Книга Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах. Учебное пособие - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Иванович Курганов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах. Учебное пособие
Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах. Учебное пособие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах. Учебное пособие

Кто относится к персоналу уголовно-исполнительной системы?

К работникам уголовно-исполнительной системы относятся сотрудники (лица, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава) и рабочие и служащие учреждений (предприятий учреждений), исполняющих наказания, органов управления УИС, следственных изоляторов и иных предприятий и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.

К персоналу уголовно-исполнительной системы относятся сотрудники и рабочие и служащие, состоящие в штате учреждений (предприятий учреждений), исполняющих наказания, и следственных изоляторов. Деятельность рабочих и служащих регулируется законодательством о труде и Правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания. Организация работы сотрудников уголовно-исполнительной системы регламентируется законодательством РФ, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также Положением о прохождении службы в органах внутренних дел (до принятия Закона «О прохождении службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»). Сотрудники исполняют свои обязанности и пользуются в пределах их компетенции правами, предоставленными учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы.

Для персонала устанавливаются льготы: надбавки к окладам за особые условия работы, пониженный возраст для выхода на пенсию. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливается льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии (год за полтора), им выдаются беспроцентные ссуды для хозяйственного обзаведения, единовременное пособие при увольнении со службы (от пяти до двадцати окладов денежного содержания).

Личная безопасность сотрудников и членов их семей гарантируется законодательством РФ, в том числе уголовным (ст. 317–320, ч. 2 и 3 ст. 321 УК РФ). В интересах их безопасности не разрешается разглашение информации о месте жительства сотрудников, сведений о прохождении ими службы. Сотрудники обеспечиваются оружием и средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения (см. Инструкцию о порядке постоянного ношения и хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы и судебными приставами, обеспечивающими деятельность судов Министерства юстиции РФ, утвержденную приказом Минюста РФ № 300 от 10.11.2001 г.).

Что такое «меры безопасности» и в каких нормативных актах регламентируются основания и порядок их применения?

В случаях массовых беспорядков, злостного неповиновения законным требованиям персонала исправительных учреждений, оказания сопротивления персоналу, проявления буйства, захвата заложников, нападений на граждан, при побеге или задержании бежавших осужденных, в целях пресечения указанных противоправных действий сотрудниками уголовно-исполнительной системы могут применяться такие меры безопасности, как физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, светошумовые гранаты, средства разрушения преград, водометы, бронемашины. Основания применения мер безопасности определены в ст. 86 УИК РФ, а общие требования к их применению и порядок применения – в ст. 28–31 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Каков порядок применения мер безопасности сотрудниками уголовно-исполнительной системы?

Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах.

При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны: 1) предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным; 2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи; 3) доложить непосредственно начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.

В каких случаях сотрудниками уголовно-исполнительной системы может применяться физическая сила, специальные средства и оружие?

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять физическую силу для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых как осужденными, так и иными лицами.

Специальные средства, газовое и огнестрельное оружие могут применяться в следующих случаях:

1) для отражения нападения на персонал, осужденных и граждан: резиновые палки, светошумовые гранаты, служебные собаки, газовое оружие, а при возникновении угрозы жизни и здоровью, при групповом и вооруженном нападении на охраняемые объекты и при нападении с целью завладения оружием – огнестрельное оружие;

2) для пресечения массовых беспорядков, групповых правонарушений, при злостном неповиновении или сопротивлении – резиновые палки, светошумовые гранаты, наручники, служебные собаки, газовое оружие, а по указанию начальника (заместителя начальника) учреждения и с последующим обязательным уведомлением прокурора – водометы и бронемашины;

3) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений и транспортных средств – светошумовые гранаты, служебные собаки, газовое и огнестрельное оружие, средства разрушения преград, а по указанию начальника (заместителя начальника) учреждения с последующим уведомлением прокурора – водометы и бронемашины;

4) при конвоировании и охране осужденных и заключенных – наручники;

5) для задержания бежавших из-под стражи или из исправительных учреждений – светошумовые гранаты, служебные собаки, газовое оружие, средства разрушения преград, а по указанию начальника (заместителя начальника) учреждения с последующим уведомлением прокурора – водометы и бронемашины.

Огнестрельное оружие может применяться и в следующих случаях:

1) для остановки транспорта, используемого для побега;

2) для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных;

3) для задержания: лица, оказывающего вооруженное сопротивление; лица, застигнутого на месте совершения тяжкого или особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться; лица, отказывающегося выполнить требования сотрудника о сдаче оружия;

4) для подачи сигнала тревоги или предупреждения осужденных о намерении применить оружие.

