Психология является одной из гуманитарных наук, в то время как психиатрия представляет собой одну из вспомогательных областей медицины, и разница между ними достаточно большая.
Психология изучает правила и законы, регулирующие поведение человека в целом, а также его ощущения, восприятие, память, интеллект, мотивацию, эмоции… Причём как в случае психического здоровья, так и в случае болезни. Она имеет несколько прикладных ветвей, которые включают в себя всё, что связано с человеческой жизнью во всех областях, начиная от образования (например, педагогическая психология) и вплоть до военной и политической составляющей психологии.
Психиатрия – одна из медицинских специализаций. В курс психиатрии в медицинском образовательном учреждении входит изучение органических функций головного мозга, а также расстройств и нарушений, которые влияют на эти функции; обучающиеся овладевают способами лечения этих кризов с помощью лекарств или хирургического вмешательства. Была выявлена тесная связь между психикой и телом и их взаимным влиянием друг на друга, поэтому интерес к психологическим функциям в медицинских колледжах и возрос. Возможно, общая область между психиатрией и психологией – это душевная болезнь, её причины, диагностика и лечение.
Стоит отметить, что выпускник факультета психологии не имеет права назначать лекарственные препараты, но он участвует в индивидуальном и групповом лечении психических расстройств, а также применяет стандарты и психологические тесты в той области, в которой специализируется; психолог не называется ни врачом, ни доктором до тех пор, пока не достигнет докторской степени.
Скорее всего, эти определения являются в некоторой степени специализированными и не относятся к области исследования, но они представляют большую пользу. Стоит также отметить, что между ними нет никаких противоречий или различий в отношении способности человека изменять собственное поведение. На этом мы не ограничиваем рассмотрение вопроса, а изложим его в более развёрнутой форме, чтобы иметь полное представление о его отдельных отраслях. Так, психология развития направлена на изучение различных этапов психологического развития до и после нашей эры, через которые проходит в своей жизни каждая личность.
Отрасли психологии:
–
Детская;
–
Подростковая и взрослая; – Старческая.
Ниже приведены цели психологии развития, которые в конечном итоге установят в людях предрасположенность к изменению своего поведения.
Всестороннее познание природы личности и её компонентов, выявление связи каждого человека, опираясь на его наследственность и окружающую среду, формирование его желаний, мотивов и модели поведения, факторов, которые управляют его созреванием, изменением или его исправлением, а также правильное понимание природы развития и его проявлений.
Понимание поведения в различных ситуациях и выявление факторов, влияющих на него положительно либо отрицательно, а также наиболее подходящих методов социального воспитания, умение судить, оценивать и контролировать характер таким образом, чтобы суметь достичь личностного счастья и благополучия всего общества.
Знание индивидуальных и гендерных различий на пути психологического становления; установка соответствующих образовательных программ с целью создания учебного плана, отвечающего требованиям развития. Поскольку необходимо на постоянной основе удовлетворять потребности роста и развития, нужна многогранная и регулярная работа над конструированием новой учебной деятельности, чтобы оставаться на плаву в нынешнюю эпоху.
Эта наука рассматривает вопрос о разногласиях между индивидуумами и всевозможными факторами, влияющими на них. Фокус работы направлен на то, чтобы контролировать и оценивать поведение человека с начала его формирования и исправлять, если обнаружатся отклонения.
Что касается личности и её классификаций, то психология всегда выступала в роли вешалки, на которую люди накидывали свою неспособность измениться. Например, если один из пользователей той самой вешалки характеризуется интровертом, то он упорно стоит на своей позиции об изоляции от мира, оправдывая это типом своей личности.
Итак, что мы подразумеваем под личностью и какова её история?
В свободной энциклопедии «Википедия» мы можем прочитать следующее определение: «Личность – это набор идей, особенностей поведения, эмоций и способов взаимосвязи с окружающими людьми, который отличает одного человека от другого».
Существует несколько типов личностей, каждая область или специальность классифицирует их в соответствии со своими потребностями. Например, типология в психологии не такая, как в науке управления, и эти деления пересекаются и сливаются друг с другом настолько, что их трудно вычислить.
