banner banner banner
Санация предприятия в отрасли. Учебное пособие
Санация предприятия в отрасли. Учебное пособие
Оценить:
 Рейтинг: 0

Санация предприятия в отрасли. Учебное пособие


Шумпетер, говоря о развитии, полагался на рядовых участников процесса – предпринимателей. По его мысли, их естественная творческая энергия, заземленная реалистичной оценкой рождаемых рынком возможностей, и дает столь нужную модернизацию – причем не один раз за век, а как минимум каждые 10 лет. Для удобства Шумпетер выделял пять типов предпринимательских инноваций:

– выход на новые рынки;

– использование новых ресурсов;

– использование новых технологий;

– производство новых товаров;

– использование новых методов управления.

Любая из этих инноваций дает компании временное преимущество, иногда даже монополию, что и обеспечивает высокий для нее стартовый уровень отдачи на капитал.

Какими же инновациями должна заниматься Россия? Видимо, прежде всего теми, на которые найдется спрос и в нашей стране, и в мире. Экономика прежде всего существует для того, чтобы обеспечить достойную материальную и духовную жизнь людей. И поэтому наша инновационная стратегия, или модернизация, должна исходить прежде всего из самых очевидных потребностей граждан и компаний. В этом смысле предприниматели, нутром чувствующие рождающийся спрос, переиграют технократов. Именно предприниматели из среднего бизнеса своим ежедневным трудом меняют страну, обеспечивая прогресс и рост.

2.2. Достижения предыдущего этапа развития

Основа для перехода России к новому типу экономического роста была создана за 1999–2008 гг., когда в среднем ежегодный прирост ВВП составлял около 7 % (в мировой экономике – 4,6 % в год). Конечно, этот рост был поддержан хорошей внешнеэкономической конъюнктурой (постоянно растущими ценами на нефть, газ, металл, другие сырьевые ресурсы), но масштаб изменений огромен:

– кратный (в 2,4 раза) рост доходов граждан;

– кратное (примерно в 3 раза) увеличение численности среднего класса;

– резкий рост качества жизни в городах-миллионниках и в столицах субъектов Федерации;

– формирование новых экспортных рынков, в частности зернового;

– бурное развитие розничной торговли;

– формирование, как показал кризис, устойчивой банковской системы;

– существенное укрепление позиций страны на мировом энергетическом рынке;

– заметное расширение внутреннего спроса;

– ускорение темпов прироста инвестиций в основной капитал (в среднем их годовой прирост составил около 12 %);

– радикальное снижение (со 100 % до 3,5 % ВВП) масштабов государственного внешнего долга;

– рост объема экспорта России с 75 млрд долл. в 1998 г. до 469 млрд долл. в 2008 г., т. е. более чем в 6 раз.

За 10 лет количество безработных в стране снизилось с 9,4 до 4,5 млн человек, инфляция уменьшилась с 36,5 до 11,9 %, золотовалютные резервы страны выросли с 12,5 до 597 млрд долл. Впервые в истории России 10 лет подряд (1999–2008) ежегодно увеличивался объем производства в сельском хозяйстве. В целом за этот период объем в отрасли вырос в 1,5 раза. В 2003 г. был сформирован Стабилизационный фонд РФ, и к середине 2008 г. он по объему превысил 4 трлн руб., выполнив в период кризиса роль подушки безопасности, для чего, собственно, и был изначально предназначен.

В результате в России в основном завершен переход к рыночной экономике

. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их функционального действия.

Сформировался мощный слой развивающихся компаний. Капитализация российских компаний в 2007 г. превысила 100 % ВВП (т. е. составила около 1,3 трлн долл.). Среди населения начал складываться широкий слой инвесторов и акционеров. Развиваются институты гражданского общества.

Россия получила статус страны с рыночной экономикой и инвестиционный рейтинг. Были проведены реформы налоговой и бюджетной системы, местного самоуправления, принят пакет законов о земельной и судебной реформе, снижена административная нагрузка на малый бизнес, проведена реформа электроэнергетики. Реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила существенно модернизировать эти сферы, смягчить часть накопившихся диспропорций.

