Стоит ещё отметить, что кичливость возможна не только в материальных вопросах, хотя это в первую очередь приходит на ум; она может быть связана и с должностным статусом и положением в обществе. Учёные разъяснили упомянутое в Коране слово «аль-манн» как свойство человека попрекать за оказанное благодеяние.
Аш-Шафии говорил: «Ты не грусти и не печалься от слов мужчины, что, сделав благо, найдёт момент, чтоб упрекнуть тебя, не понимая, что от брата эти слова звучат больнее, чем раны от копья».
В Коране говорится: «Скажи: “Не попрекайте меня вашим обращением в Ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привёл вас к вере, если вы вообще говорите правду”».4
Учёные в один голос заявляют о том, что укор после оказанной услуги относится к большим грехам в исламе и что Аллах, Свят Он и Превышен, и Его посланник, мир ему и благословение, пригрозили человеку, обладающему этим качеством, страхом, от которого в жилах стынет кровь, и описали его потерпевшим убыток. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попрёками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует своё имущество ради показухи и не верует при этом в Аллаха и в Последний день. Приведём притчу.
Гладкая скала покрыта слоем земли, но вот пошёл ливень и оставил скалу голой. Они не властны ни над чем из того, что приобрели. Аллах не ведёт прямым путём неверующих людей».5
Подавляющее большинство учёных сошлись на том, что подаяние, в котором Аллах узнает попрёк или оскорбление, будет отвергнуто. Слова Всевышнего «Они не властны ни над чем из того, что приобрели» означают, что они не способны ни пользы извлечь, ни вернуть обратно сделанное добро. Арабы делят подающего милостыню на три вида: тот, кто подаёт с последующим попрёком, – обладатель чёрной руки, кто подаёт без вопроса – обладатель белой руки, а кто подаёт с вопросом – обладатель зелёной руки.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предостерегал от последствий тщеславия, сочтя его отвратительным и мерзким поступком и пообещав такого рода человеку горе и несчастье. В достоверном предании от Господина всех творений говорится: «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им уготовано мучительное наказание!». Один из его сподвижников по имени Абу Зарр обратился с вопросом: «Кто же это, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Опускающий края одежды до земли, попрекающий своими благодеяниями людей и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв»6.
Ан-Насаи7 привёл хадис от Ибн Аббаса, в котором посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Всевышний Аллах не введёт в Рай и не позволит вкусить его благостей троим: пристрастившемуся к вину, ослушавшемуся родителей и попрекающему своими благодеяниями».
Сказал имам Аш-Шафии: «Сдвинуть скалу с вершины горы легче для меня, чем слышать попрёки мужчин за совершённые благодеяния.
Попрёки в адрес рабов Аллаха – позор, унижение и порабощение их душ и свободы. О Аллах, укрепи наши сердца на следовании прямому пути, дабы не блуждали мы, а увеличивали свои запасы благих поступков, и да благословит Аллах и приветствует наилучшего из творений».
Я не думаю, что у кого-то возникнет тяга после всех этих слов описать себя такой скверной чертой характера.
Живи спокойно
Автор книги «Сила настоящего» Дж. Мерфи в очередной раз подтверждает, что внутреннее спокойствие и баланс очень важны и что «отрицательные черты характера, присутствующие в нас самих, раздражают и в других людях, вызывая неприязнь и постепенно превращаясь в боль, а иногда и в губительную силу. Если мы хотим жить долго, в здравии и ясном уме, то должны суметь избавиться от напряжений и тревог, прежде чем они погубят нас. Мысли о ревности, страхах и переживаниях крепчают и разрушают наши нервы и внутренние секреции, принося нам физические и психические заболевания».
Тим Лоуренс, тренер методики «Процесс Хоффмана», размышляет над вопросом, которым так или иначе задавались практически все: «Если я чувствую себя комфортно со своим характером, почему я должен измениться?» – и отвечает: «Мы должны понять, что эта шаблонность в поведении вредна для окружающих нас людей, которые, чаще всего, являются нашими близкими». Кто из нас не желает спокойной и безмятежной жизни для себя и своих близких?
