Некоторые считают, что часть общества имеет право выбора, а другая – управляема с момента рождения. Но наука достоверно доказала обратное, заявив, что у каждого есть выбор, вплоть даже до того, что мы можем управлять и формировать наши гены так, как нам того захочется.
«Управление генами» – термин, пришедший от моего учителя Ибрахима аль-Асаса в его комментариях «о степени нашей ответственности за наши гены».
Что в первую очередь приходит на ум, когда вы слышите слово «управление»? Директор, офис, выполняемые обязанности, начальники и подчинённые… Это и есть управление в его простейшем понимании среди широкой общественности, и я тоже к ней отношусь, поэтому не хочу опираться на ссылки для определений и специализированных понятий, чтобы не усложнять.
Давайте вернёмся к нашему вопросу об «управлении генами». Кто является управляющим в этом случае? И чем он управляет?
Именно мы занимаем руководящую должность, и именно на нас возложена ответственность за управление генами, но вопрос в другом: как нам ими управлять? Решать только вам, какими бы вы хотели видеть себя, свой нрав и характер.
Пречист и Возвышен Аллах, наш Всемогущий Господь, Который сотворил нас и сделал наши облики соразмерными и совершенными, затем сделал нас ответственными за управление нашими душами, включая генетику, ибо каждый из нас – пастырь, несущий абсолютную ответственность за свою паству. Так давайте выберем для наших генов надлежащий характер, которым доволен Аллах!
Прежде чем завершить самую важную главу книги, предвосхищаю ваши вопросы о том, что, если всё так просто, почему все мы не идеальны?
Я согласна с тем, что существуют трудности и препятствия в процессе самосовершенствования. Прочитав определение Генри Форда о том, что «препятствия – это то, что вы видите, когда отклоняетесь от своего взгляда на цель», мы понимаем, что всё достижимо, если мы сумеем определить нашу цель и не отклоняться от неё.
А второе и самое большое препятствие состоит в том, что мы все осознаём: по какому бы пути мы ни шли, чтобы избавиться от наших проблем, ошибок или болезней, будь то посредством мольбы, молитв или работы, порой это может не увенчаться успехом и остаться без ответа, но почему?
Говорит Мерфи в своей книге «Сила подсознания» (2007): «Причина в том, что вам не хватает уверенности; многие люди сами препятствуют получению заветного ответа на их молитвы, не понимая того, как работает подсознание. Мы должны помнить, что, когда наше подсознание принимает мысль, оно немедленно реагирует на неё, используя для этого все свои ресурсы, равно как если вы будете использовать своё подсознание негативно, вы получите проблемы, неудачи и расстройства».
Впрочем, это именно то, что говорит наш благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует: «Взывайте к Аллаху, будучи убеждёнными в получении ответа». Аналогичная постановка фигурирует и в Библии: «Только имея убеждённость, вы получите всё, о чём просите в молитве».
Быть убеждённым и верить означает, что вы принимаете и осознаёте всю реальность и что ситуация и результаты живут вместе с воображением или с тем, что Мерфи называет «дисциплинированным или научным воображением». Однако смена убеждений и вектора мышления способна изменить нашу жизнь вопреки законам и создать новую реальность, которую воображение не могло допустить даже в качестве эксперимента.
Мы надеемся, что таким образом охватим большую часть того, что необходимо предпринять для успешных перемен, с соизволения Аллаха.
Примеры перемен из повседневной жизни
Примеров изменений много, они существуют в жизни каждого из нас, но мы игнорируем их и пытаемся отрицать, не замечать и предавать забвению; в лучшем случае мы признаём их, но говорим, что это – скорее исключение, а не правило.
А мы напоминаем, что перемены – единственное утверждённое правило в жизни. Как говорил Гераклит, «В одну и ту же воду дважды не войдёшь».
Жизнь движется, мы идём в ногу со временем, развиваемся и меняемся по нашей воле или безвольно. Так давайте же сделаем это ради нашего благополучия по собственной воле!
