Книга Характер не приговор - читать онлайн бесплатно, автор Мурад Сидярович Алискеров. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Характер не приговор
Характер не приговор
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Характер не приговор

Несмотря на то, что навыки тоже из разряда приобретаемых качеств, тип навыков, выбираемый нами для обучения, имеет прямое отношение к нашей личности.

Наше исследование также показывает, что привычки и темперамент обычно приобретаются, но некоторые наследуются. Многочисленные наблюдения за близнецами, которых разлучили при рождении, показывают, что существует значительное сходство в выборе пищи, партнёров, круга общения и даже профессий.

Вышесказанное следует дополнить формулировкой: «… однако большинство моделей нашего поведения приобретается в процессе социального сосуществования». То есть мы выбираем приемлемые модели поведения, которые модифицируются и адаптируются, чтобы стать нашим способом сосуществования в конкретном обществе. Кроме того, наше поведение может меняться в зависимости от общества, в котором мы вращаемся. Например, в семейном кругу человек ведёт себя одним образом, а с друзьями или на работе – иначе. Разные ситуации – разные маски.

Итак, основываясь на этом исследовании, мы свободны в выборе нашего поведения. То, что приемлемо, мы принимаем, а что неприемлемо – отрицаем или скрываем, если это относится к нашей природе. В противном случае мы будем подвергаться стигматизации и выступать в роли «отклонившихся» в сообществе или среди друзей. Либо мы будем подвержены санкциям, если это аморальное поведение было на уровне более широкого общества, которое учит нас действовать правильно.

Соответственно, если мы можем избавляться от нашего скверного характера внутри общества, где мы подвергаемся наказанию или порицанию, то почему мы не можем сделать это в нашем повседневном поведении, когда нет угрозы контроля, которая и заставляет нас подтвердить высказывание: «Кто потерял своё истинное лицо – не боится быть осуждённым».

Вдобавок в исследовании более подробно отмечается, что «поведение представляет собой смесь из унаследованных свойств личности, которые определяют наш способ взаимодействия с важнейшими социальными факторами и убеждениями, а также с окружающей средой, которая, в свою очередь, будет определять способ использования наших личностей».

Как уже отмечалось, воздействие – взаимно; однако, «если нам будет трудно изменить естественные черты нашей личности, то мы, несомненно, можем восстать против общественного диктата».

И с признанием исследования роли, которую генетика играет в формировании личности и поведения, можно сказать: «результаты показали, что личность человека и, следовательно, его поведение, могут превратиться в абсолютную противоположность в тяжёлых стрессовых ситуациях».

Профессор медицины в университете Колумбии доктор Кайсаль-Окати считает, что мы являемся продуктом наших генов и следствием нашего окружения, и что невозможно разделить эти две составляющие. Он говорит: «Человек, подверженный ожирению в силу своего генетического наследства, не станет полным, если в том обществе, где он живёт и растёт, нет достаточного количества пищи или жира, которые и способствуют ожирению».

Доктор Фарук Латиф формулирует мысль более широко: «Всё психологическое поведение человека приобретается, а биологическое наследуется».

Результаты недавнего исследования генетической карты показали, что геном человека содержит приблизительно 30 000 генов, в то время как геном мышей – 50 000. Притом что у людей 300 генов – индивидуальные, отличные от мышей. Крейг Вентер, автор исследования «Расшифрованная жизнь», сказал: «Генетика не может объяснить нам, кто мы и чем являемся», а его коллега Фрэнсис Коллинз добавил: «Эти результаты заставят учёных искать другие факторы, объясняющие некоторые аспекты, связанные со здоровьем, болезнями и человеческим поведением».

Ещё одним научным сюрпризом стало то, что биолог Ричард Докинз ищет в своей книге «Эгоистичный ген» (2009) карту наших эгоистичных генов, «чтобы мы могли испортить их планы». Автор полагает, что в человеческом обществе, основанном на эгоистичном законе генов, люди могут чуждаться друг друга и жизнь в социуме обеспокоит их, а единственный способ избежать этого – обучать наши гены щедрости и альтруизму.