Это не наша область изучения, но здесь нас интересует то, что в природе личности не существует проблем, как объясняет это доктор Тарик Хабиб: «Общая форма или личность человека не представляют собой болезнь, но если нарушение затрагивает одну из четырёх важных составляющих: функциональную, социальную, профессиональную
или семейную, то человек заражается расстройством личности…»
Возникает вопрос: что такое расстройство личности? Оно представляет собой личностный тип или поведенческую тенденцию, характеризующуюся значительным дискомфортом и отклонениями от норм, принятых в данной культуре.
Модели расстройств личности подразделяются на следующие разновидности:
Скептическая личность характеризуется недоверием к другим и сомневается без весомых доказательств.
Диссоциативная личность – редкое психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором личность человека разделяется, как бы образуя в теле одного человека несколько разных личностей. При этом в определённые моменты в человеке происходит «переключение» – одна личность сменяет другую. Эти «личности» могут иметь разный пол, возраст, национальность, темперамент, умственные способности, мировоззрение, по-разному реагировать на одни и те же ситуации. После «переключения» человек может не помнить, что с ним происходило.
Антисоциальная личность проявляет отрицательное отношение к социальным нормам или стандартам поведения, в том числе и к традициям той или иной социальной группы людей, стремится противодействовать им.
Маргинальная личность – это человек, который живёт и участвует в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может порвать со своим прошлым, традициями и не может быть принят в новое общество, в котором он пытается найти своё место. Это личность на рубеже двух культур и двух обществ, ценности которых могут быть разными.
Истеричная личность характеризуется качествами самодраматизации, театральности, эгоцентризма, эмоциональной лабильностью, преувеличенным выражением эмоций, стремлением к нахождению в центре внимания и чрезмерной озабоченностью физической привлекательностью.
Нарциссическая личность – расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми, грандиозностью; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил и так далее.
Зависимая личность характеризуется повышенным ощущением беспомощности, некомпетентности и нежизнеспособности без поддержки других людей, потребность в которой ощущается большую часть времени.
Личность с навязчивым состоянием, или обсессивно-компульсивное расстройство, характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, а также разнообразными патологическими страхами.
Избегающая личность характеризуется постоянным стремлением к социальной замкнутости, чувством неполноценности, чрезвычайной чувствительностью к негативным оценкам окружающих и избеганием социального взаимодействия. Люди с тревожным расстройством личности часто считают, что они не умеют общаться или что их личность непривлекательна, избегают социального взаимодействия из-за страха быть осмеянными, униженными, отверженными… Часто они преподносят себя как индивидуалистов и говорят о чувстве отчуждённости от общества.
Депрессивная личность характеризуется стойким паттерном депрессивных когниций и поведения.
Что же делать человеку, который узнал себя в одном из вышеперечисленных пунктов: оставаться одному или принуждать окружающих к чтению пособий о том, как правильно взаимодействовать и выстраивать отношения с трудными и расстроенными личностями? А может быть, есть какое-то лекарство или способ излечиться от этих расстройств?
Например, Фалахат-Тамими считает, что «человек с расстройством личности несёт ответственность за все черты своего характера и его последствия и, следовательно, несёт полную ответственность за его исправление и изменение». Далее доктор возмущённо задаётся вопросом: «Почему большинство этих людей исправляются, находясь напротив чиновника или закона, но не исправляются, находясь со своей семьёй?! Это также привлекает наше особое внимание к удивительной способности «скоростной камеры» изменять характер вождения человека за рулём!»
Хотя специалисты признают, что нелегко узнать причины отклонений, которые возникают у личностей с расстройством, они также признают, что расстройство личности гораздо легче лечить, чем психические заболевания, что открывает широкие двери для больших и малых изменений.
D
) Социология
Здесь мы кратко рассмотрим мнение социологов относительно «реверсирования»: изменение – это естественная практика, зависящая от всех аспектов вселенной и жизненных дел, и социальные перемены не являются исключением. Изменение проявляется во всех значениях общественной жизни, что побудило мыслителей и социологов сказать, что общества без изменений нет, а есть социальные взаимодействия и процессы в постоянных выяснениях отношений. Что касается застоя в плане прогресса, он не приемлем ни на одном этапе человеческой жизни, поскольку различные человеческие общества с самого начала их возникновения претерпели значительные перемены в своей истории.
В то же время, социальные перемены не ограничены одной лишь стороной человеческой и общественной жизни. Если они начнутся, весьма затруднительна остановка этого процесса.