В 2003 г. в уголовно-исполнительной системе меры безопасности применялись 5959 раз, в том числе: резиновые палки – 3245 раз, наручники – 2685, спецсредство «Черемуха» – 192, огнестрельное оружие – 12 раз.

В каких случаях огнестрельное оружие может применяться без предупреждения?

Огнестрельное оружие может применяться без предупреждения: а) при отражении вооруженного нападения или с использованием транспортных средств; б) при побеге с оружием или при помощи транспортных средств; в) при попытке приблизиться к сотруднику (сократить указанное расстояние) с обнаженным холодным или огнестрельным оружием, а также при попытке прикоснуться к оружию сотрудника.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник в течение суток обязан доложить непосредственному начальнику. В случае ранения или смерти осужденного начальник учреждения сообщает об этом прокурору. Применение сотрудниками мер безопасности с нарушением закона влечет установленную ответственность, вплоть до уголовной.

Против кого запрещается применять специальные средства и оружие?

Запрещается применять специальные средства, газовое и огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и заведомо несовершеннолетних (когда возраст известен или очевиден), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан. То есть нормы о необходимой обороне и крайней необходимости не перестают действовать в отношении сотрудников УИС.

Кто имеет право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения?

Категории лиц, имеющих право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, а также следственные изоляторы без специального на то разрешения, в том числе в целях контроля, определены в ст. 24 УИК РФ и ст. 38 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Это высшие должностные лица государства; члены Федерального Собрания; Уполномоченный по правам человека в РФ; Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры; должностные лица вышестоящих органов (ФСИН и Министерства юстиции РФ); представители международных организаций, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением прав человека.

В пределах соответствующих территорий – главы органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; уполномоченные по правам человека в субъектах Федерации; депутаты законодательных органов субъектов Федерации; прокуроры субъектов Федерации и прокуроры по надзору за законностью исполнения наказаний; судьи, осуществляющие судопроизводство на территориях расположения исправительных учреждений; а также члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью этих учреждений и органов.

Иные лица могут посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, только по специальному разрешению администрации соответствующих учреждений или вышестоящих органов.

Кто имеет право контролировать деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания?

В зависимости от субъектов можно выделить международный контроль, государственный контроль и общественный, которые, в свою очередь, подразделяются на виды и формы (эти вопросы регламентируются в гл. 3 УИК РФ).

В каких формах осуществляется международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания?

Международный контроль реально стал осуществляться после присоединения нашей страны к международным соглашениям по правам человека и признания компетенции международных органов (Комитета ООН против пыток, Европейского Суда) на рассмотрение индивидуальных жалоб российских граждан, в том числе осужденных. Первая форма такого контроля – это жалобы осужденных в международные органы, если исчерпаны все национальные средства правовой защиты. Вторая – посещение (в уведомительной форме) представителями международных организаций учреждений и органов, исполняющих наказания. Третья – рассмотрение в Комитете ООН против пыток периодических докладов стран – участниц Конвенции ООН о соблюдении прав человека (третий периодический доклад был представлен Россией в мае 2002 г.). К международному контролю можно отнести и сообщения и заявления иностранных государств об известных им фактах нарушения прав человека (эти действия не являются вмешательством во внутренние дела государства).

Каковы виды и формы государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания?

Государственный контроль осуществляется в нескольких видах: контроль органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 19 УИК РФ); контроль Уполномоченного по правам человека в РФ; судебный контроль (ст. 20 УИК РФ); ведомственный контроль (ст. 21 УИК РФ); прокурорский надзор (ст. 22 УИК РФ).

Контроль органов государственной власти включает в себя деятельность Президента РФ как гаранта Конституции, контроль Правительства РФ за федеральными органами исполнительной власти, контроль Федерального Собрания РФ (парламентский контроль). Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов в пределах соответствующих территорий. Формы контроля: рассмотрение заявлений и жалоб осужденных и их родственников, посещение исправительных учреждений, заслушивание отчетов должностных лиц, депутатские запросы, парламентские слушания и т. д.).