Как достичь высшего уровня счастья
В статье под заголовком «Родились ли вы счастливым или несчастным или стали таковым после вступления в брак?» Белинда Ласкомб размышляет: «Вопреки тому, что некоторые люди считают, будто уровень счастья в человеке находится на определённом ярусе, недавнее австралийское исследование доказало, что большую роль играет то, с кем мы вступаем в брак. Также важно знать, что наше эмоциональное состояние и жизнерадостность прямо пропорциональны тому, как мы расставляем приоритеты в наших целях и работе.
Следует в первую очередь обратить внимание на то, как автор разъяснила результаты данного исследования, в котором говорится: «Люди, которые живут с нервозными партнёрами, значительно менее счастливы, чем те, у кого партнёры благосклонны и уравновешенны». В подтверждение этого она добавила: «Сожительство человека с нервным супругом, в свою очередь, меньше воздействует на уровень счастья, чем если бы он сам был таким, и, к сожалению, наше присутствие рядом с такими людьми – это то, к чему нельзя привыкнуть. Супруги, которые страдают от вспыльчивого партнёра, остаются менее радостными и счастливыми, чем другие пары, в отношениях которых нет места нервозности». В другом контексте она объясняет: «Люди, для которых своя семья важнее, чем работа, счастливее тех, кто принимает противоположное».
Что из этого можно вынести? Если вы страдаете от дурного характера, то вы должны в первую очередь избавиться от него сами, а затем уже помочь избавиться и своей семье, окружающим людям, дабы все стали счастливее. По правде говоря, пример, взятый в исследовании, ориентирован на нервных людей, но, я думаю, вы согласитесь со мной, что мы вполне можем отнести это и к остальным негативным чертам характера, таким как скупость, упрямство, попрёки за оказанное благо и так далее.
Те, кто ставит под сомнение целесообразность или вообще недооценивает исследования о счастье и их весомости в обществе (например, экономисты и те, кто интересуется общей политикой), отвечают: «Показатели счастья в настоящее время определяют успех общества. Поскольку материальное благосостояние не смогло увеличить счастье людей, они ищут способы, благодаря которым сумеют достичь счастья и жизнерадостности посредством надлежащего брака, адекватной работы и установленной цели в жизни, ради которой мы и двигаемся вперёд. Степень удовлетворённости человека изначально определяется его генетикой, но есть ли то, к чему мы можем стремиться?» Заверяя этих скептиков, исследование отвечает: «Да, всегда есть маршрут для достижения высшего уровня счастья».
4. Императив перемен
В своей знаменитой цитате греческий историк Гераклит подчеркнул, что «в одну и ту же реку невозможно войти дважды, потому как вокруг нас будет течь новая вода». Это ясно указывает на то, что перемены – единственная истина в жизни. Он изобразил эту неизбежность, сказав: «Тот, кто не продвигается вперёд, стареет», – и призвал работать над собственным развитием, иначе наша судьба обречена остаться в неизменном положении.
Наш почтенный шейх Мухаммад аль-Газали определил слово «естество» в своей книге «Измени свою жизнь» следующими словами: «В общности, неправильно подразумевать под «природой» что-либо, кроме здоровой, целостной природы». Объяснил он это тем, что «любой дисбаланс, причинённый природе по всякой причине, недопустим и не рассчитан на неё». Иными словами, нельзя всё спускать на природу, «но, если получилось, что плод, ввиду присутствия у одного из родителей изъяна, родился слепым, слепота эта является странным проявлением природы, которая, в принципе, должна существовать во всей своей полноте и целостности.
Описание животного мира и мира плодовых деревьев аналогично, потому как предполагается, что плоды собираются чистыми и целостными, без повреждений и угроз в лице насекомых и червей… И каждое безобразие, препятствующее величию природы и её торжественности, представляет собой отклонение, которое должно исчезнуть, и его не следует признавать и умалчивать о нём. По этому пути и должен идти человеческий род.