Автор определяет «эгоистичный ген» как «небольшую вещественную долю дезоксирибонуклеиновой кислоты, которая склонна к размножению в генетической сборке, помогая в программировании тел, находящихся в ней с целью выживания и размножения». Он доказывает, что, в сущности, ген способен помочь реплике, доступной в других телах, «казаться индивидуальным альтруизмом, но в результате оказаться геном эгоизма». Докинз наглядно демонстрирует, что гены могут развиваться вопреки преобладающему убеждению в том, что они являются фиксированными и необратимыми. Да, безусловно, наши гены учат нас быть эгоистичными, но мы не обязаны подчиняться им на протяжении всей нашей жизни.

Крейг Вентер подтверждает эту мысль: «Те, кто стремится избежать ответственности за свою жизнь, переложив её на гены, будут разочарованы. Ведь человеческое тело готово адаптироваться к окружающей среде и делает это путём сокращения или сбора белковых продуктов для генов, чтобы производить белок, который соответствует внешним обстоятельствам».

По результатам этих научных трудов мы можем заявить, что не имеем морального права судить наши поступки, ссылаясь на гены, и утверждать, что наша личность и здоровье предопределены с момента нашего сотворения. Хоть это и является таковым, у нас нет оправдания нашим грехам, проступкам, ослушанию Всевышнего или лени, так как довольно глупой будет выглядеть картина, где человек будет жить, не прилагая никаких усилий для изменения своего положения и объясняя это кажущейся невозможностью подобного изменения. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, оставил довольно ясное понимание необходимых усилий во всех сферах для максимизации приносимой пользы всему обществу через активное участие в его развитии.

Это вновь возвращает нас к вопросу: подвержены ли мы управлению или имеем собственный выбор? Если бы мы были управляемыми, то не было бы ничего, что оправдывает расплату, наказание, Рай и Ад. Наш благородный посланник, мир ему и благословение Аллаха, был правдив в своих словах: «Каждый новорождённый появляется на свет, будучи в естественном состоянии, в котором его сотворил Господь, и только после родители оборачивают его в христианство, иудаизм или огнепоклонничество».

Путь к переменам:

с чего он начинается?

Наша задача – освободиться от отрицательных свойств темперамента и устремиться навстречу переменам к лучшему.

Мусульманские бихевиористы14 объясняют, что характер делится на два вида: естественный и приобретённый.

«Если приобретённый характер соответствует врождённой природе, то взаимодействие с человеком становится быстрым; другими словами, если у человека есть склонность к какому-либо нраву, то его врождённая готовность слушать значительно больше», – как сформулировал Экхарт Толле.

Зачастую люди с дурным нравом не замечают в себе пороков и, соответственно, не думают о самосовершенствовании. Это всё равно что убеждать скупого в пользе щедрости…

Вот почему данная книга и эта конкретная глава должны помочь и призвать тех, кто не имеет склонности или желания измениться.

В книге вы не найдёте прямых решений или методов лечения. То, что мы пытаемся представить здесь, – это повествование, которое даст читателю представление о том, что делать, если он размышляет о переменах в себе.

Но вернёмся к характеру и этапам его формирования.

По мнению специалистов, характер в своём становлении проходит несколько стадий: мысль, склонность, желание, стремление, привычка.

Пример: если человек подвергается воздействию новой среды в результате путешествий или взгляда на разные культуры, то в голову начинает закрадываться мысль. После у него появляется склонность, затем она перерастает в серьёзное желание обрести этот характер, поддерживаемое волей и многократной работой над собой, а затем, вследствие цикличности повторений, это трансформируется в нечто большее и становится неотъемлемой частью его характера.

Такое разделение облегчит нам объяснение процесса перемен, поскольку оно указывает нам на отправную точку. Мысли, склонность и желание – всё это субъективные интеллектуальные процессы, которые происходят в голове человека и дают начальный импульс. Мы постараемся построить процесс изменения в пунктах так, чтобы его было легко визуализировать.

