Согласно п. 4 ст. 41 Закона об электроэнергетике организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии (сетевые компании) в пределах исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, а также лица, владеющие объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, и не осуществляющие деятельности по передаче электрической энергии таким потребителям в определяемом Правительством Российской Федерации порядке, обязаны урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, с иными сетевыми компаниями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используются для поставок электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю электрической энергии.
В соответствии с п. 5 Правил в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций, такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
Пунктом 6 Правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно выданному ОАО «ЭЗСА» разрешению на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети ОАО «МОЭСК» от 19.07.2012 № И-11-00-936424/105, ОАО «ЭЗСА» разрешено дальнейшее использование установленной мощности при условии согласия собственника (владельца) внутренней сети здания и по его ТУ, проект электроснабжения должен быть согласован с блоком по учету и транспорту электроэнергии МКС – филиала ОАО «МОЭСК», собственником и владельцем внутренней сети здания.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм ОАО «Проектмонтажавтоматика» как организация, занимающая доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, в границах присоединенной электрической сети, а также п. 6 Правил не вправе препятствовать перетоку электрической энергии для такого потребления и требовать за это оплату, в связи с чем действия общества не соответствуют, в том числе положениям п. 4 и 5 Правил.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с вышеизложенным антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что в действиях заявителя по настоящему делу имеется нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной электрической сети, путем препятствования перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства нежилых помещений ОАО «ЭЗСА», расположенных по адресу: г. Москва, проспект Маршала Жукова, дом 2, корп. 2, что ущемляет права ОАО «ЭЗСА».
Заявитель указывает на отсутствие у него доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной электрической сети, а также на отсутствие надлежащего технологического присоединения объекта ОАО «ЭЗСА» к электрическим сетям сетевой организации.
Между тем данные доводы заявителя не соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на неправильном толковании норм права, в том числе ст. 5 Закона о естественных монополиях и п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции.
Как подтверждается материалами дела, между ОАО «ЭЗСА» и ОАО «Проектмонтажавтоматика» заключен договор от 01.01.2011 № 127 об оказании эксплуатационных услуг. Согласно указанному договору ОАО «ЭЗСА» обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги, а ОАО «Проектмонтажавтоматика» обязуется предоставлять эксплуатационные услуги, в том числе электрическую энергию для энергоснабжения объекта ОАО «ЭЗСА». Факт исполнения условий договора, в том числе в части оплаты электрической энергии и расходов по оплате дополнительных электромонтажных работ и ремонта и наладки оборудования подтверждается имеющимися в материалах арбитражного дела платежными документами за январь – август 2012 г. (л. д. 5—16, т. 30).
Антимонопольным органом верно установлено, что надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГПКИ «Проектмонтажавтоматика» к электрическим сетям сетевой организации подтверждается актом от 31.05.1989 по разграничению принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сооружений напряжением свыше 1000 В, заключенным между Мосэнерго и ГПКИ «Проектмонтажавтоматика», с установленной мощностью 2000 кВт и единовременной 1650 кВА от ТЭЦ № 16РП № 1925 (л. д. 11 антимонопольного дела), который заменен актом от 12.08.2010 № МКС/112.19/1691.
Наличие же технологического присоединения объекта ОАО «ЭЗСА» к электрическим сетям сетевой организации опосредованно через сети ОАО «Проектмонтажавтоматика» подтверждается письмом ОАО «МОЭСК» от 03.07.2012 № МОЭСК/145/4806 (л. д. 145 антимонопольного дела), а также актом по разграничению принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В, заключенным ГУП ГПКИ «Проектмонтажавтоматика» и ОАО «ЭЗСА» (л. д. 7, антимонопольного дела).
При этом ссылки заявителя на то обстоятельство, что архивные данные ОАО «МОЭСК», а также материалы дела не содержат акта о технологическом присоединении и акта о разграничении балансовой принадлежности и ответственности эксплуатации электроустановок, подписанного заявителем, ОАО «ЭЗСА» и энергоснабжающей организацией подлежат отклонению, поскольку ст. 26 Законом об электроэнергетике установлена однократность технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Также имеется между заявителем ОАО «ЭЗСА» договор от 01.01.2011 № 137 об оказании им услуг по электроснабжению, в связи с чем отсутствие надлежащего технологического присоединения не позволило бы заявителю осуществлять электроснабжение контрагента.