Люди, у которых уравновешенная психика, здравое мышление, умеренный темперамент и полноценная натура, – единственные, с которых следует брать пример и перенимать опыт.
Между испорченными плодами деревьев, безобразными зародышами в царстве животных и людьми с недугом, обладающими дисфункциональными идеями и распущенными инстинктами, можно провести параллель.
Такие люди не могут олицетворять собой примеры целостной природы, и недопустимо доверять их речи, даже если у них хватает смелости заявлять о своей разумности».
Я считаю, что нет более веской причины для того, чтобы убедить нас в необходимости работать над своим преображением, дабы стать обладателями здорового естества.
В более поздних книгах, таких как «Система Гоффмана», Лоуренс объясняет во вступлении, что «книга предлагает все действия, которые необходимо выполнить человеку, чтобы изменить себя и, следовательно, свою жизнь, подытожив несколько лет опыта. Основное внимание уделяется тому, что человек должен воспитать в душе искреннее желание создать лучшую жизнь для себя, своей семьи и людей, с которыми он работает, потому что, на самом деле, это то, для чего мы рождены. Если вы хотите достичь цели, ради которой мы пришли в этот мир, важно избавиться от всего, что не приветствуется природой».
Эта последняя идея совпадает с исламским нравоучением: «Человек был создан для того, чтобы изменить мир в лучшую сторону». И коль все согласны с этим утверждением, то мы приходим к соответствующему выводу, что
благодаря приверженцам
адекватного, здорового психического мышления и уравновешенного состояния мир станет лучше, ведь именно они, несомненно, верят в императив перемен.
Если перемены относятся к практике жизни и мы меняемся вне зависимости от того, желаем того или нет, то почему мы не принимаем в счёт наши дела и не вносим изменения в то, что стало обыденным для нас?
Ограничимся данными фактами, которые, надеемся, послужат веской причиной и смогут уверить тех, кто всё ещё сомневается в важности перемен.
Как мне познать себя? И нуждаюсь ли я в переменах?
В одной из телепрограмм замечательного психиатра Фарука Латифа говорится о человеческом поведении: «Когда мы описываем человека как ненормального, противоречащего природе, мы подразумеваем его несоответствующее поведение, потому как человек естественен на всех этапах своей жизни. Всемогущий Аллах “сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмеренным”8, поэтому, если бы мы сказали, что человек сам по себе ненормальный, то из этого следовало бы, что надежд на перемены быть не может».
С этой ясной и прекрасной позиции мы начинаем наш путь к переменам. Это определение заложило основу, которая будет для нас опорой на протяжении всего пути, поскольку люди представляют наилучшее олицетворение естества природы, посему мы все имеем право на одинаковые возможности.
Важно отметить, что мы не преследуем цели обвинить кого-то. Суть в том, что мы хотим пролить свет на недостатки, от которых страдают некоторые из нас, дабы ознакомить с ними каждого.
Маккенна в своей книге «Измени свою жизнь за 7 дней» дал определение «твоим мыслям о самом себе»: «Идея заключается в образе, в котором вы видите себя в своём воображении, и причина силы мыслей в том, что ваше поведение, в основном, не отличается от этой внутренней картины».
Проблема в том, что многие люди даже не осознают, что у них уже сформировался определённый портрет себя, пока не вникнут в это. Например, вы думаете, что вы непривлекательны, и неосознанно транслируете это людям; таким образом, вы саботируете все попытки казаться привлекательными. То, что вы видите в себе, на 90% влияет на восприятие вас окружающими. Мнение людей о вас формируется из того, что вы посылаете им и с каким самомнением, ибо оно строится без учёта нашего тела, тона голоса и эмоционального сигнала, который мы излучаем. Результат: люди относятся к вам так, как вы относитесь к себе.
