banner banner banner
Кризис менеджмента. Очерки современной теории и текущей практики. 2-е издание
Кризис менеджмента. Очерки современной теории и текущей практики. 2-е издание
Оценить:
 Рейтинг: 0

Кризис менеджмента. Очерки современной теории и текущей практики. 2-е издание


…Рассказывают, когда-то, в начале 90-х годов ушедшего столетия, Джон Мэйджор, тогдашний премьер Великобритании, посещал Нижний Новгород. Во время беседы с ним Борис Немцов, бывший тогда губернатором, якобы спросил Мэйджора: «Господин премьер-министр, а вот вы лично в случае необходимости на нужное для государства дело могли бы из бюджета потратить, скажем, 10 миллионов фунтов стерлингов?». «Конечно, – ответил Мэйджор, – если эти средства предусмотрены соответствующей статьей расходов государственного бюджета. Но если бюджет не предусматривает такие траты, то кто же мне их даст!» Говорят, что тогда такой ответ Мэйджора удивил наших представителей.

Он бы удивил наших руководителей, видимо, и сегодня, иначе чем объяснить, скажем, молниеносное решение нашего бывшего премьера – как реакцию на обвинение в махинациях с выборами – о выделении 13 млрд рублей на установку видеоаппаратуры на всех избирательных участках. Как в демократическом обществе такие траты можно осуществлять в обход государственного бюджета? Откуда были взяты эти средства? Из того же госбюджета? Но тогда за счет сокращения расходов по каким-то другим статьям… А если не из бюджета, то где тогда хранятся эти средства и как они формируются, за счет каких источников? И почему решение принимается не всем народом по поводу использования общенародных средств?

С государственным управлением у нас проблем достаточно много, и проблем весьма серьезных

. Самое главное, видимо, сводится к тому, что никто в стране пока не озадачился всерьез проблемой эффективности государственных расходов. Сколько денег, к примеру, было потрачено и тратится сейчас на разработку той же системы российского образования?

Вот уж поистине для кого-то синекура! «Больше года несколько сотен экспертов писали, а затем корректировали долгосрочную образовательную и научную политику. Изменения в жизни детских садов и школ описаны в главе “Новая школа”, реформа вузовской отрасли – в главе “Профобразование”. Научная жизнь вынесена в главу под названием “От стимулирования инноваций к росту на их основе”», – умиляется автор одной из публикаций

.

Благодаря таким планам наша российская система образования становится все смешнее и смешнее, поскольку к ее реформе привлекаются смешные люди со смешными идеями и смешными карьерными биографиями, хотя сами себя они и именуют экспертами

.

Вот сейчас принялись за осуществление нового витка по борьбе с коррупцией

. И вновь, вместо того чтобы стараться устранить причины такого явления, борются с людьми – чиновниками. Мы вновь, уже в который раз, ступаем опять на те же самые грабли. Чем больше боремся мы с ней, тем более распространенной она становится.

Еще в 1851 году знаменитый в то время М. Бакунин писал: «В России трудно и почти невозможно чиновнику быть не вором. Во-первых, все вокруг него крадут, привычка становится природою; во-вторых, подчиненный должен сам часто в том или другом виде платить подать начальнику, и наконец, потому что если кто и вздумает остаться честным человеком, то и товарищи, и начальники его возненавидят; сначала прокричат его чудаком, диким, необщественным человеком, а если не исправится, так, пожалуй, и либералом, опасным вольнодумцем сначала, а тогда уж не успокоятся, прежде чем его совсем не задавят и не сотрут его с лица земли»

.

Бакунину можно доверять.

«…я никогда не писал о России за деньги… – замечает он, – …чем долее жил за границей, тем глубже чувствовал, что я русский и что никогда не перестану быть русским…»

«Когда обойдешь мир, – писал он далее, – везде найдешь много зла, притеснений, неправды, а в России, может быть, более, чем в других государствах. Не оттого, чтоб в России люди были хуже, чем в Западной Европе; напротив, я думаю, что русский человек лучше, добрее, шире душой, чем западный; но на Западе против зла есть лекарства: публичность, общественное мнение, наконец, свобода, облагораживающая и возвышающая всякого человека. Это лекарство не существует в России».

«…Везде воруют и берут взятки и за деньги творят неправду! В России же иногда и все знают о воре, о притеснителе, о творящем неправду за деньги, все знают, но все же и молчат, потому что боятся, и само начальство молчит, зная и за собою грехи, и все заботятся только об одном, чтобы не узнал министр и царь…»

«Трудно и тяжело жить в России человеку, любящему правду, человеку, любящему ближнего, уважающему равно во всех людях достоинство и независимость бессмертной души, человеку, терпящему одним словом не только от притеснений, которых он сам бывает жертва, но и от притеснений, падающих на соседа!»