В конкретном случае ссылки общества на отсутствие технологического присоединения направлены на изыскание всевозможных способов ухода от ответственности за незаконное препятствование перетоку электроэнергии ОАО «ЭЗСА».
При этом споров, связанных с отсутствием надлежащего технологического присоединения объектов ОАО «ЭЗСА», не возникало до момента обращения последнего в адрес ОАО «Проектмонтажавтоматика» о согласовании выделения мощности для заключения прямого договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком в порядке п. 62 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, действовавших на момент спорных правоотношений.
В этой связи ссылки заявителя на отсутствие у ОАО «ЭЗСА» надлежащего технологического присоединения являются необоснованными и связаны с неисполнением ОАО «Проектмонтажавтоматика» требований законодательства об электроэнергетике.
То обстоятельство, что ОАО «ЭЗСА» были представлены в антимонопольный орган только копии документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение его объектов, не свидетельствует о недостоверности представленных сведений. Указанные документы были представлены в надлежащим образом заверенных копиях, что соответствует требованиям п. 3.13 Приказа ФАС России от 25.12.2007 № 447 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации».
Вопреки доводам общества ни упомянутый регламент, ни Закон о защите конкуренции не содержат положений о допустимости доказательств.
Сведения, содержащиеся в документах, представленных ОАО «ЭЗСА», заявителем документально не опровергнуты.
Как подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, 25.04.2012 произошло отключение электроснабжения объекта ОАО «ЭЗСА», расположенного по адресу: г. Москва, проспект Маршала Жукова, дом 2, корп. 2, стр. 1, что не соответствует требованиям п. 6 Правил.
В обоснование заявления общество ссылается на положения ст. 308, 539, 545 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГКРФ).
Между тем данные нормы являются общими и не регулируют в полной мере правоотношений сторон.
В силу положений ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит помимо Кодекса из нормативных актов Президента, Правительства Российской Федерации, актов иных ведомств.
K спорным правоотношениям сторон применимы специальные нормы гражданского законодательства – Закона о естественных монополиях, Закона о защите конкуренции, Закона об электроэнергетике, положения постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, действовавшего на момент спорных правоотношений.
K рассматриваемым правоотношениям в части ограничения электроснабжения ОАО «ЭЗСА» применимы нормы п. 3, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
Доводы общества о том, что подключение ОАО «ЭЗСА» к объектам электросетевого хозяйства заявителя и ОАО «МОЭСК» является несанкционированным, не свидетельствуют о законности ограничения электроснабжения помещений ОАО «ЭЗСА», поскольку право реагирования на несанкционированное подключение в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 принадлежит исключительно сетевой организации, статусом которой заявитель не обладает. Со стороны ОАО «МОЭСК» такого реагирования на действия ОАО «ЭЗСА», которые общество полагает несанкционированным подключением, не последовало.
Более того, ОАО «МОЭСК» поддерживает позицию антимонопольного органа и ОАО «ЭЗСА», поэтому доводы заявителя в этой части подлежат отклонению.
Критическое отношение заявителя к заключенному и исполняемому им договору от 01.01.2011 № 127 фактическим обстоятельствам дела не противоречит, а наличия объективной стороны его правонарушения не опровергает.
Ссылки общества на то, что указанным договором не согласованы существенные условия (ст. 432 ГК РФ), и потому он является незаключенным, суд отклоняет, поскольку надлежащих доказательств признания договора от 01.01.2011 № 127 незаключенным, то есть судебного решения, заявителем не представлено, в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие об исполнении условий договора.
Действительно, заявитель не является сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, однако это не освобождает общество от выполнения требований п. 4, 5 и 6 Правил.