Начнём с нескольких ярких примеров, указывающих на способность человека переходить от одной крайности к другой.
Первый пример взят из книги Маккенны «Измени свою жизнь за 7 дней». Во время гражданской войны в Корее в конце 1950-х годов китайцам удалось убедить беспрецедентное число военнопленных американцев перейти к коммунизму: они располагали солдат к себе, не применяя пыток и угроз, не давая обещаний и вознаграждений. Китайцы поняли, что поведение человека – прямой результат того, кем человек считает себя. Маленькими, размеренными, но точными шагами они сумели «перепрограммировать» этих солдат. Может показаться, что это из разряда нереального, так как такие манипуляции трудно проделать с людьми, у которых психика максимально устоялась, но они внедряли это со временем, не спеша.
В ходе расследования заключённых убеждали произносить антиамериканские или прокоммунистические приговоры, например, чтобы заключённый тысячу раз повторил, что Америка – ужасная страна, что безработицы или преступности в коммунистических странах меньше. Кроме того, оказывалось моральное давление со стороны следователя, который подстрекал своими вопросами «Почему же Америка не идеальна?» И продолжалось это до тех пор, пока солдат не устанет и не вымотается, чтобы затем дать ему заявление на подпись.
Впоследствии заключённый обязывался высказывать то, что он говорил в групповых обсуждениях и с другими заключёнными. Затем китайцы распространяли сказанное, включая данные и звание заключённого; внезапно заключённый находил себя соучастником своих врагов, а если у него поинтересоваться, почему он это сделал, он не сможет притвориться и сказать, что сделал это под пытками или чем-то подобным.
Психологические исследования показали, что человек не способен различать своё поведение и то, во что он верит; следовательно, заключённый начинал оправдывать свои действия, чтобы сохранить свою психологическую стабильность, но утверждение, что он говорил, будто Америка не идеальна, соответствовало истине, и сочувствие коммунизму было не меньшим преступлением. В этот момент человек будет думать, что он прокоммунист и антиамериканец, и это чувство подтвердят его товарищи, когда они изменят своё отношение к нему. Вскоре мы увидим, что его желание действовать в соответствии с тем, что он считает верным, заставит его всё больше и больше общаться с китайцами, укрепляя тем самым его представление о себе как о новичке, чтобы не стать объектом сомнений.
Второй пример. В случаях фобий учёные НЛП («нейролингвистического программирования») говорят: «Можно вылечить человека с арахнофобией всего за полчаса, обучая больного реакциям человека, который любит пауков и видит их маленькими и милыми существами. Но картина в подсознании пациента с фобией совершенно иная: ему кажется, что пауки везде и повсюду, и для него они кажутся огромных размеров. Пациент не до конца осознаёт, что всё дело в его подсознании и с небольшой помощью он бы избавился от своего страха».
Что касается третьего примера, о нём нам также повествует Маккенна; это очень чуждое для нашего понимания явление, но важное по нескольким причинам.
Во-первых, многие из нас, и я лично, не знаем медицинской информации и терминов, которые вы прочитаете ниже, но даже услышав об этом, я не смогла представить, как можно применять подобные методы для лечения некоторых поведенческих проблем, таких как зависимость или пессимизм.
Другая причина заключается в великолепии нашего человеческого формирования, его структуры и его способности развиваться и «строиться» так, как мы захотим.
Поскольку следующая информация является в некоторой степени специфической, кому-то она может показаться на первый взгляд сложной. Поэтому желательно прочитать её внимательно и несколько раз…
Маккенна рассказывает: «Несколько лет назад я слышал о докторе в Нью-Йорке, который помогает наркоманам избавиться от зависимости, подвергая их гипнозу и обучая организм не реагировать на наркотики. При изучении этой методики у людей с зависимостью появляется способность достигать состояния расслабления и экстаза, «набирать высоту» естественным образом.
Когда к ним приходит осознание того, что именно их тела и организмы заставляют чувствовать себя лучше, а не яд или «медленная смерть», они постепенно уменьшают свою зависимость и легче отходят от наркотиков».
