banner banner banner
Глава государства
Глава государства
Оценить:
 Рейтинг: 0

Глава государства


Суды должны были состоять из судей, определенных государем, а также из судей, избранных в соответствии с существующими по этому вопросу особыми постановлениями.

Уставная грамота предусматривала учреждение Верховного Государственного Суда, который состоял из председателя, сенаторов и других особ, назначаемых императором. При Верховном Суде состоял Генеральный прокурор в качестве государственного обвинителя.

В каждом наместничестве в месте пребывания наместнического совета должен был учреждаться верховный суд наместнической области, состоящий из определенного числа сенаторов, назначенных государем для заседания в нем по очереди, а также из непременных судей, поступающих в него из председателей апелляционных судов.

Наблюдение за точным исполнением законов, а также предотвращение всяких злоупотреблений в судах возлагалось на верховные суды и Министерство юстиции.

Уставной грамотой предусматривалось создание апелляционных судов по уголовным и гражданским делам; надворных судов в столицах; судов первой инстанции по делам уголовным и гражданским (уездные суды и городовые магистраты); коммерческих, совестных и мировых судов, а также других судов, в которых окажется необходимость.

Носителем исполнительной власти выступал Государственный Совет, в который входили министры, члены Государственного Совета, государственные докладчики (статс-секретари) и «особы, коих угодно будет его императорскому величеству в него призвать».

Государственная уставная грамота Российской империи стала несомненной вехой в истории русского правительственного демократизма. Она явилась очевидным свидетельством высокого уровня русской политико-юридической мысли первой четверти XIX в. В нем нашли отражение государственно-правовые идеи, выработанные как в самой России, так и в Западной Европе.

Уставная грамота свидетельствовала о том, что в стране все было готово для «дарования» царем конституции. Однако смерть Александра I помешала дать обещанные им «коренные законы России».

При императоре Николае I (1825–1855) никаких изменений в положении самодержавия не произошло, хотя идеи об ограничении самодержавия продолжали разрабатываться.

Выдающийся вклад в развитие этих идей в России внесли декабристы.

П. И. Пестель с 1821 г. готовил проект социально-экономических и политических преобразований в России, известный под названием «Русская правда, или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления». «Русская правда» была принята в качестве политической программы Южного общества. Из десяти намечавшихся глав «Русской правды» известны только пять[112 - См.: Пестель П. И. Русская правда. Восстание декабристов. Документы. М., 1958, Т. 7. С. 112–215.].

«Русская правда» была наиболее выдающимся документом конституционного творчества декабристов. Согласно этому проекту в будущей Российской республике верховная власть должна была принадлежать свободному народу. В документе говорилось, что государство состоит из правительства и народа. Народ есть совокупность всех тех людей, которые принадлежат к одному и тому же государству и составляют гражданское общество, имеющее целью своего существования возможное благоденствие всех и каждого. «.Правительство, – говорилось в документе, – существует для Блага Народа и не имеет другого основания своему Бытию и Образованию, как только Благо Народное; между тем как Народ существует для собственного своего Блага и для Выполнения воли Всевышнего, призвавшего Людей на сей земле прославить его Имя, быть добродетельными и счастливыми. Сей Закон Божий постановлен для всех Людей в равной мере и, следовательно, все имеют равное право на его исполнение. А по сему Народ Российский не есть принадлежность или Собственность какого-либо лица или Семейства. Напротив того, Правительство есть принадлежность Народа и оно учреждено для Блага Народного, а не Народ существует для Блага Правительства».

П. И. Пестель считал, что народу должны принадлежать свобода занятий, свобода печати и вероисповедования. Никто из граждан не должен быть лишен свободы «иначе как законным образом и законным порядком», под страхом «строжайшей ответственности».

П. И. Пестель указывал, что взятие под стражу допустимо только на основании надлежащего письменного предписания с указанием причины. Никто не может войти в дом человека без его согласия.

П. И. Пестель утверждал, что подлежит отмене сословный строй. Отменяются преимущества дворян (обладание крепостными, освобождение от податей, телесного наказания, рекрутского набора и др.).