Ссылки общества на отсутствие в его действиях нарушения порядка ценообразования при расчетах за потребление электроэнергии ОАО «ЭЗСА» также противоречат фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Так, в соответствии с приложением № 1 к договору от 01.01.2011 № 127 ОАО «ЭЗСА» оплачивает ОАО «Проектмонтажавтоматика», кроме прочего, расходы по обеспечению функционирования систем энергоснабжения, а также расходы по эксплуатации РП 1925, находящейся в ведении последнего.
В силу ст. 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии являются комплексом организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Согласно ч. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках электрической энергии подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Обязанность общества по обращению за установлением тарифа на оказываемые ОАО «ЭЗСА» услуги в уполномоченный государственный орган следует из п. 3, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
Уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы, является Региональная энергетическая комиссия в силу постановления Правительства города Москвы от 12.12.2006 № 963-ПП.
Обязанность по обращению в РЭК г. Москвы, как установлено комиссией антимонопольного органа и не оспаривается заявителем, им не исполнена.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган, по рассмотрении дела и принятии решения, выдает обязательные, в силу ст. 36 Закона, предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Согласно п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением в необходимом для этого объеме.
Таким образом, оспариваемое заявителем предписание направлено на восстановление законности в регулируемой сфере правоотношений и нарушенных прав ОАО «ЭЗСА».
С учетом изложенного следует вывод о том, что решение и предписание Управления о нарушении заявителем ст. 10 Закона о конкуренции правомерно и обоснованно, в связи с чем в силу ст. 198, 200 АПК РФ не имеется оснований для признания ненормативных правовых актов не соответствующими закону или иному нормативному правовому акту.
Решение Арбитражного суда г. Москвы
от 3 июня 2013 года по делу № А40-42950/13
Наличие на балансе Заявителя электросетей, через которые осуществляется подача электричества в помещения другого лица, обуславливает положение общества как субъекта естественной монополии.
ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Управления Федеральной Антимонопольной Службы по г. Москве от 07.02.2013 № ОМ/3443 по делу № 07–01/10-62/11 о нарушении антимонопольного законодательства о признании в действиях ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ» факта нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной сети, результатом которого явилось ущемление интересов Богомазовой Е. В., путем препятствования свободному перетоку электрической энергии опосредованно через электрические сети ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ» на энергопринимающие устройства нежилых помещений Богомазовой Е. В., расположенные по адресу: г. Москва, Серпуховский пер., д. 1-3-5, стр. 3, и выдаче предписания ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и передаче материалов дела № 07–01/10-62/11 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер административного реагирования в соответствии со ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, 29.12.2010 в Московское УФАС России по принадлежности из ФАС России поступила жалоба Е. В. и В. Н. Богомазовых на действия ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ» по отключению электроснабжения помещений по адресу: Москва, Серпуховский пер., д. 1-3-5, стр. 3.
На основании указанной жалобы Московским УФАС России в порядке ст. 23 и главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) приказом от 04.07.2011 № 711 возбуждено дело № 07–01/10-62/11 о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого было вынесено оспариваемое решение от 07.02.2013.
Из текста оспариваемого решения следует, что основаниями для его вынесения послужили следующие обстоятельства.
Как установлено антимонопольным органом и не оспаривается сторонами, Богомазова Е. В. владеет на праве собственности нежилыми помещениями общей площадью 107,6 кв. м, расположенными по адресу: г. Москва, Серпуховский пер., д. 1-3-5, стр. 3.
27.07.2010 подача электрической энергии в нежилые помещения Богомазовой Е. В., расположенные по адресу: г. Москва, Серпуховский пер., д. 1-3-5, стр. 3, была прекращена. По факту отключения электрической энергии в указанных нежилых помещениях Богомазовой Е. В. составлен акт от 27.07.2010 № б/н (вх. от 04.03.2011 № 3733).
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 14.05.2003 между АО «Мосэнерго» и ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ», ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ» является балансодержателем и ответственным за эксплуатацию кабельных линий и электрического ввода, посредством которых осуществляется электроснабжение помещений здания, расположенного по адресу: г. Москва, Серпуховский пер., д. 1-3-5, стр. 3.