1. Осознание, признание и принятие

Начало лежит в осознании ситуации. Как говорит Лоуренс в своей книге «Процесс Хоффмана»: «Всё в жизни, включая наши судьбы, начинается в наших головах».

Следовательно, в первую очередь мы должны осознать ситуацию и понять, есть ли погрешность, которую необходимо привести в порядок, чтобы начать работать. «Это осознание должно сопровождаться объективностью и нейтральностью, поскольку нет никакого смысла в осознании нашей разрушительной природы для нас и окружающих, если мы приспосабливаемся к ней или формируем её, говоря «это неважно» или «мне действительно всё равно». Если мы не можем справедливо оценить ситуацию, то можно использовать мнение близких нам людей», – считает Лоуренс.

Осознание, признание и принятие представляют собой шаги для последовательных процессов:

Осознать;

Признать и подтвердить;

Принять.

«Одна из самых важных перемен, которые он испытал после следования программе Хоффмана, – это растущее состояние счастья и удовлетворённости, которое начало проявляться в его жизни. В дополнение к этому он подтверждает факт того, что испытывал страдания не по чьей-либо вине, и нет в этом ничего постыдного», – говорит Лоуренс.

Что касается принятия, то «принять всё и не сопротивляться этому – первый шаг к достижению того, чего мы хотим, с точки зрения нейтрализации или решения проблем в любом из наших отношений; и «самопринятие» без сопротивления и отвержения – самый глубокий секрет внутреннего исцеления. Принятие – это только начало перемен и изменений наших нежелательных черт характера, мыслей и эмоций», – отмечает Майк Джордж.

Это подтверждает доктор Фарук Латиф: «Например, для лечения такого заболевания, как обсессивно-компульсивное расстройство, пациент должен сначала принять и осознать своё заболевание, и только тогда он может излечиться».

Что нам делать сейчас, когда мы осознаем необходимость изменения характера и поведения и признаем её? Это приведёт нас ко второму шагу, который заключается в том, как мы смотрим на вещи или изменяем наши мысли…

2. Перемены в мыслях

Зачем нам это нужно?

После того как у человека со сложным характером появилась своя колея и он осознал, что у него скверный характер, от которого необходимо избавиться, он признаёт это в первую очередь для себя, а во вторую очередь – для окружающих людей, и принимает себя таким, какой он есть. И тогда ему приходит идея перемен, вследствие которой он начинает смотреть на всё под другим углом, особенно если предрешает сложность перемен.

«То, как вы видите проблему, и является проблемой» – под таким заголовком Кови писал: «Если у вас есть проблема, то она заключается лишь в том, что вы видите её как проблему, ибо это вполне может быть возможностью. Когда с неба начнут падать лимоны, делай лимонад. Всё, что вам нужно, – это изменить свой образ мышления».

Метод работы Кови над тем, чтобы изменить наше мышление, лежит в названии «Смена парадигмы», то есть «метода нашего взгляда на вещи». Отмечая важность вышесказанного, он приводит пример из личной жизни:

«Когда я ехал в метро, вошёл человек с двумя сыновьями, которые не переставали бегать по вагону, нарушая покой пассажиров. Когда моё терпение лопнуло, я подошёл к этому человеку и спросил его, почему он не контролирует своих детей и не может их усмирить. Мужчина ответил: «Мы возвращаемся из больницы, где только что умерла их мать, и я не знаю, как справиться с этим, и я подозреваю, что мои дети тоже…» Внезапно я увидел эту проблему совершенно в другом облике. Во мне произошла «смена парадигмы», и, хотя ситуация внешне осталась неизменной, я посмотрел на неё совершенно по-другому».