Объем ВВП по паритету покупательной способности (далее ППС) в 2008 г. превысил 2 трлн долл., и по этому показателю Россия вышла на шестое место в мире.

Таким образом, за предкризисные годы Россия восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров как по динамике развития, так и по масштабам экономики.

2.3. Кризис и его последствия. Антикризисная программа

Однако мировой экономический кризис привел как во всем мире, так и в России к резкому падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

Основная проблема российской экономики – до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. Вторая проблема – недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Третья проблема – недостаточная развитость финансового сектора, банков.

Таким образом, в предкризисные годы Россия в значительной мере упустила свой шанс лучше укрепиться, стать более устойчивой к колебаниям мировой конъюнктуры. Не были сформированы рыночные фонды «длинных» денег, сохранился высокий уровень инфляции, чрезмерно выросли корпоративные внешние долги, не была ликвидирована сырьевая направленность экономики, чрезмерно быстро укреплялся курс рубля. Все это привело к тому, что в 2008 г. в условиях кризиса (по данным Банка России) отток иностранного капитала составил 130 млрд долл., и примерно 65 млрд долл. в 2009 г.

Наибольшие трудности в преодолении кризиса испытали малообеспеченные семьи. Больше всего они страдали от инфляции, которую подхлестывали правительственные решения о повышении квартплаты, цен на газ, электричество и другие коммунальные услуги. Для среднего класса ипотека практически сошла на нет, автокредиты подорожали и резко сократились, цены на автомобили поднялись.

В докризисный период многие российские предприятия, в том числе нуждающиеся в санации, т. е. финансовом оздоровлении, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны ни со стороны государства, ни со стороны банков. Кредиты российских банков были дороже, сроки кредитования – меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. Суммарный корпоративный долг банков и предприятий достиг 500 млрд долл. (в том числе 200 млрд долл. – банки и 300 млрд долл. – предприятия). В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий и банков недоступными.

С начала проведения антикризисной политики Правительством РФ в качестве приоритетов были заявлены:

– поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора;

– социальная поддержка населения, сохранение и создание новых рабочих мест;

– поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;

– поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.

В основном антикризисные меры были направлены на решение следующих задач:

– расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам;

– снижение нагрузки на бизнес;

– смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда;

– стимулирование внутреннего спроса;

– поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции.

Основные инструменты реализации антикризисных мер в рамках государственной политики включали в себя налоговые, таможенные, бюджетные меры, закупки для государственных нужд.

С позиции характера (способа) распределения выгод от реализации мер между хозяйствующими субъектами выделяют три группы инструментов: селективные, конкурсные и системные. По объемам перераспределяемых ресурсов доминируют селективные меры: на них приходится почти половина ресурсов, что связано с концентрацией антикризисной политики на крупных и сверхкрупных предприятиях в режиме «ручного управления».

Теперь России для выхода из кризиса, достижения докризисного уровня и обеспечения в последующем долгосрочного устойчивого развития (как минимум на 10 лет – по аналогии с предыдущим десятилетием) необходимо найти внутренние источники роста. Принятые Правительством РФ антикризисные меры

позволили не допустить развала экономики. Первоначально намеченная цена антикризисных мер – более 4 трлн руб.

Примерно половину этих средств государство через систему субординированных кредитов выделило сначала пяти государственным банкам (Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, Сельхозбанк, Газпромбанк) под ставку рефинансирования Центробанка (13 %) сроком на 10 лет, те, в свою очередь, выделили эти кредиты крупнейшим коммерческим банкам, добавив свою маржу, так же на срок 10 лет. И, наконец, коммерческие банки выделили эти деньги в качестве кредитов (также добавив свою маржу) на те же 10 лет на конкурсной основе системообразующим предприятиям реального сектора экономики.