Мы вновь задаёмся вопросом: как мне познать самого себя? И какова моя внутренняя картина о себе? Ответ кроется в зеркале, а зеркалом служит общество, окружающее нас, ведь «то, что вы видите в другом человеке, есть ваше отражение».
Составление мнения о себе осуществляется следующими путями:
Комментарий или краткое замечание. Любое слово, которое вы слышите от друга, члена семьи или кого-либо из окружающих, возможно, имеет основу. Да, оно может выражаться не совсем объективно из-за неправильного поддержания взаимной связи. Каждый из нас, столкнувшись с комментарием со стороны, должен отложить дела и поразмыслить о том, относится ли к нему это суждение и имеет ли оно место, либо это мимолётное суждение, на которое мы не должны обращать внимание?
Частые и назойливые высказывания от людей. Если вы неоднократно сталкивались с негативными комментариями по поводу ваших действий или поведения, как если бы ктото говорил вам: «Прекращай, упрямый!» или «Как обычно, ты всё портишь!», ссылаясь на свойственный вам характер, то это звоночек. Это уже большое и ясное зеркало, сделанное из превосходного бельгийского стекла с рамкой, от которого невозможно отвести глаз, и оно чётко говорит вам: «Остановись. Выдохни. Оцени себя и своё поведение».
Прямые и постоянные советы. Обычно мы получаем их от тех, кто беспокоится о нас и кого волнуют наши дела.
Наставление может быть в форме приказа, требования или в виде коротких посылов. Эти средства разнятся, пока не вторгнутся в нашу жизнь и наши повседневные привычки.
В некоторых случаях возникает радикальное внутреннее противостояние каждой детали жизни… И вместо того, чтобы поднимать знамя сопротивления, примите то, что вы слышите, заинтересуйтесь этим и совершите путешествие в себя, чтобы проверить достоверность высказанного, его полезность и целесообразность внедрения.
Внутренний взрыв. В этом случае самопознание субъективно, без внешнего вмешательства. Чувство бдительности и предосторожности приходит к нам, когда мы испытываем состояние шока и переживаем событие, которое выходит за пределы терпения. Например, смерть родного человека или расставание с любимым, либо любой вид материального или морального провала. В такого рода кризисах вы оказываетесь в открытой конфронтации с душой, дабы провести реальный анализ, который в лучшем случае приведёт к тому, что вы избавитесь от своих плохих черт характера и похороните их вместе с той бедой, которую вы претерпели, а взамен приобретёте благой нрав.
Эта точка называется поворотной, когда человек движется в каком-то направлении, а затем внутреннее пробуждение заставляет его изменить маршрут, зачастую ‒ в лучшую сторону.
Однажды я прочитала старую английскую пословицу: «Если кто-то назвал тебя ослом, проигнорируй его! Если ослом назвали тебя двое, то присмотрись к своим копытам, ну а если трое, то пойди и купи недоуздок!» К слову о том, как, в свою очередь, общественное мнение может повлиять на человека, исходя из его модели поведения и привычек.
Резюмируя вышеизложенное, завершаю высказыванием, которое опубликовано на одном из форумов в сети: «Как же важно познание себя! Ведь это предоставляет возможность раскрытия существующих преимуществ, а также выявления слабых сторон и недостатков. Для этого познания человек должен, в первую очередь, тщательно и серьёзно изучить свою личность, под всеми углами и градусами, найти зеркало, которое прольёт свет на то, что внутри, и то, что лежит на поверхности. Подобно тому, как человек ищет в глазах других людей самого себя или схожую сущность и то, насколько его ценят и восхищаются им, он должен с таким же рвением и энтузиазмом выискивать свои ошибки, недочёты в поведении».
В состоянии ли я измениться самостоятельно?
Ответ на этот вопрос прозвучит не из моих личных убеждений, а из надёжных источников, с которыми трудно поспорить: среди них религия, наука, общество, Интернет.
Разберём каждый пласт в отдельности.