E
) Мнения людей
Было проведено исследование, нацеленное на случайную подборку из 132 человек разного возраста, пола и уровня образования. Анкета состояла из пяти пунктов:
Общие данные: имя, возраст и др.
Каков уровень рациональности пословицы «Волны перемен разбиваются о скалы характера»?
В какой степени респонденту удалось справиться со своими отрицательными чертами характера?
В какой степени различные факторы, такие как образование, дружба и др., способствовали внутреннему изменению респондента?
Графа примеров или иллюстрации из своего личного опыта…
По итогам опроса статистика показала следующее.
Мнение относительно рациональности высказывания «Волны перемен разбиваются о скалы характера»:
Вариант «да» выбрали 89 человек (67,4%).
Вариант «нет» выбрали 39 человек (29,5%).
Воздержались от ответа 4 человека (3%).
Из опроса видно, что ни пол, ни возраст, ни какие-либо другие факторы не повлияли на веру людей в правдивость поговорки.
К вопросу о том, насколько респонденты сумели обуздать свой характер, было предложено два варианта: «значительным образом» либо «полностью». 38,6% опрашиваемых побороли в себе упрёки за совершённое благодеяние и 61,4% перебороли своё упрямство. Иными словами, эта доля людей сумела либо значительным образом, либо полностью изменить свой характер и преобразиться.
Так в чём же суть данной фразы? Результаты опроса показали, что немногие размышляют об истинном значении пословиц, считая их априори верными.
Однако среди опрашиваемых были и те, кто признал изменение и подтвердил это реалистичными примерами из жизни.
Приведём некоторые из них.
Положительные мотивации
А) Смена работы послужила стимулом для одной из участниц опроса избавиться от алчного характера. Она писала: «Я стала больше обращаться к себе. Изменила свою жизнь, и это научило меня больше любить, ценить себя. Сделав это, я даже сбросила лишний вес». Один из молодых людей поделился: «Я обнаружил, что смена рода деятельности очень помогла мне снизить интенсивность дискуссий, и я начал пытаться достигать своих целей и задач в кратчайшие сроки».
B)
Брак и дети имеют большое преимущество в транс-формации некоторых людей, особенно в отношении характеров, отличающихся опрометчивостью, чрезмерностью и эгоизмом. Многие согласились с тем, что женитьба избавила их от безрассудства, они перестали повышать скорость на дорогах, заботясь о том, чтобы обеспечить своим детям максимально безопасную жизнь.
C)
Немаловажную роль в изменении характера для ко-го-то сыграли путешествия и знакомства с различными культурами. Респондент писал: «Жизнь в среде, свободной от поспешного проявления гнева и от готовых суждений быстро заставила меня избавиться от этих двух отрицательных черт поведения». Другой признался: «Решающим мотивом, повлиявшим на моё поведение и отношения с людьми, послужили поездки, благодаря которым я познакомился с новым образом жизни и освоил разные пути взаимоотношений с людьми. Изменился даже стиль мышления…»
D)
Понимание религии и совершение хаджа – именно это поселило покой и гармонию в сердцах многих участников опроса. Они познали то, для чего их сотворил Аллах, что заставило их думать об изменениях к лучшему. Одна из участниц процитировала благословенный аят из Корана, обращённый к Пророку
e
:
«Воистину, твой нрав превосходен»
.
12
Это говорит о том, что мы обязаны закладывать благие черты характера и превосходный нрав в себя, в своих детей и общество.
Негативные мотивации
А) Критика людей оказала существенное влияние, избавив одну участницу опроса от импульсивного характера и вспыльчивости. Она поделилась: «Один из моих коллег напомнил мне о моих сильных эмоциях по вопросам, которые должны быть реализованы на важной конференции, и о том, что моя резкая реакция вызывает излишнее напряжение и влияет на их выступление. Это и побудило меня стать собой и попытаться сохранить самообладание в подобных ситуациях».
B) Развод и сопутствующие обстоятельства послужили незаменимым опытом: одна женщина стала лучше разбираться в людях и их взглядах, что заставило её вести себя мудрее.
Здесь отмечается, что способность человека к трансформации и его убеждённость в этой возможности превращают отрицательный фактор в положительный или, как говорят мусульманские исследователи поведения, «трансформируют беду в подарок».