На что опирается вышеуказанный метод?
Он опирается на то, что каждый наркотик, который человек принимает в своей жизни, создаёт специфический нейрохимический ответ в организме. Этот ответ является источником экстаза. Другими словами, человека делает расслабленным и опьянённым не сам наркотик, а именно реакция организма на этот ядовитый дурман и даёт чувство экстаза.
Маккенна комментирует исследование, проведённое доктором, следующим образом: «Несмотря на то, что я поражён результатами этого исследования, меня больше интересует идея, стоящая за ним: «счастье по требованию», которая учит разум стимулировать тело к пробуждению химических веществ, которые вызывают внутри приятные ощущения в любой момент, где и когда их захочется человеку».
С другой стороны, в течение десятилетий учёные пытались найти то, что делает опиоидный анальгетик способным вызывать такое состояние счастья и возбуждения, пока доктор Кэндис Берт не обнаружила то, что называется «опиоидным рецептором», не только в мозге, но и в каждой клетке человеческого тела.
Доктор выяснила, что эти рецепторы особенно совместимы с определённым типом гормонов, называемых эндорфинами. Эндорфины – «гормоны радости», которые вырабатываются в организме человека в ответ на изменения окружающей среды. Они способны снизить боль, уменьшить чувство страха или просто сделать человека счастливым.
Эндорфины являются не только проводниками в мир спокойствия и расслабленности, но и служат нейромедиатором, который производит ещё больше связок в коре головного мозга и делает человека интеллектуально подкованным.
Что нам принесло всё это?
Маккенна продолжает: «Не только каждая из наших клеток может чувствовать счастье, но и мы, когда решаем стать счастливыми, становимся более сообразительными. И способ, которым мозг и тело общаются и поддерживают связь, чтобы мы чувствовали себя радостными, идёт от клетки к клетке. Когда химическое сообщение растворяется в клетке, оно принимает форму эндорфинов, затем посылает вибрации в соседние клетки, которые, в свою очередь, радуются тому, что происходит что-то приятное, они начинают реагировать таким же образом, распространяя сообщение из одной клетки в другую, создавая волну счастья и радости».
Маккенна воспользовался набором фактов, связанных с доктором, который помогает своим пациентам избавиться от зависимости, заставляя их сначала достичь состояния эйфории с помощью гипноза, а после с естественными наркотиками в наших телах в виде эндорфинов. Опираясь на эти данные, он начал экспериментировать с некоторыми людьми, чтобы выяснить, возможно ли достичь выделения эндорфинов с помощью упражнений на визуализацию. Ему успешно удалось заставить многих подопытных испытать это желанное чувство, даже без использования гипноза; его техника просто-напросто опиралась на визуализацию.
И те люди, которые подверглись этому опыту, были полностью удовлетворены, так как Маккенна просто побуждал их вспоминать произошедшие с ними в прошлом события, когда «гормоны счастья» текли по их венам, призывая их сосредоточиться на том блеске, на оттенках и чувствах того времени. Он пытался укрепить их, восстанавливая вновь и вновь хронологию тех событий, в которых люди были максимально счастливы, что заставляло некоторых из них улыбаться, а другие и вовсе смеялись так, что чуть не сваливались со стула.
«С того времени тысячи людей научились давать себе моментальную дозу эндорфина», – комментирует Маккенна.
Что мы можем извлечь из приведённых примеров?
Во всех трёх случаях речь идёт о преобразовании каждого человека в противоположную сущность: капиталист обратился в коммуниста, человек, страдающий арахнофобией, смирился и принял свой страх, а депрессивный наркоман победил свою зависимость и превратился в того, кто может чувствовать себя комфортно и счастливо когда захочет.
Как мы уже упоминали, это несколько крайние примеры, цель которых состоит в том, чтобы продемонстрировать способность наших умственных и физических систем адаптироваться и изменяться.
Хвала Аллаху, который меняет, но Сам неизменяем, вносит перемены в жизни людей, но не приемлет их Сам, Всемогущ и Самодостаточен. Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, который явился с методологией, призывающей становиться лучше.