А) Исламская религия
Мне понравился ответ шейха Халида Аль Джунди на вечный вопрос, который озадачил мир с самого начала создания: «Является ли человек управляемым или имеет право выбора?» Упрощённый ответ состоял в том, что относительно всего, о чём человек будет спрошен и будет нести ответственность, – он имеет право выбора, а касаемо всего, за что он не будет спрошен, он управляемый.
Это подводит нас к следующему вопросу: факт присутствия во мне нежелательных черт характера (таких как эмоциональность, циничность, ворчливость, капризы, чрезмерная чувствительность, упрямство, равнодушие, скептицизм, высокомерие, хитрость, самовлюблённость или властность) приведёт меня к ответу за них перед Всевышним в Судный день? Или я смогу оправдаться своей наследственностью, воспитанием или окружающей средой, в которой я вырос?
Скорее всего, вам не понравится то, что вы прочтёте, но ответ таков: да, ты будешь спрошен и будешь нести ответственность за все свои поступки.
Раз дела обстоят так и я в ответе за все свои действия и поступки, то будет справедливо и разумно взять себя под контроль и прилагать усилия для перемен.
Слова Абу Хамида аль-Газали ясно и недвусмысленно признают этот принцип: «Если бы для человеческого характера были неприемлемы изменения и перемены, тогда и завещания, проповеди, воспитание потеряли бы смысл». Соответственно, Аллах не стал бы изначально посылать к людям каких-либо пророков и посланников, мир им. Стремление всех проповедников, пророков и посланников, да пребудет над ними мир, основывалось на том, что человек имеет склонность к переменам. Возьмём, к примеру, переход из первобытности в цивилизацию, из эгоизма и самолюбия – в любовь и мир, из язычества – в монотеизм, как и из невежества – в ислам.
Что касается ресурсов, необходимых для перемен, мыслитель Ибрахим аль-Асас уверяет нас, что мы обладаем этими возможностями, приводя в качестве доказательства благородный аят из Корана: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике».9 Отсюда следует, что у человека есть шанс, и это его зона ответственности, следовательно, он непременно будет спрошен за упущение этого самого шанса.
О том же повествуют и следующие благородные аяты из книги Аллаха: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».10
«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик и внушил ей порочность её и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто скрыл её (опорочил, облёк в несправедливость)».10 «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями».11
Все эти аяты в совокупности представляют ясные и неоспоримые доводы о том, что человек понесёт ответ за всё, что он совершает.
Многие учёные, подтверждая мысль о способности человека измениться, говорили, что если человек обременяет себя и обращается за помощью к терпению, то оно со временем становится чертой его характера. Как сказано в хадисе Пророка e: «Тот, кто желает стать терпеливым, таковым и становится». В заключении он хочет указать на следующий посыл: тот, кто не может описать себя качеством «терпеливости», может его приобрести при должном уровне усердия. А для тех, кто всё ещё склонен считать пословицу «Волны перемен разбиваются о скалы характера» правдой, мы скажем, что вы не одни.
Например, необходимо отметить, что часть учёных тоже в этом убеждена. Например, Ибн Абу Бакр ад-Димашки говорит: «Это вопрос, относительно которого люди расходятся в оценке, размышляя о том, может ли человек приобрести хотя бы одну похвальную черту характера или все его попытки стать лучше тщетны перед его натурой?» Он приводит несколько примеров со слов поэта, один из которых звучит так: «О тот, кто не украсил себя благим характером, воистину, нрав достигается посредством стремления и усердия».
Оппоненты сказали: «Аллах, Пресвят Он, завершил сотворение всего и вся, начиная с характера, пропитания и заканчивая смертью», намекая тем самым на то, что отныне ни у кого нет возможности измениться. Однако позже учёный снова продолжает тему о том, что человек может трансформироваться, и подтверждает этот тезис, приводя противоречивые примеры: кто-то стоит на том, что нрав можно обрести ровно так же, как и ум, благоразумие, щедрость, великодушие, мужество (и бытие служит тому свидетельством), другая сторона утверждает, что «практика прививает привычку». Третьи же сказали: «Привычки вытесняют природный характер», поэтому человек не перестаёт прилагать усилия для того, чтобы стать терпеливым, до тех пор, пока это терпение не внедряется в его обиход; ровно так же, как он не перестаёт прилагать усилия для того, чтобы приобрести прекрасные и безупречные качества, которые со временем станут его верными спутниками.