Мы можем мгновенно изменить то, как мы относимся к миру, и правильно отреагировать на ситуацию, которую проживаем, как мы и видели на примере Кови. Эту способность к быстрой адаптации подтверждает Пол Маккенна в своей книге «Измени свою жизнь за 7 дней». Он говорит про тех, кто удивляется излечению случаев хронической фобии в течение нескольких минут или же психологических проблем, уходящих корнями в далёкие дни: «большинство людей вполне могут вспомнить времена, в которые их жизнь изменилась буквально за считанные мгновения. Это может быть событие, когда человек получает важную информацию или встречает кого-то особенного. В тот момент он чувствует, что его жизнь уже не будет прежней. Причиной нашей способности к быстрым изменениям является изменение идей, мыслей и концепций, в которых мы убеждены, а не изменение окружающего нас мира».

Как нам изменить наши мысли?

Рассмотрим следующие три пункта, которые считаются наиболее важными стержнями изменений:

Мерфи подчёркивает: «Знайте, что вы можете отфор-матировать свою личность, предоставив самому себе новый план действий для вашего подсознания».

Следите за своими помыслами, потому что каждая идея, в которую вы верите, является осознанием бессознательного, а затем появляется в вашем мире в качестве факта.

Сила мысли превратилась в реальность, которую нельзя игнорировать, и многие науки стали рассматривать это как фактор для достижения успеха в науке управления, для излечения расстройств в психологии или для «промывания мозгов» в области безопасности и интеллекта.

Начните с уверенности в том, что неудача недопустима и что неудача в словаре успешных – метод исполнения, а не результат. Например, когда великого изобретателя Томаса Эдисона спросили: «Скажите, мистер Эдисон, каково это – терпеть неудачу 700 раз подряд, пытаясь создать одну лампочку?» – «Молодой человек, – ответил Эдисон, – я отнюдь не ошибался 700 раз, создавая эту лампочку, я обнаружил 700 способов, как не следует делать лампочку».

Несмотря на то, что, пытаясь создать электрическую лампочку, Эдисон каждый раз терпел неудачу, он превращал проблему в мотивацию. Он обладал достаточно гибким мышлением, чтобы дать себе больший выбор; и вы можете так же.

Если мы убеждены в необходимости перемен и возможности их достижения, необходимо вооружиться следующим аспектом…

3. Желание, воля, настойчивость

Проявление воли – это настрой самого себя на достижение желаемого, несмотря на трудности и промахи. Это внутренняя сила, которая движет вами на пути к вашей цели, как это сделал Эдисон. Но почему мы иногда слабы или терпим поражение перед тем, что хотим сделать? Писатель Майк Джордж объясняет: «Одно из самых больших заблуждений, которые мы допускаем в отношении себя, – это вера в то, что мы материальны, ограничены нашими преходящими телами и зависимы от их красоты и внешней формы для достижения успеха и счастья. Именно это приводит к наиболее распространённым убеждениям, когда один из нас говорит “Я не могу” или “Он не сможет”». Джордж называет это «смертельным убеждением», потому как оно мешает людям развивать и оценивать свои способности, в частности способность «выходить за пределы зоны комфорта». Следовательно, при наличии таких убеждений обучение, изменения, рост и развитие остановятся…

История о «курице внутри бутылки» поможет нам прояснить, какую оплошность допускают некоторые люди в отношении самих себя, сами того не замечая.

Эту историю мне рассказал выдающийся учитель арабского языка, отличавшийся великой мудростью: «Однажды я давал студентам открытый урок, на котором присутствовали два представителя министерства. Это было всего за несколько недель до выпускных экзаменов. Во время занятия один из студентов перебил меня вопросом: «Профессор, арабский язык очень сложный?» В аудитории сразу поднялся гул – все студенты начали обсуждать данный вопрос. Некоторое время я выдерживал молчание, но потом сказал: «Хорошо, сегодня не будет урока, я заменю его игрой». Студенты обрадовались, а гости из министерства нахмурились.

На доске я нарисовал бутылочку с узкой горловиной, а внутри неё – курицу и обратился к аудитории с вопросом: «Кто может достать эту курицу из бутылки, при условии, что не разобьёт бутылку и не убьёт курицу?»