«Один страх недействителен. Против такого зла необходимы другие лекарства: благородство чувств, самостоятельность мысли, гордая безбоязненность чистой совести, уважение человеческого достоинства в себе и других, а наконец, и публичное презрение ко всем бесчестным, бесчеловечным людям, общественный стыд, общественная совесть!»

Число коррупционных преступлений в России в 2012 году, по сравнению с 2011-м, выросло примерно на треть. Это не журналистские данные. Об этом объявил ни кто иной, как представитель Следственного комитета В. Маркин

. В первом полугодии 2012 года, заявил он, в производстве следователей СК находилось 15,8 тысячи уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, что более чем на 5 тысяч больше, чем за аналогичный период прошлого года (10,4 тысячи).

Что тут добавить?..

…История двухсотлетней сознательной борьбы с коррупцией (или с тем, что именуется коррупцией) интересна, но безрезультатна и бессмысленна в той форме, в которой она осуществляется по сей день.

Примечательно, что в более или менее активной форме такая борьба велась в России при любой власти. Нынешняя ситуация – не исключение, а наоборот, сегодня уровень коррупции в стране зашкаливает за все возможные пределы.

Мы дожили до того момента, когда государственные служивые люди в выделяемых им государственных кабинетах слишком много времени бывают заняты планированием операций по воровству бюджетных денег и поиску других форм своего собственного – индивидуального – обогащения.

Очерк пятый

Менеджмент: где критика?

Люди все одинаковые,

только судьбы у них разные…

Валентин Распутин,

выдающийся русский писатель

Известно, что в театральной сфере в качестве самостоятельной формы профессиональной активности давно уже утвердилось такое направление, как критика.

Театральные критики представляют собой особую группу профессионалов, которые глубоко владеют теоретическими основами жанра во всех их тонкостях.

Да, сами критики не ставят спектаклей, не играют на сцене. Но дать профессиональную оценку другим деятелям, выступить в качестве эксперта они всегда готовы. Это обстоятельство, по всей вероятности, привносит системный характер в функционирование такой сферы профессиональной деятельности.

Общепризнанным является также и тот факт, что менеджмент как специфическая форма профессиональной активности представляет собой симбиоз технологической составляющей и именно искусства.

Технология управления осваивается человеком через обучение, через наученность…

Технология – это то, что в течение достаточно длительного периода времени из индивидуальных, т. е. субъективных, инициатив, выкристаллизовалось в форму относительно объективных требований, что и позволило сформировать основы учебно-научной дисциплины под названием «менеджмент» («общая теория менеджмента»).

Так, к примеру, стало понятным, что вне зависимости от сферы деятельности, конкретного профиля организации, собственных личностных качеств менеджер должен принимать решения в отношении какой-либо задачи или проблемы. Потом планировать, как он будет добиваться получения того результата, образ которого сформировался на уровне сознания. А раз спланировал – надо совершать действия в реальном режиме, т. е. реализовывать план, мотивируя при этом самого себя и подчиненных к надлежащему исполнению таких действий. На каком-то этапе необходимо обязательно проверить, а то ли получается в реальности, что хотел получить в момент принятия решения, иными словами, осуществить контрольные функции…

Это и есть (как и многое другое) технология управленческой деятельности.

Искусство же – явление, полностью субъективное.

В приложении к менеджменту под искусством следует, видимо, рассматривать особенности личностного поведения человека в процессе профессиональной активности, прежде всего видение и понимание им того, как конкретно должен выстраиваться и исполняться упомянутый нами выше управленческий технологический процесс.

Действительно, в одной и той же ситуации один менеджер может принять вот какое решение, а другой – вот какое, потому что…

Вот в этом «потому что…» и кроется искусство управления.

Кстати, с этой точки зрения под искусством мы должны понимать процесс задействования личностных качеств:

• или в отражении какого-то конкретного фрагмента окружающего нас мира;

• или в этичном разрешении тех проблем, которые не позволяют получить результат в его желательной форме.

При этом именно личностные качества человека выступают в сфере искусства в качестве пределов его возможностей.

Но набор и сила проявления таких личностных качеств сильно варьируются от человека к человеку. А следовательно, результат задействования в профессиональной сфере таких личностных качеств может давать больший или меньший эффект.

Такая особенность, кстати, характерна для любого типа выполняемой человеком работы, требующей обязательного соблюдения не только технологических требований, но и определенной направленности активной мыслительной деятельности. Ученый, к примеру, должен владеть технологией проведения исследования, врач – технологией проведения осмотра пациента, преподаватель вуза – технологией подачи учебного материала…

Но результат деятельности любого из названных нами специалистов будет являться следствием не самой технологии, а вовлечения исполнителем своих личностных качеств в процесс трансформации освоенной и осваиваемой – по ходу обогащения практического опыта – технологии в накапливаемые им индивидуальные профессиональные навыки и приемы

.