Он считал, что весь российский народ составляет одно сословие – гражданское. В соответствии с этим должен быть введен равный для всех гласный суд присяжных, должны быть упразднены чрезвычайные суды. За содержание печатного произведения автор мог привлекаться к ответственности только по суду.

П. И. Пестель считал, что если какое-либо правительственное учреждение, не имеющее права составления законов, тем не менее издает «законодательное изречение или определение», то граждане обязаны оказать ему неповиновение «совокупными силами» и действие их всячески останавливать «до разрешения верховной власти».

В другом документе П. И. Пестеля, дополняющем «Русскую правду», – «Конституция – государственный завет» – автор предлагал административно-территориальное деление России, которая должна была разделиться на области и уезды. Каждая область состояла из губерний или округов; губернии состояли из уездов; уезды – из волостей.

П. И. Пестель предлагал признать русскими все народы, населяющие Российское государство, которые должны были отказаться от своих названий и составить один народ.

Касаясь устройства верховной власти, П. И. Пестель отвергал равновесие властей, но принимал правило определительности круга действия. Верховная власть разделялась им на законодательную и верховно-исполнительную. Первая из них поручалась Народному вече, а вторая – державной Думе. Кроме того, предлагалась еще и блюстительная власть, обеспечивающая нахождение двух других в определенных для них пределах. Она поручалась Верховному собору.

Народное вече предлагалось формировать из народных представителей, избираемых народом на пять лет. Каждый год одна пятая часть вече должна была обновляться.

В период между сессиями веча действовала временная комиссия. Вече не могло быть распущено. Оно являлось единственным законодательным органом государства. Издаваемые им законы подразделялись на «заветные» и «все прочие». Первые должны были обнародоваться, предлагаясь на суждение всей России. Вече объявляло войну и заключало мир.

Державная дума, состоящая из пяти членов и избираемая народом на пять лет, должны была стоять во главе всех министерств и правительственных мест, которые должны были действовать с разрешения Думы и во исполнение ее приказаний. В документе указывалось, что Дума «ведет войну и проводит переговоры», но не может объявить войну и заключать мир.

Верховный собор должен был состоять из 120 членов («бояр»), назначаемых пожизненно. В документе устанавливалось, что Народное вече «препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюсти законное; после сего утверждения получает закон свою действительную силу». Собор назначает из своих членов по одному генерал-прокурору в каждое министерство и по одному генерал-губернатору в каждую область. Эти должностные лица должны были надзирать за законностью действий министерств и областных правлений.

Главная идея П. И. Пестеля была в том, что предлагаемый им республиканский строй должен быть введен посредством диктатуры временного правительства («временного верховного правления»), первейшим делом которого будет отмена крепостного права.

Временное правительство должны было определить структуру центральных органов страны, назначить министров и т. д. Свои задачи оно должно было решить за восемь-десять лет, после чего сойти со сцены.

Другой декабрист – Н. М. Муравьев сначала был приверженцем республики, однако позднее, под впечатлением разгрома революционных сил на Западе и усиления реакции в России, занял более умеренные позиции, отразившиеся в разработанном им в 1822–1825 гг. конституционном проекте будущего Российского государства[113 - См.: Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии. С. 384–410.].

Проект состоял из 13 глав, первая из которых – «О народе Русском и Правлении» – устанавливала, что русской народ, «свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства». В проекте установлено, что источником верховной власти является народ, «которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя».

В главе второй «О гражданах» указывалось, что гражданство есть право участвовать в общественном управлении: «посредственно, т. е. выбором чиновников или избирателей; непосредственно, т. е. быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти». Гражданами являются те жители Российской империи, которые пользуются вышеупомянутыми правами.

В третьей главе «О состоянии, личных правах и обязанностях Русских» указывалось, что все русские равны перед законом. В ней говорилось о том, что крепостное состояние и рабство отменяются, и раб, «прикоснувшийся земле Русской, становится свободным».