Выделим некоторые моменты из магистерской работы исследователя Абдуллы Мухаммада аш-Шарифина «Изменение человеческой личности в свете исламского воспитания»:
Концепция изменения поведения в исламском образовании – это тезис, обладающий весьма широким смыслом, и, возможно, он представляет собой одно из наиболее важных понятий, осуществляющих свою цель и задачу, – как теория самоочищения и совершенствования, повеления благодетельного и предотвращения предосудительного.
Исправление человеческого поведения и характера относится к основополагающим правилам, на которых и построен принцип исламского просвещения.
Цель изменений поведения и темперамента в исламском просвещении состоит в том, чтобы принести благо и устранить вред, подтолкнув человека идти уверенными шагами к цели, ради которой он был создан.
B
) Христианская религия
Христианская религия ничем не отличается от ислама в отношении кодекса морали, поэтому давайте обратим внимание на то, что отец Шенуда писал о самообольщении: «Каждый человек обязан познать себя наилучшим образом». Это же подтверждает наука философия: «Лучший из людей – это тот, кто знает самого себя». Такой человек не впадает в высокомерие, не выходит за пределы невозможного и не приписывает себе то, чего нет у него на самом деле. Скорее, он ясно убеждён в том, что создан из земли. Тут я вспоминаю отрывок из поэмы:
«Скажи тому, кто дорожит своими титулами и почестями, когда он крикнет из горделивости своей: “Есть кто величественней меня?!” – “Ты что, забыл свою основу? В основе ты и есть – та, грязная земля!”»
Отец Шенуда также замечает: «…В том числе нам важно понимать связь знаний с действиями. Какой толк в том, что, познав всё о добродетели, не станете ей следовать? Нет сомнений, что чем больше знаний у человека, тем больше он должен…»
Отец Башир Бадр, в свою очередь, подчеркнул в своём обращении необходимость перемен для тех, кто нуждается в этом, говоря: «Наш господин Иисус пришёл с желанием изменить человека, а не мир, как это сделал Ленин». Разумеется, это приведёт к постепенному, но тотальному изменению.
Рассматривая некоторые заповеди, которые христианство несло в себе как в древние времена, так и в наши дни, можно заметить:
–
Полный запрет на прелюбодеяние, сквернословие, ал-коголь, страсти, гнев, конфликты, смуту, притворство, ненависть, хвастовство, надменность, зависть, пустую и глупую речь (Ев.5:3,4).
–
Запрет на убийство и кражу.
–
Запрет на клевету и свидетельство ложных аргументов (доводов, показаний) против своего соседа.
–
Запрет на мысль о покушении на дом или жену свое-го соседа, а также на любую собственность ближнего. «Мудрость пребывает со смиренностью, а не с высокомерием, равно как и саженцы растут на равнине, а не на горе».
Логично, что наш господин Иисус, мир ему, адекватно оценивал человеческий потенциал и способность к переменам, дабы требовать этого от людей.
C
) Психиатрия и психология
«Эта фраза ошибочна» – ответ психиатра Фалахаат-Тамими на мой вопрос о пословице «Волны перемен разбиваются о скалы характера».
Помнится, как один из психологов уподобил характер мышцам, объясняя это тем, что при упорных тренировках человек становится сильнее и здоровее, а вот пренебрежительное отношение сделает его больным и слабым.
Мы видим, насколько сильна вера психологии и психиатрии в отношении способности человека к изменению, и, чтобы избежать путаницы между этими двумя дисциплинами, приведём определения, касаемые различий между психологией и психиатрией.