Богомазова E. В. обратилась в суд с исковыми требованиями к ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ» о признании действий ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ» по отключению электроснабжения нежилых помещений Богомазовой E. В. общей площадью 107,6 кв. м, расположенных на втором этаже здания по адресу: г. Москва, Серпуховский пер., д. 1-3-5, стр. 3, незаконными. Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25.03.2011 по делу № 2-2675/2011, в удовлетворении исковых требований Богомазовой E. В. к ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ» отказано в полном объеме, по причине того, что истица не доказала наличие у ответчика обусловленной каким-либо договором или требованиями законодательных актов обязанности по обеспечению электроэнергией принадлежащих ей помещений (отсутствует договор энергоснабжения, не установлен прибор учета электрической энергии, также отсутствуют документы, подтверждающие надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации).
4 августа 2010 г., с целью оформления надлежащего технологического присоединения, Богомазова E. В. обратилась в адрес ОАО «МОЭСК» с заявкой № И-10-00-919105/102 на осуществление технологического присоединения мощности в размере 15 кВт установленной и 15 кВА единовременной, для электроснабжения нежилых помещений расположенных по адресу: г. Москва, Серпуховский пер., д. 1-3-5, стр. 3.
Во исполнение заявки от 04.08.2010 № И-10-00-919105/102 между ОАО «МОЭСК» и Богомазовой E. В. был подписан договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям от 19.11.2010 № ИА-10-302-5949(919105) и выданы технические условия (как неотъемлемая часть указанного договора) от 22.11.2010.
Согласно выданным 22.11.2010 техническим условиям, присоединение энергопринимающих устройств Богомазовой E. В. к электрической сети ОАО «МОЭСК» осуществляется от ввода 113821 до нового ВРЩ 0,4 кВ (ТП 24000) по шлейфовой схеме.
В ходе рассмотрения дела № 07–01/10-62/11 Комиссия Московского УФАС России установила в действиях ОАО «МОЭСК» признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно в возложении на Богомазову E. В. обязанности по согласованию технологического присоединения с балансодержателем электрической сети (ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ») и по его ТУ, что не предусмотрено п. 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
Определением от 10.11.2011 № ДТ/28151 дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «МОЭСК» было выделено в отдельное производство.
Решением по делу № 1-10-66/77-12 от 30.03.2012 признан факт нарушения ОАО «МОЭСК» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции», ОАО «МОЭСК» выдано предписание от 30.03.2012 № ДТ/6795, в котором ОАО «МОЭСК» предписывается прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции», а именно в возложении на Богомазову Е. В. не предусмотренной законом обязанности по согласованию технологического присоединения с балансодержателем электрической сети (ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ») и по его ТУ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-78305/12 (147–743) от 03.10.2012 в удовлетворении требования ОАО «МОЭСК» о признании недействительным решения Московского УФАС России от 30.03.12 по делу № 1-10-66/77-12 отказано.
Во исполнения решения и предписания по делу № 1-10-66/77-12 от 30.03.2012 ОАО «МОЭСК» совершило действия, направленные на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств нежилых помещений Богомазовой Е. В. к своим электрическим сетям.
3 марта 2012 г. между ОАО «МОЭСК» и Богомазовым В. Н. (представитель Богомазовой Е. В. по доверенности) составлен акт № 1/ИА-10-302-5949 (919105) о технологическом присоединении, в соответствии с которым стороны подтверждают исполнение обязательств по договору от 19.11.2010 № ИА-10-302-5949(919105).
Акт № 1/ИА-10-302-5949 (919105) от 03.10.2012 подтверждает технологическое присоединение энергопринимающих устройств Богомазовой Е. В. к электрическим сетям ОАО «МОЭСК» опосредованно через электрические сети ЗАО «Агентство недвижимости Московско-Парижского КБ», однако на момент 24.01.2013 электроснабжение нежилых помещений Богомазовой Е. В. не осуществляется.
Здание, расположенное по адресу: г. Москва, Серпуховский пер., д. 1-3-5, стр. 3, в котором расположены помещения Богомазовой Е. В., образует собой комплекс помещений, объединенных общей электрической сетью, и имеет технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации.
Наличие на балансе Заявителя электросетей, через которые осуществляется подача электричества в помещения Богомазовой Е. В., обуславливает положение общества как субъекта естественной монополии.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 08.09.2009 № 6057/09, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.