Попытки присутствующих разгадать загадку не увенчались успехом. Один студент отчаянно закричал с конца класса: «Профессор, эта курица не выйдет, если не разбить бутылку либо не убить её». Я ответил: «Нельзя нарушать условия». Другой ученик, как бы подшучивая, сказал: «Учитель, скажи тем, кто поместил курицу в эту бутылку, чтобы достали так же, как и положили её туда». Студенты посмеялись, даже не подозревая, что он попал в яблочко. Я прервал их словами: «Это и есть правильный ответ! Только тот, кто поместил эту курицу в бутылку, сможет вынуть её. Вы заложили в свои головы, что арабский язык – сложный. Независимо от того, как и сколько бы я ни старался объяснить вам его, я не преуспею, только если вы сами не вынете этот тезис без посторонней помощи, так же, как и заложили его самостоятельно».

Урок подошёл к концу, и, судя по реакции, очень понравился представителям министерства. Спустя время я был удивлён заметным прогрессом учеников на занятиях, они начали понимать и принимать урок с необычайной лёгкостью!»

А сколько куриц поместили мы?! Соответственно, нет ничего сложного в этом мире. Сложно лишь то, что вы сами сделали трудным в своём восприятии. Каждый из нас может вытащить курицу из бутылки, в первую очередь, уповая и полагаясь на Аллаха, а затем ломая отрицательные убеждения. Однако наше стремление к переменам часто сталкивается с препятствиями, которые создаёт наше воображение, будто мы находимся в иллюзии того, чего «не сможем».

Если вы всё ещё настаиваете на том, что перемены невозможны, несмотря на всё вышеперечисленное, то, надеюсь, следующая глава переубедит вас.

Я не могу

Вас взбудоражил заголовок? Это то, что требовалось! Я решила написать этот абзац отдельно ввиду важности того, что он содержит в себе, да и потому, что в этом и заключена вся суть моего повествования. Давайте раскроем тему глубже.

Если рассматривать идею этой книги и, в частности, идею данной главы, то можно обнаружить, что она вращается вокруг фундаментальной точки, которая доказывает нашу способность к переменам.


В момент просветления наш креативный профессор Ибрахим аль-Асас напомнил нам об истине, которая, к сожалению, была скрыта от нас в момент вопроса: что противоположно слову «способность»? К нашему удивлению, ответ был – «немощность».15


Когда слово «способность» помещается в этот образ, то есть в противовес «немощности», оно становится более ясным и выразительным, ибо один антоним раскрывает потенциал другого, а в нашем случае, скорее, его уродство.

Таким образом, выражение «Я не способен», которое мы используем время от времени и без повода, становится куда более раскрытым и фактурным, если мы заменим его выражением «Я немощен». Я думаю, что большинство из нас откажется быть в таком положении и глубоко задумается, прежде чем признать свою немощность.

Я надеюсь, вы были достаточно мотивированы тем, что способность человека меняться – это то, что отличает его от животных и других существ, ведь даже ангелы не меняются, ибо им не свойственны перемены.

Эта способность подтверждается нейролингвистическим программированием (НЛП), которое советник по вопросам развития человека Сулейман аш-Шамари предпочитает называть «лингвистическим приручением разума». Дело в том, что большинство методов умственного программирования полагаются на разум, чтобы достичь стадии привыкания, используя в качестве ключа устную речь либо вовсе обходясь без слов, как, например, при внутреннем диалоге или при подключении языка тела. Это изменение возможно только тогда, когда вы примете мысль, а затем начнёте работать над её реализацией.

Поэтому, пожалуйста, не приучайте ваш разум и тело к фразам «Я не могу», «Я не способен», «Я беспомощен» или «Невозможно стать лучше, чем уже есть».

Напротив, замените их словами: «Я смогу!», «Если он смог сделать, то и я смогу!»

Но если ваша воля не поможет принять решение и проявить настойчивость в его осуществлении, то, возможно, вам помогут окружающие вас люди.

4. Просьба о помощи и важность окружения

Если меня интересуют перемены, то есть ли взаимосвязь этих перемен с окружающей средой?