Уполномоченный по правам человека в РФ (омбудсмен) осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствии с конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ. Уполномоченный по правам человека осуществляет защиту прав и законных интересов осужденных, их родственников, персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Уполномоченный по правам человека имеет право: рассматривать заявления и жалобы осужденных и их родственников; проводить проверку жалоб и заявлений с выездом на место без специального разрешения; знакомиться с уголовным делом и иными материалами; обращаться в вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и суды с обжалованием незаконных действий должностных лиц; направлять должностным лицам уголовно-исполнительной системы заключение об их действиях, в которых усматриваются нарушения прав и свобод осужденных и иных лиц. Уполномоченный по правам человека составляет ежегодные доклады о своей деятельности и специальные доклады по отдельным проблемам, например специальный доклад от 10.10.2000 г. «О нарушениях прав граждан сотрудниками МВД России и уголовно-исполнительной системы Минюста России». Доклады Уполномоченного по правам человека подлежат обязательному официальному опубликованию. В некоторых субъектах РФ есть свои Уполномоченные по правам человека и Уполномоченные по правам ребенка.

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, по своей функциональной направленности может быть прямым и косвенным. Первой формой прямого контроля является рассмотрение жалоб и заявлений осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений. Второй – контроль за правильностью и обоснованностью представлений начальника учреждения или органа, исполняющего наказание, об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ, ч. 5 и 6 ст. 175 УИК РФ); об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 1 ст. 82 УК РФ, ч. 3 ст. 177 УИК РФ), и об отмене такой отсрочки (ч. 2 ст. 82 УК РФ, ч. 3 ст. 178 УИК РФ). Сюда же можно отнести рассмотрение представлений о замене одного вида наказания другим: более мягким (ст. 80 УК РФ, ч. 3 ст. 175 УИК РФ) или более строгим, например ограничение свободы на лишение свободы (ст. 53 УК РФ, ч. 4 ст. 58 УИК РФ), а также об изменении осужденному к лишению свободы вида исправительного учреждения (ч. 4 ст. 58 УК РФ, ст. 78 УИК РФ).

Косвенный контроль осуществляется судами при рассмотрении гражданских дел (в которых сторонами является осужденный или администрация) и уголовных дел в случае совершения преступлений осужденными или сотрудниками. Суд может выявить причины и условия совершенных правонарушений, установить вину конкретных сотрудников и вынести соответствующее частное определение.

Ведомственный контроль осуществляется департаментом правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб Минюста России, контрольно-ревизионными службами ФСИН и территориальных органов. Недавно введена новая должность помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в учреждениях УИС. Формы контроля: комплексные инспекторские проверки; рассмотрение жалоб и заявлений осужденных и их родственников; личный прием осужденных и их родственников; финансовые ревизии; посещение учреждений и органов; контроль за представлением установленных форм отчетности подчиненных органов и учреждений, исполняющих наказания.

Прокурорский надзор охватывает всю деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания. Надзор осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 168-ФЗ от 17.11.1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (разд. 3 гл. 4). В структуре органов прокуратуры функционирует специальное управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ № 3 от 04.02.2004 г. прокуроры субъектов РФ обязаны не реже одного раза в месяц проводить проверки следственных изоляторов и исправительных учреждений. Формы надзора: проверка приказов и распоряжений администрации учреждения на предмет их соответствия действующему законодательству; рассмотрение жалоб и заявлений осужденных; посещение учреждений и органов, исполняющих наказания; санкционирование определенных решений администрации учреждений (освобождение осужденных от отбывания наказания по амнистии; оставление осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии; введение режима особых условий в исправительных учреждениях). Способы прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности: постановление, отменяющее решение администрации (о наложении взыскания); представление об устранении нарушений закона, вносимое в вышестоящие органы; принесение протеста на действия должностных лиц, издавших незаконный приказ или распоряжение (при этом действие опротестованного акта приостанавливается); предостережение начальнику учреждения о недопустимости нарушения закона; постановление о возбуждении производства об административном правонарушении или уголовного дела.

В каких формах осуществляется общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания?

УИК РФ (ч. 2 ст. 23) предусмотрел возможность общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны общественных объединений, но до сих пор соответствующий закон не принят. Поэтому реально функции общественного контроля сейчас выполняют средства массовой информации и правозащитные организации (обращения в органы государственной власти, составление докладов, издание и бесплатное распространение справочной правовой литературы для осужденных и т. д.). В определенной степени общественный контроль осуществляют члены попечительских советов при воспитательных колониях, посещающие (в разрешительном порядке) эти учреждения.


Схема 2.1. Виды учреждений и

органов, исполняющих наказания 49

Схема 2.2. Виды исправительных учреждений

Схема 2.3. Уголовно-исполнительная система Минюста России (УИС)

Примечание. Водометы и бронемашины применяются только в предусмотренных законом случаях и только по указанию начальника (заместителя) учреждения с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

Схема 2.4. Виды мер безопасности, применяемых сотрудниками УИС

Схема 2.5. Виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Контрольные вопросы

1. Предусмотрена ли в уголовно-исполнительном законодательстве возможность посещать исправительные учреждения без специального на то разрешения для представителей международных организаций? Если да, то в какой статье УИК РФ?

