избран плебей Лициний Кальв (см.: V, 12, 9).
774
Речь идет о должности военных трибунов с консульской властью.
775
Квесторов стали избирать из плебеев в 409 г. до н. э. (IV, 54, 3).
776
Знатными считались те, кто сам или чьи предки занимали курульные должности (см.: примеч. 95). Первоначально знать включала в себя лишь патрициев (патрицианские роды), с допущением плебеев к высоким должностям появляются и знатные плебейские роды, но и новая патрицианско-плебейская знать (нобилитет) делается таким же замкнутым кругом, как старая патрицианская.
777
См.: примеч. 22 к кн. III.
778
Никакого интеррекса в это время не было, и о «междуцарствии» в строгом смысле слова говорить не приходится.
779
Согласно Капитолийским фастам, он был назначен диктатором «для успокоения возмущения и ведения государственных дел».
780
Возможно, это отец знаменитого народного трибуна. Диодор Сицилийский (XV, 57, 1) упоминает Гая Лициния среди военных трибунов с консульской властью 378 г. до н. э. Правда, Ливий его среди трибунов этого года не упоминает, но рукописное чтение гл. 31, 1 не вполне ясно, а списка военных трибунов для 376 г. Ливий вообще не дает.
781
Считалось и нормальным, и вполне почтенным назначить своим помощником «близкого родственника». Здесь речь идет о cognatio – родстве (плебея с патрицием) не по мужской линии.
782
Собств. «оптиматов» (см.: примеч. 73 к кн. III).
783
Есть и другое понимание этого текста: «Подвергаясь величайшим личным опасностям и ничего не выигрывая для общего блага» (пер. П. Адрианова, почти так же у Б. О. Фостера).
784
О его деде см.: III, 33 и далее.
785
См.: II, 16, 4–5.
786
То есть желающие, подобно Тарквиниям, захватить всю власть в свои руки.
787
См.: II, 11, 1.
788
См.: V, 39 и далее.
789
На Капитолии стояли статуи римских царей, на пьедесталах которых были указаны годы царствования (но они были поставлены позднее).
790
Имеется в виду предусмотренная ритуалом шапка фламина Юпитера (см.: примеч. 71 к кн. I), без которой он не мог появляться вне дома.
791
См.: примеч. 74 к кн. I.
792
Собств. penetralia – внутренние помещения храмов, куда вход был разрешен лишь немногим.
793
То есть как два царя-соправителя.
794
Свою экспрессивную и полную злой иронии речь Аппий у Ливия завершает сатурнийским стихом: «Хотел бы, чтоб вам боги / подали удачи».
795
Ср. выше: VI, 37, 12.
796
Клавдий Квадригарий – римский историк рубежа II и I вв. до н. э. Автор «Анналов» в 23 книгах, охватывавших время от захвата Рима галлами до гражданских войн 80-х годов I в. до н. э., один из прямых предшественников Ливия.
797
Слово «претор» первоначально обозначало высших должностных лиц и этот его смысл всегда сохранялся в слове «преторий» (так называлась в военном лагере палатка главнокомандующего, будь то консул или диктатор). С 367 г. до н. э. вводится новая должность претора, «младшего товарища» консулов, к которому переходит судопроизводство (отсюда второе значение слова – ср. совр. итал. pretore – «мировой судья»). Учреждение этой должности имело и компенсаторное значение, вознаграждая патрициев за потерю исключительного права на консульство. Впрочем, с 337 г. до н. э. и преторская должность стала доступна плебеям (см.: VIII, 15, 9).