Но не все примеры – изменения к лучшему, а иные вовсе привели к плачевному итогу. Рассмотрим некоторые из
них…
Отрицательные изменения
А) Респондент – женщина с высшим образованием: «Я стала меньше поддаваться эмоциям, сдерживала свою импульсивность, чтобы избежать проблем и последствий… Потом и вовсе стала прибегать к молчанию и тушить свой гнев таким образом».
B)
Женщина, 40 лет: «В начале своей семейной жизни я всегда стремилась к совершенству, и это вызывало у меня напряжение и нервозность, особенно в отношениях с моими детьми, но за эти годы я полностью осознала, что в этом бытии нет совершенства, и я научилась контролировать свой характер и сохранять самообладание во многих ситуациях».
В данном случае – женщина не изменилась, но она всё же понизила свои ожидания, что и оправдывает её ответ «да» по поводу веры в пословицу.
C)
Мужчина, 40 лет: «Я не верил в магию и шарлатанов и старался держаться от таких людей подальше. Однажды из моего дома была украдена драгоценность, и я поймал себя на том, что ищу колдунов, чтобы найти вора».
Есть прекрасная пословица, которая точным образом описывает этот случай: «Тот, чья рука в огне, не поймёт того, кто держит руку в воде»13.
В завершение нашего разговора и для полноты картины обратимся к интернет-источникам по данной теме.
Вопрос: «Человек растёт с естественными чертами характера, такими как вспыльчивость, спешка и так далее. Может ли он изменить свой характер?»
Ответ уважаемого брата Хасана, да хранит его Аллах: «Нет сомнений в том, что многочисленные черты характера, которыми отличается каждый человек, на самом деле приобретённые и выученные. В то же время есть некоторые черты характера, коих мало, которые непосредственно присущи личности. Другими словами, определённую роль в нём играет и генетика, поскольку человек может утратить изученное и приобретённое. Основываясь на этом принципе, человек может изменить свой характер, особенно свои плохие качества, одновременно стремясь закрепить и усилить свои хорошие качества».
Известно, что возрастной этап и социальные условия играют большую роль в воздействии на характер человека и его поведение. Так, например, в жизни бывают периоды, в которых изобилуют гнев, торопливость и беспокойство. Человек должен распознавать отрицательные черты, что в нём заложены, ибо когда человек принимает и понимает свои свойства, он может изменить их, ища против них контрмеры. Как мы всегда говорим, Всевышний Аллах создал мир с удивительной двойственностью, ибо у каждой вещи есть своя противоположность.
Как вы успели заметить, несмотря на то, что в ответах содержится много оптимизма относительно способности к трансформации, они ограничены лишь приобретёнными чертами характера. В следующих главах мы увидим, что человек способен преобразить даже унаследованное по природе.
Ответ уважаемого брата Абдуллы, да хранит его Аллах: «На мой взгляд, человек может изменить свою природу – не всю, но определённую часть точно. Ведь как человек становится знающим? Не иначе, как посредством усердного обучения и старания, равно как и буйный становится терпеливым, приложив к этому упорство. Исходя из этого, посредством прививания каких-то положительных качеств и привычек человек вполне способен преобразить себя».
Здесь мы замечаем осмотрительный оптимизм со стороны автора ответа, но мы в этой книге стремимся добиться абсолютного оптимизма, без всяких оговорок и осторожности.
«Я вижу в нём свойства характера, которые меняются со временем, но сами черты неизменны». К примеру, нервный человек, если он и может снизить свою нервозность, то на время. И кардинальных мер изменить себя он не предпринимает. Но если человек антисоциальный, то, общаясь с людьми, выстраивая с ними взаимоотношения и набираясь навыков, он может измениться и стать активной частью социума.
Анализируя результаты опроса, примеры и ответы, мы обнаружили, что вопросы, касающиеся внутреннего преображения, всё ещё остаются размытыми для большого процента людей.
Миссия этой книги состоит в том, чтобы расставить всё на свои места, твёрдо убедиться в нашей способности меняться и в необходимости перемен, как доказали и показали нам это религия, психология и социология.
Опрос на тему «Характер»
Личные данные:
Возраст
Пол
Семейное положение
Образование
20-30
Мужской
не состоит в браке
среднее
30-40
Женский
состоит в браке
степень бакалавра
40-50
в разводе
высшее
50-60
60 +
Верите ли вы в поговорку о том, что попытки стать лучше и изменить себя бессильны перед характером человека?
