banner banner banner
Санация предприятия в отрасли. Учебное пособие
Санация предприятия в отрасли. Учебное пособие
Оценить:
 Рейтинг: 0

Санация предприятия в отрасли. Учебное пособие


Для поддержки предприятий Правительство РФ использовало и такие прямые инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам. Для всех предприятий в 2009 г. была снижена налоговая нагрузка. Так, налог на прибыль снижен с 24 % до 20 %. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции во ввозу технологического оборудования, не производимого в России.

В то же время, не сокращены государственные расходы по таким «технологическим» федеральным целевым программам, как «Космос», «Авиация», «Глобальная навигационная система», «Национальная технологическая база», «Атомная энергетика», «Электроника», «Развитие гражданской морской техники», «Нанотехнологии».

Кроме того, адресную государственную поддержку получили отрасли, имеющие значительный мультипликативный эффект на развитие сложных технологий (автомобилестроение, жилищное строительство), важные с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), а также оборонно-промышленный комплекс, топливно-энергетический и транспорт.

На переобучение и переподготовку в 2009 г. было направлено 173 тыс. человек, организовано 982 тыс. рабочих мест на общественных работах, в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам РФ. С начала 2009 г. в 1,5 раза (с 3260 руб. до 4900 руб.) был увеличен максимальный размер пособия по безработице.

2.4. Посткризисное восстановление

На этапе посткризисного восстановления государство исходит из ряда приоритетов:

1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме.

2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Неэффективные производства поддерживаться не будут. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, получат поддержку и содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом.

3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос (госинвестиции, госзакупки, спрос на жилье, потребительские товары и услуги отечественного производства).

4. Кризис – не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Вместо «нефтяного» роста необходимо перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая пять стратегических векторов экономической модернизации страны, предложенных Президентом РФ Д. А. Медведевым в его статье «Россия – вперед!»

:

– достижение лидерства в эффективности производства, транспортировки и использования энергии;

– сохранение и подъем на новый качественный уровень ядерных технологий;

– дальнейшее совершенствование информационных технологий;

– создание собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации;

– завоевание передовых позиций в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.

5. Отечественный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников.

6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему.

7. Правительство РФ и Центральный банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Будут приняты меры к последовательному снижению инфляции. Все это приведет к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста. Будет сохранен, а по возможности и увеличен объем накопленных финансовых ресурсов как для решения антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

В настоящее время российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития:

• усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

• ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обеспечивающая многие традиционные факторы роста;

• возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Причем кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики может быть значительно ускорен в случае замедления роста мирового спроса на углеводороды в связи с активным развитием альтернативных видов топлива и энергии и торможением роста экономик Китая и Индии.

Таким образом, решив за последние годы задачи создания институциональной основы рыночной экономики, обеспечив макроэкономическую стабильность, Россия, с одной стороны, получила возможность ставить амбициозные стратегические цели развития, с другой – оказалась перед необходимостью решения как остающихся острых проблем, так и преодоления долгосрочных вызовов.

2.5. Стратегия долгосрочного экономического роста

В соответствии с Концепцией 2020

стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных основ граждан. В 2015–2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП по ППС.

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к 2020 г. Уровень дохода и качество жизни россиян достигнет тех показателей, которые наблюдаются сегодня в развитых странах. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и высокий уровень экологической безопасности.

Душевой ВВП по ППС увеличится с 13,9 тыс. долл. в 2007 г. (42 % от среднего уровня ОЭСР) до 30 тыс. долл. в 2020 г. (70 %) и около 50 тыс. долл. в 2030 г. (110 %). Средняя ожидаемая продолжительность жизни возрастет до 72–75 лет, уровень младенческой смертности понизится в 1,3–1,4 раза. Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.

Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. При этом в экономику знаний и высоких технологий включаются сферы высшего и специального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения.

К 2020 г. Россия может занять значительное место (5–10 %) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в пяти – семи и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики и в первую очередь в секторах «экономики знаний». В табл. 2 представлены основные характеристики инновационного роста в 2020 г. по сравнению с 2007 г.

Таблица 2

Основные характеристики инновационного роста в период до 2020 г.

(в %)

Источник: Концепция 2020.

Особенность перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах, которые определяют специализацию российской экономики в мировом хозяйстве и позволяют в максимальной степени реализовывать национальные конкурентные преимущества.

Переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития требует реализации комплексных преобразований по следующим направлениям:

1. Развитие человеческого потенциала России.

2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.

3. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.

4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).

5. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.

6. Переход к новой модели регионального развития российской экономики.

Действие этих направлений суммарно обеспечит выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,5 % в год.

За пределами 2020 г. накопленный потенциал знаний и капитал, соответствующий передовым экономикам мира, определит сохранение тенденций устойчивого социально-экономического развития страны, с опорой на инновационные высокотехнологичные сектора экономики и сектор услуг как основные движущие силы экономического роста. К 2030 г. ВВП может вырасти по сравнению с 2007 г. в 3,8 раза, а ВВП на душу населения по ППС – достичь 51 тыс. долл. (в ценах 2005 г.).

Численность населения стабилизируется к 2015 г. на уровне 142–143 млн человек, а к 2025 г. достигнет 145 млн человек. Уровень абсолютной бедности

с 13,4 % в 2007 г. снизится до 6–7 % в 2020 г. и относительной бедности, или малообеспеченной части населения, с 22 % в 2007 г. до 15 % в 2020 г. Средний класс к 2020 г. должен превысить половину населения страны. Дифференциация населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) снизится с 16,8 раза в 2007 г. до 12 раз в 2020 г.

К 2015 г. будет решена проблема беспризорности. Средний размер трудовой пенсии к 2017 г. достигнет величины, обеспечивающей не менее двух с половиной прожиточных минимумов пенсионера.

2.6. Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики

Рост потребительских цен в 2015 г. должен составить не выше 4,5 %, в 2020 г. – 3 %, уровень монетизации экономики (т. е. отношение М2 к ВВП) к 2020 г. достигнет 65–75 % против 28,3 % в 2007 г.