Перемены из жизни знаменитостей
Данная глава отличается от предыдущей, поскольку приведённые здесь примеры относятся к личностям, о которых многие из вас знают. Может быть, это покажется более убедительным в вопросе изменения концепции и характера. В этих примерах учитывается различное временное пространство и культурное происхождение, чтобы продемонстрировать, что изменение человеческой натуры не ограничивается ни местом, ни конкретной цивилизацией.
Мы начнём с эпохи авторитетных халифов и рассмотрим изменения в жизни выдающегося человека – Умара ибн аль-Хаттаба. Затем мы ознакомимся с переменами из жизни доктора Мустафы Махмуда, который жил в двадцатом веке и умер в начале двадцать первого, а третьим и последним примером послужит персона из западной цивилизации – Энтони Роббинс, который является нашим современником.
Умар ибн аль-Хаттаб
Его полное имя – Абу Хафс Умар ибн аль-Хаттаб аль-Адави аль-Кураши, по прозвищу аль-Фарук, второй по счёту из праведных халифов мусульман и один из величайших соратников пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Один из самых влиятельных людей и лидеров в истории ислама, оставивший после себя неизгладимый след. Он входит в число десяти сподвижников пророка, мир ему и благословение, обрадованных Раем, а также является учёным и аскетом. Он возглавил Исламский халифат после смерти Абу Бакра ас-Сиддика в 634 г., что соответствует 13 г. хиджры.
Ибн аль-Хаттаб был опытным судьёй, прославился своей необычайной справедливостью к людям и отсутствием какого-либо предвзятого отношения, будь то к мусульманам или неверующим. Именно поэтому он и был прозван именем «аль-Фарук», что в переводе означает «различающий», ибо он отличал истину от лжи.
Достижения Умара
Он – основатель календаря хиджры, во время его правления ислам достиг неимоверных высот во всех сферах и областях, пока мощь исламского государства не расширилась и не объяла весь Ирак, Египет, Ливию, Левант, Персию, Хорасан, восточную Анатолию, южную Армению и Пакистан. Он впервые вошёл в Иерусалим под мусульманским правлением, а Иерусалим является третьим по значимости священным городом в исламе. Исламское государство поглотило всю территорию Сасанидской, Персидской и около двух третей земель Византийской империи.
Военная гениальность Умара ибн аль-Хаттаба была проявлена в многочисленных кампаниях, которые он организовал для покорения персов, превосходящих мусульман в силе и числе, поэтому он смог создать целую империю менее чем за два года. Благодаря политическим и административным способностям и навыкам он сохранил сплочённость и единство страны, мощь которой росла день ото дня, а численность её населения увеличивалась, так как оно пополнялось разнообразными расами.
Как Умар пришёл в ислам
Историки и учёные шариата единогласны в том, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение, стал посланником Аллаха в 610 году, когда ему было сорок лет. Исламский призыв в его самом начале был тайным, и только спустя три года пророку, мир ему и благословение, было велено публично призвать людей к исламу. Курайшиты, само собой, отвергли его, особенно после того, как он начал презирать их лжебогов, таких как аль-Лят, аль-Узза и всех идолов. Он побудил курайшитов отказаться от их лживых убеждений, противоречащих принципам ислама, но в ответ на это курайшиты начали нападать на мусульман и причинять им вред.
Умар ибн аль-Хаттаб слыл могущественным, жестоким, смелым и очень сильным человеком. Он был из числа людей, враждебно настроенных к посланнику Аллаха, мир ему. Мусульмане боялись его, он был тираном по отношению к ним. Узнав, что его невольница приняла ислам, он мучил её днями напролёт, а потом обращался со словами: «Клянусь, что я оставил тебя только потому, что мне наскучило наказывать тебя». И всякий раз, когда кто-то призывал к исламу, Умар запугивал его и заставлял сбегать с места призыва.