Да /нет
Укажите, в какой степени одну или более из этих черт характера вы смогли перебороть в себе. Оцените от 1 до 5 баллов, насколько успешно вы сумели изменить свой характер и достичь перемен, где 1 – самый низкий показатель, или отсутствие каких-либо перемен, 5 – самый высокий показатель, или абсолютное изменение.
Черты характера
Упрямство
Скупость
Опрометчивость
Расточительство
Эгоизм
Упрёк за благодеяние
Лень
Алчность
Чрезмерная вспыльчивость в прениях
Поспешность в суждениях
Другая черта характера (упомяните её)
В какой промежуток времени вы сумели изменить некоторые черты своего характера? Поставьте знак перед событием, после которого вы встретили перемены.
Событие
Не изменился
Встретил значительные перемены
Изменился полностью
Вступление в брак
Научная степень
Смена ПМЖ
Смена работы
Просвет в материальном положении
Закат в материальном положении
Развод
Разнообразие общения или новые знакомства
Другое обстоятельство (упомяните его)
Добавьте примечание или комментарий по вашему усмотрению.
……………………………………………………………
……………………………………………………………
……………………………………………………………
……………………………………………………………
……………………………………………………………
Унаследованное и приобретённое
Существует множество противоречивых взглядов и фактов о том, в какой степени генетический фактор ответственен за наши черты характера. Другими словами, является ли наш темперамент нашей сущностью или это набор приобретённых качеств? Проблема заключается в том, что раньше было крайне мало соответствующей информации для разрешения этого спора. Некоторые, как уже упоминалось ранее, определяют характер как прочно застывший фундамент, на котором формируется личность и который принимается человеком безвольно, как данность, а также утверждают, что «сын – копия отца». Майк Джордж в своей книге «7 восклицаний высоко просветлённых душ» говорит: «В отношении поведения человека невозможно представить что-либо унаследованное, ибо каждая вещь является приобретённой».
Он добавил: «Наши убеждения или то, во что мы верим, не являются связующим звеном в наших генах ДНК. Напротив, все наши убеждения, принципы и взгляды приобретаются, мы обучаемся им, посылая их в наше сознание. Тем самым они отражаются на поверхности через призму наших мыслей, слов и эмоций», – то есть через наше поведение.
Ниже мы отдельно приведём факты, представленные в результате поисков и исследований в статье под заголовком «Влияние генетики и окружающей среды на поведение».
В конце XIX – начале XX вв. широко обсуждался вопрос о влиянии окружающей среды и генетики на преступное поведение человека. Общество сбрасывало вину преступности на генетический фактор. Именно по этой причине возникли движения, призывающие к стерилизации преступников, невежд и насильников, дабы они не продолжали свой род. Однако вскоре появились свидетельства того, что качества и личность человека могут быть изменены под влиянием условий окружающей среды.
С увеличением исследований, связанных с человеческим развитием и появлением различных типов личностей, была разработана их классификация: личность руководителя, закрытая личность, нервная, замкнутая, лидерская и др.
Наша личность состоит из основополагающих характеристик, таких как логическое мышление, эмоциональная чувствительность, открытость или закрытость, и считается, что эти качества часто обнаруживаются при рождении, то есть передаются генетически. Это подтверждается тем фактом, что даже близнецы, рождённые в одной среде, обладают разными личностями. Свойства нашей личности определяют наш выбор в отношении действий, которые мы будем предпринимать. Например, если мы относимся к закрытому типу, то будем менее активными при отсутствии внешнего влияния, предпочитая изоляцию и погружение в работу. Но если мы открыты, то, находясь в обществе, найдём то, что мотивирует и даёт нам большую отдачу. И человек с логическим мышлением предпочёл бы работать с людьми, поскольку в этом случае его умственные способности оценены и задействованы в полной мере.
Эти параметры и предпочтения будут в какой-то степени определять нашу систему поведения. То есть наше поведение будет соответствовать личности, но наша взаимосвязь и реакции на внешние воздействия во многом приобретены. Например, то, как мы говорим и как мы оправдываем свои действия и страхи, за исключением страха провала, громких и тревожных голосов, способных напугать нас, – всё приобретается.