Важность среды, в которой мы живём, и важность окружающих нас людей из числа семьи, друзей и коллег лежат в двух аспектах:

1) Окружающая среда – это средство, благодаря которому формируются концепции, мысли и идеи, принимаемые нами в счёт. Окружающие заставляют нас обращать внимание на собственные недостатки. В случае если мы решим работать над избавлением от них, близкие поддержат нас и побудят к этому. Кови придаёт особое значение тому, как наши мысли формируют нас и как эти концепции управляют нашей способностью видеть вещи, оценивать их и затем действовать соответственно. Иными словами, он объясняет, что наше понимание мира – это наши предубеждения и взгляды, которые мы приобрели из окружающей среды. Это объектив, сквозь призму которого мы смотрим на мир.

Окружающая среда может быть негативной или позитивной.

Майк Джордж предостерегает от воздействия негативной среды: «Не верьте никому, кто говорит вам, что вы не можете измениться и что ваши попытки изменить личность тщетны. Правда в том, что вы действительно меняетесь несколько раз в день, и всегда есть возможность подумать об изменении своей личности. Это просто представление того, как вы видите мир и взаимодействуете с людьми и окружающим миром».

Крайне важно, чтобы мы были оптимистичны и позитивны, чтобы облегчать себе достижение наших целей. Силу этого взгляда комментирует Маккенна: «Несколько лет назад я встретил известного американского актёра Уилла Смита на вечеринке и сказал ему: «Я восхищаюсь вами и считаю, что вы вдохновляете многих людей». Актёр, задумавшись, отвёл от меня взгляд, а затем ответил: «Спасибо, большое спасибо, но я не скажу, что мне было легко… ведь я чёрный. С самого детства я прилагал немало усилий, чтобы изменить свой взгляд на мир. В любой ситуации, с которой я сталкивался, я честно и откровенно искал способ мышления, который заставил бы меня позитивно относиться к вещам и стремиться к их реализации».

Человек, живя в мире, полном расизма, сумел превратить свой мнимый недостаток в достоинство и добился небывалого успеха.

Автор утверждает, что на наш жизненный опыт в основном влияет наша точка зрения или то, как и под каким углом мы смотрим на те или иные ситуации и как действуем под влиянием их.

Как сказала Билли Коннолли: «Нет плохой погоды, но есть неподходящая одежда».

Никогда не обвиняйте обстоятельства, в которых вы находитесь, – вините себя, потому что вы не смогли адаптироваться и «переодеться» в соответствии с реальностью.

Процесс перемен начинается со знания принципа работы разума или того, что называют «столпами умственного процесса».

Следует отметить, что разум и мозг – не одно и то же. Мозг необходим для работы разума, но ему нужны и другие элементы для осуществления полноценного умственного процесса.

Умственный процесс происходит тогда, когда наши чувства захватывают окружающую нас реальность и посылают её в мозг в виде информации и сигналов, а мозг, в свою очередь, ассимилирует и переводит её на основе своего опыта, практики и предыдущей информации, которую он имеет в «архиве». К примеру, предварительная информация, которая говорит нам о преломлении света в воде, даёт нам понять, что палка, погружённая в воду, кажется нам сломанной, хотя на самом деле это обман зрения.

Но не всё, что воспринимают наши чувства, так ясно. Мы все знаем, что два человека могут пройти один и тот же путь и получить совершенно разные результаты, основанные на накопленном опыте. Отсюда и важность окружающей среды, и наше приобретение правильных принципов.

Человек является отражением своих концепций, чем они яснее и чётче, тем больше раскрывается его потенциал к переменам.

Итак, когда я знаю, что решительность по отношению к переменам действительно является интеллектуальным процессом, я понимаю, что путь к изменению начинается с осознания, признания и перемен в мыслях, далее перерастает в волю и настойчивость и кончается просьбой о помощи к окружающим. Я осознаю всю ответственность сказанного, поэтому в качестве доказательства привожу слова Всемогущего и Пречистого Аллаха, который говорит: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя»16.