Одни источники предполагают, что Умар был одним из последних людей, принявших ислам среди переселенцев в Медину – город пророка. Некоторые историки упоминали, что Умар приблизился к пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, когда тот, находясь в Мекке, совершал молитву, произнося её вслух. Умар подслушал, как пророк, мир ему и благословение, читал в молитве, будучи в запретной мечети, следующие два аята: «Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей десницей. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение. Напротив, это ясные аяты в груди тех, кому даровано знание, и только беззаконники отвергают Наши знамения»17.
Это оставило в душе Умара значимый след, и с тех самых пор в его сердце вонзился ислам, но психологическая борьба внутри него ещё не была окончена. Она была острой, ибо его сердце говорило, что эти люди на истинном пути, так как стойкость и твёрдость перед тем, чему они подвергаются, представлялась ему удивительной. Они читали чуждое слово, которого курайшиты никогда раньше не слышали, кроме того, их предводитель Мухаммад, мир ему и благословение, не вызывал никаких подозрений и сомнений, поскольку был честным, надёжным, справедливым и до прихода ислама, и после, что признавали даже враги – курайшиты. Параллельно разум говорил Умару, что, придя в ислам, он потеряет свой статус – статус посла курайшитов и перестанет быть одним из их лидеров. Эта религия разделила Мекку на две половины: первая, которая верила в неё, и вторая, которая враждовала с ней. На протяжении целых шести лет курайшиты страдали, терпели неудачи и трудности из-за Умара и впадали в вечные разногласия.
И в разгар этой внутренней борьбы, в силу своего решительного характера, Умар захотел покончить со всем, что его беспокоит. Он вознамерился избавить самого себя и всю Мекку от распространения этих новшеств и проблем, решившись на то, о чём помышляли и чего желали многие язычники из числа курайшитов, но никак не преуспевали, а именно – убить Мухаммада, мир ему и благословение.
К принятию этого решения его также подтолкнуло событие, произошедшее за два дня до того, когда дядя пророка Хамза ибн Абд-уль-Муталиб, принявший ислам, жестоко унизил и оскорбил Абу Джахля, который, в свою очередь, был дядей по материнской линии Умара ибн аль-Хаттаба. Умар посчитал, что это затронуло как его честь, так и честь Абу Джахля, а разрешение такого рода вопросов у арабов обычно происходит с помощью меча.
Он наточил свой меч и покинул дом, направляясь к пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, а по дороге его встретил Нуайм ибн Абдуллах, который был одним из мусульман, скрывавших свою веру. Спросив Умара о его направлении и узнав, что он собирается убить пророка, мир ему и благословение, Нуайм обратился к нему: «А почему бы тебе не вернуться к жителям своего дома и не решить с ними вопрос? Ведь твой двоюродный брат Саид ибн Зейд ибн Амр и твоя сестра Фатима бинт аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, приняли ислам и последовали религии Мухаммада, мир ему и благословение, тебе следует прежде обратиться к ним двоим».
Умар разгневался и тотчас направился к ним.
Прибыв, он обнаружил в доме Хаббаба ибн аль-Аратта, который в это время обучал Корану свою супругу. Увидев это, Умар бросился на своего зятя и повалил его на пол, но сестра оттащила его от своего мужа. Тогда он ударил её по лицу, она же в гневе воскликнула: «Умар, нет в твоей религии истины, а я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха!» И тут Умар пожалел о содеянном, устыдился и сказал: «Дайте мне эту вашу книгу, чтобы и я почитал её!» – но его сестра повелела ему совершить омовение, поскольку Коран позволительно взять в руки только в состоянии ритуальной чистоты. Умар совершил омовение, а потом взял в руки Коран, принялся читать суру «Таха» и сразу после этого воскликнул: «Это не является речью человека!» – и тотчас принял ислам.
Затем он вышел и отправился в дом аль-Аркама ибн аби аль-Аркама, где пророк Мухаммад, мир ему и благословение, встречался со своими сподвижниками и призывал там тайно к исламу. Согласно исламским источникам, Аллах ответил на мольбу пророка e, который сказал: «О Аллах, возвеличь Ислам тем, из этих двух, кто любимей Тебе: Абу Джахлем или ‘Умаром ибн аль-Хаттабом!»18. Также рассказывают, что наиболее любим пророком был именно Умар.