2. Может ли прокурор объявить выговор начальнику исправительной колонии за допущенные нарушения?

3. Какой функциональный признак объединяет такие органы, как суд, командование воинской части, служба судебных приставов?

4. Возможно ли применение огнестрельного оружия в отношении женщин с видимыми признаками беременности?

5. Входят ли следственные изоляторы в уголовно-исполнительную систему?

6. Может ли огнестрельное оружие в необходимых случаях применяться сотрудником уголовно-исполнительной системы самостоятельно, без приказа начальника учреждения?

7. Относятся ли исправительные центры к числу исправительных учреждений?

8. Являются ли судебные приставы-исполнители сотрудниками уголовно-исполнительной системы?

9. В чем различие понятий «работник», «сотрудник», «персонал» уголовно-исполнительной системы?

10. К какой форме контроля (общественного или государственного) относится контроль за деятельностью исправительных учреждений со стороны Уполномоченного по правам человека в РФ?

Тема 3 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

Что понимается под правовым положением (статусом) осужденных?

Под правовым положением (статусом) осужденных понимается совокупность прав, законных интересов и обязанностей, которыми осужденные наделяются (приобретают) как субъекты уголовно-исполнительных и иных правоотношений. (Понятия «правовое положение» и «правовой статус» часто используются как синонимы, хотя в теории права между ними проводится различие).

По степени общности различают три вида статуса: общий правовой статус граждан; специальный правовой статус определенной категории граждан (статус военнослужащих, статус ветеранов труда и др.); индивидуальный правовой статус гражданина. Следовательно, правовой статус осужденных есть вид специального правового статуса. Внутри этого статуса можно выделить разновидности, т. е. правовые статусы лиц, отбывающих разные виды наказания: «Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания» (ч. 4 ст. 10 УИК РФ). Соответственно выделяется и индивидуальный правовой статус осужденного, который может изменяться во время отбывания наказания (в зависимости от поведения осужденного).

Процесс исполнения (отбывания) наказания – весьма сложный процесс, затрагивающий все стороны жизнедеятельности личности, порождающий множество общественных отношений. Поэтому правовой статус осужденных является межотраслевым правовым институтом: он определяется не только нормами уголовного и уголовно-исполнительного права, но и государственного, гражданского, трудового и других отраслей права (о социальном обеспечении, об охране здоровья и т. д.). Основы правового положения осужденных определены в ст. 10 УИК РФ.

Поскольку на территории Российской Федерации отбывают наказание не только российские граждане, но и лица без гражданства и иностранные граждане, в гл. 2 УИК РФ закреплены основы правового положения и таких лиц. Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства пользуются основными правами и несут основные обязанности, установленные УИК РФ для всех осужденных. Кроме того, они пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами РФ, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными российским законодательством (ч. 3 ст. 10 УИК РФ).

Из каких частей состоит правовой статус осужденных?

Правовой статус осужденных состоит из двух частей. Во-первых, он включает общий правовой статус граждан России. Осуждение лица не влечет потери гражданства (ст. 6 Конституции РФ, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека), а следовательно, и лишения общеправового статуса. Это имеет важное морально-политическое значение. Государство не отказывается от своих осужденных граждан, не мстит осужденным, оно уважает и охраняет их права, свободы и законные интересы так же, как и законопослушных граждан (ч. 1 ст. 10 УИК РФ). Осужденные пользуются правами и несут обязанности граждан России с определенными изъятиями и ограничениями, установленными федеральными законами (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Можно отметить, что в СССР применялась такая мера, как объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР (ст. 20 УК РСФСР 1926 г.).

Во-вторых, у осужденных как субъектов уголовно-исполнительных правоотношений возникают специальные права, законные интересы и обязанности, действующие только в период отбывания наказания и обусловленные спецификой конкретного вида наказания. Совокупность этих прав, интересов и обязанностей составляет вторую часть специального правового статуса осужденных. Это специальные субъективные права (например, право на телефонные разговоры – ст. 92 УИК РФ; право на получение посылок, передач и бандеролей – ст. 90 УИК РФ). Это специальные обязанности (обязанность трудиться – ст. 103 УИК РФ; обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, – ч. 5 ст. 11 УИК РФ и иные). Это могут быть специальные законные интересы (к примеру, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания – ст. 79 УК РФ, ст. 175 УИК РФ).