Всякому предоставлялось право излагать свои мысли и чувства «невозбранно и сообщать их посредством печати своим соотечественникам. Всякий имел право заниматься тем промыслом, который ему покажется выгоднейшим. Всякое уголовное дело производится с присяжными.

В проекте указывалось, что никто не может быть наказан иначе «как в силу закона, обнародованного до преступления и правильно, законным образом приведенного в исполнение».

Право собственности объявлялось священным и неприкосновенным. Граждане получали право «составлять всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого позволения, ни утверждения: лишь только б действия оных не были противозаконными». Они имели право обращаться со своими жалобами и желаньями к Народному вечу, к императору и к правительствующим сословиям держав.

Проект обязывал каждого «носить общественные повинности, повиноваться законам и властям Отечества и явиться на защиту Родины, когда востребует того закон».

В главе четвертой «О России» определялось государственное устройство России, которая должна была быть разделена на 13 держав, 2 области и 568 уездов или поветов.

В пятой главе «О внутреннем устройстве волостном и уездном или поветовом» говорилось о том, что в каждом уезде граждане, имеющие недвижимую собственность, выбирают тысяцкого на один год.

Обыватели каждой волости избирают на год или более волостного старейшину. Волостные старейшины должны были находиться «под особенным начальством тысяцких».

В главе шестой «О Народном вече» говорилось о том, что Народное вече, состоящее из верховной думы и палаты народных представителей, облечено «всею законодательной властию».

В соответствии с главой седьмой палата представителей должна была быть составлена из членов, избранных на два года гражданами держав. Всего избирались 450 представителей.

В восьмой главе «О думе Верховной» указывалось, что Верховная дума состоит из трех граждан от каждой державы, двух граждан от Московской области и одного от Донской области (всего 42 члена). Члены Верховной думы «набираются правительственными сословиями держав и областей, т. е. обеими соединенными в одно место палатами выборных и державными думами».

Верховной думе принадлежало право отправлять суд над министрами, верховными судьями и всеми прочими сановниками империи, обвиненными народными представителями. Дума участвовала вместе с императором в заключении мира, в назначении судей Верховного Суда, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и т. д.

Девятая глава «О власти, преимуществах Народного веча и составлении законов» указывала, что «Народное вече собирается, по крайней мере, раз в год. Оно имеет власть постановлять и отменять законы «судные и исполнительные», объявлять военное положение, проводить амнистию, объявлять войну, устанавливать налоги, утверждать бюджет и т. д.

В главе десятой «О Верховной исполнительной власти» говорилось об императоре, временном правителе и главах приказов.

Император объявлялся верховным чиновником Российского Правительства. Он соединял в себе всю исполнительную власть, имел право «останавливать действие законодательной власти» и принуждать ее «ко вторичному рассмотрению закона».

Император объявлялся Верховным Начальником сухопутной и морской силы и т. д.

В главе указывалось, что все «гражданские чиновники, главы приказов, правители временные и проч. могут быть лишены своих должностей, если вследствие обвинения палатою представителей уличены будут Думою в измене, расхищении общественной казны или сделали еще какие-либо преступления и, наконец, окажутся неспособными».

В одиннадцатой главе «О внутренних властях и о правительствах держав» говорилось о том, что правительство каждой державы состоит из трех отдельных независимых друг от друга властей, «но содействующих к одной цели, а именно правительствующей, исполнительной и судной».

Глава двенадцатая была посвящена правительствующей власти держав. В ней правительствующая власть каждой державы поручалась правительствующему собранию, состоящему из палаты выборных и из Думы.

Палаты выборных должны были состоять из членов, избранных гражданами на один год. Дума составлялась из членов, избранных на четыре года теми же избирателями, которые должны были избирать членов палаты выборных.

Правительствующее собрание имело право издавать постановления, касающиеся внутреннего управления держав; устанавливать административное деление края, более сообразное с нуждами и средствами жителей; устанавливать порядок выбора народных представителей; учреждать налоги, необходимые для организации управления державой; организовывать всякого рода общественные заведения, учебные учреждения, школы и проч.; содержать и приводить в порядок средства сообщения и т. д.