Перемены в жизни Умара
История прихода Умара в ислам была приведена здесь по необходимости, поскольку именно мусульманство послужило причиной для изменения его характера. Ведь мы упомянули, каким жёстким сердцем и нравом обладал Умар до принятия ислама. Простой инцидент, рассказанный женой Амра ибн Рабиа, был признаком начала перемен и воздействия на него нашей религии. Сообщается, что Умар был одним из тех людей, которые больше всего причиняли мучения и осуществляли гонения в отношении мусульман. И когда его сестра однажды собиралась отправиться в Эфиопию, пришёл Умар и спросил: «Куда собралась?» Она, почувствовав опасность, ответила: «Вы причиняли нам страдания из-за нашей религии, поэтому мы уезжаем, чтобы больше не испытывать их». Внезапно Умар сказал: «Пусть сопровождает вас Аллах!» – и удалился. Женщина весьма удивилась его поступку, ей показалось, что он скоро примет ислам. Далее она отправилась к своему мужу и рассказала ему о том, что заметила в Умаре некую мягкость, на что он удивлённо воскликнул: «Ты надеешься, что он примет ислам?! Клянусь Аллахом, скорее ислам примет осёл аль-Хаттаба, нежели Умар».
Из жестокосердия в благожелательность.
Так что же произошло?
Случай, рассказанный женой Амра ибн Рабиа, произошёл во время эмиграции в Эфиопию, как раз в тот момент, когда Умар проходил стадию психологической борьбы. Несмотря на признаки влияния идеи ислама и мягкосердечие, которые выявились в Умаре в этом инциденте, его вспыльчивость и решимость доминировали над ним. Так и пришло решение убить посланника, мир ему и благословение, но день покушения на убийство закончился фактом обращения Умара в ислам, как упоминалось выше.
Из одной крайности в другую, из чёрствости и грубости в доброту. Это произошло по причине того, что наш любимец Умар начал размышлять над тем, к чему призывал посланник, мир ему и благословение, и его сердце начало смягчаться до такой степени, что даже его родная сестра, обиженная им, почувствовала предпосылки принятия ислама. Это говорит нам о том, что, если в мышлении и убеждениях человека произойдут перемены, ему будет легче принять новые очертания в характере, которыми он не обладал ранее.
Это преображение было увековечено Умаром, и он прославился своим мягким нравом. Следующая история, рассказанная его сыном, произошедшая после его обращения в ислам, ярко свидетельствует нам об этом.
«Однажды Умар обходил рынки Медины с Абдуррахманом ибн Ауфом. Вдруг они застали недавно прибывший караван купцов, который раскинул лагерь за пределами города. Умар предложил Абдуррахману посторожить их товар сегодняшней ночью, на что тот ответил согласием, и, помолившись, они решили расположиться для ночлега недалеко от каравана. Немногим позже Умар, да будет доволен им Аллах, услышав детский плач, направился в его сторону и, увидев мать плачущего ребёнка, воскликнул: «Побойся Аллаха! Будь милосердна к своему ребёнку!» Не успел он дойти обратно, как вновь услышал детский плач, тогда он вернулся и снова высказал замечание женщине.
По наступлении последнего часа ночи, услышав в третий раз детский плач, он примчался и стал восклицать: «Горе тебе! Какая же ты нерадивая мать! Почему твой ребёнок без остановки плачет всю ночь?!»
Не подозревая, что перед ней стоит сам правитель правоверных, женщина ответила: «О, раб Аллаха, ты надоел мне! Я пытаюсь отлучить своего ребёнка от груди!» Умар возмущённо спросил: «Зачем?!» Она ответила: «Потому что Умар даёт помощь только тем детям, которых отлучили от груди». Он спросил: «А сколько ему?» Когда мать назвала возраст ребёнка (несколько месяцев), Умар вымолвил: «Не спеши с этим!»